Карьерные ориентации преподавателей физической культуры Career orientations of teachers of physical culture
УДК 331.1
Краев Юрий Валериевич,
кандидат психологических наук, Заведующий кафедрой Физического воспитания, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Krayev Yury V.,
candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Physical Training, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
Аннотация: Проведенные автором исследования показали, что преподаватели физической культуры зачастую характеризуются недостаточно сформированными профессионально-карьерными ориентациями. Наиболее выраженной является ориентация на профессиональную стабильность и интеграцию различных сфер жизни, наименее - на управление другими людьми и достижение профессиональной автономии. Установлено, что карьерные ориентации являются значимым фактором эффективности преподавательской деятельности (особенно - ориентация на профессиональную компетентность, собственное самоутверждение, служение людям и предпринимательство). Выявлено два типа профессиональной направленности преподавателей («ориентация на максимальные достижения» и «ориентация на профессиональную стабильность»). Установлено, что пассивная направленность является преобладающей и усиливается по мере роста стажа деятельности.
Ключевые слова: карьерные ориентации, преподаватели физической культуры, стратегии профессиональной направленности.
Введение.
Исследование карьерных ориентаций является весьма актуальной проблемой современной психологии труда и профессиональной деятельности. По своим характеристикам, работа преподавателя вуза относится к одному из вариантов профессиональной карьеры. Однако наши исследования преподавателей физической культуры показало два настораживающих момента: во-первых - недостаточно позитивное
отношение данного контингента специалистов к своей профессии и, во-вторых, тесную связь отношения преподавателей к своей профессиональной деятельности и ее эффективности [1].
Можно выделить много факторов, которые влияют на отношение специалиста к своей деятельности. Перспективным направлением является поиск причин такого отношения к деятельности с позиции карьерных ориентаций личности.
Следует отметить, что изучение данной проблемы на контингенте преподавателей физической культуры находится на начальном этапе, о чем свидетельствует отсутствие эмпирических исследований в рамках соответствующей тематики.
МЕТОДИКА.
В проведенных исследованиях принимали участие 50 преподавателей физической культуры разного пола, возраста и стажа работы (работающих в различных вузах Москвы и Санкт-Петербурга).
Применялась методика «Якорь карьеры» Э. Шейна, адаптированный В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой [2]. Данная методика представляет собой анкету шкального типа, заполняя которую респонденты должны оценить степень согласия с каждым из 41 утверждений по 10-балльной шкале. Она позволяет определить выраженность следующих типов карьерных ориентаций: «профессиональная компетентность» (установка на саморазвитие профессиональных знаний и умений), «менеджмент» (ориентация на управление людьми), «автономия» (ориентация на независимость в карьере), «стабильность» (предсказуемость, безопасность рабочей среды), «служение» (помощь людям, преданность цели), «вызов» (ориентация на достижение личного превосходства), «интеграция стилей жизни» (ориентация на соединение всех главных сторон своей жизни) и «предпринимательство» (ориентация на создание нового дела, работу «на самого себя»).
Также определялась эффективность деятельности преподавателей (в качестве экспертов выступили 280 студентов, которым было предложено оценить степень эффективности деятельности преподавателя по 10-балльной шкале).
Полученные данные обрабатывались методами вариационной (опрделение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (корреляционный анализ, определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента) статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Полученные эмпирические данные свидетельствуют, что у преподавателей физической культуры ориентация на профессиональную карьеру выражена не ярко. Об этом говорит средняя выраженность большинства показателей.
Высокого уровня достигает лишь ориентация на профессиональную стабильность и интеграцию различных сфер жизни (личной и профессиональной).
Также достаточно выраженными являются ориентация на личное самоутверждение и предпринимательство.
Остальные показатели (ориентации на служение другим людям посредством профессиональной деятельности, повышение своей профессиональной компетентности, управление другими людьми и достижение профессиональной автономии) находятся в диапазоне средних значений.
Таблица 1.
Карьерные ориентации преподавателей физической культуры
Показатели Х±<5
Профессиональная компетентность 5,29=0,62
Менеджмент 4.92=0.58
Автономия 4.48=0.61
Стабильность 8.25=0.98
Служение 5.17=0.64
Вызов (превосходство) 6.22=0.79
Интеграция стилей жизни 7.34=0.85
Предпринимательство 6.05=0.76
Корреляционный анализ показателей позволил выявить связи показателей карьерных ориентаций преподавателей физической культуры и эффективности их деятельности.
На достоверном уровне значимости эффективность деятельности оказалась связанной с ориентацией на:
- профессиональную компетентность (р<0,01);
- личное профессиональное самоутверждение (р<0,01);
- служение людям посредством своей деятельности (р<0,05);
- предпринимательский подход в работе (р<0,05).
