Научная статья на тему 'Качество как важнейшая составляющая технического регулирования'

Качество как важнейшая составляющая технического регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГЛАМЕНТ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / ACT / TECHNICAL REGULATION / RULES OF PROCEDURE / QUALITY OF PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубинский Юрий Митрофанович, Бростилова Татьяна Юрьевна

Изложены основные понятия и принципы технического регулирования, требования, предъявляемые к качеству продукции, услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality as an important component technical regulation

The basic concepts and principles of technical regulation requirements for the quality of products and services.

Текст научной работы на тему «Качество как важнейшая составляющая технического регулирования»

УДК 378.4

КАЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Quality as an important component technical regulation

Голубинский Ю.М., Бростилова Т.Ю.

Golubinskiy Y.M., Brostilova T.Y.

Изложены основные понятия и принципы технического регулирования, требования, предъявляемые к качеству продукции, услуг.

The basic concepts and principles of technical regulation requirements for the quality of products and services.

Ключевые слова: ЗАКОН, ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РЕГЛАМЕНТ, КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Keywords: ACT, TECHNICAL REGULATION, RULES OF PROCEDURE, QUALITY OF PRODUCTS

Основой процветания стран, объединяющихся в экономические союзы (ЕС), является расширение торговых отношений в свободном экономическом пространстве, в пределах которого свободно могут перемещаться товары, услуги, труд человека и капитал. Разработанные в ЕС инструменты для снятия барьеров на пути свободного перемещения товаров существенно ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, предоставляя субъектам производственно-хозяйственной деятельности самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед обществом. Среди этих инструментов особое положение занимают директивы ЕС "Нового подхода" и "Глобального подхода".

Подготовка России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), участие в других экономических союзах, дальнейшее расширение сотрудничества с ЕС предполагают гармонизацию нашей законодательной базы и учет развития ситуации на рынке товаров и услуг.

Опыт стран - членов АТЭС (Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество"), ЕЭС ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и ЕС по разработке технических регламентов нашел свое отражение во вступившем в действие в середине прошлого года Законе о техническом регулировании.

Принципы технического регулирования, изложенные в Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) ВТО, в значительной мере являются универсальными и были учтены при разработке Закона о техническом регулировании (ЗТР).

В нашей стране ЗТР отражает существующее положение дел в области технического регулирования. При этом надо учитывать, что технические регламенты - это не новый вид законов или постановлений Правительства, а принимаемые в установленном порядке законы и постановления Правительства, устанавливающие обязательные требования к продукции,

процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Согласно Конституции РФ, закон о техническом регулировании, как и другие законы, является единственно правомочным на территории страны. В тех случаях, когда имеются расхождения между международной практикой и действующим на сегодняшний день законодательством, следует

руководствоваться действующим законодательством, за исключением случаев, когда это продиктовано соглашением международного договора или соглашения.

Технические регламенты (ТР) принимаются органами власти и являются обязательными для исполнения. Они создаются с целью защиты здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Обязательность выполнения ТР создает предпосылки для возведения серьезных барьеров в торговле.

Для исключения потенциального вреда от введения крайне необходимого для нашей страны закона, требуется исходить из руководящих принципов технического регулирования, изложенных в ЗТР.

Основополагающими принципами при принятии решения о необходимости разработки ТР, как правило, являются следующие:

- идентификация проблемы;

- рассмотрение всех возможных принципов подхода к проблеме;

- изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания ТР как наиболее предпочтительного варианта;

- изучение возможности приоритетного принятия стандартов на

конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные

характеристики);

- изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и международными и региональными стандартами;

- рассмотрение механизма оценки соответствия;

- изучение возможности, пересмотра и контроля технических регламентов;

- обеспечение проведения необходимых консультаций;

- соблюдение правил разработки и принятия ТР.

На этапе идентификации определяется соответствие постановки вопроса основным целям ТР. Точное обозначение проблемы снижает риск выбора неадекватного варианта действия органов регулирования, где область охвата регламентирования превышает уровень, необходимый для решения проблемы.

В целом принятие решений по экономической эффективности выбранных путей решения проблемы лучше всего оставить за участниками рыночных отношений, которые больше других осведомлены о своих нуждах.

Но иногда рынкам не удается выполнить эту функцию. Поэтому на этапе идентификации после выяснения природы проблемы необходимо оценить ее важность. При этом чаще всего используется механизм "оценки риска".

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают требования. В ст.7 ЗТР определяются перечни минимально

необходимых требований, которые могут содержаться в техническом регламенте. Четкое определение круга требований, направленных, с одной стороны. На обеспечение основных целей, преследуемых ЗТР (указанных в ст.6 п.1), а, с другой стороны, на создание более благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

В ст.7 значительная часть пунктов (3, 4, 5, 7, 9) устанавливает перечень существенных требований, составляющих основное содержание ТР. Они должны быть исчерпывающими. При этом существенные требования должны четко и точно формулировать задачу, по возможности, не определяя цифровые значения.

