КАРТОГРАФИЯ И ГЕОИНФОРМАТИКА
УДК 528.4
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАДАСТРА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ
Андрей Михайлович Тарарин
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, кандидат технических наук, проректор по развитию, доцент кафедры геоинформатики и кадастра, тел. (831)430-52-09, e-mail: [email protected]
Статья посвящена истории создания картографической основы кадастра с момента зарождения государственного земельного кадастра в СССР и до настоящего времени. Отмечается, что картографическая основа государственного кадастра недвижимости начала создаваться в 1978 г. силами Всесоюзного института сельскохозяйственных аэрогеодезических изысканий. Также в статье приведен систематизированный свод задач и требований к картографической основе кадастра, возникающих за весь исследуемый период. Задачи применения картографической основы сгруппированы по следующим целям: ведение кадастра недвижимости, формирование земельных участков и объектов землеустройства, государственный земельный надзор (контроль), государственный мониторинг земель, государственная кадастровая оценка. Сделаны предложения о необходимости разработки единых требований к картографическим основам для различных целей и перехода на единую электронную картографическую основу.
Ключевые слова: картографическая основа, ортофотоплан, земельный кадастр, кадастр недвижимости, кадастровая карта, орган кадастрового учета.
Ведение кадастра недвижимости неразрывно связано с картографированием. Использование точной картографической основы является залогом качества сведений об описании границ объектов недвижимости, хотя до настоящего времени остаются актуальными вопросы о составе и формах представления кадастровых карт [1-3].
Постановлением Совета Министров СССР от 12.07.1962 № 730 «Об улучшении государственного учета земель и использования их в сельскохозяйственном производстве» действующий порядок государственного учета земель признан неудовлетворительным, в части отсутствия необходимых характеристик качественного состояния сельскохозяйственных угодий, а также наличия искажений площадей фактически освоенных земель. Для улучшения
государственного учета земель предусмотрено создание государственной книги регистрации землепользований по категориям землепользователей и видам всех земельных угодий с отражением качественных характеристик сельскохозяйственных угодий. Также установлено, что действительный прирост площадей пашни должен определяться только по данным государственного учета земель, проводимого на основе планово-картографического материала или контрольных обмеров на местности. Министерству сельского хозяйства СССР поручено разработать и представить предложения о введении земельного кадастра.
Законом СССР от 13.12.1968 № 3401-У11 утверждены «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», предусматривающие для обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра (ГЗК), содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.08.1977 № 417 принято положение о порядке ведения ГЗК. Ведение ГКЗ закреплено за землеустроительной службой системы Министерства сельского хозяйства СССР. Предусмотрено проведение и выделение ассигнований для выполнения аэро- и топосъемочных работ, почвенных, геоботанических и других обследований земель в объемах, обеспечивающих систематическое уточнение и обновление данных, включаемых в государственный земельный кадастр. В результате в конце 1970-х гг. и в 1980-х гг. Всесоюзный институт сельскохозяйственных аэрогеодезических изысканий (ВИСХАГИ) полностью удовлетворял потребность народного хозяйства и землеустройства в специализированных контурных планах масштабов 1 : 10 000 и 1 : 25 000, которые создавались в соответствии с «Инструкцией по дешифрированию аэрофотоснимков и фотопланов в масштабах 1 : 10 000 и 1 : 25 000 для целей землеустройства, государственного учета земель и земельного кадастра» [4].
С началом современной земельной реформы в 1990-х гг., связанной с переходом к рыночной экономике, перед ГЗК встали новые задачи. Верховный Совет РСФСР Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. утвердил в Перечне республиканских министерств и ведомств новый орган - Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (Госкомзем) отвечающий за ведение ГЗК. В мае 1992 г. Госкомзем преобразован в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, затем переименован в Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем). Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» перед Роскомземом поставлена масштабная задача совместно с заинтересованными органами власти обеспечить в 1992-1995 гг. проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов за счет средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. Также за Роскомземом закреплена
организация работ по картографированию земельных угодий, проведению почвенных, геоботанических, топографо-геодезических и других обследований и изысканий, оценке земель, наблюдению за их состоянием и другие мероприятия, связанные с ведением государственного земельного кадастра.
Первоначально работы по инвентаризации земель населенных пунктов не предусматривали проведение аэрофотосъемочных работ. В соответствии с п. 1.7. Временного руководства по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденного Председателем Роскомзема 17 мая 1993 г., исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов должны были стать графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1 : 500-1 : 2000.
