БАЗОВАЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
КУЛЕБЯКИНА Марина Юрьевна - канд. пед. наук, доцент, начальник отдела инновационной деятельности, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: km_nir@mordgpi.ru
ГОРШЕНИНА Светлана Николаевна - канд. пед. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. E-mail: sngorshenina@yandex.ru
АннотацияВ статье рассматриваются актуальные аспекты деятельности базовых кафедр педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. Отмечается роль базовой кафедры в повышении качества профессиональной подготовки педагогических кадров в связи с внедрением в национальную систему образования новых ФГОС и профессионального стандарта. Внимание фокусируется на основных направлениях деятельности базовых кафедр педагогического вуза в условиях регионального образовательного кластера: обновление содержания профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда, координация учебно-методической и научно-исследовательской деятельности образовательных организаций высшего и общего образования, усиление практической направленности подготовки педагогических кадров, научно-методическое сопровождение непрерывного педагогического образования, содействие профессиональной адаптации и трудоустройству выпускников.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, педагогический вуз, базовая кафедра, сетевое взаимодействие, повышение качества образования, региональный образовательный кластер
Для цитирования:: Кулебякина М.Ю., Горшенина С.Н. Базовая кафедра педагогического вуза: практический опыт // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 107-112.
Введение
Модернизация программ подготовки педагогических кадров, сопряжение требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога актуализируют проблему усиления практической направленности подготовки будущихпедагогов на основе механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования. Характерными признаками образовательного партнерства в условиях сетевого взаимодействия являются взаимовыгодность и продуктивность совместной деятельности в области подготовки педагогических кадров.
Реализуя различные формы сетевого взаимодействия, педагогический вуз получает дополнительные возможности для по-
108 Высшее образование в России • № 10, 2016
зиционирования на рынке образовательных услуг, повышения своей конкурентоспособности [1]. Интегрирующим звеном, обеспечивающим взаимодействие образовательных организаций в контексте профессионализации подготовки педагогических кадров, являются базовые кафедры.
В научных исследованиях последних лет представлен опыт создания и функционирования базовых кафедр в условиях педагогических вузов. Базовая кафедра рассматривается как школьно-университетское партнерство, обеспечивающее взаимодействие педагогической науки и образовательной практики [2], как условие удовлетворения потребностей работодателей в адресной подготовке педагогических работников [3], как стажировочная площадка проведения практик [4], а также как форма сопровождения непрерывного образования педагогов в условиях изменяющейся профессиональной педагогической деятельности [5]. Целевые ориентиры деятельности базовых кафедр как инновационных структурных подразделений педагогических вузов связаны с совершенствованием качества образования, усилением практической направленности образовательного процесса, а также с адресной подготовкой педагогов по профессиональным образовательным программам, востребованным работодателями. В отдельных исследованияхпредставлена типология базовых кафедр [6], модели их функционирования [7], освещаются проблемы нормативно-правового обеспечения и управления базовой кафедрой [8]. Вместе с тем представляется значимым исследование роли базовой кафедры в подготовке педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. К тому же нормативно-правовое поле, определяющее порядок создания базовых кафедр, оставляет открытыми вопросы определения содержательно-процессуальных характеристик их деятельности.
В данной статье представлен практический опыт деятельности базовых кафедр пе-
дагогического вуза в условиях регионального образовательного кластера, представляющего собой совокупность согласованно действующих субъектов образования, объединенных договорными отношениями. Деятельность данного кластера координируется Мордовским базовым центром педагогического образования,созданным в МГПИ [9].
Определены следующие направления деятельности базовых кафедр:
• обновление содержания профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда;
• координация учебно-методической и научно-исследовательской деятельности образовательных организаций высшего и общего образования;
• усиление практической направленности подготовки педагогических кадров;
• научно-методическое сопровождение непрерывного педагогического образования;
• содействие профессиональной адаптации и трудоустройству выпускников.
