Основные параметры исследования
КАЧЕСТВО И КАЧЕСТВА ВЛАСТИ: ВОСПРИЯТИЕ НАСЕЛЕНИЯ Фрагменты результатов всероссийского
ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРОГО СОСТОЯЛАСЬ В РАМКАХ ОЧЕРЕДНОГО СЕМИНАРА
«Полития»
Объектам исследования являлось взрослое население РФ (избиратели, т. е. лица, достигшие 18 лет к моменту опроса). Общий объем выборочной совокупности всероссийского исследования населения составил 1584 респондента. Опрос проводился в 104 населенных пунктах 24 областей, краев и республик РФ. Выборка респондентов репрезентативна для населения Российской Федерации по полу, возрасту, образованию и типу населенного пункта, в котором проживает респондент. Сбор информации (опрос) осуществлялся посредством очного формализованного интервью с респондентами по месту жительства. Для подготовки инструментария всероссийского опроса населения использовались результаты дополнительно проведенных исследовательских процедур -экспертного опроса и серии дискуссионных фокус-групп (ДФГ) с гражданами - ориентированных на выявление первичного набора качеств, свойств, характеристик, которыми эксперты и население наделяют власть.
Предмет исследования определялся следующим образом:
1) восприятие населением нынешней власти с точки зрения наличия у нее определенных свойств, качеств {«Какая власть в России есть сегодня?»);
2) общественный запрос на определенные качества власти («Какая власть в России нужна?... желательна?»);
3) представление населения об «идеальной» власти, типологизация этих представлений, а также классификация населения по типу представлений об «идеальной» власти (включая описание выделенных групп россиян с точки зрения их социально-демографических и иных признаков);
4) ожидания населения по поводу качеств власти («Какая власть в России возможна? ...наиболее вероятна?»);
5) представления населения об общих принципах формирования власти («Что надо сделать, чтобы власть в России стала бо-
96
лее качественной?»), в т. ч. о том, как должны отбираться люди, уполномоченные управлять («властвовать»).
Исходная предпосылка исследования -смена общественно-политического дискурса в России
Схема 1
Исходная проблематика настоящего проекта - о качестве и качествах власти - формировалась на основе базового утверждения о смене общественно-политического дискурса «о власти», характерного для 90-х годов: с вопроса о «количестве» власти («есть ли в стране власть») на вопрос о «качестве» власти («какая власть сейчас в стране, и какой она должна быть»). Иными словами, предполагалось, что последовательные шаги Президента Путина по восстановлению управляемости страной (в т. ч. целый ряд реформ по укреплению государственной власти и выстраиванию пресловутой властной «вертикали») существенно сместили акценты в дискурсе о Власти». Вопрос о том, есть ли в России Власть или ее нет, уже не задается, этот вопрос решен - Власть есть, и теперь пора говорить о том, какая она эта власть, какого она качества.
Анализ результатов массового опроса россиян показал, что доминирующая точка зрения относительно того, есть ли сегодня власть в России, в общественном сознании отсутствует. Ответы респондентов распределились практически в равных долях, что поколебало уверенность в факте смены общественно-политического дискурса. Почти половина населения считает, что власти в стране по-прежнему нет (см. схему 1). Хотя понятно, что интерпретация такого
Некоторые считают, что сегодня власти в России нет. Другие утверждают, что, напротив, сегодня власть в России есть. С какой точкой зрения - первой или второй, вы скорее согласны?
Власти в стране нет 46%
Власть в стране есть 44%
Затрудняюсь ответить
10%
суждения может означать и то, что люди подразумевают под отсутствием власти именно низкое качество наличной власти.
Вместе с тем ответы на второй вопрос («После избрания Путина президентом России власти в стране стало больше, меньше, или ничего не изменилось?») скорее подтвердили гипотезу исследователей. В принципе можно констатировать изменение общественного восприятия власти: граждане в своем большинстве признали усилия В.В. Путина по укреплению государства и восстановлению управляемости страной, почти две трети респондентов отметили, что «власти в стране стало больше» (см. схему 2).
Схема 2 На ваш взгляд, после избрания В.Путина Президентом РФ
власти в стране стало больше, меньше или в этом отношении ничего не изменилось?
Затрудняюсь ответить
5%
¡Власти: стало меньше 5%
Ничего не изменилось 29%
Власти стало больше 61%
Кто в России главный? Представления граждан о субъектах власти
Прежде чем обсуждать качества Власти, следует уяснить, кто для россиян олицетворяет эту Власть. Вопрос о субъектах власти задавался как в о жр ыто й так и в закр ыто й фо р м, и полученные результаты разительно отличаются (сравн. схему 1 и табл. 3).
