Юбилей
DOI: 10.15690/pf.v14i6.1839
И.Н. Захарова1' 2, А.Л. Заплатников1' 2, Н.Л. Власова2, О.В. Михеева2, М.В. Власова2
1 Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Российская Федерация
2 Ассоциация врачей по содействию повышения квалификации врачей-педиатров, Москва, Российская Федерация
Кафедре педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования — 85 лет: от прошлого к будущему
Контактная информация:
Захарова Ирина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии ФГБОУ ДПО «РПАНПО» Минздрава России Адрес: 125373, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 28, тел.: +7 (499) 496-52-38, e-mail: [email protected] Статья поступила: 09.11.2017 г., принята к печати: 25.12.2017 г.
Ключевые слова: кафедра педиатрии ЦИУВ, ЦОЛИУВ, РМАПО, РМАНПО, Г.Н. Сперанский, образование педиатров, дети, наука.
(Для цитирования: Захарова И.Н., Заплатников А.Л., Власова Н.Л., Михеева О.В., Власова М.В. Кафедре педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования — 85 лет: от прошлого к будущему. Педиатрическая фармакология. 2017; 14 (6): 539-545. doi: 10.15690/pf.v14i6.1839)
Что такое педиатрия для современного общества? Это, в первую очередь, забота о будущих поколениях: без здоровых детей дальнейшее развитие просто невозможно. Врачи, которые лечат детей с самого раннего возраста, даря им ласку и любовь, исполняют важнейшую миссию.
Педиатрия — это наука: исследования позволяют применять все новые методы, совершенствовать рекомендации, развивать определенные технологии. Педиатрия — это еще и образование: благодаря постоянному, непрерывному обновлению знаний педиатры могут применять новейшие научные исследования на практике. Именно такой педиатрией — в полном ее смысле — вот уже 85 лет занимаются сотрудники кафедры педиатрии Российской медицинской акаде-
мии непрерывного профессионального образования (РМАНПО). В юбилейный 2017 год все этапы развития кафедры разворачиваются как кинематографическая лента, на которой отображена более чем полувековая работа сотрудников кафедры во благо детей.
История кафедры началась 20 декабря 1932 г., когда в Центральном Институте усовершенствования врачей (ЦИУВ), созданном в соответствии с решением Правительства РСФСР от 1 декабря 1930 г., открыли несколько новых кафедр, в том числе раннего детского возраста. По предложению заведующей отделом охраны материнства и младенчества (ОММ) Наркомата здравоохранения РСФСР Веры Павловны Лебедевой (директор ЦИУВ с 1938 по 1959 г.), кафедру возглавил профессор Георгий Несторович Сперанский — первый директор
539
Irina N. Zakharova1,2, Andrei L. Zaplatnikov1,2, Nadezhda L. Vlasova2, Oksana V. Mikheeva2, Mariya V. Vlasova2
1 Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Moscow, Russian Federation
2 Medical Association for the Promotion of Pediatric Continuous Education, Moscow, Russian Federation
The 85th Anniversary of the Department of Pediatrics of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education: From Past to Future
Key words: Department of Pediatrics, Central Institute for Advanced Training of Doctors, Central Order of Lenin Institute for Advanced Training of Doctors, Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Russian Medical Academy for Continuous Professional Education, Georgy N. Speransky, education of pediatricians, children, science.
(For citation: Irina N. Zakharova, Andrei L. Zaplatnikov, Nadezhda L. Vlasova, Oksana V. Mikheeva, Mariya V. Vlasova. The 85th Anniversary of the Department of Pediatrics of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education: From Past to Future. Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2017; 14 (6): 539-545. doi: 10.15690/pf.v14i6.1839)
Государственного научного Института ОММ (ГНИОММ), руководитель терапевтического отделения института и заведующий первой в стране кафедры патологии раннего детского возраста, созданной при ГНИОММ.
Следует отметить, что ГНИОММ, которому в 1929 г. было присвоено имя одного из его основателей В.П. Лебедевой, руководившей также кафедрой социальной гигиены женщины и ребенка при институте, имел богатую историю: Императорский Московский воспитательный дом с лазаретами для грудных детей и многопрофильной детской больницей (1763-1918 гг.), Дом охраны младенца (1918-1922 гг.), реорганизованный в ГНИОММ. В 1940 г. учреждение было преобразовано в Институт педиатрии, в 1998 г. вошло в состав Научного центра здоровья детей, с 2017 г. по настоящее время — Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей.
