УДК 801
Серебрякова Юлия Александровна
Yulia Serebryakova
Серебрякова Зоя Александровна
Zoya Serebryakova
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ИСТОРИЯ В БУРЯТСКОМ РОМАНЕ
1940-1980-Х гг.
NATIONAL CHARACTER AND HISTORY IN THE BURYAT NOVEL OF 1940-1980-S
Прослеживается эволюция бурятского романа по пути все более глубокого раскрытия национального характера в контексте истории. Бурятский роман 1940-1980-х гг. свидетельствует о невозможности полного подчинения национальной культуры политическому, идеологическому давлению. Несмотря на нормативность социалистического реализма, национальный характер в бурятском романе пронизан чувством истории, а судьба человека неотрывна от судьбы народа
The evolution of the Buryat novel in the way of deeper understanding of a national character in the context of history is considered in the article. The Buryat novel in 1940-1980-s is the model of insubordination to the political and ideological pressure. In spite of standards of the socialistic realism national character in the Buryat novel is penetrated by the feeling of history, the human fate is connected with the fate of the people
Ключевые слова: национальный характер, история, Key words: the national character, the history, the literature, литература, бурятский роман, персонаж the Buryat novel, character
Одной из актуальных проблем современной науки является объективное осмысление художественного наследия ХХ в. в широком историко-культурном контексте. Важной частью этого наследия, одним из бесспорных завоеваний национальной культуры является роман в литературах народов России. К числу важнейших достижений бурятской культуры прошлого столетия относится роман советского периода. Созданные в 19401980-х гг. произведения бурятских писателей не только воссоздают реалии прошлого столетия и позволяют проследить динамику развития одной из национальных литератур России,
но и являются примером решения проблемы национального характера в контексте истории. «Изображение национального характера детерминировано тем национально-историческим миром, в котором живет и творит художник, и его социальной позицией..., - пишет Н.Н. Воробьева. - История формирует и изменяет национальный характер, выявляющийся как своего рода психологическая закономерность при рассмотрении множества этнически близких человеческих индивидуальностей» [1].
В природе романа, с присущими ему глубиной проникновения в суть изображаемого, сочетанием конкретности, интереса к судь-
бе человека и народа и масштабности, философской обобщенности, целостностью миро-видения, а также пластичностью и незавершенностью, отмеченными М.М. Бахтиным, заложено его предназначение - подниматься в высших достижениях до концептуального осмысления национальной истории и национального характера. Концептуальность - атрибут романного мышления, представляющего собой сплав художественной конкретности и аналитического проникновения в сущность изображаемого.
Бурятский роман 1940-1980-х гг. развивался в соответствии с принципами соцреализма. К литературе соцреализма недостаточно подходить только с негативно-критических позиций. Необходимо учитывать, что литературное творчество не было всецело подчинено внехудожественным факторам, что многие писатели преодолевали идеологический диктат, выражая свое миропонимание. Движение художественной культуры осуществляется «не фактом победы какого-либо направления, а самим процессом борьбы, натяжения, отражающим столь же непрямые мутации самого человека и его творчества», - отмечает О.А. Кривцун [2].
Появление романа в бурятской литературе было подготовлено многовековой фольклорной традицией и дореволюционной письменной литературой. Бурятская проза, в том числе роман, в значительной мере опиралась на опыт более зрелых литератур, прежде всего русской классической и советской литературы, по образцам которой создавались первые стихотворения, поэмы, драматургические произведения, очерки, рассказы, повести бурятских писателей. Возникновение романа было вызвано потребностью в эпически широком обобщении коренного перелома в жизни страны, нового уклада жизни бурятского народа. Литература ответила на этот вызов времени, и в национальной литературе появились романы.
