DISPUTATIO
УДК 141.333
КАТЕГОРИИ СЕМЬИ КАК ОБЩАЯ ОСНОВА ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРЕХ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
В.Ф. Медведовская
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
sibmed@bk.ru
Цель данной работы — показать общую основу трех метафизических схем: кабалистической — Дерево Сфирот, китайского чертежа Великого предела и суфийской эннеаграммы Гурджиева. Объединение текста и схемы дает нам восприятие информации на качественно ином уровне. Текст можно сравнить с категорией времени. Текст линеен, он разворачивается во времени при написании и прочтении. Схема — это категория пространства. Объединение пространства и времени дает нам движение. Объединение текста и схемы можно сравнить с объединенной работой двух полушарий головного мозга: правого образного и левого логического. Этот новый уровень восприятия можно сравнить с интуицией. Каждая из трех схем может быть использована для описания структуры семьи, что позволяет выделить общую основу конструкций, три составляющие этой схемы, их взаимосвязь, внешний и внутренний циклы. Но и сама семья может быть использована как инструмент для объяснения каждой из этих сложных, многозначных схем.
Ключевые слова: Дерево Сфирот, порядок Фуси, семья, триграмма, чертеж Великого предела, эннеаграмма Гурджиева.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-5-12
Одним из способов познания окружающего мира выступает его категоризация и схематическое отображение наиболее важных для человека процессов и явлений. Начиная с неолитической схемографики, описывающей основные жизненные процессы и представления homo sapiens того времени (охота, походы, примитивный анимизм) и заканчивая современными научными схемами (структура ДНК, уравнение сохранения энергии и т. д.), человек во все времена ставил одну основную гносеологическую цель. А как следствие, через познание он стремился (и стремится) к управлению Вселенной через приобретенные схемы.
В китайской философии существует концепция взаимодействия двух начал: активного и пассивного — инь и ян (РЛРВ). Согласование этих двух начал в Мироздании и в отдельном конкретном случае выражается в понятии ян (активность, ассимиляция, внешнее проявление, жар, мужественность, отдача, проникновение, свет, юг) и понятии инь (пассивность, диссимиляция, внутренние преобразования и подготовка перемен, холод, женственность, принятие, тень, север). Понятия мужского и женского начала, сильного и слабого являются условными. Так, день ассоциируется с ян, активным началом. Днем мы бодрствуем, работаем, расходуем
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
вкритлтю
ресурс. Ночь — это инь. Ночью мы отдыхаем, накапливаем силы. Но человек может отдыхать днем и работать ночью.
Эта парадигма может иметь практическое применение. Например, чертежи Великого предела были использованы при разработке программ стратегического развития Омска с учетом диалектических начал инь и ян. В данной работе было показано, что преобладает «янская» тенденция, требующая расхода имеющихся запасов. «Иньская» стратегия накопления ресурсов, в первую очередь человеческих, практически не используется. Необходимо отметить, что стратегия ян — это тенденция к конкуренции, а стратегия инь — к кооперации [1, с. 183—207].
Для того чтобы представить модель семьи, обратимся к чертежу Великого предела. Взаимосвязь чередующихся противоположностей характеризует схема Великого предела Тай цзи ту (Ж®Ш). Белая точка на черном фоне и черная точка на белом фоне олицетворяют «зародышевые» состояния взаимных превращений, внутреннюю взаимосвязь, взаимопроникновенность полярностей, являющихся корнем друг друга [2, с. 32].
Две противоположности образуют новый объект. Две дискретные величины образуют континуальный объект. Здесь можно обратиться к принципу дополнительности Бора1 (рис. 1), когда элементарная частица обладает свойствами и волны, и частицы. Мы можем рассматривать семью как совокупность дискретных элементов (любая семья состоит из отдельных людей) и как системный объект в новом качестве, поскольку семья — это не просто группа людей, проживающих в одном месте.
1 Нильс Бор использовал схему Великого предела (taiqi) как иллюстрацию этого принципа дополнительности.
