Психология развития, акмеология
/-
167
Л.С. Рашитова
Картина мира подростков в разных адаптационных ситуациях
С использованием методов анкетирования и проективной диагностики исследованы особенности картины мира девочек-подростков, находящихся в разных адаптационных ситуациях: проживание в социально-реабилитационном центре, детском санатории, обучение в педагогическом колледже на первом курсе. Дополнены существующие представления о соотношении картины мира и поведения подростков. Полученные данные могут быть использованы педагогами при работе с девочками-подростками в условиях обучения, стационарного лечения, социальной реабилитации.
Ключевые слова: социальная адаптация девочек-подростков, соотношение картины мира и поведения, поведенческие особенности подростка.
Адаптация - один из важных компонентов жизнедеятельности любого живого организма. В современной науке существуют разные подходы к изучению данного феномена у человека. Один из них связывает адаптацию с реакцией организма на изменяющиеся условия окружающей среды, которой способствует его жизнедеятельности [2; 6]. Наряду с этим адаптация рассматривается как многокомпонентное, сложноор-ганизованное биопсихосоциальное явление. В подростковом возрасте наибольшую значимость приобретает социальная адаптация, которая понимается как «процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самообслуживанию и самоконтролю, адекватных связей с окружающими» [8, с. 253].
л
1
¡5 ^ Адаптивное поведение в новой ситуации зависит от истории жизни $ § индивида, родительских моделей поведения, индивидуального стиля
ГОШ
^ | деятельности. Адаптация - это, прежде всего, процесс раскрытия лич-Е та ности в зависимости от требований изменяющийся реальности, кото-§ рый способствует комфортному взаимодействию индивида и общества, § культуры, природы, предметной среды.
В последнее время внимание исследователей привлекает не только процесс адаптации, но и адаптационный потенциал личности как психофизиологическое образование, объединяющее биоэнергетические и психологические возможности, биографическую линию жизни, особенности личностной регуляции, обеспечивающие самораскрытие личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности [4].
Различают внутренние и внешние факторы социальной адаптации. К внутренним факторам относятся индивидуально-личностные особенности субъекта, темперамент, характер, мотивационная, эмоциональная сферы и т.п. К внешним факторам относят мегафакторы (мир, космос, планета), макрофакторы (этнос, общество, страна), микрофакторы (место проживания, национальность) [6]. Мы считаем, что важным внутренним фактором социальной адаптации может выступать картина мира, которая понимается как многоуровневая система значимых для индивида объектов [1].
Картина мира сочетает в себе социально-приобретенные компоненты (базовая часть картины мира), которые определяются социальной ситуацией жизни индивида, а также включает в себя индивидуальный опыт, собственные представления (инвариативная часть картины мира). Базовая часть имеет свои характерные черты для индивидов, проживающих в определенных социальных, исторических, географических условиях. Инвариативная часть определяется личностными особенностями человека [3]. Картина мира способствует социальной адаптации личности. [10]. Человек выстраивает свое поведение в соответствии с собственной картиной мира.
В данном исследовании мы опираемся на точку зрения С.Т. Посо-ховой, согласно которой картина мира включает в себя социальный, рефлексивный, феноменологический компоненты. Под социальным компонентом понимаются взаимоотношения с окружающими людьми, рефлексивный включает в себя образ Я, феноменологический - окружающие предметы и явления [5]. В статье мы подробно рассмотрим феноменологический компонент картины мира у девочек-подростков, находящихся в разных адаптационных ситуациях. Известно, что гендерные вариации играют большую роль в трансформации картины мира, определяя ее компоненты и взаимосвязи между ними [7].
169
СС ГО
Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей Е картины мира девочек-подростков, оказавшихся в разных адаптацион- § к ных ситуациях. 5 °
В нашем исследовании участвовали три группы девочек-подростков. | 1 Первая группа (25 человек, средний возраст 14 лет) - девочки-подрост- | <§ ки, временно проживающие в социально-реабилитационном центре для о §
В го Ср
данном учреждении проживают и воспитыва- чю ются подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, соци- с ально-опасном положении. Они направляются в центр органами опеки или комиссией по делам несовершеннолетних по причине школьной неуспеваемости, конфликтов в семье или в том случае, когда родители не справляются с воспитанием. За помощью могут обратиться сами родители. Отличительная особенность данной группы девочек-подростков - их поведение. Они курят, употребляют спиртные напитки, используют ненормативную лексику, агрессивны по отношению к сверстникам и взрослым, прогуливают учебные занятия, нарушают правила поведения в школе.
