УДК 821:512.31
Г.Ц-Д. Буянтуева, асп. БГУ, г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected]
КАРТИНА МИРА И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РОМАНЕ А. АНГАРХАЕВА "ВЕЧНЫЙ ЦВЕТ"
Данная статья посвящается исследованию прозы известного писателя, одного из классиков бурятской литературы, где рассматривается актуальные проблемы современного литературоведения. В ней дан художественный анализ ряда существенных качеств бурятского национального характера.
Ключевые слова: бурятская литература, современная литература, критика, картина мира, трансформация, национальнокультурная модель мира, черты традиционного бурятского характера, национальный характер.
В бурятской литературе ХХ века Ардан Ангархаев занимает особое место. Его писательская биография началась в 1960-е годы, охватывает хронологические этапы бурятской литературы ХХ века вплоть до сегодняшних дней. А. Ангархаев начал свой литературный путь в конце 1960-х годов созданием лирических стихотворений, а с конца 1970-х одновременно начинает активно писать прозу. Становление творческой личности А. Ангархаева-прозаика приходится на 1970-е годы и формируется в русле литературного процесса, который отличается усилением нравственно-этических и стилевых исканий, обращением к истокам, возрождением художественных традиций.
Осмысление исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета.
В последние годы понятие "картина мира" еще несколько лет назад, казалось бы утратившее актуальность, вновь возвращается в научный оборот. Дело в том, что постмодернистские тенденции в культуре, характерные для конца ХХ века, не поддерживают системное видение мира, а, напротив, ориентируют на редуцирование сложных явлений к простым. Картина мира, безусловно, предполагает системное, интегрированное видение мира, поиск в мире определенного "сюжета", другими словами, определенных оснований и принципов, лежащих в основе построения целостного образа мира.
В рамках нынешней глобализации и информатизации со стороны общественного запроса происходит возрождение интеллектуального интереса к проблеме картины мира, что свидетельствует о постепенном возвращении рефлексивного сознания к классическим мотивам и сюжетам. Постмодернистская эпоха оставила заметный и по-своему весьма конструктивный след в современной культуре, который нашел отражение в методах и способах формирования картины мира в мировоззрении современного человека.
Исследование понятия "картина мира" как особого компонента литературоведческой науки предполагает рассмотрение картины мира в ракурсе специальных наук. О неразработанности понятия "картина мира" свидетельствует краткое ее определение: "Общая картина мира, - пишет А.Г. Спиркин, - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности ... Создание общей картины мира - задача всех областей знания" [1, с. 375].
Принимая во внимание, что картина мира не остается неизменной на протяжении не только человеческой истории, но и имеет место сосуществование различных картин мира в одно и то же социальное время, некоторые авторы пытаются связать содержание картины мира с социометрическими характеристикам. Г. Д. Гачев полагает, что картина мира является конкретно-историческим феноменом, поэтому согласно Г. Д. Гачеву, картина мира, например, религиозная, имеет национальные, конкретноисторические формы, которые делают ту же религиозную картину мира многогранной и многомерной, в зависимости от национальной и культурной включенности и не имеет никакого сходства с монолитным [2].
Следует особо подчеркнуть, что картина мира формируется в мыслях человека, но, сложившись в определенный образ, она является средством бытования наших представлений, а, следовательно, детерминирует ориентации человека в мире, направленность и характер его целесообразной деятельности.
Считается, что для существования картины мира какой-либо науки, необходимо два условия: во-первых, картина мира должна отражать определенный срез универсума, отображать его со стороны какой-либо формы движения материи, во-вторых, она должна иметь соответствующие средства для выполнения этой задачи - универсальные категории, позволяющие с позиций данной науки описать и объяснить объекты реальности.
Таким образом, картина мира является совокупностью мировоззренческих знаний о мире и человеке в нем, она чрезвычайно сложна и динамична, состоит из бесчисленного множества диалектически преобразующихся закономерностей. Если и можно сравнить эту картину с каким-либо материальным отображением, то, пожалуй, лишь с голографическим изображением, которое позволяет видеть изображенное со всех сторон и во всех проекциях.
