Научная статья на тему 'Канинские ненцы: обновление кочевого быта'

Канинские ненцы: обновление кочевого быта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
полуостров Канин / ненцы / оленеводство / кочевые технологии / новации / традиции / the Kanin Peninsula / Nenets / reindeer herding / nomadic technologies / innovations / traditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перевалова Е. В., Киссер Т. С.

В статье рассматриваются особенности системы оленеводства канинских ненцев, включая использование новых материалов и изменение технологии кочевания. В постсоветский период канинское оленеводство оказалось сосредоточено в рамках сельскохозяйственных кооперативов «Ненецкая община “Канин”» и «Восход». Кочевание сохраняет меридиональное направление, но протяженность маршрутов и число бригад в сравнении с советским периодом заметно сократились. Принадлежащие общине и отдельным оленеводам олени выпасаются вместе на пастбищах, находящихся в долгосрочной аренде кооперативов. Нефтегазодобывающих организаций в Канинской тундре нет. Наращивание поголовья ограничивается оленеемкостью пастбищ. В отличие от соседних тундр, у канинских оленеводов сохраняется кочевание семьями и нет «дефицита» пастухов. По этническому составу бригады ненецкие, коми-ненецкие и коми, однако канинские оленеводы представляют собой единое сообщество, говорящее на одном языке (русском) и практикующее общую систему оленеводства, где переплелись ненецкие и ижемские традиции. В 1960-х гг. у канинских кочевников появилось новое жилище — брезентовая палатка с печью-буржуйкой, вытеснившая ненецкий чум. «Семейная» палатка сохраняет сущностные характеристики традиционного кочевого жилища (обновляемость, мобильность, минимализм), но в сравнении с чумом более проста в установке, эксплуатации и транспортировке; изготовление ее менее трудоемкое и менее дорогое. Между тем в палатке сохраняются отдельные элементы, принципы организации пространства, ресурсои вещеоборота чума. Пластик и другие синтетические материалы давно и повсеместно используются арктическими кочевниками для изготовления упряжно-нартенной гарнитуры и деталей нарт. Активное внедрение канинскими оленеводами новых материалов обусловлено не только их хорошими эксплуатационными характеристиками (легкость обработки, устойчивость к влаге и низким температурам), но и доступностью — море в изобилии приносит не только пластик, но и «капрон», «рогожу» и «тару», которые нашли широкое применение в хозяйстве кочевников. Пластиковое и капроновое замещение традиционных материалов (кости, кожи, дерева, сухожильной нити) диктует новое понимание красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kanin Nenets: Renewal of Nomadic Life

The article deals with the peculiarities of the reindeer husbandry of the Kanin Nenets, including their use of new materials and changes in nomadic technologies. In the postSoviet period, reindeer husbandry at the Kanin Peninsula has concentrated in the agricultural cooperatives of the Nenets Kanin and the Voskhod communities. Nomadism maintains its meridional direction, but the length of the routes and the number of brigades have noticeably decreased compared to the Soviet period. Personal and community reindeer graze together on pastures under long-term lease by cooperatives. There are no oil and gas companies in the Kanin tundra. The reindeer capacity of the pastures limits the expansion of the herd. In contrast to neighboring tundras, the reindeer herders of the Kanin tundra roam with their families, and there is no shortage of herders. Although the ethnic composition of the brigades is diverse and includes Nenets, Komi-Nenets, and Komis, the Kanin reindeer herders form a single community, speaking the same (Russian) language and practicing a common system of reindeer husbandry, where Nenets and Izhemsk traditions are intertwined. In the 1960s, a new type of dwelling appeared in the mobile module of the Kanin nomads: a tarpaulin tent with a birch stove, which replaced the Nenets chum. This type of family tent preserves the essential characteristics of the traditional nomadic dwelling (renewability, mobility, minimalism). Compared with the chum, it is easier to install, operate, and transport; its manufacture is less labor-intensive and expensive. Moreover, the tent retains principles of space organization and resources for material turnover of the chum. Arctic nomads have widely used plastic and other synthetic materials to manufacture harnesses, sled garniture, and sled parts. Kanin reindeer herders actively use new materials not only because of their excellent performance characteristics (easy processing, resistance to moisture, and low temperatures) but also because of their availability: the sea brings in abundance not only plastic but also nylon, burlap, and packing materials, which have found wide application in the nomadic economy. This substitution of traditional materials (bone, leather, wood, sinewy thread) with plastic and nylon dictates a new understanding of beauty.

Текст научной работы на тему «Канинские ненцы: обновление кочевого быта»

DOI 10.31250/2618-8600-2023-4(22)-39-70

УДК 397.4(98)

Музей антропологии и этнографии

Е. В. Перевалова им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: [email protected]

Т. С. Киссер Музей антропологии и этнографии

им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: [email protected]

I Канинские ненцы: обновление кочевого быта

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности системы оленеводства канинских ненцев, включая использование новых материалов и изменение технологии кочевания. В постсоветский период канинское оленеводство оказалось сосредоточено в рамках сельскохозяйственных кооперативов «Ненецкая община "Канин"» и «Восход». Кочевание сохраняет меридиональное направление, но протяженность маршрутов и число бригад в сравнении с советским периодом заметно сократились. Принадлежащие общине и отдельным оленеводам олени выпасаются вместе на пастбищах, находящихся в долгосрочной аренде кооперативов. Нефтегазодобывающих организаций в Канинской тундре нет. Наращивание поголовья ограничивается оленеемкостью пастбищ. В отличие от соседних тундр, у канинских оленеводов сохраняется кочевание семьями и нет «дефицита» пастухов. По этническому составу бригады ненецкие, коми-ненецкие и коми, однако канинские оленеводы представляют собой единое сообщество, говорящее на одном языке (русском) и практикующее общую систему оленеводства, где переплелись ненецкие и ижемские традиции. В 1960-х гг. у канинских кочевников появилось новое жилище — брезентовая палатка с печью-буржуйкой, вытеснившая ненецкий чум. «Семейная» палатка сохраняет сущностные характеристики традиционного кочевого жилища (обновляемость, мобильность, минимализм), но в сравнении с чумом более проста в установке, эксплуатации и транспортировке; изготовление ее менее трудоемкое и менее дорогое. Между тем в палатке сохраняются отдельные элементы, принципы организации пространства, ресурсо-и вещеоборота чума. Пластик и другие синтетические материалы давно и повсеместно используются арктическими кочевниками для изготовления упряжно-нартенной гарнитуры и деталей нарт. Активное внедрение канинскими оленеводами новых материалов обусловлено не только их хорошими эксплуатационными характеристиками (легкость обработки, устойчивость к влаге и низким температурам), но и доступностью — море в изобилии приносит не только пластик, но и «капрон», «рогожу» и «тару», которые нашли

широкое применение в хозяйстве кочевников. Пластиковое и капроновое замещение традиционных материалов (кости, кожи, дерева, сухожильной нити) диктует новое понимание красоты.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полуостров Канин, ненцы, оленеводство, кочевые технологии, новации, традиции

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Канинские ненцы: обновление кочевого быта. Этнография. 2023. 4 (22): 39-70. doi 10.31250/2618-8600-2023-4(22)-39-70

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian

E. Perevalova Academy of Sciences

St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: [email protected]

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian

T. Kisser Academy of Sciences

St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: [email protected]

I The Kanin Nenets: Renewal of Nomadic Life

ABSTRACT. The article deals with the peculiarities of the reindeer husbandry of the Kanin Nenets, including their use of new materials and changes in nomadic technologies. In the postSoviet period, reindeer husbandry at the Kanin Peninsula has concentrated in the agricultural cooperatives of the Nenets Kanin and the Voskhod communities. Nomadism maintains its meridional direction, but the length of the routes and the number of brigades have noticeably decreased compared to the Soviet period. Personal and community reindeer graze together on pastures under long-term lease by cooperatives. There are no oil and gas companies in the Kanin tundra. The reindeer capacity of the pastures limits the expansion of the herd. In contrast to neighboring tundras, the reindeer herders of the Kanin tundra roam with their families, and there is no shortage of herders. Although the ethnic composition of the brigades is diverse and includes Nenets, Komi-Nenets, and Komis, the Kanin reindeer herders form a single community, speaking the same (Russian) language and practicing a common system of reindeer husbandry, where Nenets and Izhemsk traditions are intertwined. In the 1960s, a new type of dwelling appeared in the mobile module of the Kanin nomads: a tarpaulin tent with a birch stove, which replaced the Nenets chum. This type of family tent preserves the essential characteristics of the traditional nomadic dwelling (renewability, mobility, minimalism). Compared with the chum, it

is easier to install, operate, and transport; its manufacture is less labor-intensive and expensive. Moreover, the tent retains principles of space organization and resources for material turnover of the chum. Arctic nomads have widely used plastic and other synthetic materials to manufacture harnesses, sled garniture, and sled parts. Kanin reindeer herders actively use new materials not only because of their excellent performance characteristics (easy processing, resistance to moisture, and low temperatures) but also because of their availability: the sea brings in abundance not only plastic but also nylon, burlap, and packing materials, which have found wide application in the nomadic economy. This substitution of traditional materials (bone, leather, wood, sinewy thread) with plastic and nylon dictates a new understanding of beauty.

