Научная статья на тему 'Кафедра теории и технологии дошкольного образования: основные достижения и перспективы развития'

Кафедра теории и технологии дошкольного образования: основные достижения и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / DEPARTMENT OF THEORY AND TECHNOLOGY OFPRE-SCHOOL EDUCATION / RESEARCH LABORATORY / RESEARCH PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова С. Ю.

В статье рассматриваются основные этапы становления кафедры теории и технологий дошкольного образования, отметившей 55-летний юбилей своей научно-педагогической деятельности в структуре Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Особое внимание уделено характеристике достижений и перспективных направлений экспериментальной деятельности в области дошкольного образования, реализуемых на базе научно-исследовательских лабораторий кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF THEORY AND TECHNOLOGY OF PRESCHOOL EDUCATION: MAIN ACHIEVEMENTS AND FUTURE DEVELOPMENT

The article examines the main stages of the formation of Theory and technology of pre-school education department which celebrated the 55th anniversary of its scientific-pedagogical activity in the structure of Orel State University named after I.S. Turgenev. Particular attention is paid to the characteristics of the achievements and future directions of experimental activities in the field of pre-school education to be implemented on the basis of the research laboratories of the department.

Текст научной работы на тему «Кафедра теории и технологии дошкольного образования: основные достижения и перспективы развития»

УДК 378 БУБНОВА С.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC378 BUBNOVA S.U.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Technology of Pre-School Education, Orel State University named after I.S. Turgenev

E-mail: [email protected]

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

DEPARTMENT OF THEORY AND TECHNOLOGY OF PRESCHOOL EDUCATION: MAIN ACHIEVEMENTS AND FUTURE DEVELOPMENT

В статье рассматриваются основные этапы становления кафедры теории и технологий дошкольного образования, отметившей 55-летний юбилей своей научно-педагогической деятельности в структуре Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Особое внимание уделено характеристике достижений и перспективных направлений экспериментальной деятельности в области дошкольного образования, реализуемых на базе научно-исследовательских лабораторий кафедры.

Ключевые слова: кафедра теории и технологий дошкольного образования, научно-исследовательская лаборатория, научные проекты.

The article examines the main stages of the formation of Theory and technology of pre-school education department which celebrated the 55th anniversary of its scientific-pedagogical activity in the structure of Orel State University named after I.S. Turgenev. Particular attention is paid to the characteristics of the achievements andfuture directions of experimental activities in the field ofpre-school education to be implemented on the basis of the research laboratories of the department.

Keywords: department of theory and technology of pre-school education, research laboratory, research projects.

Среди юбилейных дат, связанных со становлением дошкольного образования на Орловщине. невозможно обойти вниманием 55-летие кафедры теории и технологий дошкольного образования Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. За это время кафедра прошла сложный путь, определив основные этапы развития дошкольного и высшего педагогического образования. Каждый этап имеет своих героев, имена, поступки, достижения, которые составляют славу и гордость кафедры и университета.

Становление кафедры началось в 60-е годы XX века в связи с выделением в самостоятельный факультет отделения дошкольного воспитания. Первоначально

она развивалась и функционировала как кафедра дошкольной педагогики. Именно в это время был произведен первый набор студентов факультета дошкольного воспитания. Он составил 50 человек.

Кафедру возглавил Просецкий Владимир Алексеевич. Членами кафедры стали: Бухвостова

Светлана Степановна, Михальченкова Галина Александровна, Кириллова Галина Дмитриевна, Москвитина Лиана Ивановна. Они создали на кафедре атмосферу высочайшего профессионализма и удивительного энтузиазма в деле дошкольного воспитания и педагогического просвещения.

Под научным руководством членов кафедры внедрялись первые программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В условиях острого дефицита педагогической литературы создавались методические рекомендации для воспитателей детских садов, проводились открытые городские мероприятия по всем разделам программы. В 1964 году состоялся первый выпуск специалистов для учреждений дошкольного образования в количестве 48 человек.

В дальнейшем кафедру возглавляла Мусейибова Тамара Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, яркий представитель Ленинградской научной школы. В годы ее руководства кафедрой были уста-

© Бубнова С.Ю. © Bubnova S.U.

новлены тесные контакты с ведущим педагогическим вузом страны - РГГГУ им. А.И. Герцена.

