Научная статья на тему 'Как уровень эмоционального интеллекта врачей влияет на внедрение человекоцентричной модели здравоохранения'

Как уровень эмоционального интеллекта врачей влияет на внедрение человекоцентричной модели здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эмоциональный интеллект / профессиональное выгорание врачей / эмоциональное выгорание / тревожность / человекоцентричная модель здравоохранения / Emotional intelligence / physician burnout / emotional exhaustion / anxiety / patient-centered healthcare model

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Быстрова Ольга Викторовна, Кочергина Анастасия Михайловна, Коробейникова Анна Николаевна, Демкина Александра Евгеньевна, Петровская Тина Петровна

Введение. Работа врача связана с постоянным воздействием стрессовых факторов. Все это негативно сказывается на качестве работы: увеличивается количество ошибок, конфликтных ситуаций с пациентами и коллегами, нарастает уровень профессионального выгорания. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость быстрого развития у врачей навыков, необходимых для адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды и большому количеству стрессовых воздействий. Цель – изучить уровень эмоционального здоровья врачей для выявления новых факторов, препятствующих освоению “мягких” навыков и способствующих внедрению человекоцентричной модели здравоохранения. Материал и методы. Исследование выполнено в ноябре 2023 года среди курсантов программы обучения «Человекоцентричная модель здравоохранения» инновационной академии профессионального развития «Докстарклаб». Все курсанты – медицинские работники учреждений здравоохранения республики Тыва. Оценка уровня эмоционального интеллекта (ЭИ) проведена по методике Н. Холла, оценка уровня профессионального выгорания по методике К. Маслач, оценка уровня тревожности исследована с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина. Результаты. Всего в исследовании принял участие 61 респондент, среди них 91,8% женщин и 8,2% мужчин, средний возраст 45 (31-54) лет. Среди анкетируемых представители 25 различных медицинских специальностей, средний стаж в медицине составил 22 (5-30) лет. Имеют ночные дежурства 24,6% респондентов, продолжительность рабочей недели в среднем 36 (36-40) часов. Высоким уровнем ЭИ обладают лишь 9,8% опрошенных, у 54,1% он на низком уровне. Более трети медицинских работников имеют высокий уровень эмоционального выгорания (34,4%), всего лишь у 8,2% он на низком уровне. По результатам опросника Спилбергера-Ханина, респонденты имеют средние значения тревожности как ситуативной, так и личностной (по 47,5%), личностная тревожность на высоком уровне у 47,5% медицинских работников. Уровень эмоционального интеллекта выше у людей, которые проходили обучающие курсы по коммуникации (49±25,9 против 33,5±20 баллов, р=0,04) и те, в чьих семьях нет родственника, который требует постоянного ухода (28,5±18,5 против 42,1±22,3 баллов, р=0,047)). Уровень эмоционального выгорания медицинских работников также связан с необходимостью ухаживать за членом семьи (66,1±16,3 против 54±13,2 баллов, р=0,007), а также более выражен, когда на рабочем месте сложилась неблагоприятная эмоциональная обстановка (53±15 против 62±11,9 баллов, р=0,026) Выводы. Для врачей характерен высокий уровень тревожности и недостаточное развитие ЭИ. Поэтому для успешного освоения программ по повышению квалификации или профессиональной переподготовке важно дополнять модулями по работе с эмоциональным выгоранием и по развитию ЭИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Быстрова Ольга Викторовна, Кочергина Анастасия Михайловна, Коробейникова Анна Николаевна, Демкина Александра Евгеньевна, Петровская Тина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How the emotional intelligence level of physicians influences the implementation of a patient-centered healthcare model

