КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Ю. В. ФЕЛЬДЕ, заместитель начальника управления Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, г. Москва
Понятие «модель» используется во многих областях науки. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. При этом как правило непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера. Принято условно подразделять модели на три вида: 1) физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); 2) вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала); 3) логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Между названными видами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном относятся ко второму и третьему виду [1].
У педагогического моделирования есть «термин-партнер», часто сопровождающий его в научных текстах, - проектирование. В некоторых публикациях эти термины используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т. е. являются, где это допустимо, синонимами. Слово «проект» имеет несколько значений, и почти все они связаны с педагогикой. Во-первых, проект -это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или в организационную форму целенаправленной деятельности. В-третьих, проект - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проектирование направлено на создание моделей планируемых процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распро-
страняться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления). Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы). В теории педагогического проектирования выделяют четыре возможных результата: 1) педагогическая система; 2) система управления образованием; 3) система методического обеспечения; 4) проект образовательного процесса. На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям: замысел проекта; процесс его реализации; ожидаемые результаты; перспективы развития и распространения проекта.
Таким образом, сопоставление терминов «моделирование» и «проектирование» приводит к их взаимному смысловому «вложению». Проект как система является составляющей модели, и наоборот, само проектирование может состоять из более мелких моделей. Проектирование предполагает создание частных моделей. Моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования. Это взаимопроникновение можно изоморфным образом продолжить как вглубь, так и вширь. По-видимому, возможно и другое толкование смысловой зависимости этих понятий.
Нами разработана сетевая тренажерно-опор-ная персонализированная модель (СТОП-модель) формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения, включающая: цель, задачи (формирование целостного представления о безопасности дорожного движения и установки на безопасное поведение на дороге; освоение умений и навыков предотвращения опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения; повышение надежности кандидатов в водители); принципы (конгруэтность, ассоциативность, субъектность, когерентность, открытость); структурообразую-
щие компоненты (сетевое взаимодействие субъектов управления процессом формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения); тренажерную подготовку; опорный (схемно-знаковый) метод представления знаний о безопасном поведении на дороге; персонализацию процесса формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения; формы (лекционные и практические занятия, тренировку, практическое вождение в условиях реального дорожного движения, самостоятельную работу); методы (гностические, интерактивные, вождение, мотивационные, диагностические, самостоятельного приобретения знаний); критерии (знаниевый, деятельностный, адекватный); педагогические условия, уровни (виктимный, диатактический, императивный).
Рассмотрим подробнее структурообразующие компоненты данной модели.
Во-первых, это сетевое взаимодействие субъектов управления (автошкола, ГИБДД, общественные организации, министерства и ведомства, кандидат в водители) процессом формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения как особый вид совместной деятельности, направленный на концентрацию различного типа ресурсов, развитие вариативных форм социального партнерства, интеграцию учебно-образовательной деятельности (см. таблицу 1).
Установлено, что сетевое взаимодействие субъектов управления формированием готовно-
сти кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения возможно при условии их заинтересованности в поиске оптимальных методов и форм организации безопасности жизнедеятельности на дорогах всех участников дорожного движения; соорганизации стратегических целей и потребностей во взаимодействии; формирования общего ценностно-смыслового пространства деятельности; самоуправляемости, вовлеченности всех субъектов сети в процесс разработки и принятия управленческих решений; открытости, развитии системы внешних связей; экспертно-аналитического сопровождения деятельности, мониторинга и обсуждения результатов изменений в сетевых формах взаимодействия [2].
Сетевое взаимодействие субъектов управления формированием готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения обеспечивает успешное позиционирование инновационных автошкол и продвижение эффективных учебно-образовательных практик с целью повышения императивности (долженствования) водителя; преемственность между процессом подготовки водителя и обеспечением безопасности дорожного движения. Этапы формирования и развития сетевого взаимодействия составляют: разработка сетевых форматов взаимодействия; организационно-правовое оформление сетевого взаимодействия; ресурсное обеспечение сетевого образования; создание и апробация сетевых программ по безопасности дорожного движения.
