Научная статья на тему 'Категориальная структура концептуальной области археологии'

Категориальная структура концептуальной области археологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ АРХЕОЛОГИИ / КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кокорина Юлия Георгиевна

В статье рассматривается категориальная структура археологического знания с позиций когнитивного терминоведения. Выявляется представленность терминов высшего, тематического, суперординатного, базового, концептуального, субконцептуального уровней. Устанавливается сходство и различия в организации концептуальных областей каждой категории терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категориальная структура концептуальной области археологии»

красную женщину. Эта женщина летала над окрестными полями, крала детей и очаровывала ночных странников, сбившихся с пути...).

В баскской мифологии этот образ, существующий с дохристианской поры, претерпевал значительные изменения под влиянием скандинавской мифологии, превратившись в златовласую нимфу, часто с рыбьим или змеиным хвостом вместо ног, в некоторых легендах у ламий женская голова и тело птицы (ср. с гарпиями). Некоторые исследователи усматривают в поведении и характере этих существ сходство с воинственными валькириями.

В поверьях о духах вод отразились основные представления и суеверия, связанные с водой, стихией, дарующей жизнь. Как известно, воде в древности приписывалась особая власть над людьми. Вода — один из самых древних мифологических символов. Особенно сильно целебные или магические силы воды проявлялись в определенные дни — канун Св. Хуана (Иванов день) или в день Пасхи Господней. Следует также отметить, что во времена инквизиции за любые манипуляции с водой с целью вызвать

дождь во время засухи могли обвинить в колдовстве (со всеми вытекающими отсюда последствиями).

В рамках данной статьи невозможно рассмотреть все мифологические персонажи, характерные для испанской культуры, поэтому мы ограничились только территориальной дифференциацией водных и лесных духов. Что же касается других представителей иберийской мифологической системы (домовые, ведьмы, ликантропы и др.), то их классификация является не менее сложной и представляет собой особый исследовательский интерес.

Список литературы

1. Espinosa, A. M. Cuentos populares espanoles. Salamanca : Ed. de la Universidad de Salamanca, 1996.

2. Lozano, C. Leyendas y tradiciones espanolas. Granada: El Centro Cientffico de la Universidad de Granada, 1988.

3. Diaz, J. Mitologia popular (Campo de Montiel). Burgos : Centro de la Cultura Nacional, 2004.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 81-83.

Ю. Г. Кокорина

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ

В статье рассматривается категориальная структура археологического знания с позиций когнитивного терминоведения. Выявляется представленность терминов высшего, тематического, суперорди-натного, базового, концептуального, субконцептуального уровней. Устанавливается сходство и различия в организации концептуальных областей каждой категории терминов.

Ключевые слова: концептуальная область археологии, категориальная структура,

Концептуальная область археологии отражает категориальную и концептуальную структуры археологического знания. Археологическое знание включает в себя археологическое источниковедение (вещеведение), теоретическую археологию, полевую археологию, историю археологии и т. п. Рассмотрим концептуальную область одной части археологии — археологического веще-ведения.

Это рассмотрение проводится на материале выборки объемом 1500 лексических единиц, включающих в себя слова и словосочетания. Напомним, что категория является форматом

знания, а языковая категория — форматом знания особого типа — языкового знания [1. С. 2830]. Н. Н. Болдырев выделяет три типа языкового знания и, соответственно, три системы языковой категоризации. В данной работе рассматривается первый тип языковых категорий — лексические категории, в которых представлено вербализованное знание об объектах окружающего мира [1. С. 30]. Логический принцип построения данных категорий характеризуется направлением от верхнего, суперординатного уровня, к нижнему — субординатному уровню или наоборот. (Данные термины введены Д. А. Крузом [5],

Г Кларком [4], Ф. Унгрером и Х.-Дж. Шмидтом [6].) Принципиальные характеристики каждого уровня учитываются при анализе процессов как лингвистической, так и естественной категоризации. Л. А. Манерко ввела понятия «высший» и «тематический» уровни [2. С. 20]. «Субкатегориальный» уровень предусматривает более низкий уровень обобщения, чем категория,— в терминологии Н. К. Рябцевой он назван «концептуальным» [3. С. 28]. Концептуальная область археологии включает единицы, по объему меньшие, чем концепт, и, возможно, чем термин,— номенклатурные наименования. Они расположены на уровне, который предлагается называть субконцептуальным.

