УДК 316.477
А В. Халудорова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Проведен анализ различных подходов к проблеме карьерных ориентаций в аспекте направленности личности. Результаты эмпирического исследования доказывают тесную связь направленности личности с типами её карьерных ориентаций. Показано, что характер направленности личности оказывает влияние на карьерные ориентации студентов: получены положительные корреляционные связи деловой направленности с такими карьерными ориентациями, как «предпринимательство», «автономия», «вызов», «стабильность места жительства», «менеджмент»; сугубо личной направленности с карьерной ориентацией «вызов»; просоциальной направленности с карьерными ориентациями «интеграция стилей жизни» и «служение».
Ключевые слова: направленность личности, карьерные ориентации, студенческий возраст.
A. V Kha/udorova
INTERCONNECTION OF PECULIARITIES OF PERSONALITY AND CARRIER ORIENTATIONS OF STUDENTS
We analyzed different approaches to the problem of carrier orientations in the aspect of personality directionality. The results of empiric research confirms the close connection between personality and carrier orientations. It is shown, that the character of personality directionality influences on the carrier orientations of students: we got the positive correlative connection between business directionality with such carrier orientations, as «business activity», «autonomy», «challenge», «stability of living place», «management»; especial personal directionality and carrier orientations «challenge»; pro-social directionality and carrier orientations «life styles integra-tion» and «service».
Key words: personal directionality, carrier orientations, students’ age.
В условиях постоянных социально-экономических изменений актуальным является рассмотрение проблемы направленности личности как одного из показателей целостности природы человека, определяющего его целеустремленность, способность намечать и достигать определенных целей. По мнению С.Л. Рубинштейна, направленность личности представляет собой динамические тенденции, которые в качестве мотивов поведения определяют деятельность человека. Составляющими направленности личности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент (так называемое «напряжение», связанное с источником направленности) [6]. Ученый рассматривал направленность как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей и устремлений человека. По
А.Н. Леонтьеву, направленность личности характеризуется посредством иерархии ее мотивов, среди которых выделяется главный смыслообразующий мотив - жизненная цель [2]. Б.Ф. Ломов рассматривает направленность личности как системообразующее свойство, которое определяет весь психический склад личности [3]. По мнению К.К. Платонова, направленность личности - это одна из подструктур личности человека, которая характеризуется такими качествами, как уровень, широта, интенсивность, устойчивость, и имеет ряд форм: желания, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения [5]. Понимание сущности человека, по мнению В.Н. Мя-сищева, это «доминирующее отношение или его интеграл» с позиции теории отношений и выражает направленность личности [4].
Исследование мотивационной сферы растущей личности привело Л.И. Божович к пониманию иерархии составляющих эту сферу мотивов как основы направленности [1]. Были установлены три вида направленности: коллективистическая, деловая и личная.
Таким образом, направленность личности как система устойчивых доминирующих мотивов, определяющих ее побуждение, стратегические и тактические цели, детерминирует поведение и деятельность человека, ориентирует его активность. В этих условиях интересным является изучение мотивации человека к тому или иному виду профессиональной деятельности. Учет интересов, опыта, особенностей, возможностей и, главное, формирование постоянной готовности к
самореализации собственного потенциала в какой-либо деятельности мы рассматриваем через построение и осуществление профессиональной карьеры.
В настоящее время изучение особенностей карьеры связано с позитивным отношением общества к карьерным устремлениям индивида, становлению человека как профессионала, реализации личностного потенциала в трудовой деятельности, усилению конкуренции в секторах рынка, связанных с наиболее востребованными и престижными профессиями.
Карьера понимается как осознанная последовательность изменений во взглядах, в позиции и поведении человека как субъекта трудовой деятельности, в системе общественных, экономических, деловых и других отношений, складывающихся в конкретный период жизненного пути. Карьера осуществляется во взаимодействии двух процессов: внутреннего развития человека (профессиональный и личностный рост, самоопределение, саморазвитие и т.п.) и внешнего движения субъекта деятельности в освоении социального и карьерного пространства.
