УДК 373
Pechko L.P., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, leading researcher, Institute of Art Education and Cultural Studies of RAO (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE DOMINANT FEATURE OF ARTISTIC AND LITERARY GIFTEDNESS IN ADOLESCENTS. The study observes artistic education in middle school provides the basic environment for the support and development of the adolescents' giftedness, being manifested in their artistic and literary creativity. The researcher describes special features of giftedness in both forms of creative activity allows singling out the manifestation of original metaphoric imagery as the dominant feature of their creativity. The work shows the necessity of supporting the development of this feature of art in adolescents is necessary in middle school educational setting.
Key words: artistic education, gifted adolescents, school, visual and literary creativity, metaphor, imagery competitions, exhibitions, drawings, verses.
Л.П. Печко, д-р филос. наук, проф., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ ОДАРЁННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Область школьного художественного образования - основная среда для поддержки и развития одаренности подростков, проявляющейся в их изобразительном и словесном/литературном творчестве. Изучение специфики одаренности в двух видах деятельности позволяет выделить проявление оригинальной метафорической образности как доминанту креативности. В условиях школьного образования необходима поддержка освоения подростками этой особенности искусства.
Ключевые слова: художественное образование, одаренные подростки, школа, изобразительное и литературное творчество, метафора, образность, конкурсы, выставки, рисунки, стихи.
В гуманитарном научном знании последних десятилетий разрабатываются представления о том, что на основе понимания сущности метафоры и её функций в культуре, искусстве, науке функционирует творческое мышление человека [1; 2]. Однако в сфере общего образования (и прежде всего художественного) метафора почти не изучается и не осваивается школьниками. Между тем известно, что при недостаточной метафоричности мышления угасает творческий потенциал человека в любой области деятельности. В нашем исследовании было установлено, что в художественных и литературных работах, присылаемых современными подростками на выставки и конкурсы, часто отсутствует или мало проявляется столь значимый и ценный признак художественной одаренности как метафорическая образность. Это прежде всего - универсальное средство каждого искусства и вместе с тем отпечаток индивидуального дара автора. Недостаточно изучены в психолого-педагогическим аспекте проблемы развития метафорической образности как личного качества художественной одаренности, проявляющейся на этапах школьного возраста, а также необходимость ее педагогической поддержки.
Выдающийся отечественный мыслитель ХХ века А.Ф. Лосев характеризует метафору как «способ эстетического мировосприятия и средство образной выразительности в искусстве, в основе которого-перенесение с одного предмета на другой при осознании (часто неопределённом) их различий», что связано прежде всего с речемыслительной деятельностью человека [3, с. 202; 4;]. Учёный с мировым именем, эстетик и филолог М.М. Бахтин отмечал «изображающую активность метафоры» как мощного средства воздействия на личность в составе «эстетики словесного творчества» [5, с. 371].Известный психолог В.П. Зинченко считал «живую метафору» источником живого понимания смысла в искусстве[6]. Коллективом ученых во главе с А.А. Мелик-Пашаевым изучается «создание выразительных образов» в детском творчестве как результат « наличия эстетического отношения к миру» [7, с. 37, 44 - 45].
Метафора - это материально выраженный в словесной или иной форме след, отпечаток образной ассоциации автора, продуцируемой в процессе творчества активностью мозга, подсознания и эмоционального отношения. Она появляется как сцепление в воображении сходных или противопоставленных образов предметов, живых существ, персонажей искусства и реальных лиц. Принято считать, что как один из генеральных способов человеческого мышления метафоричность проявляется на основе природных психофизических механизмов, способностей [8, с. 548 - 549]. Как «сокращённое сравнение» (Г.В.Ф. Гегель) метафора содержит сам характеризуемый объект (объясняемое) и средство сравнения (объясняющее) [9, с. 113]. Сопоставления посредством метафоричных взаимопереносов различных качеств, внешних признаков вещей, процессов используются в научных исследованиях. Метафору как проявление способностей человека «подмечать сходство» и выражать это в поэзии» высоко оценивал еще Аристотель, считая ее признаком таланта [10, с. 116 - 117].
