С. В. Луговой
КАНТОВСКИЙ СБОРНИК: ТРИДЦАТЬ ВЫПУСКОВ ЗА ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ
Статья посвящена юбилею Кантовского сборника. В ней рассказывается история его возникновения и кратко описывается содержание всех выпусков Кантовского сборника.
The article is devoted to the Jubilee of the Kant Compendium. The history of its beginnings is related, and the contents of all issues of the Kant Compendium are described in brief.
Ключевые слова: история «Кантовского сборника», развитие калининградского кан-товедения.
Keywords: The history of "Kantovskii Sbornik", development of Kant studies in Kaliningrad.
Отправной датой в истории «Кантовского сборника» является апрель 1974 года, празднование 250-летие со дня рождения И. Канта. Когда 1974 был объявлен решением ЮНЕСКО годом Канта, Президиум АН СССР провел специальное совещание и принял постановление о праздновании кантовского юбилея. Одним из его пунктов был запрос в Калининградский государственный университет (прежнее название РГУ им. И. Канта) о том, как там собираются отмечать 250-летие Канта. В связи с этим ректор университета профессор А. А. Борисов пригласил к себе заведующего кафедрой философии и научного коммунизма КГУ Д. М. Гринишина и ознакомил его с постановлением Президиума Академии наук. Профессор Гринишин понимал значимость Канта, осознавал, что обращение к его творчеству — способ поднять авторитет кафедры и университета. Он сообщил о постановлении АН в отдел науки Калининградского обкома партии, но встретили его там прохладно, вплоть до рекомендации «положить бумагу под сукно». Взвесив, что поддержки обкома не получить, он резонно рассудил, что может опереться на ЦК партии. Отдел науки ЦК обратился в Академию общественных наук при ЦК КПСС. Работавшие там член-корреспондент АН СССР Т. И. Ойзер-ман, профессор И. С. Нарский согла-
сились с тем, что Калининград должен отметить юбилей И. Канта. Т. И. Ой-зерман был командирован в Калининград и довел до сведения обкома точку зрения ЦК, а затем провел совещание по этому вопросу с ректором, профессором Д. Н. Гринишиным и доцентом Л. А. Калинниковым. На совещании решили провести Всесоюзную научную конференцию, посвященную 250-летниму юбилею И. Канта — I Кантовские чтения. Они состояли из двух этапов: конференции молодых философов — студентов и аспирантов философских факультетов и кафедр университетов СССР и большой конференции специалистов. Данила Максимович предложил создать при кафедре философии и научного коммунизма музей Канта. Через два-три месяца приехал для помощи в практических делах второй специальный представитель ЦК КПСС Игорь Сергеевич Нарский. Хорошо зная коллективы философских кафедр Советского Союза, он помог составить список участников конференции и принял решение, чтобы от КГУ выступал заведующий кафедрой профессор Гринишин. Но так как Данила Максимович был историком партии и не мог представить доклад должного уровня по философии Канта, текст писал Л. А. Калинников, в то время занимавшийся проблемами диалектики. Доклад был посвящен философии истории Канта и впоследствии был опубликован в «Философских науках» под двумя фамилиями [1, с. 137—140]. В дальнейшем Кантовские чтения стали регулярно проводиться в университете, со временем на них стали съезжаться ведущие исследователи кантовского философского наследия со всего мира.
По итогам I Кантовских чтений был опубликован сборник «Вопросы теоретического наследия И. Канта», так до 1981 года назывался «Кантовский сборник», причем профессор Д. М. Гринишин получил право издавать этот сборник в качестве ежегодника. Фактическим редактором сборника с первого по двадцать пятый выпуски был Л. А. Калинников. В 2008 году межвузовский сборник научных трудов был преобразован в научный журнал, его главным редактором стал В. Н. Брюшинкин, а Л. А. Калинников возглавил международный редакционный совет. Сборник сыграл организующую роль в развитии кантоведения СССР, оказался уникальным изданием, так как в нашей стране не было, да и до сих пор нет ежегодников и журналов, посвященных отдельным философам. В первый выпуск «Вопросов теоретического наследия И. Канта» вошли статьи и видных советских кантоведов (например, И. С. Нарский «Диалектика «критического» Канта») и калининградских философов, впоследствии составивших костяк университетского кантоведения (Л. А. Калинников «Об основном пафосе «критической» философии»; А. Н. Троепольский «Кант и Кутюра о различии аналитических и синтетических суждений»; И. С. Кузнецова «Кант о математическом знании»).
