В марте 2009 г. в Российско-немецкой высшей школе управления состоялась научно-практическая конференция «Вопросы мирового кризиса в программах бизнес-образования». В ней приняли участие преподаватели и слушатели Школы. В статье содержится краткий обзор докладов, которые вошли в сборник научных трудов РНВШУ АНХ1.
Как кризис изменит программы бизнес-образования
О. М. ЧАЩАРИНА,
кандидат экономических наук, директор программы
Российско-немецкой высшей школы управления Академии
народного хозяйства при правительстве РФ,
Москва
Е-mail: [email protected]
Российско-немецкая высшая школа управления образована в составе Академии народного хозяйства распоряжением правительства РФ от 02.12.1992 г. За 17 лет Школу закончили более 4 тыс. человек, которые по праву относятся к новой генерации российских менеджеров. Ежегодно в РНВШУ АНХ получают дополнительное образование около 400 человек. Слушатели - руководители высшего и среднего звена предприятий различных отраслей и регионов России, Казахстана, Германии и других стран. Базовая специализация -немецкая теория управления предприятием Betriebswirtschaftslehre (BWL). Обучение осуществляется по Российско-немецкой программе МВА (1,5-2 года) и коротким программам повышения квалификации. Эти программы рассчитаны на развитие и использование адаптационных способностей среднего и малого бизнеса в нестабильных
1 Теория и практика управления фирмой в условиях кризиса / Науч. тр. РНВШУ АНХ. Вып. VII. М.: Изд. «Технология ЦД», 2009. Вып. VII научных трудов РНВШУ АНХ задумывался летом 2008 г., в условиях начала мирового финансового и экономического кризиса. Затем первоначальный замысел -провести анализ современного менеджмента в России и Германии - был расширен. В результате в первой части сборника представлены научные статьи преподавателей РНВШУ по различным аспектам управления предприятиями, во второй - тезисы докладов участников научно-практической конференции «Вопросы мирового кризиса в программах бизнес-образования».
© ЭКО 2009 г.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 151
экономических условиях и приобретают особую актуальность в связи с их антикризисной направленностью.
Финансовый и экономический кризис предъявляет новые требования к деятельности предприятий, следовательно, ставит новые задачи перед преподавателями, особенно в бизнес-образовании. Значит, при обучении в условиях кризиса необходимо понять тенденции развития рыночных изменений, исследовать конкретные ситуации, искать особые управленческие решения.
Цель проведения конференции заключалась в том, чтобы ответить на вопрос, как в учебных курсах и программах Школы отражаются современные проблемы мирового финансового и экономического кризиса и принимаемые антикризисные меры.
Во вступительном слове руководитель Российско-немецкой высшей школы управления АНХ д.э.н., профессор В. К. Фальц-ман отметил: особенность конференции в том, что кризис рассматривается на микроэкономическом уровне, на уровне компании. Такая постановка проблемы является основой учебных программ для менеджеров высшего и среднего звена предприятий реального сектора. Кроме того, теория управления фирмой с самого начала содержит в себе инструменты антикризисной политики.
***
Первыми на конференции выступили известные ученые -В. П. Федоров, д.э.н., профессор, заместитель Института Европы РАН, и Ю. В. Яковец, д.э.н., академик РАЕН, профессор РАГС, президент Международного института П. Сорокина - Н. Кондратьева. Они изложили свои взгляды на причины, масштабы и глубину современного кризиса, пути выхода из него и способы обновления экономики. Основное расхождение докладчиков было связано с оценкой возможностей долгосрочного прогнозирования в условиях возросшей неопределенности будущего мировой экономики.
В. П. Федоров в докладе «Глобализация и мировой финансовый кризис» призывал к осторожности в оценке возможностей прогнозирования на длительный период, поскольку преодоление столь масштабного кризиса связано с повышенной неопределенностью на долгие годы. Мировой кризис является следствием глобализации: интеграция национальных
финансовых рынков приводит к неустойчивой финансовой пирамиде. Достаточно определенного экономического импульса (например, со стороны ипотечного кредитования) - и пирамида рушится. Существуют разные модели выхода из кризиса. Наиболее перспективный - развитие реальной диверсифицированной высокопродуктивной экономики, которая смягчает удары.