Первые бурятские романы «Степь проснулась» Ж. Тумунова, «На утренней заре» Х. Намсараева, «Доржи, сын Банзара» и его про-
должение - роман «Вдали от родных степей» Ч. Цыдендамбаева, опубликованные в 19491959 гг., относятся к историческому жанру. В романах Ж. Тумунова и Х. Намсараева революция показывается как важнейшее историческое событие и включается в широкую систему пространственно-временных координат. Это подчеркивается метафорой пробудившейся степи и образом утренней зари в их названиях. Концепция национальной истории в них пока выглядит упрощенной: резко противопоставляется старая и новая жизнь, подчеркивается классовая дифференциация персонажей, сопровождающаяся соответствующей моральной оценкой: положительные качества присущи беднякам, а недостатки и пороки проявляются в поведении и образе мыслей богачей.
Однако уже в первых бурятских романах их авторы нередко выходили за рамки соцреа-листической схемы. Условный мир приобретал конкретность благодаря национальному своеобразию. В романе «Степь проснулась» появляется типичный бурятский характер: миролюбивый, сдержанный, немногословный. Это центральный герой Дылгер. Специфическим для бурятского романа был и образ старика. Таких образов практически в каждом романе несколько. Это обусловлено особым почитанием старости как мудрости, а также тем, что люди старшего возраста олицетворяют ценность прошлого, мотив преемственности поколений. Большинство из них выступают на стороне справедливости, проявляют доброту, заботливость, рассудительность. Их облик исполнен достоинства: умное лицо, добрые внимательные глаза, натруженные руки.
Особенно убедительно национальные черты окружающего мира и характеров людей воспроизводятся в романе «Доржи, сын Бан-зара» Ч. Цыдендамбаева. Автор изобразил целую галерею характеров, окружающих маленького героя: покорных, терпеливых, задавленных нуждой и произволом со стороны верхушки улусного общества и активных, смелых выразителей народных чаяний. Этот фон, составивший биографию будущей яркой лично-
сти - первого бурятского ученого Д. Банзарова, становится наиболее интересным «персонажем» благодаря стяжению всех судеб в характере романного героя. Соцреалистический по идейному замыслу роман включает в себя другую эстетическую парадигму, связанную с проблемой национального самоопределения. В этом романе появляется образ улигершина Борхонока, который станет одним из важнейших в галерее образов бурятского романа. Улигершинов с прошлым роднят исполняемые ими произведения народного творчества, они -олицетворение творческого гения народа.
Наиболее цельным художественно убедительным бурятским характером на первом этапе развития романистики является герой романа «Вдали от родных степей» Ч. Цыден-дамбаева Хэшэгтэ Никтуев. В этом образе автор подчеркнул свойственную бурятам и ценимую ими сдержанность, способность управлять эмоциями, а также увлеченность творчеством.
Появление первых романов - впечатляющий итог развития национального художественного сознания, реализовавшего в этом жанре профессиональной литературы потребность художественного обобщения национальной жизни и характеров людей в многоплановом эпическом повествовании. Несмотря на следование при создании характеров фольклорной поэтике и нормативной соцреа-листической схеме, акцент на непримиримости между эксплуататорами и угнетенными, открытую и даже назойливую патетику, назидательность и другие признаки соцреализма, значение этих характеров в том, что в них впервые получили отражение отдельные черты национального бурятского характера и был заложен фундамент для дальнейшего конструирования национального художественного мира, создания полнокровных характеров представителей бурятского народа. Этот мир был бы беднее без пейзажей агинских, кижинских и джидин-ских степей, без элементов атмосферы народной жизни, ощущающейся в романах пока еще или как фон для эпохальных событий, или как непременное условие увлекательности и на-
ивно понимаемой «художественности».
Полновесные национальные характеры в зрелой бурятской романистике не появились бы так быстро, если бы в ранних романах не было, первых, в соответствии с романным повествованием развернутых образов представителей бурятского народа. В этом главная ценность ранних романов как одного из свидетельств того времени, как первого этапа становления национального романа.
К литературе послевоенного десятилетия относится незаконченный роман «Золотой дождь» Ж. Тумунова о Великой Отечественной войне.
