УДК 159.937.523 : 115
Е.А. Николюк
КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
Данная статья посвящена анализу изучения категорий пространства и времени в различные эпохи. Делается акцент на психологизм времени и пространства, а также на значимость изучения рассматриваемых категорий в современной психологии.
Ключевые слова: пространство, время, временная перспектива, психологическое пространство личности
Ye. A. Nikolyuk
CATEGORIES OF SPACE AND TIME IN PSYCHOLOGICAL RESEARCHES
The given article is devoted to the analysis of space-and-time categories studies in various epochs. It emphasizes the psychological essence of space and time as well as the importance of their studies by contemporary psychology.
Key words: space, time, time perspective, personality’s psychological spacement
Изучение категорий пространства и времени занимает значительную часть в психологической науке. В данном направлении было проведено большое количество исследований (Дж. Бурка, Е. И. Головаха, И. В. Грошев, А. В. Запорожец, Ф. Зимбардо, В.П. Зинченко,
A. А. Кроник, К. Левин, С. К. Нартова-Бочавер,
B. А. Петровский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Е. В. Субботский, Б. И. Цуканов), разработан ряд теоретических моделей, рассматривающих пространство и время во взаимосвязи с другими психологическими феноменами (Ж. Пиаже, Д. Г. Элькин), также, с учетом современных тенденций развития человека в мире, перспективным для изучения стало направление «время и деятельность», в связи с чем появились новые понятия — «тайм-менеджмент», «прокрастинация» и др. (К. А. Абульханова, Я. А. Варваричева, В.И. Ковалев, Ю. К. Стрел-кови др.).
Безусловно, пространство и время относятся к числу тех явлений, которые несут в себе некоторую неопределенность. Измерить расстояние, посчитать кличество часов в сутках возможно, но в восприятии человека время может быть разной протяженности, а пространство бесконечно большим или невероятно узким. Субъективность в данном случае
Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же как не можем созерцать пространство внутри нас.
И. Кант [4, с. 65]
играет значительную роль и оказывает влияние на различные проявления в поведении, а также на конструирование смыслов и построение целей. В связи с этим мы отмечаем, что психология изучает пространство и время с точки зрения идеалистического направления, т. е. данные категории рассматриваются как особенности человеческого сознания. В психологических словарях отсутствует толкование пространства и времени, в них отражены только понятия «восприятие времени» и «восприятие пространства».
Восприятие времени человеком определяется как отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения [6].
Время так же, как и пространство, является предметом исследований многих наук. Время рассматривалось в связи с жизнью космоса и отождествлялось с движением небосвода (Античность); трактовалось как продукт человеческой субъективности: идеи внут-
реннего времени (внутренней длительности) и внешнего времени (Средние века); в XVII в., в эпоху становления экспериментально-математического естествознания, формируется новое, геометрическое, понимание времени; идеи И. Ньютона об абсолютном и относительном времени полностью изменили представления о данной категории в науке и сыграли важную роль в дальнейшем развитии идей в этой области, где впоследствии возникает психологическое понимание времени, описанное в работах Дж. Локка, А. Бергсона, Д. Юма и др.
Таким образом, время представлено на разных уровнях и с различных позиций; это время физическое, биологическое, социальное (общественное), психологическое и историческое. В психологии на сегодняшний день существует много направлений изучения времени, каждое из которых имеет право на существование и представляет интерес для исследователей в различных областях психологической науки.
Восприятие пространства (англ. space-perception) — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К восприятию пространства иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (так называемая схема тела). Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестетического), кожного и вестибулярного анализаторов.
В связи с этим Е. В. Селезнева отмечает, что пространство является предметом исследования многих наук: философии, физики, географии, истории и т. д. В философии пространство понимается как объективное условие и способ существования материи; в физике — как форма существования материи, проявляющаяся в виде пространственных характеристик взаимного расположения тел, их координат, расстояний между ними, углами направлений и т. п.; в математике — как логически мыслимая форма или структура, служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные конструкции; в социологии — как субъект-объектное взаимодействие природы и общества и т. п. В области психологии пространственные представления вначале отражали субъект-объектные взаимодействия человека, затем пространство получило возможность рассмотрения в качестве среды, порождающей взаимодействие людей. Однако постепенно понятием «пространство» в психологии начали описывать не только собственно социально-психологические явления; исследователи все активнее стали использовать понятие пространство личности [10].