Ю. В. Яковец в своем докладе «Уроки и перспективы глобального кризиса: долгосрочный прогноз» доказывал необходимость и, главное, возможность разрабатывать прогнозы на 10-20 лет, используя концепции циклизма и закономерности развития цивилизаций. Он рассказал о масштабной работе по прогнозированию инновационного развития различных стран и цивилизаций. Присутствовавших особенно заинтересовало предложение о создании Международной ассоциации инновационного проектирования, которая организует конкурсы инновационных проектов в сфере технологий и управления производством. Слушатели могут принять участие в таких конкурсах.
Выступавшие преподаватели РНВШУ АНХ основное внимание в своих докладах уделили изменениям в учебных курсах, которые отражают особенности управленческой деятельности в условиях кризиса. Следует отметить, что большинство программ МВА и программ профессиональной переподготовки включает в себя отдельный курс «Антикризисное управление», а также курсы, в которых изучаются вопросы
поведения фирмы в кризисных условиях.
***
С докладом на тему «Обучение маркетингу в условиях кризиса: понять тенденции развития, реагировать на рыночные изменения» выступила профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, д.э.н. В. В. Герасименко2. Конечно, возможности антикризисного маркетинга в организациях и отраслях различны, зависят от специфики организации и конкретной ситуации,
2 В Российско-немецкой высшей школе управления ведет занятия по курсам «Маркетинг», «Ценообразование на фирме», включая деловую игру «Никсдорф Дельта».
но есть и общие явления, которые должны быть рассмотрены в процессе бизнес-образования.
По мнению В. В. Герасименко, наличие двух тенденций -сокращения спроса и одновременного высвобождения ряда торговых ценовых и товарных ниш - выдвигает на первый план антикризисного маркетинга такой инструмент, как изучение рынка. Постоянный мониторинг рынка позволит оптимизировать производство, занять освободившиеся ниши и в дальнейшем привлечь крупные инвестиции.
В докладе отмечено, что в условиях кризиса особое место в обучении маркетингу следует уделить ценовой политике. В учебном процессе необходимо проработать такие действия, как совместная работа производителей и продавцов для снижения себестоимости товара и конечной цены. Важно, что в условиях кризиса руководителей компании должна волновать не величина маржинального дохода, а поддержание необходимого оборота. В противном случае, повышая цены в соответствии с возрастающими издержками, они вряд ли смогут сохранить свою долю рынка.
К числу антикризисных механизмов можно отнести разумное управление торговой наценкой, снижение ассортимента и т.д. Однако в ходе изучения вопросов ценообразования в период кризиса важно обратить внимание слушателей на факторы, влияющие на объемы продаж, например, тип товара и мотивы его потребления, конкуренцию на данном рынке,
ценовую политику конкурентов.
***
И. А. Лисовская, к.э.н., доцент РНВШУ АНХ, отметила, что задача компании в условиях развивающегося финансового кризиса состоит в разработке антикризисной стратегии в области управления финансами. Это требует от руководителей и топ-менеджмента обоснованных и неординарных решений, что во многом зависит от знаний, деловых компетенций и креативности руководства и ведущих сотрудников компаний.
В новых условиях необходимы коррективы содержательной части ряда учебных курсов. Применительно к блоку финансовых дисциплин целесообразно углубленное рассмотрение следующих тем.
■ В рамках курса «Бухгалтерский учет и аудит» максимальное внимание следует уделить проблемам управления затратами.
■ В курсе «Финансовый менеджмент» - полнее рассмотреть особенности выполнения финансового анализа, в том числе с позиции оценки перспектив стратегического развития фирмы. С учетом циклического характера формирования финансовых кризисов тематический план нужно дополнить разделом «Финансовые кризисы: сущность, проявления и пути преодоления» с целью выработки общих представлений о кризисе как объекте управления и готовности к разработке и принятию соответствующих решений.