Важнейшим механизмом усиления практической составляющей подготовки студентов педагогического вуза является технология сетевого взаимодействия, которая выступает как система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. Данная технология становится эффективным способом деятельности для совместного использования ресурсов всех членов образовательной сети и реализуется на базовых кафедрах в учреждениях общего образования при научно-методическом и психолого-педагогическом сопровождении преподавателей вуза. Так, первый опыт деятельности базовых кафедр в МГПИ способствовал созданию инновационной модели «вуз - базовая кафедра - общеобразовательная организация» [7], в которой школа рассматривает-
ся в качестве основного механизма профессионализации подготовки будущего педагога. В структуре модели девять базовых кафедр, учрежденных в общеобразовательных организациях городского округа Саранск: лингвистики и методики обучения иностранным языкам, методики преподавания физической культуры и безопасности жизнедеятельности (МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24»), педагогики и методики начального и художественного образования (МОУ «Гимназия №20»), педагогических технологий (МОУ «Гимназия №19), методики обучения истории и праву (МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»), физики и методики обучения физике (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»), математики и методики преподавания математики (МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27», МОУ «Лицей №4, МОУ «Лицей №7»).
В числе основных направлений сотрудничества с образовательными учреждениями можно отметить: организацию проведения учебных занятий, самостоятельной работы студентов; прохождение практик с целью приобретения обучающимися профессиональных умений и навыков по выбранной специальности; содействие в организации методических и консультативных услуг для студентов; проведение совместных научных мероприятий и исследований по приоритетным направлениям; использование базы школ для квалифицированной профессионально-педагогической подготовки студентов и др. В своей деятельности базовые кафедры руководствуются законодательством об образовании, Уставом института, Уставом общеобразовательных организаций, договорами о создании базовыхкафедр, Типовым положением о базовой кафедре, утвержденным Ученым советом института.
К участию в практической подготовке студентов активно привлекаются работодатели. Только в 2015 г. в проведении прак-
тики на базовых кафедрах были задействованы 517 учителей общеобразовательных организаций и 22 педагога дополнительного образования. Для преподавателей базовых кафедр определена нагрузка, составлено расписание проведения занятий в образовательных учреждениях. На занятиях отрабатываются практические навыки по проектированию урока в условиях реализации ФГОС общего образования. Студенты привлечены к организации внеурочной деятельности, в том числе к руководству кружками, творческими объединениями, научными обществами учащихся; к проведению индивидуальных творческих занятий со школьниками, имеющими способности и склонности к определенным наукам, искусствам, техническому моделированию и конструированию, дополнительных занятий со слабоуспевающими школьниками, учебных, факультативных и кружковых занятий (совместно с учителями-предметниками и классными руководителями) и др.
Так, в МОУ «Гимназия № 19» занятия со студентами проводят преподаватели кафедры педагогики и учителя гимназии как по базовым дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров, так и по дисциплинам по выбору. Семинары и практикумы
110 Высшее образование в России • № 10, 2016
проводятся в интерактивном режиме, путем погружения студентов в школьную жизнь. Студенты на практике овладевают образовательными и воспитательными технологиями, проектируют уроки в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, разрабатывают и презентуют проекты программ воспитания и социализации, проводят внеклассные мероприятия с учащимися. Преподаватели кафедры педагогики, студенты, магистранты, аспиранты, учителя и учащиеся гимназии заняты в научно-исследовательской работе, участвуют в экспериментальной и инновационной деятельности. В гимназии создана мобильная система тьюторства, направленная на оптимизацию процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, вовлеченных в практическую деятельность. На адаптационном этапе тьюторы организуют диагностическое сопровождение методической работы со студентами-практикантами, включающее постановку целей, задач, определение направления и содержания диагностики, разработку технологии планирования методической работы на основе диагностических данных, построение технологии и критериев оценки методической работы. На проектировочном этапе определяются виды и формы методической работы со студентами (практикумы, семинары, консультации, самообразование, совместное проектирование и проведение занятий с использованием ИКТ, оценка реальных действий педагога, тематическая методическая разработка, программное проектирование, создание группового проекта, взаимооценивание и др.). Это дает возможность дифференцированно организовывать занятия со студентами, готовить их к будущей профессиональной деятельности. На контрольно-оценочном этапе работа направлена на формирование и закрепление трудовых действий студентов в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Здесь эффективными являются такие формы и методы подготов-
ки педагогов, как групповая работа, кейс-стади, мастер-классы, педагогические мастерские, мастерские эксперта-консультанта, где будущий учитель получает возможность изучать передовой педагогический опыт, участвовать в профессиональной дискуссии, разрабатывать дидактические материалы, проводить уроки и т.п.