Рис. 1. Схематическое выражение процесса развертки Великого предела
Рассмотрим дальнейшее развитие чертежа Великого предела. Компонента ян — мужское начало — обозначается сплошной чертой; Инь — женское начало — прерывистой. Можно использовать двоичный код и обозначить сплошную черту как 1, а прерывистую как 0. Каждая из этих полярностей может рассматриваться как единичная и также разделяется на противоположности. Получаются четыре силы. Они делятся на большие (старые тай (Ж) (два символа, имеющие одинаковые черты) и малые шао (молодые) (два символа имеющие разные черты). Эти диграммы можно интерпретировать как родители — отец (тай ян), мать (тай инь) и дети — сын (шао ян), дочь (шао инь). В обобщенной модели четверка стихий отражает фазы любого циклического явления: дерево — рождение; огонь — максимальная активность, кульминация; металл — упадок, регресс; вода — минимальная активность, конец, смерть. Исходя из данной корреляции наиболее «инь-ской» является стихия вода, а «янской» — огонь, в меньшей степени — соответственно металл и дерево. Почва является нейтральной стихией. Ввиду своей нейтральности почва обычно ставится в центр схем, в которых различные четверичные временные циклы обозначаются с помощью символов
стихий. Это схемы, в которых «четыре времени совершают свой ход».
Далее мы приходим к восьми символам гуа. Две старшие триграммы обозначают отца и мать, шесть младших триграмм означают сыновей и дочерей. Восемь первооснов гуа используются для классификации и осмысления в различных областях, таких как медицина, боевые искусства, устройство дома и т. д. Но интересно, что для объяснения используются семейные категории, наиболее общие и понятные.
Получается нечто вроде «дерева», при ветвлении которого в символах каждого следующего уровня добавляется новая верхняя позиция с той или иной чертой. В принципе, наращивать позиции символов в таких схемах можно до бесконечности, но древние китайцы остановились на шести позициях. Символы с четырьмя и пятью позициями не употреблялись, а вот с шестью позициями занимали очень важное место в древнекитайской науке, поскольку они составляли символическую основу «Канона перемен». Их называли так же, как и триграммы, гуа (в китаеведении используется термин «гексаграммы»). Всего таких символов 64, т. е. полное число вариантов, получаемых при комбинировании двух типов черт в шести позициях или при сочетании по две всех триграмм, составляющих верхние и нижние части гексаграммы [2, с. 38].
Восемь символов образуют так называемый порядок Фуси. Другое представление этого порядка называется «преднебесный чертеж» (сянь тянь ту) (^^Щ). Эту схему составил Чэнь Туань, ему же принадлежит и ориентация этой схемы по странам света (рис. 2), по китайским канонам юг было принято изображать сверху.
В этой схеме порядок Фуси образуется из двух последовательностей по четы-
ре триграммы, которые соединяются через центр круга (отмечено пунктиром; триграммы основанием обращены к центру круга).
Э
N
Рис. 2. Преднебесный чертеж. Схематическое выражение образования порядка Фуси
Согласно порядку Фуси, триграмма тай инь (мать) получает поддержку от среднего и младшего сына и передает ресурс старшему сыну, она находится в окружении «ян-ских» триграмм. Триграмма тай ян (отец) получает поддержку от средней и младшей дочерей и передает ресурс старшей дочери, т. е. триграмма окружена «иньскими» триграммами. Эта схема возвращает нас к исходной схеме тай цзи ту, в которой мы видим две противоположности Инь и Ян, причем внутри каждой их них находится зародышевая точка противоположности. В данном случае триграмма отца окружена триграммами дочерей, а триграмма матери — триграммами сыновей.
В.Е. Еремеев объединил восемь триграмм «гуа», так называемый Мавандуйский порядок, и энеаграмму Гурджиева.
Энеаграмма представляет собой круг, на котором расположен ряд натуральных чисел от 1 до 9. Шесть из этих чисел —
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ОКРиТАТЮ
1, 2, 4, 5, 7, 8 — связаны между собой в следующем порядке: 1, 4, 2, 8, 5, 7 ... и образуют гексанему. Остальные три числа — 3, 6, 9 — образуют тригон (треугольник импульсов, толчков). Связь между числами — это отражение взаимоотношений между элементами описываемой системы [3, с. 384— 394]. Г.И. Гурджиев предложил использовать энеаграмму как модель, как отражение универсальных закономерностей мира, различные структурные уровни которого построены по единому образцу. Энеаграмма описывает эволюционное развитие системы, например, жизненный цикл человека: 1 — младенчество, 2 — детство, 3 — пубертатный период (внешний толчок — гормональная перестройка организма), 4 — молодость, 5 — зрелость, 6 — климакс (снова гормональная перестройка организма), 7 — пожилой возраст, 8 — старость, 9 — смерть, но можно представить и как рождение, т. е., начало нового цикла.