После получения кафедры раннего детского возраста в ЦИУВ в 1932 г. Г.Н. Сперанский покинул должность директора Центрального Института ОММ, но остался профессором Института и заведующим сектором лечебной помощи детям, образовавшимся после реструктуризации ГНИОММ [1]. Территориально кафедра осталась в стенах ГНИОММ, да и сотрудники остались те же. Все вместе — педиатры, сифилидологи, патологоанатомы, педагоги, руководители лабораторий — они создали уникальный облик подразделения, позволившего проводить всесторонние научные исследования.
Основной проблемой в тот период являлись заболевания желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста. Разрабатывались вопросы классификации и патогенеза токсических состояний, были изучены клинические симптомы острых отитов. В 1939 г. под редакцией Г.Н. Сперанского вышло пособие для врачей «Профилактика и лечение летних детских поносов», определяющее особенности патогенеза, клинического течения, лечения и профилактики острых и хронических расстройств питания, а также подробно описывающее систему мероприятий детских консультаций и яслей в борьбе с патологией. Многие работы были посвящены вопросам питания ребенка. Так, например, были исследованы методы рационального вскармливания ребенка раннего возраста (Г.Н. Сперанский, И.Н. Шапиро), патогенез (А.С. Розенталь), особенности ребенка-гипотрофи-ка с недостаточностью ферментативной деятельности (Вишневская), моторной недостаточностью терморегуляционных приспособлений.
Диссертация А.С. Розенталь «Клиника и терапия хронических расстройств питания и пищеварения» подвела итог всем исследованиям, касающимся дистрофии, выявив реактивность ребенка-дистрофика. Профессорами Г.Н. Сперанским и А.С. Розенталь была предложена новая классификация дистрофий, введен термин «гипо-статура», раскрывающий особенности ребенка-дистрофика. В результате было доказано, что на фоне гипотрофии каждое заболевание приобретает своеобразный характер, особую тяжесть, тенденцию к затяжному течению, обусловливает высокую смертность.
Помимо этого, на кафедре разрабатывались основы организации детского здравоохранения. Начало этим разработкам положила деятельность кафедры социальной гигиены женщины и ребёнка ГНИОММ, сотрудники которой создавали новые организационные формы ОММ, проводили их апробацию на отдельных объектах до внедрения в массовые учреждения, а также решали другие актуальные задачи, стоявшие перед советской системой ОММ [1]. Многие сотрудники принимали уча-
стие в разработке первого в мире пятилетнего плана развития детского здравоохранения. Были разработаны нормативы обеспечения детей различными видами лечебно-профилактической помощи, типовые штаты детских учреждений, их оснащение.
Особое внимание уделялось также вопросам передачи врачебного опыта, ведь только через образование можно было внедрить достижения науки в практику. Вместе с курсантами профессора кафедры проводили утренние обходы, которые затем обсуждали в аудиториях, что помогало вырабатывать у молодых врачей навыки диагностики и лечения. Помимо этого, на лекциях слушателей знакомили с передовыми методами профилактики и лечения болезней детского возраста.
В 1939 г. подразделение получило название кафедры педиатрии ЦИУВ, что позволяло заниматься не только детьми до трехлетнего возраста, но и более старшими — до 14 лет. Благодаря этому значительно расширилась научная тематика: так, например, сотрудники кафедры приступили к изучению сердечно-сосудистых заболеваний, которые редко встречались у детей раннего возраста. Перспективы научных исследований были великолепными, но их воплощение в жизнь было приостановлено войной...
В 1941 г. Институт был эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург). По возвращению в Москву практически все пришлось начинать сначала. Заслуженный деятель науки профессор Г.Н. Сперанский писал: «Моя работа в институте все еще не налаживается, масса хозяйственных неполадок, ремонт, доставка дров, отсутствие печек мешают открыть отделения. Заработка нет.» [2]. Однако, в то же время, в 1942 г., Георгий Несторович был удостоен ордена Ленина за безупречный труд по оказанию помощи детям, эвакуированным из прифронтовой полосы, за поиск заменителей молока, разработку мер профилактики дистрофии.