Следовательно, именно данные типы карьерных ориентаций являются наиболее ценными, «модельными» характеристиками развития профессионального сознания преподавателей физической культуры.
Кроме того, были выявлены связи показателей карьерных ориентаций. Они позволили выявить две стратегии профессиональной направленности преподавателей физической культуры: «ориентация на максимальные достижения» и «ориентация на профессиональную стабильность».
Первая стратегия обусловлена связями показателей ориентации на профессиональную компетентность с ориентацией на личное превосходство (р<0,01), которая, в свою очередь, связана с ориентациями на предпринимательство (р<0,05) и автономию (р<0,01), так же связанных между собой (р<0,05). Таким образом, судя по количеству связей, системообразующим в данном случае является показатель личного профессионального превосходства. Следует отметить, что большинство перечисленных показателей оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности преподавателей.
Данный тип является «продуктом» новой, более конкурентной (по сравнению с предыдущими десятилетиями) реальности преподавательского труда и ориентирован на максимальные достижения. Возможно, он характерен для преподавателей, переживающих стадию активного самоутверждения в профессиональной деятельности.
Другая стратегия профессиональной направленности включает в себя связи показателей ориентации на профессиональную стабильность и интеграцию стилей жизни (р<0,01), что позволяет вести привычный размеренный образ жизни, «без излишней суеты». Вероятно, данная стратегия более характерна для более «возрастного» контингента преподавателей.
Следует отметить, что анализ выраженности показателей свидетельствует о том, что вторая стратегия является преобладающей (т.е., характерна для большей части преподавателей).
Были выявлены некоторые связи карьерных ориентаций с педагогическим стажем деятельности, которые свидетельствуют о наличии определенной динамики их формирования.
Чем выше стаж, тем в большей степени преподаватели ориентированы на профессиональную стабильность (р<0,01) и автономию (р<0,05), и в меньшей степени - на личное самоутверждение, профессиональную компетентность и предпринимательство (р<0,05). Таким образом, высказанная ранее гипотеза о связи стратегии профессиональной направленности с возрастом преподавателей нашла свое подтверждение.
Посредством ^критерия Стьюдента были обнаружены некоторые различия в выраженности карьерных ориентаций преподавателей разного пола. Нельзя сказать, что они очень существенны т.к. их достоверность не превышает 95% уровня значимости.
Мужчины в большей степени оказались нацеленными на предпринимательство и автономию, женщины - на интеграцию стилей жизни, что, видимо, связано с необходимостью совмещать профессиональную деятельность с домашней работой.
ВЫВОДЫ.
Полученные результаты свидетельствуют, что карьерные ориентации преподавателей физической культуры являются недостаточно сформированными. Особенно это касается таких ориентаций, как направленность на повышение профессиональной компетентности и служение людям посредством своей деятельности, которые оказывают существенное влияние на эффективность их педагогической деятельности. Были выявлены два типа профессиональной направленности преподавателей (активная и пассивная). Установлено, что с ростом педагогического стажа, и, соответственно, возраста преподавателей усиливается склонность к пассивной профессиональной направленности, что, возможно, является следствием профессионального выгорания специалистов.
В связи с этим, необходимо провести комплекс мероприятий профилактической (для молодых преподавателей) и коррекционной (для пожилых преподавателей) направленности в целях формирования карьерных ориентаций преподавателей (особенно связанных с повышением профессиональной компетентности). Эта программа должна опираться на результаты более углубленных исследований, направленных на поиск факторов, блокирующих формирование профессионально-карьерной ориентации преподавателей физической культуры.
Список использованной литературы
1. Краев Ю.В. Соотношение профессиональной мотивации и удовлетворенности своей деятельностью у преподавателей физической культуры // Московский экономический журнал. 2018. №2. С.1.
2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и др. - СПб.: Речь. — 2001. С. 330-342.
3. Краев Ю.В., Семина А.П. Обзор видов агрессии в управлении персоналом // Московский экономический журнал. 2017. №4. С.70.
4. Краев Ю.В., Солдатова Г.В. Удовлетворенность преподавателей физической культуры своей профессиональной деятельностью // Современный ученый. 2017. №7. С.59-61.
5. Краев Ю.В., Солдатова Г.В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №12 ч.1. С.60-61.
6. Краев В.М., Тихонов А.И. Противодействие обману в кадровой работе. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь : Логос. — 2017. — 29с.
7. Краев В.М., Тихонов А.И. Риск-менеджмент в управлении кадрами // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 22-25.