Для технологического обеспечения педагогической практики бакалавров и магистрантов на базовыхкафедрах разработаны и внедрены программы производственных практикпо получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, преддипломной практики, научно-исследовательской работы по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (программа академической магистратуры), «Физическая культура» (программа академической магистратуры).
Базовые кафедры играют значительную роль в процессе непрерывного образования педагогов. Например, с целью совершенствования профессиональной компетентности молодых учителей МОУ «Гимназия № 19 » преподавателями кафедры педагогики проведены мастер-классы в рамках «Школы молодого педагога » для учителей-предметников и классных руководителей: «Проектирование технологической карты урока в соответствии с ФГОС ООО », «Технологии проектирования программы развития универсальных учебных действий», «Формы и технологии организации внеурочной деятельности» и др. В ходе мастер-классов организовано интерактивное взаимодействие со слушателями, раскрыты практические аспекты конструирования технологической карты урока в русле дея-тельностного подхода в соответствии со спецификой формирования универсальных учебных действий учащихся, показаны основные подходы к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В организации научно-методической работы с учителями широко используются
дистанционные образовательные технологии через электронную систему Инфо-вуз, электронную библиотеку института, веби-нары и пр. Дистанционные формы сотрудничества дают возможность оперативного доступа к необходимой научно-методической информации, существенно расширяя круг ее потребителей, создают условия для профессионального общения.
Таким образом, можно констатировать, что базовые кафедры являются одним из наиболее перспективных форматов практи-ко-ориентированной подготовки, непрерывного образования педагогических кадров в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.
Литература
1. Кадакин В.В, Шукшина Т.И. Подготовка
педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. №3. С. 93-97.
2. Марголис А.А. Требования к модерниза-
ции основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельно-стного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. С. 105-126.
3. Кадакин В.В. Новые направления деятель-
ности вуза в условиях введения профессионального стандарта педагога // Высшее образование сегодня. 2014. № 6. С. 47-51.
4. Шукшина Т.И, Буянова И.Б, Горшенина
С.Н. Практико-ориентированная подготовка магистров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2. С. 79-84.
5. Дроботенко Ю.Б, Макарова Н.С, Чекале-
ва Н.В. Базовая кафедра педагогического вуза как формат сопровождения непрерывного образования педагогов // Грани познания. 2016. № 3 (46). С. 21-24.
6. Жуков Г.Н, Сопегина Т.С. Базовые кафед-
ры профессионально-педагогического вуза: ситуационный подход // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 7. С. 20-22; Феттер И.В., Феттер П.З. Возможности базовой кафедры педагогического вуза в профессиональной подготовке студентов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2016. № 2. С. 282-289.
7. Шукшина Т.И., Горшенина С.Н, Кулебя-
кина М.Ю. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз - базовая кафедра -общеобразовательная организация // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 89-93.
8. Сопегина В.Т. Ситуационный подход в уп-
равлении базовыми кафедрами // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2015. № 2 (49). С. 326-330.
9. Кадакин В.В, Шукшина Т.И. Педагогичес-
кий вуз как базовый центр подготовки учителя // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 60-68.
