ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2011. № 6
проблемы университетского образования
А.в.клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*
качество образовательного процесса: динамика отношения студентов к обучению на факультете1
Статья является итогом очередного этапа длящегося исследования по проблемам эффективности и качества образования на юридическом факультете МГУ, основывается на данных опроса «Отношение студентов к образовательному процессу и их ожидания», проведенного в мае 2011 г.
Ключевые слова: образовательный процесс; качество образования; юридический факультет; образовательная стратегия; юридическая специализация; учебная нагрузка; социологический опрос.
This paper is the outcome of the next stage of a continuing research on the effectiveness and quality of education at the Law Faculty of Moscow State University, is based on surveys of «The attitude of students to the educational process and their expectations», held in May 2011.
Keywords: educational process; quality of education; law faculty; educational strategy; legal specialization; teaching load; poll.
Важным элементом системы оценки качества образования является изучение мнения студентов по вопросам эффективности организации учебного процесса, степени их удовлетворенности перечнем и содержанием преподаваемых им дисциплин. для реализации данного подхода используется мониторинг качества образования на факультете, который обеспечивает профессорско-преподавательский состав и администрацию факультета объективной качественной информацией, необходимой для своевременного принятия решений по оптимизации учебного процесса определяет, насколько рациональны и эффективны педагогические средства и методы, реализуемые в процессе обучения, позволяет своевременно выявлять возникающие проблемы.
В 2011 г. лабораторией социально-правовых исследований и
1 В исследовании принимали участие следующие сотрудники Лаборатории: к.с.н И.В.Васенина, к.с.н н.А. хвыля-Олинтер, к.ф.н А.А. Шаронова, Т.П. Корчагина, М.А. Янбекова, Е.В.Буряк.
сравнительного правоведения было проведено исследование качества образования на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Мониторинг осуществлялся во второй раз с интервалом четыре года по стандартизированной анкете. длящийся характер исследования позволяет проследить как положительную, так и отрицательную динамику в организации и оптимизации учебного процесса.
Таким образом, цель исследования состоит в выявлении динамики изменения отношения студентов к обучению для повышения качества образования и эффективности учебного процесса. Основными задачами исследования являются:
• выявление степени удовлетворенности студентов различными сторонами учебного процесса;
• определение основных тенденций изменения отношения студентов к учебе;
• анализ мнений студентов относительно качества обучения на юридическом факультете;
• выработка рекомендаций по оптимизации учебного процесса.
Объектом исследования выступают студенты юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова с 1 по 4 курс. В ходе исследования было опрошено 475 студентов юридического факультета, обучающихся на первом-четвертом курсах как на бюджетной, так и на платной основе.
По результатам опроса можно получить представление о выборочной совокупности исследования. Так, среди опрошенных 43,2% являются представителями мужского пола, 56,8% — женского. Большинство из них обучаются на бюджетной основе (80%), а меньшая часть — на договорной (20%) (рис.1).
Рис. 1. Выборочная совокупность
Примерно каждый шестой студент юридического факультета в свободное от учебы время работает (17%). Из них почти две трети работают по специальности (62%), а работа остальных пока не соответствует профилю получаемого образования (38%). Следует отметить, что численность студентов, совмещающих учебу с работой, сократилась почти вдвое по сравнению с 2008 г., когда на занятость на работе сослались около трети респондентов, преимущественно обучающихся на 4 курсе.
Значительная часть опрошенных студентов идентифицируют себя как отличников, утверждая, что в их зачетке преобладают «пятерки» (37,7%), что свидетельствует об увеличении доли отличников на 5% за четыре года. Примерно каждый третий студент учится на «отлично» и «хорошо» (30,2%), один из шести является «хорошистом», столько же часто получают как четверки, так и тройки примерно в равном соотношении (14,9%). Удовлетворительная отметка преобладает у незначительной части студентов (3,5%).
Существует устойчивое мнение, что учеба в МГУ обеспечивает выпускникам конкурентоспособность и хорошие перспективы в профессиональной сфере. В ходе исследования были изучены ожидания студентов, связанные с получением диплома юридического факультета МГУ (рис. 2).