Прежде чем говорить об основных направлениях изучения времени и пространства в психологии, необходимо представить обзор основных и идей и теоретических моделей мыслителей, ученых и философов в процессе развития и формирования представлений о рассматриваемых категориях. Данные идеи играют значимую роль и служат основой для дальнейшего изучения пространства — времени в психологии.
Предпосылки изучения и теоретический обзор развития представлений о пространстве и времени в психологической науке
Изучение как категории времени, так и пространства, берет начало еще в Античности. Анализ природы времени и пространства связан с попытками решить одну из сложнейших проблем в философии — проблему континуума. Время и пространство представляет собой континуум, который можно мыслить либо как совокупность некоторых неделимых элементов (моментов времени, частей пространства), либо как бесконечно делимую величину.
Наиболее значимые концепции времени в эпоху Античности представлены Платоном, Аристотелем и Плотином.
Античность. Трактовки времени у Платона, Аристотеля и Плотина
Платон отвергает понимания бытия как единого, не имеющего никакого соприкосновения с миром множественности и становления. Время, по Платону, представляет собой последовательность моментов, оно предстает
всякий раз как движение от прошлого через настоящее к будущему. Платон соотносит время с вечностью, рассматривая его как категорию космическую: время возникает вместе с космосом, явлено в движении небесных тел и подчиняется закону числа.
Время, как отмечает Аристотель, представляется, прежде всего, каким-то движением и изменением в контексте физики как науке о природе. Оно не «существует вечно», как у Платона, оно «существует всегда», так как то, что существует вечно, не рождено и не создано; то, что существует всегда, создано, но не подвержено гибели. В связи с этим возникает вопрос о том, где находятся границы времени и существуют ли они вообще. Аристотель говорит о том, что у времени есть «предел», «конец», «граница», только эта граница находится в середине и называется она «теперь». Время представляется бесконечным «в обе стороны» — и в прошлое, и в будущее; поэтому его «концом» является момент настоящего, «теперь», который является одновременно началом будущего и концом прошлого, тем самым обеспечивая одну из важных свойств времени — его непрерывность.
Плотин выступил с критикой аристотель-ского толкования времени, считая временем жизнь души. Мир, по Плотину, «движется в душе, ибо кроме души нет другого места для этого» [1, с. 48]. Время возникло вместе с космосом, и небесная сфера, как отмечает Плотин, не есть время, так как если бы небосвод перестал двигаться, не перестала бы пребывать в деятельности душа.
Средневековые концепции времени и пространства
Средневековые концепции времени представлены такими мыслителями, как Аврелий Августин, Фома Аквинский, Аниций Боэций, Ансельм Кентерберийский и др. Бесспорно, в аспекте специфики эпохи, категория времени рассматривалась в обозначенное время сквозь призму христианской веры.
Аврелий Августин, как и Платон, сопоставлял время с вечностью, считая, что до сотворения мира не было никакого времени, существовал лишь вечный, вневременный бог — «Творец всех веков и времен». Время есть особого рода протяженность, отличающаяся от пространственной протяженности
тем, что части ее не даны вместе как рядо-положные, а сменяют друг друга как последовательные, непрестанно появляясь и тут же исчезая. Чтобы ответить на вопрос, что такое время, нужно понять, протяженностью чего оно является. И Августин отмечает, что время — это протяженность души, индивидуальной души, а не мировой, как у Плотина. Даже если бы вообще не было космоса и космических движений, но оставалась душа, то было бы и время как протяжение, длительность душевной жизни.
Боэций приходит к идее сопоставления времени с вечностью, полагая, что охватить всю свою жизнь сразу, одновременно, во всей своей полноте — вот главное определение вечности. Вечность, с точки зрения Боэция, является условием возможности времени; и момент «теперь», момент настоящего, является самым близким к вечности измерением времени. Согласно Боэцию, вечность — это жизнь, завершенное целое, самодовлеющее и самодостаточное.
Понимание времени и пространства в XVM-XVШ вв.
Концепции времени и пространства в указанный период связаны с именами таких ученых, как Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Барроу, И. Ньютон, Г. Лейбиц, Дж. Локк, Беркли и Д. Юм, точки зрения которых относительно данных категорий связаны как с экперимен-тально-математическим естествознанием, так и с метафизикой и теологией.