И действительно: первоочередной научной задачей Института в военное время была разработка заменителей дефицитного коровьего молока. Коллектив научных сотрудников во главе с Г.Н. Сперанским создал технологию приготовления соевого и дрожжевого молока. Помимо этого, активно изучались проблемы сепсиса у детей. Внедрение в клиническую практику антибактериальных препаратов (сульфаниламидов и пенициллина), гемотерапии и гемотрансфузий позволило значительно снизить летальность от сепсиса.
В 1944 г. Г.Н. Сперанский опубликовал свою статью о планировании научно-исследовательской работы по педиатрии в условиях военного времени с целью «восстановления здоровья детей, пострадавших от войны и немецко-фашистской оккупации». А вся деятельность врачей ЦИУВ в годы Второй мировой впоследствии была зафиксирована в 35-томном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 19411945 годов».
В 1948 г. из стен Института педиатрии (бывший ГНИОММ) кафедра переехала в многопрофильную детскую больницу имени Ф.Э. Дзержинского (сегодня ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского). В зданиях этой больницы, построенных на средства благотворителя Флора Ермакова во второй половине XIX в., советская власть развернула трудовую колонию для 600 беспризорных и безнадзорных детей, потерявших родителей в годы Первой мировой и гражданской войн. А с 1923 г. в одном их них был размещен изолятор на 150 детей, больных малярией. В 1937 г. после ремонта все корпуса стали больничными. Детская больница на 350 коек с педиа-
540
трическими, хирургическими, глазным, неврологическим и отоларингологическим отделениями начала свою жизнь. По окончании войны больница расширилась, был введен в строй инфекционный корпус. В 1948 г. она насчитывала уже 810 коек, и в ней базировались клиники патологии раннего и старшего возраста, кардиологическая клиника, клиника желудочно-кишечных заболеваний.
Профессор А.С. Розенталь о периоде переезда сообщала следующее: «Сотрудников было немного: 2 профессора (Г.Н. Сперанский и я), 2 доцента (М.Е. Сухарева и Р.Л. Гамбург), 6 ассистентов и 6 ординаторов на две базы — больницу имени Ф.Э. Дзержинского и больницу имени С.П. Боткина, где находилось инфекционное отделение кафедры. Администрация больницы встретила нас хорошо. Но надо сознаться, что после больших светлых палат, широких коридоров когда-то «милой сердцу» Солянки теснота помещений больницы, особенно для детей старшего возраста, недостаточность света, солнца, отсутствие комнат для занятий с курсантами немножко угнетали, но только немножко, так как общее настроение сотрудников кафедры было хорошим, бодрым, все мы осознавали, что отныне больница — наша больница, мы должны освоить ее, сработаться с товарищами, найти общий язык, повысить качество медицинского обслуживания детей, сгладить те трудности, которые возникнут в связи с преподавательской работой, то есть с работой курсантов ЦИУВ в больничных палатах.
<...> Постепенно расширялись наши штаты: увеличилось количество доцентов, ассистентов, ординаторов, появились аспиранты. <...> Условия педагогической работы постепенно улучшались. Были выделены из терапевтического отделения дети-ревматики. Для них было открыто специальное ревматологическое отделение в 3-м корпусе.
<...> Администрация больницы шла навстречу потребностям кафедры: у нас появились учебные комнаты. Особенно улучшилась наша педагогическая работа в связи с открытием нового 4-го корпуса. Больные дети раннего и старшего возраста получили светлые, солнечные палаты, где и болезнь как бы легче протекает, и эмоциональный тонус как больных, так и медицинского
персонала повышается. Такое помещение ко многому обязывает. И врачебный, и средний, и младший персонал чувствует себя более подтянутым.
<. > В ревматологическом отделении работают 2 доцента (Р.Л. Гамбург и М.П. Матвеев) и 1 ассистент (О.Г. Соломатина). Между сотрудниками кафедры и больницы очень тесная связь. Это большая, дружная семья, связанная общими интересами. Доцент Р.Л. Гамбург, возглавляющая это отделение, проводит еженедельный обход больных со всеми врачами отделения — как больничными, так и кафедры. Помимо этого, Р.Л. Гамбург, М.П. Матвеев и О.Г. Соломатина ведут ежедневно, по мере надобности, консультации с ординаторами больницы.