Возможность работать или учиться за рубежом
Возможность общения в высокоинтеллектуальной среде
Возможность сделать карьеру Материальное благополучие Высокий уровень культуры Диплом, дающий статус Хорошую профессию
Рис. 2. Что дает обучение на юридическом факультете, %?2
Каждый второй студент уверен, что обучение на юридическом факультете предоставляет возможность сделать успешную карьеру
2 Сумма процентов в диаграмме превышает 100, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
(51,1%), каждого третьего привлекает возможность общения в высокоинтеллектуальной профессиональной среде (32,8%), примерно столько же молодых людей считают, что имеют шанс получить престижную профессию (29,6%). Четверть респондентов (25,3%) отмечают статусность юридической специальности. Каждый десятый студент предполагает, что сможет получить хорошую работу за рубежом или продолжить там свое образование (9,8%).
В сравнении с 2008 г. по-прежнему получение диплома юридического факультета МГУ рассматривается студентами как хороший старт для построения собственной карьеры (2008 г. — 48,4%; 2011 г. — 51,1%). Как и 4 года назад, каждый второй студент считает, что обучение на юридическом факультете МГУ дает возможность сделать хорошую карьеру. Но в то же время наметились новые тенденции. Студентов, желающих уехать работать за рубеж или продолжить там учебу, стало в два раза больше (2008 г. — 4,5, 2011 г. — 9,8%).
Был задан вопрос о том, в какой сфере хотели бы реализовать себя молодые люди как будущие специалисты. Большинство студентов хотели бы после получения диплома выстраивать собственную бизнес-карьеру (35,4%), поступить на государственную службу (17,4%) или продолжить обучение за рубежом (11,6%) (рис. 3).
Затруднились ответить
Другое Обучение за рубежом Получение второго образования Политическая деятельность Государственная служба Бизнес-карьера Преподавательская деятельность Научная работа
Рис. 3. Какие виды деятельности представляются наиболее привлекательными после получения диплома?
За 4 года изменились установки большинства студентов на построение своей будущей карьеры. Если опрос 2008 г. показал, что 73,1% респондентов хотели бы заняться бизнесом, то в 2011 г. таковых оказалось 35,4%. Вдвое меньше студентов готовы заниматься научной работой (2008 г. — 13; 2011 г.— 6,2%) и преподавательской деятельностью (2008 г. — 17; 2011 г. — 8,3%). В то же время не изменилось количество желающих поступить на государственную службу (2008 г. — 17,5; 2011 г. — 17,4 %). Количество студентов, стремящихся продолжить обучение за рубежом, выросло незначительно (2008 г. — 10,3; 2011 г. — 11,6%).
В учебном процессе ключевую роль играет мотивация студентов. результаты исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство опрошенных находят обучение на юридическом факультете увлекательным и интересным (86,5%), только один человек из двадцати заявил об отсутствии интереса к учебе.
В сравнении с 2008 г. наметилась тенденция к увеличению количества студентов, которым интересно обучение на факультете (2008 г. — 82,1; 2011 г. — 86,5%), и соответственно снизился показатель тех, кому неинтересно учиться (2008 г. — 7,6; 2011 г. — 5,6 %).
Что касается формы обучения студентов, то среди тех, кто учится на бюджетной основе, заявляющих о наличии интереса к учебе, немного больше, чем среди учащихся на коммерческом отделении (88,3 и 78,5% соответственно). В то же время незначительный процент студентов, как на бюджетной (5,7 %), так и на договорной основе (5,4 %) заявляют о том, что им неинтересно учиться.
Одним из условий успешного обучения является минимизация факторов, осложняющих учебный процесс. Чтобы понять, с какими трудностями студентам приходится сталкиваться в процессе освоения образовательной программы, был задан вопрос, предполагающий выбор нескольких вариантов ответа. Значительное количество студентов (34%) указали на такой фактор, как «большой объем учебной нагрузки», затрудняющий усвоение и понимание учебного материала. В 2008 г. лишь 20,2% респондентов выделили данную проблему. напротив, число недовольных расписанием значительно снизилось (2008 г. — 52; 2011 г. — 37,8%) (рис. 4).