Роман о современности появился в бурятской литературе в 1959 г. Потребовалось десятилетие со времени появления исторического романа, чтобы благодаря этой ценнейшей школе романного осмысления исторического материала, а также длительному развитию жанров рассказа и повести накопить опыт для освоения современности в форме романа. Это сама по себе трудная творческая задача, для решения которой требуется не только талант, высокое мастерство, глубокое понимание закономерностей развития общества, но и особая точность и убедительность в создании образов, воспроизведении реалий, которые хорошо знакомы читателю. Поэтому роман о современности постепенно набирал силы, опыт, писатели совершенствовали профессиональное мастерство, оттачивали индивидуальный почерк, достигали стилевого многообразия.
Первые произведения о современности большой эпической формы «Хилок наш бурливый» Б. Мунгонова, «Голубые сопки» Ж. Бал-данжабона и «Степные дороги» Ц.-Ж. Жим-биева составляют особую группу романов конца 1950-1960-х гг. Основной конфликт в них строится как столкновение прогрессивного и отсталого в жизни бурятского колхоза. Иногда показывается особенно трудная борьба героев с природными стихиями («Степные дороги»), но это тоже способствует обогащению представления о национальной действительности,
ее природной составляющей, о том пространстве, в котором происходит действие. Остро ставятся проблемы сочетания общественных и личных интересов, добросовестного труда, причастности человека ко всему, что его окружает, взаимоотношений поколений. Много внимания уделяется молодым героям, ибо в них видится олицетворение уже не столь отдаленного светлого будущего. Акцент на конфликте, нередко его нагнетание, в соответствии с требованиями официальной идеологии, ведет к искусственной драматизации. Многие характеры едва намечены, и читатель не столько видит их реальное существование в романе, сколько воспринимает их через констатирующий пересказ.
Вместе с тем, отчетливее стала позиция автора, чувствуется отношение к изображаемому. Наряду с дежурными фразами, фрагментами информативного характера или преисполненными публицистического пафоса, показаны и действительные проблемы жизни села. При доминанте социального анализа углубляется психологизм, многограннее становится изображение человека. Появляются новые стилевые решения, лирические интонации. Активно используется пролог историкоретроспективного характера или пролог-знакомство с героями, вводящий читателя в мир романов, пейзаж, вставки-легенды, авторские отступления, небольшие вставные рассказы и т.д.
Разумеется, современная тема не дает столь широких возможностей для использования традиций народного творчества, но национальное своеобразие характеру придает мотив сохранения традиций прошлого. Этот мотив в романе «Хилок наш бурливый» Б. Мунгонова связан с образом Дамдина, в котором при доминанте социального присутствуют национально окрашенные детали. Так, Дамдина глубоко оскорбляет, что кушак, память о друге и символ связи их семей, брошен на пол и затоптан. Образ красных маков, связанный с глубоко личными переживаниями и воспоминаниями, поэтизирует этот характер, вносит
лирический мотив в общую будничную тональность произведения. Этой же цели служат и авторские отступления: гимн бурятской чабан-ке, лирический фрагмент о реке Хилок и др. Но часто общечеловеческое в характере теснит национальное - и тогда бурятский характер оказывается воспроизведенным, главным образом, лишь в отдельных деталях поведения и менталитета героев, а также в немногочисленных и лаконичных авторских отступлениях.
Характеры героев романа Ж. Балданжа-бона «Голубые сопки» - чабанов четырех отар - раскрываются на хорошо выписанном фоне неторопливого течения событий. Ограничив круг действующих лиц, писатель уделяет достаточно внимания каждому, передает их чувства и мысли. При всей типичности это в основном индивидуализированные персонажи. Автор наряду с эпическим повествованием активно использует и стиль доверительного рассказа, своего рода беседы с читателем, и этот прием вносит теплоту, задушевность, усиливает подлинность и достоверность образов.
