ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА / THEORY AND HISTORY OF LAW AND STATE
УДК 340.1(470+571) DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.4.88-95
М. Ю. ОСИПОВ1
1 Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации,
г. Тула, Россия
КАЧЕСТВО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК КЛЮЧ К ПОВЫШЕНИЮ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Цель: анализ влияния качества российского законодательства на его эффективность.
Методы: системный и функциональный подходы, логические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, а также частно-научные методы. В частности, логические методы исследования использовались для анализа и конструирования общетеоретических определений качества и эффективности действующего законодательства. Системный подход был использован для анализа основных особенностей структуры действующего законодательства, выступающего в качестве одного из объектов правовых процессов, а также для определения параметров качества законодательства. Функциональный подход использовался для анализа функции действующего законодательства и определения ключевых параметров эффективности. Математические методы использовались для анализа и оценки эффективности действующего законодательства.
Результаты: на основе анализа действующего законодательства был выявлен ряд параметров его качества, которые способствуют повышению его эффективности. Это, в частности, такие параметры, как определенность законодательных норм, их обоснованность, учет интересов участников общественных отношений, которые нормы права регулируют, обеспечения свободы субъектов права, системности, стабильности законодательства. Выделены основные аспекты эффективности законодательства, которые включают в себя: эффективность реализации норм законодательства, правового регулирования общественных отношений, изменения законодательства, применения правовых норм. В ходе исследования было доказано, что качество законодательства во многом определяет и его эффективность. Научная новизна: предложена концепция влияния качества законодательства на его эффективность, обозначены основные пути повышения качества законодательства в РФ и пути повышения его эффективности на основе анализа закономерностей правового регулирования и требований, предъявляемых к нему. В частности, предложена методика расчета эффективности законодательных норм с учетом их качества. Выделены основные аспекты эффективности действующего законодательства, которые включают в себя: эффективность реализации норм действующего законодательства, правового регулирования общественных отношений, изменения действующего законодательства, применения правовых норм. В ходе исследования были также выделены основные параметры, влияющие на качество действующего законодательства, и показано их воздействие на его эффективность.
Практическая значимость: заключается в том, что основные выводы, сделанные в ходе данного исследования, касающиеся влияния качества действующего законодательства, могут быть использованы как основа для проведения дальнейших научных исследований, а также в правотворческой деятельности в ходе разработки и принятия нормативных правовых актов.
Ключевые слова: теория и история права и государства; качество законодательства; деятельность; эффективность законодательства; правотворчество; правовое регулирование; реализация права; правовая система
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
Как цитировать статью: Осипов М. Ю. Качество российского законодательства как ключ к повышению его эффективности // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 4. С. 88-95. DOI: 10.21202/1993-047Х.10.2016.4.88-95
Введение
Проблема эффективности действующего законодательства - это одна из актуальных проблем, стоящих перед современной теорией права. Она рассматривалась в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых [1-9]. Необходимость ее изучения связана с тем, что знание и владение методикой определения эффективности правовых процессов позволят спрогнозировать результат осуществления данного процесса, а следовательно, и будущее возможное состояние правовой системы, предупредить негативные последствия, уменьшить возможные риски [1; 10, с. 28; 11, с. 113]. Понятие «эффективность законодательства» трактуется в юридической науке неоднозначно. Наиболее распространенной точкой зрения на проблему эффективности тех или иных правовых явлений является следующая: «Эффективность - это соотношение между целями данного правового явления и результатом действия данного правового явления» [1, с. 265; 3, с. 36; 4].
Однако такая концепция не позволяет учесть тот факт, что правовое явление - составная часть правовой системы и активно взаимодействует с другими социальными явлениями; изменяется с течением времени [10]. Возникает необходимость пересмотра традиционных понятий «эффективность действия норм права», «эффективность правового регулирования», «эффективность реализации права», «эффективность правоприменения». Иными словами, возникает необходимость выработки отечественной юридической наукой иных критериев эффективности тех или иных правовых явлений, нежели простое соотношение «цель - результат» [2, с. 265; 3 с. 36; 4]. Каким же образом это можно сделать? Если обратиться к зарубежному опыту исследования данной проблемы, то мы увидим, что в зарубежных законодательстве и юридической науке используется многофакторный, или комплексный, подход к изучению эффективности действующего законодательства, а также учет принципов естественной справедливости [6, р. 533; 9; 12]. Большое внимание там уделяется и исследованиям проблем эффективности правоохранительной деятельности и уголовной юстиции [9; 13-16].