KEYWORDS: the Kanin Peninsula, Nenets, reindeer herding, nomadic technologies, innovations, traditions

FOR CITATION: Perevalova E., Kisser T. The Kanin Nenets: Renewal of Nomadic Life. Etnografia. 2023. 4 (22): 39-70. (In Russian). doi 10.31250/2618-8600-2023-4(22)-39-70

Тундровые ненцы расселены на обширном пространстве Севера Евразии от Кольского полуострова на западе до Таймыра на востоке. Они проживают преимущественно в трех субъектах Российской Федерации — Ненецком автономном округе (НАО) Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Территория НАО делится на четыре тундры (с запада на восток) — Канинскую (от полуострова Канин до р. Пёша), Тиманскую (от р. Пёша до р. Индига), Малоземельскую (от р. Индига до р. Печора) и Большеземельскую (от р. Печора до р. Кара), обособляется также остров Колгуев (рис. 1). Во всех четырех тундрах коренной народ — ненцы, старожильческое население — коми-ижемцы и русские, в основном поморы. В статье акцент сделан на анализ материалов, собранных в Канинской тундре, поскольку именно здесь наиболее ярко проявляются трансформации кочевых традиций, связанные не только с советским экспериментом по переводу кочевников на оседлость и ликвидацией оленеводческих колхозов и совхозов в постсоветский период, но и с активным использованием кочевниками новых материалов и технологий.

Ненцы полуострова Канин не были обделены вниманием исследователей, их культура описывается в работах И. И. Лепёхина (Лепехин 1805), В. А. Иславина (1847), А. С. Савельева (1849), А. Шренка (1855), Я. И. Якобия (1891), Б. М. Житкова (1904), А. А. Борисова (1907), А. Журавского (1909), С. Керцелли (1910). Более основательно кочевые традиции ненцев анализируются в работах советских ученых Г. Д. Вер-бова (2018), Л. Н. Гейденрейха и В. И. Васильева (1977), Л. В. Хомич (1966). К исследованию ненецкого оленеводства обращались А. В. Голов-нёв (1993, 1997, 2004, 2020), С. А. Хрущев и К. Б. Клоков (Клоков, Хрущев 1998; Клоков 2007а, б); кочевые технологии ненцев стали объектом исследований, проводимых под руководством А. В. Головнёва (Голов-нёв и др. 2014; Головнёв и др. 2014; Головнёв, Куканов, Перевалова 2018); непосредственно кочевникам полуострова Канин посвящены статьи Ю. Н. Квашнина (2021), К. Б. Клокова (2010), С. Б. Киселева (2022), И. В. Семенова (2010).

В основу данной статьи легли материалы полевых исследований авторов в Канинской, Тиманской, Малоземельской и Большеземельской тундрах (июль 2022 г., апрель, июль-август 2023 г.). Участниками интервью и обсуждений в ходе полевой работы стали представители администраций, лидеры общественных движений, руководители и работники оленеводческих предприятий и семейно-родовых общин1.

1 Благодарим за помощь заместителя губернатора НАО Ю. А. Хатанзейского, руководителя департамента внутренней политики НАО Л. В. Гущину, заместителя председателя Совета Заполярного района НАО Н. Ф. Латышеву, глав поселков Красное, Нельмин-Нос и Индига Л. М. Чупрова, Н. В. Марюева, В. Е. Глухова, руководителей оленеводческих предприятий А. П. Латышева, А. И. Глухову, Ф. Г. Нокрета и всех жителей округа.

Рис. 1. Карта-схема «Канинский полуостров. Ненецкий автономный округ» Fig. 1. Map-scheme "The Kanin Peninsula. Nenets Autonomous District"

КАНИНСКИЕ КОЧЕВНИКИ

Полуостров Канин расположен между Белым морем и Чёшской губой Баренцева моря. Площадь его — около 10,5 тыс. кв. км, длина с севера на юг — более 300 км, ширина — 70 км. Северную часть полуострова занимает кряж Канин Камень (Канинский кряж, максимальная высота которого 241 м), вытянутый с северо-запада на юго-восток.

Собственно Канинская тундра — это низменная болотистая равнина с грядами 70-80 м и торфяными буграми, изрезанная сетью мелководных рек и озер. То, что полуостров сильно «выступает» в пространство моря, его сравнительная узость и меридиональная протяженность обусловили относительную изолированность канинских ненцев от соплеменников и повлияли на формирование стратегий кочевания.

Полуостров Канин является крайним западным районом компактного расселения ненцев2. Канинские ненцы именуют себя яптасале хасово — 'тонкого мыса человек/житель' (рис. 2, 3). В начале XX в. в Канинской тундре выпасались стада не только ненцев (самоедов), но и коми-ижемцев (см.: Семенов 2010 и др.). Коренное (ненцы) и старожильческое население (коми-ижемцы, русские) полуострова настолько перемешалось, что по фамилиям (Латышевы, Шубины, Ванюта, Каню-ковы, Бобрины, Нюровы, Баракуевы, Выучейские, Варницины, Вокуевы, Ануфриевы, Чупровы, Ардеевы, Терентьевы) трудно определить этническую принадлежность человека. Сказалась ранняя христианизация региона, существенное число коми-ненецких и русско-ненецких браков, намеренная смена этнической принадлежности (запись в «ижемцы», «русские» и «самоеды») (Едемский 1930: 34-35; Савельев 2010).

С установлением советской власти канинские самоеды были объединены в кооператив «Оленевод» (с. Несь), поголовье в нем вместе с принятыми на выпас составляло 38 953 оленя (Васильев, Гейденрейх 1977: 33). В 1930-х гг. Канинская тундра стала одной из главных площадок советских экспериментов в области оленеводства. Здесь были созданы энтомо-лого-ботаническая и зоотехническая станции, организованы ветеринарная помощь, изучение ягельников, страхование оленей через интегральную кооперацию, планировалось строительство замшевого завода (Васильев, Гейденрейх 1977: 5). В связи с новым землеустройством и постройкой факторий маршруты кочевания подверглись существенным изменениям. Летовки располагались по побережью и в северной части полуострова, а зимовки — на правом берегу Мезенского залива, в бассейнах рек Кулой, Ома, Снопа и Пёза. Так называемые лесовые ненцы кочевали к западу от р. Мезени, доходили до устья Кулоя на севере, района Койдочета на северо-западе и Пинеги на юге; отдельные группы подкочевывали к Северной Двине (Вербов 2018: 131).

Пережившие национализацию земли и коллективизацию (1930-1950), кампанию по переводу на оседлость (1960-е) ненецкие оленеводческие хозяйства смогли адаптироваться к новой административно-хозяйственной системе и длительное время развивались в условиях плановой экономики (Головнёв 2004: 91-94). Сосредоточение отрасли в рамках крупных

2 Административно полуостров Канин и его население относятся к муниципальным образованиям «Канинский сельсовет» и «Омский сельсовет» НАО.

Рис. 2. Антон Латышев (ненец), оленевод 5-й бригады СХПК «Ненецкая община "Канин"». Фото Е. В. Переваловой, 2023 г.

Fig. 2. Anton Latyshev, a Nenets and a reindeer herder of the 5th brigade of the Nenets Community Kanin cooperative. Photo by E. Perevalova, 2023

Рис. 3. Маргарита Латышева (ненка), оленевод 5-й бригады СХПК «Ненецкая община "Канин"». Фото Т. С. Киссер, 2023 г.

Fig. 3. Margarita Latysheva, a Nenets and a reindeer herder of the 5th brigade of the Nenets Community Kanin cooperative. Photo by T. Kisser, 2023

оленеводческих предприятий (колхозов, совхозов), привело к формированию единого типа крупностадного оленеводства со сходными характеристиками (увеличение поголовья, улучшение структуры стада, переход от частной/семейной собственности на оленей к коллективной/государственной и превращение оленеводов в наемных рабочих, централизованное управление и зооветеринарное обслуживание, бригадная форма организации труда, закрепление маршрутов и пастбищ за бригадами, рост объемов производства и переработки оленпродукции, материально-техническое переоснащение, развитие инфраструктуры, обязательное школьное образование, доступ к медицинскому обслуживанию) (Клоков 2007а: 54-94, 2007б: 23-74).

В 1960 г. после многочисленных реорганизаций (см.: Киселев 2022: 174-175) на Канине были созданы колхозы «Северный полюс» (с. Несь) и «Россия» (с. Ома). В первом числилось 17-18 тыс. оленей, во втором — более 8 тыс., в Мезенском районе выпасалось еще 3-4 тыс. Личных оленей в обоих колхозах держали не более 7-8 тыс. голов. Предел

оленеемкости Канинской тундры определялся в 40 тыс. голов (Васильев, Гейденрейх 1977: 12, 33-36).

Разрушение советской плановой экономики и системы государственного управления оленеводством в 1990-х гг. обернулось, как и во многих других оленеводческих регионах России, банкротством оленеводческих колхозов и закрытием перерабатывающих предприятий. Сегодня у кочевников НАО, в отличие от оленеводов ЯНАО (см.: Головнёв и др. 2014), нет серьезных проблем с выпасом стад, загруженность пастбищ составляет 95 %3, а нефтегазодобыча здесь не столь масштабна. Оленеводы полностью обеспечивают потребности округа в мясной продукции, что играет важную роль в продовольственной безопасности региона.