Третий по значимости фактор — ощущение недостаточности знаний, полученных в ходе довузовского образования (15%). Проблему низкого качества обучения в школах отмечал ректор МГУ В.А. Садовничий, указывая, что главной причиной снижения «качества» студентов является низкий уровень их школьной подготовки3. Показательно, что отмечается снижение качества довузовской подготовки и по оценкам студентов. В 2008 г. на этот фактор указывали 8% опрошенных, в 2011 г. — 15%. анализ данных демонстрирует зависимость между недостаточным уровнем довузовской подготовки абитуриентов и увеличением количества студентов, недовольных большим объемом учебной нагрузки.
Каждый шестой студент неудовлетворен качеством образования. данный показатель за 4 года не изменился. В 2008 г. такое же количество студентов (17%) отметили данный фактор в качестве препятствия к успешной учебной деятельности.
Обращает на себя внимание тот факт, что каждый седьмой студент (14,1%) заявляет о недостаточном обеспечении учебных курсов учебно-методическими пособиями и учебной литературой, что существенно осложняет учебный процесс. Среди иных, затрудняющих процесс об-
3 http://www.vmdaily.ru/article/27148.html
Большой объем учебной нагрузки
Разочарование в специальности
Неудовлетворенность уровнем..
Необходимость совмещать..
Ничего не мешает учиться
Недостаточный уровень..
Неудачное расписание
Недостаток учебно-..
Другое
37,8
Рис. 4. Что студентам мешает учиться, %
учения проблем, чаще всего встречаются жалобы молодых людей на сложности в отношениях с преподавателями и их субъективность. В то же время в ответах студентов присутствует и определенная самокритичность, когда приводятcz ссылки на собственную лень. Также характерно выделение ряда факторов, связанных с личными проблемами, а не с критикой образовательного процесса (например, бытовые трудности, проблемы со здоровьем).
В два раза по сравнению с 2008 г. сократилось число студентов, утверждающих, что учиться им мешает разочарование в специальности. Значимость мотивации к учебе можно проследить на примере зависимости между тремя показателями: основы обучения (бюджетная или договорная), совмещения учебы и работы и успеваемости. Студентам, которые учатся на оценки «хорошо» или «отлично» (как на бюджетной, так и на договорной основе), в большей степени мешает учиться необходимость совмещать учебу с работой. А студенты, которые учатся на оценку «удовлетворительно», на этот фактор указывали примерно в 2,5 раза реже . Несмотря на недостаток времени, «отличники», независимо от основы обучения, являются более мотивированными на учебный процесс и проявляют большую обеспокоенность препятствующими учебе факторами. Иными словами, внешние факторы оказываются менее важными для успеваемости, чем внутренние стимулы.
Анализ массива данных позволяет выявить следующие тенденции. Так, среди тех, кто ответил, что больше всего ему мешает учиться разочарование в выбранной специальности, преобладают студенты, обучающиеся на договорной основе, имеющие удовлетворительные оценки (21,1%). Среди заявивших, что в процессе учебы им ничего
не мешает, преобладают студенты, обучающиеся на бюджетной основе с оценками «отлично» или «хорошо» (23,5%).
Если же сравнить суммарный итог ответов студентов, независимо от основы обучения и их успеваемости, то можно отметить позитивный сдвиг в образовательном процессе: в 2011 г. увеличилась доля респондентов (21,3%), отмечающих отсутствие препятствий к учебе (в 2008 г. их было 15%).
Уверенность в правильности выбора специальности и факультета подтверждается осознанием того, что при возможности «дважды войти в одну и ту же реку» молодые люди не изменили бы свои предпочтения. Подавляющее большинство студентов не отказались бы от намеченной образовательной стратегии, даже будь у них такая возможность, не поменяли бы ни вуз, ни факультет (76,8%). Из них только 1,9% поменяли бы специализацию, но остались бы студентами юридического факультета МГУ.