Однако в указанных исследованиях отсутствует достаточно четкая определенная и единая методика исследования эффективности действующего законодательства, позволяющая однозначным образом определять эту эффективность, что предполагает разработку новой методики ее определения, а также факторов, влияющих на ее показатели. Кроме того, как отмечается в литературе, на эффективность законодательства очень сильное влияние оказывает его качество [14; 17; 18]. Попробуем разработать эту методику самостоятельно.
Результаты исследования
Методика определения эффективности действующего законодательства
По нашему мнению, необходимо исследовать то или иное явление не с позиции «цель - результат», а с несколько иной, которая предполагает: а) раскрытие смысла и назначения того или иного правового явления в правовой системе общества; б) анализ функций данного правового явления в правовой системе; в) оценку значимости данных функций для общества в целом, для субъектов права; г) выявление последствий взаимодействия данного правового явления с иными правовыми явлениями, образующими правовую систему; д) оценку значимости последствий взаимодействия данного правового явления с иными правовыми явлениями, образующими правовую систему; е) качественно-количественную оценку последствий взаимодействия данного правового явления с иными правовыми явлениями, образующими правовую систему; ж) выявление и оценку возможных ошибок и неточностей при конструировании и осуществлении того или иного правового явления; з) учет ошибок, допущенных при конструировании и осуществлении того или иного правового явления; и) составление многомерных шкал эффективности действующих правовых явлений; к) осуществление хронологического мониторинга динамических элементов правовой системы, к которым относятся: правовое регулирование, правотворчество, правореализация, правоприменение; л) учет всех не зависящих от сознания человека факторов, влияющих на содержание ди-
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
намических элементов правовой системы: на правовое регулирование, правотворчество, реализацию права, правоприменение [1, 10]. Подобного рода методика, конечно, сильно отличается от привычного понимания эффективности как соотношения между поставленной целью и полученным результатом, поскольку предполагает не просто сухой, констатирующий анализ типа «целью данного правового явления было достижение таких-то и таких-то результатов в ходе осуществления данного явления; в ходе осуществления данного явления были достигнуты такие-то и такие-то результаты, что позволяет сделать вывод о том, что эффективность данного явления такая-то» [2, с. 265; 3 с. 36; 4]. Отличие новой методики определения эффективности действующего законодательства от старой, которая определяет эффективность исходя из соотношения «цель - результат», состоит в том, что старая методика учитывает, что цели, которые планировалось достичь, используя то или иное правовое явление, входящее в правовую систему, могут быть мнимыми, т. е. вообще недостижимыми в силу особенностей и свойств тех или иных правовых явлений, либо требующими использования иных правовых, а иногда и наряду с правовыми иных явлений и процессов социальной жизни. Иными словами, перед исследователем встает проблема, насколько заявленные цели адекватны существующей реальности. Это одна из ключевых методологических проблем исследования эффективности того или иного правового явления. Без решения данной проблемы невозможно дальнейшее проведение научных исследований проблем эффективности правовых явлений. Кроме того, старая методика не позволяет решить одну из важных методологических проблем исследования эффективности действующего законодательства: насколько возможно при помощи данного правового явления достигнуть заявленных целей при условии, что эти цели адекватны существующей реальности. Иными словами, научное исследование, посвященное анализу эффективности того или иного правового явления, должно определить максимально возможный уровень достижения целей при помощи данного явления, т. е. определить потенциальный и реальный уровни достижения цели. К тому же в отличие от старой новая методика позволяет определить формальную эффективность того или иного правового явления, которая будет определяться из соотношения «реальный уровень достижения целей при помощи того или иного правово-
го явления/потенциальный уровень достижения целей при помощи того или иного правового явления». Кроме того, данная концепция изучения позволяет выявить причины и условия, а также факторы, способствующие повышению эффективности того или иного правового явления и препятствующие ему, ибо без изучения этих факторов определить потенциальный уровень достижения целей будет невозможно.