Introduction. The profession of medicine involves constant exposure to stressors, which adversely impacts the quality of care provided. These impacts include increased rates of medical errors, conflicts with patients and colleagues, and heightened levels of professional burnout. Consequently, it is increasingly crucial to quickly equip physicians with skills necessary for adapting to rapidly changing external conditions and significant levels of stress. The aim is to analyze the emotional health of physicians in order to identify new factors that impede the acquisition of “soft” skills, thereby supporting the implementation of a patient-centered healthcare model. Material and methods. This study was conducted in November 2023 among participants enrolled in the “Patient-Centered Healthcare Model” training program at the DoсStarClub Innovative Academy for Professional Development. All participants were healthcare professionals from medical institutions in the Republic of Tuva. Emotional intelligence (EI) was assessed using the N. Hall's method, burnout was evaluated via the the Maslach Burnout Inventory (MBI), and anxiety levels were measured using the Spielberger-Hanin questionnaire. Results. A total of 61 participants were included in the study, comprising 91.8% women and 8.2% men, with a mean age of 45 (range: 31-54 years). The respondents represented 25 different medical specialties, with an average length of service of 22 years (range: 5-30 years). Approximately 24.6% of respondents worked night shifts, and the average workweek was 36 hours (range: 36-40 hours). Only 9.8% of respondents demonstrated a high level of EI, while 54.1% had a low EI. Over a third of healthcare professionals reported high levels of burnout (34.4%), with only 8.2% showing low burnout levels. According to the Spielberger-Hanin questionnaire, respondents exhibited average levels of both situational and personal anxiety (both at 47.5%), with high personal anxiety reported by 47.5% of healthcare professionals. Higher levels of EI were found in those who had attended communication skills training (49±25.9 vs. 33.5±20 points, p=0.04) and among those without family members requiring constant care (42.1±22.3 vs. 28.5±18.5 points, p=0.047). Burnout levels were also correlated with the need to care for a family member (66.1±16.3 vs. 54±13.2 points, p=0.007) and were more pronounced in the workplace with negative emotional environment (62±11.9 vs. 53±15 points, p=0.026). Conclusions. Physicians are characterized by high levels of anxiety and underdeveloped emotional intelligence. Therefore, to effectively engage in professional development or retraining programs, it is essential to incorporate modules focused on managing emotional exhaustion and developing EI.

Текст научной работы на тему «Как уровень эмоционального интеллекта врачей влияет на внедрение человекоцентричной модели здравоохранения»

УДК №253

КАК УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВРАЧЕЙ ВЛИЯЕТ НА ВНЕДРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ МОДЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

OB. Быстрой1, АЛ. Коробяйникова2, A. M Кочерпма1, А.Е Дяыкина', Т.П. Пгфовсхм1

1 Инновационная академия профессионального развития «ДОКСТАРКЛАБ», ул. Одесская, д. 27 Б, офис 3, помещение Xt-5, вн. тер. г. Ленинский муниципальный округ, г. Савасютоль..Российская Федерация. 2990.1.1:

* КОГКБУЗ «Центр кардиологии и неврология», ул. И. Попова, .41, г. Киров, Кировская область. Российская Федерация, 610002;

*.ЧУЭ Поликлиника ОВУМ. ул. Ноградская. д. 20. оф. 1,г. Кемерово. Кемерово<ая обл_ Российская Федерация 65QOQO

Инновационное развитие врача. 2024. №2. С.

nocTynmia 0 n«A»*U"«>: 20.Q3.2Q24; nociynuia noene nopafionoc 11.08.2024; npMHKUKneHam 12-Q9-2024

HOW THE EMOTIONAL INTELLIGENCE LEVEL OF PHYSICIANS INFLUENCES THE IMPLEMENTATION OF A PATIENT-CENTERED HEALTHCARE MODEL

Olga V. Byslrova1. Aura N. Korobeynlkova1, Anastaaiya M. Kodtargfeta1, Alexandra E. Demklna'.Tlrva P. PentwaKsya'

1 innovative Academy of Professional Development DOCSTARCLUB, Odessknya uL, 27 B, office 3, room XHj, Leninsky Municipal District, Sevastopol, Russian Federation, 299011;

* Cardiology and Neurology Center.! Popov li. 41. Klrav.Klrav Oblast Russian FedBraflon. 610002 ' OVUM Outpatient Clinic, Nogradskeya uL, 20, office 1, Kemerovo, Kemerovo Obtest Russian Federation, 650000;

Kghlghta

Physicians exhibit high levels of «motional exhaustion and anxiety, coupled with a low level of emotional hteUlgenca These characteristics c«m Worn the development of tre**ig piogwra tailored for healthcare professionals.