Детерминанты приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности основываются на личностных целях и социальных установках, которые определяют оценочное отношение к выбору карьеры. Одним из регулятивных механизмов профессионального развития выступают карьерные ориентации, которые включены в целевой компонент структуры индивидуальной карьеры. Данное понятие основано на концепции «Якорей карьеры» Э.Шейна, где центральным конструктом является понятие карьерного якоря (карьерного ключевого момента) - «интерес или ценность, от которых работник ни за что не откажется, если придется делать выбор карьеры» [7].
В современных условиях требования рыночной экономики вносят изменения в понятие «профессиональная подготовленность» будущего специалиста, которое должно включать и способность к самопознанию, мобилизации внутренних ресурсов личности, принятию обоснованных решений. На первый план выдвигаются такие личностные качества, как деловитость, компетентность, и основой успеха в построении карьеры являются целеустремленность, воля, умение и желание эффективно работать, уверенность в себе, оптимизм, активность. Таким образом, изучение карьерных ориентаций как важнейшего элемента профессиональной Я-концепции, определяемой в своей основе направленностью личности, предполагает: сосредоточение на общих моделях поведения индивида в жизни; осознание возможности его социализации в процессе карьеры; готовность к выбору стиля жизни; возможности объективного анализа поведения, которое индивид желает рассматривать и выбирать, позволяют в новых условиях воспринимать жизнь более полно, интегрированно.
Целью данного эмпирического исследования является изучение взаимосвязи особенностей направленности личности и карьерных ориентаций студентов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) выявление особенностей направленности личности студентов и ее карьерных ориентаций;
2) определение значимых связей между видами направленности личности и особенностями карьерных ориентаций.
В результате этого нами были сформулированы следующие эмпирические гипотезы:
1. Существуют различия в особенностях направленности личности и типах карьерных ориентаций, связанные с особенностями курса обучения и социально-демографическими характеристиками (гендер, национальность).
2. Имеется взаимосвязь между особенностями направленности личности и карьерными ориентациями студентов.
Методика
Эмпирическую базу исследования составили студенты I-IV курсов различных вузов Бурятии, в количестве 260 человек. Средний возраст испытуемых составил 19,5 лет. Согласно поставленным задачам, общая выборка была дифференцирована в зависимости от курса обучения, фактора гендера и этнической принадлежности испытуемых.
В соответствии с целями и задачами исследования взаимосвязи направленности личности и ее карьерных ориентаций были применены следующие методики исследования: 1. Опросник Э. Шейна «Якоря карьеры», адаптированный Л.Г. Почебут, В.А. Чикер; 2. Ориентационная анкета
В. Смекала и М. Кучеры.
Для статистической обработки полученных эмпирических данных использовался программный продукт Microsoft Excel 2007; вычислялась значимость различий на уровне исследуемого
признака с помощью 1-критерия Стьюдента и коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Результаты исследования
Результаты проведенного исследования по методике В. Смекала и М. Кучеры показали, что для многих студентов характерно преобладание делового вида направленности (38,9%). Полученные данные позволяют утверждать о том, что испытуемые в целом увлечены процессом деятельности: они руководствуются мотивами, которые порождает сама деятельность, стремятся к познанию, овладению новыми знаниями, умениями, способами действия; пытаются достигать поставленных целей в отстаивании своих прав, точки зрения, если это необходимо. Выявлено почти равное соотношение показателей сугубо личной (31,7%) и просоциальной направленности (29,3%) (рис.1). Это свидетельствует о том, что студентам не чужды мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу, присущи потребность в общении, поддержка хороших отношений с другими людьми.
