только сегодня и до тех пор, пока существуют пограничные (межгосударственные) барьеры движения товаров и услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ленин В.И. Полное собрание соч. 5 изд.
2. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского 907-1995 гг. М., 1995.
3. Таможенное дело в России X - начало XX в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.
4. Там же.
5. Пиляева В.В. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2007.
6. URL: www.museum.customs.ru
7. Таможенное дело в России Х - начало ХХ в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.
8. URL: www.museum.customs.ru
9. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. М., 2006.
E.V. Ereshko PROTECTIONISM AND FREETRADERSHIP IN THE CUSTOMS POLITICS OF THE RUSSIAN EMPIRE XIX
Slavyansky-na-Kubany state pedagogical institute
The brief theoretical review of versions of state regulation of the foreign trade relations -protectionism and freetradership is given. Principles and conditions of formation and development of the given receptions of regulation of the external economic relations in a customs politics of Russian empire of XIX century are considered.
Key words: freetradership, protectionism, the custom duties, import, export, foreign trade, a customs - tariff autonomy.
УДК 160:331.108 (470)
Ю.В. Чичко©
КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт»
© Чичко Юлия Валерьевна - старший преподаватель Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института
Исследована необходимость активного внедрения логистики в российскую экономику на данном этапе экономического развития страны. Проанализированы проблемы кадрового дефицита в области логистики. Рассмотрены высшие образовательные учреждения, дающие профильное логистическое образование.
Ключевые слова: логистизация экономической системы, логистика, глобализация бизнеса, специализированное логистическое образование, кадровый дефицит.
Реструктуризация промышленного комплекса Российской Федерации в условиях рыночного реформирования экономики не устранила технико-организационной и экономической отсталости отечественных предприятий, а напротив, в условиях свободной конкуренции привела к вытеснению их с национального рынка и практически полностью закрыла доступ на рынки других государств. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, необходимо было отказаться от стереотипов поведения командно-административной системы хозяйствования и освоить новые формы и методы организации производства, адекватные требованиям рыночной экономики. Этому во многом способствовала логистизация экономической системы. В последние годы в России наблюдается лавинообразный рост интереса к логистике как со стороны организаций бизнеса, так и правительственных институтов. Все более востребованными на рынке труда становятся специалисты в области логистики.
У многих людей при упоминании слова «логистик» возникает четкая ассоциация: логистик — логика — наука — ученый. Неверный ассоциативный ряд сложился из-за того, что многие просто незнакомы с этой профессией.
Действительно, значительно чаще в повседневной жизни мы встречаем директоров, продавцов, кассиров, шоферов, охранников и рабочих, а профессия «логистика» пришла к нам сравнительно недавно, но, несмотря на это, стала наиболее востребованной специальностью в российской экономике.
Современные бизнес-справочники определяют логистику как науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями. В традиционном понимании это самое обыкновенное снабжение. Но парадокс заключается в том, что логистика и снабжение — не одно и то же. В советское время снабженцы также занимались обеспечением производства сырьем и оборудованием. Тогда существовал план, исходя из которого, и работала целая отрасль. И даже если товар уже не пользовался спросом, его продолжали производить. Это оборачивалось убытками, которые списывали на негибкую систему ведения хозяйства. Так тормозилось развитие экономики, рынок забивался ненужными товарами, а на необходимые вещи был большой дефицит. Снабженцы отвечали только за свой участок, а остальное их не интересовало. Специалиста-логистика должно интересовать все, что касается эффективного и экономичного ведения хозяйственной деятельности предприятия. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления фирмы занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, принятием оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании.
Сама сфера логистики встроена в систему бизнеса. Компоненты системы: финансы, маркетинг, закупка, транспорт, производство, хранение и сбыт. Все эти элементы есть в любом виде бизнеса - от ресторанного до нефтяного. Несколько столетий логистику рассматривали только как область знаний, которая позволяла снабжать армию в условиях военных походов (то есть в нестационарных условиях). Постепенно логистика охватила все стадии товародвижения: закупку сырья и материалов, их транспортировку, производство, сбыт и информационные потоки. Уже в конце прошлого столетия стало ясно, что в условиях
глобализации бизнеса методы логистики позволяют осуществлять, к примеру, транспортные потоки оптимальным способом, а также резко сократить запасы сырья, комплектующих изделий и готовой продукции. С начала нашего столетия логистика стремительно развивалась, охватывая все новые сферы приложения. Логистика все больше проникает во все сферы и уровни экономики, что свидетельствует о логистизации организации экономики. Это вызвано тем, что в комплексе современной логистики сфокусированы все аспекты оптимизации общественных и экономических взаимосвязей. Но, несмотря на то, что применение логистических знаний в современных бизнес структурах является неоспоримой потребностью, кадров в логистике сегодня не хватает. Проблема осложняется недостаточным количеством в нашей стране дипломированных специалистов по логистике, так как государственный образовательный стандарт специальности 062200 «Логистика» был утвержден Министерством образования РФ только в апреле 2000 г., а сама специальность была открыта в качестве эксперимента всего в шести российских вузах. Специалисты приходят в логистику из других областей бизнеса, повышая свою квалификацию с помощью посещения специализированных курсов и семинаров. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону, перспектива получить специализированное логистическое образование стала возможной. И все большее количество высших учебных заведений пытаются вводить логистику в перечень основных специализаций. Но, не смотря на эти позитивные изменения, возможность получения этой специальности все еще ограничена. К примеру, вузы краснодарского края не могут похвастаться предложением этой специальности, в таких солидных вузах, как Кубанский Государственный Университет, Кубанский Государственный аграрный Университет специальность логистика введена относительно недавно, в качестве образовательного эксперимента. Может быть именно потому, что образовательная система не успевает за быстро меняющимися требованиями экономики, предприятия и руководители престижных компаний на сегодняшний день испытывают острый дефицит специалистов логистического профиля.