В данной работе используется разделение категорий и составляющих их терминов на высший, тематический, суперординатный, базовый, субординатный (концептуальный), субконцепту-альный уровни.

Высшей (в терминологии Л. А. Манерко) категорией концептуальной области является категория вещь (в археологии), которая реализуется в категориях оружие, конское снаряжение, украшения, сосуды, постройки.

Оружие. Тематический уровень представлен термином оружие, суперординатный уровень составляют концепты, объединенные общей функцией — колющее оружие, рубящее оружие, режущее оружие. Этот уровень подразделяется, таким образом, на три части, каждой из которых соответствуют концепты базового уровня, также объединяемые сходной функцией: колющему оружию соответствуют концепты пика, дротик, сулица, рапира, эспонтон и др; рубящему оружию — концепты топор, кельт, пальштаб, алебарда; режущему оружию — меч, нож, сабля, ятаган, скрамасакс, палаш и т. п. На субор-динатном уровне располагаются концепты, отражающие форму и функцию: кельт с пещеркой, кельт-лопата, ладьевидный топор и т. п. При этом иерархия представляет собой форму дерева, примером которой может быть расположение терминов субординатного уровня, соответствующих термину меч базового уровня. На субординатном уровне с ним соотносятся термины двулезвийный меч, однолезвийный меч, длинный меч, короткий меч. На более низком уровне располагаются концепты, объединяющие вещи по функции, форме и культурной принадлежности, применительно к категории меч — это скифский акинак, древнерусский меч, скандинавский скрамасакс (боевой нож-меч), применительно к другим видам оружия — кельт сейминско-

турбинского типа, копье сейминско-турбинско-го типа, серп сосново-мазинского типа и т. п.

Конское снаряжение. Тематический уровень представлен термином конское снаряжение, на суперординатном уровне находятся термины, обозначающие предметы определенного назначения: узда, седло, элементы декора конского снаряжения.

Базовый уровень составляют термины, также обозначающие элементы одного назначения, входящие в состав названных: удила, псалии, наносник, нащечники, решмы, бляхи, стремена и т. п. Субординатный уровень представлен терминами, обозначающими определенную форму элементов конского снаряжения: удила с кольцевидными окончаниями, удила со стремечковидными окончаниями, псалии стержневидные, псалии секировидные, стремена арочные, стремена яйцевидные и другие. Субконцептуальный уровень составляют термины, уточняющие форму предметов конского снаряжения: удила с кольцевидными окончаниями однокольчатые, удила с кольцевидными окончаниями двукольчатые, псалии стержневидные двудырчатые, псалии стержневидные трехмуфтовые, стремена арочные Т-образные, стремена арочные Э-образные и другие.

Украшения. Тематический уровень категории представлен термином украшения, суперординатный уровень занимают концепты, обозначающие украшения разных частей человеческого тела — украшения головы, рук, ног, туловища.

Базовый уровень составляют термины, обозначающие украшения одинакового назначения: браслет, булавка, бусина, височные кольца, гривна, диадема, привеска, перстень, фибула и другие. На субординатном уровне располагаются термины, обозначающие форму каждого вида украшений, а для фибул, диадем и серег — их культурную принадлежность. Так, термины, обозначающие культурную принадлежность,— это фибулы раннелатенские, фибулы среднелатенские, фибулы скандинавские, серьги «пастырского типа», серьги «волынского типа», серьги «прикамского типа», диадемы гуннские, сарматские, древнерусские. Термины, обозначающие форму, это булавка посоховидная, перстень ложновитой, привески очковидные, бусина бочковидная, браслет круглопроволочный и т. п. Более низкий таксон занимают термины, уточняющие форму украшений: бусина бочковидная ромбовидногранная, бочковидная фасетированная, бочковидная четырехгранная, бочковидная восьмигранная; фибула раннела-

тенская с плоской спинкой, с гладкой спинкой, с гусеничной спинкой; привеска-лунница широкорогая, круторогая, замкнутая, трехрогая, пель-товидная и т. п.

