Научная статья на тему 'Карнавал черных и белых'

Карнавал черных и белых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРНАВАЛ / CARNIVAL / ПРАЗДНИК / ПАРАД / PARADE / ИГРА БЕЛЫХ / ИГРА ЧЕРНЫХ / АБОРИГЕНЫ / АФРИКАНЦЫ / AFRICANS / ИСПАНСКИЕ КОЛОНИСТЫ / SPANISH COLONISTS / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / POPULAR CULTURE / FEAST / WHITES’ GAME / BLACKS’ GAME / INDIGENOUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Викторино Леонардо

Карнавал черных и белых является самым важным праздником на юге Колумбии. Этот карнавал символизирует смешение рас между аборигенами, африканцами и испанскими колонистами. Его корни происходят скорее от местного населения и африканцев, чем от европейцев. Согласно одним, источникам считается, что основой возникновения Карнавала были христианские празднества; согласно другим римские сатурналии. Есть точка зрения, что Карнавал черных и белых возник намного раньше, чем колонисты прибыли на континент, в сообществах аборигенов. В статье анализируются различные гипотезы происхождения этого карнавала, история его развития, особенности и важность для культуры региона и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blacks and whites’ carnival

Blacks and whites’ carnival is the most important feast at south of Colombia. This carnival symbolized the miscegenation between indigenous, africans and spanish colonists. Its roots come from the local population and Africans rather than from Europeans. According to one source it is believed that the basis for the origing of the carnival was a Christian festival; according to others the Roman Saturnalia. There is a point of view that the Blacks and Whites’ carnival originated earlier than the colonists arrived on the continent, in aboriginal communities. This article analyzes various hypotheses of the carnival’s origin, its history, peculiarities and importance for the culture of the region and the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Карнавал черных и белых»

УДК 394.28(861)

Леонардо Викторино Карнавал черных и белых

Карнавал черных и белых является самым важным праздником на юге Колумбии. Этот карнавал символизирует смешение рас между аборигенами, африканцами и испанскими колонистами. Его корни происходят скорее от местного населения и африканцев, чем от европейцев. Согласно одним, источникам считается, что основой возникновения Карнавала были христианские празднества; согласно другим - римские сатурналии. Есть точка зрения, что Карнавал черных и белых возник намного раньше, чем колонисты прибыли на континент, в сообществах аборигенов. В статье анализируются различные гипотезы происхождения этого карнавала, история его развития, особенности и важность для культуры региона и страны в целом.

Ключевые слова: карнавал, праздник, парад, игра белых, игра черных, аборигены, африканцы, испанские колонисты, фольклор, массовая культура

Leonardo Victorino Blacks and whites' carnival

Blacks and whites' carnival is the most important feast at south of Colombia. This carnival symbolized the miscegenation between indigenous, africans and spanish colonists. Its roots come from the local population and Africans rather than from Europeans. According to one source it is believed that the basis for the origing of the carnival was a Christian festival; according to others the Roman Saturnalia. There is a point of view that the Blacks and Whites' carnival originated earlier than the colonists arrived on the continent, in aboriginal communities. This article analyzes various hypotheses of the carnival's origin, its history, peculiarities and importance for the culture of the region and the country as a whole.

Keywords: carnival, feast, parade, whites' game, blacks' game, indigenous, Africans, Spanish colonists, folklore, popular culture

На юго-западе Колумбии, в городе Пасто каждый год 2 января начинается важнейший традиционный праздник этого региона - «Карнавал черных и белых». На этом карнавале предоставляется возможность отпраздновать единение и слияние традиций различных рас на одном континенте. Во время праздника проводятся ритуалы, источником которых является культурное наследие аборигенов, потомков африканцев, сикретизированное с культурными чертами и комплексами, проникшими на континент из Европы вместе с испанскими завоевателями. Многие карнавалы, существующие в Латинской Америке, происходят от испанских или португальских праздников и традиций. Некоторые исследователи, изучающие проблему карнавала, в частности Карнавал черных и белых, считают, что происхождение карнавалов в Америке базируется на традиции, привезенной из Европы, другие ученые полагают, что этот карнавал имеет не европейские корни, а традиционные местные [1, р. 30].

