Научная статья на тему 'Кафедры и их роль в методическом обеспечении образовательного процесса в вузе'

Кафедры и их роль в методическом обеспечении образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2118
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ВУЗА / УЧЕБНАЯ / НАУЧНАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / CHAIR IN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL / SCIENTIFIC / METHODOLOGICAL WORK / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF KNOWLEDGE / METHODICAL PROCESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Альбина Григорьевна

В статье раскрывается роль кафедры вуза в методическом обеспечении образовательного процесса. Кафедра встроена во внутривузовскую систему управления, участвует в различных корпоративных программах развития, выполняет плановые учебные, научные и методические задания, поддерживает систему документооборота, своевременно предоставляет отчётность о результатах собственной деятельности, взаимодействует с целым рядом учебных и других подразделений и ректоратом вуза. Основной функциональной задачей кафедры, как известно, является организация образовательного процесса, обеспечение его квалифицированными преподавателями соответствующего профиля и необходимым учебно-методическим оснащением. Заведующий кафедрой уделяет приоритетное внимание качеству преподавания и его методическому сопровождению. Учебная, воспитательная, методическая и научная деятельность кафедры осуществляется в одной или нескольких областях знаний и подчиняется решению главной задачи подготовки высококвалифицированных специалистов широкого вузовского уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAIRS AND THEIR ROLE IN METHODICAL SECURING EDUCATIONAL PROCESS IN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

This article is about chairs and their role in methodical securing educational process in institute of higher education. Chair is a part of internal management system of institute of higher education. Chair participates in different corporate programs of development and executing planned educational, scientific, methodological tasks. Chair supports circulation of documents, provides reports about its operation, cooperates with university administration and other departments. The main functional tasks of chair a: educational process management, provide with qualified lecturers and training appliances. Head of chair pays main attention to quality of teaching and its methodological accompaniment. The main target of chair is to graduate highly qualified specialists. Chair’s work is done in one or several areas of knowledge and depends on the main target.

Текст научной работы на тему «Кафедры и их роль в методическом обеспечении образовательного процесса в вузе»

^^АФЕДРЫ И ИХ РОЛЬ В МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

УДК 378.12

А. Г. Казакова

Московский государственный институт культуры

В статье раскрывается роль кафедры вуза в методическом обеспечении образовательного процесса. Кафедра встроена во внутривузовскую систему управления, участвует в различных корпоративных программах развития, выполняет плановые учебные, научные и методические задания, поддерживает систему документооборота, своевременно предоставляет отчётность о результатах собственной деятельности, взаимодействует с целым рядом учебных и других подразделений и ректоратом вуза. Основной функциональной задачей кафедры, как известно, является организация образовательного процесса, обеспечение его квалифицированными преподавателями соответствующего профиля и необходимым учебно-методическим оснащением. Заведующий кафедрой уделяет приоритетное внимание качеству преподавания и его методическому сопровождению. Учебная, воспитательная, методическая и научная деятельность кафедры осуществляется в одной или нескольких областях знаний и подчиняется решению главной задачи — подготовки высококвалифицированных специалистов широкого вузовского уровня.

Ключевые слова: кафедра вуза, учебная, научная, воспитательная и методическая деятельность кафедры, качество образования, качество знаний.

A. G. Kazakova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

CHAIRS AND THEIR ROLE IN METHODICAL SECURING EDUCATIONAL PROCESS IN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

This article is about chairs and their role in methodical securing educational process in institute of higher education. Chair is a part of internal management system of institute of higher education. Chair participates in different corporate programs of development and executing planned educational, scientific, methodological tasks. Chair supports circulation of documents, provides reports about its operation, cooperates with university administration and other departments. The main functional tasks of chair a: educational process management, provide with qualified lecturers and training appliances. Head of chair pays main attention to quality of teaching and its methodological accompaniment. The main target of chair is to graduate highly qualified specialists. Chair's work is done in one or several areas of knowledge and depends on the main target.

Keywords: chair in institute of higher education, educational, scientific, methodological work, quality of education, quality of knowledge, methodical process management.

В системе управления любого вуза в качестве ключевого звена выступает кафедра как основное учебно-научное подразделение факультета, да и самого вуза, а одну из стержневых ролей играют заведую-

щие кафедрами. Именно кафедры в современном отечественном вузе обеспечивают, прежде всего, образовательный процесс, именно на кафедрах создаются все элементы учебно-методического контента -

КАЗАКОВА АЛЬБИНА ГРИГОРЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

KAZAKOVA AL'BINA GRIGORYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute

of Culture e-mail: agkazakova@yandex.ru

© Казакова А. Г., 2016

от учебных программ до базовых учебников, именно здесь ведутся фундаментальные научные исследования и практико-ориентированные разработки.