Только лишь один из десяти опять поступал бы в МГУ, но на другой факультет (11,2%) (рис. 5).
Рис. 5. Если бы снова поступали в вуз (%)
Интерес представляет распределение ответов студентов в зависимости от того, на какой основе они обучаются (бюджетная/ договорная). В большей степени склонны повторить свой выбор студенты, обучающиеся на бюджетной основе, — 79,7% (из них 1,6% лишь поменяли бы специализацию). Из обучающихся на договорной основе выбрали бы тот же факультет 73,1% (из них 3,2 % поменяли бы специализацию). Студенты, обучающиеся на договорной основе, чаще, чем на бюджетной, отвечали, что, вероятно, сменили бы факультет (15,1 и 10,4% соответственно).
В сравнении с данными 2008 г. увеличилось число студентов, обучающихся на договорной основе, повторивших бы свой выбор (2008 г. — 56, 2011 г. — 73,1%), впрочем, как и студентов-бюджетников (2008 г. — 74, 2011 г. — 79,7%).
В 2008 г. 13% обучающихся на договорной основе и 8% бюджетников сменили бы специализацию, в 2011 г. ситуация значительно изменилась в лучшую сторону, т.к. стало в четыре раза меньше желающих сменить специализацию. Более чем в два раза сократилось количество студентов, обучающихся на договорной основе, желающих сменить факультет (34% в 2008 г). И среди бюджетников таких студентов стало на треть меньше (14% в 2008 г.).
Существенным элементом образовательного процесса является уровень удовлетворенности студентов качеством образования. Среди важнейших составляющих образовательного процесса были выделены: содержание учебных дисциплин, объем учебной нагрузки, качество преподавания, объективность преподавателей, набор изучаемых дисциплин, технические средства обучения, учебно-методическое обеспечение (рис. 6).
Рис. 6. Удовлетворенность студентов различными составляющими образовательного процесса, %4
Как видно из диаграммы, меньше всего критических замечаний относится к содержанию читаемых учебных дисциплин (69,7%) и их набору (62,2%), что говорит о высокой оценке студентами образовательных программ по специальностям факультета. В целом большинство студентов довольны качеством образования (57,4%) и объемом учебной нагрузки (54,2%). Также важнейший критерий — объективность преподавателей (48,7%) — демонстрирует положительную динамику в сравнении с 2008 г., когда лишь каждый третий из числа опрошенных положительно оценил данную характеристику (34%). Тем не менее, по мнению большинства студентов, субъективность
4 Общий процент больше 100, так как респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответа.
преподавателей все таки сохраняется. Представляется, что данная проблема предполагает имиджевый риск как для самого преподавателя, так и для факультета в целом.
Содержанием дисциплин менее всего довольны студенты 2 и 4 курсов (табл. 1). Как было показано выше, именно у этих категорий опрошенных интерес к обучению ниже, чем у студентов, обучающихся на 1 и 3 курсах.
Таблица 1
Курс обучения Удовлетворены ли Вы содержанием учебных дисциплин? (в %) Итого
Да Нет Не совсем
1 курс 78,8 4,0 17,2 100
2 курс 55,7 3,4 40,9 100
3 курс 81,3 2,7 15,6 100
4 курс 35,0 3,3 61,7 100
Несмотря на то что качеством преподавания студенты в целом удовлетворены, вместе с тем просматривается вариативность данного признака в зависимости от того, на каком курсе учится респондент. Если на 1 курсе полная удовлетворенность качеством преподавания составляет 69%, то, например, к 4 курсу ситуация меняется и полностью довольных данной характеристикой оказывается лишь 23,3% (полное распределение см. в табл. 2). С другой стороны, если не совсем удовлетворены качеством преподавания на первом курсе четверть обучающихся, то на четвертом доля таких студентов увеличивается более чем до половины. Видимо, оценивая качество преподавания, большинство студентов 4 курса предпочитают давать более сбалансированные и менее категоричные ответы. При этом если рассматривать обе категории («удовлетворен», «не совсем удовлетворен») как позитивный ответ, то можно сделать вывод, что прослеживается достаточно высокий уровень удовлетворенности качеством преподавания (1 курс — 95, 4 курс — 78,3 %). Также необходимо обратить внимание на тот факт, что все таки существует тенденция роста доли студентов, неудовле-
Таблица 2
Курс обучения Удовлетворены ли Вы качеством образования? (в %) Итого
Да Нет Не совсем
1 курс 69,0 5,7 25,3 100
2 курс 40,7 15,1 44,2 100
3 курс 67,3 6,8 25,9 100
4 курс 23,3 21,7 55,0 100
творенных качеством преподавания от первого курса к четвертому (исключение составляют студенты третьего курса), когда недовольство высказывает каждый пятый четверокурсник.