Радвил Галина

Ивановна руководила кафедрой дошкольной педагогики почти 30 лет. Во многом благодаря ее усилиям, в 1980-1990-е годы качественно изменился состав кафедры. Многие из ныне работающих преподавателей были направлены на учебу в аспирантуру в ведущие вузы страны. В этот период на факультете дошкольного воспитания обучалось большое количество иностранных студентов. Сейчас они успешно работают в странах дальнего зарубежья: Ангола, Афганистан, Конго, Куба, Лаос, Мали, Чехия, Словакия, Эфиопия и др.

В 1999-м году в связи с расширением проблематики научных исследований и спектра преподаваемых педагогических дисциплин кафедра была преобразована в кафедру педагогики, которую возглавила Чуднова Раиса Петровна, кандидат педагогических наук, доцент. В непростые перестроечные годы ей не только удалось сохранить кадры и накопленный научный потенциал кафедры, но и начать реализацию новых образовательных программ профессиональной подготовки.

С 2002-го года по настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Бубнова Светлана Юрьевна. В 2010-м году в условиях перехода на многоуровневую систему высшего образования, с учётом существенных изменений кадрового состава, кафедра была переименована в кафедру теории и технологий дошкольного образования.

В эти годы на кафедре сформировался высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, осуществляющий подготовку педагогических кадров в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, бережно сохраняющий научные традиции основателей системы дошкольного образования в Орловской области, обеспечивающий преемственность сменяющихся поколений учителей и учеников.

В течение 55 лет существования кафедры тысячи выпускников пополнили ряды педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений Орловской области и других регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Только за последние 5

лет по дневной и заочной формам обучения подготовлено более 300 педагогов дошкольного образования. При этом практически все выпускники трудоустроены в соответствии с выбранной профессией.

В настоящее время основной состав кафедры составляет 9 человек: 8 кандидатов наук, из них 2 профессора, 6 доцентов, а также 1 старший преподаватель.

Цель деятельности кафедры - обеспечение качественного уровня профессионально-педагогической подготовки кадров для системы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Задачи деятельности кафедры:

1. Создание условий, определяющих качество реализации многоуровневых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в области дошкольного образования.

2. Активизация научно-исследовательской деятельности кафедры, участие в разработке федеральных и региональных программ развития дошкольного образования, модернизации педагогического образования.

3. Совершенствование организации образовательного процесса, создание и освоение инновационных педагогических технологий, обновление учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин.

- Кафедра является выпускающей по следующим направлениям подготовки бакалавров: Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование;

- Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и педагогика дошкольного образования.

С 2014-го года кафедра приступила к реализации новой образовательной программы подготовки бакалавров, предусматривающей освоение студентами двух профилей: Дошкольное образование и Дополнительное образование (организация детского досуга).

Кроме того, учитывая многопрофильность кафедры, преподаватели обеспечивают образовательный процесс по другим образовательным программам бакалавриата и специалитета: «Логопедия», «Дошкольная дефектология», «Психология», «Психология образования», «Психология и педагогика девиантного поведения».

Одной из первых в вузе кафедра приступила к разработке и внедрению программ подготовки .магистров. Магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации» (руководитель - Алдошина М.И., доктор педагогических наук, доцент) является одной из самых востребованных в университете.

В 2015-м году состоялся первый набор обучающихся по магистерской программе «Инновационные технологии творческого развития детей дошкольного возраста» (руководитель - Макарова В.Н., кандидат педагогических наук, профессор кафедры, член-корреспондент МАНПО).

Научно-исследовательская деятельность кафедры

V^J

й Ш

осуществляется на базе четырех лабораторий:

1. Лаборатория творческого развития личности.

Руководитель: Бубнова С.Ю., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и технологий дошкольного образования.

Научная концепция лаборатории предусматривает решение следующих задач:

- психолого-педагогическое обоснование сущности и механизмов творческого развития детей дошкольного возраста;

- разработка инновационных подходов к содержанию и технологиям творческого развития детей дошкольного возраста;

- определение регионального компонента в решении проблем творческого развития детей в системе дошкольного и дополнительного образования.

В качестве приоритетных лаборатория выделяет следующие научные проекты:

1. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами дизайн-деятельности» - инновационный проект МБДОУ «Детский сад № 36» комбинированного вида (заведующая - Терехова Т.В.. заместитель заведующей по УВР - Вакаренцева Е.Г.). Основным результатом работы участников эксперимента стало создание программы «Азбука дизайна» и соответствующих методических рекомендаций, отмеченных дипломом I степени выставки Фестиваля научного творчества факультета педагогики и психологии «Мир науки - 2015»;

2. «Формирование интеллектуальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» - проект, реализуемый на базе МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» (заведующая - Клюева И.Н., заместитель заведующей по УВР - Сидорова С.Н.). Участники эксперимента регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы по организации детского экспериментирования, делятся опытом своей работы в научных и методических публикациях. Педагогическим коллективом подготовлен сборник методических материалов с обобщением опыта инновационной деятельности.