Rewlts. A total of .61 participants were Included In the study, comprising 91.8* women and &Z% men, vrtth a mean age of 4« (range: 31-S4 years). TI» reapwidents represented 25 different medfcal apeckHie«, wftli en average length of aervfce of 22 years (range: 5-30 years). Appropriately 24.6* of respondents worked night sNfts, and ttie average workweek was 36 hours (range: 3H0 hows). Only 9.8% of respondents demonstrated a high level of a while .54.1* had a low a Over a third of healthcare prafeoalanBln repotted high levels of bumaut (34.4%), with only 62% ahnwfrig bw bumaut fcvel». According to the

Splelberger-Harfci questionnaire, respondents exhibited average levels of both situational and personal anxiety (both at 47.5*,), with high personal anxiety reported by 47.5* of healthcare professionals. Htf>w levels of H ware fowid ki those who had attended communication (tilIt training (49±25.9 va. 33.S±20 pointy p=(L04) and among thoae without famiy membera iwMrtng constant eara (42.1 ±22.3 vs. 28.5*18.5 points, p=0.047). Burnout levels wera also correlated with tha need to care for

Введение

исследования

я Всероссийского центра общественного мнения, средний ш врачам в Российской Федерации в 2022 году составил 3,28 из 5 баллов, что на 0,5 балла ниже в сравнении с показателями 2020 года (3,8 из 5 баллов) [1]. В связи с падением уровня доверия актуальным становится вопрос о необходимости внедрения новых методик и инструментов д качества коммуникативных навыков врачей.

оказания медицинской помощи предлагается переход на пациентоцентричную, или человекоцентричную, модель здравоохранения. Она подразумевает под собой формирование заботливого отношения к пациенту, установление с ним доверительных отношений и вовлечение его в процесс лечения [2, 3]. Такие изменения, с одной стороны, будут способствовать улучшению результатов лечения, снижению количества медицинских ошибок и повышению удовлетворенности медицинской помощью. С другой стороны, это благоприятным образом отразится на психическом здоровье

Такой формат микрообучения соответствует современной концепции в области развития и обучения медицинского персонала, когда длительные по времени программы теряют свою актуальность [14, 15]. Инновационной академией профессионального развития «Докстарклаб» разработана программа по развитию мягких навыков у врачей, курсанты которой и приняли участие в ( Цель - изучить уровень э врачей для выявления новых факторов, препятствующих освоению "мягких" навыков. Материалы и методы. Поперечное исследование выполнено в ноябре 2023 года среди курсантов программы обучения «Человекоцентричная модель здравоохранения». Все курсанты - врачи, работающие в учреждениях здравоохранения республики Тыва, которые заполнили специально разработанный онлайн-опросник на платформе Google-Forms. Перед анкетированием все участники заполнили информированное добровольное согласие на участие. Опросник в»

биометрическим, с показателям: пол, возраст, место проживания, стаж и ряд вопросов, касательно особенностей условий труда

В то же время, врач во в( трудовых обязанностей сталкивается с возрастающим количеством стрессовых факторов современного мира, который характеризуется турбулентностью, хаотичностью, непредсказуемостью, враждебностью [9). Чтобы сохранять эффективность своей деятельности в таких условиях, а также сохранить физическое и психическое здоровье, очень важно развивать комплексное проблемное мышление и жизнестойкость, быть гибким и адаптивным, уметь сотрудничать с другими людьми, быть открытым к возможностям и изменениям.

Поэтому особую актуальность приобретает необходимость быстрого развития у врачей навыков, необходимых для адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды и большому количеству стрессовых факторов, что возможно с использованием инструментов эмоционального интеллекта (ЭИ). Врачи, которые распознают эмоции пациентов, понимают их проблемы и потребности, более успешны в их лечении, а также высоко ценят свои профессиональные навыки и менее склонны к выгоранию [10,11].