Наконец новая методика эффективности действующего законодательства, в отличие от старой методики, позволяет определить аспекты и виды эффективности действующего законодательства, а также факторы, влияющие на нее.
Аспекты и виды эффективности действующего законодательства
При анализе эффективности действующего законодательства можно выделить несколько аспектов в данном явлении, а именно эффективность:
1) реализации норм действующего законодательства;
2) правового регулирования общественных отношений;
3) изменения действующего законодательства;
4) применения правовых норм.
Рассмотрим некоторые из этих аспектов более подробно.
Эффективность реализации норм действующего законодательства
Если исследовать законодательство по новой методике, то получается, что эффективность реализации норм действующего законодательства распадается на два вида: формальную и социальную эффективность. При этом формальная эффективность реализации норм действующего законодательства определяется по формуле: Э = 1 - N /N + N ;
^ ^ Г J реал нереал нереал реал'
где Эреал - эффективность действующих норм права; N ш - число случаев, когда норма права была реализована при наличии юридической возможности; N - число случаев, когда норма права была не
нереал
реализована при наличии юридической возможности; социальная же эффективность действующего законодательства - Э = (U - D)/U - D ,
реал. прав. соц. 4 J max min'
где U - польза, принесенная обществу от реализации норм права; D - вред, причиненный обществу от реа-
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
лизации норм права; Umax - та максимальная польза, которая могла бы наступить в результате реализации норм права; Dmin - минимальный вред, причиненный в результате реализации норм права.
Эффективность правового регулирования общественных отношений
Эффективность правового регулирования общественных отношений также подразделяется на два вида: формальную и социальную эффективность.
Формальная эффективность правового регулирования общественных отношений определяется по формуле: Эрег = 1 - n/N, где n - число случаев, когда были допущены ошибки в правовом регулировании, N - общее число случаев.
Социальная же эффективность правового регулирования общественных отношений определяется по формуле: Э = (U - D)/U - D , где U - польза,
т J^ J рег. соц. 4 ' max min' ^
принесенная обществу от правового регулирования общественных отношений; D - вред, причиненный обществу от правового регулирования общественных отношений; U - та максимальная польза, которая
max
могла бы наступить в результате правового регулирования общественных отношений; D - минимальный
min
вред, причиненный в результате правового регулирования общественных отношений.
Эффективность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство
Эффективность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство определяется по формуле: Эизм = Э2 - Э1/1 - Э1, где Э2 - эффективность системы правового регулирования после принятия правотворческого акта; Э1 - эффективность системы правового регулирования до принятия данного правотворческого акта.
Эффективность применения правовых норм
Эффективность применения правовых норм подразделяется на формальную и социальную эффективность.
Формальная эффективность применения правовых норм определяется по формуле: Эприм = 1 - N./Q, где Ni - число случаев, когда норма права была принята ошибочно; Q - общее число случаев.
Э = (U - D)/U - D . , где U - польза,
прим. прав. соц. 4 ' max min' ^
принесенная обществу от применения норм права; D - вред, причиненный обществу от применения норм права; Umax - та максимальная польза, которая могла бы наступить в результате применения норм права; Dmin - минимальный вред, причиненный в результате применения норм права.
Возникает вопрос: от чего же зависит эффективность действующего законодательства? Иными словами, какие факторы влияют на данный процесс?