3. «Интеграция образовательных областей в процессе театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» - инновационный проект МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида» (заведующая - Лазарева И.В., заместитель заведующей по УВР - Коровина Л.В.). В 2013-м году педагогический коллектив образовательного учреждения принял участие во Всероссийском конкурсе «Планета Детства» (г. Москва). Представленные материалы были удостоены золотой медали. Кроме того опыт работы с дошкольниками педагога дополнительного образования O.A. Замулы был отмечен серебряной медалью на Всероссийском заочном конкурсе оригинальных замыслов, инновационной практики обучения, воспитания, развития и социализации детей в современном ДОУ «Призвание - воспитатель», проводимом под эгидой Международной славянской академии наук, образова-

ния, искусств и культуры. Результаты инновационной деятельности ДОУ получили обобщение в сборнике методических материалов.

4. «Вариативные модели взаимодействия ДОУ и семьи» - проект, реализуемый на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад № 39» (заведующая - Кузина Е.Ю., заместитель заведующей по УВР - Селезнева О.В.). Достижения педагогического коллектива в инновационной деятельности были отмечены дипломом II Всероссийского конкурса «К здоровой семье через детский сад» в номинации «Здоровый дошкольник» (2011, Москва); дипломом I степени Всероссийском конкурсе «Золотой фонд российского образования» в номинации «Лучший научно-исследовательский проект» (2012, Москва). Промежуточным итогом экспериментальной работы стало издание пособий «По дороге в школу (Орел, 2009) и «Подготовка детей к школе: аспекты взаимодействия ДОУ и семьи» (СПб. 2010).

Решение научно-исследовательских задач ведется с привлечением студентов, которые выполняют учебные проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы, участвуют в деятельности инновационных площадок Лучшие научно-исследовательские работы студентов представляются на конкурсах, выставках и т.д. Так, в 2013-м году Крючкова Ирина, обучающаяся в магистратуре по программе Дошкольное образование, заняла третье место в Славянском международном студенческом конкурсе научно-исследовательских работ «Педагогический поиск» (научный руководитель -Андриеш В.А.); в 2015-м г. Демина Юлия, обучающаяся в магистратуре по программе Дошкольное образование, получила диплом лауреата в номинации «Искусство воспитания» (научный руководитель - Бубнова С.Ю.).

2. Лаборатория речевого и лингвистического развития детей дошкольного возраста.

Руководитель: Макарова В Н., кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий дошкольного образования, член-корреспондент МАНПО.

Целью деятельности лаборатории является разработка теоретико-методологических оснований и апробация современных технологий речевого и лингвистического развития дошкольников.

Научная концепция лаборатории предусматривает решение следующих задач:

- организация исследований на базе ДОУ - инновационных площадок лаборатории;

- апробация и внедрение полученных научных и практических результатов;

- создание научно-методических разработок для педагогов образовательных учреждений и учебно-методических материалов для студентов;

- развитие сотрудничества с ведущими специалистами в области речевого и лингвистического развития детей, образовательными и научными учреждениями;

- привлечение профессорско-преподавательского состава, магистрантов, студентов, практических работников системы образования к работе по изучению и практическому решению проблем речевого и лингви-

стического развития детей;

- совершенствование качества подготовки педагогических кадров к работе по речевому воспитанию детей и молодежи.

В настоящее время лаборатория реализует следующие научные проекты:

1. «Развитие словаря природоведческой тематики у детей дошкольного возраста» на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 11 г. Орла» (заведующая - Суркова J1.B.. заместитель заведующей по УВР - Арнаутова O.A.);

2. «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» на базе Центра развития ребенка - детский сад № 56 (заведующая - Добрина Н.И.).

Научные и практические результаты, полученные в ходе реализации проектов на базе экспериментальных площадок, апробируются и внедряются в практику дошкольного образования. Созданные научно-методические («Обогащение речи дошкольников эмоционально-оценочной лексикой» в соавторстве с В.И. Яшиной, 2012) и учебно-методические материалы («Развитие словесного творчества дошкольников в разных видах художественной деятельности». 2011) используются в подготовке педагогических кадров к работе по речевому воспитанию детей и молодежи.