Научно-технический совет Роскомзема рекомендовал в 1993 г. для изготовления государственных земельно-кадастровых (базовых) карт и планов следующие масштабы: Москва и Санкт-Петербург - 1 : 500, 1 : 1 000; крупные промышленные и культурные центры - 1 : 1 000, 1 : 2 000; города, поселки, сельские населенные пункты - 1 : 2 000; пригородные зоны крупных городов и промышленных центров - 1 : 5 000; основная земледельческая зона России -1 : 10 000; земли степной, лесостепной и южнотаежной зон, вовлеченные в интенсивное сельскохозяйственное использование, - 1 : 25 000; земли среднета-ежной, лесотундрово-северотаежной и полярно-тундровой зон - 1 : 50 000, 1 : 100 000.
Вместе с тем, проведение инвентаризации затрудняло отсутствие актуального планово-картографического материала, в первую очередь на территории населенных пунктов. Некоторые регионы пытались решить эту проблему. Например, 09.12.1994 г. в целях надлежащего ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, создания единой автоматизированной информационной земельно-кадастровой системы, обеспечения землевладельцев и землепользователей высококачественным планово-картографическим материалом правительство Республики Саха (Якутия) постановлением № 486 утвердило республиканскую программу топографо-геодезического обеспечения земельной реформы и землеустройства. Данная программа предусматривала создание недостающего планово-картографического материала.
В апреле 1994 г. Роскомзем утверждает «Единую технологию кадастровых и топографо-геодезических съемок для целей инвентаризации и ведения кадастра в городах и других поселениях в 1994-1995 гг.», которая устанавливает единые технические требования и порядок изготовления планово-картографических материалов, необходимых для инвентаризации и ведения кадастра земель населенных пунктов. В целях инвентаризации и ведения кадастра исполнители работ на земли населенных пунктов изготавливают контурные топографические планы без изображения рельефа горизонталями и высотными точками и без съемки подземных коммуникаций. В состав работ
по изготовлению контурных топографических планов земель населенных пунктов входят:
- анализ пригодности ранее изготовленных планово-картографических материалов;
- аэрофотосъемка, изготовление масштабированных фотоснимков или фотопланов;
- дешифрирование масштабированных фотоснимков или фотопланов, составление контурных топографических планов с использованием компьютерных или иных технологий.
Для контурных топографических планов рекомендованы следующие масштабы: на земли городов - 1 : 1 000, 1 : 500; на земли поселков - 1 : 2 000, 1 : 1 000; на земли сельских населенных пунктов - 1 : 5 000, 1 : 2 000.
Требования к проведению аэрофотосъемочных работ и дешифрированию определены «Основными положениями по аэрофотосъемке, выполняемой для создания и обновления топографических карт и планов» (ГКИНП-09-32-80. М., Недра, 1982) и «Руководством по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1 : 2 000 и 1 : 5 000» (ГКИНП-02-121-79).
Работы по сплошной инвентаризации земель населенных пунктов были продолжены в рамках Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» (1996-2000 гг.). По состоянию на 1 января 1996 г. работы по сплошной инвентаризации земель населенных пунктов были проведены на площади около 4,5 млн. га (чуть менее % от земель населенных пунктов).
Таким образом, картографическая основа ГЗК создавалась с 1978 г. на основе аэроснимков и имеющихся крупномасштабных топографических планов в виде контурных карт и планов для целей учета сельскохозяйственных земель и инвентаризации земель населенных пунктов.
Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» не содержал понятия картографической основы.
Работы по созданию и обновлению планово-картографической основы государственного земельного кадастра (затем государственного кадастра недвижимости) продолжились в рамках федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 гг.)» (далее ФЦП Кадастр 2002). Координатором программы выступила Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр), образованная в 2000 г. Обновление планово-картографической основы предполагалось производить совместно с Роскартографией. Но выделяемых средств на картографические работы было явно недостаточно для покрытия потребностей в актуальной картографической продукции.
В результате административной реформы в 2004 г. Росземкадастр преобразован в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Рос-
недвижимость). При принятии подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)», утвержденной постановлением правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 560, создание картографической основы стало одним из приоритетных направлений в ее реализации. В рамках мероприятия «Создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости», кроме формирования цифровой картографической основы, осуществлялось формирование единого координатного пространства на территории Российской Федерации. На реализацию данного мероприятия было запланировано выделение 11,2 млрд. руб. на 6 лет. Заказчиком работ выступала Роснедвижимость. Целью указанных работ было обеспечение цифровой картографической основой (ЦКО) для ведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), государственного мониторинга земель (ГМЗ), государственной кадастровой оценки, государственного земельного контроля и землеустройства.