Согласно Декарту, время определяется как то, что не существует реально, а только в мышлении субъекта, измеряющего длительность, однако длительность — безотносительна, она существует сама по себе, а не только по отношению к другому.
Б. Спиноза различает три понятия: время, длительность и вечность, где длительность есть реальная, онтологическая характеристика сотворенных сущностей, время есть онтологическая характеристика самой реальности и служит средством измерения длительности. Время представляет собой лишь модус мышления. Длительность есть посредник между вечностью как атрибутом Бога и временем как субъективным способом измерять объективную длительность.
И. Ньютон предлагает разделить время и пространство на абсолютное и относительное, истинное и кажущееся, математическое и обыденное, таким образом дав почву для размышления в нескольких направлениях: материалистическом и идеалистическом, имеющих место, как в точных науках, так и в науках гуманитарных. В связи с этим, впервые развиваются представления о психологическом времени и пространстве.
Психологизм в понимании времени проявляется в работах Дж. Локка, который считал, что непрерывная цепь идей, сменяющих друг друга в душе, порождает простую идею последовательности, которая и составляет психологическую основу длительности. Далее Дж. Беркли продолжает развивать идеи Дж. Локка и полагает, что время есть последовательность идей в духе, которое протекает однообразно и сопричастно всему сущему.
Д. Юм при анализе времени прибегает к сопоставлению с пространством, поскольку и то и другое представляют собой континуум. Согласно Д. Юму, любой отрезок времени состоит из неделимых моментов, а потому не может быть делим до бесконечности; а пространство, как убежден Юм, заведомо не обладает бесконечной делимостью. Д. Юм отвергает понятие абсолютного времени и пространства И. Ньютона, он не признает универсального объективного значения времени, и таким образом в науке появляется принципиально новое представление о времени и пространстве, где данные категории уже не являются абсолютными, существующими обособленно, а воспринимаются через сознание человека.
Психологическая трактовка времени
А. Бергсона
Французский философ А. Бергсон трактует время не как внешнюю характеристику жизни, не как безразличную к ее содержанию форму протекания, а как наиболее существенное определение самого его существа. Сущность времени, по Бергсону, невозможно воспринимать извне, ее можно испытать только изнутри. Время можно разделить на реальное и условное, где реальное время измерить нельзя, оно неделимо и непрерывно, а условное время предназначено лишь для практической деятельности в качестве измерения временных
процессов (всевозможные виды часов). При этом реальное время связано с таким психическим процессом, как память, которая не отмеряет отрезки времени, как часы, например, а помогает осуществить взаимопроникновение моментов и тем самым превратить время в целостную структуру. Теория времени Бергсона подчеркивает, что как реальная длительность время дано нам непосредственно только в переживании, т. е. как феномен человеческого сознания, а память, связывающая воедино прошлое и настоящее, есть реальность психологическая и немыслима вне сознания.
Идеи И. Канта о пространстве и времени
Немецкий философ И. Кант критически относится к упомянутым ранее теориям об онтологическом и эмпирико-психологическом понимании времени и пространства. К примеру, говоря о времени как последовательности идей в душе, И. Кант указывает на то, что эта последовательность не порождает понятие времени, а лишь указывает на него. Что касается идей И. Ньютона об абсолютном времени и пространстве, то И. Кант подчеркивает тот факт, что время не является субстанцией, оно не есть что-то объективное и реальное, оно является субъективным условием, необходимым для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному закону [1, с. 169].
И. Кант мыслит пространство и время как априорные категории. Пространство, согласно взглядам философа, не есть эмпирическое понятие, выводимое из внешнего опыта. Представление о пространстве должно уже заранее быть дано для того, чтобы те или иные ощущения были относимы к чему-то вне человека. Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. «Никогда нельзя представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нем», — пишет И. Кант [4, с. 66].
В отношении категории времени ученый указывает на то, что время не есть нечто такое, что существовало само по себе и было бы присуще вещам как объективное определение. Время — форма внутреннего чувства, т. е. созерцания человеком самого себя и своего внутреннего состояния.