В сфере художественного образования будущих учителей и мастеров искусства метафора используется недостаточно широко для развития креативности, восприятия, воображения, между тем для становления способностей важны связи аффективно-моторной реактивности мозговых структур. Феномен метафоры в сферах культуры, науки, искусства развивался в течение тысячелетий. Её расцвет относится в первую очередь к насыщенным метафорической образностью произведениям этнических эпосов. В европейской философии, эстетике, искусствознании метафора- основа и источник образов изобразительной, литературной деятельности. В классическом искусстве на основе метафорической образности отшлифованы приемы художественного мастерства, определены
модели духовно - гуманитарного развития личности в контекстах различных исторических эпох, включая современную. Метафорическая образность сопровождает и общественно-политические высказывания. В искусстве метафора выступает как основной способ выращивания художественного образа во всем многообразии.
В образовании, воспитании и развитии современных творчески мыслящих подростков и старших школьников существуют возможности более полно использовать эстетико-художественный потенциал метафорической природы искусства, выявить показатели креативности в художественном видении и творчестве одаренных подростков [10].
Естественно, что качества художественности в творческих работах в этом возрасте ещё только формируются, но дают о себе знать в конкретном выражении в деталях видения и оформления, в личностном осмыслении мира. Их реализация в художественной деятельности происходит через специфический материал конкретного вида искусства, отражает своеобразие личных образных впечатлений и метафорических сочетаний. При изучении значительного объема рисунков и сопровождающих текстов сочинений подростков, выявляется более высокая художественная ценность работ определенного уровня. Именно тех, где своеобразие, оригинальность (а значит несомненная одаренность юных авторов) отчетливо отражается именно спонтанно, непроизвольно в метафорической цепочке. Это индивидуальные образные «зерна» -непосредственное выражение одарённости подростков, не получивших еще систематического художественного или дополнительного образования и знаний о метафоре, но раскрывающих образы личных впечатлений, опыта, воображения, образного мышления, подсознания. То есть эти искренние, часто наивные изображения в рисунке или словесном описании и стихах подростков 12 - 14 лет содержат сравнения и метафоры, не почерпнутые из обучения, а рожденные из восприятий жизни, искусства и литературы, из собственных наблюдений, сопоставлений и фантазий. И это свидетельство актуальной одаренности и потенциальной креативности юного автора. Ведь, в учебной работе на уроках литературы или изобразительного искусства в современной школе изучение образного языка и стиля литературы и искусства фактически не реализуется. Традиционно отсутствие в учебных программах по литературе и изобразительному искусству разделов об образном языке, о метафоре. Учителя привыкли к сложившемуся исконно недоверию к эфемерным, «формальным» средствам художественной выразительности из-за опасения упреков в формализме.
В нашем исследовании рассмотрение образной характеристики продуктов и признаков детского и подросткового творчества опиралось на признание учеными-гуманитариями ценности и уникальности присутствия в нем метафорической образности (что нашим школьникам «не задавали»). Вместе с тем такое неведение оказывалось источником творческого своеобразия их видения [11]. Иногда, в случайно найденной и примененной подростком метафоре открываются новые необычные изображения какой-то ситуации, ракурсы деталей, предметов и образов людей. Так, сказочный северный олень помещен в центр мира, над его головой сияет солнце. Танцующие девушки взмахами белых рукавов напоминают взлетающих птиц. Натюрморт «Столик актрисы» заполнен выразительно «говорящими» вещами. Современный мальчик - будущий космонавт, сидя на коленках у окна смотрит на звезды, а в его фантазии проецируются изображения созвездий и звездолетов. Глубокие метафорические размышления наполняют стихи юных поэтов. Известны исповедные строки - метафоры, созданные в детстве Никой Турбиной. Уникальны образы рисунков Нади Рушевой: написанные тонкой линией силуэты девочек «кентавриц»- это зримая метафора. Поражает динамич-
ность смены метафорических образов в стихах Оли Нечаевой (12 лет, С. Петербург). Здесь очевидно влияние увлеченности поэзией античной, пушкинской и ахматовской, но метафоры-собственные, нечаевские: при вольном обращении с размером, рифмой и дерзкой, еще детской интонацией: «рком твердым придавлю к столу кипу бумаги,/ соберу, как Ахматова, свои четки, / А слова вгоню в ритм-пряником или плеткой/.Сглажу сучки и задоринки, распрямлю корягу/. Пло-хо-перечеркну загогулиной лихо/. Над новыми-целый день беспощадно гну спину. / Это всегда мой труд и моя прихоть» ... (сб. «Обо всем», М., 2015, с. 34).