Вторая группа (25 человек, средний возраст 14 лет) - пациентки нефроурологического отделения детского санатория. Подростки направляются в санаторий по рекомендации педиатра. Данная группа подростков отличается относительно спокойным поведением, отзывчивостью, доброжелательностью. Агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым проявляется лишь эпизодически.
Третья группа (25 человек, средний возраст 16 лет) - учащиеся отделения начального образования педагогического колледжа. Проходной балл для поступления по данному направлению самый высокий. Данная группа учащихся отличается высокой учебной мотивацией, направленностью на овладение профессией, хорошей успеваемостью.
В настоящее время существует дефицит исследований моделей картины мира. Среди них преобладают исследования с использованием проективных методик. В частности, используется методика «Мой мир, какой он?», модифицированная Д.Ю. Правником. В ее основе методика двадцати утверждений на самоотношение М. Куна и Т. Макпартленда [7]. Обследуемым предлагается ответить на вопрос «Мой мир, какой он?». Полученные ответы подвергаются контент-анализу, выделяется ряд часто встречающихся категорий, актуальных для картины мира выборочной совокупности.
Кроме того, используется методика «Мой мир» С.Т. Посоховой, А.В. Шаховой [9]. Респондентам предлагаются карточки с изображением предметов, отнесенных к разным жизненным сферам: среда обитания, межличностные взаимодействия, природа, социум, сверхъестественное,
т О го Ш
техника. Обследуемому необходимо выбрать изображения, которые включены в его картину мира. Указанные методики использовались в проведенном нами исследовании в связи с тем, что первая методика позволяла вывить картину мира в свободном его описании, а вторая при регламентированном описании.
Рассмотрим картину мира девочек-подростков в разных адаптационных ситуациях, полученную с помощью контент-анализа (табл. 1). Для сравнения трех групп использовался непараметрический критерий Кру-скала-Уоллиса, т.к. распределение данных не соответствует нормальному закону.
Результаты, представленные в таблице, отражают близость содержания картины мира девочек-подростков в разных адаптационных ситуациях. При свободном описании их картина мира сочетает в себе противоположные характеристики. С одной стороны, девочки воспринимают мир враждебным, деструктивным, в то же время мир для них справедливый и конструктивный, устойчивый, эстетичный, красивый. Девочки-подростки склонны одновременно опираться на реальную и фантастическую стороны окружающего мира. Реальность представляется им «существенной», «реалистичной», «настоящей», а в фантазиях мир «сказочный», «воздушный», «полный чудес», «полон праздника». Данный феномен может говорить о пластичности, неустойчивости взглядов современных девочек-подростков, зависимости от конкретной ситуации.
Стоит отметить, что у девочек-подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре, наблюдается тенденция к восприятию доброжелательности мира (р < 0,1). В такой тенденции может проявиться их психологическая защита, своего рода ожидания от окружающего мира. Девочки, нуждающиеся в социальной реабилитации, сталкиваются с высоким уровнем агрессивности, которая может исходить из семьи, из их референтных групп, социальных институтов. В доброжелательности мира может выражаться потребность подростка в любви, принятии со стороны окружающих людей.
