Научная статья на тему 'Как и для чего развивать литературные способности детей?'

Как и для чего развивать литературные способности детей? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / LITERARY SKILLS / ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ / RESOURCES DEVELOPMENT / ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСТВА / THEME / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балдина Марина Ивановна

В статье автор анализирует источники развития литературных способностей детей, показывает на конкретных примерах тематику литературного творчества детей разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как и для чего развивать литературные способности детей?»

институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. (дата обращения: 16.07.2016).

4. Рыбаков Р. П. Бедность как социальный феномен: монография / Р. П. Рыбаков, А. И. Рыбакова. М.: РУСАЙНС, 2015. 138 с.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302-373.

Как и для чего развивать литературные способности детей?

Балдина М. И.

Балдина Марина Ивановна /Baldina Marina Ivanovna - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза П. И. Чиркина, г. Калининск, Саратовская область

Аннотация: в статье автор анализирует источники развития литературных способностей детей, показывает на конкретных примерах тематику литературного творчества детей разного возраста.

Abstract: in the article the author analyzes the sources of literary abilities of children, shows specific examples of the literary themes of creativity of children of different ages.

Ключевые слова: литературные способности, источники развития, тематика творчества.

Keywords: literary skills, resources development, creativity, theme.

Литературные способности развиваются в течение всей жизни человека и сочетают в себе компоненты, в основе которых лежат психические свойства (восприятие, память, воображение и т. д.). В основу своей работы я взяла исследования психолога В. П. Ягунковой, которая в течение нескольких лет изучала школьников, занимающихся литературным творчеством. Наблюдения позволили ей выявить основные компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов [3].

Эти компоненты способностей мы наблюдаем у многих школьников, которые занимаются литературным творчеством. Но мы знаем, что задатки могут заглохнуть, если для их роста не окажется благоприятных условий. И, наоборот, их можно развить, способствуя проявлению таланта.

Остановлюсь более подробно на некоторых слагаемых успешного развития литературной одаренности в условиях школьного воспитания.

Основным источником развития литературных способностей детей является чтение. Именно книги развивают воображение, дают детям уроки поэтического языка, способствует воспитанию чувства ритма. Беседы о прочитанном, обращение внимания на художественные достоинства произведений, объяснение значений новых слов положат начало формированию поэтических представлений детей.

Важно также помнить, что творческое воображение неразрывно связано с поэтическим восприятием окружающего мира. Школьники, владеющие языком художественных образов, рисуют в своих стихах необычные поэтические картины: Тихая заря в вечернем небе Светит яркой краскою багрянца. Обнимая засыпающую землю,

Тень ложится мягкого румянца. (Воробьева Алина)

Учитывая, что детские впечатления являются наиболее эмоциональными, педагогу важно развивать умение наблюдать, накапливать в памяти яркие представления.

Оценивая литературное творчество детей, мы должны понимать, что оно важно для развития личности ребенка в целом, для формирования сознания, нравственности, мировоззрения [2]. Это можно увидеть, анализируя тематику детского творчества. Дети младшего возраста пишут о том, что их радует, удивляет, например, о природе: Подснежник зацвёл, И запел соловей. Май в гости пришёл,

Стало всем веселей! (Балдина Ирина, 10 лет).

Дети постарше обращают внимание на общественные события:

Давно закончилась война,

Растут здесь травы на просторе.

Пусть будет поле Бородина

Лишь полем славы, а не горя! (Пиляева Вероника, 12 лет).

В подростковом возрасте появляется потребность в самооценке, которая отражается в стихах детей этого возраста: Успех к человеку приходит не сразу, Признанье людей нелегко заслужить. «Быть честным» - не просто красивая фраза,

А то, без чего трудно цели достичь. (Манюшкин Дмитрий, 15 лет). Старшеклассникам близки темы дружбы и любви, гражданская и патриотическая темы:

Калининск весел и печален. Ты так красив, и так ты молод! Тебе я очень благодарен,

Мой солнечно-дождливый город! (Савранский Артем, 16 лет).

Школьники старшего возраста в стихах выражают мечты о будущем:

Нам мир откроет сто дорог,

Преодолеем все напасти,

Пусть полон мир невзгод, тревог,

Но мы найдем дорогу к счастью. (Чувачёва Кристина, 17 лет). Для детей любого возраста, любого уровня одаренности очень важна оценка их достижений [1]. Поэтому произведения обучающихся обязательно должны быть представлены на суд читателей и слушателей. Это могут быть школьные конкурсы чтецов (в нашей школе они проходят в рамках Недели Русской словесности) и литературные конкурсы более высокого уровня. Популярностью пользуются у нас в районе Алексеевские чтения, посвященные творчеству земляка-писателя М. Алексеева, где юные поэты выступают в номинации «Поэзия». Традиционно в день рождения А. С. Пушкина проводится Пушкинский праздник с обязательным участием начинающих поэтов. Стихотворения талантливых ребят публикуются на страницах районной газеты «Народная трибуна». Особая гордость нашей школы - ежегодный выпуск поэтического сборника.

Рис. 1. Обложка сборника

Конечно, цель такой работы не воспитание профессиональных поэтов, но литературные способности надо развивать у всех детей, ведь это поможет им быть талантливыми читателями, культурными людьми, ценителями прекрасного. Поэтическое восприятие мира, эмоциональное сопереживание, творческое воображение и мышление посредством образов сделают жизнь детей богаче и интереснее.

Литература

1. АрнаудовМ. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.

2. Ковалев Л. Г. Психология литературного творчества. Л., 1960.

3. Ягункова В. П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964.

4. Способности литературные. [Электронный ресурс]: http://www.psycosmology.ru/art/ Мех^р/Способности_литературные. (дата обращения: 30.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.