АНИМИЦА Евгений Георгиевич
Доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: [email protected]
Кафедра в университете - ведущее звено в системе высшего профессионального образования
Ключевые слова: кафедра, университет, деканат, студент, научно-исследовательская работа, учебная деятельность, Болонский процесс.
Аннотация. Раскрыты роль и значение университетской кафедры в научно-образовательном пространстве, в системе подготовки высококвалифицированных специалистов различного профиля. Изложены современные взгляды на дальнейшее развитие университетских кафедр в структуре отечественной высшей школы в условиях реформы.
В ближайшие годы России предстоит совершить большой рывок в сторону «экономики знаний». Именно в постиндустриальном обществе нынешнего XXI века знания становятся поистине «топливом прогресса», по образному выражению Элвина Тоффле-ра, известного американского футуролога, лауреата Нобелевской премии [1. С. 25]. И основным поставщиком знаний этого своеобразного «топлива» становятся университеты, которые чутко реагируют не только на все изменения в сфере науки и образования, но и на новые явления в экономике, в социальных отношениях, во внутренней и внешней политике, отбирают и учат наиболее одаренных молодых людей, способных в будущем генерировать и приносить стране новые знания на уровне мировых стандартов [2].
Следует напомнить, что университет в современной трактовке - это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей или направлений подготовки; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; как правило, ведет фундаментальные научные исследования.
В организационной структуре отечественных университетов решающую роль играют кафедры.
Представляется разумным привести классическое определение понятия «кафедра», которое обычно используется в различных вузовских аудиториях.
Вообще сам термин (гр. кабебра буквально означает сидение) стал применяться во II веке до н. э. в Древней Греции, когда в риторических школах образовались кафедры права, риторики, философии, медицины, архитектуры. В России слово «кафедра» в значении структурного подразделения высшего учебного заведения известно с XVIII века, со времени образования в стране первых университетов.
Кафедра - это структурное подразделение вуза, объединяющее преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной образовательной области (одной или нескольким родственным дисциплинам), имеющих достаточно высокую квалификацию и ведущих учебную, учебно-воспитательную, учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность.
© Анимица Е. Г., 2008
В функционировании кафедры нет ни одного вопроса, ни одной проблемы, не связанной с учебной и методической работой, с проведением и внедрением научных разработок, участием сотрудников в научных совещаниях, симпозиумах, конференциях и т. п. Триединство: образовательная (учебная) деятельность - методическая работа - научно-исследовательская деятельность, - следует рассматривать как атрибутное свойство кафедры. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что кафедра является «ядром» любого вуза. Последовавшие в постсоветское время организационные трансформации (преобразование институтов в университеты, создание институтов на базе отдельных подразделений вузов и др.) не изменили принципиального значения кафедры в системе подготовки специалистов как основного организационного, учебного, учебно-методического и научного звена.
Кафедра - это коллектив единомышленников, специалистов, в котором работа организуется на взаимодействии, на взаимном доверии, гласности и коллегиальности рассмотрения и решения вопросов на заседаниях, семинарах и т. п. В существенной степени коллектив кафедры, ее атмосфера формируются под влиянием лидера - крупного ученого, имеющего своих учеников, организатора учебного процесса и научноисследовательской работы по профилю возглавляемой им кафедры.
Преподаватель высшей школы - «штучный товар», требующий больших временных затрат на его подготовку. Научное и педагогическое мастерство «шлифуется» годами, и реально действующей традицией воспитания педагогического мастерства является приобщение к сильной научной школе. Молодой преподаватель, ученый невольно переносит в свою преподавательскую практику опыт педагогической деятельности лидеров школы, интуитивно усваивает их уроки. Для ведения учебных занятий привлекаются также видные ученые-исследователи и практики с богатым опытом, которые способны лучше других предоставить студентам действительно качественные специализированные образовательные услуги. Это так называемые «визит-лекторы», «приглашенные профессора».