<...> В грудном отделении работают доцент С.Г. Звягинцева и 3 ассистента — Р.А. Тюркян, А.М. Киркевич, М.И. Петренко. С.Г. Звягинцева проводит еженедельный обход больных отделения; кроме того, ежедневно консультирует тяжелых больных, участвует в разрешении ряда организационных вопросов.
<...> Ежемесячно в каждом из отделений проводятся семинарские занятия. Так, в ревматологическом отделении их проводят доцент М.П. Матвеев и ассистент О.Г. Соломатина. Ординаторы знакомятся с соответствующей литературой, посвященной вопросам этиологии, патогенеза, клиники и терапии ревматизма; в терапевтическом отделении эти семинарские занятия так же раз в месяц проводит ассистент Е.П. Котельникова. На этих занятиях изучаются болезни почек, органов дыхания, заболевания кровеносной системы, геморрагические диатезы и т.д.; в грудном отделении семинарские занятия проводит ассистент Р.А. Тюркян. Семинары посвящены раннему детскому возрасту, отдельным вопросам физиологии и патологии раннего детского возраста — вскармливанию, рахиту, гипотрофии, гемолитической болезни и т.д.» [3].
Вот так начала свою работу кафедра педиатрии в новых стенах. В Институте же педиатрии до сих пор период директорства Георгия Несторовича называют «эрой Сперанского» (рис. 1). А в жизни Георгия Несторовича и кафедры педиатрии на базе больницы
Рис. 1. Георгий Несторович Сперанский с сотрудниками кафедры педиатрии ЦИУВ
Fig. 1. Georgy Nestorovich Speransky with the staff of the Department of Pediatrics of the CIATD
1
1
о
2
о
о
2£ <
5
Р
< e
к <
2£ и
ш T
s
Р
I-<
s 4
Ш
541
им. Ф.Э. Дзержинского начался новый, очень плодотворный этап, продлившийся следующие 20 лет.
В эти годы кафедра педиатрии ЦИУВ вышла в авангард педиатрической науки. На ней воспитана плеяда ученых, ставших ведущими специалистами в различных отраслях медицинского знания: среди них академик Михаил Александрович Скворцов, профессора Мирра Марковна Райц, Иосиф Вениаминович Цимблер, Анна Сергеевна Розенталь, Мария Ефимовна Сухарева, доцент, позже профессор Раиса Львовна Гамбург-Юделович, ассистент, позже профессор Софья Георгиевна Звягинцева. В послевоенные годы на кафедре педиатрии ЦИУВ более 40 врачей стали кандидатами медицинских наук.
В конце 50-х в ряды уже именитых педиатров приходят новые молодые перспективные врачи. Споры, диспуты, обсуждения были осью развития кафедры. Свободный обмен мнениями позволял быстро развиваться молодым ученым — Н.М. Когану, Ю.Е. Вельтищеву (впоследствии академик РАМН, директор НИИ педиатрии и детской хирургии), В.А. Таболину (в будущем академик РАМН, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии 2-го Московского государственного медицинского института имени Н.И. Пирогова) и другим.
Вырастив прекрасную смену, Георгий Несторович в возрасте 89 лет написал заявление об уходе на пенсию.
Достойной кандидатурой на место заведующего кафедрой в тот момент стала профессор Раиса Львовна Гамбург-Юделович, которая выполняла эти обязанности с 1962 по 1966 г. С 1928 г. она работала в ГНИОММ, а с 1934 — ассистентом на кафедре педиатрии. В круг ее научных интересов входили вопросы ревматизма, артритов, нефропатий, болезней органов дыхания и дизентерии. Раиса Львовна, являясь членом Фармакологического комитета Минздрава, много внимания уделяла изучению новых лекарственных средств. Так, например, одной из первых она применила пенициллин у больного пневмонией. При этом на кафедре продолжалась педагогическая деятельность.