сугуболичная просоциальная деловая
направленность направленность направленность
Рис 1. Общая характеристика направленности личности по всей выборке (в %)
При сравнении результатов исследования в зависимости от курса обучения испытуемых выявлен высокий показатель ориентации на деловой вид направленности. Для студентов младших курсов после делового вида направленности значима просоциальная направленность, а для старшекурсников - сугубо личная (табл. 1). Зафиксировано достоверное различие в показателе просоциальной направленности (р<0,05) между студентами младших и старших курсов. На наш взгляд, такое расхождение говорит о том, что на начальном этапе профессиональной подготовки происходит процесс активного вхождения в широкий социум, в различные социальные группы, принятие новых социальных ролей, и, как следствие, ориентация на взаимодействие с людьми имеет большее значение для студентов младших курсов. Что касается несколько более высоких показателей сугубо личной направленности у старшекурсников, то мы это связываем с приобретением конкретных представлений о своем будущем в профессиональном и личностном отношении.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели направленности личности студентов
Ориентационная анкета Млад. курсы Старш. курсы 1-критерий Стьюдента Юноши Девушки 1-критерий Стьюдента Рус. этнос Бур. этнос 1-критерий Стьюдента
Сугубо личная 7,57 7,72 0,314 7,15 7,83 1,506 7,9 7,31 1,794
Просоциальная 7,87 7,11 1,866* 7,28 7,64 0,83 7,3 8,12 0,478
Деловая 8,54 8,98 0,847 7,94 9,05 1,865 8,35 9,03 3,265**
Дальнейшей задачей исследования было рассмотрение особенностей направленности личности студентов в зависимости от влияния фактора гендера. Преобладание сугубо личной направленности после деловой направленности у девушек позволяет говорить о том, что у них в отличие от юношей выражено определенное стремление к эгоистическому самоутверждению, престижу и собственной выгоде. Мы связываем данные результаты с существующими в отношении женщин ряда полоролевых и межролевых исторически сложившихся стереотипов, согласно которым женщине отводится несколько подчиненная и обслуживающая роль. Иными словами, на наш взгляд, при прочих равных условиях женщинам в процессе осуществления какой-либо деятельности в современном обществе приходится преодолевать больше препятствий в
социально-экономическом пространстве и выдерживать более сильные психологические и физиологические нагрузки, чем мужчинам, что способствует развитию определенных личностных качеств: определенной самостоятельности, автономности и настроенности на решение личностных и деловых задач; они не особо склонны общаться без результата для себя и дела.
Было выявлено, что у студентов-бурят в большей степени выражены показатели просоци-альной направленности (8,12) (табл.1). Возможно, это объясняется исторически сложившимся поведением бурят, где определенные условия жизни и древние традиции «общинного коллективизма» способствовали стремлению действовать в интересах других людей, своего коллектива (группы) или общества в целом, действовать вместе с другими. Кроме того, получено достоверно значимое различие между русским и бурятским этносом в показателях деловой направленности (р<0,01).
Таким образом, согласно результатам исследования, современные студенты больше ориентированы на деловой мотив, что отражает интенсивность, с которой респонденты выполняют задания, заинтересованность выполнять свою работу как можно лучше; они охотнее будут сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность его работы. В группе такие студенты будут стремиться отстаивать свое мнение, которое считают правильным и полезным для выполнения задания.
Следующим этапом исследования был анализ результатов, полученных по методике «Якоря карьеры». Сравнительный анализ данных показал, что в целом результаты по всей выборке являются сопоставимыми, так как демонстрируют приблизительно равный разброс по каждой из переменных.
Анализ распределения средних значений испытуемых позволил выделить основные карьерные ориентации как устойчивые образования на этапе профессионального самоопределения (рис.2). Так, для большинства студентов ведущей карьерной ориентацией является «стабильность работы» - (7,96), второй по значимости карьерной ориентацией - «интеграция стилей жизни»(7,19), затем - «менеджмент» (7,12), далее - «служение» (7,11), «предпринимательство» (6,76), «автономия» (6,76), «вызов» (6,3), «профессиональная компетентность» (5,76), и на последнем месте - «стабильность места жительства» (4,67).