Эффективно при изучении эстетико-художественной одаренности подростков применение метода бинарного наблюдения -именно в двух видах деятельности школьника, в особенности, изобразительной и словесной (литературной). Здесь речь идет о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, доминировании и взаимодополнительности визуальных и словесно-понятийных образов. Личностное самовыражение автора в рисунке и сочинении, когда словесная форма дополняет, уточняет раскрытие смысла художественного образа, позволяет педагогу и исследователю сопоставить степени развития двух видов эстетико-художественных способностей. Творчески одаренные школьники - художники могут быть тонкими ценителями поэтического образа и «эстетики словесного творчества» (М.М. Бахтин).
Источниками получения материала - рисунков и текстового их сопровождения (как условия участия в выставках в Москве) для нашего исследования стали экспозиции: «Моя картина» (2016 - 2017) и «Моя картина говорит»» (2018), куда отобраны работы одаренных подростков. Кроме того, мы рассматривали рисунки, представленные на ХУШ Передвижную выставку детского изобразительного творчества «Я вижу мир: мир театра»(2017), её куратор Т.А. к.п.н. Копцева (ФГБНУ «ИХО и К РАО»).На предшествующих этапах со школьниками разных регионов проводились срезовые, творческие задания, опросы с целью выявления креативного потенциала в литературно-словесной образности( задания по написанию сочинений, стихов на предложенные тексты русских пословиц, загадок и др.). Изучение работ выявило снижение числа применяемых образных оборотов у учеников от 6 до 10 классов, а значит, ослабление развития творческого мышления подростков в школах (Челябинск, Липецк, Елец, Москва).
Это следствие недооценки учителями значения художественного творчества подростков и развитии образного мышления. На основе полученных результатов представляется актуальной и необходимой поддержка подростков в развитии креативности. Возможно, проводить занятия в рамках дополнительного образования для приобщения учеников к освоению образных, метафорических богатств отечественного искусства и культуры. Это представляет собой и шаги по усилению предпрофессиональной направленности художественно-эстетического образования.
Если метафорическая образность, доминирующая в народном и в классическом художественном творчестве, не будет пробуждена и поддержана в образовании и развитии подростков своевременно, то может угаснуть уже к 14 -15 годам, после чего не будет восстанавливаться. О снижении образного мышления
Библиографический список
в этом возрасте предупреждали крупные исследователи в области психологии художественного творчества Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский [12; 13]. Помочь открыть метафору через творчество юному художнику, начинающему поэту компетентны педагоги-гуманитарии в художественно-эстетической среде образовательного учреждения, что актуально для верного ориентирования школьников в выборе будущей профессии.
В метафорическом образе рисунка или текста подросток выражает часто без осознания , с одной стороны, личностный оценочный и ассоциативный смысл выбора деталей, передающих его видение события, человека, природы, с другой,- потребность в эмоциональной гармонизации художественно-эстетического построения изображения и текста. Метафорой не ограничены способности к творческой деятельности - изобразительной или литературной. Она организует во внешней форме смысловую и материально выражаемую целостность и фактурность образа. Существенны и особенности композиционного построения, эмоционально-цветовой компоновки и ритмической основы рисунка или текста. Но все это связано в первую очередь с врожденными способами связи свойств образов и сцеплений слов (Л.Н. Толстой). Особенно важна в этом возрасте поддерживающая компетентная среда, поэтому основной методический путь для педагогов - введение занятий для дополнительной поддержки и включения в творчество метафорического мышления. (М.М. Бахтин). Становление в подростково-юношеском возрасте эстетического сознания станет опорой в процессе различения собственных деталей произведения и чужих, заимствуемых из сферы искусства.
