10.21518/2079-701X-2017-19-
И.Н. ЗАХАРОВА, д.м.н., профессор, Н.Л. ВЛАСОВА, А.В. ВЛАСОВА
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва
ДОЛГИЙ ПУТЬ
К СОЗДАНИЮ КАФЕДРЫ ПЕДИАТРИИ
РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЗДРАВА
2017 г. плавно подходит к концу, и на кафедре педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования воцаряется особенная, радостная суета в преддверии большого праздника: ведь в декабре кафедре исполняется 85 лет! Атмосфера юбилейного года удивительным образом захватывает всех сотрудников кафедры и дарит им необыкновенное чувство единения - причем не только друг с другом, но и с деятелями кафедры прошлого. То и дело, пробегая из кабинета в кабинет, сотрудники останавливаются перед висящим на стене портретом основателя кафедры Георгия Несторовича Сперанского (рис. 1). Сотрудники восхищаются тому, в каких тяжелейших условиях этот великий человек занимался становлением советской системы детского здравоохранения, а Георгий Несторович довольно улыбается в усы с портрета, глядя на то, во что выросло его детище.
Более полувека прошло с той знаменательной даты, 20 декабря 1932 г., когда была создана прародительница кафедры педиатрии РМАНПО - кафедра болезней детей раннего возраста Центрального института усовершенствования врачей. Но путь к ее созданию Георгий Несторович начал еще задолго до этого, понимая, что без научных исследований и повы-
Рисунок 1. Г.Н. Сперанский
шения профессионализма врачей преодолеть проблему огромной детской смертности не удастся.
Шел 1921 г. Бедность и голод Гражданской войны захлестнули страну. Сил и возможностей для помощи детям, оставшимся без родителей, болеющим, тоскующим без ласки и заботы, просто не было. Дом охраны младенца Наркомздрава (ДОМ), преобразованный из Воспитательного дома на Солянке, не справлялся с нагрузкой: в 1921 г. в нем обитало 1 393 ребенка (рис.2) [1]. По словам медицинской сестры Е.Э. Цоппи, «смертность была ужасающей, так как после революции прекратили отдавать детей в деревню. Ежедневно «палаты» (в них находилось 30 и более детей) обходила женщина с корзиночкой, заглядывавшая в дверь с ежедневным стереотипным вопросом: «Покойнички есть?». В случае положительного ответа, забирала трупики в корзину» [1].
Огромное число подкидышей было связано не только с разрухой войны. Революция странным, непредсказуемым образом ломала жизнь людей. Облегчение процедуры разводов - одно из неоднозначных достижений революции -привело к тому, что мужчины с легкостью оставляли бывших жен и своих детей на произвол судьбы. Помочь матерям-одиночкам не удавалось: уровень младенческой смертности составлял 195-230 случаев на 1 000 родившихся живыми, а материнской - 200 случаев на 100 000 [1].
Несмотря на то что в ДОМе работали врачи, отчаянно желавшие помочь детям, средств для этого у них не хватало. Продовольственная проблема была одной из главных проблем, с которыми столкнулся ДОМ. Доктор Н.Ф. Альт-гаузен писал: «Мы получаем ордера на молоко, но молока часто не получаем. Мы обращаемся всюду, мы ежедневно посылаем лошадей во все стороны, но нам не хватает молока» [1]. Остальное продовольствие не подходило для питания детей раннего возраста. Рацион детей в ДОМе
змею
состоял из черного хлеба, растительного масла, круп грубого помола, мяса и рыбы. Сливочного масла и белого хлеба, овощей и фруктов не было. При такой диете дети почти поголовно страдали диареей, расстройством питания и обмена веществ.
Было очевидно, что ДОМу нужен руководитель, способный наладить работу учреждения и повести вперед лечебную и научную деятельность. Поэтому в середине 1921 г. по инициативе главы Отдела охраны материнства и младенчества В.П. Лебедевой, для управления 13-м отделением ДОМа - отделением для подкидышей - был вызван из Краснодарского края Георгий Несторович Сперанский.