Вот письмо от курсантки из Днепропетровска Л.А. Лещинской, прошедшей курс усовершенствования в ЦИУВ на кафедре педиатрии в 1965 г.: «Передайте, пожалуйста, профессору Р.Л. Гамбург, что труды и знания, отданные нам, не пропали даром, а умножились. Я стала диагностировать то, что раньше не могла — лейкозы, сама читаю миелограмму, делаю стерналь-ные пункции, даже читаю о лейкозах на врачебных городских конференциях с демонстрацией больных и анализов крови. Также поставила двоим детям стафилококковую пневмонию с плащевидным плевритом у годовалого ребенка. Его прооперировали под моим нажимом, обещают через месяц выписать, а второй — со стафилококковой пневмонией с полостями. Он лечится у нас и хорошо себя чувствует. Ведь этих диагнозов при жизни мы не ставили, а только патолого-анатомически, а сейчас 3 случая уже были вовремя поставлены, и дети спасены» [4].
А в 1966 г. ЦИУВ был переименован в Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ). На кафедре педиатрии продолжались исследования, а их центром постепенно стала лаборатория, созданная по инициативе Г.Н. Сперанского. В академическую группу при лаборатории входили 2 научных сотрудника, 6 лаборантов, из них двое старших. Работа в лаборатории осуществлялась вместе с профессорско-преподавательским коллективом кафедры: в первой
Рис. 2. Георгий Несторович Сперанский осматривает маленького пациента в детской больнице имени Дзержинского (на кафедре педиатрии ЦИУВ).
Слева профессор М.П. Матвеев, справа ассистент Р.А. Тюркян Fig. 2. Georgy Nestorovich Speransky examines a small patient at the Children's Hospital named after Dzerzhinsky (at the Department of Pediatrics, CIAT).
To the left — professor MP Matveev, to the right — assistant RA Tjurkian
половине дня исследования проводили члены академической группы, а во второй — аспиранты и соискатели (например, Г.И. Клайшевич, Ю.Е. Вельтищев, М.С. Игнатова, Л.П. Гаврюшова, Н.А. Коровина). Долгое время основным направлением работы лаборатории были гематологические исследования, а также изучение отдельных биохимических показателей, отражающих активность воспалительного процесса у детей с различной соматической патологией.
В 1966 г. заведующим кафедрой педиатрии стал Михаил Павлович Матвеев (рис. 2). С 1947 г. он был аспирантом Института педиатрии АМН СССР и входил в академическую группу Г.Н. Сперанского, затем перешел в ЦИУВ, где был сначала ассистентом, потом доцентом (1954), профессором (1965) и позже, в течение 17 лет, — заведующим кафедрой педиатрии. Сфера научных интересов Михаила Павловича охватывала нефротический синдром, инфекции мочевых путей и пиелонефрит у детей. Только за период до 1983 года кафедрой было опубликовано свыше 300 докладов и статей по нефрологии, выполнено 25 диссертаций.
Помимо этого, возглавляемая Михаилом Павловичем кафедра занималась научными исследованиями по кардиологии и системным заболеваниям соединительной ткани. Они касались вопросов режима и двигательной нагрузки, особенностей применения нестероидных противовоспалительных препаратов и антибиотиков, методов и сроков санации хронических очагов, изучения комплексной медикаментозно-гормо-нальной терапии ревматизма и других заболеваний.
Известный казанский профессор-педиатр Станислав Викторович Мальцев вспоминает: «До сих пор при консультировании детей с заболеваниями почек перед глазами у меня встают мои учителя, и прежде всего профессор Михаил Павлович Матвеев — «типичный» профессор старой закалки: всегда спокойный, невозмутимый, интеллигентный в полном смысле этого слова. Его лекции всегда были наполнены самыми последними данными отечественной и иностранной литературы, их смело можно назвать проблемными.
В последующие годы на кафедре педиатрии под руководством профессора М.П. Матвеева (затем и профессора Г.И. Клайшевича) регулярно проводились циклы повышения квалификации для заведующих
542
кафедрами педиатрии институтов усовершенствования врачей всего Советского Союза. Для обучения и обмена опытом приезжали профессора и доценты — заведующие кафедрами педиатрии — из Ленинграда, Минска, Киева, Казани, Ташкента, Еревана, Тбилиси, Новокузнецка, Вильнюса, Риги. Лекции читали не только сотрудники кафедры: профессор О.Г. Соломатина, профессор Г.И. Клайшевич, доцент С.В. Левицкая, доцент Л.П. Гаврюшова, доцент А.В. Чебуркин. На этих циклах мы также слушали незабываемые лекции академиков Ю.Е. Вельтищева и В.А. Таболина на самые актуальные темы педиатрии. Это было очень важно для преподавателей системы последипломного образования, так как тогда не было интернета и возможности регулярно читать зарубежные медицинские журналы» [5].