В исследованиях, посвященных карнавалам в Латинской Америке, центральное место отведено рассуждениям о социальном феномене таких празднований. Известно, что с незапа-

мятных времен у всех людей были праздники, обладающие главными характеристиками карнавалов, но сегодняшние карнавалы - это смешение, образовавшееся при столкновении различных культур, и поэтому невозможно найти единственный основной источник их происхождения. Так же следует принять во внимание меняющийся характер этих праздников и внесение новых элементов в уже существующие. В случае с Карнавалом черных и белых вспоминаются европейские, африканские и аборигенские корни. Далее в данной работе представлены главные характеристики каждого из вышеперечисленных источников возникновения карнавальной традиции.

Герман Зарама, колумбийский ученый, исследует Карнавал черных и белых во времена las carnestoledanas. Это период до Великого поста в средние века, когда церковью и государством не осуждались вседозволенность и чрезмерность в еде и плотских утехах [1, р. 34]. Об этой вседозволенности и чрезмерности в еде и плотских утехах во время карнавала писал М. М. Бахтин.

Для других ученых карнавал не имеет христианских корней, а связан с праздником сатурналий, который, согласно Хулио Каро Барохе [2,

р. 65] рассматривается как модель популярного римского праздника. Во время сатурналий римские рабы получали немного свободного времени, им давали хорошую еду и возможность проводить традиционные обряды в свободной форме. Другие авторы, например Роберто Да Матта [3], относит происхождение карнавала к более давним временам, когда в обычных деревнях совершались ритуалы, посвященные повышению плодородия земли, чтобы потом получить хорошие урожаи. Эти авторы полагают, что карнавалы существовали уже более пяти тысяч лет назад. Позже эти обычаи распространились по всей Европе, чтобы потом быть привезенными в Америку в начале XVI в.

В аборигенских праздниках также встречаются празднования в честь местных божеств. Ха-вьер Родригес [4, р. 40] отмечает в мире инков два главных праздника: Сарас-Каутл (Новый год) и 1п1 Каутн (Праздник Солнца). Во время праздника Нового года существовали ритуалы, связанные с началом переходного возраста у мужчин знатных родов, которые совершали ритуальные забеги до священной горы Уанакури. Оставшаяся часть населения пила чичу, танцевала и участвовала в инсценируемых боях. Праздник Солнца длился три дня и праздновался в благодарность Солнцу за плодородность полей. Обряд обеспечивал непрерывность и обновление жизни. Инки надевали свои лучшие одежды и хором пели песни, восхвалявшие Солнце.

Другой подход, выбранный для анализа карнавалов, - это исследования так называемой народной культуры. Эти исследованния поддерживают идею важности культуры и традиций низших слоев населения и ставят под сомнение весомость влияния на культуру иерархической системы и установленной власти. Это была точка зрения Михаила Бахтина [5, с. 20]. Карнавал понимается как период, когда разрешено говорить и делать то, что обычно запрещено людям, у которых нет власти, чтобы успокоить социальное напряжение между классами общества. В работе П. Берку «Что такое культурная история?» [6, р. 177] говорится, что исследования народной культуры отвечают актуальному интересу к истории культуры в целом.

Еще одна теория, отличная от высказанных, принадлежит Умберто Эко [7, р. 1-9]. Этот философ полагал, что карнавал - это эмоциональное, музыкальное и волнующее празднество, но в то же время празднество контролируемое, которое сводится к уличному шествию и определенным традиционным ритуалам. Согласно У. Эко, карнавал - это культурная манифестация, где синтезируется вся жизнь общества, где отражается его экономическая организация, его культурные

структуры и политические отношения [7, р. 7]. В карнавале прямо или косвенно участвует все общество, и поэтому интересы различных классов сливаются воедино для реализации одной цели - празднования карнавала. Таким образом, карнавал понимается как культурное самовыражение общества, в нем утверждается единеный жизненный процесс всех его членов, а значит, можно сделать заключение, что карнавал - это способ реализации и одновременно формирования социальной идентичности людей.