Материалы I Кантовских чтений вошли и во второй выпуск «Вопросов теоретического наследия И. Канта» (И. С. Андреева «И. Кант — теоретик всеобщего мира»; В. А. Жучков «Гносеологическая сущность кантовского учения о свободе»; Д. М. Гринишин «Социально-политические взгляды И. Канта» и др.), также в этом сборнике была опубликована статья Д. М. Гринишина и Л. А. Калинникова «И. Кант о сущности человеческого общества и его истории», которая была подготовлена на основе вышеупомянутого доклада, напечатанного в «Философских науках».
Продолжая изучать эту тему, Леонард Александрович Калинников в издательстве ЛГУ в 1978 году выпустил монографию «Проблемы философии истории в системе Канта» [2] и защищает в ЛГУ им. А. А. Жданова
докторскую диссертацию в 1981 году, став, таким образом, первым доктором философских наук, профессором, чья научная деятельность почти целиком связана с нашим университетом.
В 1977 году в КГУ прошли II Кантовские чтения, их материалы вошли в третий выпуск «Вопросов теоретического наследия И. Канта» (Л. А. Абрамян «Многообразие и единство кантовского понятия о вещи в себе»; И. С. Нарский «Проблема противоречий в мышлении»; Е. П. Ситковский «Учение Канта о явлении и сущности» и др.). Этот сборник замечателен тем, что в нем была опубликована статья П. А. Флоренского «Космологические антиномии И. Канта», хотя в то время об этом выдающемся религиозном философе еще не принято было говорить, а его книги не издавались и давно стали библиографической редкостью. Кроме того, там впервые были изданы на русском языке фрагменты из черновиков Канта в переводе В. А. Жучкова.
В четвертом и пятом выпусках «Вопросов теоретического наследия...» публиковались труды видных советских кантоведов, посвященные самым различным проблемам философии И. Канта: от космологии до философии истории. В их создании принимали участие Д. М. Гринишин, И. С. Нарский, А. В. Гулыга и многие другие ученые. В четвертом выпуске была опубликована диссертация Я. Снядецкого «Общие замечания по предмету науки об уме человеческом и общий взгляд на состав Кантовой науки», переведенная с латыни и представляющая интерес для истории отечественной философии начала XIX века. В пятом выпуске печатается статья Т. Н. Панченко «П. Стросон в роли аналитического интерпретатора кантовской философии». Кроме того, в четвертом сборнике В. А. Жучков опубликовал выдержки из рукописного наследия Канта в переводе И. И. Пач-каевой, И. Д. Копцев перевел и опубликовал работы Канта «Рига и Лейпциг у Хартноха. Идеи к истории человечества И. Г. Гердера», а также «Воспоминание рецензента книги И. Г. Гердера "Идеи к истории человечества"». Таким образом, в «Кантовских сборниках» впервые на русском языке увидели свет вторая и третья части рецензии И. Канта. Ее первая часть, посвященная первому тому «Идей к истории человечества» Гердера, вошла в собрание сочинений Канта в шести томах, изданное в 1960-х годах.
В 1981 году научная общественность отмечала двухсотлетие создания «Критики чистого разума». Калининградские кантоведы приняли участие в организации международного симпозиума в Риге, в Калининграде прошли III Кантовские чтения, также посвященные первой «Критике...». Материалы этой конференции по уже сложившейся традиции были опубликованы в «Кантовском сборнике», так с того времени стали называться «Вопросы теоретического наследия И. Канта», инициатором переименования выступил профессор А. В. Гулыга. В этом выпуске представлены статьи И. С. Нарского «О гносеологическом смысле системы основоположений чистого рассудка», С. А. Чернова «Трансцендентальный идеализм и математическая физика» и других ученых, также там в переводе А. А. Столярова была напечатана латинская диссертация И. Любачинского, написанная для соискания степени доктора философии Харьковского университета в начале XIX века и посвященная антиномиям чистого разума. Здесь русскоязычные читатели впервые могли прочесть тексты Канта «Дружеское дополнение» в переводе А. Гайлюса и «Спор философского факультета с юридическим» в переводе И. Д. Копцева.