Важными компонентами картины мира выступает различного рода деятельность (хобби, творчество), образ Я, окружающие люди. Девочки-подростки среди своих хобби выделяют музыку, кино, танцы, они отмечают музыкальность мира. Возможно, что наличие увлечений создает своеобразный ресурс сопротивления скуке, хотя это предположение требует дополнительного исследования, поскольку неизвестно конкретное содержание этих увлечений. Образ Я как элемент картины мира может пониматься как проявление эгоцентричности девочек-подростков, как их стремление воспринимать мир преимущественно относительно себя и своих потребностей. Примером подобной эгоцентричности служат
Таблица 1
Содержательные компоненты картины мира девочек-подростков в разных адаптационных ситуациях (при свободном описании)
Категории Адаптационные ситуации Критерий различия менаду группами
Социально-реабилитационный центр Детский санаторий Педагогический колледж
М 8 М 8 М 8
Деструктивность 1,6 1,4 1,12 0,43 1,12 1,48 р < 0,5
Доброжелательность мира 1,33 1,45 0,24 0,43 0,64 0,7 /><0,1
Конструктивность 0,73 0,96 1,12 1,3 2,12 1,83 р <0,09
Реальность мира 0,47 0,64 0,28 0,54 0,36 0,48 р < 0,4
Эстетика 0,53 0,91 0,56 0,71 0,84 0,99 р < 0,2
Враждебность мира 0,4 0,74 0,48 0,71 0,6 1,1 р < 0,5
Эскапизм 0,33 0,62 0,4 0,58 0,44 0,87 Р <0,4
Неустойчивость мира 0,27 0,59 0,28 0,54 0,52 0,77 Р <0,3
Эгоцентричность 0,13 0,35 0,36 0,76 0,24 0,52 р < 0,5
Закрытость от мира 0,13 0,35 0,16 0,47 0,08 0,28 Р <0,8
Устойчивость мира 0,13 0,35 0,12 0,44 0,28 0,54 р < 0,5
Спорт, активность 0,06 0,26 0,04 0,2 0,04 0,2 р < 0,7
Близкие люди 0,06 0,26 0,12 0,6 0,44 0,77 р < 0,07
Творчество, хобби 0,06 0,26 0,16 0,47 0,28 0,61 Р <0,4
Открытость миру 0 0 0,08 0,28 0,04 0,2 р < 0,7
Обозначения. М - среднее значение, б - стандартное отклонение; статистическая значимость полученных данных определена с помощью программы 51аМ$Мса 6.0 по критерию Крускала-Уоллиса.
Педагогика и психология образования. 2017. №3
Психология развития, ^ акмеология ю
Таблица 2
Содержательные компоненты картины мира девочек-подростков в разных адаптационных ситуациях
(при регламентированном описании)
Адаптационные ситуации
Категории Социально-реабилитационный центр Детский санаторий Педагогический колледж Критерий различия менаду группами
М 8 М 8 М 8
Природа 1,67 1,48 3,12 1,39 2,48 1,61 р <0,76
Социум 1,53 1,59 2,56 1,44 2,64 1,58 Р <0,6
Культура 1,13 1,12 2,44 1,47 2,28 1,43 /><0,1
Техника 1,13 1,24 1,76 1,48 1,56 1,36 ^ <0,31
Сверхъестественное 1,13 0,99 1,5 1,28 1,8 1,47 р < 0,643
Материальное 1,13* 1,59 2,36 1,49 2,8 1,41 р < 0,0053
Среда обитания 0,93 1,28 2,42 1,25 2,44 2,12 /><0,1
Взаимодействие 0,67 1,11 1,88 1,39 2,2 2,39 /><0,5
Я 0,53 0,52 0,45 0,51 0,4 0,5 Р <0,4
Обозначения. М - среднее значение, б - стандартное отклонение;" - р < 0,001; статистическая значимость полученных данных определена с помощью программы 51аМ$Мса 6.0 по критерию Крускала-Уоллиса.
173
СС ГО
такие описания картины мира, как «мир мой», «самовлюбленный», «моя Е игра», «вокруг меня», «окружает меня» и др. о ^
Подростки вступают в отношения с миром и могут быть открыты его 5 ° влиянию, его идеям, а могут замыкаться в своем внутреннем мире, отка- 1 1 зываться идти на контакт. Следует подчеркнуть, что у девочек-подрост- | <§ ков, проживающих в социально-реабилитационном центре, не выражен о § показатель «открытость миру». Возможно, в этом проявляется их него- чю товность взаимодействовать с социумом. с
Рассмотрим результаты изучения картины мира девочек-подростков в разных адаптационных ситуациях при регламентированном описании (табл. 2).
Согласно полученным данным, картина мира при регламентированном описании (по предложенным изображениям) у девочек-подростков, оказавшихся в разных адаптационных ситуациях, обладает в большей мере сходством, чем различием. Социальные компоненты картины мира выражены во всех группах практически одинаково. Однако мы можем наблюдать тенденции к преобладанию таких социальных сфер, как культура (р < 0,1), среда обитания (р <0,1) у девочек-подростков, проходящих лечение в санатории, обучающихся в педагогическом колледже. У третьей группы данные показатели выражены практически в два раза меньше, что может говорить об обесценивании ими социальных аспектов жизни.
Обследованные девочки-подростки включают в картину мира себя и взаимодействия с окружающими людьми, в частности со сверстниками. Причем данные взаимодействия могут быть как негативно (проявление вербальной и физической агрессии), так и позитивно окрашены (взаимопомощь, эмоциональная поддержка).
