Каменная архитектура Каргополья середины XVIII века*
Л.К. Масиель Санчес
Важное направление новейшей науки о русской архитектуре - исследования региональных школ. Их развитие относится ко второй половине XVП-XVШ веку и иллюстрирует разные варианты трансформации архитектурных форм от узорочья через нарышкинский стиль и барокко к классицизму.
Одной из малоизученных региональных традиций является каргопольская каменная архитектура, представленная исключительно церковными постройками. Каргополь - старинный город Русского Севера, нынешний районный центр Архангельской области. На протяжении своей истории он долгое время и в административном (до 1781 года), и в церковном (до 1828 года) отношении подчинялся Великому Новгороду. Каргополье знаменито старинными селениями и деревянными храмами исключительной сохранности, и именно этой части наследия уделялось большое внимание в историографии [6]. Широко известны и роскошные каменные храмы конца XVII века [7], а вот более скромная архитектура века XVIII, несмотря на своеобразие и неплохую сохранность, осталась не только практически неизученной, но и во многом неизвестной [5, 13]. Данная статья является продолжением исследования местной каменной архитектуры начала XVIII века [12] и посвящена памятникам 1730-1740-х годов - периоду расцвета каргопольского каменного зодчества.
Небывалый расцвет архитектуры по всей России на рубеже XVII-XVШ веков был прерван запретом на каменное строительство вне Петербурга (с 1715 по 1728-1729 годы), позволившим сосредоточить все силы на возведении новой столицы. В Каргополе строительство в то время не было интенсивным: всего по три каменных храма было построено в последней трети XVII и первой трети XVIII века. Первые три - Рождества Богородицы (1678-1682), Благовещения (1692-1723) [16. С.52] и Воскресения (конец XVII века - около 1710 года) [14. С. 57; 16. С. 55) - отличались роскошным резным убранством, а два последних еще и внушительными размерами. Возведенные позднее храмы - в монастырях Спасо-Преображенском (1707-1717, не сохранился), Алек-сандро-Ошевенском (1707-1734, руины) и Успенском (после 1715-1730 годов, не сохранился) - были скромными зданиями невысокого строительного качества. Качественный и ко-
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант 2007-2008. № 07-04-00146а.
личественный расцвет наступает в 1730-1740-х годах, когда строятся сразу семь каменных храмов, некоторые отличаются внушительными размерами и оригинальной архитектурой.
Первым таким храмом была церковь Входа в Иерусалим, освященная в 1731 году [3. Л. 40]. Она не дошла до нашего времени, но ее облик был реконструирован Г. В. Алферовой [5. С. 51) (рис. 1). Храм был построен на Новой торговой площади в качестве теплого храма Предтеченского прихода и не имел деревянного предшественника, что было необычным.
Внизу двухэтажного здания храма располагались престолы Входа в Иерусалим, Знамения (южный) и Св. Екатерины (северный), а вверху — Собора двенадцати апостолов. Снаружи храм выглядел как обычный одноэтажный бесстолпный с увенчанным пятиглавием четвериком и трапезной. Стены трехсветного четверика не были разделены на ярусы, три полуциркульные апсиды имелись только в нижнем этаже: престол верхнего храма располагался в четверике. Единственное, что выдавало двухэтажность, - дополнительный более узкий этаж над трапезной, выглядевший несколько громоздко рядом с относительно невысоким четвериком. Как правило, двухэтажные трапезные имели только храмы «кораблем», которые начали в то время широко распространяться в северных регионах России. В них горизонтальному акценту трапезной противопоставлялись вертикали колокольни и высокого четверика с крутым сводом. При этом второй этаж
Рис. 1. Каргополь. Церковь Входа в Иерусалим (1731). Рис. Г. В. Алферовой [5. С. 51]
трапезной почти всегда имел ту же ширину, что и нижний; среди редчайших исключений — Успенский собор в Далма-тове (1707-1720, Курганская область) до его перестройки в 1769 году и Преображенская церковь в Смольневе (1736, Владимирская область). Разумеется, влияний здесь быть не могло: маловероятно, чтобы упомянутые здания были известны каргопольским строителям. В случае Каргополя речь, по-видимому, идет о попытке строителей разместить в теплой церкви сразу четыре престола. Причины этого нам неизвестны, но само количество престолов не должно удивлять, ибо традиция устройства большого их числа прослеживается в Каргополе с XVII века. Примечательно, что в последующих храмах Каргополья двухэтажные трапезные не строились.
