УДК №253
КАК УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВРАЧЕЙ ВЛИЯЕТ НА ВНЕДРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ МОДЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
OB. Быстрой1, АЛ. Коробяйникова2, A. M Кочерпма1, А.Е Дяыкина', Т.П. Пгфовсхм1
1 Инновационная академия профессионального развития «ДОКСТАРКЛАБ», ул. Одесская, д. 27 Б, офис 3, помещение Xt-5, вн. тер. г. Ленинский муниципальный округ, г. Савасютоль..Российская Федерация. 2990.1.1:
* КОГКБУЗ «Центр кардиологии и неврология», ул. И. Попова, .41, г. Киров, Кировская область. Российская Федерация, 610002;
*.ЧУЭ Поликлиника ОВУМ. ул. Ноградская. д. 20. оф. 1,г. Кемерово. Кемерово<ая обл_ Российская Федерация 65QOQO
Инновационное развитие врача. 2024. №2. С.
nocTynmia 0 n«A»*U"«>: 20.Q3.2Q24; nociynuia noene nopafionoc 11.08.2024; npMHKUKneHam 12-Q9-2024
HOW THE EMOTIONAL INTELLIGENCE LEVEL OF PHYSICIANS INFLUENCES THE IMPLEMENTATION OF A PATIENT-CENTERED HEALTHCARE MODEL
Olga V. Byslrova1. Aura N. Korobeynlkova1, Anastaaiya M. Kodtargfeta1, Alexandra E. Demklna'.Tlrva P. PentwaKsya'
1 innovative Academy of Professional Development DOCSTARCLUB, Odessknya uL, 27 B, office 3, room XHj, Leninsky Municipal District, Sevastopol, Russian Federation, 299011;
* Cardiology and Neurology Center.! Popov li. 41. Klrav.Klrav Oblast Russian FedBraflon. 610002 ' OVUM Outpatient Clinic, Nogradskeya uL, 20, office 1, Kemerovo, Kemerovo Obtest Russian Federation, 650000;
Kghlghta
Physicians exhibit high levels of «motional exhaustion and anxiety, coupled with a low level of emotional hteUlgenca These characteristics c«m Worn the development of tre**ig piogwra tailored for healthcare professionals.
Rewlts. A total of .61 participants were Included In the study, comprising 91.8* women and &Z% men, vrtth a mean age of 4« (range: 31-S4 years). TI» reapwidents represented 25 different medfcal apeckHie«, wftli en average length of aervfce of 22 years (range: 5-30 years). Appropriately 24.6* of respondents worked night sNfts, and ttie average workweek was 36 hours (range: 3H0 hows). Only 9.8% of respondents demonstrated a high level of a while .54.1* had a low a Over a third of healthcare prafeoalanBln repotted high levels of bumaut (34.4%), with only 62% ahnwfrig bw bumaut fcvel». According to the
Splelberger-Harfci questionnaire, respondents exhibited average levels of both situational and personal anxiety (both at 47.5*,), with high personal anxiety reported by 47.5* of healthcare professionals. Htf>w levels of H ware fowid ki those who had attended communication (tilIt training (49±25.9 va. 33.S±20 pointy p=(L04) and among thoae without famiy membera iwMrtng constant eara (42.1 ±22.3 vs. 28.5*18.5 points, p=0.047). Burnout levels wera also correlated with tha need to care for
Введение
исследования
я Всероссийского центра общественного мнения, средний ш врачам в Российской Федерации в 2022 году составил 3,28 из 5 баллов, что на 0,5 балла ниже в сравнении с показателями 2020 года (3,8 из 5 баллов) [1]. В связи с падением уровня доверия актуальным становится вопрос о необходимости внедрения новых методик и инструментов д качества коммуникативных навыков врачей.