Факторы, влияющие на эффективность действующего законодательства
Поскольку одной из важнейших функций законодательства является функция регулирования общественных отношений, при анализе факторов, влияющих на эффективность действующего законодательства, следует обращать внимание на следующие аспекты: насколько право при помощи правовых средств упорядочивает общественные отношения, иными словами, насколько при помощи правовых средств общественным отношениям, входящим в предмет правового регулирования, придается юридическая форма и осуществляется приведение их в определенную систему; 2) насколько система правового регулирования гарантирует свободу субъектов права; 3) насколько при помощи правовых средств осуществляются координация и защита интересов субъектов права; 4) насколько система правового регулирования способствует интеграции общества в целом; 5) насколько при помощи правовых средств определены: а) круг субъектов общественных отношений, их правовой статус; б) круг объектов общественных отношений и их правовой режим; в) характер и содержание субъективных прав и обязанностей; г) круг юридических фактов; д) вид норм, которыми регулируются общественные отношения; е) круг источников, в которых они выражены; е) пределы действия этих источников во времени, пространстве и по кругу лиц; ж) способы и сроки реализации субъективных прав и обязанностей; з) порядок реализации субъективных прав и обязанностей; и) определение органа, который может или должен применить право по данному делу; к) стадии и сроки правоприменительного процесса их осуществления, задач каждой стадии и решений, принимаемых по завершении каждой стадии; 7) насколько при помощи правовых средств осуществляется
ориентация субъекта права относительно возможного и должного поведения; 8) насколько при помощи правовых средств осуществляется стабилизация общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования; 9) насколько при помощи норм права осуществляются ориентация и стабилизация общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования; 10) насколько в ходе правового регулирования общественных отношений осуществляются функции стимулирования и ограничения» [7, 8].
Анализ указанных факторов позволяет сделать вывод о том, что одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность действующего законодательства, является его качество.
Качество действующего законодательства и его влияние на эффективность правовых процессов
Согласно ГОСТ 5467-79 «Управление качеством продукции», «под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» [8]. Согласно международным стандартам ИСО 9000: ИСО 9000:2000, качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [8]. Исходя из данного определения, мы можем сделать вывод о том, что качество законодательства -это его способность удовлетворять потребности в правовом регулировании общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.
Анализ данных потребностей привел нас к тому, что можно выделить следующие параметры качества законодательства:
1) параметры, связанные с определенностью норм. К числу таких параметров можно отнести: степень определенности: а) круг субъектов общественных отношений, их правовой статус; б) круг объектов общественных отношений и их правовой режим; в) характер и содержание субъективных прав и обязанностей; г) круг юридических фактов; д) вид норм, которыми регулируются общественные отношения; е) круг источников, в которых они выражены; ё) пределы действия этих источников во времени, пространстве и по кругу лиц; ж) способы и сроки реализации субъективных прав и обязанностей; з) порядок реализации субъективных прав и обязанностей;
и) определение органа, который может или должен применить право по данному делу; к) стадии и сроки правоприменительного процесса их осуществления, задач каждой стадии и решений, принимаемых по завершении каждой стадии;
2) параметры стабильности законодательства. Этот фактор является очень важным, поскольку, как отмечается в литературе, нестабильность законодательства отрицательным образом влияет на качество
[19, 20].
3) параметры, связанные с обеспечением свободы субъектов права и учетом интересов субъектов права и общества в целом, поскольку без обеспечения свободы и учета интересов субъектов права невозможно осуществить стимулирование правомерных интересов, сдерживание социально негативных тенденций в поведении, а также интеграцию общества в целом;
4) параметры учета системных связей в праве. Недопущение так называемых декларативных норм, которые не обеспечены соответствующими санкциями в случае их нарушения, а также глубокое понимание связей между различными правовыми институтами и недопущение таких ситуаций, когда нормы одного института изменились, а нормы другого, связанные с ними, нет, вследствие чего возникла ситуация неэффективности правового регулирования.
Учет этих параметров предполагает обязательное прохождение экспертизы законопроектов с точки зрения учета в законодательстве закономерностей правового регулирования и требований, предъявляемых к нему, что предполагает активную подготовку юристов в сфере правотворчества и учет законодателем предложений, сделанных представителями юридической науки по тому или иному вопросу.
Возникает, однако, вопрос, как влияет качество законодательства на повышение его эффективности.
Влияние качества законодательства на повышение его эффективности
Рассмотрев основные параметры качества законодательства, указанные выше, мы можем прийти к выводу, что оно напрямую влияет на его эффективность.
В самом деле, неопределенность действующего законодательства относительно главных элементов правоотношения является, с одной стороны, ошибкой в правовом регулировании, что снижает эффективность правового регулирования общественных от-
ношений, с другой стороны, это может приводить к ошибкам в применении норм права. Нестабильность действующего законодательства может также приводить к росту ошибок в применении права. Игнорирование требования учета интересов субъектов права приводит к снижению эффективности реализации права, равно как и рост декларативных норм. Кроме того, игнорирование учета системных связей в праве влечет за собой рост числа ошибок в применении права и, как следствие, снижение его эффективности.
