УДК 141.333
дерево сфирот как модель для представления структуры семьи
В статье описывается каббалистическая схема Дерево Сфирот как символическая модель Вселенной и Человека. Эта схема используется для описания объединения двух родов и возникновения новой семьи.
Ключевые слова: Дерево Сфирот, каббала, модель, семья, сфира.
B. 0. MedBedoBCKaa V. F. Medvedovskaya
tree of life as a model
of the family structure presentation
Cabalistic scheme Tree of life is described as a symbolic model of the Universe and the Humans in this article. This scheme is used to describe how two clans make a unit and a new family appears.
Key words: Tree of life, Kabbalah, model, family, Sephirah.
Каббала - это свод традиционной мудрости, предполагающей объяснение in extenso великих вопросов происхождения и природы жизни, а также эволюции человека и Вселенной. Слово «каббала» происходит от древнееврейского корня bip (QBL), означающего «принимать». В историческом смысле слова Каббала - иудейское мистическое учение, толкующее древнееврейские сакральные тексты для посвященных. Это система духовной философии или теософии оказала огромное влияние на известных богословов и философов, таких как Раймунд Луллий, схоласт-метафизик и алхимик, Барух Спиноза, иудейский философ, Генри Мор, знаменитый платоник, и др.
В каббалистических книгах говорится о 32 «путях премудрости», посредством которых первичная реальность Эйн-соф фо (беспредельность) в акте творения пре-осуществляет видимый мир. Это символы определенных понятий, «мыслительных сущностей», описывающих устройство мира и находящихся во взаимосвязи по законам, близким законам взаимоотношений букв и чисел. С помощью 10 чисел можно вычислить все, что угодно и с помощью 22 букв можно написать всевозможные книги. 32 «пути премудрости» достаточно для того, чтобы реализовались все формы мироздания.
В Каббале есть схема под названием «Дерево Сфирот» или «Древо Жизни» - символическая карта Вселенной в её главных аспектах и в то же время её малой копии - человека (рис. 1). Это геометрическое расположение имён, чисел, символов и идей оказалось самой удобной системой классификации явлений Вселенной и записи их взаимоотношений. Эта схема предоставляет безграничные возможности для аналитического и синтетического мышления [1, с. 29]. 10 сефирот соединяются 22 каналами (циннор), соответствующими «буквам», и располагаются сверху вниз по степени удаленности от первоисточника - Эйн-софа. Каждая единица дерева получает свыше собственные свойства, сохраняет, проявляет их и оказывает воздействие на всё, находящееся внизу. Каждая сфира и каждый вспомогательный путь содержат в своей собственной сфере Дерево Жизни, значит, в каждом разделе можно выделить десять подразделов в целях более точного и подробного анализа. Само Дерево можно также поместить в каждом из четырёх миров, согласно каббалистической схеме эволюции.
Дерево Жизни делится на четыре космических уровня, в которых пребывает творящий поток жизни. Первый из этих уровней - Олам Ацилут, Мир архетипа. Второй - Олам Брия, Мир творения. Третий - Олам Йецира, Мир формирования. Все они находят выражение и динамическую конкретизацию в Олам Ассия, Мире действия или Материальном Мире. Этот мир согласно «Зоару» есть неизменная истина гармоничного взаимодействия всех Сфирот, делающая вселенную во всей её упорядоченности и симметрии истинным и точным проявлением Божественной мысли Архетипического Мира [1, с. 156].
Существует еще изображение системы сфирот в виде частей тела совершенного космического человека Адама Кадмона, у которого сфирот 1 и 2 - это глаза, 3 - лоб или третий глаз, 4 и 5 - руки, 6 - туловище, 7 и 8 - бедра, 9 - репродуктивные органы (для мужчины это место обрезания) и 10 - стопы.
Мир действия
Рис. 1. Дерево Сфирот
Названия сфирот следующие:
1. Мудрость лпэл (Хохма).
2. Понимание пгл (Бина).
3. Знание nyi (Даат).
4. Милосердие ion (Хесед).
5. Сила mina (Гвура).
6. Красота тызп (Тиферет).
7. Победа (Нецах).
8. Сияние Tin (Ход).
9. Основание по (Йесод).
10. Царство niDbn (Малхут).
Считается, что Вселенная как сумма всех вещей и живых созданий имеет свой первичный источник в бесконечном космосе Айн ты (Ничто). Для того чтобы познать себя, сделать себя постижимым для себя самого Айн становится Айн Соф фо ты (Беспредельность). Этот Беспредельный Свет концентрируется в центральную неизмеримую точку Кетер тэ (Венец). Кетер порождает десять сфирот. Десять сфирот и их пути - неделимое единство, которое образует Небесного Человека. Три правых сфирот образуют Столп Милосердия (мужская часть), три левых сфирот - Столп Строгости (женская часть). Четыре центральных - Срединный Столп.
Первые три сфирот называются Верхними, они выделены из системы ввиду своей близости к Эйн-Софу. Верхние отделены огромной пропастью - Бездной - от расположенных ниже сфирот. Верхние сфирот идеальные, остальные семь - актуальны; а Бездна - метафизический разрыв между ними. Разрыв между умственным представлением об идеальном и актуальном соответствует Бездне, где все вещи существуют в потенции, не обладая при этом смыслом в самих себе.