Значительная часть оленеводов полуострова Канин ныне трудится в сельскохозяйственных производственных кооперативах «Ненецкая община "Канин"» (с. Несь) и «Восход» (с. Ома), созданных на базе ликвидированных в 1994 и 2002 гг. колхозов. Кочевание канинских оленеводов сохраняет меридиональное направление. Бригады сельскохозяйственного производственного кооператива (СХПК) «Ненецкая община "Канин"» занимают западную и центральную части полуострова, двигаясь от зимних пастбищ, расположенных в лесной зоне, на севере Мезенского района Архангельской области (районы Мезени, Пинеги, населенных пунктов Сояна, Кулой, Совполье, Долгощелье), до летних, расположенных на побережье Баренцева моря, в районе устьев рек Месна, Торна, Крынка и др. Бригады СПК «Восход» занимают восточную часть полуострова, кочуя вдоль западного побережья Чёшской губы. Возможности развития других форм хозяйства на Канине ограниченны, поскольку вся территория полуострова находится в долгосрочной аренде у СПК и распределена в виде сезонных пастбищ и кочевых маршрутов между оленеводческими бригадами.

Расчетная оленеемкость пастбищ Канинской тундры, по данным на 2013 г., составляла 18 тыс. голов. Исходя из оленеемкости, общее поголовье оленей в СХПК «Ненецкая община "Канин"» стараются удерживать в пределах 14,2 тыс. голов. Ограниченность кормовых ресурсов не позволяет наращивать стадо. Государственная региональная поддержка предприятий состоит в дотациях, складывающихся из субсидии на произведенную продукцию, и выплат за поголовье, что немаловажно в условиях относительно низких зарплат оленеводов.

Состояние оленеводства зависит от объемов производства, например, СПК держит определенное количество голов. Нам определен максимум в 14,2 тыс. голов. Годовой оборот сколачивается из того, сколько сдали

3 Геоботаническое обследование проводилось с 2012 по 2019 г. Максимальная загруженность пастбищ определена в 190 тыс. голов. По официальным данным, в сельскохозяйственных предприятиях насчитывается 150 тыс. голов, частное поголовье составляет более 20 тыс.

на забойку. В этом году сдали 50 т (1100 оленей) по закупочной цене. На них положена субсидия на произведенную продукцию 150 руб. за кг. Еще выделяется ежегодная субсидия на поголовье (673 руб. за одну голову). Вот и все наши доходы. Увеличивать поголовье не можем, оленеемкость не позволяет (А. П. Латышев).

Одно из главных условий сохранения оленеводства как отрасли — наличие частного поголовья (см.: Головнёв 2004: 91-94). В Канинской тундре «личные» олени, как и в советское время, выпасаются вместе со стадами оленеводческих предприятий. Легализация частного поголовья членов СХПК «Ненецкая община "Канин"» через создание крестьян-ско-фермерского хозяйства связана исключительно с возможностью получения дополнительных субсидий.

Сейчас поголовье оленей — 50 на 50 — личные и общинские. Увеличение личных стад не приветствовалось еще с советских времен, тогда руководством колхоза были введены нормы содержания оленей на семью. Мы стараемся поголовье держать в одних и тех же пределах, а иначе зарплат не будет. С этого года частное стадо официально зарегистрировано, создали КФХ. Теперь на него тоже будем получать субсидии (А. П. Латышев).

При сохранении меридионального характера кочевания бригадные маршруты оленеводческих предприятий в сравнении с колхозными стали короче, а число бригад сократилось: в СХПК «Ненецкая община "Канин"» с одиннадцати до семи (76-80 работников), в СПК «Восход» — с трех до двух.

Маршруты старые сохраняются. Олень пока не дошел до моря, обратно к лесу не пойдет. Там и море, и трава. Опять же оленям надо ноги в соленой воде помочить, чтобы копытки не было. Когда жарко, они от овода бегают, в реках стоят, там каменистое дно, ноги бьются. Ранки в рассоле надо обработать, чтобы все зажило (И. П. Латышев).

Закрепление маршрутов особенно важно для наиболее узкой части полуострова, где любое вторжение на чужие территории может обернуться нехваткой корма для оленей других бригад. Поэтому по маршруту бригады двигаются параллельно, так что «при хорошей погоде можно видеть соседей»; «на узких местах идут по одной дороге, почти друг за другом». Конфликтов из-за пастбищ, по словам кочевников, практически не бывает, так как придерживаются «дедовских маршрутов» (в большинстве случаев они соотносятся с маршрутами кочевания отцов, выпасавших совхозные стада).

Маршруты кочевания от моря до леса составляют 300-400 км (прежде 400-500 км) в одну сторону и занимают «два месяца пути». Режим кочевания остается традиционным: весна и осень — время непрерывного вертикального движения с длинными переходами и короткими стоянками, зима и лето — медленного хода по сезонным пастбищам. В переходные периоды, с зимы на лето и обратно, маршруты бригад тяготеют к населенным пунктам (стоянки в 4-40 км от них), где осуществляются закупки продовольствия и других товаров, происходят смена сезонных вещей (снегоходы, одежда) и гостевание, оформление документов и посещение больниц.

В отличие от тиманских и малоземельских, канинские оленеводы не были переведены на сменный выпас и кочуют семьями. Несмотря на утрату престижа профессии оленевода, в бригадах нет недостатка пастухов. Молодые парни из-за нехватки бригадных ставок вынуждены наниматься пастухами на сезон в другие оленеводческие предприятия.

Канинские молодые ненцы ездят как наемники в другие тундры. Там некому работать, своих пастухов не хватает. Обычно на лето до октября уезжают, как забойка пройдет, а на зиму обратно возвращаются (А. Ф. Ванюта).

Бригады неодинаковы по этническому составу: западные бригады в большинстве коми (1-я и 6-я) и коми-ненецкие (4-я, 7-я и 11-я), центральные и восточные — «чисто ненецкие» (5-я и 8-я). Тем не менее сегодня канинские оленеводы образуют единое сообщество, говорящее в основном на одном языке — русском — и практикующее общую систему оленеводства, где переплелись ненецкие и ижемские культурные элементы: сохранение в большинстве своем «ненецкой географии», использование смешанной оленеводческой терминологии, заимствование ненцами у коми-и-жемцев женской нарты-кибитки, женской малицы и отдельных элементов одежды и др. Отдельные оленеводческие хозяйства ввиду близости весенних маршрутов к Неси и зимних пастбищ к Мезени принимают туристические группы.

НОВОЕ ЖИЛИЩЕ: ПАЛАТКА

В отличие от своих соплеменников, канинские кочевники в качестве жилища используют не чум, а палатку. Еще в конце 1960-х гг. ее «разработал» местный житель Александр Николаевич Терентьев (коми-ижемец, пастух 1-й бригады колхоза «Северный полюс») (подробнее см. Квашнин 2021).

Первую палатку я увидел, еще когда в школе не учился. То есть она где-то в шестидесятых появилась. Придумал ее Терентьев Александр. Поняли,

что палатка быстрее ставится и нюки4 шить не надо, брезентом обтянул — и готово (Ф. И. Латышев).

Родители жены начали жить в палатке в 1982 году, а мои — немного раньше. Ну, чум-то перевозить одной семье тяжело, две семьи надо. А палатка как отдельное жилье. Сейчас вся Канинская тундра с палатками ямдает5. И бригады, где ненцы вместе с коми пасут, тоже. В Тиманской тундре еще с чумом ходят, но без женщин, у них на бригаду один чум (И. П. Латышев).

Палатку в Канинской тундре давно считают традиционным жилищем. Молодежь и даже люди среднего возраста с чумами уже не кочевали, хотя его преимущества для многих очевидны. Елена Нюрова из 8-й бригады призналась, что чум видела только в Нарьян-Маре на одном из праздников.

Чум намного лучше палатки. Он теплее и более устойчив, когда ветер или непогода. Но палатку можно вдвоем поставить, а чум, говорят, даже вдвоем ставить тяжело. Я чум-то не застала. Мои родители уже жили в палатке. А недавно я ездила в Нарьян-Мар, ходила на чум посмотреть, как в музей (Е. П. Нюрова).

Последний чум в Канинской тундре держала Нина Ананьевна Канюкова с соседнего колхоза, в 2000-х годах (А. А. Латышева).

Попытки создания комфортного жилья для оленеводов предпринимались еще в советское время, но чум оставался незыблемой составляющей кочевой жизни6.

Мы вот уже скоро два десятка лет как занимаемся вопросами развития экономики и культуры народов Крайнего Севера. За это время пришлось ознакомиться со множеством проектов жилья, которое могло бы заменить чум. Были и проекты вагончиков из пластиков с электростанцией, электрообогревом и прочими прекрасными вещами. Загвоздка состояла лишь в том, что такой вагончик надо было таскать специальным тягачом. А при этой технике держать специальный штат. Расходы весьма превышали все доходы от оленеводства. Были проекты палаток, балков на санях, которые могли

4 Нюки — меховые покрышки для чума: две верхние шьются из новых шкур, в качестве нижних используются старые, служившие прежде верхними; брезент или сукно. На изготовление одной покрышки требуется до двадцати оленьих шкур.

5 От нен.jamda(s) — 'переселяться'; ямдать — 'кочевать'; ямданка — 'кочевка'.

6 Далее при сравнении чума с канинской палаткой используются описания и характеристики кочевого жилища и транспорта, представленные в исследованиях мобильности и кочевых технологий ненцев (см.: Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 146-257).