Когда вопрос о том, кто олицетворяет российскую власть, задавался в открытой форме, чаще всего получался традиционный ответ - «Президент Путин» (43%). В ряду других органов власти (всех уровней - от парламента до местной власти) действующий Президент как лицо, олицетворяющее власть, вне конкуренции (см. табл. 1).
98
Таблица 1
Кто (или что) олицетворяет для вас сегодняшнюю российскую власть прежде всего?*
* Вопрос % задавался Субъекты власти
открытой форме Президент Путин 43
без заранее Олигархи, богатые люди, «новые русские» 8 заданных Парламент РФ (Государственная Дума, Совет Федерации) 5
альтернатив Российская бюрократия, чиновники 4
ответа) Мафия, криминальные авторитеты 4
Местные и региональные власти (губернаторы, мэры) 2
Силовики (ФСБ, МВД, милиция) 1
Партии («Единая Россия», ЛДПР, КПРФ) 1
«Воры, хапуги» 1
Известные политики 1 Негативные характеристики власти
«Власти нет, бардак, беспредел, безынициативность, 13 некомпетентность, безразличие к людям»
Коррупция 4
«Беззаконие, безнравственность, несправедливость, 1 власть защищает только себя»
Другое 11
Не знаю, не думал 11
Но когда этот вопрос задавался в закрытой форме, распределение ответов менялось. Своеобразный «рейтинг влиятельности» возглавили «олигархи», опередив на этот раз даже российского Президента. Коллективный образ субъектов власти малосимпатичен. На российском властном «Олимпе» правят, по мнению населения, олигархи, Путин и мафия (см. схему 3).
Несмотря на то, что россияне считают властные органы (за исключением Президента РФ) менее влиятельными (обладающими меньшей властью в стране), чем «олигархи» и «мафия», тем не менее они признают, что их жизнь зависит от властей разного уровня (см. табл. 2). При этом распределение ответов респондентов практически не различается для органов власти федерального, регионального и местного масштаба: около половины участников опроса считают, что в той или иной степени зависят от власти, противоположное мнение представлено вдвое меньшей долей голосов. А с учетом тех, кто декларирует частичную зависимость от власти («в чем-то зависит, в
99
чем-то нет»), доля признающих зависимость от власти возрастает до двух третей россиян.
Схема 3
Кто сегодня в России обладает наибольшей властью?*
* Допускался выбор нескольких вариантов ответа
Таблица 2 Скажите, пожалуйста, как вы считаете, в какой степени
зависит ваша жизнь и жизнь ваших близких от ... ?
Зависит В чем-то зависит, в чем-то нет Не зависит Затрудняюсь ответить
... Федеральной власти (Президента, правительства...) 47 26 24 3
... от власти Вашего региона (губернатора области/края, президента республики) 46 28 23 3
... власти Вашего города, района (мэра, главы администрации) 46 24 27 3
100
Следует также отметить, что отношение населения к «нормативным» органам власти, относящимся к различным ветвям власти, существенно различается. На традиционный вопрос об оценке деятельности различных органов власти были получены традиционные ответы: Президент оценивается наиболее позитивно, Государственная Дума наименее позитивно. Во многом это связано с продолжающимся непониманием населением сути функций, полномочий и самой деятельности законодательных органов власти (см. схему 4).
Схема 4 Оценка деятельности разных органов власти
Как Вы сегодня оцениваете работу следующих лиц и органов власти?
100 а-о -»о -
то -
ео
50 40 -50
го
10
4-
|—- I
В
РФ
1
¡23
"
......Ж |
Президент Губернатор Мэр города,
Вашей области (края), президент
республики"
глава, администр л ции города, района.
Правительство
ш
□ затрудняюсь ответить
ю шгохо
а удовлетворительно
о хорошо
I ,
Государственная Дума РФ
Качества идеальной власти: что наиболее важно для россиян
Для изучения представлений населения об идеальной власти использовался список из 19 возможных качеств власти, который был составлен на основе экспертных опросов и, прежде всего, на основе дискуссионных фокус-групп. Респондентам предлагалось выбрать из этого списка по три качества, которые, по их мнению, наиболее и
101
наименее важны для того, чтобы можно было признать власть «идеальной» или «высококачественной».
