Научная статья на тему 'Категории «Ценность» и «Ценностная ориентация» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования'

Категории «Ценность» и «Ценностная ориентация» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1164
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА РОССИИ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

На основе анализа материалов и документов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены место категорий «ценность» и «ценностная ориентация». Выяснено, что приоритет «ценностно-нормативного ядра» содержания современного российского образования выдвигает проблему ценностей и ценностных ориентаций в число наиболее важных в научном и практическом отношении, поэтому перед образованием стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует нового осмысления и «свежих» подходов к развитию у обучающихся ценностных ориентаций, как важнейшего компонента внутренней структуры личности, обеспечивающего достижение личностных результатов обучающихся, что позволит создать основу для конкурентоспособности и профессиональной мобильности нового поколения граждан Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категории «Ценность» и «Ценностная ориентация» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.02

Скрипова Надежда Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заведующая кафедрой начального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected], Челябинск

КАТЕГОРИИ «ЦЕННОСТЬ» И «ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ» В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. На основе анализа материалов и документов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены место категорий «ценность» и «ценностная ориентация». Выяснено, что приоритет «ценностно-нормативного ядра» содержания современного российского образования выдвигает проблему ценностей и ценностных ориентаций в число наиболее важных в научном и практическом отношении, поэтому перед образованием стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует нового осмысления и «свежих» подходов к развитию у обучающихся ценностных ориентаций, как важнейшего компонента внутренней структуры личности, обеспечивающего достижение личностных результатов обучающихся, что позволит создать основу для конкурентоспособности и профессиональной мобильности нового поколения граждан Российской Федерации.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, ценность, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, базовые национальные ценности, ценностная ориентация.

Skripova Nadezhda Evgenevna

Candidate of pedagogical sciences, managing chair of elementary education of the State budgetary educational institution of additional vocational training the Chelyabinsk institute of retraining and improvement ofprofessional skill of educators, [email protected], Chelyabinsk

CATEGORY “VALUE” AND «VALUABLE ORIENTATION» IN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE GENERAL EDUCATION

Abstract. On the basis of the analysis of materials and documents of federal state educational standards of the general education “value” and «valuable orientation» are defined a place of categories.

It is found out that the priority of “a tsennostno-standard kernel» maintenances of modern Russian education puts forward a problem of values and valuable orientations in number of the most important in the scientific and practical relation, therefore before formation there are new calls and the problems which decision demands new judgement and “fresh” approaches to development in trained valuable orientations as the major component of internal structure of the person, providing achievement of personal results trained that will allow to create a basis for competitiveness and professional mobility of new generation of citizens of the Russian Federation.

Keywords: federal state educational standards ofthe general education, value, the Concept of spiritually-moral development and education of the citizen of Russia, base national values, valuable orientation.

Рассмотрение проблемы развития у обучающихся ценностных ориентаций обусловлено как активными инновационными процессами в общественно-политической и социально-экономической сферах общества, увеличением и интеллектуализацией направлений профессиональной деятельно-

сти, так и наличием негативных тенденций в области духовной культуры российского общества, которые влияют на девальвацию ценностей разных поколений, разрушают моральные устои и «размывают» жизненные ориентиры молодежи, снижают ценности производительного труда, деформируют

традиционные для нашей страны моральные нормы и ценностные установки. Многие исследователи отмечают, что отличительной особенностью социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе, является переоценка и осмысление ценностей; то, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо подвергается сомнению [см. подроб.: 2; 3; 4; 6].

Стратегическая цель государственной политики в области развития рынка труда изложена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и заключается в создании условий, обеспечивающих «развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность» [5].

При этом высокие требования предъявляются к качеству подготовки выпускников образовательных организаций. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определены основные задачи, направления и базовые ориентиры развития системы образования, на основании которых в рамках аксиологического подхода сформулированы «ценностные ориентиры общего образования», конкретизирующие общие образовательные установки [1, с. 9]. В Фундаментальном ядре содержания общего образования, которое является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в качестве важнейшей цели современного образования и одной из приоритетных и первых задач общества и государства определяется «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [12, с. 9]. По сути, это означает то, что именно системы ценностей «определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся» и, следовательно, всего содержания образования [3; 10].