бы перевозиться оленями. В этом же Ненецком национальном округе был изобретен санный домик с покрышками из брезента. Очень хорошая вещь. Однако и тут традиция не поступилась (Васильев, Гейденрейх 1977: 37).

Если санный домик с покрышками из брезента распространения не получил, то транспортируемая оленями «терентьевская» брезентовая палатка пришлась по душе канинским оленеводам. Сегодня палатка бытует в двух вариантах — с двускатной крышей («треугольная») и с округлой («полукруглая»): у «лесовых» бригад палатки преимущественно с полукруглой крышей, у «канинских» — с двускатной (рис. 4, 5). В полукруглых палатках больше пространства, но выбор зависит исключительно от предпочтений хозяев.

Размеры палаток варьируют в зависимости от числа обитателей и возможности приобретения материалов. Палатка с полукруглой крышей Татьяны Ванюты (11-я бригада) — 4,2 х 3,8 х 2,6 м (ширина, глубина, высота), палатка с двускатной крышей Александры и Ивана Латышевых — 4,0 х 4,0 х 1,22,2 м, Ольги и Федора Латышевых — 5,0 х 4,0 х 1,2-2,5 м (5-я бригада).

Конструкция палатки проста (рис. 6). Каркас состоит из деревянных рам-стен: двух боковых и двух торцевых (передней и задней), к последним на шарнирах крепятся треугольные или полукруглые торцовые рамы, при установке они соединяются между собой матицей; каркас крыши — две рамы. Для прочности рамы дополняются вертикальными или расположенными чуть под углом к основанию ребрами. Дерево (ель) для каркаса заготавливают зимой, когда находятся со стадами «в лесу», реже используют плавник; заготовки сушат и морят. Пропорции палатки и отбор материалов для изготовления отрабатывались опытным путем.

Каждый делает палатку под себя. Наша квадратная, сделана из плавника, а у соседей — из лесового материала. Плавником пользуемся редко. Его почти не приносит, раньше-то было много, когда лес по рекам сплавляли... Из одного хорошего бревна палатку можно наколоть. В бригадах, которые в лес-то ходят, в основном круглые палатки. В них пространства больше, потолок головой не задеваешь. Но мы к своей привыкли (И. П. Латышев).

Ребра рам делают наискосок, чтобы прочнее было. Если прямо поставить, дерево со временем все равно разъест, стенка начнет туда-сюда ходить. У нас везде наискосок сделано (Е. П. Нюрова).

Рамы стен обтягивают брезентом и края приколачивают гвоздями (в последнее время используют степлеры с большими скобами). Покрышки крыши также брезентовые, но съемные; для крепления покрышек к раме привязывают длинные веревки, а снизу по периметру делают петли. Зимой для сохранения тепла используют два слоя брезента,

а между ними утеплитель; а летом для обеспечения вентиляции и предохранения от конденсата между слоями брезента кладут ветки. Подол палатки по возможности подшивают непромокаемой тканью.

Палатка на четыре части (стены-рамы) разбирается, по форме крыши бывают треугольные и полукруглые. Рамы и крыша обтянуты брезентом. Когда сырость, поверх брезента накидываем еще что-нибудь, например второй слой брезента. Это у нас двойное брезентовое покрытие, а у многих — в один слой (А. А. Латышева).

Рама палатки обтягивается брезентом. Раньше гвоздиками приколачивали, на одну стенку надо было целый день. Теперь степлером с большими скобами — раз-раз и готово. На всю палатку — полдня. Стенки палатки утепляют, кладут утеплитель. Но, когда на улице дождь, он потеет. На крышу такой материал, который под постель кладем, прорезиненный, пробовали, но печку топишь — и капает. Поэтому крышу только брезентом закрываем, потом полиэтилен, потом уже вторую крышу (Е. П. Нюрова).

Двери палатки — прямоугольная рама, обтянутая тем же брезентом. Окно из оргстекла обычно располагается на передней стене, а при наличии материала еще и над дверью. «Швы», оконные и дверные проемы декорируются синтетической веревкой из траловых сетей и/или гвоздиками с подложенной под шляпку прокладкой из цветной пластмассы. В качестве украшения стен палатки нам встретились детские граффити.

Заготовка дерева и закупка (закупают брезент, утеплитель, оргстекло, краска) материалов на палатку, как и ее изготовление, — дело сугубо семейное. Изготовление обходится приблизительно в 100 тыс. руб.

Материал закупаем сами. Иногда через организацию получаем, но расходы из зарплаты высчитывают. Покупаем краску, брезент, остальное все своими руками. Дерево кто в лесу вырубает, кто на берегу находит. Стекло покупаем, ткань. Брезент дорогой, на две крыши надо 50 метров. Наверное, по 25 на одну, под одной холодно, протекать будет, нужно двойной. И на стены столько же (И. П. и А. А. Латышевы).

Главное, что отмечают оленеводы, — «для палатки не нужно ни шестов, ни оленьих шкур на нюки», заготовка и изготовление основных элементов чума — «дело весьма трудоемкое», к тому же сейчас «зимы стали гораздо теплее».

Как и чум, палатка — «долгожительница»: отдельные ее части меняются по мере необходимости, поэтому такое жилище может служить 10 и более лет.

I

Рис. 4. Палатка с двускатной крышей («треугольная»). 4-я бригада СХПК «Ненецкая община

"Канин"». Фото Е. В. Переваловой, 2023 г. Fig. 4. A tent with a gable roof. The 4th brigade of the Nenets Community Kanin cooperative. Photo by E. Perevalova, 2023

Рис. 5. Палатка с полукруглой крышей. 11-я бригада СХПК «Ненецкая община "Канин"». Фото Т. С. Киссер, 2023 г.

Fig. 5. A tent with a semicircular roof. The 11th brigade of the Nenets Community Kanin cooperative. Photo by T. Kisser, 2023

Рис. 6. Конструкция «треугольной» и «полукруглой» палаток Fig. 6. Constructions of triangular and semicircular tents

Я с мужем прожила 27 лет, мы палатку не меняли, просто ремонтировали каждый год. Понятно, дерево периодически то тут, то там ломается... В прошлом году сделали новые рамы. Лучше рамы из лесового дерева делать, из елки. Доски половые красим обычной эмалью. На окна оргстекло покупаем, оно не так ломается, в отличие от обычного стекла. Единственный его минус — плохо моется, но оно легкое и прочное (Е. П. Нюрова).

Немаловажным преимуществом палатки канинские кочевники считают то, что предназначена она для проживания одной семьи. При выделении сыновей в отдельное хозяйство по традиции родительская палатка может быть разделена (брезентовые покрытия, доски пола).

Раньше в чумах по две и по четыре семьи жили. А в палатке одна семья живет (А. Ф. Баракуева).

Мой старший сын построил свою палатку. Младший в соседней живет. Половину досок и крыши у нас взяли. У нас же по две крыши, вторую сняли с нашей-то палатки. (О. А. Латышева).

От интерьера чума в палатке сохранились только половые доски (латы), 5-6 плах, положенных вдоль в центральной части жилища, а также печка и постели с пологами. Вместо появившихся в советское время печек-буржуек сейчас повсеместно используются печи, сваренные из бочек, но размещаются они сбоку, а не в центре жилища.

В чумах были печки лежачие квадратные, а теперь ставят круглые. От квад_ ыратной тепла больше. Дров больше можно положить (А. Ф. Баракуева).

У всех по-разному печка стоит. Мне кажется, нету какого-то правила. Место, где печка находится, называется сейя. Печки и трубы в поселке делают. Через год трубу меняем, на год-то хватает. А так печку можно лет десять держать точно (Е. П. Нюрова).

На стене палатки за печью крепятся веревки или жерди, которые используются как вешала для сушки одежды. С левой же стороны, ближе к центру и/или в углу, располагается кухонное место (полки, тумбочки с посудой и продуктами на каждый день), у окна (напротив двери) — кухонный стол на высоких ножках.

Хорей был сломан, мы подвесили его, чтобы если вымокла одежда, то посушить. Веревка со временем провисает, а палка нет. Ходить не мешает (Е. П. Нюрова).

В палатке у окна у нас высокий стол. Низкими столиками, как в чумах были в старые времена, сейчас практически не пользуются. Их обычно в угол ставят (А. А. Латышева).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одну из сторон, обычно правую от входа, занимают «постели» с пологами. Раньше в чумах и палатках на землю стелили сначала маты из березовых прутьев, затем травяные циновки, на них «замшу» (старые шкуры и/или старые продымленные чумовые покрышки), а сверху новые шкуры («постели»); в изголовье укладывалась свернутая меховая одежда, одеялом служили паницы (женские меховые шубы). Сейчас для постели используются новые материалы. Сначала на землю кладут целлофан и/или траловую сеть, брезент и/или другую не пропускающую влагу ткань, затем утеплитель и/или поролон, сверху оленьи шкуры, подушки и одеяла. Полога используют как летом (от комаров), так и зимой (для тепла).

Раньше березовые прутья на месте постели стелили. Без прутиков это вроде не жизнь. Потом клали из травы ковер, циновку, а только потом старые и сверху хорошие шкуры. Нижние-то не постели, а покрышка от чума старая. Отремонтируют немножечко, не так мокнет, дымом пропитано. А сейчас кладут поролон, и чего только нету... (А. Ф. Баракуева).