Больше всего негативных ответов респондентов связано с оценкой методической обеспеченности образовательного процесса на юридическом факультете — техническими средствами обучения и учебно-методической литературой, причем вне зависимости от курса их обучения. Об этом также свидетельствуют представленные выше данные о том, что недостаток учебно-методической литературы ощущается студентами и оценивается ими как препятствие в учебе.
Таблица 3
Динамика удовлетворенности студентов различными сторонами учебного процесса, %
Вариант ы ответов 2008 год 2011 год
Да Не совсем Нет Да Не совсем Нет
Содержание учебных дисциплин 59 34 7 69,7 26,9 3,4
Объем учебной нагрузки 53 33 14 54,2 31,9 13,9
Набор читаемых курсов 53 33 14 62,2 28,4 9,4
Качество преподавания 49 44 7 57,4 32,8 9,9
Объективность преподавателей 34 45 21 48,7 38,6 12,7
Доступность учебно-методической литературой 25 30 45 41,2 29,5 29,3
Использование технических средств обучения 17 28 55 34,1 27,9 38
В сравнении с 2008 г. увеличилось число студентов, удовлетворенных содержанием учебных дисциплин; качеством преподавания; объективностью преподавания; доступностью учебно-методической литературы (в полтора раза) и использованием технических средств обучения (в два раза). Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод: удовлетворенность студентов юридического факультета различными составляющими учебного процесса в целом повысилась.
Особого внимания заслуживает мнение студентов о возможности получения аттестации по дисциплине «автоматом» исходя из оценки преподавателем работы студентов в течение семестра. Опрос показывает, что далеко не все считают такой подход к аттестации объективным. Трое студентов из пяти (60 %) уверены, что преподаватель сможет оценить по заслугам семестровую работу своих слушателей, но остальные полагают, что такая оценка вряд ли будет соответствовать действительному уровню знаний студентов по курсу.
5 ВМУ, право, № 6 65
Те, кто уверен в объективности такого подхода, указывают наиболее подходящие критерии, на которые следует ориентироваться преподавателю в процессе выставления оценки. Следует отметить, что рейтинг критериев аттестации по сравнению с 2008 г. остался прежним. По мнению студентов, в первую очередь следует оценивать работу на семинарских занятиях, а также следить за посещаемостью.
Стремление самореализоваться в научной сфере напрямую связано с информированностью студентов о том, какова специфика научной деятельности на кафедре, по которой они специализируются, какие научные темы разрабатываются и какие на факультете существуют возможности проявить себя в данной области. По полученным данным, далеко не все имеют четкое представление о тематике научно-исследовательской работы на кафедрах специализации. В связи с тем, что специализация по кафедрам у студентов начинается с 3 курса, отдельно было проанализировало распределение ответов респондентов по курсам. Оказалось, что действительно имеются расхождения в степени интереса студентов разных курсов к научной работе кафедр. на 4 курсе студенты чаще отвечали, что хорошо или частично знакомы с научно-исследовательской работой кафедры (рис. 7).
Рис.7. Степень информированности студентов о научной специализации кафедры
В исследовании также была проанализирована периодичность встреч студентов с научными руководителями. Возможность в процессе обучения обсуждать с научным руководителем ход выполнения курсовой и дипломной работы существенно влияет на качество выполнения этой работы. на юридическом факультете примерно треть студентов встречаются с руководителем, как правило, один раз в месяц.