оказания медицинской помощи предлагается переход на пациентоцентричную, или человекоцентричную, модель здравоохранения. Она подразумевает под собой формирование заботливого отношения к пациенту, установление с ним доверительных отношений и вовлечение его в процесс лечения [2, 3]. Такие изменения, с одной стороны, будут способствовать улучшению результатов лечения, снижению количества медицинских ошибок и повышению удовлетворенности медицинской помощью. С другой стороны, это благоприятным образом отразится на психическом здоровье
Такой формат микрообучения соответствует современной концепции в области развития и обучения медицинского персонала, когда длительные по времени программы теряют свою актуальность [14, 15]. Инновационной академией профессионального развития «Докстарклаб» разработана программа по развитию мягких навыков у врачей, курсанты которой и приняли участие в ( Цель - изучить уровень э врачей для выявления новых факторов, препятствующих освоению "мягких" навыков. Материалы и методы. Поперечное исследование выполнено в ноябре 2023 года среди курсантов программы обучения «Человекоцентричная модель здравоохранения». Все курсанты - врачи, работающие в учреждениях здравоохранения республики Тыва, которые заполнили специально разработанный онлайн-опросник на платформе Google-Forms. Перед анкетированием все участники заполнили информированное добровольное согласие на участие. Опросник в»
биометрическим, с показателям: пол, возраст, место проживания, стаж и ряд вопросов, касательно особенностей условий труда
В то же время, врач во в( трудовых обязанностей сталкивается с возрастающим количеством стрессовых факторов современного мира, который характеризуется турбулентностью, хаотичностью, непредсказуемостью, враждебностью [9). Чтобы сохранять эффективность своей деятельности в таких условиях, а также сохранить физическое и психическое здоровье, очень важно развивать комплексное проблемное мышление и жизнестойкость, быть гибким и адаптивным, уметь сотрудничать с другими людьми, быть открытым к возможностям и изменениям.
Поэтому особую актуальность приобретает необходимость быстрого развития у врачей навыков, необходимых для адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды и большому количеству стрессовых факторов, что возможно с использованием инструментов эмоционального интеллекта (ЭИ). Врачи, которые распознают эмоции пациентов, понимают их проблемы и потребности, более успешны в их лечении, а также высоко ценят свои профессиональные навыки и менее склонны к выгоранию [10,11].
Для [
) ЭИ I
предложены методики, включающие в себя ц| занятий с оценкой уровня компетенций до об через 3-6 месяцев после [12,13].
ф
© Заполнен > ^
> > ■
Информация об авторе
Быстрою Ольга Вястороана, кандидат медицинских наук, прач-стоыаголог, специалист по разлитию амо-дионального интеллекта ЕАСВР. Москва, Российская Федерация.
ОЯСЖК 0000-0002-0575-768Х
Information about the authors
Olga V. BystroYa. MD Candidate of Medical Science, specialist of emotional intelligence development EACH, Moscow, Russian Federation. ORCD1 0000-0002-0575-769X
ORCI* 0000-0003-3898-7028
ArmtMM M. Kochargina, Doctor of Medical Science, MD, OVUM Polyclinic, Kemerovo, Russian Federation. ORCEK 0000-0003-3988-7026
I, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, КОГКБУЗ "Центр кардиологии и неврологии", Киров, Pi
ORCID: 0000-0002-4367-1757
зг of Cardiology and Neurology, №ov, R ORCD: 0000-0002-4357-1757
ORCID: ОООО-ОООЗ-ЭаОв-7553
Вклад авторов в статью
О.В. Быстрова - вклад в концепцию исследования, интергретация двншх исследования, написание статьи, утверждете итоговой версии рукописи. АЛ, Коробейникова - сбор материала, статистическая обработка, написание статьи, утверждение итоговой версии рукописи.
А-М. Кочергина - вклад в концепцию исследования, корректировка статьи, утверждение итоговой версии РУКОПИСНАЯ. Демкина - вклад в концалцио исследования, утверждение итоговой версии рукописи ТЛ. Петровская - вклад в концепцию исследовашя
Author Contributions to the Article
.O.V. Byatrova - Contributed to the raaearcfi concept. Interpreted the etudy data, wrote the manuscript, and approved the trial version of the manuscript AJJ. Korobeynikova - Colected material, performed statistical analysis, wrote the manuscript and approved the final version of the manuscript A_M, Kocherglra - Contributed to the research concept, revised the manuscript, and approved the final .version of the manuscr^rt.