Место, где спят, называется вав". Ху'нер — плетеная циновка из березок, молоденьких совсем, на вырубках такие растут. Затем ковер из травы у бэга, потом идет у тэр — это из оленя, замша чистейшая. Ее стелют, чтобы сухо было. Потом только хоба — шкуры-постели. На шкуре-то очень хорошо сидеть, тепленько. Сейчас же целлофан постелют, сетки, потом еще поролон, а потом ямдаешь — шкуры-то все синие (О. А. Латышева).

На летних и зимних пастбищах, когда кочевки нечасты и позволяет время, на стены палатки с внутренней стороны хозяйки пришивают светлую ткань, а в кухонной части крепят клеенку.

Рамы красят эмалью. На стены поверх брезента натягиваются широкие полосы ткани, чтобы светлей было. А то брезент темный, а так светлее как будто. Ткань натягиваем, когда долго на одном месте стоим, пока не ямдаем. На полу, как в чуме, латы и постели (А. А. Латышева).

По свидетельству Л. Н. Гейденрейха, уже в 1960-е гг. шесты и полы чума красили эмалью, меховые нюки снаружи закрывали от снега «палаточным брезентом», а изнутри — «веселой расцветки ситцем» (Васильев, Гейденрейх 1977: 38).

Давно привычными для кочевников стали ТВ-«тарелки», а наличие в каждой семье генератора позволяет иметь большое количество

электроприборов, включая, казалось бы, совсем уж не необходимые в первую очередь (например, настенные электрические фотопанно).

«Триколоры» возим собой. По всему маршруту показывает почти все каналы. Смотрим в основном фильмы. 1000 рублей стоит пакет на полгода или на год. «Тарелку»-то в землю втыкаем (И. П. Латышев).

Женщины возят с собой машинку швейную, электрическую мясорубку и машинку для стрижки шерсти (шкуры стригут, чтобы мездрить легче). Стиральную машину обязательно, в зимний период рядом и центрифуга, а летом только маленькая машинка. Недавно я приобрела еще настенные батареи в виде картины. Генератор, конечно, нужен для всего этого. На лето 200 литров бензина на бригаду (А. А. Латышева).

Еще одно преимущество палатки по сравнению чумом, как говорят канинские ненцы, — быстрая сборка и разборка: палатку можно поставить за 15-20 минут, а разобрать и уложить на нарты за 10 минут. Конечно, все зависит от размера палатки и погодных условий.

Нашу палатку можно построить за 20 минут. Если погода хорошая, ветра нету, вообще можно одной поставить. Я всегда одна ставила, когда ямдали. Народу-то мало, муж — бригадир, все время на работе. Я крышу подготовлю на два хорея, веревку кину, потом дерну и все. Подвязки-то уже приготовлены (О. А. Латышева).

Чтобы поставить палатку, надо 15 минут вдвоем. Если не спеша, то 20 минут займет. Ну это большие палатки. А у нас палатка маленькая, так минут за 10 собирается. Даже головой думать не надо, руки сами все делают, на автомате (Е. П. Нюрова).

Легкость установки палатки обеспечивается простотой конструкции и продуманной системой крепежей.

Сначала стенки. Первая дверная стенка, она должна смотреть на восток. Передняя стенка с окном. Затем боковые стенки. Когда все четыре стены поставят, поднимают «чумики» (верхние треугольные рамы), они на шарнирах. После этого матица ставится. Каркас крыши — у кого три палки бывает, у кого — четыре. А потом уже эти ребра, чтобы крыша-то не падала. Капроном делаем петельки и матицу вяжем веревками, потом брезент натягивается. Брезент-то к стенам приколоченный, только крышу остается натянуть. Потом латы заносим, не надо подгонять стенки. Печку вот здесь ставим, потому что спим на этой половине, голова на север, двери на восток. Чумень называлась место в чуме, где раньше костер горел, а в палатке-то его нет.

В синей утварь кухонная. Не осталось в палатке от чума ничего, кроме лат и постели (Ф. И. Латышев).

В некоторых семьях сохранился традиционный вариант установки жилища, то есть сначала укладываются доски пола и ставится печка, затем устанавливаются стенки. Для прочности стенки палатки, как и чума, подпираются нартами или бревнами.

Сначала мы раскладываем пол. Постель не заносим, только пол. Печку, стол поставили, занесли чайник, все в тумбочке — продукты и посуда. Ставим стенки. Сначала торцевые и треугольные, они друг с другом связаны. Треугольник откинул — стенки стоят, потом приносишь боковые, один человек с этой стороны, другой — с другой стороны. Стенку поднимаешь, застегиваешь на замочки. У нас замочки от снарядных ящиков, на берегу нашли. Стенки собрали, поднимаем «треугольники» и ставим матицу. Потом ставим рамы крыши, потом ребра. Двери и верхние рамы палатки на шарнирах. Перекидываем через палатку две веревки, вяжем углы крыши. На крыше и на стенках сделаны петельки из жилки, а снизу — кольца или петельки. Сначала одну крышу натягиваем, чтобы она не улетела, потом вторую. Поставили трубу. Потом раскладываем прорезиненную ткань на постельные места и утеплитель. Только потом саму постель заносим. Чтобы палатка не улетела, с двух сторон ставится два полных воза, веревка перекидывается через палатку с одного воза на другой (Е. П. Нюрова).

С появлением палатки несколько изменилась и традиция транспортировки жилища. Для перевозки палатки требуется от трех до пяти возов (грузовых нарт): один для «постелей», второй для утвари, третий для каркаса и четвертый для досок пола (рис. 7). В современном кочевом караване нет отдельной нарты для чумовых шестов. Рамы палатки гораздо компактнее меховых покрышек. Самое тяжелое — это доски пола, перевозимые на специальной грузовой нарте сябу.

В женском аргише до шести-семи, иногда и до восьми нарт: после нарт с одеждой — продукты (может быть и две нарты под продукты), потом спальное место, потом утварь, потом палатка или латы. Печка на латах едет. Женщина всегда палатку везет, хотя сейчас почему-то и некоторые мужики везут (А. Ф. Баракуева).

Четыре воза надо для перевозки палатки. Воз-палатка, сидер — это вся посуда, ящики, столы и стулья, крыша туда же, печка-воз и сябу. Некоторые вместе и латы, и печку возят, у нас отдельный печковоз. Туда еще дрова надо положить, сапоги... Потом юно — это постельное все. Пять уже возов (О. А. Латышева).

Рис. 7. Возы (грузовые нарты) для транспортировки палатки. Фото Т. С. Киссер, 2023 г. Fig. 7. Wagons (cargo sleds) for transporting tents. Photo by T. Kisser, 2023

Канинская палатка постепенно продвигается на восток. Преимущество палатки оценили оленеводы Тиманской и Большеземельской тундр. Канинцы уже изготовили несколько палаток на заказ.

В Тиманской тундре олени есть, да некому пасти. Внук мой, Дима Конюков, туда уехал работать. Теперь свою маленькую палаточку взял. С каркасом увез, ему там обтянули, и бригада там вся живет в этой палатке. И в бане в ней моются. Палаточка небольшая, чтобы хватило посушиться и в бане помыться. Товарищам понравилась (А. Ф. Баракулева).

В целом выбор в пользу палатки канинские кочевники объясняют четырьмя основными причинами:

• несложная сборно-разборная конструкция проста в установке (отработана опытным путем);

• легкая (по весу) конструкция удобна для транспортировки оленями;

• конструкция палатки не требует заготовки большого количества оленьих шкур и деревянных шестов (позволяет использовать новые материалы);

• палатка предназначена для проживания одной семьи.

ДАРЫ ЛЕСА И МОРЯ

Традиционно зиму оленеводы со своими стадами проводят в лесотундре и северной тайге или, как говорят в Канинской тундре, «в лесу». Это время заготовки древесины (нен. пэдар пя — 'лесное дерево') для самых разных хозяйственных нужд, прежде всего для изготовления хореев (береза, ель) и нарт (нащепы, говенники, полозья — ель, копылья — ель и лиственница) и их ремонта, а также при необходимости рам (раньше — шестов), половых досок для жилищ (из сосны), кольев для юрков и каралей (из лиственницы, березы), топорищ и других инструментов (из березы). В середине апреля оленеводы начинают движение на север. Перед началом кочевания к летним пастбищам заготавливают дрова для отапливания жилищ в безлесной тундре. Груженные деревянными заготовками и дровами нарты составляют значительную часть кочевых аргишей. Топить заготовленными впрок дровами приходится долго: только после таяния снега собирают карликовую березу, а достигнув побережья, ездят к морю за выброшенным на берег плавным лесом для очага.

Нарты в основном из елки делают. Дерево на нащепы, говенники, копылья и полозья заготавливают ближе к весне, на местах, где зимой стоят, — возле Мезени и Пинеги. Мы ямдали раньше в сосновые бора. Специально роют снег и находят хорошее дерево. Сосна зимой на дрова хороша, а весной — береза. Сосна-то жаркая, но от нее много сажи, а от елки все чистенько. На нашу семью надо было дров возов десять заготовить. Брали только сухостой, сырую елку не брали (О. А. Латышева).