Кафедра, как и любое другое структурное подразделение вуза, не является автономным образованием. Она встроена во внутривузовскую систему управления, следовательно, должна участвовать в различных корпоративных программах развития, выполнять плановые задания по другим (помимо чисто научных) направлениям работы, поддерживать систему документооборота, своевременно предоставлять отчётность о результатах собственной деятельности, взаимодействовать с целым рядом учебных и других подразделений и ректоратом вуза.

Основной функциональной задачей кафедры, как известно, является организация образовательного процесса, обеспечение его квалифицированными преподавателями соответствующего профиля и необходимым учебно-методическим оснащением.

Основным преимуществом рассматриваемого подхода выступает возможность эффективно поддерживать и развивать образовательное направление работы кафедры. Заведующий кафедрой, отобранный по данному критерию, должен уделять приоритетное внимание качеству преподавания и его методическому сопровождению.

Учебная, воспитательная, методическая и научная деятельность кафедры осуществляется в одной или нескольких областях знаний и подчиняется решению главной задачи - подготовки высококвалифицированных специалистов широкого вузовского уровня.

С учётом современных требований, определённых как государственными образовательными стандартами, так и требованиями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», эта глав-

ная задача конкретизирована и формулируется так - оптимизация качества образования студентов.

Вопросы качества образования на сегодняшний день в системе высшей школы, для каждой кафедры стали чрезвычайно актуальными и просто животрепещущими.

Не означает ли это, что ранее о качестве никто не говорил и не боролся за его высокие показатели? Отнюдь нет. Качество образования всегда было на первом месте.

В чём же дело, почему сегодня проблема качества поднимается на щит как проблема новейшая, только что возникшая?

А дело в целях образования. Если ещё немного более десяти лет тому назад мы могли констатировать, что главная цель его - получение студентами определённой суммы знаний, формирование у них соответствующих практических умений и навыков, то в настоящее время главной целью высшей школы становится формирование личности конкурентоспособного специалиста, знающего, смотивированного на определённый вид деятельности, легко-обучаемого, владеющего навыками переноса знаний в новые производственные условия, навыками самостоятельного приобретения необходимых знаний. А одной из главных задач выступает задача формирования у этой личности соответствующей компетентности.

Данное целеполагание образования объясняется ещё и тем обстоятельством, что сегодня в мире главным конкурентным ресурсом стала, как утверждает энциклопедия профессионального образования, не информация, а творчество, способность «производить знания, развиваясь лич-ностно [10]».

В связи с тем, что вопросы качества образования в системе высшей школы, её кафедр встали на повестку дня как приоритетные, попробуем определить конкретные задачи кафедр, направленные на достиже-

ние сформулированной выше цели, научно обосновав их.

Для этого в первую очередь, как мы полагаем, необходимо оттолкнуться от сущности самих понятий «качество знаний» и «качество образования».

Под качеством знаний понимается соотнесение видов знаний с содержанием образования, а также с уровнями их усвоения.

В. П. Беспалько выделяет четыре уровня качества усвоения:

• уровень узнавания (деятельность репродуктивная, несамостоятельная, выполняется с подсказкой);

• уровень воспроизведения (деятельность репродуктивная, самостоятельная, выполняется по памяти или типовому алгоритму);

• эвристический уровень (деятельность продуктивная, самостоятельная, выполняется по самостоятельно созданному алгоритму или правилу, или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия);

• творческий уровень (в результате такого действия создаётся объективно новая ориентировочная основа деятельности, добывается объективно новая (для обучаемого) информация [1].

Большую помощь в анализе и определении уровня качества усвоения знаний окажут специальные критерии, присущие тому или другому качеству знаний.

Качество знаний имеет следующие основные критерии, или характеристики: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, свёрнутость, развёрнутость, осознанность, прочность.

Все характеристики качества знаний самостоятельны, не подменяют друг друга, взаимодействуют друг с другом.

Качество же образования - это интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, направленная на формирование личности конку-

рентоспособного специалиста с высоким уровнем компетентности.