AX_ Damklria - Contributed to the research concept and
approved the ftial version of the manuscript
TJ5. Petrovskeya - Contributed to the research concept
Список литературы
2. Хайруллин ИЛ, Рахматуллин Р.Э, Фонд международного медицине» Рекомендации по соаданмо чаловекоцентричной ме-
тши IIJ Gen Intern Mad. 2022. VoL 37, №6. P. .1388-1393. doli 10.1007/811806-021 -07008-9 в. Гребенников ЮД Орлова ЕЛ. I
7. ShrwastavaS., MartfrwzJ, ColettlDJ., et aL Interprofessional leadership development role of emotional Intelligence and communication skills training II Mededportal. 2022. Ntl& С 11247. dot ».1578« тер2374-82в5.11247
а. Быстрова О. В., Демкина А. Е, Кочергша А. М, и др. Пилотное исследование особенностей эмоционального интеллекта врачей-кардиологся // Инноаа-ционное раавитие врача. 2023. № I С. 56-81 dot 1024412/01-37091-2023-1-58-63 9. Кузнецове Е.В., Сабирове З.Э. Управление стрессом персонала в современных условиях SH1VA мира II Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 5. С. 11.1-115. dot 10.34773iEUa023.b20 .10. Shafar AJ^, Abdulla LR, Alnatheer AJA, et aL Emotional Intelligence ard humout among otorhlnolaryngology-head and neck surgery residence // Frontiers In Public Health. 2022. №10. P. 85.1408. dot 10Л389/fpubK2022il51408
.11 Hass OJ, Brackett MA. Emotional Intelligence; an Impactful yet often overlooked skill that can enhance physician well-being end professional satisfaction II Clinical Gastroenterology and Hepatology. 2024. № .5. P. 919-922. dot 1Q-1016yj.cgha024.02.019 .12. Хлевная ЕЛ. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей не степень достижения хлочевых похазателей аффективное™ организации // Менеджмент в России и sa рубежом. 2011 № .4. С. .128 -133.
13. Хлевная Е.А.. Киселева Т.е. Повышение ж<ициативы сятруднихов через развитие змоционального интеллекта// Менеджмент в России и за рубежом. 20.12. №5.0,78-82
14. Алиеве Т.М, Таганова EJ-L, Шпортько KXBL
Трансформация управления человеческими ресурсами в контекста смены подходов к менеджменту качества И BENEF1C1UM 2023. Т. 1, №48. С. 80-68 dot 10.3.4880/ BENEF1C1UM2023.1 (48>.60-68 1Е Галина А.Э., Малотина F.B., Уколова ТА Совреме-
нные подходы к профессиональному развито и обучение персонала в организации // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2023. Т. .г N•169. С. 88-93. dcfcl0.34?73/EU202S.1.14
16. Кондратенко АЛ., Григорьев АЛ., Кондрагеясо БА Сравнитепьньй аналиа методик R Холла и Д. Лосша для измерения эмоционального интеллекта (на примере будущих государственных служащий Ц Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. №1.
015-118.
17. Маттошкина ЕА, Рой АЛ., Рахманина АА, и др. Профессиональный стресс и гфофессиональное выгорание у медицинских работников // Современная зарубежная психология. 202Ü Т. 9, №1 С 38-4Я dot10.17759/ImfpJ0200g0104
18. Одарущенко О.И., Куаюкова АА, Еремушкина С.М Сравнительньй анализ уровня ситуапвной и личностной тревожности медицинских работников и других групп населения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции-СОУШ-19 // Вестник восстановительной медицины. ?020. .Т. 3, N»97. С. .110-1.18- dot .10Л8025/207В-.1962-2020г97.-3-.1.10-.1.18
19. Ситаров В_А_, Паикова OJL Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Ввстнж Мооювского университета МВД России. 2021 »7. С. 315-318. dofc 10-24411/2073-0454-2020-10437
20. Kartml L, Leggat S.G., Bartiam T, et aL Emotional Intelllgence: predlctor of employess' wellbelng, qualtty of patient саге, and psychologlcal empowerment // BMC Psycholog/. 2021 VoL 9, ЦП P. 93. dot .10.188/ 840359-021-00593.-8
21 Васильева HJ"., Бабурин ИЛ, Чехпатый ЕЛ. Особенности эмоциона/ъного интеллекта врачей // Вестник психотерапии. 2013. №45 <50). С. 04-98. 22. Чулкова BJL, Пастерева Е.В., Карпова аБ_, и др. Эмоционапьное выгорание и вопросы профессионапьной психологической подготовки врачей-онкологов // Вопросы онкологии. 2020. Т. 68, N»2.0.127.-134
t Vracht dovarle, prestlzh, dohodnost professlL Idtad 2024 March 9L Available from: httpa/Zwclomju/
2. Khaynilln 11, Rahmatullln RE, Kamasheva AV. Fond
po sozdaniyu chdovetocentrichnoj mediânskoj organizad M.: MoskovsklJ mazhdunarodnyj medlcinsMJ klBSter. 2022, .15 pp (In RussJ.
3. Khaynilin Ц Rakhmatullln RE, Gabitova St Review of the Parson-Centered Care Certification» of the Planatree International organization, USA. Manager
Zdravoohranenta. 2021; » 81-87 .{In Rusa.). dot: 10J1045/1811-0165-2021-9-81-87
.4. Amaten AFT, Shanafelt T. Physician Distress and Bumout: The Neuroblologlcal Perspective. Mayo С11л Proc.