Сосуды. Тематический уровень категории представлен термином сосуды, суперординатный уровень составляют термины, обозначающие формы сосудов, выраженные словосочетаниями: сосуд открытый, сосуд закрытый, сосуд остродонный, сосуд круглодонный, сосуд плоскодонный, сосуд яйцевидный, сосуд шаровидный.

Базовый уровень включает в себя термины, обозначающие разные виды сосудов — горшок, дуршлаг, кубок, кувшин, лампа, миска и другие. Субординатный уровень составляют термины, обозначающие как форму сосудов, так и их культурную принадлежность: ваза кыргызская, ваза черняховская, сосуд «типа чаатас». Термины, уточняющие форму сосудов и расположенные на этом уровне, немногочисленны: горшок тюльпановидный, кувшин чайникообразный, миска кратеровидная и другие.

Постройки. Тематический уровень категории представлен термином постройки, суперор-динатный уровень составляют термины, обозначающие постройки разного назначения — жилые, производственные, культовые и т. п., а также объединяющие постройки по форме: шалашевидная постройка, толосовидная постройка. Базовый уровень представлен двумя видами категорий, одну из которых составляют термины, обозначающие разные типы построек — дом, дворец, здание, изба, сооружение и т. п. Субординатный уровень составляют термины, обозначающие форму той или иной постройки: «длинный дом», «большой многосекционный дом», «башенный дом», «дом на сваях».

Особую группу терминов, связанных с постройками, составляют обозначения отдельных помещений, в которых может прослеживаться указание на их назначение — кухня, склад, зернохранилище, лавка-мастерская,— и не прослеживаться — камера, комната. Отдельную группу составляют обозначения архитектурных деталей — арки, контрфорсы, колонны и т. п.

Рассмотренные категории устроены по-разному, что обусловлено различными признаками терминируемых археологических групп

вещей одинакового назначения, их разным планом строения, если использовать биологический термин. В то же время просматривается сходство в организации категорий украшения и конское снаряжение, сосуды и постройки. Сходство категорий сосудов и построек обусловлено тем, что оба класса артефактов представляют собой емкости, а сходство конского снаряжения и украшений обусловлено высокой эстетической и семиотической функцией каждой категории.

Рассмотрение всех категорий показывает, что базовый уровень занимают термины, обозначающие функцию предметов, по мере конкретизации в состав признаков, на основе которых выделяется уровень, входит форма вещи, а на субкон-цептуальном уровне — культурная принадлежность. Если суперординатный и базовый уровни составляют термины, пришедшие в археологическую терминологию путем терминологизации и выраженные словами общелитературного языка, то на субординатном уровне располагаются собственно археологические термины, приведенные выше. Можно предположить, что суб-концептуальный уровень может включать, помимо терминов, номены типа копье сейминско-турбинского типа, серьги прохоровского типа, «камышевахские» псалии и т. п.

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: коллект. монография. М. ; Тамбов : Ин-т языкознания РАН ; ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 25-78.

2. Манерко, Л. А. Сложноструктурное субстантивное словосочетание: когнитивно-дискурсивный аспект (на материале технической литературы современного английского языка) : автореф. ... д-ра филол. наук. М., 2000. 42 с.

3. Рябцева, Н. К. Язык и естественный интеллект. М. : Академия, 2005. 639 с.

4. Clark, H. Psychology and Language: An introduction to Psycholinguistics / H. Clark, E. Clark. N. Y. : Harcout Brace Jovanovich, Inc., 1977. 608 p.

5. Cruse, D. A. Lexical Semantics. Cambridge : Cambridge University Press, 1986. 310 p.

6. Ungerer, F. An Introduction to Cognitive Linguistics / F. Ungerer, H.-J. Schmidt. L. ; N.Y. : Longman, Longman Publishing Group, 2006. 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.