ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
J
Герасимова Светлана Владимировна
руководитель ЦРИ (Леготека) Захарова Наталья Вячеславовна
учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва
V.
КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ
Л
г
Аннотация. Авторы статьи приводит сценарий интегрированного урока по предмету «окружающий мир» с использованием лего-конструирования. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий. Используются загадки, ролевые элементы (мальчик - светофор), кроссворд, лего-конструирование, разминки, работа в группах.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, интегрированный урок, лего-конструирование, окружающий мир.
Творчески подходя к реализации требований федеральных государственных стандартов, урок по предмету «окружающий мир» можно построить интересно, насыщенно, с элементами здоровьесберегающих технологий, если стимулировать активность детей на уроках, в частности, с помощью конструктора ЛЕГО [1,2].
Тема: «Какой бывает транспорт?» (интегрированный урок)
Цели:
Образования:
• познакомить с видами транспорта;
• формировать умение классифицировать виды транспорта;
• закрепить ранее полученные знания о правилах дорожного движения;
• дать сведения из истории светофора;
• формировать умение читать текст.
Развития:
• развивать логическое мышление, память, речь, наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
• укреплять здоровье детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Воспитания:
• воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города;
• воспитывать коммуникабельность и интерес к окружающему миру;
• воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мы желаем Вам сегодня добра.
Вы желаете нам сегодня добра.
Если Вам будет трудно, мы поможем.
Улыбнулись друг другу.
(а также улыбнулись и поздоровались с гостями, которые присутствуют у нас на уроке).
2. «Зарядка для ума». Отгадайте загадки.
1) Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)
2) Что за птица:
Песен не поёт,
Гчезда не вьёт,
Людей и груз везёт? (самолёт)
3) Спозаранку за окошком Стук и звон и кутерьма По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома? (трамвай)
4) Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей? (метро)
- Каким, словом можно объединить эти отгадки?
- Кто назовёт тему урока?
(Учитель на доске помещает табличку «ТРАНСПОРТ»)
- Для чего служит транспорт?
3. Новая тема.
- На какие группы можно разделить транспорт? ТРАНСПОРТ
(Учитель на доске помещает таблички видов транспорта)
Наземный - водный - воздушный - подземный Пассажирский - грузовой - специальный
4. Осмысление содержания.
- работа в группах.
- чтение по учебнику стр. 22 (1 абзац)
- смотри схемы в учебнике на стр. 22.
- сравните схемы в учебнике и на доске.
- что бы вы дополнили?
- какой еще бывает транспорт?
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
77
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
- специальный транспорт. Что это значит? чтение стр. 23 (1 абзац)
- группа учащихся выкладывает на плато номера телефонов экстренной службы.
- А ещё бывает личный и общественный транспорт. Объяснить.
- Назвать специальные машины.
- Какие номера телефонов набирают, чтобы их вызвать?
(01 - пожарная, 02 - полиция, 03 - скорая помощь, 04 - МЧС, газ) - учащиеся демонстрируют работы.
5. Загадка.
Не пчела, не шмель,
А жужжит.
Неподвижно крыло,
А летит. (самолёт)
6. Ф/минутка - проводит руководитель ЦРИ (Лего-тека)
Руки в стороны - в полёт Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре Полетел наш самолёт
Самолет совершил удачную посадку в сказочном королевстве принца «Легошки».
7. Работа в группах с конструктором «Лего».
(по предложенным детям схемам, в соответствии с заданиями, собираются модели)
1 группа - пассажирский транспорт
2 группа - грузовой транспорт
3 группа - специальный транспорт
4 группа - воздушный транспорт
5 группа - водный транспорт
6 группа - вызов спец. транспорта (его номера) Демонстрация моделей сборки с определением
вида транспорта
8. Работа в тетрадях. (стр. 42-43)
- наземный - зеленый цвет
- водный - синий цвет
- воздушный - красный цвет
- подземный - коричневый цвет
- отметьте буквами:
П - пассажирский транспорт Г - грузовой транспорт С - специальный транспорт
9. Ф/минутка (зрительная) - проводит учитель На самолёте мы летали (делали отдых)
А сейчас отдохнём в поезде.
Отправляемся в путь Учитель: Паровоз гудит:
Ду- ду- ду! Я иду, иду, иду!
Я вагончики везу.
Чу - чу - чу! Чу - чу - чу!
Далеко их укачу!
(дети представляют пейзаж за окном и называют предметы ассоциативно цветовым фигурам, представленным на доске: красный - КВАДРАТ, зеленый- ТРЕУГОЛЬНИК, синий - КРУГ, желтый - ПРЯМОУГОЛЬНИК)
10. Продолжение:
Сегодня у нас необычный урок и необычный гость. А кто это, узнаете из загадки.