Статья поступила в редакцию 23.08.16.
AFFILIATED CHAIR OF TEACHER TRAINING COLLEGE: THE PRACTICAL EXPERIENCE
KULEBYAKINA Marina Yu. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Director of Department of innovation activities. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. Saransk, Russia. E-mail: km_nir@mordgpi.ru
GORSHENINA Svetlana N. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. Saransk, Russia. E-mail: sngorshenina@yandex.ru
Abstract. The article addresses the topical aspects of activities of affiliated chairs of pedagogical higher education institution in the conditions of network interaction of the
112 Bbicrnee o6pa3oeaHue e Poccuu • № 10, 2016
educational organizations. The authors consider the role of affiliated chairs in improvement the quality of vocational teacher's training in connection with introduction into the national education system of new federal state educational standards and the professional standard. Attention is focused on the main activities of the affiliated chairs of teacher college in the framework of a regional educational cluster: updating of the content of professional training programmes according to the requirements of the labor market, coordination of educational, methodical, and research activities of the educational organizations of the higher and general education, strengthening of a practical orientation in pedagogical personnel preparation, scientific and methodical support of life-long pedagogical education, assistance in graduates' professional adaptation and employment.
Keywords: teacher training, teacher training college, affiliated chair, networking, improving the education quality, regional educational cluster
Cite as: Kulebyakina, M.Yu., Gorshenina, S.N. (2016). [Affiliated Chair of Teacher Training College: The Practical Experience]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 107-112 (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Kadakin, V.V., Shukshina, T.I. (2015). [Teacher Training in Terms of Network Interaction of Educational Institutions]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 3. pp. 93-97. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Margolis, A.A. (2014). [Requirements to the Modernization of General Vocational Education
Programs (GVEP) for Teachers' Training in Accordance with the Professional Standard of a Teacher: Proposals for the Implementation of the Activity Approach in Teachers' Training]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 19. No. 3. pp. 105-126. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Kadakin, V.V. (2014). [New Activities of the University in Conditions of Introduction of Professional
Standard of a Teacher]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 6. pp. 4751. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Shukshina, T.I., Buyanova, I.B., Gorshenina, S.N. (2015). [Practice-oriented Training of Masters in
Terms of the Networking of Educational Organization]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [The Humanities and Education].No. 2. pp. 79-84. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Drobotenko, Yu. B., Makarova, N.S., Chekaleva, N.V. (2016). [Affiliated Chair ofa Pedagogical
College as a Form of Support of Teachers' Continuous Pedagogic Education]. Granipoznaniya [Facets of Knowledge]. No. 3 (46). pp. 21-24. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Zhukov, G.N., Sopegina, T.S. (2015). [Affiliated Chair of a Vocational Pedagogical University: the
Situational Approach]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional Education. The Capital]. No. 7. pp. 20-22; Fetter, I.V., Fetter, P.Z. (2016). [The Possibilities of the Main Academic Department ofa Pedagogical Higher Education Institution in Vocational Training of Students]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Elektronnyi nauchnyi zhurnal [Bulletin of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal]. No. 2. pp. 282-289.
7. Shukshina, T.I., Gorshenina, S.N., Kulebyakina, M.Yu. (2016). [Teacher Training in Terms of Realization of Innovative Model: Higher Educational Institution - Affiliated Chair - Educational Institution]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [The Humanities and Education]. No.1 (25). pp. 89-93. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Sopegina, V.T. (2015). [Situational Approach in Management of Affiliated Chairs]. Vestnik Uchebno-
metodicheskogo ob'edineniya po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniju [Bulletin of Educational Methodological Association for Vocational Teacher Education]. No. 2 (49). pp. 326-330.
9. Kadakin, V.V., Shukshina, T.I. (2013). [Development ofa Pedagogical Institute as a Centre for
Teachers' Training (the Example of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia].No. 4. pp. 60-68. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 23.08.16.