Несмотря на заявленные цели и огромные денежные средства, выделяемые на создание ЦКО ГКН, ее применение на практике оказалось минимальным. Основными причинами этого являются отсутствие методических рекомендаций по использованию ЦКО ГКН и ограничения использования пространственных данных установленные в России. Также сказалась плохая координация работ в связи с переходом от СК-63, МСК населенных пунктов и условных систем координат, используемых для ведения ГКН к МСК кадастровых округов [5]. В некоторых случаях возникали вопросы к качеству создаваемых ортофотопла-нов и опорных межевых сетей.
ЦКО ГКН не была вписана в производственный процесс органа кадастрового учета. Инициативное использование ЦКО на местах осложняли ограничения режима секретности картографических материалов.
Использование ЦКО ГЗК (ГКН) возможно заинтересованными лицами через государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Но, ввиду отсутствия информации об имеющихся данных и возможности использования ЦКО сторонними лицами, ограничения по режиму секретности материалов ГКН и отсутствия предложений со стороны территориальных органов Роснедвижимости, а в некоторых случаях и нежелания делиться информацией, масштабность использования ЦКО ГЗК сторонними лицами была крайне низка.
Вместе с тем, требования к картографической основе кадастра за последние 10 лет менялись трижды (табл. 1).
Столь частые существенные изменения требований к масштабам картографической основы и отсутствие четкого понимания ее назначения заставляют обратиться к целям создания картографической основы кадастра (табл. 2).
Таблица 1
Требования к картографической основе кадастра
Характеристики 20061 20112 20173
Цель обеспечить идентификацию и локализацию кадастровых объектов составление и ведение кадастровых карт, а также предоставление сведений, внесенных в ГКН не установлена
Масштаб для территории населенных пунктов 1 : 2000 (1 : 1000, 1 :5000) 1 : 5 000 1 : 2 000 (1 : 5 000 и 1 : 10 000)
Масштаб для межсе-ленной территории 1: 10 000 (1 : 25 000 и 1 : 50 000 1 : 10 000 и 1 : 25 000
Масштаб для районов Крайнего Севера 1 : 100 000 и 1 : 200 000 1 : 50 000 и 1 : 100 000
Периодичность обновления фотопланов наличие более чем 30 % изменений не реже одного раза в 3 года не реже одного раза в 10 лет
1 Требования, разработанные ФГУП «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ в 2006 г., согласованные Роснедвижимостью [6].
Требования, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 28.07.2011 № 375 [7, 8].
Требования, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 13.11.2015 № 848 [9, 10].
Таблица 2
Цели и задачи создания картографической основы кадастра
Направления и задачи применения Нормативный документ Рекомендуемый масштаб* (период обновления)
Ведение кадастра недвижимости
1. Инвентаризация земель ППРФ от 25.08.1992 № 622 1 :500-1 : 5 000/ 1 : 5 000-1 : 25 000 (однократно)
2. Осуществление кадастрового деления территории (2000-2001) и проведение его корректировки и нормализации (2011-2012) Приказ Росземкадастра от 15.06.2001 № П/117, приказ Росреестра от 25.10.2010 № П/547 1 : 2 000-1 : 10 000/ 1 : 10 000-1 : 50 000 (1 раз в 5-10 лет)
3. Визуализация (составление и ведение) кадастровых карт Часть 4 статья 13 ФЗ «О ГКН» 1 : 2 000 и мельче (1 раз в 3-10 лет)
Окончание табл. 2
Направления и задачи применения Нормативный документ Рекомендуемый масштаб* (период обновления)
4. Исключения грубых ошибок в ГКУ (не предусмотрено) письмо МЭР от 29.07.2009 № Д23-2480 1 : 5 000-1 : 10 000/ 1 : 25 000-1 : 50 000 (1 раз в 3-10 лет)
5. Уточнение местоположения границ ранее учтенных ЗУ Часть 14 статья 45 ФЗ «О ГКН» (утратила силу) 1 :500-1 : 5 000/ 1 : 5 000-1 : 25 000 (однократно)
6. Определение местоположения объектов капитального строительства отсутствует 1 : 2 000-1 : 5 000/ 1 : 10 000-1 : 25 000 (однократно)
Формирование земельных участков и объектов землеустройства
1. Определение координат характерных точек границ ЗУ фотограмметрическим или карто-метрическим методами при межевании Приказ МЭР от 17.08.2012 № 518 от 1 : 200 до 1 : 10 000 (1 раз в 3-10 лет)
2. Описание местоположения границ объектов землеустройства Приказ МЭР от 3.06.2011 № 267 от 1 : 200 до 1 : 10 000 (1 раз в 3-10 лет)
Государственный земельный надзор (контроль)
1. Выявление самовольного занятия ЗУ, использования ЗУ без оформленных правоустанавливающих документов, использования земель не по целевому назначению ППРФ от 02.01.2015 № 1 1 : 2 000-1 : 5 000/ 1 : 10 000-1 : 25 000 (1 раз в 2-10 лет)
Государственный мониторинг земель
1. Получение информации при осуществлении ГМЗ Приказ МЭР от 26.12.2014 № 852 1 : 500 и мельче (1 раз в 2-10 лет)
Государственная кадастровая оценка
1. Сбор сведений о значениях факторов стоимости ЗУ в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию Приказ МЭР от 15.02.2007 № 39 1 : 500 и мельче (1 раз в 2-10 лет)
* Земли населенных пунктов / межселенные территории.