По словам Л.В. Будаковой, «авторитет Михаила Павловича как ученого, руководителя кафедры был огромен. Его обширные знания, обаятельность, интеллигентность способствовали тому, что на кафедре была очень доброжелательная обстановка. И даже такие сложные циклы, как для заведующих кафедрами усовершенствования врачей (проходили 1 раз в 3-5 лет), проходили спокойно, а выступать с сообщениями-лекциями приходилось даже ассистентам, анонимную оценку которым проводили преподаватели этих кафедр» [6].
Важно отметить, что в этот период сотрудники кафедры активно выезжали за границу с тем, чтобы помочь становлению систем детского здравоохранения в дружественных странах. В географию миссий сотрудников кафедры входили ГДР, Индия, Алжир, Камбоджа. Они также участвовали в международных конгрессах в Чехословакии, ФРГ, Финляндии, Австрии, Италии, Канаде, Турции.
Болезнь прервала научную деятельность М.П. Матвеева, и после его ухода в течение двух лет кафедрой фактически заведовал Георгий Иосифович Клайшевич, который до этого занимал должность декана педиатрического факультета. Георгием Иосифовичем была разработана таблица дозировок сердечных гли-козидов у детей, а его докторская диссертация была посвящена недостаточности кровообращения при ревматизме у детей. Он был автором статей по ревматизму, методам функциональной диагностики, ревматоидному артриту, сердечной недостаточности, септическим состояниям, сосудистым дистониям, отечным состояниям, общим вопросам педиатрии. Позже Г.И. Клайшевич останется профессором на кафедре — настоящей «душой» коллектива, а также непререкаемым авторитетом в области детской кардиологии.
Затем заведующей кафедрой педиатрии ЦОЛИУВ стала профессор Нина Алексеевна Коровина. Она работала на кафедре с 1961 г., а в 1971 г. перешла в НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ в качестве старшего научного сотрудника отдела нефрологии, где и проработала до 1984 г. Научные исследования, проводимые в этот период Н.А. Коровиной, были посвящены изучению этиологии, иммунологии, клинических особенностей, диагностики и рационального лечения различных заболеваний почек у детей. В 1984 г. Нина Алексеевна возглавила кафедру педиатрии ЦОЛИУВ, которой успешно руководила на протяжении последующих 24 лет.
После аварии на Чернобыльской АЭС, с июня 1986 г., Н.А. Коровина организовала обследование и лечение детей из загрязненных районов на базе ДКБ № 7. Под ее руководством сотрудниками кафедры разработаны инструкции по диспансерному наблюдению и лечению
детей и подростков, беременных женщин и новорожденных, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии.
В 1985 г. состоялось важное событие — переезд кафедры из 9-й больницы в Тушинскую детскую больницу. Эта больница, открытая в 1985 г., была построена на деньги одного субботника и спроектирована специально с учетом того, что на ней будут базироваться почти все кафедры педиатрического факультета ЦОЛИУВ. В этой больнице были предусмотрены комнаты для занятий, лекционные залы, а главное, в ней были открыты самые различные отделения — нефрологии, гастроэнтерологии, раннего возраста, отоларингологии, хирургии, неврологии. Храня традиции, кафедральные сотрудники перевезли в Тушинскую больницу и вещи Г.Н. Сперанского из его кабинета в 9-й КДГБ.
В сложные годы перестройки Нина Алексеевна вместе со своими сотрудниками разрабатывала и внедряла в работу новые формы последипломного образования врачей-педиатров — короткие тематические семинары, прерывистые циклы, школы, интерактивные семинары, телемосты, издание пособий для врачей, формуляров и протоколов в серии «Последипломное образование».
В последние десятилетия на кафедре изучались и продолжают исследоваться наиболее острые вопросы детской нефрологии, кардиологии, гастроэнтерологии. Особое внимание при этом уделяется патологии детей раннего возраста. Под руководством Н.А. Коровиной защищены 5 докторских и более 50 кандидатских диссертаций. Она является автором более 500 публикаций в периодической печати, многочисленных пособий для врачей, а также соавтором 9 монографий.