Для [

) ЭИ I

предложены методики, включающие в себя ц| занятий с оценкой уровня компетенций до об через 3-6 месяцев после [12,13].

ф

© Заполнен > ^

> > ■

Информация об авторе

Быстрою Ольга Вястороана, кандидат медицинских наук, прач-стоыаголог, специалист по разлитию амо-дионального интеллекта ЕАСВР. Москва, Российская Федерация.

ОЯСЖК 0000-0002-0575-768Х

Information about the authors

Olga V. BystroYa. MD Candidate of Medical Science, specialist of emotional intelligence development EACH, Moscow, Russian Federation. ORCD1 0000-0002-0575-769X

ORCI* 0000-0003-3898-7028

ArmtMM M. Kochargina, Doctor of Medical Science, MD, OVUM Polyclinic, Kemerovo, Russian Federation. ORCEK 0000-0003-3988-7026

I, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, КОГКБУЗ "Центр кардиологии и неврологии", Киров, Pi

ORCID: 0000-0002-4367-1757

зг of Cardiology and Neurology, №ov, R ORCD: 0000-0002-4357-1757

ORCID: ОООО-ОООЗ-ЭаОв-7553

Вклад авторов в статью

О.В. Быстрова - вклад в концепцию исследования, интергретация двншх исследования, написание статьи, утверждете итоговой версии рукописи. АЛ, Коробейникова - сбор материала, статистическая обработка, написание статьи, утверждение итоговой версии рукописи.

А-М. Кочергина - вклад в концепцию исследования, корректировка статьи, утверждение итоговой версии РУКОПИСНАЯ. Демкина - вклад в концалцио исследования, утверждение итоговой версии рукописи ТЛ. Петровская - вклад в концепцию исследовашя

Author Contributions to the Article

.O.V. Byatrova - Contributed to the raaearcfi concept. Interpreted the etudy data, wrote the manuscript, and approved the trial version of the manuscript AJJ. Korobeynikova - Colected material, performed statistical analysis, wrote the manuscript and approved the final version of the manuscript A_M, Kocherglra - Contributed to the research concept, revised the manuscript, and approved the final .version of the manuscr^rt.

AX_ Damklria - Contributed to the research concept and

approved the ftial version of the manuscript

TJ5. Petrovskeya - Contributed to the research concept

Список литературы

2. Хайруллин ИЛ, Рахматуллин Р.Э, Фонд международного медицине» Рекомендации по соаданмо чаловекоцентричной ме-

тши IIJ Gen Intern Mad. 2022. VoL 37, №6. P. .1388-1393. doli 10.1007/811806-021 -07008-9 в. Гребенников ЮД Орлова ЕЛ. I

7. ShrwastavaS., MartfrwzJ, ColettlDJ., et aL Interprofessional leadership development role of emotional Intelligence and communication skills training II Mededportal. 2022. Ntl& С 11247. dot ».1578« тер2374-82в5.11247

а. Быстрова О. В., Демкина А. Е, Кочергша А. М, и др. Пилотное исследование особенностей эмоционального интеллекта врачей-кардиологся // Инноаа-ционное раавитие врача. 2023. № I С. 56-81 dot 1024412/01-37091-2023-1-58-63 9. Кузнецове Е.В., Сабирове З.Э. Управление стрессом персонала в современных условиях SH1VA мира II Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 5. С. 11.1-115. dot 10.34773iEUa023.b20 .10. Shafar AJ^, Abdulla LR, Alnatheer AJA, et aL Emotional Intelligence ard humout among otorhlnolaryngology-head and neck surgery residence // Frontiers In Public Health. 2022. №10. P. 85.1408. dot 10Л389/fpubK2022il51408

.11 Hass OJ, Brackett MA. Emotional Intelligence; an Impactful yet often overlooked skill that can enhance physician well-being end professional satisfaction II Clinical Gastroenterology and Hepatology. 2024. № .5. P. 919-922. dot 1Q-1016yj.cgha024.02.019 .12. Хлевная ЕЛ. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей не степень достижения хлочевых похазателей аффективное™ организации // Менеджмент в России и sa рубежом. 2011 № .4. С. .128 -133.