Компоненты картины мира, не связанные с социумом: природа, сверхъестественное, техника, - также выражены во всех группах примерно в одинаковой степени. Однако девочки-подростки, проходящие лечение в санатории и обучающиеся в колледже, придают большое значение материальным ценностям, к ним относятся деньги, недвижимость, модная одежда и т.д. Для девочек-подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре, данный компонент имеет не такое большое значение (различия статистически достоверны при р < 0,0053). Данный аспект также можно связать со снижением значимости социально одобряемых ценностей у данной группы.
Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что девочки-подростки, находящиеся в разных адаптационных ситуациях, обладают схожей картиной мира. Однако процесс адаптации непосредственно связан с поведением индивида. Рассмотрим поведенческие особенности девочек-подростков из трех групп.
Психология развития, ^ акмеология
Таблица 3
Особенности нарушения адаптации девочек-подростков, находящихся в разных адаптационных ситуациях (авторская анкета для педагогов)
Категории Адаптационные ситуации
Социально-реабилитационный центр Детский санаторий Педагогический колледж Критерий различия менаду группами
М 8 М 8 М 8
Курение 1,27* 0,96 0,08 0,4 0,08 0,4 <0,0001
Проблемы с успеваемостью 0,93* 0,88 0,32 0,63 0,8 0,41 <0,0001
Использование ненормативной лексики 0,8 0,77 0,6 0,81 0,36 0,57 р < 0,1647
Деструктивные семейные отношения 0,6* 0,63 0,36 0,57 0,04 0,2 р < 0,0021
Агрессивность к взрослым 0,53* 0,74 0,36 0,49 0,04 0,2 р < 0,0083
Употребление спиртных напитков 0,53 0,83 0,12 0,33 0,16 0,47 р < 0,21
Прогулы учебных занятий 0,53* 0,74 0,12 0,33 0,88 0,33 ^<0,0016
Самовольные уходы 0,47* 0,52 0,04 0,2 0 0 <0,0001
Причастность к неформальным группам 0,4* 0,62 0,08 0,4 0 0 р < 0,0056
Агрессивность к сверстникам 0,33 0,62 0,28 0,54 0,04 0,2 р < 0,1090
Комиссия по делам несовершеннолетних 0,33* 0,62 0 0 0 0 р < 0,0141
Драки 0,27 0,59 0,2 0,41 0 0 р < 0,0768
Воровство 0,13 0,52 0,2 0,5 0 0 Р <0,4
Обозначения. М - среднее значение, б - стандартное отклонение;" - р < 0,001; статистическая значимость полученных данных определена с помощью программы 51аМ$Мса 6.0 по критерию Крускала-Уоллиса.
Педагогика и психология ^ образования. 2017. №3
л
сс §
рЕ ^ Педагоги, работающие в социально-реабилитационном центре, часто $ § сталкиваются с нарушением адаптации у воспитанников, которая выра-
ГОФ
^ | жается прежде всего в поведении. Для определения поведенческих осо-Е та бенностей подростков наших трех групп была разработана анкета для § педагогов на основе включенного наблюдения за подростками и карты д наблюдений Л. Стотта. Предлагаемая нами карта отличается тем, что в нее включены специфические поведенческие проявления современных подростков и не требует больших временных затрат. Она включает следующие показатели нарушения адаптации: курение, употребление спиртных напитков, драки, воровство, использование ненормативной лексики, прогулы учебных занятий, агрессивность по отношению к взрослым и сверстникам, самовольные уходы из дома, причастность к экстремистским неформальным группам, проблемы с успеваемостью, деструктивные семейные отношения, учет в комиссии по делам несовершеннолетних. По каждому показателю подросток оценивается от 0 до 2 баллов.
Рассмотрим полученные данные (табл. 3). Большинство показателей нарушения адаптации наиболее выражены у девочек-подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки стремятся стать взрослыми, стараются копировать поведение старших, но зачастую используют при этом деструктивные модели поведения. К примеру, курят и употребляют спиртные напитки все обследуемые группы девочек-подростков. Однако курение наиболее выражено у проживающих в социально-реабилитационном центре.