Рисунок не дает нам информации о декоре храма, но можно предположить, что он был практически его лишен, подобно храмам начала XVIII века и более поздним 1730-х годов. Объемно-пространственное решение и композиция фасадов в целом следуют традиции посадских храмов третьей четверти XVII века. Единственная форма, отражающая новые веяния, - часто встречающиеся в храмах нарышкинского стиля восьмигранные окна верхнего света. Здесь эта форма должна была быть позаимствована из архитектуры Центральной России, поскольку ни в одном памятнике относительно близких к Каргополю земель — Русского Севера, Вологды, Новгорода - она в это время не встречается.
Три построенных в последующие годы теплых храма можно рассматривать как различные варианты упрощения Входо-иерусалимской церкви и, соответственно, приближения к стандартному типу четверикового храма с трапезной по оси.
Первым из них, в 1733 году [3. Л. 49-49 об.], был построен одноэтажный теплый храм Всемилостивого Спаса при каменной Воскресенской церкви. Он не сохранился и известен по фотографии (рис. 2). Это был пятиглавый храм с тремя полуциркульными апсидами с престолами Спаса Не-
рукотворного, Андрея Первозванного (в южной апсиде) и Иоанна Златоуста (в северной). Четверик был двусветным, причем в верхнем ярусе окна были заложены (или изначально изображены прямоугольными нишами), и лишь в центральных пряслах располагались небольшие круглые окна, возможно восходящие к нарышкинским образцам. Четверик имел деревянную кровлю, о чем можно судить по описанию в метрике 1887 года [1. Л. 3 об.]. Судя по ширине барабанов, все главы были глухими, боковые - широко расставлены. Храм украшали лишь плоские лопатки и, возможно, тонкие рамочные наличники. О внутреннем устройстве храма ничего не известно. Г.В.Алферова отмечает, что трапезная изначально была перекрыта деревянной бочкой [5. С. 73], что представляется уникальным для каменного храма и могло возникнуть под влиянием деревянной архитектуры. Впрочем, в последней бочкой перекрывалась не сама трапезная, а прируб, включенный в ее структуру. Обычно такой прируб идентичен по размеру и облику алтарному и уравновешивал его в двух- или четырехчастной (крестообразной) композиции (например, в Преображенской церкви в Чекуеве, в среднем течении Онеги, 1687, не сохранился). Длинные трапезные, подобные трапезной храма Всемилостивого Спаса, в деревянном зодчестве, насколько мне известно, бочкой не перекрывались.
В 1733-1741 годах [16. С. 52] на средства купца Стефана Лыткина был построен теплый Никольский храм при каменной Благовещенской церкви на Старой торговой площади, сохранившийся до нашего времени [рис. 3, 4]. Известны три престола храма — Никольский, Апостола Матфея (южный) и Аверкия Иерапольского (северный), — однако, по некоторым сведениям, он имел одно время четыре, причем четвертый мог располагаться на втором этаже, как в церкви Входа в Иерусалим. Храм состоит из четверика и примыкающих к нему трех полуциркульных апсид и трапезной. Четверик двусветный двухэтажный, нижний этаж перекрыт поперечным коробовым сводом, апсиды и примыкающие к ним пространства на глубину восточного прясла — продольными коробовыми сводами. Как перекрыт верхний этаж - неясно: для осмотра он недоступен, в паспорте о
Рис. 2. Каргополь. Церкви Воскресенская (конец XVII века около 1710 года) и Всемилостивого Спаса (1733). Фото начала ХХ века [1]
Рис. 3. Каргополь. Никольская церковь. План по Г.В. Алферовой [5. С. 61]
его перекрытии тоже ничего не сказано [4]. Можно предположить деревянное перекрытие, как в сходном по типу одноименном храме в Тихманьге (см. ниже). Первоначально четверик имел пять глухих глав, из которых сохранилась только центральная. Трапезная имеет деревянные перекрытия трапезной. Сейчас в ней находятся два столба, возможно поздних. Алферова также упоминает два столба в трапезной и считает их первоначальными, сделанными под влиянием двустолпных деревянных трапезных [5. С. 61]. Стены и своды храма выложены из кирпича, снаружи все облицовано грубо отесанным белым камнем. Декор храма исключительно лаконичен. Четверик разделен плоскими лопатками на три прясла, трапезная — на два (по два окна),
межэтажных членений нет. Окна нижнего яруса (четверик и трапезная) с лучковыми завершениями лишены наличников, прямоугольные верхние имеют обводку-уступ. Под крышей проходит фриз из поребрика и ромбовидных подвесок. В целом храм напоминает по формам предыдущий.