Дерево заготовят, а саму нарту собирают постепенно, по ходу. Полозья меняют, если износятся. На ездовых мужских нартах раз в месяц-то приходится менять, на женских — раз в три года, на грузовом возу — раз в два. Мужик-то в стадо ездит, оленей собирает, а женщины только по маршруту (И. П. Латышев).

Летом практически все канинские оленеводы выходили к морскому побережью, где запасались вынесенным водой плавником (нен. хувбе или яв пя — 'морское дерево'). Плавником отапливали жилища, его использовали для изготовления хореев и ремонта нарт, но это «подручный материал, если нет другого дерева».

Плавник обрабатывать сложнее, чем лесовое дерево, он же соленый, кто знает, сколько времени в море плавал. Из плавника хорошо делать летом хореи. Находят плавник без сучьев. Елка на палатку идет, на хорей тоже. Плавник используют, когда совсем приспичит, ничего нету. Из плавника полок не сделаешь (О. А. Латышева).

Когда в Канине стоим, так едут на море и с берега тащат дерево. Там очень много валяется бревен, особенно по устьям рек. Выбирают, чтобы был раскол прямой, дерево не гнилое. С помощью клиньев наколют. У моря можно дерево на хорей взять. Морской хорей лучше, чем лесовой. Лесовые тяжелее, там дерево коренистое (Е. П. Нюрова).

Море дает не только плавник, которого с закрытием в постсоветский период лесодобывающих и лесообрабатывающих организаций стало намного меньше. Сегодня море дает много новых материалов. Особенно популярны используемые в рыболовной промышленности траловые сети и канаты («капрон», «рогожа»), пластиковые трубы, ящики, бочки, канистры («тара»). «Дары моря» собирают «на вахте», то есть во время дежурства в стадах. Все, что может пригодиться в хозяйстве, сначала складируют в кучи, а затем вывозят на оленьих упряжках.

Море нам дает все, исполняет наши желания. Получается, чтобы загнать или поймать оленя — это же все с моря берется. Вот траловые сетки на море найдены, по-ненецки называются пого. Канаты и сеточки собирают. Вот это — жилка, материал другой, называется «капрон». А вот это рогожа. Разные немножко (Е. П. Нюрова).

Изобилие и разнообразие материалов, приносимых морем и впадающими в него реками, дает возможность широкого применения таких «находок». Траловые сети, например, используются в качестве сетей кора-лей (загонов для оленей) (рис. 8) и как прокладочный материал на нарты и на землю под постели (неудобство лишь в том, что шкуры от них окрашиваются в зеленый или синий цвет).

Конечно, берег нас кормит — выбрасывает капрон и пластик. Капроновую сетку используют для загона оленя, который здесь называют корсак или харса. Сетку раскраивают и сшивают (З. П. Нюрова, Б. А. Латышев).

Главные достоинства «капрона» и «рогожи» состоят в том, что эти синтетические материалы не гниют под воздействием влаги и не замерзают при низкой температуре. Распущенные на жилы канат или траловая сеть — прекрасный материал для изготовления мягких деталей оленьей упряжи (недоуздков, лямок, вожжей)7 (рис. 9).

7 Традиционно для изготовления мягких элементов упряжи (поясов, лямок, вожжей) использовалась шкура нерпы и лахтака (морского зайца), оленя, позднее — коровы. Недоуздки, представляющие собой систему налобных и нащечных пластин из рогов оленя и лося, бивня мамонта или клыка моржа, соединялись между собой кожаными ремешками.

Рис. 8. Кораль из траловой сети. Фото Е. В. Переваловой, 2023 г. Fig. 8. A corral made of a trawl net. Photo by E. Perevalova, 2023

Капроном называют канаты и сети от рыболовецких судов. По морю это все к нам плывет, а мужчины на берегу собирают. Делают такие сети, по-моему, нерусские. Россия это закупает у Норвегии за валюту, сейчас-то уже не закупают, наверное. Жилка — это распущенная на нити сетка. Расплетут узлы на сетке, растянут и плетут из них пуйни [детали упряжи], которые в аргише нужны. Они зимой не мерзнут. Берут капрон, который потверже, чтобы было развязывать узлы легче (О. А. Латышева).

Так называемые плетенки из синтетической жилки мужчины плетут вручную. Говорят, что «за осень можно собрать упряжку» (сплести необходимое количество плетенок и веревок разной ширины, нарезать необходимое количество деталей из пластика).

Мужики расплетают сети, а потом плетут вручную. Жилка просто плетется. Где-то одна прядочка, где-то три, где-то пять. А плетут-то и по 12, и по 32 жилки, широкие получаются полосы. Оленю на морду-то пошире надо, а в быту — тоненькую полоску. Начинают с середки, сначала в одну сторону плетут, потом в другую. Себе сплетут и нам сплетут на упряжку (Е. П. Нюрова).

Из той же жилки мужчины плетут арканы с применением по традиции специального станка (тарабара). Считается, что жильный аркан

более легкий, хотя плетенный из шкуры оленя или морского зайца — более надежный.

Раньше все из оленьей шкуры было, и вожжа, и все, а теперь — из капрона. У меня в детстве была вожжа из морского зайца, она неудобная. Капрон лучше, чем шкуры. Капрон-то на берегу валяется, судна сети кидают. Из кожи делать упряжь, веревки и тензеи очень трудно. Из оленя тензей-то и сейчас держат, все равно такой нужен (О. А. Латышева).

Из жилки же «крутят» веревки самого разного назначения (для крепления палатки, перевязывания нарт, спутывания ног оленей, ремонта и т. д.). Метраж перевязочных средств в хозяйстве оленевода трудно посчитать, но, даже на первый взгляд, это не одна сотня метров. Синтетическая жилка используется для пошива чижей и малиц (для других изделий она не годится, так как режет шкуру). Вообще, «жилку» и «капрон» можно увидеть в самых неожиданных вариантах и комбинациях. В каталоге Ненецкого краеведческого музея «Меховая узорная живопись» (Нарьян-Мар; Тромсё; Варангерботн; Карашок, 2007-2008) представлено изображение игрушки-оленя из кости с зелеными рогами-плетенками из синтетической жилки из траловых сетей.

Кроме «капрона» и «рогожи», море приносит на побережье полуострова Канин много пластиковых изделий. «Пластиковое» замещение традиционных материалов происходит в оленеводческих хозяйствах многих арктических регионов (Перевалова, Куканов 2019). Особенно популярны пластиковые и полимерные трубы. Трубы узкого диаметра нарезаются кольцами и используются как блоки для нарт, трубы большого диаметра разрезаются вдоль и используются как подполозники нарт. Поскольку в каменистой Канинской тундре полозья нарт изнашиваются очень быстро, для местных кочевников это изобретение весьма актуально.

Но «пластиковое» изобилие канинского побережья дает возможность местным оленеводам использовать этот «дар моря» более широко. Собранная у моря «тара» (пластиковые короба и ящики, бочки, канистры, бутылки) и буйки идут на изготовление наконечников хореев, блоков и других деталей оленьей упряжи (налобных пластин, держателей для вожжи, вертлюгов, пясиков). Традиционные костяные и кожаные детали и элементы упряжи пока еще сохраняются, но уже считаются экзотикой.

Раньше все детали упряжи были костяные и кожаные. А теперь все из пластика (пясики, пластинки) и из жилки. Пластик разного цвета. Для деталей упряжи идут пластмассовые ящики, их толстая часть (Е. П. Нюрова, Б. А. Латышев).

У нас все как-то по-новому. Но если есть возможность что-то переделать, то почему бы и нет? Это же облегчает жизнь. Вот вожжа, которой управляют оленьей упряжкой. У меня старая, еще от стариков осталась. Мой сын старый материал убрал, новый сплел, а получилось будто старое с новым уже. Буйки берем для пясиков и наконечников хореев. Оранжевые и розовые, всякие. Я ездила в Нарьян-Мар недавно, у них на ошейниках пясики из кости. А у нас из кости — может, наши родители делали, а мы уже нет. Еще собирают на берегу большие белые ящики, как корыта, снизу с дырочками мелкими. Из них делают сяны на лоб оленя. У мамы были костяные сяны, достались от бабушки, а сейчас пластиковые. Нащечных у нас на Канине нету, только налобные (Е. П. Нюрова).

Пластиковые ящики также используются в интерьере жилищ в качестве стульев и подвесных полочек для кухонных принадлежностей, канистры с пробками и бочки — как емкость для жидкостей. Пластиковые поплавки от траловых сетей и буйки идут на растопку вместо бересты (рис. 10).

Рис. 9. Использование «капрона» и пластика: Рис. 10. Использование пластика: буи для рас-

детали оленьей упряжи (недоуздок, вожжа). Фото Е. В. Переваловой, 2023 г.

Fig. 9. Use of nylon and plastic: details of reindeer harness (halter, reins). Harness for catching reindeer. Photo by E. Perevalova, 2023

топки печи и канистры для жидкостей. Фото Т. С. Киссер, 2023 г. Fig. 10. Use of plastic: buoys for heating the stove and canisters for liquids. Photo by T. Kisser, 2023

Ящики пластмассовые вместо стульев, удобно — пол-то не всегда ровный. Еще собирают на берегу канистры. Если они не из-под топлива, моем и используем под воду. На стирку в этих канистрах воду привез на оленях и все. Когда сырая погода, буйки на растопку пускаем, в хозяйстве они везде нужны (Е. П. Нюрова).