Следующий «Кантовский сборник», вышедший в 1982 году, был посвящен логическим и научно-философским вопросам в наследии И. Канта, в нем были опубликованы статьи А. И. Уемова «Соотношение общей и трансцендентальной логики Канта в свете современных логических концепций», И. С. Кузнецовой «Кант о научных революциях» и очередная докторская диссертация из Харьковского университета, переведенная с латинского языка (И. Гриневич. Рассуждение вступительное об изучении философии и об истинной природе оной...).
В восьмой «Кантовский сборник» (1983 г.) вошли статьи, посвященные философии религии И. Канта, а также работы С. В. Корнилова «Кант и философские основания биологии», И. Д. Копцева «Некоторые вопросы организации текста в «Критике чистого разума», из которых впоследствии вырастут докторские диссертации. В этом сборнике был впервые опубликован трактат Канта «Что значит ориентироваться в мышлении?» в переводе И. Д. Копцева. При подготовке к печати этого сборника у его ответственного редактора, профессора Калинникова, были трения с цензурой из-за намерения опубликовать диссертацию И. М. Скворцова «Критическое обозрение Кантовой религии в пределах одного разума», написанную в 1833 году. Л. А. Калинников в предисловии к этой публикации писал, что взгляды Канта на проблемы богословия, по существу дела, представляются И. М. Скворцовым в качестве атеистических, что, конечно же, не совсем точно, так как Скворцов оценивал философию религии Канта более осторожно, избегая определенности суждения на этот счет. Профессор Калинников тогда исходил из соображения, что пропаганда атеизма соответствует целям КПСС и что разрешение на печать будет, таким образом, получено. Однако после длительного размышления цензор не разрешил печатать сборник, исходя из тех соображений, что знакомство публики с проблемами богословия при обстоятельствах, когда православный богослов одерживает верх, пусть и не убедительно, в споре с кантовским «атеизмом» является близоруким и недопустимым. Пришлось публикацию снять, и свет она увидела только спустя двадцать лет [5, с. 128 — 166].
В 1984 году был выпущен девятый Кантовский сборник, в котором продолжили публиковаться И. С. Нарский («Диалектика в проблематике трансцендентальной аналитики Канта»), Л. А. Калинников («Критическая» рефлексия как гносеологическое средство»), Б. Л. Губман («Трансцендентальная антропология современного неотомизма»), И. Д. Копцев («О логико-семантических принципах построения текста в «Критике чистого разума»), а также были напечатаны две латинские диссертации из Харьковского университета, посвященные философии Канта: Гесс де Кальве «Вступительное рассуждение о подлинном свойстве философии и необходимости оной...»; А. Дудрович «Вступительное рассуждение об истинном понятии философии и совершенной необходимости оной...». Кроме того, Н. Н. Голикова и Е. А. Голиков перевели на русский язык и опубликовали фрагменты из подготовительных материалов к «Метафизике нравов» Канта.
Десятый и одиннадцатый «Кантовские сборники», вышедшие соответственно в 1985 и 1986 годах, содержали статьи уже традиционных авторов: Л. А. Калинникова, И. С. Нарского, И. С. Андреевой, посвященные анализу основных категорий кантовской философии: вещи в себе, трансцендентальной дедукции, интуиции и др.; исследовалось место Канта в истории философии. В этих сборниках появились первые публикации по Канту
В. Н. Брюшинкина, в 1983 году переехавшего в Калининград из Москвы («Парадигмы Канта: логическая форма», «Кант и силлогистика...»). Здесь были опубликованы автографы Канта из Тартуского университета и небольшие трактаты кенигсбергского философа «О недавно возникшем высокомерном тоне в философии» (перевод И. Д. Копцева); «О вулканах на Луне» (перевод Ю. П. Барачного, М. О. Башкировой, Л. Г. Зеленской, И. Г. Князевой). Также в одиннадцатом сборнике в переводе И. Д. Копцева увидела свет рецензия Ш. Дитцша на «Историю кантовой философии» К. Розенкранца, одного из преемников Канта на кафедре логики и метафизики Кенигсбергского университета.