Итак, рассмотрев наиболее значимые концепции времени и пространства, мы приходим к выводу о том, что постепенно представления ученых менялись, одна идея сменялась другой, предлагались все более запутанные интерпретации. Однако на сегодняшний день каждая наука, будь то история, физика или психология, придерживается той линии рас-
суждений, той теоретической модели, того направления, которое наиболее близко ее предмету. Психология как наука подразумевает возможность исследования времени и пространство только изнутри, посредством выявления представлений и восприятий человека тех или иных событий во взаимосвязи с пространством и временем.
Современные представления о пространстве и времени в психологии
Предположения и идеи мыслителей Античности, Средних веков, Нового времени послужили предпосылкой для развития изучения феноменов времени и пространства в области современной психологии. Любая наука изучает различные явления, исходя из некоторого интереса либо потребности, в связи с чем можно сказать, что время и пространство до сих пор не потеряли своей актуальности и что изучение данных категорий через призму сознания человека и есть то, чем занимается психология.
На основе изложенного можно отметить тот факт, что постепенно в науке пришли к идее субъективного времени и субъективного пространства, которые получили свое развитие в различных областях психологии.
На наш взгляд, можно выделить ряд направлений, предметом исследований которых являются время и пространство. К этим направлениями мы относим:
1) изучение представлений о времени и пространстве в онтогенезе;
2) время и деятельность;
3) восприятие времени и пространства во взаимосвязи с различными психологическими характеристиками и явлениями;
4) время и способы его познания;
5) временная перспектива;
6) социальное и психологическое пространство.
Рассмотрим идеи в рамках выделенных нами направлений в отечественной и зарубежной психологической мысли.
Существенный вклад в формирование представлений о пространстве и времени внесли отечественные и зарубежные психологи XX в. и современности (Я. И. Варваричева, Н. Н. Ланге, К. Левин, С. К. Нартова-Бочавер, Ж. Нют-тен, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Ю. К. Стрелков и др.).
Ж. Пиаже считал, что формирование представлений о пространстве и времени связано с развитием интеллекта. В отношении развития представлений о пространстве можно выделить 6 стадий, которые логично делятся на 3 группы в соответствии с критериями одномерного, двумерного и трехмерного логических пространств. Согласно Ж. Пиаже, уже в 2,5 года субъективное пространство ребенка становится трехмерным. В отношении времени также дифференцированы 6 стадий. Время 3-х первых стадий — это время одномерного мира, а особенности временных представлений на 4-6 стадиях соответствуют критериям двухмерной вселенной. Объективное же время трехмерного мира, в отличие от пространства, свойственного этому миру сознания, возникает значительно позже, когда ребенок получает возможность пользоваться объективной системой отсчета времени (часы, календарь), т. е. на уровне «формальных операций».
С. Л. Рубинштейн говорил о пространстве и времени как о вещах в себе. Пространство, как естественное, так и искусственное, не разделялось, оба вида воспринимались как трансцендентные понятия, как данные в себе вещи. Также он выделял личную соотнесенность, избирательность и субъективность в качестве важных категорий в восприятии пространства, т. е. человек сам выстраивает свой путь, выбирает локализацию предметов по отношению к нему и себя по отношению к пространству предметов. Несмотря на то, что пространство связано с реальным существованием предметов, оно несет в себе отпечаток личности субъекта, его интересов, стремлений и пристрастий. В связи с этим С. Л. Рубинштейн считал, что не только восприятие времени имеет личностную соотнесенность (например, влияние позитивно окрашенных эмоцией и негативно окрашенных эмоций на восприя-
тие событий во временном континууме), но и восприятие пространстваимеет связь с личностью в этом пространстве [5].
Обращение к понятию «личное пространство» позволяет считать интересной идею
В. А. Петровского о существовании семи основных пространств (сфер) личности, к которым относятся:
1) сфера «во мне — со мной» — сфера вне-чувственного потенциального опыта;
2) «во мне — при мне» — сфера дореф-лексивной чувственности;
3) «во мне — у меня» — сфера самопознания;
4) «мною и мне» — сфера действия;
5) «вне меня — у меня» — событийная сфера;
6) «вне меня — от меня» — сфера интро-ектов;
7) «вне меня — из-за меня» — персоно-сфера [8].
Из этих семи пространств выделяются три области: «во мне», «вне меня» и «между нами». Эти сферы так или иначе соприкасаются друг с другом, и личность существует в этих пространствах, конструируя смыслы и выстраивая события своей жизни.