Нина Алексеевна внесла большой вклад в развитие нефрологической службы, оказывая неоценимую помощь практическому здравоохранению. Более 20 лет она была главным детским нефрологом Минздрава России, а также главным детским нефрологом Москвы. Под ее руководством были организованы детский нефрологический санаторий № 9, ряд специализированных летних лагерей для реабилитации детей с заболеваниями органов мочевой системы.
Нина Алексеевна Коровина, заслуженный врач Российской Федерации, до последних дней работала на кафедре педиатрии. А в ее кабинете висел портрет Г.Н. Сперанского...
На смену Н.А. Коровиной на должность заведующей кафедрой педиатрии, но уже РМАПО, образованной в 1994 г. на базе ЦОЛИУВ, пришла доктор медицинских наук, профессор Ирина Николаевна Захарова (рис. 3).
Рис. 3. Профессор И.Н. Захарова Fig. 3. Professor Irina N. Zakharova
и
и о
CN
О
о
sc <
5
Р
<
в
к <
sc и
ш т
S
Р
I-<
S
ч
ш
543
Ирина Николаевна с отличием закончила Куйбышевский медицинский институт имени Д.И. Ульянова по специальности «Лечебное дело». Выйдя замуж за военного, Ирина Николаевна начала вместе с ним ездить по гарнизонам. В Казахстане ей пришлось стать педиатром, поскольку других ставок не было. Так, педиатрия стала делом ее жизни. В течение 9 лет Ирина Николаевна работала участковым врачом-педиатром в различных регионах СССР и за рубежом. В 1988 г. поступила в клиническую ординатуру на кафедру педиатрии ЦОЛИУВ, на которой прошла путь от ординатора, врача, старшего лаборанта, ассистента, доцента, профессора до заведующей кафедрой, которой стала в 2008 г. В 1994 г. под руководством профессора Н.А. Коровиной она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Значение динамической нефросцинтиграфии в диагностике тубулоинтер-стициальных заболеваний почек у детей», а в 2000 г. — докторскую диссертацию «Клинические и патогенетические аспекты тубулоинтерстициальных заболеваний почек у детей».
Ирина Николаевна — почетный профессор ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, член Исполкома Союза педиатров России, председатель Диссертационного совета Д 208.071.01, председатель сертификационной комиссии по педиатрии МИДа, полный член Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (European Society for Paediatric Gastroenterology Hepatology and Nutrition, ESPGHAN), член Европейской академии аллергологов и клинических иммунологов (European Academy of Allergy and Clinical Immunology, EAACI), главный редактор журналов «Медицинский совет. Педиатрия» и «Консилиум медикум. Педиатрия».
На современном этапе на кафедре активно выстраиваются научные связи с зарубежными исследователями. Так, в июне 2011 г. произошло выдающееся событие в жизни отечественных педиатров — впервые в России состоялась выездная школа ESPGHAN. Все мероприятия Школы прошли на высочайшем уровне: 16 крупных городов России делегировали 55 детских врачей для участия в форуме, 8 ведущих профессоров педиатров-гастроэнтерологов Европы выступали с докладами. Деловая атмосфера четко организованных мероприятий Школы и теплое межличностное общение стали залогом долгих дружеских отношений и плодотворной работы европейских профессоров и кафедры педиатрии РМАПО.
В настоящее время кафедра педиатрии РМАНПО поддерживает личные и научные контакты с иностранными профессорами, среди которых П. Плудовски (Польша), И. Ванденплас (Бельгия), М. Ленц (Германия), Х. Диас (Португалия), Ф. Савино (Италия), Т. Визикари (Финляндия) и многие другие.
Важным научным направлением кафедры на современном этапе стали исследования, посвященные недостаточности витамина D. Так, по всей стране членами Ассоциации по изучению витамина D под руководством И.Н. Захаровой было проведено исследование «РоDничок», посвященное изучению уровня витамина D у детей разных возрастных групп. Результаты работы показали, что дети России не получают достаточного количества этого витамина, особенно весной. А ведь его назначение в каплях могло бы уменьшить количество весенних респираторных заболеваний! Проблема низкого уровня витамина D в организме детей и взрослых сегодня очень актуальна в мире, даже в самых
развитых странах. Именно поэтому Европейская ассоциация по изучению витамина D, которую возглавляет профессор Павел Плудовски (Польша), заинтересовалась этим исследованием и пригласила российскую сторону в свои ряды.