Для Георгия Несторовича эта работа стала настоящим спасением. В тот период он переживал трагическую гибель сына и пропажу дочери, и в решении сложнейшей задачи по управлению ДОМом он нашел утешение. Нужно было наладить питание, центральное отопление, водоснабжение. К тому же, помимо хозяйственных задач, надо было заниматься и научно-исследовательской работой, чтобы врачи обучались на рабочем месте. Дел было так много, что думать о чем-либо другом времени не хватало. За начатую активную деятельность Георгий Несторович очень скоро был избран главным врачом всего ДОМа.
А уже 30 сентября 1921 г. он выступил на врачебной конференции с предложением преобразовать 13-е отделение в клинику. С этого момента отделение перестает принимать подкидышей: теперь сюда начинают поступать тяжелобольные дети из других отделений ДОМа и больниц Москвы с расстройствами желудочно-кишечного тракта, заболеваниями дыхательных путей, нервной системы, сепсисом. Так 13-е отделение становится по-настоящему клиническим.
Проводимая в клинике научная работа привлекала огромное количество врачей. Помимо непосредственно лечения детей, здесь врачи на регулярных конференциях разбирали сложные и интересные случаи, обменивались опытом: в тот период времени только так они могли совершенствоваться профессионально. Конференциям ПН. Сперанский уделял особое внимание. Он верил, что задача врача состоит «не только в том, чтобы лечить больных, но и в том, чтобы выращивать здоровых детей» [1]. А это могло быть возможным только при изучении здорового ребенка с самого рождения. В то время, когда младенческая смертность была удручающе высокой, исследование организма здорового ребенка вызывало недоумение. Однако Георгий Несторович был твердо убежден, что с понимания здорового ребенка начинается настоящая борьба с болезнями. «Врач нередко забывает, что без знания физиологических законов он не может понимать патогенеза заболеваний, поэтому попытки лечить так часто оказываются бесплодными, идущими по ложному пути», - писал ГН. Сперанский
Рисунок 3. Младенец Геракл душит
[1]. Любимой эмблемой Георгия Несторовича был рисунок младенца Геркулеса, душащего змею - символ того, что здоровый детский организм сам может справиться с болезнями, если создать нужные условия (рис. 3).
Научную работу в ДОМе вместе с Георгием Несторовичем вели любимые ученики и гордость одного из основоположников русской педиатрии Нила Федоровича Филатова: Павел Владимирович Кисляков, Василий Иванович Молчанов, Сергей Игнатьевич Федынский, председатель Московского общества детских врачей Александр Андреевич Кисель; заведующий кафедрой педиатрии раннего возраста 2-го ММИ Семён Осипович Дулицкий, врачи Морозов-ской больницы Николай Николаевич Алексеев, Николай Иванович Ланговой, Борис Абрамович Эгиз. Благодаря их усилиям, ДОМ стал превращаться в уникальное научное и лечебное учреждение для детей раннего возраста.
В ДОМе началась разработка различных научных направлений по физиологии и патологии, психологии и педагогике детей. Так, Т.Н. Чеботаревская изучала питательные и лечебные смеси и уход за недоношенными, Е.А. Ивенская - режим кормилиц и методы увеличения лактации, В.Т. Шверина и А.С. Лянды - физиологические нормы и питание детей в возрасте 1-3 лет, Н.М. Николаев - особенности органов внутренней секреции у детей 1-го года жизни; М.М. Райц - врожденный сифилис и особенности костного сифилиса у грудных детей, роль рентгеноскопии и рентгенографии у детей грудного возраста в ранней диагностике туберкулеза.
Это привело к тому, что 10 ноября 1922 г. ДОМ был реорганизован в Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ГНИОММ) с научными кафедрами на базе отделений (рис. 4). Во главе ГНИОММ стоял Г.Н. Сперанский, который при этом руководил 13-м, теперь ставшим терапевтическим, отделением.
Рисунок 4. ДОМ, 1922 г.