дерево зерно
Рис. 3. Энеаграмма, представленная через первоэлементы
В таком виде базис-схема разделилась на две части: правую женскую (металл, вода, зерно), левую мужскую (дерево, огонь, почва). Представим металл как род женщины, вода — это мать, зерно — дочь. Соответственно, дерево — это род мужчи-
ны, огонь — отец, почва — сын. Круг М-В-З-Д-О-П показывает цикл взаимопорождения и поддержки (отец-сын), внутренняя гексанема М-З-В-П-Д-О — цикл взаимоугнетения (дед-внук). Число 3 можно представить как старшую триграмму тай Ян (мужское начало). Этот внешний импульс — заключение брака, присоединение мужчины к роду жены. Далее следует триграмма Чжэнь (зерно), рождается дочь. Триграмма Сюнь (дерево) символизирует рождение сына. Цифра 6 как внешний толчок — это присоединение женщины к роду мужчины, триграмма тай инь. Цифра 9 — это непосредственно тай чи, зарождение семьи, рода; соответственно, одна семья исчезает, возникает другая семья. Согласно энеаграм-ме мы видим, что род порождает женщину как мать и развивается далее с рождением дочери. Рождение мальчика и превращение этого мальчика в отца дает начало новому роду, мужскому. Такое объяснение показывает первичность матриархата, эн-неаграмму можно использовать для описания исторических изменений семьи как социального института [4].
Если интерпретировать энеаграмму как стремление соединиться с другим человеком, то мы получим, что женский род поддерживает мать, далее мать соединяется с дочерью. Аналогичное присоединение происходит по мужскому роду. Внутренняя гексанема отражает стремление к индивидуальности. Женский род отделяет девочку в определенном возрасте, мужской род отделяет мальчика. Они создают свою семью.
Данное представление чертежа Великого предела позволяет также увидеть структуру, общую с Деревом Сфирот (рис. 4). В Каббале есть схема под названием «Дерево Сфирот» или «Древо жизни» — символи-
ческая карта Вселенной в ее главных аспектах и в то же время ее малой копии — человека. Это геометрическое расположение имен, чисел, символов и идей оказалось удобной системой классификации явлений Вселенной и записи их взаимоотношений. Каббалисты считают, что данная схема представляет безграничные возможности для аналитического и синтетического мышления [5, с. 29]. 10 сефирот соединяются 22 каналами (циннор), соответствующими «буквам», и располагаются сверху вниз по степени удаленности от первоисточника - Эйн-софа. Каждая единица дерева получает свыше собственные свойства, сохраняет, проявляет их и оказывает воздействие на все находящееся внизу. Каждая сфира и каждый вспомогательный путь содержат в своей собственной сфере Дерево Жизни, значит, в каждом разделе можно выделить десять подразделов в целях более точного и подробного анализа. Само Дерево можно также поместить в каждом из четырех Миров согласно каббалистической схеме эволюции.
Рис. 4. Объединенная схема Великого предела и Дерева Сфирот
Дерево Жизни делится на четыре космических уровня, в которых пребывает творящий поток жизни. Первый из этих уровней - Олам Ацилут, Мир Архетипов; второй — Олам Брия, Мир Творения; третий — Олам Йецира, Мир Формирования. Все они находят выражение и динамическую конкретизацию в Олам Ассия, Мире Действия или Материальном Мире. Этот мир согласно «Зоару» есть неизменная истина гармоничного взаимодействия всех Сфи-рот, делающая Вселенную во всей ее упорядоченности и симметрии истинным и точным проявлением Божественной мысли Архетипического Мира [5, с. 156].