Выводы
Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено следующее.
Существующая методика определения эффективности действующего законодательства несовершенна, поскольку не учитывает ряд обстоятельств, к числу которых можно отнести: а) неадекватность заявленных целей, существующей правовой реальности; б) учет того факта, что правовые явления изменяются с течением времени; в) учет того, что эффективность действующего законодательства - многоаспектное явление [1], не имеющее однозначного решения. На основе теоретических разработок была предложена новая методика определения эффективности дей-
ствующего законодательства, которая в какой-то мере позволяет устранить недостатки старой методики и учесть факторы, влияющие на эффективность действующего законодательства.
Анализ факторов, влияющих на эффективность действующего законодательства, позволил прийти к выводу о том, что одним из ключевых из них является его качество, под которым понимается способность законодательства удовлетворять потребности в правовом регулировании общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.
При этом к числу параметров качества законодательства можно отнести: параметры, связанные с определенностью норм; стабильности законодательства; связанные с обеспечением свободы и учетом интересов субъектов права и общества в целом; учета системных связей в праве.
В заключение необходимо отметить, что качество законодательства есть ключевой момент, определяющий его эффективность, а для этого необходимо готовить юристов в сфере правотворчества, а также шире использовать представителей юридической науки в обсуждении различного рода законопроектов. Только при таких условиях может быть повышено качество законодательства, а следовательно, и его эффективность.
Список литературы
1. Горшенков Г. Н. Эффективность антикоррупционной политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 5-16.
2. Сырых В. М. Логические основания общей теории государства и права. В 3 т. Т. 2. М.: Юстинформцентр, 2004. 560 с.
3. Эффективность правовых норм / В. В. Глазырин, В. Н. Кудрявцев, В. И. Никитинский, И. С. Самощенко. М.: Юрид. лит., 1980. 280 с.
4. Гаврилов О. А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании / отв. ред. Г. Г. Зуйков. М.: Наука, 1980. 183 с.
5. Ik-Whan G. Kwon, Daniel W. Baack. The Effectiveness of Legislation Controlling Gun Usage: A Holistic Measure of Gun Control Legislation // The American Journal of Economics and Sociology. Vol. 64. No. 2 (Apr., 2005). Pp. 533-547.
6. Rani S. The Role and Efficacy of Legislation // The Loophole - November 2011. URL: https://www.opc.gov.au/calc/docs/ Loophole_papers/Rani_Nov2011.pdf Ensuring standards in the quality of legislation First Report of Session 2013-14/ (дата обращения: 10.05.2015).
7. Миннебаев Р. Х. Теоретические проблемы оптимизации фактических составов: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. 33 с.
8. Ребрин Ю. И. Управление качеством. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.
9. Maclean W. Australian Bureau of Statistics, Canberra, 1996.
10. Осипов М. Ю. Понятие эффективности правовых процессов и проблемы ее определения // Ленинградский юридический журнал. 2009. № 3 (17). С. 28-34.
11. Осипов М. Ю., Соловьев А. Ю. Понятие и особенности влияния правового регулирования на организацию и жизнедеятельность современного общества // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4 (13). С. 113-115.
12. Ik-Whan G. Kwon and Daniel W. Baack The Effectiveness of Legislation Controlling Gun Usage: A Holistic Measure of Gun Control Legislation // The American Journal of Economics and Sociology. Vol. 64. No. 2 (Apr., 2005). Pp. 533-547.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
13. Trimboli L., Bonney R. An Evaluation of the NSW Apprehended Violence Order Scheme. Sydney: NSW Bureau of Crime Statistics and Research, 1997.
14. Абрамова А. А. Качество нормы права как критерий эффективности механизма правового регулирования // Источники права: проблемы теории и практики: материалы конференции 22-25 мая 2007 г. М.: РАП, 2008. С. 280-285.
15. Wallace A., Homicide: The Social Reality. Sydney: NSW Bureau of Crime Statistics and Research, 1986.
16. Nicastro A. M., Cousins A. V., Spitzberg B. H. The tactical face of stalking // Journal of Criminal Justice. 2000. Vol. 28. № 1. Pp. 69-82.