В центре А.С. Лянды, рядом Н.Ф. Альтгаузен и Г.Н. Сперанский. В верхнем ряду М.М. Райц и Т.Н. Чеботаревская
Рисунок 5. Г.Н. Сперанский в рабочем кабинете
Впоследствии в отчете к 25-летию Терапевтической клиники Георгий Несторович напишет: «До 1921 года 13-е отделение... помещалось в верхнем этаже здания, которое занимает и в настоящее время. Нижний этаж тогда назывался 1-м изоляционным распределительным бараком (заведующий Б.А. Эгиз), туда помещались дети из различных отделений, которые нуждались в изоляции (гонорея, кожные заболевания, колиты, рожа и т.д.).. Отделение было рассчитано на 35 мест (30 детей и 5 матерей-кормилиц)... Лаборатория в первое время открытия отделения занимала комнату 7 кв. м и была оборудована совершенно примитивным образом. С 1923 г. клиническое отделение занимает и нижний этаж. С этого времени основной контингент детей поступает из семей, так как сделалось возможным осуществить изоляцию вновь поступающих детей. Отделение работает на 50 детских коек и 10 материнских. Дети с хроническими и острыми расстройствами питания и пищеварения. С 1924 г. при отделении функционирует маленькая поликлиника. Выделяются гонорейные больные, хирургическое отделение, вводится наблюдение врача-отиатра, выделяются койки для остронервных заболеваний у детей. Количество больных с каждым годом растет. В 1929 г. устраивается аудитория и специальная учебная комната. Открывается летний дневной стационар» [1].
Так осуществлялась специализация и научная профи-лизация отделений. В институте появляются отделения: туберкулезное (Н.А. Альтгаузен и И.В. Цимблер), кожно-венерическое (М.М. Райц), инфекционное (А.И. Доброхотова, П.В. Кисляков, Б.А. Эгиз), для недоношенных детей (Т.Н. Чеботаревская). С целью эффективного изучения физиологии ребенка раннего возраста, его развития, рационального вскармливания и воспитания были организованы физиологические отделения. К числу физиологических подразделений относили отделение новорожденных, а также педологическое, предназначенное для изучения и обоснования воспитательно-педагогической работы с детьми раннего возраста.
Основным научным направлением в то время являлось изучение нарушений пищеварения детей раннего возраста и пневмонии. В 1927 г. Г.Н. Сперанский разрабатывает и опубликовывает классификацию острых и хро-
нических расстройств питания у детей раннего возраста и основные принципы коррекции нарушений пищеварения (рис. 5). По его же инициативе была организована специальная научно-исследовательская лаборатория для изучения пневмонии, благодаря деятельности которой удалось сократить летальность от пневмонии с 68% в 1930 г. до 35% в 1932-м. Тогда же Г.Н. Сперанским была предложена классификация пневмоний, в основу которой была положена реактивность детского организма.
В своей статье «Лечение пневмоний в грудном возрасте» Георгий Несторович писал о необходимости дифференцированного подхода в лечении различных форм пневмонии. В конце 30-х гг. терапевтическое отделение Г.Н. Сперанского одним из первых в стране стало применять сульфаниламиды для лечения пневмоний у детей раннего возраста. Эта терапия позволила резко снизить количество гнойных осложнений и летальность от воспаления легких.
Особое внимание уделял Георгий Несторович отделению для выхаживания недоношенных детей. В нем началось изучение особенностей физиологии и патологии недоношенных детей, определение основных правил по уходу за ними и их вскармливанию. Этот многолетний клинический опыт был обобщен в издававшемся несколько раз «Учебнике болезней раннего детского возраста» под редакцией великого педиатра.
Все научные и лечебные вопросы еженедельно по пятницам обсуждались на клинических обходах (рис. 6). «Пятничные» конференции собирали большое количество врачей, которые понимали ценность таких обсуждений.
А.С. Розенталь писала: «В 1923 году в институт была направлена на год первая группа стажеров. Это были врачи со школьной скамьи, только что окончившие медицинский факультет, предназначенные для работы на периферии, в учреждениях охраны материнства и младенчества. Для этих врачей, еще не работавших практически, были составлены программы и план прохождения отдельных дисциплин и клиник. В клинике проводились обходы, семинары, врачи курировали детей. До практических занятий в клинике стажеры должны были в течение двух недель выполнять работу среднего медперсонала.
Г.Н. Сперанский на клиническом обходе
в отделении
Рисунок 6.
Освоение такой работы в клиниках института было крайне полезно врачам, которые в будущем, в свою очередь, должны были руководить на периферии работой учреждений по охране материнства и младенчества» [1].