■ Главная цель курса «Налоговая система РФ» - в формировании четкого представления об особенностях российского законодательства в налоговой сфере и правовых возможностях оптимизации налогообложения на отечественных предприятиях. Организации-налогоплательщики заинтересованы в разработке стратегии налоговой оптимизации, которая, не нарушая требований законодательства, позволила бы сократить расходы на налоги и снизить (перераспределить во времени) отток денежных средств. В условиях финансового кризиса это - одна из мер повышения платежеспособности и сохранения финансовой устойчивости.
Участники конференции согласились с предложением И. А. Лисовской о введении в учебный план самостоятельного курса «Риск-менеджмент», что позволит глубже разобраться в проблемах управления рисками, принципиально изменить сам процесс управления ими. Ведь суть риск-менеджмента -в предупреждении рисковых событий, а не в ликвидации их последствий.
***
В своем докладе «Особенности бизнес-планирования и коммерческой оценки эффективности инвестиций в условиях финансового кризиса» д.ф.-м.н., зав. кафедрой Высшей коммерческой школы Минэкономразвития РФ, доцент РНВШУ АНХ Б. С. Бардин дал ряд рекомендаций, касающихся методики отбора и разработки инвестиционных проектов. Он также говорил об акцентах, которые стоит расставить при подготовке
и чтении лекций по курсам бизнес-планирования, проектного анализа и инвестиционного менеджмента. Возрастание рисков в условиях кризиса означает, что проработка бизнес-планов, инвестиционных проектов и коммерческой оценки эффективности инвестиций должна быть более тщательной.
По мнению Б. С. Бардина, финансовый кризис может увеличить привлекательность инновационных проектов и перспективных разработок. Для их реализации нужны специалисты - носители технологических идей, способные превратить эти идеи в конечный продукт. В этой связи представляется исключительно важным в читаемых курсах уделить особое внимание вопросам коммерциализации инноваций.
Для преодоления кризиса необходима концентрация усилий государства и частных предпринимателей. Поэтому другим перспективным направлением инвестирования может быть реализация социально значимых проектов, имеющих государственную поддержку. В учебном плане следует предусмотреть изучение вопросов взаимодействия государственных органов и бизнеса, в частности, ознакомить слушателей с методами проведения институционального анализа и подготовки соответствующих разделов бизнес-плана.
Особое значение имеют оценка рисков проекта и разработка мероприятий, позволяющих снизить влияние неопределенности и рисков на коммерческую эффективность проекта. В качестве методик оценки риска следует применять анализ чувствительности и сценарный анализ, которые можно проводить при помощи специализированного программного обеспечения, разработанного компанией «Альт-Инвест». Анализу рисков и разработке мер по их снижению должен быть посвящен отдельный раздел бизнес-плана.
В целом нужно стремиться выработать у слушателей понимание, что сегодня разработка бизнес-плана необходима предпринимателю для внутреннего пользования, а не только для получения кредита в банке. Руководитель должен сам оценить запас финансовой прочности своего проекта, чтобы четко осознавать возможные риски и возможности по выполнению взятых на себя финансовых обязательств.
* * *
Правовые дисциплины уже давно заняли свою нишу в программах бизнес-образования РНВШУ, а многолетнее преподавание выявило именно ту правовую проблематику, которая интересует представителей самых разных слоев современного отечественного бизнеса. Доцент РНВШУ АНХ, к.ю.н., ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ О. А. Беляева считает, что потребность в изучении правовых основ управления фирмой, персоналом и договорной работой со своими партнерами сохраняется, поэтому учебные программы правовых дисциплин не должны существенно меняться. Но преподаватель в процессе общения с аудиторией должен изменить акценты - уделить больше внимания актуальным вопросам правового обеспечения не просто управленческого процесса в целом, а именно его антикризисной составляющей.
В докладе приведены примеры динамики изменений в процессе интерактивного правового обучения согласно потребностям практики в условиях нестабильной экономической ситуации.
