Научная статья на тему 'Развитие ценностной ориентации школьников общеобразовательных учреждений на рабочие профессии'

Развитие ценностной ориентации школьников общеобразовательных учреждений на рабочие профессии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ КАК ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / РАЗВИТИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / VALUE / BLUE-COLLAR OCCUPATIONS AS A VALUE / VALUABLE ORIENTATION IN BLUE-COLLAR OCCUPATIONS / DEVELOPMENT / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

В статье представлен анализ терминов «ценность», «рабочие профессии как ценность», «ценностные ориентации», «ценностная ориентация на рабочие профессии», «развитие», «развитие ценностной ориентации на рабочие профессии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VALUABLE ORIENTATION IN BLUE-COLLAR OCCUPATIONS OF SCHOOL STUDENTS

In article the analysis of terms «value», «blue-collar occupations as a value», «valuable orientations», «valuable orientation in blue-collar occupations», «development», «development of valuable orientation in blue-collar occupations» is presented.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностной ориентации школьников общеобразовательных учреждений на рабочие профессии»

УДК 37.047

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ

© 2012 Н.Е.Скрипова

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья поступила в редакцию 04.09.2012

В статье представлен анализ терминов «ценность», «рабочие профессии как ценность», «ценностные ориентации», «ценностная ориентация на рабочие профессии», «развитие», «развитие ценностной ориентации на рабочие профессии».

Ключевые слова: ценность, рабочие профессии как ценность, ценностные ориентации на рабочие профессии, развитие, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ориентаций школьников, определяются профессиональные и социальные перспективы личностного развития. Среди масштабных социально-экономических проблем, требующих нового осмысления в теории и практике находятся вопросы развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии.

Как известно раскрытие сущности понятия предполагает необходимость дать ему определение. Указание же ближайшего рода и видового отличия является наиболее распространённым и логически строгим способом определения понятий. Следовательно, чтобы выяснить сущность выражения «развитие ценностной ориентации школьников на рабочие профессии», необходимо определить его смыслонесущие элементы. Легко обнаруживается, что данное понятие состоит из четырёх элементов: «ценность», «рабочие профессии как ценность», «ценностные ориентации на рабочие профессии», «развитие», которые определяют его сущностные характеристики. Определим далее эти смыслоне-сущие элементы.

Анализ справочно-энциклопедической, научной литературы, документов и материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования показывает, что из всего многообразия подходов для нашего

исследования в большей степени подходит определение ценностей, предложенное Б.С.Бра-тусем. Вслед за данным автором под ценностями будем понимать осознанные личностью общие смыслы жизни, которые являются образующими единицами сознания личности и определяют нравственную позицию человека1.

Далее вполне конкретный интерес для нашего исследования имеет вопрос классификации ценностей, так как данное рассмотрение позволит нам очертить границы, определить их иерархию, выделить наиболее значимые и определить место предмета нашего исследования. Подчеркнем, что невозможно расположить ценности в порядке их важности, потому что любая такая попытка включает элемент субъективного характера и в какой-то мере относительна. Проведённый нами анализ классификаций ценностей показал, что никто из авторов не выделяет рабочие профессии в качестве ценностей2. При этом мы утверждаем, что с точки зрения принятого в качестве рабочего определения ценности, такой объект как рабочие профессии полноправно можно отнести к категории ценностей. Попытаемся это обосновать. Действитель-

Скрипова Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования. E-mail nscripova@mail. ru

1 Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Гл. науч. ред. и сост. С.Ю.Солодовников. - Мн: 2002. - С. 918; Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: Психол. исслед. - М.: 1985.; Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект). Рос. акад. образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: 2008. и др.

2 Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: 1993; Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманит. образования в высш. шк.): Тр. исслед. центра. - М.: 1992; и др.

но, рабочие профессии представляют собой некие явления, имеющие то или иное смысловое значение категории «труд» как «вечное естественное условие человеческой жизни». «Рабочие профессии» как понятие включает в себя, по нашему мнению, три основные стороны - отношение к труду рабочего, жизненная необходимость и внутренняя сторона взаимосвязи личности и общества. Следовательно, рабочие профессии важны с точки зрения полноценного и всестороннего развития социально ответственной личности. В качестве приемлемых ориентиров, позволяющих говорить о возможности сущностного определения нового вида ценности - ценность рабочих профессий для нашего исследования значительный интерес представляют базовые национальные ценности, декларируемые Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая в свою очередь является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования3. Поэтому возможно, на наш взгляд, при конкретизации базовой национальной ценности «труд» учитывать ценность рабочих профессий, способствующей развертыванию внутреннего богатства каждого человека и социальному прогрессу человечества. Являясь основой равноценности, основой социально ответственной личности, то есть социальной доминанты, которая не противоречит позиции национального воспитательного идеала как «высшей цели образования» и будет способствовать созданию «продуктивного истеблишмента», или экономической системы, обеспечивающей эффективное функционирование всех экономических механизмов в «мировой общности». Следовательно, в качестве вывода можно заключить, что осознание обучающимися ценности рабочих профессий как социальной доминанты не противоречит позиции национального воспитательного идеала и может являться структурным компонентом базовой национальной ценности «труд».

Как известно, ценности человека экстерио-ризуются в его ценностных ориентациях. Исходя из задач исследования далее мы остановимся на характеристике этого понятия. Теоретический анализ литературы по проблеме ценностной ориентации в широком ее представлении позволил определить основные положения4.

3 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: 2009.

4 Большой энциклопедический словарь: философия,

социология, религия, эзотеризм, политэкономия....;

Ценностные ориентации - это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «я». Далее нам необходимо отметить то, что ценности и ценностные ориентации - не одно и то же. Ценностные ориентации есть результат личностного выбора, предпочтения определённых ценностей, принятие которых автоматически определяет построение индивидуальной ценностной иерархии по критерию значимости для субъекта.

