РЕЦЕНЗИИ
96
Кант между Западом и Востоком. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта: Труды международного семинара и международной конференции: В 2 ч. / Под ред. В.Н. Брюшинкина. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.
Издание, представляемое вниманию читателя, подготовлено по материалам докладов международного семинара «Современное значение философии И. Канта. В связи с двухсотлетием со дня смерти» и докладов международной конференции «Кант между Западом и Востоком», посвященной 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта.
Воздать должное философскому и научному гению Иммануила Канта на земле, где он прожил всю свою жизнь, — такова была задача этих двух знаковых событий, состоявшихся в Калининградском государственном университете в феврале и апреле 2004 года.
Оба мероприятия отличались высоким научным уровнем, стремлением философов, принадлежащих к разным странам и культурам (география конференции — от Южной Кореи и Японии до Бразилии), к подлинному диалогу, истинным инициатором которого можно считать самого Иммануила Канта и его сочинения.
Вся история развития философии и науки за прошедшие 200 лет со дня смерти Канта свидетельствует о непреходящем значении его идей, основных положений его философской системы и проблем, впервые им поставленных. Практически любой философ или ученый неизбежно вынужден обращаться к философскому наследию Канта, как только в своей деятельности он сталкивается со сколько-нибудь серьезными вопросами философского или научно-методологического характера. Это происходит, во-первых, потому, что все значимые направления и системы мировой теоретической философии XIX и XX веков так или иначе отталкивались от кантовского философского учения, а многие из них открыто называли себя кантианскими. Тем самым кантовская мысль оказалась глубоко укорененной во всей современной культуре и науке. И, во-вторых, философия Канта обладает определенными теоретическими и концептуальными особенностями, которые выделяют ее из всей послекантовской истории философии, не позволяя причислить ее в целом ни к одному отдельному философскому направлению, не нарушив при этом ее общую логику и структуру, и делают ее актуальной в самых разнообразных научно-философских контекстах. Не будет большим преувеличением утверждение, что богатство, сложность и глубина проявления кантовской мысли никогда не смогут быть исчерпаны полностью. И любая самая обоснованная интерпретация философского учения Канта может только расширить наше ее понимание. Кантоведение как направление историко-философских исследований само по себе имеет уже более чем столетнюю историю и сегодня представляет собой обширную и разветвленную дисциплину, в рамках которой работают сотни ученых и философов во всем мире.
Представленный двухтомник дает возможность любому специалисту и просто заинтересованному читателю познакомиться с основными вопросами кантоведения, проблемами в осмыслении теоретической и практической философии Канта, современными интерпретациями и логическими реконструкциями кантовской философской системы, а также с интересными материалами культурологического и биографического характера, имеющими непосредственное отношение к Канту и городу, в котором он провел всю свою жизнь.
В сборнике содержатся статьи на трех языках — русском, немецком и английском, ставших рабочими языками прошедших семинара и конференции.
По материалам семинара представлены две статьи — Ф. Герхарда «Человечество в нашем лице. Пять причин, почему в Калининграде необходимо ценить Канта» и Н.В. Мотрошиловой «Парадоксы свободы в философии Канта: их актуальность». Целью доклада Ф. Герхарда было показать ценность философского наследия Канта для России, Германии и всего современного мира, а также дать ответ на вопрос, почему Кант важен именно для Калининграда. Статья Н.В. Мотрошиловой посвящена практической философии Канта, а именно проблеме свободы, ее актуальности в наши дни.
Материалы конференции предваряют статьи по пленарным докладам, среди которых особенно следует отметить доклады президентов Кантовских обществ: российского — проф. Л.А. Калиникова «Кант в русской философии», немецкого — проф. М. Баума «Кант через 200 лет», бразильского — проф. В. Родена «Критика Кантом практического солипсизма».
В докладе Л.А. Калинникова рассматриваются противоречивые (от крайне отрицательных до самых восторженных) отзывы о Канте русских религиозных философов. Автор показывает степень влияния, которое оказала философия Канта на русскую философию, и выделяет основные идеи Канта, неприемлемые для русских религиозных мыслителей.
М. Баум отмечает в своем докладе, что философия Канта не принадлежит только немецкому народу или какой-нибудь отдельной эпохе, она обращена всему человечеству, а ее ценность не зависит от времени. И просвещенческий пафос Канта по-прежнему актуален, особенно это касается кантовского учения о праве.
Первый раздел сборника — «Восприятие философии Канта в разных культурах» — посвящен судьбе философии Канта за пределами Германии. Здесь необходимо отметить статью В.Ф. Шалькевича и
А.А. Легчилина «Рецепция философии И. Канта в Беларуси и Литве в первой трети XIX века». В статье исследуется период наибольшего внимания к философии Канта в Белоруссии и Литве, рассматривается та критика, которую она встретила с позиций эмпиризма и крайнего религиозного догматизма, а также причины спада интереса к ней. Также заслуживает внимания статья Н. Дмитриевой «Философия Канта сквозь призму русского неокантианства: К проблеме самоидентификации русской неокантианской школы».