Таблица 1
Формы взаимодействия Направления взаимодействия
Научно-методическое Нормативно-управленческое Информационное Материально-техническое
Концентрация ресурсов Организация специальных акций («Автосессия», «Автоледи» и др.), сетевых событий («Внимание -пешеход!», «Вежливый водитель», «Безопасное колесо», автопробеги по местам боевой славы и др.), картклубов. Разработка образовательных программ по основам безопасного поведения на дороге Создание региональной концепции образовательной политики в области безопасности жизнедеятельности на дорогах Договора о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности Организация информационно- пропагандистской работы, с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Создание информационно- образовательных сайтов по безопасному поведению на дороге Кооперация различного типа ресурсов
Формы и направления сетевого взаимодействия субъектов управления формированием готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения
Окончание таблицы 1
Создание инновационных Создание Разработка Создание автогородков,
образовательных программ, инновационных профилактических системы видеофиксации
учебных пособий, структур программ по нарушений правил
мультимедийных обучающих (некоммерческое безопасности дорожного движения;
комплексов по безопасности партнерство автошкол). дорожного развитие дорожно-
дорожного движения. Формирование движения. транспортной
Создание региональных гражданских Подготовка и инфраструктуры
центров повышения институтов обеспечения публикация
квалификации безопасности научной, учебно-
преподавательско- дорожного движения методической
Социальное инструкторского состава (Российское и популярной
партнерство автошкол. оборонное спортивно- литературы.
Участие социальных техническое общество Выпуск
партнеров в определении (РОСТО) ДОСААФ). специальных
целей и содержания процесса Совершенствование изданий
формирования готовности контрольно-надзорной (справочник
кандидатов в водители к деятельности; автомобилиста)
обеспечению безопасности применение
дорожного движения эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения
Интеграция целевого, Создание Мониторинг Создание системы
мотивационного, Координационного общественного профилактики
содержательного, совета по сетевому мнения по дорожно-транспортного
процессуально- взаимодействию. проблемам травматизма,
деятельностного, контрольно- Формирование безопасности предупреждения
оценочного компонентов позитивного имиджа дорожного опасного поведения
процесса формирования автошкол. движения. участников дорожного
Интеграция готовности кандидатов в Усовершенствование Создание в движения и повышения
учебно- водители к обеспечению требований, регионе единого надежности водители
образовательной безопасности дорожного касающихся информационно- транспортных средств.
деятельности движения. конструктивной и технологического контрольно-надзорной
Создание региональной эксплуатационной пространства по деятельности.
системы измерения и оценки безопасности безопасности Повышение
качества формирования транспортных дорожного эффективности аварийно-
готовности кандидатов в средств и механизмов движения спасательных работ и
водители к обеспечению их реализации и оказания экстренной
безопасности дорожного оптимизация медицинской помощи
движения пострадавшим в ДТП
В рамках сетевого взаимодействия управление формированием готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения рассматривается как системная целостность вертикальных и горизонтальных механизмов взаимодействия участников коллективно-распределенной деятельности. Горизонтальные структуры сетевого взаимодействия обеспечивают продуктивный характер деятельности, формирование целостного представления о безопасности дорожного движения и установки на безопасное поведение на дороге; освоение умений и навыков по предотвращению опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения. А вертикальные структуры обеспечивают системность, последовательность представления получаемых результатов, повышение надежности водители.
Следующий структурообразующий компонент рассматриваемой модели - тренажерная (от англ. train - тренировать, обучать) подготовка. Имеют место следующие виды тренажерной подготовки:
- кондиционная, с целью формирования целостного представления о безопасности дорожного движения, устойчивой направленности личности на безопасное поведение на дороге, а также освоения базовых умений и навыков управления транспортным средством посредством учебно-тренировочных устройств и мультимедийных обучающих систем;
- имитационная, направленная на осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения и формирование умений и навыков безопасного управления автомобилем посредством мультимедийных обучающих систем (компьютерный автосимулятор);
- драйв-подготовка, обуславливающая формирование установки на безопасное поведение
на дороге, способности к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, возникающих на дороге, ответственности за безопасное управление транспортным средством (без ДТП), а также доведение умений и навыков по предотвращению опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения до автоматизма посредством автотренажера;
- акмеологическая, обеспечивающая совершенствование умений и навыков вождения в условиях улично-дорожной сети посредством езды на учебном автомобиле, повышение надежности кандидата в водители и ориентированная на самооценку готовности к обеспечению безопасности дорожного движения;
- коммуникационная, способствующая формированию психологической устойчивости к любым условиям дорожного движения, способности адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей, а также усвоению умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и формированию культуры дорожного движения посредством организации специальных практикумов, тренингов, упражнений на манекенах-тренажерах.