Обстоятельно выписан образ Даржа-ахая, дополнительным штрихом к нему служит авторское отступление о предках героя, «которые умели обмануть пургу на безбрежных снеговых равнинах и уйти с отарой без урона, которые знали, что такое скорый, как ветер, степной пожар». Одним из персонажей романа можно считать древнюю землю Аги, ее текучий дымчато-голубой простор с плывущим над ним орлом, звенящими ветрами, несущими запах ая-ганги, неброскими красками осени. В проникновенных картинах природы чувствуется не только настроение персонажей, но и национальное чувство автора и героя, так понятное читателю. Авторы коллективной монографии «Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период)» высоко оценивают роман Ж. Балданжабона «Голубые сопки»: «Художественное мастерство и связанная с ним авторская свобода позволили по-настоящему прикоснуться к миру современной бурятской реальности, приоткрыть многие стороны жизни простых скотово-
дов в интересных деталях и подробностях, всегда сопряженных с человеческой субъективностью» [3].
Национальное своеобразие повествования в этих романах подчеркивается описаниями старинных обрядов и обычаев, использованием фольклорных приемов, выполняющих, правда, орнаментальную функцию. Конечно, в рассматриваемых произведениях многое устарело: идеи советского времени, методы руководства колхозами, надежда рядовых тружеников на мудрость партии, которая поможет решить все проблемы, конкретика сельскохозяйственного производства и т.п. Но зато многие стороны жизни простых скотоводов раскрыты в интересных деталях, включены в пространство национального бытия: поэтический образ природы, уважение к героям-труженикам, к памяти отцов и дедов, осмысление особой связи с народными традициями. И главное достижение этих романов - освящение этого пространства судьбоносными для народа событиями, коренным образом меняющими его судьбу и сопряженными с человеческой субъективностью.
В 1960-1970-е гг., пору высшего расцвета исторического романа, были созданы романы «Похищенное счастье» Д. Батожабая, «Поющие стрелы» А. Бальбурова, «Год огненной змеи» Ц.-Ж. Жимбиева, «Мать-лебедица» Ц. Галанова, «Аларь-гол» П. Малакшинова, «Долина бессмертников» и «Инспектор Золотой тайги» В. Митыпова и другие произведения. Хотя большинство их в жанровом отношении представляют традиционный историкореволюционный роман с его сакрализацией революции как начала нового мира, они знаменовали новую ступень художественного сознания в изображении национальных черт в характерах героев.
Один из центральных героев романа «Поющие стрелы» А. Бальбурова - интеллигент, учитель Михаил Дорондоев, главным делом которого является собирание бурятского фольклора. Сама сложность этой фигуры, обеспеченного человека и одновременно бес-
сребреника, позволила писателю отойти от уже сложившегося стереотипа в изображении социальной сути человека, в соответствии с которым обладающий богатством человек непременно скуп или аморален. Михаил же бесплатно обучает детей, отличается добротой и отзывчивостью. Роман «Поющие стрелы» -это попытка собственного взгляда автора на национальный мир, живописание, даже любование национально своеобразным, в подтексте которого выражено опасение навсегда утратить это своеобразие.
В трилогии «Похищенное счастье» Д. Батожаба выявляет направленность и цели истории, достигает эпической мощи в изображении обычных людей, которых он соотносит с масштабами больших пространств, сопрягает их чаяния с вечными общечеловеческими проблемами счастья, добра и справедливости. Мышление писателя стремится к соединению эпох, культур, к субъективной интерпретации опыта прошлого, роли человека, его нравственных усилий, дающих импульс истории.
Роман «Год огненной змеи» Ц.-Ж. Жим-биева - глубоко лирическое, мифопоэтическое повествование, в котором ярко проявилось углубление психологизма, свойственное прозе 1970-х гг. Бурятский характер выступает в нем как сплав общечеловеческих и собственно национальных черт. Реалии первых нескольких месяцев войны переплетаются в сознании главного героя-подростка с далеким прошлым, многие традиции которого живы и воспринимаются как безусловная ценность, и этот параллелизм придает убедительность национальному колориту романа.