Таким образом в результате массового опроса получился своеобразный рейтинг важнейших качеств идеальной власти. Прежде всего, были выделены 9 наиболее важных для населения качеств «идеальной» власти (в эту группу вошли качества, выбранные не менее чем 10% респондентов, и при этом лишь 2-3% участников опроса назвали эти качества наименее важными для «идеальной» власти): забота о народе, справедливость, законность, честность, некоррумпированность (неподкупность), компетентность, стабильность, ответственность, нравственность. Как видно, россияне в значительной степени склонны оценивать власть через призму морально-нравственных критериев. Заметим, что такие качества, как
Таблица 3 Представления россиян о наиболее и наименее важных
качествах идеальной власти
Наиболее важные (%) Наименее важные (%)
Забота о народе 55 2
Справедливость 35 2
Законность (строгое соблюдение законов) 32 2
Честность 25 2
Некоррумпированность, неподкупность 23 2
Компетентность, грамотность 22 2
Стабильность, устойчивость 16 3
Ответственность 11 2
Нравственность, порядочность 11 2
Сила 10 18
Авторитет, уважение 9 5
Дальновидность 8 б
Патриотизм 7 7
Демократичность б 11
Эффективность (результативность при малых затратах) 5 6
Открытость, «прозрачность» 3 16
Доброта 2 31
Активность 1 8
Современность 1 23
демократичность и эффективность, на которые упирали некоторые эксперты, «в народе» получили незначительные доли голосов (см. табл. 3).
Далее авторы исследования попытались проанализировать пересечения ответов при выборе качеств идеальной власти. Полученная конфигурация воспроизводит известную дихотомию, многократно описанную в научной и художественной литературе: респонденты чаще всего выбирали либо комплекс, включающий «заботу о народе», «честность» и «справедливость», либо комплекс из «законности», «некоррумпированности» и «компетентности». Можно сказать, что в массовом сознании существует две типовые модели восприятия идеальной власти, которые условно можно обозначить как модель «власть-менеджер» и модель «власть-отец». От «менеджера» ждут четкого выполнения закона, компетентности и функциональности, а от «отца» - заботы (покровительства) и справедливости (см. схему 5).
Схема 5 Структура восприятия «идеальной» власти *
* Размер кружка пропорционален доле респондентов, назвавших данное качество в числе наиболее важных для «идеальной» власти. Расстояния между кружками (качествами) тем меньше, чем чаще респонденты одновременно выбирали данные качества в качестве наиболее важных.
Патриотизм 0тве1ХЛЕем(исть
/
Ч
Честности
Стабильность
103
Качества реальной власти: как население оценивают сегодняшнюю российскую власть
Реальная сегодняшняя российская власть оценивалась респондентами по тем же 19 критериям (осям), которые составили пространство качеств идеальной власти. Эти 19 качеств были представлены в виде биполярных дескрипторов, и респондентам было предложено оценить по данным параметрам реальную власть, пользуясь семибалльной шкалой (см. табл. 4). При этом респонденты раздельно оценивали три уровня исполнительной власти: президентский, региональный (губернаторы) и местный (мэры).
Таблица 4 Какое из качеств в каждой паре в большей степени
характеризует сегодняшнюю президентскую (региональную, местную) власть. Отметьте то значение шкалы, которое лучше всего отражает степень выраженности соответствующего качества
Справедливая +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Несправедливая
Сильная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Слабая
Компетентная, +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Некомпетентная,
грамотная безграмотная
Заботящаяся +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Не заботящаяся
о народе о народе
Авторитетная, +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Неавторитетная,
уважаемая неуважаемая
Патриотичная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Непатриотичная
Демократичная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Авторитарная
Честная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Нечестная, лживая
Соблюдающая +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Не соблюдающая
законность законность
Нравственная, +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Безнравственная,
порядочная непорядочная
Открытая, +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Закрытая,
прозрачная непрозрачная
Дальновидная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Недальновидная
Стабильная, +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Неустойчивая,
устойчивая изменчивая
Добрая +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Жестокая
Современная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Устаревшая
Эффективная, +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Неэффективная,
результативная нерезультативная
Не +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Коррумпированная,
коррумпированная, продажная
неподкупная
Ответственная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Безответственная
Активная +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Неактивная, пассивная
На основе изучения оценок, данных респондентами президентской, региональной и местной власти с точки зрения наличия у них каждого из предложенных для анализа качеств, строились т.н. «профили качеств» - своего рода, визуализированные субъективные образы власти, характерные для массового сознания россиян. Профиль представляет собой график средних оценок выраженности (наличия) каждого качества у соответствующей власти.
Как показал анализ данных опроса, позитивно оцениваются такие качества власти, как современность, компетентность и активность. Заведомо в негативе оказалось такое качество, как некоррумпированность. Предположение, что профили качеств разных уровней власти будут разными, не подтвердилось. Различение разных уровней оказалось минимальным, разве что местная власть выглядит несколько менее симпатично, чем власти двух других уровней (см. схему 6).