В целом качество современного образования определяется рядом факторов, обусловливающих и его социальную эффективность, среди них:

1) содержание обучения (включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности);

2) высокая компетентность педагогических работников и обслуживающего персонала;

3) активные методы и формы обучения, направленные на развитие познавательной активности и творческой самостоятельности каждого студента;

4) новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-техническая оснащённость;

5) гуманистическая направленность образовательного процесса;

6) полнота удовлетворения потребностей студентов в приобретении необходимых знаний, умений, навыков, в формировании опыта практической деятельности;

7) индивидуальная работа с одарёнными студентами.

Вполне понятно, что качество знаний и качество образования взаимосвязаны, взаимообусловлены. Уровень качества образования определяется уровнем качества усвоения знаний. А критериями выявления эффективности, оптимальности этого качества выступают основные характеристики качества знаний, названные нами выше.

Каковы же пути оптимизации качества образования?

Сегодня эти пути можно определить, выстроив в соответствующую систему и сформулировав необходимые задачи. В основе задач лежат факторы, определяющие именно оптимизацию качества образования, перечисленные выше.

Условиями успешного решения задач оптимизации качества образования выступают следующие:

• постоянное внимание кафедр к вопросам качества (эта работа должна найти отражение в планах работы кафедр, в индивидуальных планах преподавателей, в работе кафедральных научных лабораторий);

• повышение уровня педагогического мастерства преподавателей;

• обмен опытом работы преподавателей на уровне кафедр, факультета, в том числе проведение открытых занятий, взаимопосещение с обязательным их анализом, дидактическим обсуждением;

• систематизация, обобщение передового педагогического опыта работы, в том числе на традиционной конференции факультета по проблемам развития познавательной активности и самостоятельности студентов в образовательном процессе, на соответствующих конференциях, научных семинарах вуза;

• активизация внимания руководителей кафедр к вопросам дисциплины (не только студентов, но и преподавателей, например, опоздание на учебные занятия, срыв занятий, конфликтные ситуации);

• максимальное использование интерактивных технологий в образовательном процессе.

Чтобы успешно реализовать цель высшей школы, направленную на формирование личности конкурентоспособного специалиста, руководители кафедр высшей школы должны учитывать то обстоятельство, что в сегодняшних условиях взят курс на модернизацию высшего образования. Модернизация образования в первую очередь предполагает обновление самого содержания (написание, разработка основных образовательных программ, учебно-методических комплексов, учебных пособий, учебников); методическое обеспече-

ние современных педагогических технологий, инновационных методов, приёмов и средств обучения; использование интерактивных методов и форм обучения, обеспечивающих взаимодействие педагога и студентов, студентов между собой в диалоговом режиме; модернизацию организационных форм обучения (проведение модернизированных лекций, интерактивных семинарских и практических занятий, решение кейс-стади, оформление портфо-лио и т.п.).

Главным условием модернизации по праву выступает требование ухода педагога вуза от монологичности, превращения учебного занятия в театр одного актёра, когда говорит, действует, позиционирует себя сам педагог, а студенты, в лучшем случае, его слушают, пассивно, репродук-тивно запоминают сказанное. По существу, отсутствует развивающее, проблемное обучение, ведущее к продуктивному, творческому усвоению учебного материала.

Как быть в этой ситуации? Креативные, творчески работающие заведующие кафедрами вместе со своим педагогическим коллективом ведут активный поиск методического обновления образовательного процесса. В первую очередь это характерно для творческих кафедр, особенно музыкальных, для кафедры иностранных языков, кафедры социально-культурной деятельности и других.

Анализируя опыт работы кафедр МГИК, обращаем внимание на то, что модернизированный, творческий, проблемный, инновационный характер придают образовательному процессу следующие факторы:

• субъект-субъектные отношения педагога и обучающихся;

• погружение обучающихся в практическую деятельность;

• наличие обратной связи;

• развитие у студентов познавательной активности, логического мышления, твор-

ческой самостоятельности (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, высказывать и защищать собственную точку зрения, интерпретировать виденное, импровизировать, формулировать психологическое обоснование специальных профессиональных явлений и т.д.). Вполне понятно, что каждое из перечисленных выше действий имеет свои признаки, которые принято называть критериями. Чтобы организовать дидактически правильно, грамотно образовательный процесс, необходимо так руководить познавательной деятельностью студентов, чтобы обязательно разнообразить практические действия, сравнивая, сопоставляя их между собой, ориентируясь на специальные критерии, умение высказать собственные суждения;

• привитие опыта практической деятельности по самостоятельному добыванию знаний, информации из различных источников;

• формирование дидактически грамотного опыта практической деятельности студентов в процессе работы в Интернете;

• формирование опыта грамотного, культурного чтения, в том числе скорочтения;

• развитие культуры речи;

• формирование готовности, способности позиционировать себя и т.д.