17. Калинин А. Ю. Правообразование в России. Понятийно-категориальный и структурно-функциональный состав (историко-теоретическое исследование): дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2010.
18. Алмаева (Иванова) Ю. О. Соотношение эффективности и качества правовых норм // Юридическая наука и практика: история и современность: сборник материалов I Международной научно-практ. конференции, 5 июня 2013 г. Вып. 1. Рязань: Концепция, 2013. С. 8-11.
19. Осипова С. А. Наводнение норм - фактор, влияющий на качество правовых норм // Правовые традиции. Жидков-ские чтения: материалы Международной научной конференции. Москва, 29-30 марта 2013 г. М.: РУДН, 2014. С. 424-433.
20. Зенин С. С. К постановке вопроса о качестве юридической техники правовых норм, определяющих субъекты публичных слушаний // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1 (10). С. 122-126.
Дата поступления 21.07.2016 Дата принятия в печать 20.10.2016 Дата онлайн-размещения 29.12.2016
© Осипов М. Ю., 2016
Информация об авторе
Осипов Михаил Юрьевич, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
Адрес: 300028, г. Тула, ул. Болдина, 98, тел.: +7 (487) 224-76-16
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6982-3668
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-7216-2015
M. YU. OSIPOV1
1 Institute for Jurisprudence and Management of All-Russia Police Association, Tula, Russia QUALITY OF THE RUSSIAN LEGISLATION AS A KEY TO INCREASING ITS EFFICIENCY Objective: to analyze the influence of the Russian legislation quality on its effectiveness.
Methods: systemic and functional approaches, logical methods of cognition: analysis, synthesis, induction, deduction, abstraction, generalization, as well as specific-scientific methods. In particular, logical research methods were used for analysis and design of theoretical definitions of quality and efficiency of the current legislation. The systematic approach was used to analyze the main features of the structure of the current legislation, acting as one of the objects of legal processes, as well as to determine the parameters of the quality of legislation. The functional approach was used to analyze the function of current legislation and identify the key performance parameters. Mathematical methods were used to analyze and evaluate the effectiveness of the current legislation.
Results: basing on the analysis of the current legislation, a number of its quality characteristics were revealed that enhance its effectiveness. These are, in particular, such parameters as the specificity of legal norms, their validity, account of the interests of participants of social relations regulated by the rule of law, freedom of the legal entities, the systemic character and stability of the current legislation. The key performance aspects of current legislation are highlighted, which include: effectiveness of the current legislation implementation, legal regulation of social relations, changes in the existing legislation, enforcement of legal norms.
In the course of the study, it was shown that the quality of the current legislation largely determines its effectiveness.
Scientific novelty: the concept of current legislation quality influence on its effectiveness was proposed, the key ways to improve the quality of legislation in Russia are outlined, as well as the ways to improve its effectiveness basing on analysis of legal regulation patterns and requirements imposed to it. In particular, the method of calculating the efficiency of legislative norms is proposed taking into account their quality. The key performance aspects of current legislation are highlighted, which include: effectiveness of the current legislation implementation, legal regulation of social relations, changes in the existing legislation, enforcement of legal norms. The survey also highlighted the main parameters influencing the quality of current legislation and their impact on its effectiveness.
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
Practical significance: the main findings of the study, concerning the quality of current legislation, can be used as a basis for further research, as well as in law-making activities during the development and adoption of normative legal acts.
Keywords: Theory and history of law and state; Quality of legislation; Activities; Effectiveness of legislation; Law-making; Legal regulation; Implementation of law; Legal system
References
1. Gorshenkov, G. N. Efficiency of anticorruption policy, Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava, 2016, No. 1, pp. 5-16 (in Russ.).
2. Syryh, V. M. Logical bases of the general theory of state and law, in 3 v., vol. 2, Moscow: Justinformcentr, 2004, 560 p. (in Russ.).
3. Glazyrin, V. V., Kudrjavcev V. N., Nikitinskij V. I., Samoshhenko I. S. Efficiency of legal norms, Moscow: Jurid. lit., 1980, 280 p. (in Russ.).