Существуют две основные точки зрения на концепцию карнавала. Одна принадлежит М. М. Бахтину, который полагает, что карнавал имеет в своей основе бунтарский характер, истоком которого служит коллективное бессознательное, противостоящее официальной культуре, т. е. носит нонконформистский характер. И мы можем согласиться с его точкой зрения, исходя из исследований данной статьи на примере запрета со стороны испанских властей на проведение праздников, устраиваемых местным туземным населением.

У. Эко делает больший акцент на том, что последовавшее за запретом учреждение Дня черных явилось уступкой со стороны испанских властей, чтобы умерить недовольство среди черных рабов. Ученый утверждает, что атмосфера, складывающаяся во время карнавала, основанная на критике правящей верхушки, принимающей шуточную форму, содействует установлению взаимопонимания между различными слоями общества, т. е. происходит культурная и социальная диффузия на основе диалектического принципа.

М. М. Бахтин также говорит о диалектическом единстве карнавала, осмысляя его как бы в парадоксальном ракурсе. Он выделяет группу позитивных идей и группу негативных идей, которыми оперирует карнавал и которые в процессе праздника меняются местами. Это явление он определяет термином карнавализация, экстраполируя его впоследствии на все явления культуры Нового времени.

Карнавал черных и белых зарождался как игровой процесс и трансформировался впоследствии в коллективную встречу, где сосуществуют различниые образные системы мышления, выражаемые в процессе говорения и действий, имеющих единую для всех участников цель - создать в процессе происходящего всеобщую экспрессию праздника, выражаемую посредством смеха и пения. При этом эмоциональный подьем во время фестиваля менее важен, чем осознание личностной ценности другого человека, формирующееся в процессе взаимодействия участников, что закладывает фунда-

мент демократического общества. На карнавале народная культура предстает в своих различных проявлениях: сценическом и музыкальном искусствах, искусстве визуальном и ораторском, художествонном твочестве и хореографии, традиционной религии и философии, бромато-логии и демософии, игре и педагогике, устном творчестве и эпистолярном жанре. Тот, кто проживает карнавал, создает (конструирует, творит, сочиняет) новые миры с помощью костюмированных танцоров и музыкантов в рамках музыкально-театрального жанра, зародившегося в Испании и распространившегося по всей Латинской Америке. Этот жанр называется «мурга» и достигается посредством народной музыки, гуляний, костюмов, масок, грима, карет, звуков, слов, цвета, движения тела, прикосновений, изображений, игры, а также веселого настроения и счастья.

Как утверждает Орландо Морильо, «карнавал не должен рассматриваться сугубо как произведение искусства, основанное на традиционном понимании современного спектакля, которое превозносит индивидуальность и артистическую гениальность или порождает чувство рациональной объективности или ощущение прогрессивной новизны, которые оторваны от истории и исконных истоков. Наоборот, это произведение всеобщего искусства, которое разрушает классическое понимание идеалов красоты, основанных на гармонии чисел, соответствий и пропорций. Это произведение всеобъемлющего искусства, потому что оно разрушает однозначность, чтобы сделать акцент на многообразии и многоликости, которые исходят из междис-циплинарности и из слияния мышления с восприятием, и искусства с жизнью» [8, р. 19].

Карнавал - это всеобщее искусство, потому что он всенароден, он - самопроизвольное явление всех наших творческих коллективных проявлений на символическом уровне, которые придают смысл сценическим действам и эстетике городской жизни в исторических рамках. Карнавал - это артистическое действие, которое проходит в городе, который на время праздника украшается монументальными передвижными скульптурами. Процессуальные, хроматические, танцевальные, музыкальные, театральные аспекты карнавала создают основу для диалектики мистерии и потрясения, восторга и трагедии, что обусловливает его дионисийкое и аполлоническое начала, соединяющиеся в единый эстетический образ.