Новый импульс в развитии калининградского кантоведения был получен в 1987 году, когда в университете прошел теоретический семинар «Наследие Канта и современные логико-лингвистические исследования», положивший начало логическому кантоведению — новому направлению в развитии историко-философской науки о Канте. В том же году в двенадцатом «Кантовском сборнике» продолжились публикации исследований, посвященных вещи в себе, значительное место уделено влиянию Канта на русскую философию конца XVIII — XIX века, также там были напечатаны некоторые материалы упомянутого семинара по логическому кантоведению: Г. В. Сорина «Кант, Гуссерль и проблема психологизма» и др. И. Д. Копцев опубликовал здесь очередной труд кенигсбергского философа, переведенный им на русский язык: «О том, как фабриковать книги: (Два письма Ф. Николаи)».
1988 год ознаменовался проведением IV Кантовских чтений, посвященных 200-летию «Критики практического разума». Их материалы были опубликованы в тринадцатом выпуске «Кантовского сборника», куда вошли статьи И. С. Нарского «О строении проблемной антиномии во второй "Критике" Канта»; Л. А. Абрамяна «Несколько замечаний об "этическом формализме" И. Канта»; Л. А. Калинникова «Категорический императив и телеологический метод»; В. Н. Брюшинкина и Т. В. Залызиной «Нравственность и культура: размышление на тему "Критики чистого разума"»; Л. Н. Столовича «Проблема эстетики в "Критике чистого разума" и других ученых.
В содержание очередного, четырнадцатого, «Кантовского сборника», в те годы фактически бывшего философским ежегодником, вошли материалы первого семинара по логическому кантоведению: статьи В. А. Смирнова «И. Кант и современная логика»; В. А. Бочарова «Анализ критики Кантом онтологического аргумента»; А. Ф. Грязнова «К вопросу о трансцендентальной аргументации». Там также было опубликовано переведенное с немецкого языка исследование немецкого кантоведа профессора Р. Мальтера «Индивидуум и общество в кантовской антропологии и философии истории».
В 1990 году выходит пятнадцатый «Кантовский сборник», где основное внимание уделяется логическому кантоведению (статьи В. А. Смирнова, И. С. Нарского, В. Н. Брюшинкина, Е. Д. Смирновой).
Материалы V Кантовских чтений вошли в шестнадцатый сборник, в котором также были опубликованы исследования видных советских (Т. И. Ой-зерман «Развитие понятия философии в кантовской «Критике способности суждения») и немецких (Б. Тушлинг «Проблема системы трансцендентального идеализма в «Критике способности суждения») кантоведов. Также в сборнике в переводе Копцева была начата публикация кантовского трактата «Об одном открытии, после которого всякая новая критика чистого разума становится излишней в виду наличия прежней».
После известных событий 1991 года обстановка на кафедре философии КГУ не могла не измениться. С одной стороны, прекратилось идеологическое давление, теперь можно было заниматься философией И. Канта без обязательного условия оценок его философии с точки зрения основателей марксизма. Были сняты цензурные препятствия к публикации некоторых научных работ, появилась возможность ездить на международные конференции и чаще приглашать зарубежных коллег-исследователей на научные семинары. С другой стороны, на порядок уменьшилось финансирование университета, пошатнулся престиж науки. Однако калининградские кантоведы в новых условиях быстро научились находить организационные и финансовые ресурсы для проведения научных конференций и издания научных трудов.
Семнадцатый выпуск «Кантовского сборника» увидел свет в 1993 году. В него вошли материалы семинаров по логическому кантоведению, статьи по этике Канта Т. И. Ойзермана и И. С. Нарского, появился специальный раздел, посвященный проблеме «Кант и русская философская культура», продолжилась публикация трактата Канта «Об одном открытии, после которого всякая новая критика чистого разума становится излишней в виду наличия прежней».