Понятие "национально-культурная модель мира" в наше время не может быть исчерпано содержанием природы, материальной базы, духовной культуры [3]. Национальная концептос-фера складывается из совокупности индивидуальных, групповых, классовых, национальных и универсальных концептов, то есть концептов, имеющих общечеловеческую ценность. К числу универсальных относятся такие базовые концепты, как родина, мать, семья, свобода, любовь, вера, дружба, на основе которых формируются национальные культурные ценности, а также такие фундаментальные универсальные, как время, пространство, причинность и т.д. Именно наличие общих, универсальных концептов обеспечивает возможность взаимопонимания между народами. Каждая культура формирует свои стереотипы сознания и поведения, опирающиеся на собственное видение мира.
Национально-культурная модель мира, которая представляет собой совокупность концептов, являющихся базой национального мышления, включает как универсальные, так и национально-специфичные концепты. При этом универсальные концепты могут приобретать национальные признаки.
Известно, что каждый автор в своих произведениях рисует определенный образ модели мира. Любой субъект, будучи автором какого-либо высказывания, моделирует ту или иную картину мира.
Мы можем говорить об образах национально-культурной модели мира, которые воссоздаются в произведениях таких бурятских писателей, как Х. Намсараев, Ц. Дон, Ж. Тумунов, Д.-Р. Батожабай, А. Бальбуров и др. В бурятской прозе национально-культурная модель мира предстала духовно цельным и убедительным, благодаря мастерству талантливых писателей, в том числе и А. Ангархаева, которому удалось продолжить создание образов национального мира, показать эволюцию духовного развития своих героев в отдельных его проявлениях.
Национально-культурная картина мира, созданная бурятским прозаиком Арданом Ангархаевым, представляет собой сложное единство различных граней и противоположностей. В своих произведениях Ардан Ангархаев изображает современное состояние народа, их стремление к постижению нового.
Описания природы способствуют созданию картины мира в романе. Картины природы - один из существенных элементов художественного повествования.
В данном художественном произведении цвет не только способствует созданию художественной образности. Вечность его зелени несет глубокую смысловую нагрузку, олицетворяя веч-
ность времени и жизни. Национальная специфика проявляется и в самом эпитете "М?нхэ ногоон хасуури", характеризующем явление по цвету, который напоминает цвет Зеленой Богоматери (Ногоон Дара Эхэ). Неслучайно образ этого дерева, вырастая до образа символа, стал названием романа.
Совокупность знаний о мире, их социальные проблемы представлены следующими героями романа Таряаша, Цезарь, Гом-божап и многими другими образами молодежи. Также нравственные проблемы решаются стариком Шаралдай и двадцатилетней девушкой Хандой, которые стремятся не портить, прежде всего, свое имя, взаимоотношения между молодым поколением и пожилыми людьми [4]. Поэтому концепты времени и пространства исчерпываются понятием генетического кода, то есть действия, совершенные человеком при жизни, всегда останутся в роде того человека.
У бурят под влиянием уклада жизни сформировалась такая черта национального характера, как умение обращаться с домашними животными, более того, способность понимать их. Во многом через раскрытие этого качества осуществляется автором индивидуализация образа Шаралдая.
Односельчане знают, что Шаралдай очень любил животных, заботился о них. Дэбшэн вспоминает, что отец даже беседовал с порученными ему быками. Разлука с любимым делом изменила его: с тех пор Шаралдай похудел, почернел, работал спустя рукава, молчалив стал. Любопытно, что здесь объектом художественной идеализации становится такое животное, как бык. Мы привыкли к тому, что в произведениях литератур народов, чья жизнь связана с животноводчеством, безусловно, бык - животное красивое и благородное.
А. Ангархаев ярко показал и такие черты традиционного бурятского характера, как степенность, созерцательность, склонность к размышлению, в определенной мере связанные с влиянием буддийской традиции. Носителем этих качеств является Аюша, в раннем детстве отданный в дацан, постигший секреты врачевания у знаменитого эмчи-ламы. Он лечит травами, проходит мысленный круг сопереживания с больным, стремясь вылечить не только тело, но и душу человека.
Размышление стало привычкой, внутренней потребностью Аюши. Особенно много он думает над проблемами нравственности, истоками зла. В его устах убедительно звучит сравнение жизни человека с постройкой субургана. "Субурган еще издали будет сиять, напоминать людям, для чего он сооружен".
Аюша живо интересуется естественными науками. При этом он стремится совместить полученные в дацане знания с новейшими открытиями науки. Он приходит в восторг от объяснения Дэбшэном Восьмеричного пути взаимодействия частиц, который назван термином буддийской философии, обозначающей восемь добродетелей, избавляющих человека от страданий.