Новые материалы «раскрашивают» стойбище нетипичными для тундры красками, а мода диктует новое понимание красоты. Кушаком (по-русски) или тасмой (на коми) на Канине называют мужские пояса, которые раньше делали из сыромяти, украшали латунными схватами (пряжкой), рубежками (фигурными отливками) и цепочками. Металлические детали покупали у русских или коми. Ценились цепочки от ладанок. Для красоты под металлические украшения подкладывали красное сукно. Ножны и рукояти ножей изготавливались из рога, кости или дерева. Пояс ценился высоко: он сам и металлические украшения собирались постепенно и передавались по наследству. Сегодня рубежки и подкладки под них, а также ножны и рукояти для ножей вырезаются из разноцветного пластика (рис. 11). На подкладки под рубежки используется найденные на берегу «буи с отражателями». Выбор пластика большой, материал легко режется ножом. Детали крепятся с помощью кожаных ремешков или жильной веревки все из той же траловой сети.

Рис. 11. Кушаки (мужские пояса) с использованием пластика. Фото Т. С. Киссер, 2023 г. Fig. 11. Kushaks (men's belts) using plastic. Photo by T. Kisser, 2023

Раньше на мужских кушаках были медные рубежки, а сейчас все пластик. У других ненцев под рубежки сукно подложено, красное или на красном синенькое тоже видела. Под костью и сукном кожа гниет, это просто шик, показуха. А у нас все пластик. Подклады под рубежки делают, кто сколько хочет. Кладут друг на дружку и вырезают, одну поменьше, другую побольше, а сверху рубежки. На берегу находят буи с отражателями, вниз кладут отражатель, смотришь, особенно под фарой, все переливается. Все по-новому сейчас. Только женщины руками шьют по старинке (Е. П. Нюрова).

В беседах об изменениях в кочевой жизни канинские ненцы отмечали: «Нас море кормит — выбрасывает капрон и тару» — и подчеркивали достоинства синтетических материалов:

• доступность;

• небольшой вес, устойчивость к влаге и низким температурам;

• легкость обработки.

Кроме пластика, в тундре и на берегу оленеводы по ходу движения собирают металлические изделия — железные бочки, металлические фрагменты и детали от падающих ступеней ракет, замки от снарядных ящиков («наследие» бывших расположенных на Канине целевого полигона для стратегических ракет и военных баз).

***

В сложившихся к концу XX — первой трети XXI в. в четырех (Канинской, Тиманской, Малоземельской, Большеземельской) тундрах НАО системах оленеводства наблюдаются различия в формах хозяйствования, организации выпаса, кадровой политике. В постсоветский период канинское оленеводство оказалось сосредоточено в рамках сельскохозяйственных производственных кооперативов «Ненецкая община "Канин"» (с. Несь) и «Восход» (с. Ома). Кочевание по узкому полуострову сохраняет традиционное меридиональное направление: в летнее полугодие оленеводческие хозяйства отходят вглубь тундры и на побережье арктических морей, в зимнее — в лесную зону. Протяженность маршрутов и число бригад в сравнении с советским периодом заметно сократились. Объединенные стада «общинных» (то есть принадлежащих предприятиям) и «личных» (частных) оленей выпасаются на пастбищах, находящихся в долгосрочной аренде кооперативов. Нефтегазодобывающих организаций в Каниской тундре нет. Наращивание поголовья ограничивается расчетной оленеемкостью пастбищ. В отличие от тиманских и малозе-мельских, канинские оленеводы не приняли переход на сменный выпас, кочевание семьями сохраняется, нет «дефицита» пастухов. По этническому составу бригады смешанные (ненецкие, коми-ненецкие и коми).

Вместе с тем канинские оленеводы представляют собой единое сообщество, говорящее на одном — русском — языке и практикующее общую систему оленеводства, где переплелись и сохраняются ненецкие и ижем-ские традиции.

Высокая адаптивность и динамизм культуры северных кочевников определяются креативностью в восприятии технологических новинок. Это касается не только второстепенных, но и базовых составляющих ненецкого кочевого модуля — жилища (чума) и транспорта (нарт, упряжи). Традиционная культура ненцев-оленеводов связывается с бытованием чума, однако в 1960-х гг. у канинских кочевников появилась брезентовая палатка с печью-буржуйкой. Внешне она мало отличалась от обычной геологической палатки, но сборно-разборная рамная конструкция давала возможность ее транспортировки на нартах. Семейная палатка (жилье на одну семью) сохраняет сущностные характеристики кочевого жилища: обновляемость (возможность замены любой детали конструкции), мобильность (сборно-разборная конструкция, неприкрепленность к земле, относительная легкость транспортировки) и минимализм (Голов-нёв, Куканов, Перевалова 2018). Новация успешно вытеснила самую трудоемкую составляющую процесса устройства жилища — для палатки, в отличие от чума, не требовалось заготовки деревянных шестов для каркаса и большого количества оленьих шкур для покрытия. Палатка более проста и легка в установке, эксплуатации и транспортировке. Между тем в палатке сохраняются отдельные элементы, принципы организации пространства и основы ресурсо- и вещеоборота, свойственные чуму.

Несмотря на «снегоходную революцию», мобильность арктических кочевников пока еще, хотя и в разной степени, обеспечивается оленным транспортом. Трансформации нарт и упряжи, связанные с использованием нетрадиционных материалов, имеют как общие, так и локальные тенденции. Металл и пластик активно вытесняют труднодобываемые и/ или трудоемкие в обработке природные материалы (китовый ус, кость, кожу, дерево, сухожильную нить), сохраняя (или увеличивая) функциональную нагрузку детали и конструкции в целом. Выработанные веками конструкции нарты и упряжи определяют возможную грань применения новых материалов: пластик используют для изготовления полозных набоев нарт, наконечников хореев и нартенно-упряжной гарнитуры (недоуздков, вертлюгов, держателей вожжи, блоков, пясиков, накладок-украшений), синтетическую нить — для мягких элементов упряжи (недоуздков, лямок, вожжей). Широкое внедрение нетрадиционных материалов канинскими оленеводами обусловлено не только хорошими эксплуатационными характеристиками этих материалов, но и доступностью — море в изобилии приносит «капрон» и «рогожу» (канаты, сети рыболовных снастей), пластиковую «тару» (короба, ящики, бочки, канистры, бутылки), трубы и буйки. Синтетическая сетка используется при устройстве коралей

и как подкладочный материал, синтетическая жилка — как материал для плетения арканов, перевязочных средств, различные ящики — пластиковая мебель (полки, стулья) — становятся элементами интерьеров жилищ, пластиковая и металлическая «тара» удовлетворяет спрос на разного рода емкости для хранения и транспортировки воды, продуктов и используется для изготовления накладок-украшений мужских поясов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Полевые материалы авторов (информанты) :

А. Ф. Баракулева, бывшая чумработница, 6-я бригада, с. Несь

Т. П. Ванюта, оленевод 3-го разряда, 7-я бригада

А. П. Латышев, председатель СХПК «Ненецкая община "Канин"»

Б. А. Латышев, оленевод 5-го разряда, 11-я бригада

И. П. Латышев, бригадир, 5-я бригада

Ф. И. Латышев, бывший оленевод, 5-я бригада, с. Несь

А. А. Латышева, оленевод 3-го разряда, 5-я бригада

О. А. Латышева, бывшая чумработница, 5-я бригада, с. Несь

Е. П. Нюрова, оленевод 3-го разряда, 8-я бригада

З. П. Нюрова, оленевод 3-го разряда, 11-я бригада

Борисов А. А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. СПб.: Изд. А. Ф, Девриена, 1907. 106 с.

Васильев В. И., Гейденрейх Л. Тундра Канинская. М.: Мысль, 1977. 224 с. ВербовГ. Д. Оленеводство у ненцев // Ненецкое оленеводство: география, этнография, лингвистика. СПб.: МАЭ РАН, 2018. 184 с. (Серия «Кунсткамера — Архив». Т. VIII).

Головнёв А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск: НГУ, 1993. 204 с.

Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 344 с.

Головнёв А. В. Ненцы: оленеводы и охотники // Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск: СО РАН, 1997. С. 80-90.

Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6-24. Головнёв А. В. Перевод кочевников на оседлость: ревизия идеи // Terra Eurasica. К 60-летию академика Б. В. Базарова. Иркутск: Оттиск, 2020. С. 134-151.

Головнёв А. В., Лёзова С. В., Абрамов И. В., Белоруссова С. Ю., Бабенкова Н. А. Экспертиза на Ямале: ненцие кочевья и газовые месторождения. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2014. 232 с.

Головнёв А. В., Куканов Д. А., Перевалова Е. В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018. 352 с.

Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Абрамов И. В., Куканов Д. А., Рогова А. С., Усенюк С. Г. Кочевники Арктики: текстово-визуальные миниатюры. Екатеринбург: Альфа-Принт, 2015. 132 с.

Едемский М. Б. Самоеды и оленеводство в Кулойском крае Архангельского округа (Из дорожных заметок 1927 г.) // Известия Русского географического общества. Л., 1930. Т. LXII. Вып. 1. С. 33-36.

Житков Б. М. По Канинской тундре. Описание поездки на Мезенское побережье и через полуостров Канин, сделанной летом 1902 года по поручению Императорского Русского географического общества // Записки РГО. СПб., 1904. № 1. 124 с.

