^^^^mllllllq'lijlcwjljll ii ii i1 и ll и практ и к а 1 1 11 1 11111
а 1 n 1 ж ► 1
© Коллектив авторов, 2014
КАЧЕСТВО СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В САНАТОРИИ
Ю.В. Бардышева, К.А. Страхов, канд мед. наук, И.И. Макарова, проф., И.В. Березовский, канд. мед. наук Тверская государственная медицинская академия Минздрава России E-mail: [email protected]
Представлены факторы, влияющие на оказание сестринской помощи в санатории «Митино». Предложены системы показателей, характеризующих ее качество.
Ключевые слова: качество, сестринская помощь, оценка, контроль.
Приоритетной задачей здравоохранения современной России является повышение качества медицинской помощи, которое во многом определяется сестринским участием в лечебно-диагностическом процессе. Сестринский персонал наиболее тесно контактирует с пациентами, и именно на этом уровне прежде всего формируется их представление о качестве медицинского обслуживания [2, 6, 7].
Качество сестринской помощи определяется как совокупность факторов, подтверждающих ее соответствие потребностям пациента, его ожиданиям и современному уровню технологий и медицинской науки. Эффективный контроль качества необходим для систематического выявления недочетов, принятия мер по их устранению и определения потребности в профессиональном развитии медицинского персонала [3-5, 8].
Для контроля и оценки качества сестринской помощи важно четко определить их критерии. Очевидно, что необходимо оценивать выполнение медсестрами их должностных обязанностей, соблюдение технологии проведения процедур, следование этическим нормам, а также удовлетворенность пациентов качеством сестринской помощи [3, 5]. Затрудняет оценку, контроль и управление каче-
ством отсутствие единых утвержденных стандартов сестринской помощи. В этих условиях представляется актуальной разработка системы показателей, характеризующих ее качество, а также процедуры оценки и контроля качества [2, 4]. Нами эта работа проведена в ООО «Санаторий Митино» - специализированной лечебно-профилактической организации, обеспечивающей санаторно-курортное обслуживание граждан РФ (санаторий находится в Торжокском районе Тверской области).
В рамках работы проведено анкетирование медсестер; изучена удовлетворенность пациентов сестринской помощью; создана система показателей качества; проведена экспертная оценка качества.
В исследовании приняли участие медсестры лечебно-диагностических кабинетов санатория (25 человек) в возрасте от 25 до 59 лет и пациенты, находящиеся на заключительном этапе лечения в реабилитационном отделении (60 человек в возрасте от 20 до 75 лет, из них женщин - 65%). 45% пациентов составили пенсионеры (в том числе инвалиды), 18,3% - работающие пенсионеры, 26,7% - служащие, 10% - рабочие.
Анкета для медсестер содержала 21 вопрос, анкета для пациентов - 20 вопросов.
При анализе результатов анкетирования медсестер обращало на себя внимание то, что, несмотря на удовлетворенность всех опрошенных выбранной профессией, лишь 88% были довольны работой в данном учреждении. 16% медсестер отметили недостаток профессиональных знаний и 24% - нехватку времени для более качественного выполнения своих обязанностей в связи с недоукомплектованностью кадрами.
Почти все пациенты удовлетворены полученной помощью. Однако некоторые все же указали на определенные недостатки. Так, 13,3% пациентов отметили недостаток в информации о плане лечения, 8,3% - психологический дискомфорт при общении с медсестрами и 5% хотели бы, чтобы им уделяли больше внимания.
Распределение ответов на вопросы блока «Мнение о факторах, влияющих на качество сестринской помощи» (он представлен в обеих анкетах) приведено на рис. 1.
Обе группы респондентов считают профессиональную компетенцию важнейшим фактором,
Рис. 1. Мнения медсестер и пациентов о факторах, влияющих на качество сестринской помощи; 1 - уровень профессиональных знаний; 2 - уровень заработной платы; 3 - стандарты сестринской помощи; 4 - эффективность управления; 5 - удовлетворенность профессиональной деятельностью; 6 - материально-техническое оснащение; 7 - мотивация деятельности; 8 - обучение психологии общения; 9 - внешний вид медсестры
влияющим на качество сестринской помощи (среди пациентов - 71,7%, в группе медсестер - 68%). Для обеих групп 2-й по значимости фактор - уровень заработной платы (такое мнение высказали 60% пациентов и 52% медсестер). На 3-е место 43,3% пациентов поставили материально-техническое оснащение, а 44% медсестер - наличие стандартов сестринской помощи. 4-м по важности фактором обе группы респондентов считают эффективность управления сестринской деятельностью (26,7% пациентов и 36,0% медсестер). Для медсестер значимы также удовлетворенность профессиональной деятельностью и уровень материально-технического оснащения лечебного учреждения, а наименее важен внешний вид; пациенты же считают этот фактор значимым и поставили его на 7-е место -после знания психологии общения и удовлетворенности медсестер своей профессиональной деятельностью.