Важнейшую роль в интеграционном процессе, в повышении сопричастности каждого сотрудника кафедры в общем деле подготовки специалистов являются заседания кафедры. В частности, на заседаниях кафедры региональной и муниципальной экономики УрГЭУ обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического и информационного обеспечения учебных занятий, планы повышения квалификации сотрудников кафедры, программы подготовки аспирантов и докторантов, ход выполнения учебной нагрузки, проведения научно-исследовательских работ (по грантам, хозяйственным договорам и др.), прочие вопросы. Среди них, например, выяснение того, какими сугубо конкретными профессиональными знаниями и навыками должен обладать выпускник кафедры. Хотя в процессе обучения кафедра придерживается государственных образовательных стандартов, преподаватели кафедры стараются разрабатывать и читать такие учебные курсы, которые максимально приближены к их будущим профессиям. Кафедра сама обеспечивает места практики в региональных и муниципальных органах власти и управления.
Постепенно на кафедре формируется некая статусная идентичность, коллектив единомышленников, сознающих моральное и научное единство, объединенных к тому же единой волей заведующего кафедрой. Модус солидарности, общности на кафедре, раз возникнув, затем под влиянием внутренних процессов и внешних факторов, постоянно перестраивается, трансформируется, но «дух» кафедры как среды генерации знаний, подготовки специалистов для различных сфер хозяйства и научно-педагогических кадров высшей квалификации сохраняется на многие годы.
Представители кафедры обязаны передавать студентам знания, находящиеся близко, если не на самом переднем крае, к достижениям науки, и, кроме того, прививать
студентам методы научного анализа процессов и явлений. Естественно, что выполнить эту задачу в состоянии лишь специалисты, которые сами профессионально занимаются научными исследованиями, в том числе в рамках различных грантов, хоздоговорных работ, единых заказ-нарядов и т. п.
Мы особо подчеркиваем, что современная система подготовки высококлассных специалистов немыслима без научно-исследовательской работы студентов (НИРС), которая стала почти непременным условием подготовки специалиста, способного мыслить творчески. Чем сильнее вуз (читай, кафедры), тем сильнее НИРС. Хотя традиционной является трехступенчатая организация работы: университет (институт) - факультет -кафедра, собственно исследовательская работа строится, как правило, на уровне профильной кафедры. Остальные ступени этой триады обеспечивают межкафедральные и межфакультетские связи.
Сейчас многие студенты понимают, что залог успешного будущего - хорошее академическое образование. Его показатели - это растущее число студентов, активно участвующих в НИРС, количество лауреатов различных конкурсов не только внутри ВУЗа, но и за его пределами.
Считается, что научной работой студент начинает заниматься на 3-4-х курсах. В ведущих вузах России возможность ощутить «вкус» научного творчества предоставляется уже на младших курсах, вплоть до первого. Причем в данном случае речь идет лишь о прикосновении к «азам» исследовательской деятельности, привыкании к работе в коллективе, дисциплине. Конечно, его всегда опекает куратор (зачастую не один) из числа опытных преподавателей. В воспитании у студентов научного стиля деятельности важная роль отводится курсовой работе, тематика которой посвящена решению какой-либо проблемы. Сама защита курсовой работы обставляется как сессия научной конференции (презентация докладов и материалов, выступление перед аудиторией, ответы на вопросы, обсуждение), по итогам которой комиссия преподавателей оценивает представленную работу. Работая над курсовой работой, молодой человек начинает видеть и изнанку научно-исследовательской деятельности - тяжелый и кропотливый труд, зачастую неблагодарный. Занимаясь научной работой 3-4 года своей студенческой жизни, будущий специалист приобретает навыки профессиональной деятельности, умение гибко и оперативно реагировать на изменяющиеся условия работы, что позволяет ему быстрее определиться с дальнейшим трудоустройством. Примечательно, что уже в течение завершающего года обучения в вузе современный студент зачастую находит место работы в соответствии с его профилем и полученной квалификацией.
Конечно, такой стиль подготовки требует очень продуманной организации учебного процесса, наличия опытных педагогов, исследовательских коллективов, занятых действительно научной деятельностью. Но это позволяет выявить у каждого из студентов его уникальные индивидуальные качества.