Чтобы грамотно, педагогически целесообразно руководить методической деятельностью всех членов кафедры, её руководитель должен иметь системное представление об этой деятельности в контексте современных дидактических требований.

Специфика, содержание всей методической работы на кафедре диктуются требованиями к подготовке специалистов по новым поколениям стандартов, определяющих цели, задачи, направления и формы этой работы.

Выстраивается система методической работы с учётом конкретных субъектов и объектов деятельности.

Если проструктурировать данную систему, то её можно выразить в форме двух самостоятельных крупных блоков.

В качестве исходного блока выступает управленческий блок — «Управление методической работой».

Данный блок включает в себя звенья-модули управления методической работой, среди которых:

1. Разработка концепции должности каждого участвующего в руководстве методической работой.

2. Осуществление диагностики состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы.

3. Изучение и систематизация типичных затруднений преподавателей в обучении студентов.

4. Ориентация на соблюдение требований принципов организации методической работы:

• интеграция;

• андрагогический подход;

• популяризация достижений передового опыта и научных рекомендаций;

• стимулирование вклада преподавателей в организацию методической работы.

5. Разработка критериев анализа и оценки передового методико-педагогического опыта:

• новизна;

• высокая результативность;

• соответствие современным достижениям педагогики и методики;

• стабильность достижения положительных результатов;

• возможность творческого применения опыта других;

• оптимальность результатов и другие.

6. Разработка методов стимулирования деятельности кафедры, отдельных преподавателей по методическому обеспечению образовательного процесса.

7. Разработка рекомендаций по совершенствованию планирования методиче-

ской работы, выбору направлений и форм работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй блок включает в себя направления и формы методической работы. Блок можно представить десятью модулями. Раскроем их основное содержание.

1. Общепедагогическая деятельность по обмену опытом работы. (Целесообразно создать банк данных и систематизировать материал по разделам - «Методика», «Педагогические находки», «Поиск», «Опыт».) Основными формами при этом будут выступать следующие:

• семинары-практикумы;

• педчтения и педконференции;

• ярмарки педагогических идей;

• методические совещания;

• дни педагогики высшей школы;

• проведение методической недели с использованием следующих форм: презентация недели методической работы -выпуск рекламного листа, специальный выпуск методического бюллетеня, вернисаж, работа пресс-клуба; работа лектория «В объективе - культура» - выступления представителей вуза, кафедр; работа информклуба по проблемам оптимизации методической работы на кафедрах -научно-методические чтения, «круглый стол», конференции; научно-методическое шоу - познавательные игры с использованием материала по методической работе, игра «Камертон» (каждый участник проигрывает свой вариант фрагмента учебного занятия);

• смотры-конкурсы на лучшую методическую работу, на лучшую организацию методических кабинетов, уголков, выставок; конкурс материально-технического и санитарного состояния учебных кабинетов (аудиторий); конкурс «Педагог года» и т.д.;

• дни открытых дверей;

• пробные занятия;

• открытые занятия;

• защита проектов и другие.

2. Методико-информационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя следующие формы:

• подготовку учебно-методических комплексов по отдельным курсам (учебные, учебно-тематические планы, программы);

• наличие методических разработок конспектов лекций, практических, семинарских занятий и т.д.;

• наличие методических пособий, памяток, рекомендаций и т.д.;

• наличие дидактического раздаточного материла для студентов;

• набор педагогических ситуаций для их анализа на учебных занятиях;

• активное внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс: игрового моделирования; ТСО и видео; блочно-модульного метода; рейтинговой системы оценки знаний; тестовых методик, компьютерных презентаций и т.д.

3. Информационно-методический бюллетень «Раздумье» (или «Поиск»).

4. Разработка экспертной оценки результатов научно-методической работы.

5. Повышение квалификации. Данный модуль распространяет своё влияние на организацию следующих форм-элементов:

• функционирование «Школы педагогических инноваций»;

• изучение нормативных документов;

• организацию наставничества;

• проведение методических дней;

• проведение «круглых столов»;

• проведение бесед-консультаций;

• организацию тематических семинаров по педагогике, психологии, методике, по специальности;

• чтение следующих курсов - «Методология и методика педагогических исследований», «Культура научной речи», «Менеджмент в инновационно-педагогической деятельности», «Индивидуальное педагогическое исследование» и других.