9. 1 у. : 5. : з. : 1. О
1
Рис.2. Общая характеристика средних значений показателей карьерных ориентаций студентов.
Обозначения: 1. Профессиональная компетентность; 2. Менеджмент; 3. Автономия; 4. Стабильность работы;
5. Стабильность места жительства; 6. Служение; 7. Вызов; 8. Интеграция стилей жизни; 9. Предпринимательство
Как видно из диаграммы (рис. 2), среди респондентов высокое значение занимает карьерная ориентация «стабильность работы». На наш взгляд, это может быть связано с несколько прагматическим отношением студентов к учебному процессу, что говорит о формировании определенной социально-статусной составляющей мотивации получения высшего образования и её превалировании над профессиональным компонентом. При этом возможно, что студенты рассматривают высшее образование как средство для определения будущего социального положения.
Сопоставляя выборы карьерных ориентаций между студентами младших и старших курсов, мы исходили из общепринятых представлений, что на ранних этапах получения профессионального образования студенты младших курсов больше ориентированы на максимальную удовлетворенность будущей профессией, поэтому для них имеет значение развитие определенных профессиональных качеств. Это подтверждено достоверно значимыми различиями по показателю «профессиональная компетентность» (р<0,05) и в желании продолжать обучение в выбранном направлении по показателю «служение» (р<0,01), тогда как на последних ступенях профессионального обучения наблюдается тенденция к снижению удовлетворенности выбран-
ной профессией, которое может быть связано как с системой подготовки, так и с современными обстоятельствами, противоречиво сказывающимися на студенчестве (табл. 2).
Исследование гендерных особенностей показало, что девушки в отличие от юношей больше ориентированы на «стабильность работы» (р<0,01), на «интеграцию стилей жизни» (т.е. на интеграцию различных сторон образа жизни) и не хотят, чтобы в жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие, а стремятся к тому, чтобы все было сбалансировано. Они больше ценят жизнь в целом - то, где живут, как совершенствуются, нежели конкретную работу, карьеру или организацию. Что касается результатов исследования карьерных ориентаций студентов различной этнической принадлежности, то выявлены высокие значимые различия в таких карьерных ориентациях, как «профессиональная компетентность», «менеджмент», «стабильность работы», «стабильность места жительства», «служение», «интеграция стилей жизни», «вызов» - (р<0,01; р<0,001), при этом данные карьерные установки более выражены у русских студентов.
Таблица 2
Среднегрупповые показатели карьерных ориентаций студентов
Якоря карьеры Млад. Курсы Стар. курсы 1-критерий Стьюд. Юноши Девуш. [-критерий Стьюдента Рус. этнос Бур. этнос [-критерий Стьюдента
1. Профессио-нальн. компетентность 5,99 5,47 1,892* 5,43 5,9 1,634 5,86 5,46 24,243***
2. Менеджмент 7,03 7,23 0,780 7,08 7,13 1,182 7,14 7,15 4 799***
3. Автономия 6,73 6,78 0,237 7,01 6,65 1,536 6,65 6,97 0,649
4. Стабильность работы 8 7,92 0,300 7,39 8,19 2,481* 8,14 7,74 3,982***
5. Стабильность местажительства 4,81 4,5 0,968 4,91 4,57 1,017 4,73 4,56 11,853***
6. Служение 7,42 6,73 2,676** 7,06 7,14 0,306 7,11 7,11 8,038***
7. Вызов 6,45 6,1 1,480 6,56 6,19 1,478 6,21 6,32 3,041**
8. Интерпретация стилей жизни 7,29 7,06 1,056 7 7,27 1,028 7,29 7,12 3,708***
9. Предпринимательство 6,92 6,55 1,358 6,85 6,72 0,439 6,63 6,97 1,222
Примечание к таблице 1 и 2. * - значимо на уровне р< 0,05; ** - значимо на уровне р< 0,01; *** - значимо на уровне р<0,001
Таким образом, как показало наше исследование, формирование карьерных ориентаций на этапе первичной профессиональной подготовки зависит от изменений социальнообщественной среды, имеют свою специфику в зависимости от курса обучения, факторов гендера и этнической принадлежности.