Проблема школьной успеваемости в первую очередь беспокоит педагогов и родителей. Однако познавательная активность не выступает приоритетной сферой деятельности для подростка в связи с возрастным периодом, социальной ситуацией развития. Тем не менее, стоит отметить, что именно у воспитанниц социально-реабилитационного центра педагоги отмечают высокую значимость проблемы школьной успеваемости. С точки зрения педагогов, она выражается в текущих неудовлетворительных оценках, четвертных и годовых неаттестациях по предметам. Девочки-подростки данной группы не выполняют домашние задания. На требования со стороны педагогов по данному поводу могут реагировать агрессивно. Стоит отметить, что прогулы учебных занятий свойственны в большей степени девочкам, которые обучаются в педагогическом колледже.
Для данного возраста большое значение имеет общение. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками, выражающиеся в агрессии и драках, характерны в целом для всех групп обследуемых девочек. Референтная группа имеет большое значение для данного возраста.
Именно за счет нее подросток реализует свою потребность в самоува- |
жении, значимости. Как оказалось, для девочек-подростков, проживаю- § ^
щих в социально-реабилитационном центре, такой группой выступают 5 °
неформальные группировки экстремистского характера, которые пропа- 1 1
гандируют насилие, вредные привычки, нарушение закона. * <§
тэ
В подростковом возрасте меняется модель взаимоотношений со взрос- о рд лыми и собственными родителями. Подросток требует к себе отношения 5 ю на равных, испытывает потребность в признании собственной взрос- с лости. По данным опрошенных нами педагогов, воспитанницы центра живут в условиях деструктивных семейных отношений. В семье их либо не принимают, либо поощряют отклоняющееся поведение, в таких условиях девочки иногда решаются на отчаянный шаг и уходят из дома. С другими взрослыми им также тяжело найти общий язык. Подростки проявляют к ним агрессию. Она может выражаться в отказе от выполнения требований, грубости, оскорблениях, фамильярности.
Именно в подростковом возрасте могут впервые проявиться асоциальное поступки: драки, воровство, использование ненормативной лексики. Однако по данным показателям различий между девочками-подростками, находящимися в разных адаптационных условиях, нами не выявлено. Тем не менее, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоят только проживающие в социально-реабилитационном центре. Возможно, это связано с нарушением механизма самоконтроля у данной группы, что затрудняет социальную оценку последствий асоциального поведения.
Подчеркнем, что по всем методикам мы можем наблюдать высокое значение стандартного отклонения, что говорит о значительных различиях в индивидуальных описаниях в разных группах респондентов. Несмотря на общие значения, каждая девочка-подросток обладает своим особенным взглядом на мир и себя.
Таким образом, в результате исследования установлено, что при непосредственном описании картины мира у девочек-подростков всех групп выявлено большое количество схожих значений. Данный феномен может говорить о схожести внутреннего мира девочек-подростков, находящихся в разных адаптационных условиях. Однако при ситуации выбора возможных вариантов описания картины мира, когда методика определяет ее содержательный аспект, мы наблюдаем другой результат. У девочек-подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, наблюдается обесценивание социальных ценностей в своей картине мира. По нашим данным, роль адаптационной среды в большей степени проявляется в регуляции поведения, чем в содержании картины мира девочек-подростков. Перспектива данного направления исследования
рЕ ^ заключается в анализе соотношении картины мира у девочек и мальчи-
$ о ков подросткового возраста, расширении в картине мира представлен-
гоФ
^ 2 ности социального взаимодеиствия.
Библиографический список
1. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.
2. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 18-32.
3. Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. № 4. С. 51-68.
4. Посохова С.Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. № 1. С. 35-40.
5. Посохова С.Т. Картина мира в кризисных переживаниях личности // Перспектива человека: трансформация картины мира в современном геополитическом кризисе / Сост. С.Т. Посохова, А.И. Извеков. СПб., 2015. С. 87-104.
6. Прачук С.Ю. Сущность социальной адаптации подростков // Science Time. 2014. № 10 (10). С. 324-329.
7. Правник Д.Ю. Гендерная вариативность образа мира личности: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.
8. Психологический иллюстрированный словарь / Отв. ред. И.М. Кондаков. СПб., 2000.
9. Шахова А.В., Посохова С.Т. Воздействие средствами танце-двигатель-ной терапии на картину мира детей с задержкой психического развития // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013. № 1. С. 261-266.
10. Ярцева К.В. Понятие «картина мира». Адаптивная функция картины мира // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 4. С. 87-90.