В течение всего времени проведения Карнавала черных и белых в городе Пасто декламируется сонет, поэтическое сочинение, которое

отражает приподнятое настроение и выражает идеи, лежащие в основе этого праздника. Сонет - это поэтическая форма итальянского происхождения, которая состоит из 14 один-надцатистопных строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы).

Вот примеры стихов, которые непосредственно исполняются на карнавале ежегодно (перевод автора статьи):

Карнавал стирает барьеры.

Богатые и бедные объединяются во время

праздника,

нарушаются официальные правила и профанируются сакральные мысли. Свобода от серьезности под масками и полумасками, потеха для черных и для белых с игрой и танцами компарсами. Карнавал - это истиная игра, это пароль, с которым нужно считаться аборигенам и пилигримам. Кожа - это гарант восторга, экзальтации в игре в соответствии с правом свободы.

Исторические этапы развития Карнавала черных и белых. Карнавал черных и белых произошел от слияния различных культур и традиций из горных райнов Анд, континентального региона реки Амазонки и районов прибрежной тихоокеанской полосы.

Карнавал черных и белых появился в 1546 г. Эта знаменательная дата типизирует и выделяет карнавал среди других аналогичных праздников, поскольку она имеет древнее происхождение, восходящее к племенам местных аборигенов и совпадает с их праздником Луны (Quilla). Она отсылает нас к ритуалам племен Пастос (Pastos) и Кискильяс (Quisquillas), носителям аграрной культуры, и связана с периодом сбора урожая, когда посредством ритуальных танцев поклонялись Луне, а также с ритуалами, восхвалявшими Солнце, дабы уберечь собранный урожай.

За два столетия до провозглашения независимости Колумбии, в 1607 г., в городе Реми-дос, в Антиохии, произошло первое в стране восстание темнокожих рабов. Это событие сыграло важную роль в истории страны. Восстание оказало существенное воздействие на колониальные власти, которые вследствии своих опасений, учредили выходной день для рабов. Он получил название Великий Каука, по названию области, к которой принадлежал город Пасто в те времена.

Восстание рабов вызвало необходимость создать праздник для них, чтобы их успокоить и тем самым предотвраить какие-либо нежелательные последствия. Самым целеустремленным оказалось темнокожее население Попаян. Именно оно требовало создания выходного дня для себя. Король провозгласил: «Понимая обращение многих темнокожих рабов этой провинции, я решил сделать во всеуслышание заявление о том, что одобряю их просьбу и делаю 5 января днем, когда темнокожие полностью свободны от своих занятий накануне праздника Трех Царей и в качестве выражения благоговения Его Святому Величеству Королю черных. Датировано в Мадриде. Ваш Король» [9, р. 43]. Так возник день, провозглашенный королем, свободный день для темнокожих.

Эта весть была через глашатаев оповещена в городе Попаян. Таким образом, 5 января было объявлено выходным днем для «цветных людей»; темнокожее население столицы провинции Дель-Каука, вышло на улицы танцевать под звуки африканской музыки и начало выкрашивать в черный цвет знаменитые белые стены этого города. Впоследствии этот обычай переняли на юге. Набирая силу, движение либерально настроенного темнокожего населения распостранилось до холодного нагороного Пасто. Первое упоминание о карнавале в Пасто, согласно хронисту Хосе Марии Кордовы Моури, датируется 1854 г. [10, р. 130].

Эти празднества под влиянием и воздействием религиозной испанской традиции синкретизируются в предтечу, подготовившую почву для появления карнавала в Пасто. В начале XIX в. колониальные власти запретили эти праздники, чтобы предотвратить восстание аборигенов. Строгий запрет действовал вплоть до 1819 г., когда Колумбия обрела свою независимость, и в 1834 г. снова были возобновлены шумные веселые празднества в среде аборигенов с музыкальными инструментами, костюмированными плясками и шествиями, в которых начали принимать участие и метисы. Эти праздники стали отмечать в религиозном календаре, они совпали с католическими праздниками Девы де лас Мерседес (24 сентября) и Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря).