В последние годы широкое распространение получили так называемые новые образовательные технологии с использованием сети Интернет и т. п. В ряде вузов открыты центры дистанционного образования. Накопленный в российских вузах, в том числе в Уральском государственном экономическом университете, опыт показывает, что все современные средства могут служить лишь дополнением к образовательному и научно-исследовательскому процессу и уж ни в коем случае не заменять его. Передача не только знаний, но и личного опыта преподавателем, опытным старшим специалистом является важнейшей (если не определяющей) частью образовательного процесса.
В итоге положение кафедры в вузе, ее престиж, репутация, известность в образовательном и научном сообществе определяется, во-первых, востребованностью ее выпускников по тому или иному направлению профессиональной деятельности; во-вторых, уровнем подготовки выпускаемых специалистов; в-третьих, уровнем и масштабом научной деятельности ее профессорско-преподавательского состава, аспирантов,
докторантов и студентов; в-четвертых, активностью связей, отношений и взаимодействий с кафедрами внутри вуза и родственными кафедрами других вузов.
Ведущую роль в организационной структуре вуза играют выпускающие (профилирующие) кафедры, ибо они несут прямую ответственность за выпуск специалистов высшей квалификации по той или иной специализации или, в некоторых случаях, по направлению. Конечно, важную роль в учебном процессе вуза играют общеобразовательные и общенаучные кафедры. Но, во-первых, они дают общеобразовательную подготовку, которая нужна всем специальностям; во-вторых, молодые люди приходят в вуз прежде всего за современными специальными знаниями; в-третьих, именно выпускающие кафедры определяют «лицо» вуза.
Поэтому желание молодых людей получить качественные образовательные услуги по той или иной специальности должны стать доминирующими в деятельности вуза.
Не хотелось бы, чтобы последовавшие в наших вузах в последнее время организационные трансформации превратили кафедры в своеобразные «винтики» бюрократической машины и чтобы сама деятельность кафедры стала имитацией.
Учитывая, что российские вузы включаются в Болонский процесс, в европейское образовательное пространство, небезынтересным представляется сравнение кафедр отечественных и зарубежных вузов.
В западных университетах понятие «кафедра» является достаточно формальным и как бы размытым, поскольку там система обучения в основном зиждется на индивидуальных, оригинальных авторских курсах профессоров.
Наиболее близким к нашему пониманию кафедры следует признать английский department [3. С. 206-210]. Факультет, возглавляемый деканом, обычно включает несколько кафедр (departments). Фундаментальным принципом в организации кафедры-департмента в английском вузе является то, что она организуется на основе крупного научного направления, признанной научной школы, возглавляемой видным ученым. Срок занятия должности заведующего кафедрой обычно не устанавливается - он полностью определяется научной репутацией и оценивается его коллегами, эффективностью работы кафедры.
Передача информации (отчеты, приказы, справки и т. п.) происходит по вертикали: ректорат - кафедры или ректорат - деканат - кафедры.
Очевидно, что дальнейшее развитие и прогресс отечественной высшей школы в целом может быть обеспечен лишь сочетанием новых подходов, в том числе заимствованных из-за рубежа, с богатейшими традициями и опытом российского образования. Для российских вузов при переходе на новую систему образования крайне важно и необходимо сохранить «кафедральное» звено, исторически доказавшее свою эффективность в деле подготовки студентов (бакалавров и магистрантов), аспирантов, а также докторантов.
Все вышесказанное убедительно доказывает, что вузовская кафедра с ее профессорско-преподавательским составом должна оставаться ведущим звеном в системе высшего профессионального образования современной России.
Источники
1. Тоффлер, Э. Футурошок / Э. Тоффлер. СПб.: Лань, 1997.
2. Шукшунов, В. Е. О роли научных исследований и инновационной деятельности в университете XXI века / В. Е. Шукшунов. М. : МАН ВШ, 1998.
3. Галаган, А. И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4.