Схема 6 «Профиль качеств» разных уровней власти
Средние оценки качеств власти
105
Попытка разложить профили качеств власти для тех, кто позитивно оценивает ее деятельность, и для тех, кто ее оценивает негативно, показала следующее. Профиль тех, кто оценивает деятельность президентской власти позитивно, довольно сглаженный. А вот для негативно оценивающих деятельность Президента, средняя оценка отдельных его качеств выглядит по-разному, возникает некоторая дифференциация, профиль получается более «ребристый». Создается впечатление, что позитивное в целом отношение к субъекту власти, как правило, менее отрефлексировано респондентами, и, наоборот, негативное связано с негативной оценкой вполне определенных качеств (иными словами, «любят» полностью и за все сразу, а вот не «любят» за конкретное). То же можно сказать и о профиле региональной власти (см. схему 7).
Схема 7 «Профиль качеств» президентской власти в группах
населения, позитивно и негативно оценивающих деятельность В.Путина
От чего зависит восприятие качеств власти. Главные факторы восприятия
Исследователи попытались также выявить факторы, которые могли бы создавать дифференциацию образов власти. Например, в ходе интервью респондентам задавался вопрос о предпочтении демократической или авторитарной формы правления. Предполагалось, что предпочтение той или иной формы правления должно ска-
заться на восприятии реальной власти: разные требования - разные оценки. Однако, профили качеств президентской и в особенности местной власти оказались почти идентичными как для «демократов», так и для «не демократов» (см. схему 8).
Схема 8 «Профиль качеств» президентской власти среди сторонников
демократической и авторитарной формы правления
А что же действительно дифференцирует образы власти? По большому счету, только одно: социальное самочувствие. Если человек формулирует позитивные оценки своего социального самочувствия (адаптация, удовлетворенность жизнью, оптимизм и т. д.), он и качества власти оценивает более позитивно. Фактически качество власти оценивается исходя из восприятия контекста жизни респондента. Если контекст жизни «при власти» (той или иной) хороший, то и сама власть оценивается позитивно (см. схему 9).
Связь оценки деятельности органов власти и оценки их качеств
Регрессионный анализ данных опроса показал, что оценки конкретных качеств органа власти значимо влияют на оценку его деятельности. Главный фактор позитивной оценки деятельности -«забота о народе». Следует отметить отрицательный регрессионный коэффициент для региональной власти по таким качествам как «доб-
107
Схема 9 «Профиль качеств» президентской власти среди
респондентов с высоким и низким уровнем социального оптимизма
рота» и «активность». Получается, что от губернаторов не очень ждут доброты, предпочитают жесткость. Что касается активности, то от губернаторов не хотят и «самодеятельности»: президентский наместник должен выполнять указания верховной власти. Предположим также, что морально-нравственные качества оказывают существенное влияние на оценку деятельности, а вот профессионально-деловые качества такой роли не играют (см. табл. 5)
Общественный Исходя из результатов опроса можно сказать, что по мнению
запрос на российских граждан, больше всего российской власти не хватает качества власти именно тех качеств, которые в наибольшей степени определяют «высококачественную» власть (важны для «идеальной» власти). Рейтинг недостающих качеств практически полностью совпадает с рейтингом важнейших качеств. Однако порядок расположения качеств в рейтингах несколько различается (см. схему 10). Так, «справедливость», которая вышла на второе место по рейтингу важнейших качеств идеальной власти, не так высоко была оценена как недостающее качество, а вот «некоррумпированность» - наоборот. Это вновь подтверждает, что в обществе существует острый запрос на некоррумпированность. Возможно, такой повышенный запрос сти-
108
Таблица 5 Качества власти, в наибольшей степени, влияющие на
оценку ее деятельности
Уровень власти Качество Регрессионн ый коэффициент
Президентская власть Честность Забота о народе 0,45 0,39
Региональная власть Забота о народе 0,56
Авторитет, уважение 0,36
Доброта -0,34
Эффективность 0,31
Активность -0,29
Местная власть Забота о народе 0,52
Сила 0,27
Честность 0,20
Схема 10 Каких качеств больше всего не хватает нынешней
российской власти? Выберите три самых важных «недостающих» качества.
109
мулирован и постоянным обсуждением этой проблемы в СМИ, но, может быть, и реальным опытом респондентов.
Способы В представлениях населения о механизмах улучшения качества
«улучшения» российской власти лидирующими оказались две позиции (см. власти схему 11):
1. Ужесточить ответственность представителей власти за выполнение своих полномочий (66%);
2. Усилить народный контроль над деятельностью представителей власти (51%).