Анализ видов тренажерной подготовки позволил выявить типы тренировочных устройств и технических средств, применяемых в процессе формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения:
- учебно-тренировочные устройства для кондиционных тренировок с целью формирования целостного представления о безопасности дорожного движения, устойчивой направленности личности на безопасное поведение на дороге, а также освоения базовых умений и навыков управления транспортным средством;
- компьютерные тренажеры для кондиционных и имитационных тренировок, позволяющие в диалоговом режиме сформировать целостное представление о безопасности дорожного движения, устойчивую направленность личности на безопасное поведение на дороге, освоить базовые умения и навыки управления транспортным средством, осознать необходимость соблюдения правил дорожного движения и сформировать умения и навыки безопасного управления автомобилем (мультимедийные обучающие системы);
- автотренажеры (техническое средство с обратной связью) для формирования установки на безопасное поведение на дороге, способности к
упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, возникающих на дороге, ответственности за безопасное управление транспортным средством (без ДТП), а также доведения умений и навыков по предотвращению опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения до автоматизма;
- учебные автомобили для совершенствования умений и навыков вождения в условиях улич-но-дорожной сети, повышения надежности кандидата в водители и самооценки готовности к обеспечению безопасности дорожного движения;
- манекены-тренажеры для усвоения умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Следующий структурообразующий компонент рассматриваемой модели - опорный (схемно-знаковый) метод представления знаний о безопасном поведении на дороге. Знание о безопасном поведении на дороге, рассматриваемое как некоторая целостность, принципиально не может быть представлено в виде логической или иерархической структуры, потому что его теоретические составляющие отобраны из ряда областей. Именно (и только) при их помощи можно дать обобщенные теоретические описания важнейших объектов знания о безопасном поведении на дороге. Единство учебного знания представляет энциклопедическую совокупность знаний, помогающую решению дидактических задач, стоящих перед подготовкой кандидата в водители [3]. Эти задачи состоят в описании объектов знания о безопасном поведении на дороге, отбор которых осуществляется на основании общих целей подготовки кандидата в водители; знания основ и тенденций развития безопасности дорожного движения, принципов профессиональной педагогики, выводов частных методик преподавания. В знании о безопасном поведении на дороге присутствуют все важнейшие виды знаний. Однако частный характер теорий не позволяет ставить вопрос об укрупнении основной дидактической единицы, пытаться на основе изучения ее структуры и других методических приемов обеспечить повышение системности знаний кандидатов в водители. Содержание знания о безопасном поведении на дороге в процессе формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения может включать следующие основные компоненты:
а) ядро как инвариантную часть, представляющее собой описание новых и перспективных для безопасности дорожного движения объектов
следующих классов знаний - технологий, технических объектов, материалов на уровне общей ориентировки и обуславливающее формирование целостного представления о безопасности дорожного движения и устойчивой направленности личности на безопасное поведение на дороге;
б) совокупность специализированных понятий и адаптированных теорий, отбираемых в соответствии с подготовкой водители транспортных средств конкретной категории («А», «В», «С», «Д», «Е») и направленных на формирование умений и навыков предотвращения опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения; способности к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, возникающих на дороге; ответственности за безопасное управление транспортным средством (без ДТП); повышение надежности кандидатов в водители;
в) общетехнические, медицинские, психологические знания, обеспечивающие осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения и установку на безопасное поведение на дороге; психологическую устойчивость к любым условиям дорожного движения; формирование способности адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей, а также умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
«Сжатие» и визуализация учебных знаний технологически могут быть достигнуты разными схемно-знаковыми методами. В системе профессионального образования сегодня наиболее популярны логическое структурирование учебной информации в виде графа; продукционный метод, представляющий собой набор алгоритмических предписаний (схема, карта) решения проблемы, помогающий правильно ориентировать двигательные, перцептивные, мыслительные и речевые действия; логический метод, чаще всего используемый для записи математических аксиом и теорем с использованием логики предикатов, что позволяет сократить количество записываемых «знаков» в несколько раз; семантический метод, используемый для раскрытия объема понятия, посредством формально-логических приемов отражения блоков информации большого масштаба (графов, блок-схем); фреймовый метод (фрейм-рамка, остов, скелет, минимальное описание явления), позволяющий структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц; схемоконспектный метод, предполагающий разделение учебного материала на тематические блоки, расположенные в виде конспекта-схемы (внешнее описание
объекта изучения; взаимодействие его с окружающим миром; внутренние механизмы); метод опорного конспекта или листа опорных сигналов (ЛОС), предполагающий по специальным принципам построение визуальной модели содержания учебного материала, с использованием графических, ассоциативных приемов повышения мнемонического эффекта; метод карты памяти, предложенный американскими педагогами Б. Депортер и М. Хенаки и позволяющий объединять зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей, посредством помещения в центре чистого листа главной идеи (или темы), заключенной в ромб, круг или другую фигуру, привлекающую внимание; метаплан, представляющий собой инвариантное множество знаковых форм (элементов), имеющих определенное назначение.