С целью выявления потенциальных возможностей по развитию у обучающихся

ценностных ориентаций необходимо определить место категорий «ценность» и «ценностные ориентации» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (табл. 1) [7; 8; 9; 11].

Мы находим, что в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования значительное место отводится таким понятиям как ценностные идеалы (ориентиры), эмоционально-ценностное восприятие, система ценностей и др. Кроме того, мы видим, что в данных нормативных правовых документах разграничиваются духовные ценности; национальные ценности; гражданские ценности; нравственные ценности; социальные ценности; материальные ценности; базовые национальные ценности российского общества; ценности здорового и безопасного образа жизни; ценности семейной жизни; ценности человеческой жизни, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; ценность образования и науки, труда и творчества; национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Но важно отметить, во-первых, из всех продекларированных ценностей систематизированными оказываются лишь базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество и ценностные идеалы гражданского общества такие, как социальная справедливость; свобода - личная, индивидуальная; жизнь человека, его благосостояние и достоинство; межнациональный мир, семейные традиции, патриотизм. Во-вторых, в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования наличествует многочисленная лексика аксиологического характера, что требует наполнения её конкретным содержанием.

Следовательно, безусловный приоритет «ценностно-нормативного ядра» содержания современного российского образования выдвигает проблему ценностей и ценностных ориентаций в число наиболее важных в научном и практическом отношении, поэтому перед образованием стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует нового осмысления и «свежих» подходов к разви-

тию у обучающихся ценностных ориентаций, как важнейшего компонента внутренней структуры личности, обеспечивающего достижение личностных результатов обу-

чающихся, что позволит создать основу для конкурентоспособности и профессиональной мобильности нового поколения граждан Российской Федерации.

Таблица 1

Категории «ценность» и «ценностная ориентация» в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

1 2 3

Общие положения

1. ... направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности; овладения духовными ценностями; 2 ... осуществляется: духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. 3. Портрет выпускника: уважающий и принимающий ценности семьи и общества. 1. . направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; овладения духовными ценностями; осуществляется духовно-нравственное развитие, воспитание. 2. Портрет выпускника: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонацио-нального российского народа, человечества; осознающий ценность труда, науки и творчества; соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями. 1.... направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. 2. Портрет выпускника школы: осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества.

Требования к результатам освоения основной об] эазовательной программы

1. Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 2. Предметные результаты по предметным областям «Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (окружающий мир)», «Основы духовнонравственной культуры народов России», «Искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» включают ценностные ориентиры содержания образования. 1. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения ценностям народов России и народов мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; принятие ценности семейной жизни. 2. Предметные результаты по предметным областям «Филология», «Общественнонаучные предметы», «Математика и информатика», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Естественнонаучные предметы», «Искусство», Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» включают некоторые ценностные ориентиры содержания образования. 1. Личностные результаты должны отражать: традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформи-рованность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; усвоение общечеловеческих ценностей; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни. 2. Метапредметные результаты: умение принимать решения с учётом гражданских и нравственных ценностей. 3. Предметные результаты по предметным областям «Филология и иностранные языки», « Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», а также дополнительные учебные предметы, курсы по выбору и индивидуальный проект должны включать некоторые ценностные ориентиры содержания образования. обеспечивать развитие ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

1 2 3

Требования к структуре основной образовательной программы

1. . направлена на духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. 2. Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать: описание ценностных ориентиров. 3. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 4. Программа духовнонравственного развития, воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. 1. . направлена на духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.. 2. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающая такие направления, как духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация. 3. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна обеспечивать: формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок. 1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования должна обеспечивать формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок. 2. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2008. -151 с.

2. Ахметова М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 166 - 171.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

4. Жуков В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. - М.: Союз, 1998. - 327 с.

5. Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р// http://www.consultant.ru/online/

base/?req=doc; base=law;n=82134.

6. Мамлеев С. А. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 3. - С. 192-194.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2007. № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении и введении в действие феде-

рального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012. № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с.

11. Скрипова Н. Е. Подготовка педагогов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7. - С. 146-150.

12. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. -142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.