Существует еще изображение системы сфирот в виде частей тела совершенного космического человека Адама Кадмона, у которого сфирот 1 и 2 — это глаза, 3 — лоб или третий глаз, 4 и 5 — руки, 6 — туловище, 7 и 8 — бедра, 9 — место обрезания и 10 — стопы.
Правая часть соответствует Столпу Милосердия — мужская эманация (1, 4 и 7 сфи-рот), левая часть — Столпу Строгости — женская эманация (2, 5 и 8 сфирот). Срединный Столп (3, 6 и 9 сфирот) — это тригон. Рассмотрим развертку Великого предела в сравнении с Деревом Сфирот.
• «Беспредельное, а затем Великий Предел». Айн (Ничто) преобразуется в Айн Соф (Беспредельность), а затем путем сжатия концентрируется в центральную неизмеримую точку Кетер (Корона).
• «Великий предел приходит в движение и порождается ян. Движение доходит до предела и наступает покой. В покое рождается инь. Разделяются инь и ян — поэтому устанавливаются два образа». Первая сфира Хохма — мужская, вторая Бина — женская, их взаимодействие порождает третью сфиру — Даат. Три Верхних сфи-
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ОПРиТАТЮ
рот идеальны, семь нижних являются их отражением.
• «Ян превращает, инь соединяет, происходит рождение воды, дерева, огня, металла, почвы». Мы можем найти соответствие с пятью центральными сфирот. «Ян-ские» стихии соответствуют мужским сфи-рот: Хесед — огонь, Нецах — дерево; «инь-ские» стихии — это женские сфирот: Гву-ра — вода, Ход — металл. Подобно тому как почва ставится в центре пентаграммы, сфи-ра Тиферет тоже находится в центре Дерева Сфирот.
• «Небесное дао устанавливает мужское, земное дао устанавливает женское. Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и нет им конца». Число 10 самое повторяемое в Библии. Это десять божественных фраз, с помощью которых был создан мир десяти вещей в первый день творения, десять категорий души Израиля, десять заповедей и т. д. Десять сфи-рот образуют Дерево Жизни.
• «Истоки начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения». Великий предел возникает из беспредельного и дифференцируется на инь и ян, затем появляются пять стихий, возникают вещи, развитие доходит до кульминационной точки — появляется человек. Затем все должно снова возвратиться в Беспредельное. Конец является тем, что, инвертируя, производит начало. Таким образом, человек стоит прежде Великого предела и Беспредельного. Человек в непроявленном виде — как программа развития космоса — предшествовал и тому и другому, чтобы затем возникнуть как проявленный мир. 7 и 8 сфирот Нецах и Ход порождают 9-ю сфиру Йесод (Основание). Это тончайшая основа, на которой зиждет-
ся физический мир, мир 10-й сфиры Мал-хут (Царствие). Малхут — это физический мир, мир материи и всех ее форм, воспринимаемых нашими пятью органами чувств, сумма и кристаллизация предыдущих девяти цифр. Десять сфирот — это неделимое единство, образующее так называемого Адам Кадмон или Небесного Человека. Это космические начала, действующие в макрокосмосе, поскольку «как вверху, так и внизу» они частным образом отражаются в человеке. Именно в Малхут находится Шехи-на ТО'ЗП (духовное присутствие Айн Соф в мире). «Кетер — в Малхут, а Малхут — в Ке-тер, хотя и иначе».
Если сравнить три схемы, то можно выделить три особые точки (3, 6. 9). Для энеаграммы это внешние толчки, для Дерева Сфирот это Срединный столп, для чертежа Великого предела это исходная точка тай чи, первоэлемент «почва» и кульминация, появление человека. Затем все снова возвращается в Беспредельное. Каждую модель можно разделить на три части и выделить два цикла: внешний и внутренний.
В.Е. Еремеев считает эннеаграмму базовой схемой, лежащей в основе других схем. К сожалению, энеаграмма мало исследована как категория философии. Как правило, энеаграммой Гурджиева занимаются эзотерические, закрытые школы. Г.И. Гур-джиев был великим мистификатором и в своих книгах зашифровал знания, сделав их недоступными для непосвященных. Тем не менее эннеаграмму можно использовать как категориальную схему для описания эволюционных процессов.