В восемнадцатом сборнике, посвященном философскому наследию Канта, главное место отведено проблемам философии религии, что связано с тематикой VI Кантовских чтений (статьи Т. И. Ойзермана, И. С. Нар-ского и других ученых), в разделе «Кант и русская философская культура» анализируется влияние идей критического идеализма на П. Я. Чаадаева, А. С. Пушкина, Вл. Соловьева, Л. Н. Толстого, завершается публикация полемичного трактата И. Канта «Об открытии...».
Вышедший в 1995 году девятнадцатый «Кантовский сборник» посвящен проблемам восприятия идей Канта в русской философии, в философии США и современной польской философии. Помимо теоретических проблем рассматриваются некоторые интересные факты из биографии Канта. Впервые в переводе на русский язык публикуется рецензия Канта на «Опыт о принципе естественного права» Г. Хуфеланда.
В 1997 году в издательстве КГУ выходит двадцатый «Кантовский сборник», содержащий материалы VII Кантовских чтений — статьи, в которых ученые России и США рассматривают вопрос о значении трактата И. Канта «К вечному миру». В разделе «Кант и русская философская культура» анализируются некоторые проблемы гносеологии и этики. Впервые в переводе И. Г. Черненок публикуется трактат И. Канта «Определение понятия человеческой расы».
В 1999 году проводились VIII международные Кантовские чтения, а КГУ выпустил очередной, двадцать первый, «Кантовский сборник», в котором содержатся статьи российских и зарубежных ученых по различным проблемам кантоведения: Т. И. Ойзерман «Исторический оптимизм
И. Канта», Л. А. Калинников «Проблема истины: трансцендентализм И. Канта в споре с онтологизмом В. Эрна и П. Флоренского и акцидентализмом Л. Шестова» и др. В этом сборнике в переводе И. Д. Копцева публикуется фрагмент трактата И. Канта «Спор факультетов», посвященный анализу отношения теологии и религиозных сект.
В 2001 году выходит двадцать второй кантовский сборник, который содержит статьи российских (Т. И. Ойзерман, Л. А. Калинников и др.) и зару-
бежных (Вольфганг Керстинг, Вернер Штарк и др.) ученых по различным проблемам кантоведения, в том числе и традиционный раздел «Кант и русская философская культура». Впервые на русском языке публикуется предисловие к «Логике» Г. Б. Йеше в переводе В. Ю. Курпакова, проясняющее авторскую принадлежность многих разделов книги.
Через год читатели получают двадцать третий «Кантовский сборник», в котором публикуются статьи Т. И. Ойзермана, крупного представителя аналитической философии П. Ф. Стросона, Л. А. Калинникова, а также работа Г. Когена, посвященные понятию вещи в себе, телеологии, основаниям метафизики. В этом сборнике появился раздел «Новости. Информация», где было напечатано сообщение Ю. В. Костяшова об истории спасения от разрушения усыпальницы Канта.
В 2004 году был опубликован двадцать четвертый «Кантовский сборник», куда вошли статьи Т. И. Ойзермана, В. Н. Брюшинкина, Л. А. Калинникова, В. А. Чалого, а также перевод рецензии Канта на работу И. Шульца «Опыт доктрины нравственности», которая представляет собой первый кантовский текст по философии морали. Примечательно, что материалы докладов IX международных Кантовских чтений на этот раз в «Кантовский сборник» не вошли, они были выпущены издательством КГУ отдельно, в виде двухтомника «Кант между Западом и Востоком» [4].
Двадцать пятый «Кантовский сборник» вышел в свет через год. В нем напечатаны статьи Т. И. Ойзермана, Л. А. Калинникова и других ученых. В разделе «Логическое кантоведение» публикуются исследования А. С. Бобровой, А. Г. Кислова, К. Ф. Самохвалова. Также в этом сборнике содержатся очерки истории калининградского кантоведения, в которых более подробно описаны этапы изучения кантовского философского наследия в Калининграде [5, с. 145 — 173].