Ц. Галанов в романе «Мать-лебедица» обращается к теме, новой для литературы, -«балагатскому движению» хоринцев в годы революции и гражданской войны. Произведение интересно, прежде всего, творческим использованием фольклорного материала - легенды о происхождении хори-бурят от краса-вицы-лебедицы. В этом центральном образе символизируется глубокая связь человека с природой, прошлым народа, вечность нравст-
венных ценностей. Лебедица-прародитель-ница одновременно символ и природы, и матери-родины.
В романе В. Митыпова «Долина бессмертников» соединены история и современность: III в. до н.э. чередуется с XX столетием. Уже само стяжение времен, выбор в качестве главного героя человека творческой профессии (подобный герой - художник - выведен лишь в незаконченном романе Ж. Тумунова «Золотой дождь), современность авторского взгляда и стиля были новыми и непривычными. Здесь история помогает главному герою писателю Олегу Аюшееву понять смысл таких вечных ценностей, как родная земля, духи предков, творчество и человек как главная ценность.
Модэ, герой романа, который пишет Олег Аюшеев, говорит о земле как начале начал, источнике силы. В этом сходство данного произведения В. Митыпова с большинством бурятских романов, в которых отражены такие черты характера бурятского народа, как любовь к родине, уважение к старшим, толерантность, стремление к знаниям, гармония с миром природы и другие качества. В. Митыпов придает повествованию масштабность, соотносит героев и события с глобальным, вечным, планетарным, высвечивает в индивидуальном универсальное. По мере работы над романом главный герой, поначалу равнодушный и ироничный наблюдатель, нравственно растет, история становится сутью его характера, рождая внутреннюю зоркость. В романе происходит утверждение подлинно романного мышления, которое отвечает особенностям национального мира и отражает универсальные, вечные законы бытия.
Достоверностью национального мира и тонкими нюансами в создании характеров отличается роман «Аларь-гол» П. Малакшинова. Автору удалось избежать патетики и не увести повествование по пути обострения социальных конфликтов к победному финалу, а раскрыть реальные особенности бурятского характера, образа жизни улуса в долине Алари. Акцент на
человеческом наполнении образов приводит к универсальному осмыслению национального бытия, при котором описание подробностей быта - не украшение повествования и не простая констатация, а исполнено человеческого смысла, пронизано токами времени. Важны для воспроизведения бурятского характера песни, хороводы в степи, сказки и проникновенные образы природы. П. Малакшинов -мастер особенно точно выписанного, одухотворенного, «индивидуализированного» пейзажа.
Говоря о пронзительной силе воздействия трилогии «Похищенное счастье» Д. Бато-жабая и романа «Аларь-гол» П. Малакшинова, С.С. Имихелова отмечает, что описание в них в них «может достичь самого предельного обобщения», а горькая жизнь и бедный быт «не только не закрывают красоты человеческих отношений, но открыты универсальному и экзистенциальному осмыслению жизни» [4].
Со второй половины 1960-х гг. бурятская литература, как и вся отечественная литература, увереннее осваивала современность, стремилась глубже познать человека, пространство и время национальной жизни, писатели смелее высказывали собственные мысли, представления, сомнения. Литературоведы отмечают сближение прошлого и будущего в прозе, усиление субъективного начала [5]. Это было реакцией на перемены в жизни общества и некоторое ослабление идеологического диктата. Появление романов «Охотники за голубыми гусями» Ч. Цыдендамбаева, «Лицо человека» и «Круглый год» Ш.С. Бадлуева, «Щедрое сердце» Б. Мунгонова, «Аргамак ищет хозяина» и «Большая родословная» Д. Эрды-неева, «Течение» Ц.-Ж. Жимбиева, «Вечный цвет» А. Ангархаева и др. свидетельствовало об углублении историзма, усилении психологизма, интереса писателей к сложности характеров современников.
Необходимо отметить появление в 1966 г. первого бурятского сатирического романа «Охотники за голубыми гусями» Ч. Цыдендам-баева, хотя и в историческом романе сильна
была сатирическая струя. Писатель чутко, намного раньше других и не в пример им острее почувствовал разлад и дисгармонию действительности и воплотил ее в сатирических образах. Выразителем авторской позиции является поэт, которому предназначено обличать пороки и помогать оступившимся.