98
Во втором разделе — «Трансцендентализм и априоризм в теоретической философии Канта» — собраны статьи по фундаментальным вопросам кантовской теории познания. Это прежде всего работы историко-философской направленности — статьи, посвященные «Критике чистого разума», трансцендентальной эстетике, отдельным проблемам трансцендентальной философии, сравнению философской системы Канта с философскими взглядами его современников.
В этом же разделе представлены статьи, показывающие актуальность идей Канта в области теории познания, возможность их применения в решении современных философских и методологических проблем. Так, в статье В.А. Бажанова «Априоризм и эмпиризм в современной методологии науки. Эвристическое содержание и исторический контекст» доказывается совместимость позиций умеренного априоризма, понимаемого как признание познавательной активности субъекта, и умеренного эмпиризма, а также выявляется их эвристическое значение в развитии логики и математики. В статье С. А. Чернова и И.В. Шевченко «Трансцендентальный идеализм и мистический реализм: Кант и Якоби» рассматриваются философские взгляды оригинального мыслителя и одного из первых критиков кантовской философии — Фридриха Якоби. Критика кантовской философии со стороны Якоби — относительно малоизученная тема в российском кантове-дении, что делает статью еще более интересной.
Третий раздел сборника — «Формальная и трансцендентальная логика в философии Канта» — содержит статьи, посвященные различным аспектам кантовской формальной и трансцендентальной логики.
Статья Е.Д. Смирновой «Логика и обоснование аподиктического знания (кантианские мотивы)» посвящена значению философии Канта, а именно учения о схематизме чистого созерцания и конструирования понятий в гильбертовской программе обоснования математики. В статье Марко Беттони «"Аналитика понятий" Канта и "искусственная когнитивная система"» рассматривается актуальность идей Канта в исследовании искусственного интеллекта. Отдельный интерес представляет статья В.Н. Брюшинкина «Логика философской аргументации», в которой исследование философской аргументации в работе Канта «Метафизика нравов» и работе Вл. Соловьева «Оправдание Добра» выявляет скрытые основания русской и немецкой культуры, т. е. служит инструментом для компаративистского анализа.
В четвертом разделе, который называется «Универсализм и формализм в практической философии Канта», представлены статьи, где рассматриваются кантовские идеи в области морали, права, истории, политики и их значение в современном мире. В пятом разделе — «Человек, культура и жизнь в философии Канта» — собраны исследования, посвященные кантовским взглядам на проблемы органической жизни, а также антропологическим, социальным вопросам, имеющим отношение к философии Канта.
В заключительном разделе — «Кант и Кёнигсберг» — содержатся статьи историко-культурного характера. Среди них стоит отметить статью Вернера Штарка «Физическая география в Кёнигсберге в XVIII ве-
ке», в которой исследуется преподавание физической географии в Кёнигсбергском университете, объясняются мотивы, побудившие Канта взяться за этот курс, и рассматривается значение «Лекций по физической географии» в жизни Канта.
Также в этом разделе представлена статья Йозефа Конена «Кёнигсбергские поэты кантовского времени между Востоком и Западом», которая раскрывает на примере жизни и творчества кёнигсбергских поэтов, современников Канта, уникальную роль Кёнигсберга как своеобразного культурного моста между Западом и Востоком.
В целом сборник демонстрирует не просто неослабевающий интерес к кантовской философии во всем мире и плодотворность кантовед-ческих исследований в теоретическом и практическом плане, но и тот достойный вклад, который в изучение философии Канта вносит российское научное и философское сообщество.
Издание осуществлено в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках», реализуемой совместно Министерством науки и образования РФ, «ИНО-Центром (Информация. Наука. Образование)» и Институтом имени Кеннана Центра Вудро Вильсона при поддержке Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фонда Джона Д. И Кэтрин Т. МакАртуров (США).
К.В. Лемешевский,
асп. кафедры философии и логики РГУ им. И. Канта
Замки и укрепления Немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии: Справочник /Авт.-сост. А.П. Бахтин; Под. ред.
В.Ю. Курпакова. — Калининград: Терра Балтика, 2005. — 208 с.
Одним из самых интересных периодов в истории Восточной Пруссии является, без сомнения, орденский, который длился с начала завоевания Пруссии (1230) до секуляризации Тевтонского ордена (1525). До нашего времени дошли памятники архитектуры той эпохи, в особенности замки. Именно рыцарские замки и фортификационные сооружения стали объектом исследования главного архивиста Государственного архива Калининградской области А.П. Бахтина, который посвятил их изучению не один десяток лет. Автор проделал колоссальную работу, поскольку не только собирал информацию в источниках и литературе, но и выезжал на место, фотографировал, делал замеры. И вот многолетнее исследование увенчалось выходом в свет объемной и хорошо изданной книги. Хотя она скромно названа справочником, в ней представлен более широкий спектр информации, чем обычно содержит справочная литература.
Бесспорно, история прусских замков неплохо освящена в зарубежной, прежде всего в немецкой, литературе, но ценность данного исследования заключается в том, что оно стало первым, опубликованным на русском языке. Эта тема в отечественной историографии не проработана, о чем свидетельствует короткий список использованных источни-