Еще одним важным понятием в области исследования пространства является «психологическое пространство личности» (предложено С.К. Нартовой-Бочавер). Психологическое пространство в данном ключе рассматривается как значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни субъекта. Наиболее значимой характеристикой является прочность границ психологического пространства, дающая че-
Однозначного ответа на вопрос, существует ли время и пространство в объективной реальности, дать невозможно, так как человеческое сознание ограничено, но изучать проявления взаимодействия человека с различными объектами через призму пространства и времени представляется значимым в дальнейших исследованиях по психологии. В. М. Розин отмечает следующие наиболее перспективные и характерные исследования в области изучения времени:
ловеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру.
В отношении категории времени учеными предложены понятия, позволяющие исследовать время в том или ином контексте. В области возрастной психологии интересным представляется понятие «психологический возраст», которое в соотношении с биологическим, хронологическим и социальным, менее всего изучено. В психологии личности и психологии труда существуют такие понятия, как «тайм-менеджмент», «прокрастинация», которые охватывают человеческую деятельность и особенности взаимодействия человека с окружающим миром, его поведение, саморегуляцию и самоорганизацию.
Значимым направлением в рамках изучения рассматриваемых феноменов является изучение временной перспективы личности. Данное понятие в психологию ввел немецкий психолог К. Левин, определяя его как актуальные представления субъекта о своем будущем и прошлом. Аналогичное временной перспективе понятие «временной кругозор» вводит П. Фресс, рассматривая его как интегративную характеристику развития временных представлений личности, формирующихся в процессе социальной деятельности. В этом смысле развитый временной кругозор является показателем освоения личностью временных отношений [2, с. 33]. Временной кругозор характеризует способность человека организовывать воспоминания и предвосхищать будущее, расширяя тем самым свою временную перспективу
1) измерение (отсчет) времени организмом — психофизиологический план, проблема «биологических часов»;
2) анализ закономерностей восприятия и переживания времени — зависимость этих процессов от эмоциональных состояний, установок сознания, «моторного аккомпанемента», способов организации времени индивидом и некоторых других факторов;
3) личностные особенности в отношении ко времени — зависимость понимания и пере-
живания времени от этапов жизненного пути или установок и стиля личности и пр. [9].
В отношении категории «пространство» проводятся исследования социального пространства личности, пространства целей человеческой жизни, суверенности психологического пространства, пространства личностных переживаний, пространства активности субъекта и др.
Таким образом, время и пространство можно изучать через деятельность, в процессе онтогенеза, также можно рассматривать эти характеристики как составляющие картины мира личности, во взаимосвязи с другими психологическими особенностями. Появление первых идей о психологизме пространства и
времени и, как следствие, развитие этих идей в современной психологии приводят нас к выводу о том, что эти категории являются неотъемлемой частью жизни человека. Они оказывают влияние на его судьбу, на систему представлений и ценностей, на успешность или неуспешность в современном мире, на результаты труда и особенности поведения в различных ситуациях. Данные категории нельзя игнорировать, так как они представляются важными в процессе изучения сущности человека. Несмотря на то, что поле для психологических исследований в рамках данного направления является достаточно широким, бесспорно, существуют сложности в выборе теоретической модели.
Библиографический список
1. Гайденко П.П. Время, длительность, вечность:
проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
2. ГоловахаЕ. И., Кроник А. А. Психологическое
время личности. М.: Смысл, 2008.
3. Грошев И. В. Время в жизни человека: субъек-
тивное восприятие времени как показатель психологического возраста, влияющий на психическое здоровье мужчин и женщин // Мир психологии. 2009. № 1. С. 173-189.
4. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем.
Н. Лосского; ред. Ц. Г. Арзакнян, М. И. Иткин; примеч. Ц. Г. Арзаканян. М.: Эксмо, 2007.
5. Марцинковская Т.Д. Мир С. Л. Рубинштейна:
культура как пространство саморазвития человека // Мир психологии. 2009. № 1. С. 44-50.
6. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой пси-
хологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2002.
7. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологи-
ческое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 6. С. 27-35.
8. Петровский В. А. Семь пространств существо-
вания личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1.
С. 25-42.
9. Розин В. М. Условия мысленности психологи-
ческого времени // Мир психологии. 2011. № 3. С. 43-54.
10. Селезнева Е. В. Пространство целей человеческой жизни // Мир психологии. 2009. № 1.
С. 50-55.