Анализируя нормативные документы, указанные в табл. 2, можно увидеть, что не во всех случаях предусмотрен порядок использования картографической основы и указаны требования. Так, например, для целей государственного мо-
ниторинга земель и государственной кадастровой оценки порядок использования картографической основы не установлен [11-13].
В перспективе необходима выработка единых требований к картографическим основам для разных целей и приведению их к единой электронной картографической основе, в том числе в качестве замены картографической основы кадастра недвижимости [14, 15].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Хлебникова Е. П., Мирошникова О. А. Анализ информационного наполнения публичной кадастровой карты по регионам Российской Федерации // Вестник СГУГиТ. - 2015. -Вып. 2 (34). - С. 127-142.
2. Тарарин А. М., Тарарина Е. Г. Нормативно-правовые и концептуальные аспекты формирования кадастровых карт // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. - 2010. -№ 4(76). - С. 14-16.
3. Сапельников С. А., Тарарин А. М., Андреев А. В. Кадастровые карты муниципальных образований: баланс возможностей и потребностей // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. - 2010. - № 4 (76). - С. 17-20.
4. Константинов А. Ю. Планы масштабов 1 : 10 000 и 1 : 25 000 для целей землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель // Кадастр недвижимости. - 2007. - № 3. -
С. 79-81.
5. Романов В. М., Тарарин А. М. Проблемы геодезического обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости на территории Нижегородской области // Великие реки 2013 : тез. докл. научн.-техн. конф. - Нижний Новгород, 2013. - С. 385-387.
6. Требования к картографической продукции, создаваемой для целей государственного кадастра объектов недвижимости, государственного мониторинга земель и землеустройства / ФГУП «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ. - М., Роснедвижимость, 2006. - 37 с.
7. Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости : приказ Минэкономразвития РФ от 28.07.2011 № 375 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультан-тПлюс».
8. О государственном кадастре недвижимости : федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ в ред. 2016 г [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
9. Об утверждении требований к картам и планам, являющимся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, а также к периодичности их обновления : приказ Минэкономразвития РФ от 13.11.2015 № 848 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О государственной регистрации недвижимости : федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Тарарин А. М. Актуальные вопросы осуществления Росреестром государственного мониторинга земель // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2014. - № 7. -С. 56-60.
12. Пылаева А. В. Развитие кадастровой оценки недвижимости. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2012. - 138 с.
13. Пылаева А. В. Информационное обеспечение кадастровой оценки недвижимости // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2012. - № 5. - С. 45-49.
14. Тарарин А. М., Ребрий А. В. Развитие федерального картографо-геодезического фонда как элемента инфраструктуры пространственных данных // Великие реки 2016 : тез. докл. научн.-техн. конф. - Нижний Новгород, 2016 - С. 369-372.
15. Тарарин А. М., Тарарина Е. Г. О картографической основе кадастровых карт // Великие реки 2016 : тез. докл. научн.-техн. конф. - Нижний Новгород, 2016 - С. 374-377.
Получено 23.01.2016
© А. М. Тарарин, 2017
MAPPING THE BASIS OF CADASTRE: HISTORY, OBJECTIVES AND REQUIREMENTS
Andrey M. Tararin
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 603950, Russia, Nizhny Novgorod, 65 Elias St., Ph. D., Vice-Rector for Development, Associate Professor, Department of Geoinformatics and Cadastre, tel. (831)430-52-09, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the history of the cartographic base inventory since the inception of the State Land Cadastre in the USSR and to the present. It is noted that the cartographic basis of the state cadastre of real estate began to develop in 1978 the forces of the All-Union Institute of Agricultural research aerogeodetic (VISHAGI). The article is a systematic set of objectives and requirements for the cartographic basis of the inventory arising over the entire study period. Tasks application cartographic basis are grouped into the following objectives: maintaining the real estate cadastre, formation of land plots and land, state land supervision (control), the state land monitoring, state cadastral valuation. The suggestions on the need for uniform requirements for cartographic basis for a variety of purposes, and the transition to a unified electronic cartographic base (EEKO).