Воплощая в жизнь заветы Георгия Несторовича Сперанского о постоянном совершенствовании врачей в профессии, усилиями кафедры несколько лет назад создана Ассоциация врачей по содействию в повышении квалификации врачей-педиатров. Главным направлением деятельности этой общественной организации стала помощь врачам в получении новых, современных, актуальных медицинских знаний. Любимым детищем Ассоциации педиатров стала Образовательная программа для врачей-педиатров России. За годы работы программы профессора кафедры педиатрии во главе с И.Н. Захаровой провели более чем в 55 городах страны конференции, аккредитованные по системе непрерывного медицинского образования. Слушателями лекций стали уже свыше 15 тыс. врачей.
Кафедра под руководством профессора И.Н. Захаровой продолжает научную работу по проблемам вскармливания здорового и больного ребенка, синдрома мальабсорбции, целиакии, функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта, воспалительных заболеваний кишечника, антибиотикассоцииро-ванных диарей, иммунопрофилактики и иммунотерапии острых вирусных инфекций.
Являясь ведущим центром последипломного образования в России, кафедра педиатрии ежегодно проводит сертификационные циклы для врачей-педиатров, детских гастроэнтерологов, неврологов, кардиологов, а также курсы первичной переподготовки для указанных специалистов.
Профессор С.В. Мальцев пишет: «.сплав опыта старших преподавателей на кафедре и энергии молодых позволяет ей держать достойный уровень своей работы, что заслуженно высоко оценивается врачами-педиатрами страны» (рис. 4).
В дружный коллектив кафедры сегодня входят профессора И.Н. Захарова, А.Л. Заплатников, И.Н. Холодова, доценты Э.Б. Мумладзе, Т.М. Творогова, Г.Е. Зайденварг, И.М. Колобашкина, А.Н. Горяйнова, В.И. Свинцицкая, И.В. Бережная, Ю.А. Дмитриева, Н.Г. Сугян, ассистенты Е.Б. Мачнева, И.И. Пшеничникова, а также совместители — профессора Н.П. Котлукова, А.Н. Пампура, Л.С. Приходина.
Рис. 4. Сотрудники и ординаторы кафедры педиатрии, 2013 г. Fig. 4. Staff and residents of the Department of Pediatrics, 2013
544
В 2017 г. кафедре педиатрии исполнилось 85 лет. Сквозь годы были пронесены традиции, заложенные ее основателем Г.Н. Сперанским, — любовь к детям, активные научные исследования и важность непрерывного
образования врача. Бережно храня эти традиции, кафедра развивалась и продолжает развиваться, идя в ногу со временем, успешно отвечая на все новые вопросы и упорно двигая педиатрию страны только вперед.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763-2013). — М.: Издательство Педиатръ; 2013. — 468 с. [Al'bitskii VYu, Baranov AA, Sher SA. Istoriya Nauchnogo tsentra zdorov'ya detei Rossiiskoi akademii meditsinskikh nauk (17632013). Moscow: Izdatel'stvo Pediatr»; 2013. 468 p. (In Russ).]
2. Овчинников А.А. Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается... — М.; 2009. — 410 с. [Ovchinnikov AA. Glavnyi detskii doktor. G.N. Speranskomu posvyashchaetsya... Moscow; 2009. 410 p. (In Russ).]
3. Розенталь А.С. Рукопись. Архивы кафедры. [Rozental' AS. Arkhivy kafedry.[manuscript] (In Russ).]
4. Лещинская Л.А. Рукописное письмо. Архивы кафедры. [Leshchinskaya LA. Rukopisnoe pis'mo. Arkhivy kafedry. (In Russ).]
5. Мальцев С.В. Юбилей кафедры педиатрии РМАНПО. Рукопись. — 2017. [Mal'tsev SV. Yubilei kafedry pediatrii RMANPO. [manuscript] 2017. (In Russ).]
6. Будакова Л.В. Воспоминания. Рукопись. — 2017. [Budakova LV. Vospominaniya. [manuscript] 2017. (In Russ).]