Похожие формы имеет Никольская церковь в селе Тих-маньга (деревня Философская) к югу от Каргополя (рис. 5). Однопрестольный теплый кирпичный храм при деревянном Благовещенском был построен в 1744 году и стал одним из двух первых сельских каменных храмов Каргополья. Основной объем храма — четверик, перекрытый деревянной кровлей с пятью глухими главами (уцелела только центральная). Сохранившаяся кровля относится к периоду
Рис. 4. Каргополь. Церкви Никольская (1733-1741) и Благовещенская (1692-1723). Фото автора, 2007
Рис. 5. Тихманьга. Никольская церковь. Фото автора, 2007
после пожара 1908 года, когда сгорели все деревянные элементы храма [15. С. 445]. Храм имеет лишь одну обширную полуциркульную апсиду и удлиненную трапезную. Четверик разбит плоскими лопатками на два прясла, трапезная - на три. Окна трапезной и нижние в четверике лучковые,верхние — маленькие, по форме близкие к квадрату. Плоскости стен четверика завершены двумя тонкими лентами фризом с «пилой» и ромбами, апсиды - ромбами. В целом храм имеет сходную с одноименным каргопольским храмом архитектуру, позволяющую утверждать не только то, что он является уменьшенной его копией, но и построен теми же мастерами.
Еще три храма, построенных в рассматриваемый период, более оригинальны по своей архитектуре.
Весьма своеобразна Вознесенская церковь бывшего Святодухова монастыря, упраздненного еще в 1680 году. В 1731 году было подано прошение о замене ветхих деревянных церквей Вознесения и Покрова каменной церковью [3. Л. 38-38 об.]. К 1734-му были построены каменные трапезная и два придела (южный Покрова и северный Сретения), к 1741-
му - сам храм с престолом Вознесения. В 1750 году он стоял неосвященным [2. Л. 309] (рис. 6); ряд источников датирует его 1751 годом [16. С. 54], который, возможно, и был годом освящения. Все приведенные данные противоречат предположениям о том, что основной объем каменного храма был построен только после 1751 года, и ставят под вопрос сам факт длительного сосуществования каменных трапезной и приделов с деревянным основным объемом [5. С. 76]. Небольшое здание построено из плохо обработанного белого камня. Трапезная утрачена, в обезображенном виде сохранились основной объем и фланкирующие его с запада приделы, все - с полуциркульными апсидами (рис. 7). Композиция с двумя симметричными приделами уже была использована в Каргополе: в первом каменном храме Рождества Богородицы (1678-1682). Односветный четверик и северный придел перекрыты лотковыми сводами, южный - коробовым. Примечательно, что свод четверика был оформлен стуковым декором, имитирующим 12-частные подвесные потолки деревянных храмов - «небеса» [5. С. 76]. Декор крайне лаконичен
Рис. 6. Каргополь. Вознесенская церковь (около 1734-1751). Фото начала ХХ века [1]
Рис. 8. Троица. Троицкая церковь (1744). Фото автора, 2007
Рис. 7. Каргополь. Вознесенская церковь. План по Г. В. Алферовой [5. С. 76]
Рис. 9. Троица. Троицкая церковь. План по Г. В. Алферовой [5., С.162]
и сводится к тонким лентам бегунцовых и поребриковых фризов. Все это позволяет говорить о работе упомянутой выше артели мастеров.