Около 30% опрошенных делают это даже чаще — два раза в месяц. А вот оставшаяся треть студентов не считают необходимым частые встречи с научными руководителями. По их мнению, обсуждать работы раз в 2—3 месяца и даже реже — вполне достаточно для достижения успешного результата при аттестации.
По сравнению с 2008 г. наблюдается положительная тенденция, т.к. стало в два раза больше студентов, встречающихся с научным преподавателем два раза в месяц и чаще (2008 г. — 16%).
Учитывая, что выбор специализации происходит на 3-м курсе, важно отдельно привести распределение ответов студентов 3-го и 4-го курсов. Как видно из приведенной ниже диаграммы, студенты 4-го курса встречаются с научными руководителями гораздо реже, чем студенты третьекурсники (рис.8).
4 курс
3 курс
Ж
:::24,б:
| I I .67,2.
^: ^: ::::::
хх
29,7.
| |
В 2 раза в месяц и чаще □ примерно раз в месяц ЕВ раз в 2-3 месяца и реже
Рис.8. Периодичность встреч с научным руководителем, %
Следует отметить, что встречи с научным руководителем в подавляющем большинстве своем происходят по инициативе самих студентов (92,1 %) и только в 7,9 % случаев — по инициативе преподавателей. Это указывает на то, что почти все молодые люди осознают необходимость совместных обсуждений хода выполнения своей научной работы с руководителем.
Самостоятельной работе студентов в учебном плане отведено достаточно много времени, так как в ходе аудиторных занятий преподаватель, как правило, в силу ограниченности во времени не имеет возможности охватить весь объем материала, необходимый для полноценного освоения дисциплины. По полученным данным, треть студентов отводят на самостоятельную работу от 1 до 10 часов в неделю, что, конечно, не всегда достаточно для успешной подготовки к семинарским занятиям. Примерно такое же количество студентов занимаются до 20 часов в неделю, а четверть опрошенных — до 30 часов в неделю. Каждый шестой готовится к занятиям свыше 30 часов.
При попытке проследить связи между тем, сколько часов в неделю студент уделяет самостоятельной подготовке, и тем, на какой основе он обучается, оказалось, что практически не существуют корреляции по данным показателям. Численность студентов-бюджетников, уделяющих самостоятельной работе по дисциплинам минимальное количество времени, примерно равна числу таких студентов, обучающихся на договорной основе (31,8 и 26,6% соответственно).
Рис. 9. Самостоятельная работа студентов в течение недели
Студентов попросили охарактеризовать процесс их самостоятельной работы: готовятся ли они на протяжении всего семестра от занятия к занятию или же вспоминают о такой необходимости непосредственно во время сессии? Больше половины молодых людей последовательно готовятся к каждому занятию, не оставляя все на последний момент (53,3%). Примерно каждый четвертый опрошенный готовится не каждый раз, а выбирает только необходимые, по его мнению, курсы (27,6%). Каждый десятый начинает самоподготовку непосредственно перед зачетом или экзаменом (9,8%). В среднем студенты всех курсов тратят на самоподготовку 16 ~17 часов в неделю.
Существенное влияние на качество образования могут оказывать пропуски занятий, причем вне зависимости от характера причины — уважительной или нет. Однако причина пропуска указывает на степень ответственности в отношении к учебе того или иного студента. Как показало исследование, каждый десятый студент вообще старается никогда не пропускать ни лекций, ни семинаров. Чаще всего причиной пропусков занятий становится неудовлетворительное состояние
здоровья (30%), также часто студенты указывают на неудобство расписания, вынуждающее их пропускать лекционные и семинарские занятия (14,7%). При этом наблюдается положительная тенденция: по сравнению с 2008 г. более чем в два раза сократилось количество недовольных расписанием (2008 г. — 35; 2011 г. — 14,7%) (рис. 10).
Рис. 10. Что чаще всего служит причиной пропуска занятий, %.