По данным анкетирования и изучив должностную инструкцию медсестры, мы разработали Карту экспертной оценки, содержащую 23 позиции, сгруппированные в 5 основных критериев:
• профессиональный уровень (наличие квалификационной категории, регулярность повышения квалификации);
• соблюдение общих положений должностной инструкции и правил профессионального общения;
• соблюдение технологии выполнения процедур;
• степень готовности к оказанию неотложной помощи;
• соблюдение правил инфекционной безопасности.
Для проведения экспертной оценки главным врачом санатория была утверждена группа экспертов из 5 человек: заместитель генерального директора по медицинской работе, главная медсестра, заведующая отделением физиотерапии, санитарный врач, старшая медсестра.
Каждый эксперт по критериям Карты оценил качество сестринской помощи в соответствии с предложенной шкалой оценок. Весомость каждого из 5 критериев Карты - от 1,0 до 2,0 баллов с общей возможной суммой баллов по всем критериям от 0 до 7,0 баллов. Далее были проведены количественная оценка результатов и их статистическая обработка.
Алгоритм обработки данных был следующим:
• составление сводной таблицы результатов;
• определение согласованности мнений экспертов - расчет коэффициента конкордации рангов Кендалла по формуле:
У = -'
и2 (т3 - т)
где 5 - сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов; и - число экспертов (5); т - число образовавшихся рангов [1].
Коэффициент W равен 0,8, что указывает на высокую степень согласованности мнений экспертов.
Далее проводилось ранжирование - распределение объектов измерения в зависимости от результатов. Чем выше ранг (занятое место), тем лучше оценка экспертов, весомее и выше показатель качества сестринской помощи. Общий балл, определенный экспертами, является общим инте-
■иофасшивяи т е о р и я
ра кт
и к а
гральным показателем качества помощи, оказываемой каждой медсестрой.
Для оценки качества сестринской помощи нами предложена следующая шкала показателей:
• высокий уровень - от 31,5 до 35 баллов (90100% общей шкалы);
• средний уровень - от 28 до 31,4 балла (80-90% общей шкалы);
• ниже среднего уровня - менее 28 баллов (менее 80% общей шкалы).
По итогам экспертизы 1-е место заняли 5 медсестер, получивших самую высокую оценку (35,00 баллов), 2-е - 3 медсестры (34,75 балла), 3-е - 1 (34,10 балла) и т.д. На 16-м месте - медсестра с результатом 29,15 балла.
Интегральный показатель качества сестринской помощи находится в диапазоне от 29,15 до 35 баллов. Распределение медсестер по качеству работы представлено на рис. 2. Высокое качество работы (от 31,5 до 35 баллов) продемонстрировали 19 (76%) медсестер, средний (от 28 до 31,4 балла) - 6 (24 %).
Средняя оценка экспертов, являющаяся общим интегральным показателем качества сестринской помощи в ООО «Санаторий Митино», - 32,9 балла. Это - высокий показатель.
Таким образом, приведенная методика позволяет: оценить качество сестринской помощи в лечебном учреждении; выявить факторы, влияющие на его уровень - как общие, так и действующие непосредственно в данном лечебном учреждении; создать систему показателей качества сестринской помощи для последующего его контроля, систематического выявления недочетов в работе и их устранения.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
76
3
0
Высокий Средний Ниже среднего
Уровень качества
Рис. 2. Распределение медсестер по качеству сестринской помощи в ООО «Санаторий Митино»
3. Козак В.С. Контроль качества работы медицинских сестер // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2004; № 5.
4. Лукъянцева Д.В., Воробьев П.А. Развитие и совершенствование системы стандартизации в здравоохранении // Главная медицинская сестра. - 2006; 4: 39.
5. Солонинкина Л.Ф. Критерии оценки деятельности сестринского персонала // Главная медицинская сестра. - 2008; 2: 17.
6. Сопина З.Е. Управление качеством сестринской помощи. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -151 с.
7. Щепин О.П. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. - М.: Медицина, 2002.
8. Щепин О.П. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 1996; 3: 24-29.
Литература
1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для вузов. - 10-е издание, стереотипное. - М.: Высшая школа, 2004. - 479 с.
2. Камынина Н.Н. Стандартизация сестринской деятельности: современные подходы к улучшению качества оказываемой медицинской помощи // Проблемы стандартизации здравоохранения. - 2007; № 12.
NURSING CARE QUALITY AT A SANATORIUM Yu.V. Bardysheva; K.A. Strakhov, Cand. Med. Sci.; Prof. I.I. Makarova, I.V. Berezovsky, Cand. Med. Sci.
Tver State Medical Academy, Ministry of Health of Russia The paper presents factors that influence medical care rendered at the Mitino Sanatorium and proposes systems that characterize its indicators.
Key words: quality, nursing care, assessment, control.