Он имеет по три глаза По три с каждой стороны И хотя ещё ни разу Не смотрел он всеми сразу -Все глаза ему нужны.
Он стоит тут с давних пор И на всех глядит в упор.
Что же это? (светофор)
Ф/минутка для глаз: (Появляется мальчик - светофорчик) с разноцветными кругами: желтым, красным, зелёным и показывает их детям.
- А теперь, ребята, кто может по порядку указать правильно мои цвета у себя на платочке (красный, желтый, зеленый).
- А сейчас, покажите, правильно ли вы сделали? Давайте проверим мое задание.
(на доске мальчик выкладывает цвета по порядку и ему одевается шапочка - светофор).
11. Далее мальчик - светофорчик рассказывает о себе.
Я появился на улице в Англии более 130 лет назад. Сначала я имел всего два цвета: красный и зелёный. А менял мои цвета человек, который для этого специально стоял рядом. Это обычно очень неудобно мне. Спустя 50 лет на мне появился и желтый цвет.
- Ребята, а кто знает, почему меня так назвали? (светофор - греческое слово, состоящее из двух
частей: Свет и Форос -носитель, несущий) светофор - носитель света, или несущий свет
- Ребята, а вы знаете, что обозначает каждый мой цвет? Это мои братья родные.
12. Выступление детей.
1- й ученик. Красный свет нам говорит «Стой! Опасно! Пусть закрыт!»
2- й ученик: Жёлтый свет - предупреждение:
«Жди сигнала для движенья».
3- й ученик: Зеленый свет открыл дорогу: «Переходить ребята могут».
Все вместе: « Советы наши выполняй. И в беду не попадай!»
12. Беседа учителя.
Красный свет - сигнал тревоги, опасности.
- красная лампочка горит, если ремонт дороги;
- красные фонари горят позади каждой машины, когда она тормозит;
- на железнодорожном переезде сигналит красный огонёк;
- пожарная машина красного цвета;
- маяк посылает в море красный луч.
Красный цвет - самый заметный, издалека виден, его не спутаешь ни с каким другим.
13. Говорит светофор - мальчик.
- Устали, наверное, в дороге? Давайте отдохнем. На красный свет все хлопают,
На желтый - стоят молча,
На зеленый - бегут на месте.
78
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Тем, кто ошибся, я говорю:
«Есть сигналы светофора!
Подчиняйся им без спора!»
(Все дети садятся на места)
14. Руководитель ЦРИ «Леготека» проводит развивающую игру - путешествие.
- Водители и пешеходы всегда должны соблюдать правила дорожного движения, быть грамотными и внимательными на улицах города. Сейчас мы с вами поиграем, проверим ваше внимание, память, как
вы умеете ориентироваться. \1
Команда делится на две части: водители и штурманы. Водители совершают движение по квадратам Лего - плато, а штурманы рисуют алгоритм движения по соответствующему полю на планшетке. Движения выполняются в соответствии с командами учителя.
В итоге водители и штурманы должны оказаться на едином цветовом поле (результаты сверяются).
- Добрались до финиша. Молодцы!
15. Итог урока.
16. Домашнее задание. Отгадать кроссворд (по теме урока). Запись в дневниках.
17. Релакс-пауза (художественное творчество).
Что понравилось и запомнилось на уроке?
18. Заключение.
Что ж настал момент прощанья Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свидания!»
До счастливых новых встреч!
Вспомогательный материал к уроку
1. Модели транспорта из Легоконструктора:
2. Планшет к игре «Легопутешествие»
Алгоритм движения:
Положить перед собой плато и планшет так, чтобы первый ближайший к вам ряд состоял из прямоуголь-никовследующихцветов:белый,желтый, зеленый. Старт: белая клетка - левый нижний угол Выполняем алгоритм движения по моим командам: 2клеткивправо
1 клетка вверх 1 клетка влево 1 клетка вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз 2 клетки влево
Финиш: белая клетка - стартовая 3. Кроссворд (домашнее задание)
1) Спозаранку за окошком Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам.
Ходят красные дома.
2) Словно рубанок землю строгаю,
Делать дороги я помогаю,
Где новостройки - всюду вниманье,
Славной машине С трудным названьем.
3) Плывёт белый гусь -Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
4) Для этого камня еда -Бензин, масло и вода.
На лугу он не пасётся,
По дороге он несётся.
5) Что за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины, а питается бензином.
6) Я зашёл в зелёный дом,
Больше суток пробыл в нём, оказался этот дом В дальнем городе другом.
7) Летит птица - небылица А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
8) Я в любое время года И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй.
9) Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться За этой тараторкой.
Литература
Надеева М. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.14-18.
Тормахова Н. В. Лего-конструирование - предметно игровая среда развития и обучения ребенка // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.26-28.
1
3
4
5
6
7
8
9
2
Муниципал ьное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
79