С ориентацией на подходы к данной проблеме отечественных и зарубежных исследователей одаренных детей и подростков [14], отметим, что изучение творческих работ позволило установить в качестве значимого, доминантного признака художественной и литературной одаренности подростков индивидуальную метафоричность как проявление их дарования, и что существенно - без предварительного обучения. Диагностирование подавляющего числа подростков обнаруживает дефицит чтения и опыта знакомства с образной системой искусств, ограниченность словарного запаса и метафорической образности. Анализ и обобщение результатов изучения 652 конкурсных рисунков и сочинений к ним, а также опубликованных стихотворений, материалов опросов и тестовых заданий по искусству в школах разных регионах России, - подтвердили значимость раннего диагностирования художественной одаренности подростков. Но вместе с тем и необходимость поддержки их дарований на основе приобщения к образности литературы и искусства при сохранении педагогической корректности, ведь заранее невозможно предугадать индивидуальную траекторию развития одаренности. Выявление метафорического креативного зерна как доминанты творческого мышления в 14 процентах художественно-изобразительных и словесно-литературных работ подростков позволяет соотнести результаты наблюдений над «пробами» природно-одаренных юных авторов со взглядами классиков эстетики, психологии, педагогики, литературоведения, искусствознания.
1. Теория метафоры. Перевод с английского. Москва: Прогресс, 1991.
2. Одаренные дети. Перевод с английского. Москва: Прогресс, 1990.
3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. Москва: Искусство, 1976.
4. Лосев А.Ф. Метафора. Эстетика. Словарь. Москва, 1989.
5. Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 1 Москва: Русские словари. Языки славянских культур.
6. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. Москва: Русские словари, 2010.
7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А. Чубук Н.Ф, Художественная одаренность детей, её выявление и развитие: методическое пособие. Дубна: Феникс+, 2006.
8. Метафора. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. Москва: Мысль, 2001.
9. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 2. Москва: Искусство, 1959.
10. Аристотель. Об искусстве поэзии. Москва: Гос. издательство художественной литературы, 1957.
11. Печко Л.П. Проблема проявления метафорической образности в творческой деятельности подростков. Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей. Материалы V Всероссийского научно-практического семинара 26 апреля 2018. Москва: ФГБНУ» ИХО и КРАО»: 44 - 57.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Просвещение, 1967.
13. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. Москва: Издательский дом КАРАПУЗ, 2009.
14. Фомина Н.Н. Одарённый ребёнок. Проблемы художественно-творческого развития: научно-методическое пособие. Москва: ВЦХТ, 2015; 11. References
1. Teoriya metafory. Perevod s anglijskogo. Moskva: Progress, 1991.
2. Odarennye deti. Perevod s anglijskogo. Moskva: Progress, 1990.
3. Losev A.F. Problema simvola irealisticheskoe iskusstvo. Moskva: Iskusstvo, 1976.
4. Losev A.F. Metafora. 'Estetika. Slovar'. Moskva, 1989.
5. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij. V 7 t. T. 1 Moskva: Russkie slovari. Yazyki slavyanskih kul'tur.
6. Zinchenko V.P. Soznanie itvorcheskijakt. Moskva: Russkie slovari, 2010.
7. Melik-Pashaev A.A., Novlyanskaya Z.N., Adaskina A.A. Chubuk N.F, Hudozhestvennaya odarennostdetej, ee vyyavlenie irazvitie: metodicheskoe posobie. Dubna: Feniks+, 2006.
8. Metafora. Novaya filosofskaya 'enciklopediya: V 4 t. T. 2. Moskva: Mysl', 2001.
9. Gegel' G.V.F. 'Estetika. V 4 t. T. 2. Moskva: Iskusstvo, 1959.
10. Aristotel'. Ob iskusstve po'ezii. Moskva: Gos. izdatel'stvo hudozhestvennoj literatury, 1957.
11. Pechko L.P. Problema proyavleniya metaforicheskoj obraznosti v tvorcheskoj deyatel'nosti podrostkov. Problemy tvorcheskogo razvitiya lichnosti v sisteme obrazovaniya. Sbornik nauchnyh statej. Materialy V Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara 26 aprelya 2018. Moskva: FGBNU» IHO i KRAO»: 44 - 57.
12. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Prosveschenie, 1967.
13. Bakushinskij A.V. Hudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie. Opyt issledovaniya na materiale prostranstvennyh iskusstv. Moskva: Izdatel'skij dom KARAPUZ, 2009.
14. Fomina N.N. Odarennyj rebenok. Problemy hudozhestvenno-tvorcheskogo razvitiya: nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: VCHT, 2015; 11.
Статья поступила в редакцию 24.11.18