Пристально исследовал негативные стороны национального характера в романе «Щедрое сердце» Б. Мунгонов. Пути возвращения персонажей к истинным ценностям писатель связывает с традициями родного народа, любовью к природе. Национальная атмосфера повествования достигается благодаря использованию увлекательно рассказанных легенд, в одной из которых возникает образ горы, похожей на перевернутое острым концом вверх человеческое сердце.
Особое место в бурятском романе о современности принадлежит романам «Течение» Ц.-Ж. Жимбиева, «Большая родословная» Д. Эрдынеева и «Вечный цвет» А. Ангархаева, в которых мысли и поступки героев активно движут действие, особенно в моменты душевного напряжения, приближающие их к постижению трансцендентного пространства-времени. Расширяя пространство национального художественного мира, делая его явственней, «гуще», раскрывая человечность обычных людей труда, поэтизируя повседневность, писатели пытались тем самым вернуть истинный смысл вечным общечеловеческим ценностям. В романе о современности в начале 1980-х гг. появились неплакатные, думающие, мучительно переживающие герои, страдающие от ощущения неприкаянности, тупика, лишившиеся иллюзий. Это, прежде всего, Шаралдай, Дэбшэн и отчасти Гомбожап в романе «Вечный цвет» А. Ангархаева.
Ц.-Ж. Жимбиев впервые в бурятском романе главной героиней романа «Течение» делает женщину. Хотя образы прекрасной девушки, самоотверженной матери и верной жены проходят через все бурятские романы, они выступают в роли второстепенных героинь. Характер главной героини романа Сэренцу
глубоко поэтичен. Отрезанная половодьем, она вынуждена выливать надоенное молоко на землю. Этот мотив проходит рефреном через все произведение, подчеркивая в героине ее истинно национальную природу, связь с народом и родной землей.
Наиболее удачное решение проблемы современного национального характера, отмеченное новаторством, глубоким психологизмом, раскрытием сложных, новых характеров, дал А. Ангархаев. В центре его романа «Вечный цвет» - образы трех стариков из маленького селения Хасуурита: Шаралдая, Аюши и Ломбо, чьи судьбы тесно связаны. Анализ этого произведения дает возможность увидеть главное достижение бурятского романа - интерес к внутреннему миру человека, противоречивому, сложному, к самым сокровенным тайникам души, который закономерно ведет к проблемам экзистенциальным - жизни и смерти, добра и зла, смысла жизни, размышлению о таких качествах человека, позволяющих ему оставаться собой, как вина, больная совесть, память. Старики ощущают, что эти свойства в современной жизни часто оказываются неактуальными, вот почему поступки героев неожиданны, обстоятельства, которые и развивают фабульную канву сюжета, таинственны, а фантастические допущения вроде поставленной перед почетными гостями бараньей головы, которая вдруг подмигнет одним глазом, оказываются способностью героя поверить в самое невероятное. Сказывается ментальность бурята, воспитанного на улигерах, сатирических сказках, а особое - фольклорное -мышление становится способом вторгнуться во внутренний мир героя. Такая национальная ценность, как народное творчество, перестав быть орнаментальным обрамлением произведения, органично входит в структуру, способствуя более полному раскрытию и индивидуализации образов. Вот почему такие характеры болезненно переживают неблагополучие современной жизни, остро реагируют на отдельных представителей нового поколения, денационализированных, деформированных, поте-
рявших свои корни и не приобщившихся к какой-либо иной культуре. В описании представителей старшего поколения А. Ангархаев показал традиционные качества бурят: осознание принадлежности к роду, любовь к детям, ответственность перед потомками, забота о добром имени, трудолюбие, сноровка в обращении с животными, способность понимать их, созерцательность, склонность к размышлению и т.д.