В лице доктора Аюши выведен тип национального характера, одержимый жаждой познания, не потерявший, несмотря на тяжелые испытания, интересы к жизни. Он философски принимает удары судьбы и даже считает себя удачливым человеком, потому что уцелел на войне, у него есть сын, внуки. Эта его черта истекает не только из учения буддизма, но и из здравого смысла, присущего народному мироощущению.
В образе Шаралдая подчеркнуты такие качества, как любовь к природе, забота о детях, высокая нравственная требовательность. Показано, что эти качества противоречат таким каче-
Библиографический список
ствам национального характера, как излишняя замкнутость, даже скрытность, стремление ничем не обнаружить своих истинных чувств и побуждений, даже самых благородных.
Трансформацию в новых общественных условиях можно рассмотреть на примере образов представителей младшего поколения, из которых наиболее подробно обрисованы писателем Таряаша, сын доктора Аюши, Дэбшэн и Бадмаха, сыновья Шаралдая.
Ответственность за свой род, присущая старшему поколению героев романа, в Дэбшэне проявляется слабо, лишь в позднем осознании вины перед Шаралдаем. А у Бадмахи это проявляется лишь в воспоминаниях о гордости и счастье, переполнявших его, когда у него родился сын. Он не признает одну из основных ценностей национальной и общечеловеческой морали - доброе имя. Бадмаха - по существу денационализированный характер: утративший национальные ценности, он не приобщался какой-либо культуре.
Определенный оптимизм, надежда на дальнейшее ее развитие лучших черт традиционного характера в современных условиях дает образ сына доктора Аюши, механизатора - Таряаша.
В отличие от Дэбшэна и Бадмахи Таряаша - на редкость целеустремленный и цельный человек. Еще в школе ребята говорили, дразнили его "рабочим и колхозником", но втихомолку завидовали его способностям, трудолюбию, смекалке, умению быть полезным.
Если в образах Дэбшэна и Бадмахи прослеживается ослабление многих важных черт национального характера, то в лице Таряаши представлен продолжатель традиций предшествующих поколений, достойный преемник лучших свойств бурятского народа.
"Вечный цвет" - это одно из немногих произведений в бурятской литературе, где остро ставится тема совести, вины человека. В нем явственно звучит авторская тревога о каком-то неблагополучии в нашей жизни, изломанности человеческих судеб.
А. Ангархаев создает особый, имеющий свою атмосферу, свои краски, свои законы мир. Он сумел отразить реальность в такой яркой и своеобразной картине.
Человек для А. Ангархаева - это всегда тайна, всегда сомнение, раздвоение. Судьба ангархаевского героя прослеживается как судьба людей, находящихся в постоянном поиске вечных истин жизни. Он может быть разным: и хорошим, и плохим. Очень характерен для автора герой рефлексирующего типа - Дэбшэн [5]. Мы чувствуем внутреннюю состоятельность Дэбшэна, его мужество, но он до ущербности тяготится собой, своей "лишно-стью".
Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что в романе А. Ангархаева "Вечный цвет" дан художественный анализ ряда существенных качеств бурятского национального характера. На примере двух поколений героев романа нами показана преемственность этих качеств, а также их трансформация в новых социальных условиях.
В целом роман А. Ангархаева построен на буддийской мифологии о перерождении человека в другие существа, о его способности перевоплотиться. Главная мысль романа - поиск вечного в жизни, способность человека перевоплощаться нравственно. В нем есть и другие образы, созданные на народном мировосприятии. Роман в целом богат национальными образами мира, создающими фольклорно-этнографический контекст в произведении.
1. Спиркин, А.Г. Мировоззрение. - М., 1983.
2. Гачев, ГД. Наука и национальные культуры: Гуманитарные комментарии к естествознанию. - Р-на-Д: Феникс, 1992.
3. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. - М., 1999.
4. Ангархаев, А.Л. МY нхэ ногоон хасуури. - У-У.: Буряадай номой хэблэл, 1982.
5. Балданов, С.Ж. Вершины писателя: о творчестве А. Ангархаева. / Буряад Унэн // У-у.: Буряад Yнэн, 2001. - 15 ноября.
Статья поступила в редакцию 09.09.10