Научная статья на тему 'Как долг становится прибылью'

Как долг становится прибылью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова М. В.

В статье даны ответы на ряд вопросов относительно факторинга: когда необходим кредит; отличие факторинга от кредита; какова схема финанси рования при факторинге; сколько стоит факторинг; каким образом осуще ствляется сервис при факторинге и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to transform debts into profits

In this article the author gives answers to a number of questions concerning factoring, i.e. when do you need credits; what is the difference between factoring and credit; what is the financing scheme in factoring; what is the cost of factoring; ways of doing service at factoring, etc.

Текст научной работы на тему «Как долг становится прибылью»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Как долг становится прибылью

М.В.Орлова

Национальная факторинговая компания «Уралсиб-НИКойл»

С услугой кредитования, проверенной временем, знаком в какой-то мере практически каждый предприниматель. Но такой услугой, как факторинг, пользовались пока немногие. Тем не менее в последнее время именно факторинг вызывает наибольший интерес среди тех, чей бизнес связан с поставками товаров и отсрочками платежей. Рано или поздно при выборе пути развития бизнеса перед предпринимателями или предприятиями возникает проблема выбора необходимого для них финансового механизма и встает вопрос: отдать предпочтение привычному для всех кредиту или воспользоваться инструментом факторинга?

Когда необходим факторинг?

Увеличивая рынки сбыта, компании нередко сталкиваются с нехваткой оборотных средств, необходимых для закупки и расширения ассортимента продукции. И тогда они останавливают свой выбор на факторинге. Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых компанией-фактором оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочный характер. Первыми факторингами воспользовались компании из таких отраслей, как пищевая промышленность, фармацевтика, парфюмерия, причем наиболее активно к этой услуге прибегают именно производители и поставщики продуктов питания. Связано это с тем, что факторинг как финансовый инструмент предназначен в первую очередь для предпринимателей, работающих с товарами быстрой оборачиваемости.

Многие компании с мировой известностью для своего развития использовали именно факторинговое обслуживание. Оно включает финансирование поставок товаров, страхование кредитных и ликвидных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту. Компания-фактор берет на себя все функции контроля за своевременностью оплаты поставок покупателями.

А.И.Кузнецов - генеральный директор Группы компаний «Русский натуральный продукт»: «Не секрет, что динамично развивающееся предприятие при постоянном расширении сбытовой сети, охватывающей практически все регионы России, испытывает

постоянную потребность в значительных объемах оборотных средств. Наряду с банковским кредитом новый финансовый инструмент - факторинг- позволил руководству компании воплотить стратегию расширения розничных и региональных продаж, оптимизировать издержки».

Факторинг и кредит

По своей сути факторинг является инструментом, позволяющим многим компаниям увеличить продажи в несколько раз, а факторинговое обслуживание подходит поставщикам и производителям именно потому, что выгодно отличается от кредита. При факторинге не требуется оформление такого множества документов, как при кредите. Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. Кроме того, кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки. При этом одно из основных преимуществ факторинга в том, что он не требует залога. Из-за этого процедура привлечения оборотных средств значительно упрощается. Факторинговая услуга не конкурирует с банковским кредитом, потому что она становится особенно актуальна тогда, когда все кредиты в банке уже выбраны, но еще нужны дополнительные оборотные средства для развития: в сезонные пики, в период развития и расширения рынка, во время раскрутки нового бренда. Пользуясь услугами факторинга, клиент получает деньги в необходимом количестве и на необходимый срок. Кроме того, факторинговое обслуживание носит бессрочный характер, в то время как уверенности в том, что банк предоставит новый кредит, не существует. Таким образом, факторинговое обслуживание удовлетворяет потребность поставщика товаров и услуг в оборотных средствах.

Схема финансирования при факторинге

Суть факторинга заключается в предоставлении компанией-фактором денежных ресурсов и сервиса торговым, производственным и сервисным фирмам. Сюда входит покрытие ряда рисков, часто возникающих в торговых

операциях компаний, управление дебиторской задолженностью, консалтинг, а также информационно-аналитическое обслуживание клиентов. Коротко опишем каждую из услуг.

Итак, схема финансирования при факторинге такова. Сразу после поставки товара дебитору клиент предоставляет компании-фактору накладную и тут же получает в виде аванса значительную часть (до 90 %) суммы поставки, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Остатки средств по поставкам (за вычетом комиссии компании-фактора) зачисляются на расчетный счет поставщика по мере их фактической оплаты покупателями. В данном случае фактор выступает в качестве лица, авансирующего товарный кредит, предоставляемый покупателю.

Таким образом, клиент факторинговой компании получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, он может быть, безусловно, уверен в поступлении средств из банка взамен представленных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа. Надо отметить, что зачастую торговый оборот поставщика ограничивается лишь из-за того, что покупатель не в состоянии оплатить больший объем закупки, не имея для этого достаточных оборотных средств, а поставщик, соответственно, не располагает оборотными средствами, необходимыми для предоставления или увеличения товарного кредита покупателю.