Симптоматичным является то, что практически каждому десятому студенту просто периодически не хочется учиться. Тем не менее следует указать на позитивную тенденцию сокращения количества «лодырей» за четыре года вдвое (в 2008 г. — 18,8%).
Важно отметить, что качество преподавания отдельных курсов на факультете не устраивает только 6,2% опрошенных студентов, что и является для них весомой причиной неявки на занятия (в 2008 г. таковых было 17%).
По данным исследования, студенты считают оптимизацию расписания и учебной нагрузки крайне важными с точки зрения повышения качества образования на факультете.
В целях оптимизации учебного процесса необходимо иметь представление об отношении студентов к программе обучения. Результаты исследования показывают, что оценка студентами удовлетворенности набором читаемых им дисциплин на 2 и 4 курсах значительно ниже, нежели у первокурсников и студентов 3 курса (табл. 4). То, что неудовлетворенность набором учебных дисциплин к четвертому курсу увеличивается, объясняется возросшей практичностью современных студентов,
Таблица 4
Курс обучения Удовлетворены ли Вы набором учебных дисциплин? Итого
Да Нет Не совсем
1 курс 66,9 8,3 24,9 100
2 курс 45,3 12,8 41,9 100
3 курс 75,5 4,9 19,6 100
4 курс 41,7 18,3 40,0 100
желающих свое время тратить конкретно на учебные дисциплины, связанные со специализацией и необходимые для их дальнейшей работы.
Для того чтобы разобраться в том, что не устраивает студентов в программе обучения, молодым людям были заданы вопросы относительно того, на какие лекционные курсы и семинарские занятия, по их мнению, не хватает времени, а какие, напротив, следует сократить. Интерес представляет и информация о том, какие новые курсы требуются для образования современному юристу. Благодаря полученным данным глазами студентов формируется картина востребованных приоритетных направлений юридического образования, с одной стороны, и выявление направлений, в которых наблюдаются недостатки содержательного, методического, воспитательного или иного характера, — с другой (табл. 5).
Таблица 5
Изменения в программе обучения Лекционные курсы Семинарские занятия
Увеличить Римское право Гражданское право Иностранный язык,
Ввести в программу Риторика Психология Корпоративное право Европейское право Банковское право Римское право, доп. Иностранный язык
Сократить Информатика Экономика Философия Безопасность жиз-недеятель ности, Философия, Экономика
Предложения студентов по изменению программы обучения
Итак, по мнению респондентов, не хватает часов на лекционное изложение материала по таким предметам, как Римское право и Гражданское право. При этом студенты считают, что следует сократить количество отведенных часов на курсы лекций по Информатике, Экономике и Философии.
По мнению студентов, для усовершенствования учебного процесса следует рассмотреть возможность введения в программу новых курсов, помимо тех, которые им уже читаются на факультете. Большинство студентов юридического факультета высказались за необходимость введения в программу обучения следующих предметов: Риторика, Психология, дополнительный Иностранный язык. Из профильных предметов необходимым для улучшения своего образования респон-
денты считают введение курсов Корпоративного права, Европейского права и Банковского права.
В ходе исследования выяснилось, что студенты имеют свое особое мнение по поводу проведения семинарских занятий. Респонденты полагают, что для повышения эффективности учебного процесса следует добавить часы на проведение семинарских занятий по следующим дисциплинам: Римское право, Иностранный язык. При этом, по мнению опрошенных, желательно сократить часы, отведенные на семинарские занятия по следующим предметам: Безопасность жизнедеятельности, Философия, Экономика.
Эффективность и качество образовательного процесса в определенной мере предполагает обратную связь между студентами и преподавателями. В связи с чем важно было узнать мнение самих обучающихся по поводу возможных путей улучшения качества образования на юридическом факультете. Студенты указали на ряд наиболее значимых, по их мнению, факторов. В первую очередь это необходимость оптимизации расписания, а именно ликвидация так называемых «окон» (21,4%). Выбор данной альтернативы из предложенных в инструментарии вариантов обусловлен тем, что неудобство расписания является одной из основных причин пропуска занятий (см. рис. 10).