В 1925 г. ГНИОММ был причислен к высшим научно-исследовательским и педагогическим учреждениям с пятью кафедрами и всеми правами, присвоенными высшим учебным заведениям. Г.Н. Сперанский возглавил первую в стране кафедру патологии раннего детского возраста. В дальнейшем кафедра широко использовала возможности биохимической, физиологической, микробиологической лабораторий и патолого-анатомического отделения. Появилась надежная база для широкого развития научной деятельности.
На кафедре активно проводились научные исследования белой и красной крови у детей раннего возраста (рис. 7). Результаты исследования «Изучение пищеварительного лейкоцитоза» профессоров В.И. Скворцова, Н.М. Николаева, Е.П. Мелентьевой, А.С. Розенталь, И.В. Цим-блера и других по морфологическому и химическому составу периферической крови, ее ферментативных особенностей, изучению пищеварительного лейкоцитоза и лейкоцитарной формулы крови у детей раннего возраста были объединены в докладе Г.Н. Сперанского и представлены на III Съезде детских врачей (3-10 июня 1925 г.). Докладчик указал на незрелость крови, ее ранимость и наклонность к повышенным и ненормальным реакциям на внешние раздражающие агенты, особенно у недоношенных. Тесная связь между кроветворением и обменом веществ была установлена в работах Н.М. Николаева и учеников, которые считали, что «если картине крови нельзя придать специфического значения в отношении какого-либо заболевания, то, оцениваемая как отражение процессов межуточного обмена, она должна найти себе применение в прогнозе заболевания в совокупности с другими данными клинических исследований» [2].
Работы по физиологии отдельных органов и систем у детей раннего возраста (исследования органов дыхания, желудочного сока, поджелудочной железы, кишечника, мочи и содержания в ней азота) выявили ценные факты
Рисунок 7. Переливание крови грудному ребенку
Вторая справа Р.Л. Гамбург
Рисунок 8. Г.Н. Сперанский с коллегами
Р.Л. Гамбург в первом ряду крайняя справа, Е.Р. Левин крайний слева. 1930 г.
для объяснения особенностей процессов, происходивших в нормальном и патологическом состоянии, а отсюда и практические выводы для гигиены и питания грудного ребенка. Например, исследование артериального давления у детей (работы А.С. Соколова, А.С. Розенталь) показало его связь с конституцией ребенка.
Важными темами исследований также стали проблемы питания и вскармливания, а также расстройств пищеварения и питания. В то время уже было доступно большое количество работ по этим вопросам, но теоретические взгляды на принципы и методы вскармливания детей подвергались многократным пересмотрам, в силу чего практическому врачу трудно было разобраться в выборе пути рационального вскармливания ребенка. Именно поэтому данный вопрос стал программным на IV Всесоюзном съезде педиатров в 1927 г. Докладчик Г.Н. Сперанский показал преимущества грудного вскармливания и установил направления дальнейшего изучения грудного молока, обрисовал достоинства смешанного кормления и подчеркнул современные достижения в области искусственного вскармливания. Все это позволило значительно сократить детскую смертность не только в лечебных учреждениях, но и вне их.
Помимо этого, сотрудники кафедры активно исследовали инфекции - крупный этиологический момент слабости детского организма и причины его высокой заболеваемости и гибели (рис. 8). Из острых инфекций были тщательно изучены: грипп (работы Нарышкиной, А.И. Доброхотовой); цереброспинальный менингит (монография Богданова); дифтерия (работы Нарышкиной и С.С. Речменского); ветряная оспа и кишечные инфекции. Особое внимание уделялось также и хроническим инфекциям у детей раннего возраста: сифилису и туберкулезу, бушевавшим в то время. Обстоятельное изучение врожденного сифилиса у детей проводилось в люэтической клинике и соответствующих лабораториях под руководством доктора М.М. Райц. Изучением клинической карти-
ны туберкулеза, классификацией туберкулеза в раннем возрасте, его лечением также занимался доктор Н.Ф. Альтгаузен, его сотрудники и ученики.
Исследования особенностей кроветворения, ферментативных изменений и обмена веществ у люэтического ребенка, экспериментального сифилиса у кролика (работа C.C. Речменского) позволили значительно расширить круг знаний о врожденном сифилисе у детей и дали возможность разработать принципы рациональной борьбы с ним (рис.9). Сотрудничество института с вендиспансером, с комиссией по борьбе с врожденным сифилисом, с консультациями для женщин и детей, с комиссией по применению БЦЖ, а также участие в съездах и совещаниях по туберкулезу позволили научным сотрудникам и кафедральным работникам быть активными участниками в планомерной борьбе, которая велась органами здравоохранения с этими болезнями.