Страхование рисков при факторинге

Помимо финансирования торговых операций, воспользовавшись помощью факторинговой компании, вы получаете целый спектр разнообразных услуг, важнейшая из которых - страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск неоплаты товара; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке. Как это происходит на практике? К примеру, с риском ликвидности, т. е. риском несвоевременной оплаты факторинг справляется по определению - собственно, для этого он и придуман. С точки же зрения кредитного риска, т. е. отказа покупателя от платежа, принципиально отличаются друг от друга факторинг без регресса (со страхованием риска неплатежа) и с регрессом (без страховки). В первом случае досрочный платеж фактора в пользу

ECONOMICS AND MANAGEMENT

клиента для последнего является реализацией, он уже не может быть востребован фактором. Таким образом, если покупатель не платит, то несмотря на это поставщик сохраняет до 90 % суммы поставки. Во втором случае компания-фактор, не получив денег с дебитора, имеет право через определенный срок (обычно один месяц) потребовать деньги с клиента. Факторинг с регрессом фактически сводится к краткосрочному финансированию, где денежное требование не покупается, а принимается в обеспечение финансирования. При этом кредитный риск остается на продавце.

Таким образом, если компания давно сотрудничает со своими клиентами и уверена в их платежеспособности, безусловно, более целесообразно не страховать риски, так как это будет стоить дороже. Когда компания начинает работу с новым клиентом или платежная дисциплина на данном рынке низка, страхование рисков может оказать неоценимую услугу и спасти компанию от значительных потерь.

Сервис при факторинге

Сервис при использовании факторингового обслуживания включает, как правило, обязательную работу с дебиторской задолженностью клиента. Начав сотрудничество с факторинговой компанией, у заказчиков появляется, по сути, независимый контролер, который позволяет свести потери от продаж в кредит к минимальным показателям. Кроме того, это дает предпринимателям возможность сосредоточиться на основных задачах бизнеса: производстве и реализации продукции. Таким образом, административное управление дебиторской задолженностью включает проверку платежной дисциплины и деловой репутации действующих и потенциальных покупателей клиента, ежедневный монито-

ринг состояния дебиторской задолженности, управление задолженностью покупателей, установку и обновление лимитов финансирования на дебиторов (рекомендательные лимиты отгрузок), напоминания дебиторам о необходимости осуществить оплату за поставку и др.

Что же касается информационно-аналитического обслуживания при факторинге, то оно предполагает ежедневную отчетность о движении денежных средств, аналитику по состоянию дебиторской задолженности (отгрузки, платежи и пр.), интеграцию с бухгалтерскими системами компании. К примеру, Национальная факторинговая компания «Уралсиб-НИ-Койл» располагает специальной системой, которая позволяет получать информацию о состоянии платежей их дебиторов, платежных и товарных потоков в режиме реального времени. Это делается посредством сети Интернет и доступно в любой точке земного шара. Таких технологий нет даже в большинстве западных компаний, клиенты которых получают подобную информацию на бумаге раз в две недели или раз в месяц, зачастую выплачивая за это дополнительные деньги.

Сколько стоит факторинг

К сожалению, многие банкиры и предприниматели признают, что пока факторинг в России - достаточно дорогое удовольствие из-за высоких процентных ставок. Выгодно ли при таком раскладе пользоваться услугами факторинга?

Вот как комментирует этот вопрос представитель факторинговой компании: «В России ставки даже несколько ниже, чем в среднем по Европе. Пользоваться факторингом, несомненно, выгодно. Дело в том что, то увеличение объема продаж, а следовательно, и увеличение выручки и прибыли,

которое обеспечивает факторинг при том, что предприятие снимает с себя все риски, связанные с подобного рода деятельностью и существенно экономит на персонале, который должен заниматься работой с дебиторской задолженности, намного перекрывает расходы на сам факторинг, - говорит Михаил Трейвиш, председатель Правления Национальной факторинговой компании «Урал-сиб-НИКойл». - Надо отметить, что успешное сотрудничество компаний, обслуживающих продуктовый рынок, а это Детчинский винзавод, компания «Диамант алко», ЗАО «Вилаш», ГК «Русский натуральный продукт», ТД «Лоцман» и др., с НФК «Уралсиб-НИ-Койл» уже реально позволило воплотить в жизнь стратегию расширения розничных и региональных продаж, оптимизировав при этом все издержки».

А вот что говорят по этому поводу сами предприниматели. Н.Н.Крупно-ва, генеральный директор ЗАО «Вилаш»: «Факторинг служит мощным фактором оперативного пополнения оборотных средств предприятия в условиях ограниченных возможностей получения кредита. Несмотря на несколько более высокий процент за пользование денежными средствами по сравнению с кредитными ресурсами, финансирование по факторингу является более быстрым, не требует длительной процедуры оформления документов, залогового обязательства и соблюдения прочих формальных моментов, связанных с получением кредита. А результат - высокий уровень платежеспособности предприятия, рост объемов продаж за счет возможности увеличения отсрочки платежа».

Но, конечно, прежде всего, каждый предприниматель должен сам для себя просчитать все плюсы и минусы от услуг факторинговой компании.

БУМАЖНЫХ ПАКЕТОВ любой формы

ООО ГРАФИТАЛ

127576 МОСКВА, ИЛИМСКАЯ УЛ. 7

Тел. +7-095-741 0717, Факс+7-095-741 071 www.grafital.ru, E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.