И. Регарди интерпретирует триаду Верхних сфирот как «трансцендентное эго». Она состоит из духовной монады, её творящей оболочки и интуиции, образует синтетическое единое целое. Ниже Бездны находится Интеллект. Это часть человека, состоящая из ощущений, восприятия, мыслей, эмоций и желаний. Это пять центральных сфирот: 4, 5, 6, 7 и 8. Девятая сфира Йесод - это грубая сторона духа, главный источник инстинктов и устремлений физической жизни. Это связующее звено между телом и душой. Физическое тело соотносится с десятой сфирой Малхут.
Двадцать две буквы алфавита - это малые пути, которые соединяют сфирот, гармонизируя и уравновешивая понятия, связанные с различными цифрами. Так, например, первый путь, соединяющий сфиры Хохма и Бина, обозначен буквой Алеф (ы), числовое значение 1. Эта буква состоит из трех частей: наклонной черты, буквы вав (i) и двух букв йуд ('). Это можно интерпретировать как движение сверху вниз - от земного к небесному и наоборот. Буква Алеф (в греческом языке - альфа а) означает голову быка, а бык служит символом производящей силы природы. Последняя буква Тав (п), числовое значение 400, соединяет Йесод с Малхут. Это переход энергии-информации-благодати из верхнего мира в материальный мир. Буква Тав также соответствует субботе, т. е. завершению творения. Каждая из 22 букв имеет множество интерпретаций, в каббале каждая буква является объектом медитации в соответствии с её числовым значением и положением в Дереве Сфирот.
«Дерево Жизни» может быть моделью для интерпретации различных академических систем философии. И. Регарди выявляет соответствия с критическим идеализмом Канта. Сфира Кетер - это наше трансцендентное эго. Бина связана со временем, а Хохма - это конкретизация идеи пространства. Следовательно, Вселенная - это семь нижних сфирот, спроецированных и существующих во времени и пространстве. В терминах Каббалы можно сказать, что Хохма и Бина служат функциями интегрирующей способности эго или Кетер [1, с. 163-164].
«Дерево» отображает постоянное движение сверху вниз от Кетер вниз к десятой Малхут и обратно. Движение снизу вверх можно интерпретировать как развитие человека. Например, если использовать пирамиду потребностей Маслоу, то это движение от удовлетворения простейших физиологических потребностей к социальным потребностям и далее к духовным [2]. Движение сверху вниз показывает, как духовное развитие человека приводит к изменениям социальных и физиологических потребностей.
Верхняя триада сфирот - это так называемый «Бессмертный Человек». Кетер - это монада, непротяженный и неделимый центр духовной силы и сознания. Она относится к миру Ацилут, миру Архетипа. Первая сфира Хохма или «Мудрость» мужская, энергичная и активная. Она называется Отцом. Вторая сфира Бина «Понимание» негативная, женская и пассивная. Это Олам Брия, мир Творения. Взаимодействие первой и второй сфирот рождает сфиру Даат пут (Знание). Будем рассматривать первую триаду как идеальный, небесный брак. В каббале брак между мужчиной и женщиной и рождение ребёнка рассматривается как переход из метафизического в реальный мир [3].
Здесь можно провести аналогию с высказыванием Лао-цзы «Путь рождает Одно, Одно рождает Два, Два рождает Три, а Три рождает всю тьму вещей» [4, с. 228].
Нижние семь сфирот являются отражением верхних. Четвертая сфира Хесед «Милосердие» - мужской и положительный принцип. Она обретает реальную форму с помощью пятой женской сфиры Гвура «Сила». Совместные действия четвертой и пятой, мужской и женской сфирот производят Тиферет «Красоту». На схеме она расположена в центре всей системы и соединена со всеми остальными сфирот. Сфира Нецах «Победа» находится на правой колонне Дерева и является мужской эманацией. Сфира Ход «Сияние» соответственно женской. Эти пять сфирот относятся к Оламу Йецира, Миру Формирования.
Можно соотнести сфирот следующим образом Хесед представляет отца, Нецах - мужской род. Гвура - это мать, Ход - женский род. Тиферет - это ребёнок, связанный со всеми родственниками. О седьмой и восьмой сфирот в каббале говорится, что под «Победой» и «Сиянием» подразумеваются расширение, умножение и сила, поскольку все рожденные во Вселенной силы вышли из их лона [1, с. 82].