Уникален по архитектуре Троицкий храм погоста Троица (деревня Семеновская) - один из двух первых каменных сельских храмов Каргополья (освящен в 1744 году). К сожалению, храм дошел до нашего времени в руинах (рис. 8). Построен он из местного грубо обработанного белого камня, в некоторых местах, в основном в кладке верхних частей стен и сводов, использован кирпич. Двустолпный четверик храма слегка вытянут по поперечной оси. Квадратные в сечении, относительно тонкие столбы разделяют пространство храма на шесть равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Храм имел пять глухих глав; основания боковых, стоявших над углами четверика, сохранились. С востока к основному объему храма примыкал равный ему по ширине невысокий алтарь с тремя полукружиями апсид, в котором располагались три престола — Троицы, Ильи Пророка (вероятно, левый) и Алексия Человека Божьего. С запада к основному объему храма примыкал невысокий притвор, от которого уцелели нижние части. Главный вход в храм располагался по центру западной стены притвора, еще один был устроен в северной стене, против северного столба. Храм двусветный, все окна с полуциркульным завершением, некоторые нижние заключены в простые прямоугольные ниши, верхние, фланкированные «колонками» из полочек и двойных бусин, - в прямоугольные ниши с несколькими уступами. Стены четверика фланкированы лопатками. Архитектура храма подражает Преображенско-
му собору Соловецкого монастыря (1558-1566), двустолпный интерьер которого воспроизведен в Троицкой церкви «в значительно меньшем масштабе» [5. С. 159] (рис. 9). Сходство подчеркивают небольшие щипцы у основания барабанов и суровые поверхности стен с почти лишенными украшений оконными проемами [13. С. 66]. В целом, храм продолжает традицию копирования почитаемого соловецкого образца, заложенную на Каргополье строителями расположенного неподалеку (менее 15 км) Ошевенского храма. Не исключено, что кто-то из заканчивавших строительство последнего в 1730-е годы мастеров участвовал потом в работах на погосте Троица: об этом говорят одинаковая смешанная кладка из белого камня и кирпича и сходство декора (прямоугольные ниши и «колонки» из полочек и двойных бусин). При этом в
Рис. 11. Каргополь. Предтеченская церковь. План по Г.В.Алферовой [5. С. 45]
Рис. 10. Каргополь. Предтеченская церковь (1751). Фото автора, 2007
своем грубоватом лаконизме Троицкий храм обнаруживает стилистическую близость и с описанными выше постройками Каргополя 1730-х - начала 1740-х годов [13. С. 64].
Самым поздним, большим и лучшим по архитектуре храмом Каргополья тех лет является храм Рождества Иоанна Предтечи (1751; возможно, строился с 1740 года [9. С. 34]; есть также датировка 1757 годом [17. С. 87]). Холодный каменный храм был построен на месте деревянного на Новой торговой площади, рядом с теплой Входоиерусалимской церковью.
Одноэтажный, трехсветный храм представляет собой монументальный кубический объем, увенчанный пятью крупными главами (центральная - световая) с высокими завершениями украинского типа. С востока к нему примыкают три апсиды, с запада - невысокий, но довольно глубокий притвор под двускатной кровлей, напоминающий небольшую трапезную (рис. 10). Весьма эффектно решение интерьера, в котором своды опираются на два относительно тонких столпа (рис. 11, 12) Мощные арки, перекинутые от столбов к западной и восточной стенам, задают пространству продольный акцент, подчеркнутый продольно ориентированными цилиндрическими сводами примыкающих к стенам ячеек всех трех нефов. Оставшиеся боковые ячейки между столбами и боковыми стенами имеют крестовые своды. Неширокий световой барабан опирается через паруса на стенки между продольными арками и небольшие дополнительные поперечные арочки.
Каргопольский храм представляет собой нечастый для XVIII века образец двустолпного храма и еще более редкий пример «истинного» двустолпия (В.П.Выголов называет расположение центрального барабана по оси столбов «истинным» двустолпием, а сдвиг к востоку с опорой также и на восточную стену храма - «ложным» [8. С. 82-83]). Вряд ли стоит видеть в каргопольском двустолпном храме влияние других, относительно современных двустолпных построек: это были провинциальные здания, не имевшие какого-либо авторитета, чтобы служить образцами, да и находившиеся достаточно далеко. Ближайшими по времени и месту были поволжские соборы Входоиерусалимский в Юрьевце
Рис. 12. Каргополь. Предтеченская церковь. Интерьер. Фото автора, 2007
(1733), Троицы в Пошехонье (1717) и Казанский в Нерехте (1709-1713). Можно предположить влияние композиции двустолпного соловецкого собора, однако, как известно, его копирование шло на Каргополье иными путями. Поэтому более обоснованным кажется предположение о подражании внутреннему пространству крупнейших церквей Каргополя -Благовещенской (1692-1723) и Воскресенской (конец XVII века - около 1710 года). Храмы эти были четырехстолпными, однако иконостас располагался в них перед восточными столбами, то есть открытое взору пространство было двустолпным. Решение Предтеченского храма сохраняет эту особенность интерьера, как бы экономя на обширных объемах алтаря за восточными столбами (рис. 13).