Каждый пятый студент видит необходимость в повышении практической значимости читаемых курсов, т.е. для них принципиально важна возможность использования знаний, полученных в ходе обучения, в будущей практической деятельности. Использование современных методик в образовании молодые люди также рассматривают как значимый фактор качества образования (15,1%). Распределение ответов о приоритетных направлениях деятельности по улучшению качества образования на факультете представлено на рис. 11.
Среди предлагаемых средств модернизации учебного процесса студенты также указывали на то, что было бы продуктивно проводить практические занятия под руководством практикующих юристов, стажироваться во время обучения в государственных учреждениях и юридических фирмах. Некоторые студенты считают необходимым периодическое повышение квалификации сотрудников юридического факультета, привлекаемых к проведению учебных занятий.
Результаты настоящего исследования позволяют утверждать, что удовлетворенность студентов юридического факультета различными составляющими учебного процесса в целом повысилась. В сравнении с 2008 г. увеличилось число студентов, удовлетворенных содержанием учебных дисциплин; качеством преподавания; объективностью преподавания; доступностью учебно-методической литературы и использованием технических средств обучения.
наметилась тенденция к увеличению количества студентов, которым интересно обучение на факультете, независимо от того, на какой основе происходит обучение — бюджетной или договорной, что под-
Рис. 11. Что может повысить качество образования студентов, %
тверждает правильность сделанного ими выбора. Очень показательно с точки зрения оценки качества обучения то, что большинство студентов не отказались бы от намеченной образовательной стратегии. В сравнении с данными 2008 г. увеличилось число студентов, которые повторили бы свой выбор: обучающихся на договорной основе стало на 17% больше, на бюджетной — на 5,7%. Более чем в два раза сократилось количество студентов, желающих поменять будущую специальность.
По-прежнему почти каждый второй студент считает, что обучение на юридическом факультете МГУ дает возможность сделать хорошую карьеру.
В ходе исследования был отмечен ряд проблемных моментов, влияющих на качество обучения на юридическом факультете. Анализ полученных данных свидетельствует о некотором снижении интереса к учебе на втором и четвертом курсах. Студенты выражают частичную неудовлетворенность содержанием курсов, набором некоторых дисциплин и указывают на необходимость введения новых учебных курсов.
Обращает на себя внимание то, что практически каждому десятому студенту просто периодически не хочется учиться. При этом следует указать на положительную тенденцию сокращения количества «лодырей» за 4 года вдвое (2008 г. — 18,8%). Наблюдается позитивный сдвиг в образовательном процессе: в 2011 г. на треть увеличилась доля рес-
пондентов (21,3%), отмечающих отсутствие препятствий к учебе (в 2008 г. их было 15%). В то же время каждый третий студент (34%) указал на такой фактор, как «большой объем учебной нагрузки», затрудняющий усвоение и понимание учебного материала. В 2008 г. лишь каждый пятый из респондентов (20,2%) выделил данную проблему. Анализ данных демонстрирует зависимость между низким уровнем довузовской подготовки абитуриентов и увеличением количества студентов, недовольных большим объемом учебной нагрузки.
Результаты исследования показали, что далеко не все студенты имеют четкое представление о тематике научно-исследовательской работы на кафедрах специализации, что затрудняет их включение в научную деятельность. Каждый седьмой студент заявляет о недостаточном обеспечении курсов учебно-методическими пособиями и учебной литературой, что существенно осложняет учебный процесс.
В качестве причины пропуска занятий чаще других упоминается неудобство расписания, хотя количество недовольных расписанием значительно снизилось в сравнении с 2008 г. Оптимизация расписания является одним из ключевых механизмов улучшения качества образования, по мнению студентов.
Важным инструментом по повышению эффективности образования респонденты считают привлечение практикующих юристов к проведению практических занятий, а также возможность стажировки во время обучения в государственных учреждениях и юридических фирмах.
В целом можно утверждать, что выявленная динамика отношения студентов к качеству обучения носит позитивный характер. Проведенный анализ обеспечивает необходимой информацией для выработки конструктивных решений имеющихся проблем.