Выделение общей основы для вышеприведенных схем позволяет нам исследовать семью как философскую категорию. Семья сама по себе является инструмен-
том исследования, представление метафизических схем через семью позволило обнаружить общее в структуре, развертке, интерпретации данных конструкций. Для познания окружающего мира различные философские культуры обращались к одному инструменту — Человеку. Сопоставление философских представлений таких разных культур, как китайская, суфийская и каббалистическая, демонстрирует нам единство представлений о Человеке и о Вселенной.
Литература
1. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: учеб. пособие / вст. ст. А.Г. Теслинова. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 277 с.
2. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса / В.Е. Еремеев. - 2-е изд., доп. - М.: АСМ, 1993. -383 с.
3. Успенский П.Д. В поисках чудесного / пер. с англ. Н.В. Фон Бока. - М.: ФАИР, 2010. -528 с.
4. Медведовская В.Ф. Представление исторических изменений семейно-брачных отношений с помощью энеаграммы Гурджиева // Актуальные проблемы российского регионализма: областническая идеология и культурология в истории и современной философской и общественно-политической мысли. Материалы Всероссийской молодежной научной конференции. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2012. -248 с.
5. Регарди И. Каббала. Гранатовый сад / пер. с англ. В. Нугатов. - М.: Энигма, 2005. - 304 с. -ISBN 5-94698-044-0.
CATEGORIES OF FAMILY AS A GENERAL BASIS FOR INTERPRETATION OF THREE METHAPHYSICAL MODELS OF THE UNIVERSUM
V.F. Medvedovskaya
Omsk State University named by F.M. Dostoevsky
sibmed@bk.ru
The aim of the article is to demonstrate the general basis of three metaphysical schemes: the cabbalistic Sephiroth Tree, the Chinese Great limit diagram and Sufi Gurdjiev enneagram. Integration of the text and scheme gives us another quality of information perception. The text can be compared with the category of time. The text is linear; it is showing itself while writing and reading. The scheme is a category of space. Movement is the result of joining space and time. The text and scheme pair might be compared with cooperative work of two cerebral hemispheres, the right-hand one is image bearing and the left-hand one is logical. It is possible to compare this new level of perception with intuition. These schemes are employed to describe a family structure and this allows identifying a general basis of the constructions, three components of this scheme, their interaction, outer and inner cycles. But the family itself can be applied as an instrument to interpret this complex polysemantic diagram.
Keywords: Sephiroth Tree, Fusi order, family, trigram, Great limit diagram, Gurdjiev enneagram.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.2-5-12 References
1. Razumov VI. Kategorial'no-sistemnaja metodo-logga v podgotovke uchenyh: [Categorial system meth-
nov Omsk: Omsk. gos. un-t, 2004, 277 p. (In Russian)
2. Eremeev VE. Cherte%h antropokosmosa
,, ,/■ , ■ rA^^v [Diagram of the Anthropocosmos} / V.E. Ere-
odoiogyj Manual / introduction of A.G.iesli- ° r '
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
DISPUTATIO
meev. - 2-e izd., dop. M.: ASM, 1993, 383 p. (In Russian)
3. Uspenskij P.D. V poiskah chudesnogo [Searching of the wonderful]/ P. D. Uspenskij Per. s angl. N.V Fon Boka / trans. from English N.V von Bock M.: "Izdatel'stvo FAIR", 2010, 528 p. (In Russian)
4. Medvedovskaya VF Predstavlenie istoricheskih izmenenij semejno-brachnyh otnoshenij s pomoshh'ju jeneagrammy Gurd%hieva [Presentation of the family marriage relationswith employing of the Gurdjiev
eneagram / VF. Medvedovskaya — Actual problems of the Russian regionalism, regionalish ideology and culturology in the history and modern philosophical and social-political thought. Matrials of the all-Russian scientific conference. Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta. 2012, 248 p. (In Russian)
5. Regardi I. Kabbala. Granatovyj sad [Pomegranate garden]/ Izrajel' Regardi; per. s angl. V Nu-gatov / trans. from English V Nugatov. — M.: Enigma, 2005, 304 p. (In Russian)