Решение алтарной части является еще одной оригинальной чертой Предтеченского храма. Апсиды полуциркульные, их вимы объединены в единый объем, завершающийся тремя параллельными каменными бочками, сделанными по образцу завершений апсид деревянных храмов [5. С. 46-47]. Композиции с тремя примыкающими друг к другу апсидами в деревянном зодчестве очень редки. Апсиды могли перекрываться огромной трехлопастной бочкой, известной только в храмах в нижнем течении Онеги [6. С. 84] - Владимирском в Подпорожье (деревня Наумовская, 1757) и Преображенском в Турчасове (деревня Посад, 1786). Похожий облик имело перекрытие двухапсидных алтарей в том же районе и не дошедших до нашего времени церквей Входа в Иерусалим в Верхней Мудьюге (деревня Верховье, 1754) и Ильи Пророка в Вазёнцах (деревня Пуминовская, 1786), где третья бочка возводилась над двумя нижними, соединяя их в единую трехлопастную композицию [6. С. 84]. Отмечу, что все интенсивные и уникальные искания в области композиций с тремя бочками в деревянных церквах относятся исключительно к периоду 1757-1786 годов и начинаются сразу после возведения в ближайшем городе монументального каменного храма, где впервые в каменном зодчестве была использована сходная форма. Вполне вероятно, что инновационные апсиды Предтеченской церкви
Рис. 13. Каргополь. Благовещенская церковь. Интерьер. Фото автора, 2007
подтолкнули местных мастеров деревянного дела к новым экспериментам.
В отличие от ярких композиционных особенностей, стиль храма не выделяется среди других построек Каргополя 17301740-х годов. Здание возведено с использованием кирпича и белого камня. Окна двух нижних ярусов прямоугольные с лучковым завершением, в верхнем они восьмигранные, все имеют лишь скромные уступчатые обводки. Стены завершены тонкими лентами фризов (квадраты, ромбы, пила, городок). Таким образом, храм можно приписать тем же мастерам, что строили все остальные храмы города того времени, и с осторожностью предположить общую его ориентацию на образ стоящего напротив городского собора.
После возведения Предтеченской церкви в каменном строительстве на Каргополье наступает долгое затишье - возможно, вплоть до 1790 года. У нас есть точные данные об окончании строительства и освящении лишь одного храма. Несмотря на то что он был освящен в 1770 году, его архитектура близка к памятникам 1730-1740-х годов. Речь идет о не сохранившемся до нашего времени большом двупрестольном Никольском храме в селе Бережная Дуброва на реке Онеге (рис. 14), где до сих пор стоит знаменитая девятиглавая деревянная церковь Рождества Богородицы (1678). Каменный храм строился как летний и своим обликом напоминал столпные постройки, хотя сам, судя по тому, что все его главы стояли на деревянных глухих барабанах, столбов не имел. Его монументальный кубический объем был разделен на три прясла плоскими лопатками, стены завершались тонкими фризами бегунца и городка. В отличие от храма Иоанна Предтечи, он имел несколько небольших окон, в том числе характерную для многих храмов города пару окон над западным входом. Храм в Бережной Дуброве выглядел настолько старомодным, что исследователи сопоставляли его с храмами 1690-х годов [7. С. 53-54] и допускали возможность постройки в первой четверти XVIII века [10. С. 86] или даже в XVI-XVII веках [9. С. 107]. Стилистическое сходство позволяет предположить, что он мог быть построен в 1750-е годы группой мастеров, работавших до этого в церкви Иоанна
Рис. 14. Бережная Дуброва. Никольская церковь (1770). Фото начала ХХ века [5. С. 161]
Предтечи. Известно, что после смерти главного ктитора он достраивался весьма долго [11. С. 149], что и объясняет позднюю дату освящения (1770).