В дальнейшем педагогическая работа ГНИОММ была расширена за счет программ по акушерству и детским болезням, курса по яслям. В течение 1928/29 учебного года сотрудники кафедры выполнили 30 исследовательских работ, провели 10 научных конференций, четверо выступали с докладами, опубликовали 46 научных работ, подготовили 120 врачей-стажеров и 20 детских медсестер [5-7].
В 30-е гг. внимание Г.Н. Сперанского привлекает исследование неспецифической общей реакции организма грудного ребенка. В связи с изучением измененной реактивности Георгий Несторович ставит перед своими учениками задачу исследования аллергии у детей. Отсюда целый ряд работ по экссудативному диатезу у детей (А.С. Соколова, А.С. Розенталь). Направление работ идет по линии поисков десенсибилизирующей терапии.
Так, применяется пентонотерапия (С.Г. Звягинцева), овопротеин, предложенный Г.Н. Сперанским и изготовленный в лаборатории эмульсий профессора Соловьева.
В дальнейшем одним из методов учета реактивности служит специальный аппарат, сконструированный Г.Н. Сперанским для производства так называемой ожоговой
реакции, которая является объективным методом оценки реактивности ребенка. Этому вопросу была посвящена диссертация на степень кандидата медицинских наук С.Г Звягинцевой «Ожоговая реакция как методы определения реактивности ребенка».
В таких условиях возникает необходимость создания головного учреждения для повышения квалификации врачей всех специаль-
Рисунок 9. Г.Н. Сперанский
осматривает больного ребенка
Рисунок 10. В.П. Лебедева
ностей. Итак, в 1931 г. открывается Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУв), из которого впоследствии вырастет РМАНПО. Свыше 20 лет его директором будет Вера Павловна Лебедева (рис.10). Ценя Георгия Несторовича за его врачебный талант и организаторский опыт, Вера Павловна попросила его войти своей кафедрой в ЦИУв. И Георгий Несторович, которому уже 60 лет, решает сосредоточить
все свои усилия на научно-педагогической работе. Он уходит с поста директора ГНИОММ, оставляя за собой заведование лечебным сектором помощи детям, а кафедра патологии раннего детского возраста ГНИОММ 20 декабря 1932 г. становится кафедрой болезней детей раннего возраста ЦИУв.
Так, преодолевая огромные трудности, Г.Н. Сперанский создал научную кафедру, которая за последующие 85 лет станет важнейшим центром повышения профессиональной квалификации врачей-педиатров. Кафедра продолжает следовать принципам, заложенным великим ученым, -безграничная любовь к детям, внимание к деталям, развитие науки и преподавательская деятельность - и трансформирует их, отвечая на вызовы времени. Кафедра переехала из 9-й детской больницы в построенную специально для нее Тушинскую детскую городскую больницу, пережила структурные изменения, а «пятничные» конференции превратились в выездные циклы Образовательной программы для врачей-педиатров. Но кресло Георгия Несторовича до сих пор стоит на кафедре рядом с лекторским залом, а эмблема Ассоциации педиатров, учрежденной силами кафедры педиатрии РМАНПО, - это все тот же младенец Геркулес, сжимающий змею...
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Шер С.А. Неизвестные страницы жизни Г.Н. Сперанского. Вопросы современной педиатрии, 2009, 8(2): 130-132.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Шер С.А. Г.Н. Сперанский - основатель и руководитель первого Государственного научного института охраны материнства и младенчества (к 140-летию со дня рождения). Вопросы современной педиатрии, 2013, 12(2): 145-148.
3. Сперанский Г.Н., Гамбург Р.Л. Отчет за 25 лет 1922-1947 гг. Терапевтическая клиника института педиатрии АМН СССР. Рукопись. 2017.
4. Розенталь А.С. Рукопись.
5. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (17632013). М.: Издательство «Педиатръ», 2013.
6. Альбицкий В. Актуальные вопросы социальной педиатрии. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2012.
7. Овчинников А.А. Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается... М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2009. 410 с.