Деятельность лаборатории неоднократно освещалась на конференциях разного уровня не только в Орловском регионе, но и за его пределами: в Москве, Петербурге, Курске, Минске. Рязани, Тамбове. Туле, Уфе и других городах. Установлено тесное сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом. Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва); Институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и другими веду щими образовательными учреждениями страны.

3. Лаборатория технологий оздоровления детей в образовательном процессе.

Руководитель: Бочарова Н.И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий дошкольного образования, директор НИИ психологии и педагогики.

Деятельность лаборатории направлена на проведение комплексных исследований, связанных с разработкой и внедрением технологий здоровьесбережения детей и студенческой молодёжи в условиях образовательного учреждения с учётом экологических, демографических и культурологических особенностей региона.

В 2008-м году на базе лаборатории был начат региональный эксперимент «Вариативность здоровьесбе-регающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий». Исследование проводилось при участии дошкольных образовательных учреждений г. Орла (№№ 17, 39, 68, 84) и Орловской области (№№ 13 и 14 г. Мценска; № 2 г. Малоархангельска; «Лучик» г. Волхова).

В результате был выявлен оздоровительный по-

тенциал разных компонентов здоровьесберегающей деятельности ДОУ (физкультурно-оздоровительного, коррекционно-развивающего, адаптационного,

лечебно-профилактического); создано здоровьесбере-гающее сопровождение образовательной деятельности; разработаны и внедрены технологии, основанные на интеграции деятельности специалистов.

Участниками эксперимента предложены варианты организации здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учётом его вида, местоположения (городского, сельского), материальных и кадровых условий, социально-культурологических и эколого-природных особенностей, структуры заболеваемости воспитанников.

Членами лаборатории создана и внедрена организационно-управленческая модель функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме «Детский сад здоровья». Разработаны и внедрены парциальные программы и технологии, позволяющие комплексно реализовать задачи укрепления психологического, физического, духовно-нравственного здоровья воспитанников.

С 2009-го года в рамках исследования, проводимого лабораторией на средства Гранта по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» разработано научно-методическое и программное обеспечение процесса профессиональной подготовки студентов к деятельности по оздоровлению детей в образовательных учреждениях разного типа.

В феврале 2015-го г. лаборатория стала инициатором проведения Всероссийской научно-практической конференции «Образование XXI века: здоровьесбере-гающие стратегии, системы, технологии».

4. Студенческая лаборатория историко-эптографического анализа педагогических систем этнических русских.

Руководитель: Тихонова О.Г., кандидат педагогических наук, доцент.

Цель деятельности лаборатории - научно-методическое обеспечение процесса этнокультурной идентификации в системе непрерывного этнокультурного образования.

Для достижения поставленной цели в лаборатории создаются творческие группы в соответствии со следующими направлениями:

- игровые технологии в организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков;

- проектирование работы с детьми дошкольного возраста по формированию этнокультурной идентичности в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

- тендерные особенности формирования этнокультурной идентичности у детей и подростков.

Инновационным направлением деятельности студенческой лаборатории Историко-этнографического анализа педагогических систем этнических русских стало создание музея игрушки и научного студенче-

ского объединения «Жаворонушки». В концепции музея заложена идея наглядной демонстрации эволюции игрушек, начиная с народных обрядовых (деревянных, тряпичных, глиняных) и заканчивая современными игрушками отечественного и зарубежного производства. Экскурсии, мастер-классы и др. мероприятия в музее проводят члены студенческого объединения «Жаворонушки». Участие студентов в работе музея способствует формированию устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности и приобретению необходимых для данного вида деятельности компетенций.

В рамках деятельности лаборатории ежегодно проводится межвузовская студенческая научно-практическая конференция, посвященная проблемам этнокультурного образования. Кроме того, студенты регулярно принимают участие в конкурсах студенческих научно-исследовательских работ. Так, 2015-м году

Катырина Анастасия, в 2016 году Кучина Екатерина стали призерами межвузовского регионального конкурса воспитательных студенческих проектов «Ступени».

В настоящее время кафедра теории и технологий дошкольного образования является одним из ведущих центров, осуществляющих профессиональную подготовку кадров для системы дошкольного образования и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций Орловской области. Преподаватели кафедры полны инновационных идей и планов, они активно включаются в разработку программ подготовки педагогических кадров в условиях многоуровневого высшего образования, создают новые учебно-методические материалы, осуществляют внедрение принципиально новых подходов и технологий организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.