2021; 86(3)783-788. do): .1.0.10Штауоср,2020.12.027
5. Wu .0, Jin Z, Wang P. The relationship between the physlclan-paHent relationship, physician empathy, and patient trust J Gen Intern Med. 2022#7.(вШ88-1393. dot.1.0.1007/s1.ie0.e.-021.r0700B-.9
6. Grebennlkov Jul, Oilova EA. Vzalmosvjaz' (amodonal'nogo Intallekta I sovladaJusNiago povedenlja u medtelnsklh rabotnlkov. Vestnlk Moskorakogo gosudafstvemogo oblastnogo unhrersiteta, Serila: Psfhologlcheskle naukL 2021; t 63.-73 tin Riiss). dot .10.18384/2310-7235.-2021.-1.-63-73
7. Shrlvastava S, Martinez J, ColetÜ DJ, et aL Interprofessional leadership development role Dt emotional Intelligence and communication skills training. MededportaL 2022;iei11247. riot ».1578« mep2374-8265.11247
8. Bystrova OV, Damklns AE, Kochergkia AM, 8t aL Features of emotional htellgence of cardiologists: a pilot study. Innovative doctor's development 2023;1:58-83. dot ia24412/clr37091-2023-1-5B-63
9. Kuznetsova E.V., Sablrova ZEH, Uprevlenie st
l II
10. Shafar A.M., Abdulla LH, Ahatheer A.M. et aL Emotional intelligence ard burnout among otorhlnolaryngology-head and nack surgery residence II Frontiers In Public Health. 2022, N» .10. Article 8,5.1408. dot 10_3389/fpubh.2022.B51408
11 Haas DJ, Bracken MJL Emotional Intalllgance: an Impactful yet often overlooked skill that can enhance physician well-being and professional satisfaction II Clinical Gastroenterology and Hepatology. 2024. № .5. P. 919-922. dot 10.1016/l.cgh.2Q2d.02.019 12. Hlevnaya EA. Vllyarie urovnya emodonal'nogo intelle kta rukovoditelq na stepen' dostizhertya klyuchevyh pokazatalej effektlvnostl orgsnlzadL Menadzhmant v Rossll 1 za nibezhom. 2Q11;(4l;l26 -133 (In RussJ. .11 Hlevnaya EA, Klseleva TA Povyshenie Iniclatlvy ! razvltle amodonal'nogo lntellekta. >83)1 I za tubezhom. 2012:5.78-82 (In
.14. ABeva TM, Taganova EN, Shpor.tVo JuV.
personnel In the organization. Ekonomlka I upravlenle: nauchno-prakflcheskly zhumaL 2023,- l(1BS);8B-93 (In RusaJ. dot 10.34773/EU.2D23.1.14 18. Kondratenko AB, Qrfgor'av AN, Kondratenko BA. Sravnitel'nyj anellz metodlk NXolla I DJJusine rilje IzmerenIJa Jemodonal'nogo lntellekta (na prlmara budushhlh gosudarstvannyh sluzhashhlh). Vestnlk Kallningradskogo flDala Sankt-Pete/fcurgskogo unlversftete MVD Rossi. 2021;(1 J; .115-118 (In RussJ. .17. Matyushklna EYa, Roy AP, Rakhmanlna AA, et aL Occupational stress and bumout among healthcare professionals. Journal of Modem Foreign Psychology. 2020; 9 (1): 39—49 On Russ.). tlol: 10.17758/ jmfp.2020090107
.18. Odarushhenko 01, Kuzjukova AA, Eremushklna SM. Sravnitel'nyj aneiz laovnja sltuativnoj I llchnostnoj travozhnostl madldnsklh rabotnlkov I draglh grupp naselanlja v uslovfah pandamll novo) koronavlnjsno] lnfekdl-COVlD-19. Vestnlk vootanovitel'noj medlciny.
dot
(In RussJ. dot
20. Kartml L, Leggat SO, Bertram T, at aL Emotional Intelligence: predictor of employess' wellbelng, tjualKy of patient care, and psychological empowerment. BMC Psychology. 2021; 9 (1)193. Hot .10,186/ 540359-021-00593-8
21. Vasïeva NG, Baburln IN, CHekhlatyj a Features of emotional Intelligence In doctors. Vasmk pslhotaraptt. 2013;45(50J;84-98 fln RussJ.
22. Chultova VA, Pestereva EV, Karpova EB. Emotional burnout and Issues of professional psychological training of oncologists. Voprosy ankologd 2020;66(2);.127-134 (il