После этих событий, каждое 5 января, накануне религиозного католического праздника Трех Царей (Волхвов), который отмечался как в Испании, так и по всей колонизираванной части Латинской Америки, местные власти стали организовывать праздничные игры-соревнрвания между светлокожим и смуглокожим местным населением, хотя в Пасто осталось очень мало темнокожих людей. Темнокожими были выходцы из

Африки, которые попали в Латинскую Америку в качестве рабов. Именно для них и устраивался этот прадник, который изначально назывался Игры черных, а впоследствии он перерос в Карнавал черных и белых. Таким образом, существующий до наших дней и играющий важную роль в культурной жизни Колумбии праздник формировался в два этапа, первым из которых было появление Праздника черных, вторым -Праздника белых.

Игра белых, вторая составляющая часть карнавала, зародилась в день Трех Царей, 6 января 1912 г., на рассвете в публичном доме на улице Риал 25, ныне улице Каррера, где в ту эпоху собирались и проводили время литераторы, художники и другие представители богемы так же, как это происходило в это же время в далеком Париже. Некие Ангел Мария Лопез и Максимо Эразо, модельеры знаменитого ателье Ангела Зарамы, в качестве шуточной игры и развлечения принялись распылять вокруг себя женскую пудру белого цвета, выкрикивая при этом «Да здравствуют белые!». Эта идея, возникшая в процессе дружеского кутежа, была навеяна только что прошедшим праздником дня Игры черных. Развеселая компания с улицы Реал вскоре оказалась около церкви Святого Хуана Баутиста в центре города, откуда после утренней мессы выходили прихожане. Они невольно стали одними из первых участников Праздника белых, потому что развеселившиеся не на шутку Мария, Максимо и их хмельные друзья начали обсыпать пудрой всех, кто встречался им на пути, выкрикивая при этом «Да здравствуют черные! Да здравствуют белые!».

К середине 20-х гг. XX в. карнавал начинает приобретать ту форму, в какой он существует и в наше время, благодаря участию и поддержке со стороны государства, фондов и других инстанций, которые определяют место и время его проведения, приобретая все более и более урбанистический и всеобъемлющий характер. В 1926 г. студенты старших классов и унивести-тета Нариньо решили принять активное участие в празднике. Именно они ввели сценический образ Королевы карнавала. Это стала некая Ромелия Мартинез [11, р. 40]. Этот год стал отправной точкой для возникновения празднич-них парадов с участием большего количества сценических образов, которые открывали торжественное шествие. За ними следовали в ритме танца под звуки традиционной музыки участники карнавала в костюмах и масках, организованные в компарсы. Они уже праздновали не день Трех Царей, а день Игры белых, 6 января. Важно также то, что карнавал стал приобретать все большую популярность среди молодежи.

И в рамках зарождающегося процесса индустриализации в сочетании с национальным творчеством в праздничные шествия включаются традиционые персонажи в виде огромных скульптур, изготовленных из папье-маше, которые устанавливаются на моторизованные передвижные платформы-грузовики.

В 1950-е гг. появляются передвижные колесницы огромных размеров, характеризующиеся изысканным оформлением под стать каретам мастера Альфонсо Замбрано (Alfonso Zambrano) [11, p. б0], отличавшихся роскошью и богатством отделки. Именно в эту эпоху городской муниципалитет города Пасто (иногда от имени губернского правления провинции Нариньо (Narino)) начинает осушествлять контроль и брать на себя обязанности по проведению празднеств, в частности по сбору средств на финансирование призового фонда, распределявшегося между самыми нарядными каретами. Позднее призы стали присваивать и самым красивым компар-сам и мургам.