Тема двадцать шестого «Кантовский сборника» — юбилей профессора Л. А. Калинникова, неизменного его постоянного автора и ответственного редактора предыдущих выпусков. Тем самым был создан прецедент, так как до этого в «Кантовском сборнике» публиковались статьи, посвященные только юбилеям Канта и его произведений. В этом сборнике представлены исследования ведущих отечественных (Т. И. Ойзерман, В. А. Жучков, В. В. Васильев и многие другие) и зарубежных (А. Вуд, В. Штарк, Й. Конен) кан-товедов, посвященные Леонарду Александровичу.
2008 год — значимая дата в истории «Кантовского сборника»: он стал выходить дважды в год и вошел в подписной каталог российской прессы в качестве научного журнала. В нем появились разделы «Неокантианство», «Дискуссии» и другие. Содержание обновленного выпуска «Кантовского сборника» (двадцать седьмого по счету) составили статьи Т. И. Ойзермана «Категорический императив Канта как предмет критического анализа», Л. А. Калинникова «Э. Т. А. Гофман и И. Кант. Художественная фантазия и отвлеченная философия: загадки «Крошки Цахеса» и др. В нем опубликованы переводы переписки И. Канта и М. Мендельсона, а также статьи Г. Когена «Науки о духе и философия».
Двадцать восьмой «Кантовский сборник» посвящен вопросам теоретической (статьи В. Н. Брюшинкина, В. Г. Горохова) и практической (статьи Л. А. Калинникова и М. Руффинг) философии Канта. Также в нем содержатся исследования по проблемам социальной философии и философии культуры, по вопросам рецепций философии Канта, представлен раздел
«Неокантианство». В сборнике впервые публикуются на русском языке «Предисловие...» Ф. Г. Якоби (перевод С. А. Чернова) и статьи П. Ф. Стросона «Проблема реализма и a priori» в переводе В. А. Чалого.
Весной текущего, 2009 года, вышел двадцать девятый выпуск «Кантовского сборника». В нем помещены статьи его постоянных авторов — академика Т. И. Ойзермана, профессоров Л. А. Калинникова, И. Д. Копцева и других. Впервые на русском языке публикуются переписка Канта и Гамана (перевод В. Х. Гильманова), статья П. Наторпа «Об исходном пункте философии» (перевод Н. А. Дмитриевой) и лекция Х. Арендт о политической философии Канта (перевод А. Н. Саликова). В разделе «Разыскания. Архивы. Документы» напечатано исследование Н. А. Куценко о Харьковской философской школе первой половины XIX века, в котором автор вновь возвращается к проблематике, обсуждаемой в «Кантовском сборнике» более двух десятков лет назад при публикации переводов латинских диссертаций харьковских кантианцев.
«Кантовский сборник» играет важную роль в отечественной традиции изучения немецкой классической философии. В нем публикуются исследования и доклады ведущих российских и зарубежных кантоведов, печатаются переводы произведений Канта. За последние два года проблематика статей сборника стала более разнообразной: неокантианство выделилось в самостоятельную рубрику, возник раздел, посвященный проблемам социальной философии и философии культуры. Все это демонстрирует безграничность перспектив дальнейшего развития «Кантовского сборника».
Список литературы
1. Гринишин Д. М., Калинников Л. А. Проблема философии истории в системе Канта // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1974. № 6.
2. Калинников Л. А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л., 1978.
3. Кант между Востоком и Западом. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта: труды междунар. конф.: в 2 ч. Калининград, 2004.
4. Луговой С. В. Очерк истории калининградского кантоведения // Кантовский сборник: межвуз. тем. сб. науч. тр. Вып. 25. Калининград, 2005.
5. Скворцов И. М. «Критическое обозрение Кантовой религии в пределах одного разума») // Компаративистские исследования в истории философии: сб. науч. ст. Калининград, 2003.
Об авторе
Луговой Сергей Валентинович — канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии и логики исторического факультета Российского государственного университета имени Иммануила Канта, pratenses@mail.ru.
С. В. Луговой
9