Основное отличие требований, устанавливаемых ТР, от требований, содержащихся в ГОСТ, заключается в том, что последние, были как бы выключены из процесса образования стоимости продукции. Требования ТР должны разрабатываться с учетом баланса, как потребителей, так и производителей.

В этих условиях вопросы оценки рисков выходят на первое место. При этом возрастает роль государства и его институтов в обеспечении безопасности продукции, процессов и т.д. С точки зрения безопасности продукцию условно можно разделить на три группы:

- потенциально опасная продукция;

- менее потенциально опасная;

- неопасная продукция.

Соотношение между этими видами должно быть 10/60/30 %.

Под безопасностью продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Учет степени риска причинения вреда из-за чрезвычайной сложности решения проблемы не имеет в настоящее время четких аналитических методик. Степень риска определяется на основе экспертных оценок. Разработанные перечни ключевых контрольных вопросов по подготовке, принятию и пересмотру ТР (приложение А Р 50.1.044-2003).

Роль государства должна быть такой как в клятве Гиппократа - "не навреди!". Госконтроль надзирает только за выполнением обязательных требований ТР и только на определенных этапах жизненного цикла.

Так, в отношении продукции, госконтроль за соблюдением требований ТР осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (ст.33, п.2), а основанием для контроля чаще всего является информация о нарушении требований ТР.

Информация о несоответствии продукции требованиям ТР может исходить как от лица, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом), которому стало известно о несоответствии продукции требованиям, так и от изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии и, которому отведен срок для такого сообщения - 10 дней.

Все расходы, связанные с устранением недостатков, ложатся на изготовителя, который должен провести мероприятие по предотвращению причинения вреда и, если это необходимо, приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

Единственно верный путь удовлетворения требований ТР - это повышение качества продукции. Качество продукции, товаров и услуг должно стать национальной идеей.

Поэтому в п.2 ст.34 ЗТР записано, что "органы Госконтроля обязаны проводить в ходе мероприятий по госконтролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства РФ о ТР, информировать о существующих ТР".

Насильно заставить производить высококачественную продукцию вряд ли кому-нибудь удастся, но сделать так, чтобы качество продукции и услуг было одним из очевидных свойств - одна из целей ЗТР. В этом смысле важным разделом является гл.4 "Подтверждение соответствия".

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Для выбора приоритетов разработки ТР следует рассматривать наиболее критичные области (секторы) российской промышленности и международной торговли с точки зрения:

- обеспечения безопасности продукции и технологических процессов;

- экономической значимости сектора, где критерии безопасности являются главной составляющей конкурентоспособности продукции.

В соответствии с принципами деятельности ЕЭК ООН в области международной технической гармонизации и стандартизации был разработан перечень секторов, в отношении которых правительства в первую очередь считают необходимым разработать правила в области здравоохранения и безопасности (критерий А), защиты окружающей среды (критерий В), эффективного использования энергии (критерий С), и, в более общем плане, для всех случаев, когда отсутствие согласованных стандартов создает препятствия для международной торговли (критерий D). Перечень обновляется каждые четыре года.

Этот перечень может быть использован для установления приоритетов ТР. В качестве таких приоритетов разработки ТР целесообразно выбирать секторы, включающие критерии А, В.

Для минимизации торговых барьеров, создаваемых ТР, при любой возможности рекомендуется разрабатывать ТР на конечную продукцию, которые больше ориентированы на результаты, чем требования на входные параметры.

Поэтому основной целью подтверждения соответствия является:

- удостоверение соответствия продукции, товаров и услуг ТР, ГОСТ и условиям договоров;

- содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышение конкурентоспособности, работ, слуг, продукции.

Предусматривается, что подтверждение соответствия может носить

добровольный и обязательный характер.

Добровольное подтверждение осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное - в формах:

- декларирование соответствия;

- обязательная сертификация.

При этом добровольная сертификация не подменяет обязательное подтверждение соответствия, а может лишь дополнять и усиливать его за счет сертификации в различных системах, пользующихся доверием приобретателей.

Учесть и рассчитать всевозможные риски невозможно, также как и гарантировать высокое качество на предприятии, имеющем систему менеджмента качества, поэтому необходима хорошо действующая система отрицательной обратной связи, позволяющая вносить корректировки в процесс ТР. С этой целью в ст.12 указывается, что Правительством РФ утверждается программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться. Кроме того, Правительством организуется учет и анализ случаев причинения вреда вследствие нарушения требований ТР, жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, здоровью животных и растений. Организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований ТР.

Исходя их этого, на местные органы власти должна быть возложена задача сбора достоверной информации обо всех случаях причинения вреда вследствие нарушений требований ТР.

Библиографический список

1 Закон о техническом регулировании №184 ФЗ.

2 Рекомендации по разработке технических регламентов Р50.1.044-2003.

Сведения об авторах

1 Голубинский Юрий Митрофанович - к.т.н., доцент кафедры «Метрология и система качества» Пензенского государственного университета.

2 Бростилова Татьяна Юрьевна - к.т.н., начальник группы метрологического мониторинга УСК Пензенского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.