Учитывая контекст нашего исследования, в качестве рабочего определения ценностных ори-ентаций обучающихся примем определение, в соответствии с которым ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры личности обучающегося, представляющие собой систему ценностей и отражающие цели, стремления, жизненные идеалы, которые определяют сознание, отношение к явлениям окружающего мира, являющиеся как побудителями деятельности, так и личностным смыслом.

Далее считаем нужным конкретизировать данное определение. В частности отразить в нём личностный контекст, а также сущностные характеристики и особенности категории «рабочие профессии как ценность». В нашем исследовании под ценностной ориентацией школьников на рабочие профессии будем понимать особое личностное образование, когда рабочие профессии как социальная доминанта личности и ценность приобретает для обучающихся личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни.

Смысловую основу обозначенного нами выражения образует термин «развитие», который в научной литературе имеет достаточно неоднозначную интерпретацию. Полагаем, что имеет смысл подчеркнуть сложившуюся неоднозначность в трактовках развития как явления. Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Сущест-

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: 1986; Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект). Рос. акад. образования....

венную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени. И только время выявляет его направленность5.

В интерпретации феномена развитие ключевой является идея о том, что движущей силой развития выступает целенаправленная борьба противоположностей - положительной и отрицательной стороной процесса. Так как развитие представляет собой закономерное качественное изменений материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и обратимое, то одновременное наличие этих свойств отличает развитие от др. явлений. Обратимые изменения характерны для процесса функционирования (т.е. воспроизведения постоянной системы связей и отношений). При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс единой, внутренней взаимосвязанной линии, свойственной развитию.

С философской точки зрения развитие означает необратимое направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Если речь идёт о развитии человека, то предполагается становление личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. При этом соответствующее становление характеризуется количественными и качественными изменениями в человеке.

Нам интересна и точка зрения, изложенная в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которая интерпретирует понятие развитие в качестве «процесса и результата перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.6.

Достаточно полную интерпретацию термина «развитие» мы находим в психологической литературе. В.А.Петровский рассматривает развитие как «закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выра-

5 Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека: Учеб. пособие. Челябинск: 2010. (Классическое университетское образование).

6 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....

женное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях7. В.В.Давыдов развитие толкует как «последовательное (прогрессирующие или регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реор-ганизацию»8.

Одним словом, психологи отмечают, что психические изменения в личности нельзя объяснить только механическим взаимодействием биологических и социальных факторов. Исто-рико-эволюционный подход к развитию рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В данной схеме биологические качества личности выступают в качестве безличных предпосылок развития личности, а общество рассматривается как условие осуществления деятельности. Это обстоятельство позволяет утверждать, что движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей.

В соответствии с этим остановимся на понимании развития как процесса прогрессивных изменений чего-либо, связанного с его совершенствованием, приобретением новых положительных качеств и свойств. В результате развития образуется новое качественное состояние объекта, которое отличается от предыдущего и по составу, и по структуре.

На этом основании развитие ценностной ориентации школьников на рабочие профессии мы определяем как взаимосвязанный и развёртываемый во времени процесс направленного изменения когнитивного, аксиологического, рефлексивного компонентов ценностной ориентации, которые в своей совокупности обеспечивают возможность осмысленного её осуществления.

Рассматривая психологическую интерпретацию «развитие ценностной ориентации», следует остановиться на исследовании Л.С.Выготского, который определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием этого, не бывшего на прежних ступенях»9. Необходимо акцентировать внимание на том. Что психологический механизм развития личности в процессе обучения Л.С.Выготский связывает с зоной

7 Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов на/Д.: 1996.

8 Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: 1996. - С. 160 - 169.

ближайшего развития. Исследования, проведённые Л.С.Выготским и его последователями, показывают, что зона ближайшего развития является следствием становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Мы также будем основываться на этой точке зрения и исходить из того, что в основе развития находится ориентир на те психические функции, которые ещё не созрели, то есть на перспективу.

Таким образом, сегодня ученые рассматривают развитие как сложный процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от старого качественного состояния к новому, процесс обновления, рождение нового; и как процесс роста и созревания организма, которые протекают в тесной взаимосвязи с психическим развитием, влияют на него; и как процесс духовного изменения во всех значимых для личности сферах:

в деятельности, в отражении окружающей действительности, в познавательных процессах и др. Для данного исследования чрезвычайно важным является рассмотрение развития как закономерного, направленного, качественного изменения материальных и идеальных объектов. В результате такого изменения возникает новое его качественное состояние, основой которого выступает диалектическое единство возможного и действительного, потенциального и актуального. Мы также выяснили, что процесс развития, в какой бы системе он не осуществлялся, основывается на единой внутренней взаимосвязанной линии. При этом результатом развития может стать новое качественное состояние объекта. Если рассматривать ценностную ориентацию школьников, то в качестве такого нового качественного состояния могут стать: осознание ценности рабочих профессий и смысла жизни; позитивное восприятие духовно-нравственного изменения; достижение обучающимися планируемых личностных результатов и т.п.

9Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: 2005.

DEVELOPMENT OF VALUABLE ORIENTATION IN BLUE-COLLAR OCCUPATIONS

OF SCHOOL STUDENTS

© 2012 N.E.Skripova°

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skills of Educators

In article the analysis of terms «value», «blue-collar occupations as a value», «valuable orientations», «valuable orientation in blue-collar occupations», «development», «development of valuable orientation in blue-collar occupations» is presented.

Key words: value, blue-collar occupations as a value, valuable orientation in blue-collar occupations, development, federal state educational standards of the general education.

Nadezhda Evgenevna Skripova, the candidate of pedagogical sciences, managing elementary education chair. E-mail nscripova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.