«Вечный цвет» А. Ангархаева, как и романы Ц.-Ж. Жимбиева, Д. Батожабая, Ж. Бал-данжабона, свидетельствуют об углубленном анализе писателями внутреннего мира человека, благодаря которому им удалось отразить важные грани бурятского характера, о стремлении авторской мысли к окончательному и всеобъемлющему синтезу различных его черт, воплощенных в образах, населяющих пространство национальной жизни. Логика развития повествования, свобода сюжетного построения часто вступают в противоречие с соцреалистическим замыслом.
Благодаря утверждению романного мышления, бурятским писателям удалось не только воспроизвести черты бурятского характера, своеобразие национальной жизни, но и создать национальную картину мира, полновесные характеры представителей бурятского этноса, а в отдельных произведениях достичь уровня концепции национальной истории, характера и подняться до выражения национального самосознания. «Художественное
письмо в своем обращении к феномену национального эволюционировало от описания внешних атрибутивных форм национального бытия к реалистической поэтике, к аналитическому проникновению в структуры самосознания» [6].
1. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература / Н.Н. Воробьева. - М., 1978. - С. 162, 166.
2. Кривцун О .А. Психология искусства / О.А.
Бурятский роман 1940-1980-х гг. свидетельствует о невозможности полного подчинения национальной культуры политическому, идеологическому давлению; изначальная многомерность и многозначность национальных характеров в художественном творчестве служит защитой против насильственной унификации культуры, средством адаптации к самым сложным социально-историческим условиям человеческого бытия.
Воспроизводя общие для всех литератур соцреализма типы борцов за интересы народа, тружеников, активных героев, жертв социального угнетения, носителей негативных черт и т.п., авторы лучших бурятских романов показывали их в национальном преломлении. Типы миролюбивого героя, старика-улигершина, любящей жены и матери в бурятских романах базируются на константах национального характера. В зрелых романах ключевым становится образ творческой личности, что свидетельствует о динамике национального характера в литературе. В этом проявились творческие силы бурятского романа, помогавшие сохранению национальной идентичности.
Таким образом, бурятский роман является инструментом художественно-аналитического анализа национальной истории в сопряжении с национальным характером. В нем осуществлено многоплановое художественное осмысление действительности на разных исторических этапах, прежде всего, жизни бурятского народа целой эпохи, художественный анализ судьбы человека в его национальной определенности, индивидуальной неповторимости, в сопряженности с судьбой народа и страны.
________________________________Литература
Кривцун. - М., 2002. - С. 58.
3. Скрынникова ТД. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период) / ТД. Скрынникова, С Д. Батомун-куев, П.К. Варнавский. - Улан-Удэ, 2004. - С. 178.
4. Имихелова С.С. Личность и национальная картина мира в бурятском романе / С.С. Ими-хелова // Россия-Азия: Механизмы сохранения и модернизации этничности: материалы междунар. науч.-практ. конф. 18-21 июня 2008 г. - Вып. 3. -Улан-Удэ, 2008. - С. 42.
5. История бурятской литературы. -
Коротко об авторе____________________________________
Серебрякова Ю.А., д-р филос. наук, профессор кафедры философии, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ) [email protected]
Научные интересы: проблемы национального самосознания и национальной культуры, общие вопросы развития искусства
Серебрякова З.А., канд. филол. наук, доцент кафедры литературы, теории и истории искусства, ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ), г. Улан-Удэ [email protected] [email protected]
Научные интересы: изучение бурятской литературы, филология
Улан-Удэ, 1997. - Т. III. Современная бурятская литература (1956-1995). - С. 77.
6. Скрынникова ТД. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период) / Т.Д. Скрынникова, С.Д. Бато-мункуев, П.К. Варнавский. - Улан-Удэ, 2004. - С. 155-156.
__________________________Briefly about the authors
Yu. Serebryakova, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy, East Siberian State Academy of Culture and Art
Areas of expertise: problems of national self-consciousness and national culture, general issues of art development
Z. Serebryakova, candidate of science (philology), associate professor, department of Literature, Theory and History of Art, East-Siberian State Academy of Culture and Arts, Ulan-Ude
Areas of expertise: Buryat literature, philology