Итак, за 1730-1740-е годы на Каргополье было сооружено каменных храмов примерно столько, сколько за предыдущие полвека. Строительная техника (грубо обработанный белый камень в сочетании с кирпичом) оставалась той же. Мастера поначалу возводили приземистые постройки с толстыми стенами и лишь в 1740-е годы перешли на более высокий уровень, о чем свидетельствует эффектная двустолпная конструкция Предтеченской церкви. Образ храма также не менялся, оставаясь подчеркнуто монументальным и лаконичным. Наличники не использовались, декор сводился к едва заметным фризам под кровлями. Никаких принципиально новых деталей не появлялось. Таким образом, есть все основания видеть здесь продолжение работы местной артели и, следовательно, говорить о развитии каргопольской архитектурной школы. Она была лишена контактов с соседними школами каменного зодчества - в первую очередь, в силу физической удаленности от Новгорода, Архангельска и Вологды. Заказчиками выступали местное духовенство и горожане, что обусловило ориентацию лишь на местные и региональные (Соловки) образцы. Примечательно, что типология храмов была достаточно разнообразной: одно- и двухэтажные, столпные и бесстолпные, с трапезными и приделами и без оных. Многие уникальные черты местных каменных храмов - покрытие апсид и трапезной бочками, деревянные кровли, имитация неба - возникли в силу необычного для каменного зодчества тесного взаимодействия с деревянным, объясняемого географической изолированностью местной каменной архитектуры.
Каргопольские храмы 1730-1740-х годов исключительно архаичны. Здесь встречаются почти вышедшие из употребления столпные композиции, полуциркульные апсиды, пятиглавие. Соответственно, нет здесь ни ярусных композиций, ни восьмериков, ни граненых алтарей, столь типичных для архитектуры нарышкинского стиля и петровского барокко, процветавшей в то время в других регионах России. Весь скромный набор декоративных деталей также допетровский, и лишь восьмигранные окна (широко распространившиеся еще в 1690-е годы!) говорят о нарышкинском влиянии.
Не стоит недооценивать каргопольскую архитектуру, несмотря на весь ее беспрецедентный для региональных школ середины XVIII века консерватизм: именно благодаря своей изоляции она породила целый ряд своеобразных и выразительных построек.
Литература
1. АИИМК (Архив Института истории материальной культуры, СПб.). Ф. Р-Ш. Д. 4192.
2. ГОУ «ГАНО» (Государственное областное учреждение «Государственный архив Новгородской области», Великий Новгород). Ф. 480. Оп. 1. Д. 731.
3. ГОУ «ГАНО» (Государственное областное учреждение «Государственный архив Новгородской области», Великий Новгород). Ф. 480. Оп. 1. Д. 774.
4. Паспорт объекта культурного наследия «Церковь святителя Николая, г. Каргополь» // http://kuLturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2910037002.
5. Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1973.
6. Бодэ А.Б. Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья. М., 2005.
7. Вдовиченко М.В. Архитектура северных соборов XVII в. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. Вып. 7. М., 2006. С. 27-62.
8. Выголов В.П. Архитектура Благовещенского собора в Сольвычегодске // Архив архитектуры. Вып. 1. М., 1992. С. 77-101.
9. Гунн Г.П. Каргополье - Онега. М., 1989.
10. Кудряшов Е.В. О каргопольской архитектурной школе XVII - XVIII вв. // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 19. Л. 1985. С. 85-94.
11. Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кено-зерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007.
12. Масиель СанчесЛ. К. Каменная архитектура Каргопо-лья начала XVIII века // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 1. С. 41-48.
13. Масиель Санчес Л. К. Троицкий погост на Онеге и его архитектурный контекст // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. Вып. 8. М., 2010. С. 59-79.
14. Старицын А.Н. Каргопольские городские приходы в XVII в. // Уездные города России. Каргополь, 2009. С. 55-66.
15. Тормосова Н.И. Каргополье. История исчезнувших волостей. Каргополь, 2011.