Что же касается дефицита кадров, то эта проблема стоит в России остро не только в области логистики. По словам председателя правительства России В.В. Путина: «Потребность реального сектора экономики в квалифицированных кадрах очень высока, страна развивается, и нужны кадры высокой квалификации в разных отраслях». На одном из заседаний правительства он выразил озабоченность несбалансированностью рынка труда и системой образования и призвал к устранению этого несоответствия. Приводя пример отсутствия должных прогнозов подготовки специалистов высшими учебными заведениями России, российский премьер заявил, что «... из 1,2 миллиона выпускников вузов порядка 40 % - юристы или экономисты. При этом крайне не хватает экономике инженеров, логистов, технологов, металловедов и других специалистов». А в перспективе по прогнозам экспертов, к 2018 г. специалисты по логистике, инженеры, специалисты по компьютерным технологиям, специалисты в области нанотехнологий, специалисты по электронике и биотехнологиям войдут в десятку самых востребованных профессий на рынке труда. Спрос же на юристов, бухгалтеров, аудиторов, модельеров, концертных директоров, напротив, сократится.
Возвращаясь к проблемам дефицита специалистов именно в сфере логистики, можно говорить о том, что сегодня они решаются недостаточно эффективно: программы
повышения квалификации логистов предлагают такие организации, как: Координационный совет по логистике, Международный центр логистики и МИПК РЭА им. Г. В. Плеханова совместно с КИА - центром. Программы дополнительного профессионального образования и программы второго высшего образования по логистике проводят только две первые организации. Среди немногочисленных вузов, предлагающих высшее профильное образование для логистов - ГУ-ВШЭ, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, Ростовский Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия, Ростовская государственная экономическая академия,
Кубанский Государственный Университет. Все они, согласно приказу Министерства образования, осуществляют в порядке эксперимента подготовку специалистов по специальности «Логистика». Тем не менее спрос на данных специалистов в современных бизнес-структурах значительно превышает их предложение.
Ещё одной немаловажной проблемой образования в сфере логистики является низкое качество краткосрочных программ обучения, проводимых непрофессиональными компаниями (в результате чего специалисты теряют всякий интерес к учебе), а также отсутствие системы стажировок для молодых специалистов, не имеющих управленческой практики в области логистики. Некоторые организации стараются проводить зарубежные стажировки, но фактически это трех-четырех дневные экскурсии в компании. Тогда как сейчас требуются полномасштабные стажировки в крупных организациях и специализированное логистическое образование, где будущий специалист мог бы приобрести практический и теоретический опыт управления логистическими системами или их отдельными элементами. На данном же этапе в логистику приходят специалисты из других областей, имея смешанное образование техническое или экономическое, и предприятия испытывают трудности без специализированной теоретической подготовки кадров-логистиков.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что благодаря своему географическому положению Россия обладает неизмеримыми возможностями по развитию логистики. Потенциал для ее развития в России огромен, хотя мы и находимся в этом вопросе на уровне развития стран Европы 5-7-летней давности. Его развитие напрямую зависит от воспитания высококвалифицированных логистических кадров. Этого, несомненно, можно достичь, совершенствуя систему вузовского образования, а также внедряя в образовательную сферу бизнес-программы повышения квалификации. Результатом данного процесса станет сокращение кадрового дефицита специалистов логистов на рынке труда, а также достижение системного развития и комплексного эффективного использования логистики в экономике страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЦКЬ: http://www.Economy.Gov.rU/wpc./wcm./myconnect/ecomylib/mert/welcome/main
2. Проценко О.Д., Новиков Д.Т., Голиков Е.А., Карнаухов С.Б. Развитие логистики в России // Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция. Материалы международной научно-практической конференции 29-30 мая 2001 г. Самара, Ч. 1. 2001.
3. Проценко О.Д. Логистические концепции // Бизнес и логистика: сб. материалов 4-го Московского международного логистического форума. М., 2002. С. 18.
4. Мате Э., Тиксье Д. Логистика / пер. с франц. под ред. Н.В. Куприенко. СПб.; М., 2003. С. 128.
J.V. Chichko PERSONNEL DEFICIENCY OF EXPERTS OF THE LOGISTICAL STRUCTURE IN THE RUSSIAN ECONOMY
The independent noncommercial organization of the high vocational training “The NorthenKuban humanities and technology institute ”
There was explored importance of the active introducing the logistic in the Russian Economy, at the point economic development of the country. There was mafe analysis in
the field of logisticses. So its were considered high educational institutions, giving proffeshional logistic education.
Key words: the logistization of economic system, logistics, global of business, specialized logistic trainej deficit.