Key words: cartographic basis, orthophoto, land cadastre, real estate cadastre, cadastral map, cadastral registration authority.
REFERENCES
1. Khlebnikov, E. P., & Miroshnikov, O. A. (2015). Analysis of the content publicly cadastral maps of regions of the Russian Federation. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 2(34), 127-142 [in Russian]
2. Tararin, A. M., & Tararina E. G. (2010). Regulatory and conceptual aspects of the formation of cadastral maps. Informatsionnyy byulleten' GIS-Assotsiatsi [Newsletter GIS Association], 4(76), 14-16 [in Russian].
3. Sapelnikov, S. A., Tararin, A. M., & Andreev, A. V. (2010). Cadastral maps of municipalities: opportunities and needs balance. Informatsionnyy byulleten' GIS-Assotsiatsi [Newsletter GIS Association], 4(76), 17-20 [in Russian].
4. Konstantinov, A. Yu. (2007). Plans scale of 1: 10,000 and 1: 25,000 for the purposes of land management, land cadastre and monitoring of the land. Kadastr nedvizhimosti [Real Estate Cadastre], 3, 79-81 [in Russian].
5. Romanov, V. M., & Tararin, A. M. (2013). Problems geodetic support of maintaining the state cadastre of real estate in the Nizhny Novgorod region. Tezisy dokladov nauchno-tekhnicheskoy konferentsii: Velikie reki 2013 [Proceedings of Scientific and Technical Conference: Great Rivers 2013] (pp. 385-387). Nizhniy Novgorod [in Russian].
6. Trebovaniya k kartograficheskoy produktsii, sozdavaemoy dlya tseley gosudarstven-nogo kadastra ob"ektov nedvizhimosti, gosudarstvennogo monitoringa zemel' i zemleust-roystva [Re-
quirements for cartographic production, created for the purposes of the state cadastre of real estate, the state monitoring of lands and land]. Moscow: Rosnedvizhimost' [in Russian].
7. Order of Ministry of Economic Development RF of 28.07.2011 No 375. Ob opredelenii trebovaniy k kartam i planam, yavlyayushchimsya kartograficheskoy os-novoy gosudarstvennogo kadastra nedvizhimosti [Determination of the requirements for maps and plans, which is the basis for mapping the state cadastre of real estate]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
8. Federal Law of July 24, 2007 No 221-FZ. O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti [About the state cadastre of real estate]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
9. Order of Ministry of Economic Development RF from 13.11.2015 No 848. Ob utverzhdenii trebovaniy k kartam i planam, yavlyayushchimsya kartograficheskoy osnovoy Edinogo gosudarstvennogo reestra nedvizhimosti, a takzhe k periodichnosti ikh obnovleniya [Approval of the requirements to maps and plans is the cartographic basis of a single state register of real estate, as well as to the frequency of their renewal]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
10. Federal Law of July 13, 2015 No 218-FZ. O gosudarstennoy registratsii nedvizhimost [On state registration of real estate]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
11. Tararin, A. M. (2014). Actual problems of the state land monitoring Rosreestr. Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel' [Land Management, a Cadastre and Monitoring of Lands], 7, 56-60 [in Russian].
12. Pylaeva, A. V. (2012). Razvitie kadastrovoy otsenki nedvizhimosti [The development of cadastral valuation of real estate]. Nizhniy Novgorod: NNGASU [in Russian].
13. Pylaeva, A. V. (2012). Information support of cadastral valuation of real estate. Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel' [Land Management, a Cadastre and Monitoring of Lands], 5, 45-49 [in Russian].
14. Tararin, A. M., & Rebry, A. V. (2016). Development of federal cartography and geodesy fund as part of a spatial data infrastructure. Tezisy dokladov nauchno-tekhnicheskoy konferentsii: Velikie reki 2016 [Proceedings of Scientific and Technical Conference: Great Rivers 2016] (pp. 369-372). Nizhniy Novgorod [in Russian].
15. Tararin, A. M., & Tararina E. G. (2016). On the basis of cartographic cadastral maps. Great Rivers 2016: Tezisy dokladov nauchno-tekhnicheskoy konferentsii: Velikie reki 2016 [Proceedings of Scientific and Technical Conference: Great Rivers 2016] (pp. 374-377). Nizhniy Novgorod [in Russian].
Received 23.01.2017
© A. M. Tararin, 2017