Оставшиеся две сфиры относятся к средней колонне Дерева Жизни. Девятую сфиру Йесод «Основание» И. Ре-гарди рассматривает как прочное основание, точку пере-
16
Гуманитарные исследования • 2014 • № 2 (3)
хода в материальный мир. Эту сфиру можно представить как подсознание. Йесод относится к Оламу Йецира, Миру Формирования. В астрологии Йесод соответствует Луне. Малхут «Царство» - это мир четырех элементов, мир материи и её целостности и всех форм, воспринимаемых нашими пятью органами чувств, сумма и кристаллизация предыдущих девяти цифр. Это физическое тело. Мал-хут - это Олам Ассия, Мир Действия, материальный мир. В астрологии Малхут соответствует Земле. Метафорическое представление Йесод и Малхут как Луны и Земли можно интерпретировать как соотношение коллективного бессознательного и материального мира. Движение по Дереву Жизни сверху вниз даёт следующую последовательность. Мир Архетипа порождает Мир Творения мужское и женское начало; мужская эманация проявляется в мужчине, далее образуя мужской род, женская эманация проявляется в женщине, дав начало женскому роду. Далее эти сфирот соединяются, рождая нового человека. 4, 5, 6, 7, 8 и 9 сфиры образуют Мир Формирования и далее переходят в десятую сфиру в Мир Действия. Согласно каббале реальный земной мир был создан для воплощения божественного мира, в любом объекте материального мира есть духовное начало, и это начало делает возможным развитие для человека.
Можно рассматривать движение сверху вниз как изменение социальных факторов эволюции. Де Роберти писал, что творить понятия и есть высшая цель всех подлинных обществ. Абстракция и социальное сохранение есть в строгом смысле синонимы. Абстракция (т. е. мир понятий) есть подлинное тит й^ате^ит (самое основание) социального порядка, глубокая основа, на которой держится продолжительность, сила и могущество человеческих обществ (ссылка). Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то, очевидно, он же и является основным первоначальным фактором социальной эволюции. Все основные виды социального бытия (миропонимание, искусство, практика) обусловлены знанием (наукой) или представляют модификацию этого фактора. Все социальные отношения, в конце концов, обусловливаются мыслью. Это, в частности, подтверждается «законом запаздывания» Де Роберти, состоящим в том, что наше знание опережает миропонимание, миропонимание - искусство и все, вместе взятые, - практику, быт [5]. То есть изменение понятий, идей приводит к возникновению нового знания, далее появляется новое миропонимание, новое искусство и т. д. Взаимодействие Хохмы (1) и Бины (2) приводит к рождению Даат (Знания). Хесед (4) и Гвура (5) - это возникновение нового понимания мира. Первые пять сфирот порождают шестую - Тиферет (Красоту). И далее происходят изменения в социальном и материальном мирах.
Движение по Дереву снизу вверх показывает развитие семьи, переход от удовлетворения биологических потребностей (таких как безопасность, физиологические потребности) к социальным (потребность в уважении, в общении) и далее к духовным потребностям каждого отдельного человека (познание, самовыражение). Движение
сверху вниз показывает, как духовное развитие человека изменяет его социальные и материальные потребности.
Представление структуры семьи с помощью Дерева Жизни позволяет нам увидеть семью как часть окружающего мира, как взаимодействие и противоречие двух миров: «мира горного» и «мира дольнего». Как правило, Дерево Жизни представлено рисунком, двухмерным изображением. На самом деле это объёмная модель, и каждая сфира имеет цвет. Это даёт нам дополнительные возможности для понимания, представления, исследования и последующей рефлексии о самых различных аспектах устройства Человека и Вселенной.
Дерево Сфирот может быть представлена как одна из схем категориально-системной методологии (КСМ), предложенной В. И. Разумовым [6]. Для специалистов гуманитарного профиля КСМ выступает как методология, заменяющая в известной степени методы математики. Для представителей точных дисциплин КСМ - это инструментарий, позволяющий подготовить информацию о предметной области к формализации и использованию аналитических методов. В КСМ широко используются схемы на основе троичности, каббалистическая схема традиционно интерпретируется через триады. Это позволяет встроить схему Дерева Сфирот в теорию динамических информационных систем. Кроме того, в настоящее время многие люди интересуются эзотерическими знаниями, в том числе и каббалой. Интерпретация Дерева Сфирот с помощью семейных категорий позволяет сделать эти знания более доступными для различного круга читателей, а философское осмысление этой древней метафизической схемы может быть интересным и полезным для специалистов самых разных областей.
1. Регарди И. Каббала. Гранатовый сад / пер. с англ. В. Нугатов. М.: Энигма, 2005. 304 с.
2. Kenrick D. T., Griskevicius V., Neuberg S. L., Schaller M. Renovating the Pyramid of Needs: Contemporary Extensions Built Upon Ancient Foundations // Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. № 3. Р. 292. URL: http: //pps.sage-pub.com/content/5/3/292 (дата обращения 10.12.2011)
3. Шнеерсон М. М. Обретение Неба на Земле. 365 размышлений / сост. Ц. Фриман; пер. с англ. М.: Лехаим, 2005. 240 с.
4. Дао-Дэ Цзин, Ле-цзы, Гуань-цзы: Даосские каноны / пер. В. В. Малявина. М.: АСТ, 2002. 542 с.
5. Де Роберти Е. Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов философской мысли. URL: http://www.runivers/lib/books6263/ (дата обращения 24.06.2014)
6. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: учеб. пособ. / вступ. ст. А. Г. Тес-линова. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 277 с. URL: http://www. omsu.ru/file.php?id=3365 (дата обращения 27.01.2014)
© Медведовская В. Ф., 2014