Журавский А. Из быта и культа Архангельских самоедов // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1909. № 14-15.

Иславин В. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб.: тип. Мин-ва гос. имущества, 1847. 142 с.

Керцелли С. Архангельские тундры // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1910. № 23. С. 1-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квашнин Ю. Н. Балок и палатка — новые жилища на окраинах ненецкой ойкумены // Урало-алтайские исследования. 2021. № 4 (43). С. 35-48.

Клоков К. Оленеводство в России // Арктический совет. 2000-2002: Устойчивое оленеводство. [2007]. С. 23-74.

Клоков К. Б. Основные группы населения и типы природопользования на севере Архангельской губернии и автономной области Коми в 1920-е годы // Приполярная перепись 1926-27 на Европейском Севере. Архангельская губерния и автономная область Коми. СПб.: МПСС, 2010. С. 216-236.

Киселев С. Б. Кочевое оленеводство полуострова Канин и его трансформации (первая треть XX в. — первая четверть XXI в.) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. № 2 (57). С. 169-179.

Лепехин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства. Ч. IV: Путешествия академика Ивана Лепехина в 1772 году. СПб.: Имп. Акад. наук, 1805. 458 с.

Перевалова Е. В., Куканов Д. А. Нарта: старые технологии и новые материалы (Ямал, Кольский полуостров, Чукотка) // Кунсткамера. 2019. № 3 (5). С. 2-13.

Савельев А. С. Полуостров Канин // Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1849. Ч. XXVII. Кн. 9 (Отдельный оттиск). С. 1-18.

Сапрыгин Н., СинельниковМ. Самоеды Канинской и Тиманской тундр (По материалам переписи 1925 г.) // Северное хозяйство. 1926. № 2-3. С. 60-79.

Семенов И. В. Этноистория оленеводов полуострова Канин от Приполярной переписи до наших дней // Приполярная перепись 1926/27 гг. на Европейском Севере (Архангельская губерния и автономная область Коми). СПб., 2010. С. 284-301.

Хомич Л. В. Ненцы: Историко-этнографические очерки. М.; Л.: Наука, 1966. 327 с.

Хрущев С. А., Клоков К. Б. Ненецкое оленеводство: подходы к разработке устойчивого развития. СПб., 1998. 47 с.

Шренк А. Путешествие к северо-востоку европейской России через тундры самоедов к северным Уральским горам, предпринятое по высочайшему повелению в 1837 году. СПб,: тип. Г. Трусова, 1855. 665 с.

Якобий. Поездка в Канинскую тундру летом 1890 года // Труды Общества Естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. Т. XXIII. Вып. 1.

REFERENCES

Vasil'yev V. I., Heidenreich L. Tundra Kaninskaya [Kaninskaya tundra]. Moscow: Mysl' Publ., 1977. (In Russian).

Verbov G. D. [Reindeer husbandry among the Nenets]. Nenetskoye olenevodstvo: geo-grafiya, etnografiya, lingvistika [Nenets reindeer husbandry: geography, ethnography, linguistics]. Ed. by D. V. Arzyutov, M. D. Lyublinskaya. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2018. (Series "Kunstkamera — Archives". T. 8). (In Russian).

Golovnev A. V. Istoricheskaya tipologiya khozyaystva narodov Severo-Zapadnoy Sibiri [Historical typology of the economy of the peoples of North-Western Siberia]. Novosibirsk: NSU Publ., 1993. (In Russian).

Golovnev A. V. [On the history of Nenets reindeer husbandry]. Kul 'turnye i khoziaistvennye traditsii narodov Zapadnoi Sibiri [Cultural and economic traditions of the peoples of Western Siberia]. Novosibirsk: NGPI Publ., 1989, pp. 94-108. (In Russian).

Golovnev A. V. [New Ethnography of the North]. Etnografia, 2021, no. 1 (11), pp. 6-24.

Golovnev A. V. Kochevniki tundry: nentsy i ikh fol'klor [Nomads of the tundra: Nenets and their folklore]. Ekaterinburg: UrO RAS Publ., 2004. (In Russian).

Golovnev A. V. [Nenets: reindeer herders and hunters]. Narody Sibiri: prava i vozmozhnosti [Peoples of Siberia: rights and opportunities]. Novosibirsk: SO RAS Publ., 1997, pp. 80-90. (In Russian).

Golovnev A. V. [Transfer of nomads to settled life: a revision of the idea]. Terra Eurasica. K 60-letiyu akademika B. V. Bazarova [Terra Eurasica. To the 60th anniversary of Academician B. V. Bazarov]. Irkutsk: Ottisk Publ., 2020, pp. 134-151. (In Russian).

Golovnev A. V, Garin N. P., Kukanov D. A. Olenevody Yamala (materialy kAtlasu kochevykh tekhnologiy) [Reindeer herders of Yamal (materials for the Atlas of Nomadic Technologies)]. Ekaterinburg: URO RAS Publ., 2016. (In Russian).

Golovnev A. V., Kukanov D. A., Perevalova E. V. Arktika: atlas kochevykh tekhnologii [Arctic: Atlas of Nomadic Technologies]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2018. (In Russian).

Golovnev A. V., Lezova S. V., Abramov I. V., Belorussova S. Yu., Babenkova N. A. Etnoekspertiza na Yamale: nenetskie kochevya i gazovye mestorozhdeniya [Ethnoexpertise on Yamal: Nenets routs and gas fields]. Ekaterinburg: AMB Publ., 2014. (In Russian).

Golovnev A. V., Perevalova E. V., Abramov I. V., Kukanov D. A., Rogova A. S., Usenyuk S. G. Kochevniki Arktiki: tekstovo-vizual'nyye miniatyury [Nomads of the Arctic: text-visual miniatures]. Ekaterinburg: Alfa-Print Publ., 2015. (In Russian).

Kvashnin Yu. N. [Beam and tent — new dwellings on the outskirts of the Nenets oikumene]. Uralo-altayskiye issledovaniya [Ural-Altai Studies], 2021, no. 4 (43), pp. 35-48. (In Russian).

Klokov K. B. [Main population groups and types of environmental management in the north of the Arkhangelsk province and the Komi Autonomous Region in the 1920s]. Pripolyarnaya perepis' 1926-27 na Yevropeyskom Severe. Arkhangel'skaya guberniya i avtonomnaya oblast' Komi [Subpolar census of 1926-27 in the European North. Arkhangelsk province and autonomous region of Komi]. St. Petersburg: MPSS Publ., 2010, pp. 216-236. (In Russian).

Klokov K. B. Olenevodcheskoye khozyaystvo korennykh narodov Severa Rossii: informat-sionno-analiticheskiy obzor [Reindeer husbandry of the indigenous peoples of the Russian North: information and analytical review]. St. Petersburg: VVM Publ., 2004, vol. 1. (In Russian).

Kiselev S. B. [Nomadic reindeer herding of the Kanin Nenets: what has changed in 80 years? Comparative analysis of the farming systems of reindeer herders on the Kanin Peninsula in the 1920s and 2000s]. Pripolyarnaya perepis' 1926/27 godov na Yevropeyskom Severe (Arkhangel'skaya guberniya i avtonomnaya oblast'Komi) [Subpolar census of 1926/27 in the European North (Arkhangelsk Governorate and Autonomous Region of Komi)]. Ed. by K. B. Klokov, D. P. Zayker. St. Petersburg, 2010, pp. 301-317. (In Russian).

Kiselev S. B. [Nomadic reindeer husbandry of the Kanin Peninsula and its transformations (First third of the 20th century. First quarter of the 21st century)]. Vestnikarkheologii, antro-pologii i etnografii [Bulletin of Archeology, Anthropology and Ethnography], 2022, no. 2 (57), pp. 169-179. (In Russian).

Perevalova E. V., Kukanov D. A. [Narta: Old Technologies and New Materials (Yamal, Kola Peninsula, Chukotka)]. Kunstkamera, 2019, no. 3 (5), pp. 106-118. (In Russian).

Saprygin N., Sinel'nikov M. [Samoyeds of the Kanin and Timan tundras (Based on materials from the 1925 census)]. Severnoye khozyaystvo [Northern Economy], 1926, no. 2-3, pp. 60-79. (In Russian).

Semenov I. V. [Ethnohistory of reindeer herders of the Kanin Peninsula from the Subpolar Census to the present day]. Pripolyarnaya perepis' 1926/27 godov na Yevropeyskom Severe (Arkhangel'skaya guberniya i avtonomnaya oblast'Komi) [Subpolar census of 1926/27 in the European North (Arkhangelsk Governorate and Autonomous Region of Komi)]. Ed. by K. B. Klokov, D. P. Zayker. St. Petersburg, 2010, pp. 284-301. (In Russian).

Khomich L. V. Nentsy: Istoriko-etnograficheskiye ocherki [Nenets: Historical and ethnographic essays]. Moscow; St. Petersburg: Nauka Publ., 1966. (In Russian).

Khrushchev S. A., Klokov K. B. Nenetskoye olenevodstvo: podkhody k razrabotke ustoy-chivogo razvitiya [Nenets reindeer husbandry: approaches to the development of sustainable development]. St. Petersburg, 1998. (In Russian).

Submitted: 07.08.2023 Accepted: 10.09.2023 Article published: 30.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.