Так, в курсе «Корпоративное право» особое внимание уделено проблемам, связанным с так называемыми «сделками слияния и поглощения - М&А».
В курсе «Договорное право» потребуется детальнее освещать вопросы изменения (главным образом, в вопросах цены и порядка расчетов) и расторжения договоров, форсмажор-ных и третейских оговорок, ведения досье альтернативных контрагентов, эффективного построения претензионно-иско-вой работы, приобретения слушателями основных навыков ведения арбитражных процессов по взысканию проблемных долгов. В то же время судебное разбирательство, как правило, означает прекращение делового сотрудничества предпринимателей. Поэтому целесообразно акцентировать внимание на разнообразных вариантах досудебного урегулирования конфликтов (зачет, отступное, новация, цессия и перевод долга и проч.), а также активного применения обеспечительных сделок.
В курсе «Трудовое право» на первый план выходят не только вопросы увольнения в рамках закона, но и внедрение новых систем мотивации персонала, например, опционных программ, чтобы максимально «задержать» нужный персонал в компании. Эта тема должна по-новому подаваться при изучении правовых дисциплин, тем более что анализ и изучение опционных программ с учетом западного опыта представляет собой симбиоз трудового и корпоративного права.
***
А. Б. Савченко, к. геогр. н., заместитель директора ЗАО «Российский центр нанотехнологий», рассказал о методе ситуационного анализа, управления и обучения (САУО), который применяется в антикризисном управлении с начала 1990-х годов. Метод предназначен для решения таких проблем управления предприятием, как принятие решений в условиях неопределенности и цейтнота; управление стратегическими ресурсами предприятия для повышения темпа их мобилизации; согласование действий руководства для повышения эффективности работы; формирование индивидуальной культуры управления предприятием, позволяющей осваивать резкие и масштабные перемены.
В соответствии с названием метод включает три взаимосвязанные фазы:
- ситуационный анализ - диагностика ситуации и анализ возможного ее развития;
- ситуационное управление - разработка политики, стратегии и курса действий предприятия, закрепление их в необходимых документах, а также организация и контроль их выполнения;
- ситуационное обучение - передача обучаемым адекватного представления о положении дел, убеждение их в желательности и осуществимости предлагаемых инноваций, развитие у них необходимых навыков, знаний для конкретных действий в той или иной ситуации; осуществляется дифференцированно в зависимости от занимаемого ими положения на предприятии.
Таким образом, метод САУО ориентирован на повышение квалификации и мотивации сотрудников предприятия,
в конечном счете - на рост уровня осмысленности, заинтересованности и согласованности их действий по решению конкретных проблем, встающих перед предприятием в кризисной ситуации.
***
Как отметила при подведении итогов конференции академик РАСХН Э. Н. Крылатых, доклады и их обсуждение позволили углубить представление о кризисе, его корнях и последствиях, найти способы адекватного отражения этих вопросов в тематике учебных дисциплин, что поможет преподавателям и слушателям обрести личную антикризисную программу, сохранить и прирастить управленческие компетенции.
Российские учёные об экономических кризисах
«При условии раздельности производственных и торговых функций увеличение резервных запасов должно вызывать периодические потрясения торговли и промышленности. Таким образом, при условии господства неограниченной свободной конкуренции технический прогресс ведёт, наряду с удешевлением продуктов, к отрицательным результатам в виде перепроизводства товаров, причём перепроизводство это при раздельности производственных и торговых функций в обществе выразится периодическим переполнением рынков не находящих себе сбыта товарами («кризисы»), при устранении же торговых посредников - хроническим застоем, в последнем случае накопление мёртвых запасов будет заменяться неполной эксплуатацией предприятий, т.е. на место торгового застоя выдвинется промышленный застой.
<...> История стран с развитой фабрично-заводской промышленностью заставляет предполагать о неизбежности как периодического, так и хронического перепроизводства товаров».
Дмитриев В. К. Экономические очерки. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
С. 297-298.
Подготовила М. А. Рогачевская, Новосибирск