В начале 19б0-х гг. Луис Кенгуан (Luis Quenguan) первым запечатлел на черно-белой 8 мм, а затем и на супер 8 мм и 1б мм пленке шесть карнавалов подряд. В 19бб г., благодаря Дону Марио Фернандо Родригес (Don Mario Fernando Rodriguez), в квартале Боливар (Bolivar) в Пасто появился Маленький карнавал, или Карнавал для детей, автономный праздник, который только через десятилетие будет интегрирован в официальную программу. Конец 19б0-х гг. характеризуется началом привлечения и контрактации коммерческих музыкальных коллективов как национальных, так и иностранных, среди которых можно отметить группы Los Melodicos и Los Billos Caracas Boys из Венесуэлы [11, p. 70].

С появлением Панамериканской автострады в 1970-х гг. и тем самым с активным участием Пасто в экономике Колумбии карнавал обогатился новшествами в виде используемых материалов, новыми музыкальными ритмами, и возникла тенденция по возрождению истоков индейской культуры Киджасингас (Quillacingas), которую стали все бльше связывать с Великим шествием (Desfile Magno) и с днем Игры белых. В те времена в убранстве карет стали появляться мотивы, отражающие культуру коренного американского населения.

Для 1980-х гг. характерна множественность культурных течений вокруг карнавала, свидетельствующая о необходимости создания единого мощного ведомства, которое взяло бы на себя обязанности по планированию и проведению праздника. Было принято решение о создании структуры, управление которой осуществлялось бы организованно. Этот Городской совет дол-

жен был бы отвечать за промышленный и коммерческий секторы, за художественную часть и научную работу. Наиболее важным было то, что по всему юго-западному региону Колумбии были объединены праздники, во-первых, совпадавшие по времени с чествованием конца календарного года и, во-вторых, вобравшие в себя черты исконной туземной культуры, позаимствованные из карнавала в Пасто.

Помимо организанной задачи перед соз-дателами остро стоял вопрос о необходимости создания такой структуры, которая обеспечила бы историческую сохранность фестивалей в Пасто, но большие усилия, предпринятые по учреждению подобной организации, ни в середине 1980-х, ни в начале 1990-х гг. не увенчались успехом, потому что различные административные секторы, вовлеченные в организацию праздников, не могли достичь консенсуса при формировании Городского совета в Пасто, который должен был бы заниматься проведением праздника вместо Бюро карнавала при мэрии. В обязанности Городского совета должна была входить забота по сохранению самобытности Карнавала черных и белых. В дни этих пертурбаций появляется и получает хождение фраза: «Да здравствует Пасто, черт побери!» [4, р. 87].

XXI век. Наконец, в ноябре 2001 г. в соответствии с официальным законом № 706 Карнавал белых и черных был объявлен Конгрессом Республики Колумбия Культурным наследием нации и, учитывая эту номинацию, было принято решение о строительстве площади Культуры и Карнавала, что послужило знаком пройденного этапа на пути к созданию Корпорации Карнавала, которая стала за него отвечать в качестве узаконенной негосударственной организации ассоциативного типа, являющейся добровольным объединением предприятий на благотворительной основе для обшего блага. В их задачу в большей мере входила деятельность по координации работ и концентрации сил и средств для организации Карнавала, который иногда описывают как пересечение культур в игровой форме в городском пространстве. Первым результатом деятельности Корпорации Карнавала стало создание музея Карнавала.

Эти достижения стали предтечей новой эпохи в истории Карнавала, характеризующейся планированием, его поэтапной реализацией, популяризацией, научными исследованиями и модернизацией, ставящими в приоритет своей деятельности стимулирование культуры и обращающимися к дискуссионным вопросам, таким как следует ли заключать сделки с радиостанциями, телевизионными каналами и Интернетом на право

трансляций фестиваля. На сегодняшний день Карнавал черных и белых официально включен в систему государственного планирования муниципального совета Пасто и управляется организацией «КорпоКарнавал». Эта организация после проведенных научных исследований на базе Университета в Нариньо (Universidad de Narino) направила ходатайство в Комитет ЮНЕСКО, который объявил карнавал Нематериальным культурным наследием человечества 30 сентября 2009 г. в городе Абу-Даби.