4. Gavrilov, O. A. Mathematical methods and models in a social-legal research, Moscow: Nauka, 1980, 183 p. (in Russ.).
5. Ik-Whan G. Kwon, Daniel W. Baack. The Effectiveness of Legislation Controlling Gun Usage: A Holistic Measure of Gun Control Legislation, The American Journal of Economics and Sociology, vol. 64, No. 2 (Apr., 2005), pp. 533-547.
6. Rani S. The Role and Efficacy of Legislation, The Loophole. November, 2011, available at: https://www.opc.gov.au/calc/docs/Loophole_pa-pers/Rani_Nov2011.pdf Ensuring standards in the quality of legislation First Report of Session 2013-14/ (access date: 10.05.2015).
7. Minnebaev, R. H. Theoretical issues of optimization of factual crime in the act: PhD (Law) thesis, Nizhny Novgorod, 2011, pp. (in Russ.).
8. Rebrin, Ju. I. Quality Management, Taganrog: Izd-vo TRTU, 2004, 174 p. (in Russ.).
9. Maclean, W. Australian Bureau of Statistics, Canberra, 1996.
10. Osipov, M. Ju. The notion of legal processes efficiency and the problem of its definition, Leningradskijjuridicheskij zhurnal, 2009, No. 3 (17), pp. 28-34 (in Russ.).
11. Osipov, M. Ju., Solov'ev, A. Ju. Notion and features of the legal regulation impact on an organization and functioning of the modern society, Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo institute, 2009, No. 4 (13), pp. 113-115 (in Russ.).
12. Kwon Ik-Wh. G., Baack D. W. The Effectiveness of Legislation Controlling Gun Usage: A Holistic Measure of Gun Control Legislation, The American Journal of Economics and Sociology, vol. 64, No. 2 (Apr., 2005), pp. 533-547.
13. Trimboli, L., Bonney, R. An Evaluation of the NSW Apprehended Violence Order Scheme, Sydney: NSW Bureau of Crime Statistics and Research, 1997.
14. Abramova, A. A. Quality of a rule of law as a criterion for efficiency of legal regulation mechanism, Sources of law: problems of theory and practice: works of conference on May 22-25, 2007, Moscow: RAP, 2008, pp. 280-285 (in Russ.).
15. Wallace, A. Homicide: The Social Reality. Sydney: NSW Bureau of Crime Statistics and Research, 1986.
16. Nicastro, A. M., Cousins, A. V., Spitzberg, B. H. The tactical face of stalking, Journal of Criminal Justice, 2000, vol. 28, No. 1, pp. 69-82.
17. Kalinin, A. Ju. Law-making in Russia. Notion-categorical and structural-functional crime in the act (historical-theoretical research): doctoral (Law) thesis, Saint Petersburg, 2010 (in Russ.).
18. Almaeva (Ivanova), Ju. O. Correlation between efficiency and quality of legal norms, Juridical science and practice: history and modernity: collection of works of the 1st International scientific-practical conference: June 5th 2013. Vyp. 1, Rjazan: Koncepcija, 2013, pp. 8-11 (in Russ.).
19. Osipova, S. A. Flood of norms as a factor influencing the quality of legal norms. Zhidkov's readings: works of the International scientific conference. Moscow, March 29-30 2013. Moscow: RUDN, 2014, pp. 424-433 (in Russ.).
20. Zenin, S. S. On the issue of the quality of juridical technique of legal norms determining the subjects of public hearings, Aktual'nye problemy rossijskogoprava, 2009, No. 1 (10), pp. 122-126 (in Russ.).
Received 21.07.2016 Accepted 20.10.2016 Available online 29.12.2016
© Osipov M. Yu., 2016
Information about the author
Mikhail Yu. Osipov, PhD (Law), Senior Researcher, Institute for Jurisprudence and Management of All-Russia Police Association
Address: 98 Boldin Str., 300028 Tula, tel.: + 7 (487) 224-76-16
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6982-3668
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-7216-2015
For citation: M.Yu. Osipov. Quality of the Russian legislation as a key to increasing its efficiency, Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 4, pp. 88-95 (in Russ.). DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.4.88-95