6. Участие в проведении аттестации.

7. Рецензирование и рекомендация в печать.

8. Издательская деятельность.

9. Самообразование педагогов. Данный модуль является чрезвычайно важным для совершенствования профессионально-педагогического мастерства преподавателей высшей школы. Вот почему его формы специфичны:

• работа со специальной литературой;

• анализ специальных источников;

• наработка умений и навыков педагогического труда;

• овладение основами педагогики высшей школы;

• овладение основами андрагогики;

• организация микроисследований (например, «Приоритеты творческого развития»);

• исследовательская работа;

• подготовка публикаций.

Приводим также примерные темы для

организации разных форм методической работы:

• «Активизация познавательной деятельности студентов на учебных занятиях».

• «Элементы педагогического менеджмента в диалоговых формах лекционных занятий».

• «Пути использования современных педагогических технологий в образовательном процессе».

• «Пути формирования навыков самостоятельной работы студентов на учебных занятиях».

• «Организация личностно-ориентиро-ванного обучения студентов как будущих профессионалов».

• «Современный образовательный процесс в высшей школе».

• «Необходимость становления педагогического сознания у преподавателей вуза».

• «Вузовский преподаватель и его профессиональная компетентность».

• «Основы педагогического общения в вузе, его диалогический характер».

• «Вузовская лекция: какой она должна быть».

• «Методы обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов».

• «Тестовый контроль знаний и умений студентов в вузе».

• «Организация рейтингового контроля знаний студентов в высшей школе».

• «Индивидуальная траектория обучения студентов в вузе».

• «Современное методическое обеспечение учебного процесса в вузе».

10. Методическое обеспечение конкретного учебного занятия. Выделение данного модуля диктуется имеющими место недостатками. Так, ни для кого не секрет, что в среде преподавателей спецдисциплин укоренилось так называемое небрежение к педагогике, замкнутость внимания в основном на содержании обучения. Большинство преподавателей спецдисциплин вообще не знакомы с понятием «дидактика». Отсюда - методы обучения используются без учёта дидактических условий выбора. Дидактические принципы и их требования реализуются зачастую интуитивно. Опыт показывает, что обучение студентов направлено в большей степени на передачу информации. Оно не обеспечивает единства целей, содержания, методов, не учитывает должным образом потребности, способности студентов, не решает задачи развития их познавательных интересов, активности, самостоятельности. В сложившейся системе учебный процесс репродуктивен, не упражняет в умении самоопределяться, не организует развитие мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных способностей, не работает на профессиональную компетентность будущих специалистов. У отдельных преподавателей без учёта дидактических условий господствует иллю-

зия воздействия на студентов в основном через текст, а не благодаря организации их активной деятельности. Что мы предлагаем в данной ситуации?

Во-первых, необходимо создавать мотивацию на каждом занятии, чтобы помочь студентам стать не только конкурентоспособными специалистами, но и личностью.

Во-вторых, важно, готовясь к занятию, не только отбирать, дополнять, углублять само содержание занятия, но и педагогически целесообразно продумывать саму методику его проведения, используя наиболее эффективные методы обучения, приёмы, средства. Более того, именно на подготовительном этапе необходимо обдумывать формы педагогического общения со студентами.

В-третьих, стремясь оптимизировать образовательный процесс, надо идти от использования современных педтехноло-гий, инновационных методов и форм к развитию каждого студента.

В-четвёртых, целесообразно практиковать обмен опытом работы, повышать качество методической работы. Иногда можно услышать: «Нельзя копировать чужой опыт, надо вырабатывать свой, создавать свои дидактические школы». С одной стороны, это верно, с другой - некорректно.

Полностью повторить того или иного новатора невозможно, и часто случается, что, будучи методикой-находкой для одного педагога, в руках другого она становится инородным телом. В чём дело? А дело в педагогических закономерно-

стях. Ведь каждый метод или составляющие его приёмы и средства эффективны, если я, как педагог, как менеджер познавательной деятельности студентов, буду учитывать, кроме требований ведущих принципов дидактики высшей школы, следующие условия выбора методов обучения:

• специфику предмета;

• тему, раздел;

• вид занятия;

• дидактическую и развивающую задачи занятия;

• познавательные возможности студентов;

• образовательный уровень студентов;

• имеющийся практический опыт работы студентов;

• мотивационно-эмоциональный настрой студентов;

• отношение студентов к преподавателю и его предмету;

• учебно-материальную базу;

• и, конечно, свой педагогический потенциал, свой опыт работы, уровень владения тем или иным методом.