Список литературы

1. Zarama G. El carnaval y la cultura en el contexto del desarrollo // Ediciones Unariño / Fondo Mixto de cultura de Nariño; Banco de la República; Min. de Cultura Colombia. Pasto, 2002. URL: http: // mincultura. gov. co (дата обращения: 25. 04. 2018).

2. Caro J. El Carnaval: análisis histórico-cultural. Madrid: Ed. Taurus, 1965. 200 р.

3. Da Matta R. An interpretation of Carnival // Univ. of Wisconsin. Div. journals. 2010. URL: http: // jstor. org (дата обращения: 25. 04. 2018).

4. Rodriguez J. Carnaval de Negros y blancos, juego, arte y saber // Ediciones Unariño / Fondo Mixto de cultura de Nariño; Banco de la República; Min. de Cultura Colombia. Pasto, 2002. URL: http: // mincultura. gov. co (дата обращения: 25. 04. 2018).

5. Бахтин М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Худож. лит. , 1990. 485 с.

6. Burke P. Que es la historia cultural? Barcelona: Paidos, 2006. 177 p.

7. Eco U. The frames of comic freedom // Sebeok T. A. (ed.) Carnival. Berlin: Mouton, 1984. P. 1-9.

8. Morillo O. Los espacios del carnaval Corpocarnavales. Pasto, 2007. 219 p.

9. Benavides R. Origen del juego de negritos // Cultura Nariñense: revista. 1969. Vol. 2, № 18. P. 43.

10. Cordobés M., José M. Reminiscencias de Santa Fe y Bogotá. Bogota: Ed. Epigrafe, 1945. 450 p.

11. Carnaval de Negros y Blancos. Pasto: Corp. Autónoma de los Carnavales del Municipio de Pasto, 1992. URL: https: // carnavaldepasto.org (дата обращения: 25. 04. 2018).

References

1. Zarama G. El carnaval y la cultura en el contexto del desarrollo. Ediciones Unariño / Fondo Mixto de cultura de Nariño; Banco de la República; Min. de Cultura Colombia. Pasto, 2002. URL: http: // mincultura. gov. co (accessed: Apr. 24. 2018).

2. Caro J. El Carnaval: análisis histórico-cultural. Madrid: Ed. Taurus, 1965. 200.

3. Da Matta R. An interpretation of Carnival. Univ. of Wisconsin. Div. journals. 2010. URL: http: // jstor. org (accessed: Apr. 24. 2018).

4. Rodriguez J. Carnaval de Negros y blancos, juego, arte y saber. Ediciones Unariño / Fondo Mixto de cultura de Nariño; Banco de la República; Min. de Cultura Colombia. Pasto, 2002. URL: http: // mincultura. gov. co (accessed: Apr. 24. 2018).

5. Bakhtin M. M. François Rabelais creativity and folk culture of middle ages and Renaissance. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1990. 485 (in Russ.).

6. Burke P. Que es la historia cultural? Barcelona: Paidos, 2006. 177.

7. Eco U. The frames of comic freedom. SebeokT. A. (ed.) Carnival. Berlin: Mouton, 1984. 1-9.

8. Morillo O. Los espacios del carnaval Corpocarnavales. Pasto, 2007. 219.

9. Benavides R. Origen del juego de negritos. Cultura Nariñense: revista. 1969. 2 (18), 43.

10. Cordobés M., José M. Reminiscencias de Santa Fe y Bogotá. Bogota: Ed. Epigrafe, 1945. 450.

11. Carnaval de Negros y Blancos. Pasto: Corp. Autónoma de los Carnavales del Municipio de Pasto, 1992. URL: https: // carnavaldepasto.org (accessed: Apr. 24. 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.