Научная статья на тему 'Как преодолеть цифровую маргинализацию современной молодежи?'

Как преодолеть цифровую маргинализацию современной молодежи? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чурилов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как преодолеть цифровую маргинализацию современной молодежи?»

Как преодолеть цифровую маргинализацию современной молодежи?

мнениеэкспертов

66

68

мнение экспертов

размываются установки его гражданской идентичности, теряется понимание норм и ценностей общества. У человека может появиться чувство вседозволенности и определенной безнаказанности. Проблема состоит еще и в том, что цифровая маргинализация существенно повышает риски маргинализации в обычной жизни, в режиме офлайн. А те, кто подвергся маргинализации, становятся наиболее удобными мишенями для вербовки в реальную противоправную деятельность, в том числе террористического и экстремистского характера.

Что мы можем противопоставить угрозе? Какими инструментами защитить молодежь от цифровой маргинализации?

Как и в случае характера самого феномена, мы должны действовать в режиме как онлайн, так и офлайн. Уже говорилось, что маргинализация — это антипод социализации. Соответственно, наша главная цель — обеспечивать бесперебойную работу процессов социализации. Социализация же должна базироваться на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, перечень которых можно посмотреть в Президентском Указе №809.

Здесь мы используем, первоочередно, организацию досуга, привлечение в спорт, привитие любви к труду, вовлечение в социально-значимую деятельность. Через сопричастность к общему результату, практическому осознанию важности работы в коллективе (одному трудно решить сложные задачи), а также получение удовольствия от совместных развлечений мы формируем в гражданине конструктивные общественные установки, как минимум

уважение к тем институтам

и правилам, что предоставляют ему такие

возможности.

Отдельно мы развертываем большую работу в соцсетях и новых медиа в целом. С одной стороны, мы ведем информационно-просветительскую работу как блогеры, лидеры мнений. Как правило, человек не всегда может детально разбираться в разных общественных, политических и духовных вопросах, поэтому ищет готовые ответы или тезисы, которые совпадают с его убеждениями. Как показал опыт информационной борьбы в период СВО, есть немало деструктивных блогеров, которые старались и по-прежнему стараются негативно повлиять на молодежь и вовлечь ее в противоправную деятельность.

— Шоу «Ответы» #

^ 31 мая в 22:21

Кто такие иноагенты? Как и почему становятся? Суть закона? Узнай на шоу «Ответы».

«Ответы» — шоу, в котором приглашенные гости понятно и развернуто отвечают на сложные политические и социальные вопросы от зрителей.

Как и почему становятся иноагентом — эти и другие вопросы обсуждаем с Викторией Жученко в первом выпуске. Смотри прямо сейчас!

Ставьлайк и подписывайся на сообщество, скоро там выйдут новые выпуски.

Хочешь, чтобы на твой вопрос ответили в шоу? Задай его в анкете:

https://vk.eom/app5619682_-225761349#730510

Проект реализуется при поддержке Росмолодежь.Гранты

Рис. 1. Первый выпуск интернет-шоу «Ответы», посвященный теме иноагентов и собравший более 100 ООО просмотров.

Поэтому развитие широкой сети конструктивных,патриотически настроенных блогеров является

69

мнение экспертов

критически важным. В 2024 году НЦПТИ и AHO «Интернет без угроз» реализуют два интересных проекта: — интернет-шоу «Ответы», где ведущий задает острые и неудобные вопросы опытным экспертам в сфере профилактики и противодействия угрозам, а ключевая задача экспертов — дать адекватные ответы на доступном для молодежи языке. Еще одна особенность — в студии находятся студенты, которые могут задать совершенно любой вопрос, а эксперт обязан на него ответить;

^^^ Интернет без угроз | Развиваем медиаграмотность ,—>

' 20 мар в 18:31 ^

Интернет-шоу с атмосферой школы! Каким вышел первый выпуск «Переменки»?

Ведущие узнали, что в подростковом возрасте гостя преследовал киберсталкер, вместе разобрались, как мошенники используют дипфейки в своих схемах, и обсудили, что в школьной столовке лучше — пицца или сосиска в тесте.

Что еще обсуждали? И кто же он — первый гость шоу? Смотри видео уже сейчас!

Подпишись на группу, скоро будем разыгрывать портативную зарядку и фирменный

Проект поддержан грантом Президентского фонда культурных инициатив.

абезопасность в интернете без кринжа

Рис. 2. Первый выпуск интернет-шоу «Переменка», посвященный теме медиабезопасности и собравший более 100 ООО просмотров.

— интернет-шоу «Переменка», где старшеклассники сами выступают в роли ведущих проекта и беседуют с приглашенными экспертами на самые разные темы: информационная безопасность, медиаграмотность, фейки и защита от них и т. д.

Еще один позитивный пример вовлечения молодежи в создание смыслов

по принципу «равный — равному» — Всероссийский фестиваль «Контент-фабрика «Параллели», старт которому был дан в 2021 году. Изначально фестиваль был местом обучения молодых медиаспециалистов. Постепенно проект оброс своей инфраструктурой: сформированы коммуникации между разными регионами, молодежным проектам оказывается информационная и грантовая поддержка, запущен отдельный онлайн-курс, где каждый может обучиться азам создания медиаконтента.

Не забываем и про работу в режиме реального времени. Здесь у НЦПТИ огромный опыт в разработке и проведении интересных интерактивных профилактических мероприятий, где мы отходим от одностороннего воздействия. Вместе с ребятами во время мероприятий, например, игрового суда, дискуссии Джеффа или обсуждения после кинопоказа, мы ищем ответы на вопросы, генерируем конструктивные смыслы, а также пытаемся найти адекватные ответы на острые общественные вопросы.

и

Главное — чтобы мы смогли заинтересовать молодежь, привлечь ее к выработке смыслов на основе наших общих ценностей. При действенной профилактической работе, формировании пула возможностей для самореализации и постоянном конструктивном общении с молодежью мы можем существенно снизить риски маргинализации, в том числе цифровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.