16. Уткин Н.Н. Церковно-архитектурная топография Каргополя XVIII-сер. XIX в. // Христианство и Север. М., 2002. С. 50-59.
17. ШайжинН.С. Сведения о церквах Олонецкой епархии, построенных ранее XIX в. // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского московского археологического общества. Т. 5. М., 1914. С. 83-96.
Literatura
1. AIIMK (Arhiv Instituta istorii materiaLhoj kuLtury, SPb.). F. R-III. D. 4192.
2. GOU «GANO» (Gosudarstvennoe obLastnoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj obLasty», VeLikij Novgorod). F. 480. Op. 1. D. 731.
3. GOU «GANO» (Gosudarstvennoe obLastnoe uchrezhdenie «Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj obLasti», VeLikij Novgorod). F. 480. Op. 1. D. 774.
4. Pasport objekta kuLturnogo nasLedijya «Tserkov svyatiteLya NikoLajya, g. KargopoL» // http://kuLturnoe-nasLedie.ru/ monuments.php?id=2910037002.
5. Alferova G.V. KargopoL i KargopoLje. M., 1973.
6. Bode A.B. Derevyannoe zodchestvo Russkogo Severa: Arhitekturnaya sokrovishchnitsa Poonezhjya. M., 2005.
7. Vdovichenko M.V. Arhitektura severnyh soborov XVII v. // Pamyatniki russkoj arhitektury i monumentalnogo iskusstva
XVI-XX vv. Vyp. 7. M., 2006. S. 27-62.
8. Vygolov V. P. Arhitektura Blagoveshchenskogo sobora v Solvychegodske // Arhiv arhitektury. Vyp. 1. M., 1992. S. 77-101.
9. Gunn G.P. Kargopolje - Onega. M., 1989.
10. Kudrashev E.V. 0 kargopolskoj arhitekturnoj shkole
XVII-XVIII vv. Problemy sinteza iskusstv i arhitektury. Vyp. 19. L., 1985. S. 85-94.
11. MakarovN.A. Cerkovnyje prihody i monastyri Kenozerjya i Srednego Poonezhjya. Arhangelsk, 2007.
12. MasielSanchesL.K. Kamennaya arhitektura Kargopoljya nachala XVIII veka // Academia. Arhtektura i stroitelstvo. 2015. № 1. S. 41-48.
13. Masiel Sanches L.K. Troitskij pogost na Onege i ego arhitekturnyj kontekst // Pamyatniki russkoj arhitektury i monumentalnogo iskusstva XVI-XX vv. Vyp. 8. M., 2010. S. 59-79.
14. Staritsyn A.N. Kargopolskie gorodskie prihody v XVII v. // Uezdnye goroda Rossii. Kargopol, 2009. S. 55-66.
15. Tormosova N.I. Kargopolje. Istoriya ischeznuvshih volostej. Kargopol, 2011.
16. Utkin N.N. Tserkovno-arhitekturnaya topografiya Kargopolya XVIII - ser. XIX v. // Hristianstvo i Sever. M., 2002. S. 50-59.
17. Shajzhin N.S. Svedeniya o tserkvah Olonetskoj eparhii, postroennyh ranee XIX v. // Drevnosti. Trudy komissii po sohraneniyu drevnih pamyatnikov Imperatorskogo moskovskogo arheologicheskogo obshchestva. T. 55. M., 1914. S. 83-96.
The Masonry Architecture of Kargopol in 18th Century.
By L.K. Masiel Sanches
The article deals with one of many regional architectural traditions of Russia. Seven churches were built in Kargopol in this period. The author argues that they follow the previous local architectural trends and two of them are of special architectural interest. Trinity church in Troitsa (1744), which is a transformed variant of Solovki monastery church and St. John Baptist Nativity church in Kargopol (1751), notable for a rare two-pillar construction and a unique 'cask'-vaulted altar. All the churches under consideration have a peculiar style, characterized by conservatism and occasional use of features typical of wooden buildings. The author concludes that the Kargopol architecture remains the most conservative of the mid-18th century regional schools in Russia.
Ключевые слова: Русский Север, Каргополь, Соловки, церковь, иконография, консервативный, региональный, архитектурная школа.
Key words: Russian North, Kargopol, Solovki, church, iconography, conservative, uzorochie, regional, architectural school.