Дальнейший этап нашего исследования был связан с задачей рассмотрения корреляционных связей между особенностями направленности личности и карьерными ориентациями. В целом полученные результаты подтверждают существование отрицательных связей между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «служение» и «профессиональная компетентность», позволяющими говорить о том, что эгоистическое самоутверждение, желание собственной выгоды и престижа, в какой-то мере «мешают» развитию глубоких профессиональных способностей, процессу независимости и социализации.
Анализ корреляционных связей показал, что стремление действовать в интересах других людей, характерное для просоциальной направленности, утратило свое значение в современных условиях. Об этом свидетельствует лишь одна отрицательная связь между просоциальной направленностью и карьерной установкой - «интеграция стилей жизни», хотя, казалось бы, что интеграция различных сторон образа жизни непосредственно происходит через взаимодействие с людьми. Полученные результаты мы связываем с преобладанием сугубо личной и деловой
направленности, развитие которых в целом отражают социальные характеристики, свойственные образу жизни и потребностям современных студентов.
Деловая направленность как одна из актуальных личностных устремлений положительно коррелирует с такими карьерными ориентациями, как «вызов», «предпринимательство». Поскольку деловой мотив в направленности личности отражает интенсивность, с которой человек выполняет то или иное задание, проявляет заинтересованность выполнять работу наилучшим способом, то, возможно, что для человека с данной направленностью личности будут характерны такие ценности, как конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач, стремление создавать что-то новое, преодоление препятствий, готовность к риску.
Как показало исследование, получены отрицательные корреляционные связи между сугубо личной направленностью и «профессиональной компетентностью» и «служением», и положительная связь деловой направленности с «предпринимательством» (р<0,05; р<0,01). В группе респондентов, обучающихся на младших курсах, показатели карьерных ориентаций образуют корреляционные плеяды с направленностью личности, а именно выявлены отрицательные значимые связи карьерной ориентации «служение» с сугубо личной направленностью, и положительная связь между «предпринимательством» и деловой направленностью. Отрицательные корреляционные связи в группе старшекурсников получены между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность», «служение» (р<0,01). В совокупности эти данные позволяют говорить о том, что такая карьерная ориентация, как «служение», основной ценностью которой является «работа с людьми» и стремление к развитию способностей, присущее карьерной установке «профессиональная компетентность», не характерна для людей с сугубо личной направленностью, поскольку основной целью данной направленности является ориентация на эгоистическое самоутверждение, престиж, собственное благополучие и выгоду. Корреляционная связь между деловой направленностью и «предпринимательством» позволяет предположить, что человек, ориентированный на деловую направленность, стремится создавать что-то новое, открыть свое дело, готов к определенным рискам, и, как правило, такой человек ориентирован на задачу, конкретную цель.
Анализ связей между карьерными ориентациями и направленностью личности в выборке студентов-юношей показал, что значимые корреляции прослеживается в показателях «вызов» и «предпринимательство». У девушек выявлены отрицательные корреляционные связи между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «профессиональная компетентность», «служение» (р<0,05; р<0,01). В целом в сравнении с девушками, юноши не боятся конкуренции, нацелены на решение деловых задач, не боятся препятствий и готовы к риску. Анализ корреляционных связей в выборках русского и бурятского этноса показал отрицательные связи между сугубо личной направленностью и такими карьерными ориентациями, как «служение» и «профессиональная компетентность»; а также между просоциальной направленностью и карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни» (р<0,05; р<0,01).