В итоге результат самого образовательного процесса будет, несомненно, очень высоким.

Таким образом, в данной статье мы прикоснулись к специфике проблемы методического обеспечения образовательного процесса современного вуза, сделав акцент на роли именно кафедр в формировании у студентов опыта практической деятельности, в подготовке конкурентоспособных специалистов в условиях современного рынка труда.

Примечания

1. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика = Nature conformably pedagogy : лекции по нетрадиционной педагогике профессора Беспалько Владимира Павловича, доктора педагогических наук, действительного члена Российской Академии образования. Москва : Народное образование, 2008. 510 с.

2. Блинов В. И., Виненко В. Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. Москва : Юрайт, 2013. 315 с.

3. Казакова А. Г. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для аспирантов и соиска-

телей по научной специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Москва : Экон-Информ, 2007. 551 с.

4. Казакова А. Г. Высшее профессиональное и послевузовское научное образование : (аспирантура, докторантура) : монография : учебное пособие для аспирантов и соискателей по научно-педагогическим специальностям. Москва, 2010. 547 с.

5. Низиков М. А. Профессиональная педагогика : учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Профессиональный институт психологии. Москва : Профессиональный институт психологии, 2010. 375 с.

6. Оптимизация образовательного процесса в современном университете : сборник статей преподавателей, аспирантов, соискателей - участников международной учебно-методической конференции / под общей научной ред. проф. А. Г. Казаковой. Москва : МГУКИ, 2014. 329 с.

7. Психология и педагогика высшей школы : учебник для студентов и аспирантов высших учебных заведений / [Столяренко Л. Д. и др.]. Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 620 с.

8. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования - повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. С. Д. Резника. Москва : Инфра-М, 2009. 388 с.

9. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы : учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. 542 с.

10. Энциклопедия профессионального образования : в 3 томах / руководитель авт. кол., науч. и лит. ред. С. Я. Батышев ; науч.-ред. совет: Батышев С. Я. (пред.) и др. Москва : Российская академия образования : Профессиональное образование, 1999.

References

1. Bespalko V. P. Nature conformably pedagogy. Moscow, Publishing house "National Education", 2008. 510 p. (In Russian)

2. Blinov V. I., Vinenko V. G., Sergeev I. S. Metodika prepodavaniya v vysshei shkole [Teaching technique at the higher school]. Moscow, Publishing URAIT, 2013. 315 p.

3. Kazakova A. G. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogics of professional education]. Moscow, Publishing house "Ekon-Inform", 2007. 551 p.

4. Kazakova A. G. Vysshee professional'noe i poslevuzovskoe nauchnoe obrazovanie (aspirantura, doktorantura) [The higher professional and postgraduate scientific education (postgraduate study, doctoral studies)]. Moscow, 2010. 547 p.

5. Nizikov M. A. Professional'naya pedagogika [Professional pedagogics]. Moscow, Publishing house of Professional institute of psychology, 2010. 375 p.

6. Kazakova A. G., ed. Optimizatsiya obrazovatel'nogo protsessa v sovremennom universitete: sbornik statei prepo-davatelei, aspirantov, soiskatelei - uchastnikov mezhdunarodnoi uchebno-metodicheskoi konferentsii [Optimization of educational process at modern university: the collection of articles of teachers, graduate students, applicants - participants of the international educational and methodical conference]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014. 329 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Stolyarenko L. D. And others Psikhologiya i pedagogika vysshei shkoly [Psychology and pedagogics of the higher school]. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix", 2014. 620 p.

8. Reznik S. D., Vdovina O. A. Prepodavatel' vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel'nosti [Teacher of higher education institution: technologies and organization of activity]. Moscow, Publishing house "Infra-M", 2009. 388 p.

9. Sorokopud Yu. V. Pedagogika vysshei shkoly [Pedagogics of the higher school]. Rostov on Don, Publishing house «Phoenix», 2011. 542 p.

10. Batyshev S. Ya and others Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya, v 3 tomakh [Encyclopedia of professional education, in 3 vol.]. Moscow, Publishing house of the Russian Academy of Education, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.