Схема 11 Представления населения о механизмах улучшения качества
власти в стране
Что нужно предпринять, чтобы власть в России стала лучше, более качественной?
Согласно результатам многих опросов общественного мнения, россияне считают, что выборы - главный признак демократии в России. Но, как видно из представляемого исследования, гражданам
110
остро не хватает второй составляющей представительной демократии: ответственности того, кого избрали, перед обществом и контроля со стороны общества над теми, кто избран во власть. Общество должно иметь возможность воздействия на власть после того, как она избрана. Демократия в России получается «незавершенной», и ее «завершения» россияне очень ждут.
В процессе формирования качественной власти одним из ключевых вопросов является выбор принципов отбора кадров. В этой связи важно понять отношение россиян к этим принципам. В ходе опроса проверялись несколько моделей формирования власти: делегирование полномочий, кооптация, передача по наследству и т. д., но в результате выборы, в сравнении с другими формами передачи власти, получили наибольшую долю голосов (см. схему 12).
Схема 12 Отношение россиян к разным принципам отбора представителей власти
Чтобы власть в России стала более качественной, как должны отбираться люди, уполномоченные управлять, «властвовать»?
Посредством пряных всенародных выборов представителей власти - прямая демократия Через передачу Права формировать власть наиболее уважаемым, авторитетным гражданам страны, обладающим определенными достои нства м и Посредством организации конкурсов на замещение той или иной должности во властны-; структурах Вышестоящие органы власти сами принимают в свои ряды представителей нижестоящих органов власти - как в некоторых партийных
и религиозных
Посредством передачи властных полномочий гго наследству (монархический тип формирования власти).
Затрудняюсь ответить Другое
1
23
:22
10 20
30
40
63
I I
I I
I I I !
50
60
С вопросом о механизмах улучшения качества власти тесно связан и вопрос о том, в какой степени россияне ориентированы на
111
смену действующих политических лидеров и приход к власти новых политиков. Полученные данные показывают, что доминирующая точка зрения в общественном сознании отсутствует, хотя тех, кто не хотел бы смены кадров во власти несколько больше (см. схему 13).
Схема 13 С какой точкой зрения вы более согласны?
Ожидания граждан в отношении изменения качеств власти
Ожидания россиян в отношении российской власти представляются одновременно и пессимистичными, и оптимистичными. С одной стороны, половина населения полагает, что в обозримом будущем (через 5 лет) власть «высокого качества» в стране невозможна.
Тем не менее, каждый третий участник опроса такую возможность допускает (см. схему 14).
В целом анализ полученных данных приводит к выводу, что по большей части граждане страны не ожидают серьезных «качественных» изменений российской власти. Тем не менее, нельзя сказать, что ожидания россиян в отношении перспектив разных качеств не отличаются друг от друга. Так, меньше всего россияне ожидают улучшения морально-нравственных качеств власти (которые, следует напомнить, являются для большинства населения важнейшими). Особенно это касается такого качества, как некоррумпирован-
112
Схема 14
Возможна ли в нашей стране в обозримом будущем (через 5 лет) власть «высокого качества»?
Возможна ли в России власть «высокого качества»?
ЗНг "свозм°жна
Я 49%
аир
Затрудняюсь ответить . 21%
ность. Т. е. ожидания улучшений связаны в основном с профессио-нально-деятельностными качествами власти (см. табл. 6).
Таблица 6 Ожидания изменений качеств власти в ближайшем
будущем (через 5 лет)
Произойдет улучшение (усиление качества) Ничего не изменится Произойдет ухудшение (ослабление качества) Затрудняюсь ответить
1 2 3 4 5
Честность 15 61 14 10
Нравственность, 19 55 14 12
порядочность
Открытость, 17 56 13 14
«прозрачность»
113
Окончание таблицы 6
1 2 3 4 5
Доброта 14 59 10 17
Некоррумпированность, 12 50 25 13
неподкупность
Сила 32 48 6 14
Компетентность, 42 42 5 11
грамотность
Дальновидность 28 50 8 14
Стабильность, 30 47 10 13
устойчивость
Современность 38 45 3 14
Активность 34 49 3 14
Справедливость 23 57 9 11
Забота о народе 23 49 17 11
Авторитет, уважение 23 52 И 14
Патриотизм 26 50 10 14
Демократичность 21 53 11 15
Законность (строгое соблюдение законов) 25 51 14 10
Эффективность, результативность при малых затратах 22 49 12 17
114