13. Хлевная Е.А.. Киселева Т.е. Повышение ж<ициативы сятруднихов через развитие змоционального интеллекта// Менеджмент в России и за рубежом. 20.12. №5.0,78-82

14. Алиеве Т.М, Таганова EJ-L, Шпортько KXBL

Трансформация управления человеческими ресурсами в контекста смены подходов к менеджменту качества И BENEF1C1UM 2023. Т. 1, №48. С. 80-68 dot 10.3.4880/ BENEF1C1UM2023.1 (48>.60-68 1Е Галина А.Э., Малотина F.B., Уколова ТА Совреме-

нные подходы к профессиональному развито и обучение персонала в организации // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2023. Т. .г N•169. С. 88-93. dcfcl0.34?73/EU202S.1.14

16. Кондратенко АЛ., Григорьев АЛ., Кондрагеясо БА Сравнитепьньй аналиа методик R Холла и Д. Лосша для измерения эмоционального интеллекта (на примере будущих государственных служащий Ц Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. №1.

015-118.

17. Маттошкина ЕА, Рой АЛ., Рахманина АА, и др. Профессиональный стресс и гфофессиональное выгорание у медицинских работников // Современная зарубежная психология. 202Ü Т. 9, №1 С 38-4Я dot10.17759/ImfpJ0200g0104

18. Одарущенко О.И., Куаюкова АА, Еремушкина С.М Сравнительньй анализ уровня ситуапвной и личностной тревожности медицинских работников и других групп населения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции-СОУШ-19 // Вестник восстановительной медицины. ?020. .Т. 3, N»97. С. .110-1.18- dot .10Л8025/207В-.1962-2020г97.-3-.1.10-.1.18

19. Ситаров В_А_, Паикова OJL Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Ввстнж Мооювского университета МВД России. 2021 »7. С. 315-318. dofc 10-24411/2073-0454-2020-10437

20. Kartml L, Leggat S.G., Bartiam T, et aL Emotional Intelllgence: predlctor of employess' wellbelng, qualtty of patient саге, and psychologlcal empowerment // BMC Psycholog/. 2021 VoL 9, ЦП P. 93. dot .10.188/ 840359-021-00593.-8

21 Васильева HJ"., Бабурин ИЛ, Чехпатый ЕЛ. Особенности эмоциона/ъного интеллекта врачей // Вестник психотерапии. 2013. №45 <50). С. 04-98. 22. Чулкова BJL, Пастерева Е.В., Карпова аБ_, и др. Эмоционапьное выгорание и вопросы профессионапьной психологической подготовки врачей-онкологов // Вопросы онкологии. 2020. Т. 68, N»2.0.127.-134

t Vracht dovarle, prestlzh, dohodnost professlL Idtad 2024 March 9L Available from: httpa/Zwclomju/

2. Khaynilln 11, Rahmatullln RE, Kamasheva AV. Fond

po sozdaniyu chdovetocentrichnoj mediânskoj organizad M.: MoskovsklJ mazhdunarodnyj medlcinsMJ klBSter. 2022, .15 pp (In RussJ.

3. Khaynilin Ц Rakhmatullln RE, Gabitova St Review of the Parson-Centered Care Certification» of the Planatree International organization, USA. Manager

Zdravoohranenta. 2021; » 81-87 .{In Rusa.). dot: 10J1045/1811-0165-2021-9-81-87

.4. Amaten AFT, Shanafelt T. Physician Distress and Bumout: The Neuroblologlcal Perspective. Mayo С11л Proc.