Таким образом, на основе полученных данных выявлены различия в особенностях направленности личности и типами карьерных ориентаций, связанные с особенностями курса обучения и социально-демографическими характеристиками (гендер, национальность). Выявлены взаимосвязи между особенностями направленности личности студентов и их карьерными ориентациями.
Выводы
1. Выявлено, что для большинства современных студентов характерно преобладание деловой направленности, заключающейся в определенном стремлении выполнения задания наилучшим способом, в отстаивании своего мнения, ориентации на деловое сотрудничество.
2. Существуют различия в показателях направленности личности студентов и их карьерных ориентаций, связанные с особенностями курса обучения и социально-демографическими характеристиками (факторы гендера, национальности). Для студентов, обучающихся на младших курсах, свойственна просоциальная направленность, в отличие от студентов-старшекурсников, для которых характерно преобладание сугубо личной направленности. Девушки, в отличие от юношей, больше стремятся к самоутверждению, престижу и собственной выгоде. Для студентов-бурят характерно преобладание показателей просоциальной направленности, для русских студентов - преобладание сугубо личной направленности.
3. Выявлена взаимосвязь между особенностями направленности личности студентов и их карьерными ориентациями: деловая направленность имеет связь с такими карьерными ориен-
тациями, как «вызов», «предпринимательство»; сугубо личная направленность имеет значимые связи с такими карьерными ориентациями, как «служение» и «профессиональная компетентность»; просоциальная направленность связана с карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни».
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
4. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, А.А.Пузыря. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Просвещение, 1986. - 254 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1946. - Т.1.
7. Schein Е.А. The individual, the organization, and the career: A conceptual scheme // J. Appl. Behav. Sci. 1971. V. 7. P. 401-426.
Халудорова Арюна Викторовна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: Aryuna80@mail.ru
Khaludorova Aryuna Viktorovna, postgraduate student of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University. E-mail: Aryuna80@mail.ru
ББК 67.612.163:ББК.75.116
О. В. Ховалкин
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛКА ПДС ГИБДД ПОСРЕДСТВОМ РАСШИРЕННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ
Статья рассматривает результаты педагогического естественного эксперимента по адаптации к обучению в течение испытательного срока молодых сотрудников Г осударственной инспекции безопасности дорожного движения на базе полка ДПС ГИБДД при ГУВД по Алтайскому краю. Автор представил анализ причинно-следственных связей изменений исходных показателей и данных по истечении исследования под воздействием условий служебной деятельности в период стажировки. Результаты исследования демонстрируют положительное влияние расширенных занятий по физической культуре на протекание адаптационного процесса.
Ключевые слова: оптимизация, процесс адаптации, стажер, молодой сотрудник, педагогический ес-тественний эксперимент, первоначальная подготовка, физическая подготовка, физическое развитие, внешнее дыхание, умственная работоспособность, ПДПС ГИБДД, «усиленная», «базовая», психодиагностика, психограмма, перспективное планирование, кадровая ситуация.
O. V Hova/kin
TO THE PROBLEM OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF ADAPTATION PROCESS OF NEW COMING EMPLOYEES OF TRAFFIC REGULATION DEPARTMENT BASED ON THE PHYSICAL CULTURE TRAINING IN THE EDUCATION
SYSTEM OF OFFICIAL SERVICE
The article deals with the results of pedagogical natural experiment on adaptation of young employees to the training during a trial period, that carried out at the traffic police of motor licensing and inspection department of Altai region. The author presents the analysis of conditions, course, running and received outcomes. The results of this investigation demonstrate the positive influence of the physical culture training to the adaptation processes in details.
Key words: optimisation, adaptation process, trainee, young employee, pedagogical natural experiment, initial preparation, physical training, physical development, external breath, intellectual working capacity, regiment of traffic police of motor licensing and inspection department, «strengthened», «base», psychodiagnostics, psychogram, forward planning, personnel situation.