2021; 86(3)783-788. do): .1.0.10Штауоср,2020.12.027

5. Wu .0, Jin Z, Wang P. The relationship between the physlclan-paHent relationship, physician empathy, and patient trust J Gen Intern Med. 2022#7.(вШ88-1393. dot.1.0.1007/s1.ie0.e.-021.r0700B-.9

6. Grebennlkov Jul, Oilova EA. Vzalmosvjaz' (amodonal'nogo Intallekta I sovladaJusNiago povedenlja u medtelnsklh rabotnlkov. Vestnlk Moskorakogo gosudafstvemogo oblastnogo unhrersiteta, Serila: Psfhologlcheskle naukL 2021; t 63.-73 tin Riiss). dot .10.18384/2310-7235.-2021.-1.-63-73

7. Shrlvastava S, Martinez J, ColetÜ DJ, et aL Interprofessional leadership development role Dt emotional Intelligence and communication skills training. MededportaL 2022;iei11247. riot ».1578« mep2374-8265.11247

8. Bystrova OV, Damklns AE, Kochergkia AM, 8t aL Features of emotional htellgence of cardiologists: a pilot study. Innovative doctor's development 2023;1:58-83. dot ia24412/clr37091-2023-1-5B-63

9. Kuznetsova E.V., Sablrova ZEH, Uprevlenie st

l II

10. Shafar A.M., Abdulla LH, Ahatheer A.M. et aL Emotional intelligence ard burnout among otorhlnolaryngology-head and nack surgery residence II Frontiers In Public Health. 2022, N» .10. Article 8,5.1408. dot 10_3389/fpubh.2022.B51408

11 Haas DJ, Bracken MJL Emotional Intalllgance: an Impactful yet often overlooked skill that can enhance physician well-being and professional satisfaction II Clinical Gastroenterology and Hepatology. 2024. № .5. P. 919-922. dot 10.1016/l.cgh.2Q2d.02.019 12. Hlevnaya EA. Vllyarie urovnya emodonal'nogo intelle kta rukovoditelq na stepen' dostizhertya klyuchevyh pokazatalej effektlvnostl orgsnlzadL Menadzhmant v Rossll 1 za nibezhom. 2Q11;(4l;l26 -133 (In RussJ. .11 Hlevnaya EA, Klseleva TA Povyshenie Iniclatlvy ! razvltle amodonal'nogo lntellekta. >83)1 I za tubezhom. 2012:5.78-82 (In

.14. ABeva TM, Taganova EN, Shpor.tVo JuV.

personnel In the organization. Ekonomlka I upravlenle: nauchno-prakflcheskly zhumaL 2023,- l(1BS);8B-93 (In RusaJ. dot 10.34773/EU.2D23.1.14 18. Kondratenko AB, Qrfgor'av AN, Kondratenko BA. Sravnitel'nyj anellz metodlk NXolla I DJJusine rilje IzmerenIJa Jemodonal'nogo lntellekta (na prlmara budushhlh gosudarstvannyh sluzhashhlh). Vestnlk Kallningradskogo flDala Sankt-Pete/fcurgskogo unlversftete MVD Rossi. 2021;(1 J; .115-118 (In RussJ. .17. Matyushklna EYa, Roy AP, Rakhmanlna AA, et aL Occupational stress and bumout among healthcare professionals. Journal of Modem Foreign Psychology. 2020; 9 (1): 39—49 On Russ.). tlol: 10.17758/ jmfp.2020090107

.18. Odarushhenko 01, Kuzjukova AA, Eremushklna SM. Sravnitel'nyj aneiz laovnja sltuativnoj I llchnostnoj travozhnostl madldnsklh rabotnlkov I draglh grupp naselanlja v uslovfah pandamll novo) koronavlnjsno] lnfekdl-COVlD-19. Vestnlk vootanovitel'noj medlciny.

dot

(In RussJ. dot

20. Kartml L, Leggat SO, Bertram T, at aL Emotional Intelligence: predictor of employess' wellbelng, tjualKy of patient care, and psychological empowerment. BMC Psychology. 2021; 9 (1)193. Hot .10,186/ 540359-021-00593-8

21. Vasïeva NG, Baburln IN, CHekhlatyj a Features of emotional Intelligence In doctors. Vasmk pslhotaraptt. 2013;45(50J;84-98 fln RussJ.

22. Chultova VA, Pestereva EV, Karpova EB. Emotional burnout and Issues of professional psychological training of oncologists. Voprosy ankologd 2020;66(2);.127-134 (il

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.