Исходя из всего вышеизложенного в процессе формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения был применен опорный (схемно-зна-ковый) метод представления знаний о безопасном поведении на дороге, посредством применения опорно-ассоциативных конспектов, позволяющих визуализировать содержание учебного материала.
Понятие «опорный конспект» связано с именем педагога-новатора В. Ф. Шаталова, который впервые начал применять и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Опорный конспект - это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Идея опоры -главная суть данного конспекта. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Шрифт и цвет указывают иерархию целей по уровню значимости. Составление опорно-ассоциативных конспектов - это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного. Эпизоды и детали становятся в ряде случаев опорными пунктами для усвоения событий и понятий. Они запечатлеваются в памяти в роли «носителей» фактов, становятся сигналами, вызывающими стоящие за ними понятия или события. В педагогическом опыте сегодня наработано достаточно много видов и форм опорных конспектов. Среди них можно выделить: опорные сигналы-схемы, опорные сигналы-образы, опорные сигналы-чертежи, опорные сигналы-коды, опорные сигналы-символы. Универсальность опорного конспекта в отличие от других методов, на наш
взгляд, заключается в том, что на одном листе различные схемно-знаковые модели могут соединяться в цельный визуальный образ, дополняя друг друга.
Следующий структурообразующий компонент рассматриваемой модели - персонализа-ция процесса формирования готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения посредством проектирования индивидуальных образовательных траекторий и воздействия на развитие внутренней активности при решении задач по предотвращению на дороге опасностей и угроз и организации безопасного поведения. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий предполагает два направления. Содержательное направление, в рамках которого, на основе требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и примерной программы подготовки водители транспортных средств категории «В», а также индивидуального уровня готовности к ее освоению, проектируются вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут каждого обучаемого. Диверсификация структуры образовательных программ дает возможность каждому кандидату в водители построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его способностям. И технологическое направление, в рамках которого, при координирующей, организующей, консультирующей деятельности преподавателя и мастера производственного обучения, кандидатом в водители определяется последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета; количество дополнительных часов для изучения учебных предметов и обучения первоначальному и практическому вождению; выбор дополнительных темы и упражнений, учитывающих региональные особенности.
Воздействие на развитие внутренней активности кандидатов в водители при решении задач по предотвращению на дороге опасностей и угроз и организации безопасного поведения включает воспитание ценностно-смысловой устремленности личности (осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения, предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей) и формирование внутренней ответственности за
соблюдение правил дорожного движения и безопасное поведение на дороге [4].
На основании знаниевого, деятельностного, адекватного критериев выявлены уровни готовности кандидатов в водители к обеспечению безопасности дорожного движения (виктимный, ди-атактический, императивный).
В соответствии со знаниевым критерием кандидат в водители должен знать: 1) назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства; 2) ПДД и основы законодательства в сфере дорожного движения; 3) виды ответственности за нарушение ПДД, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) основы безопасного управления транспортными средствами; 5) о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным средством; 6) перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; 7) приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях; 8) порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию; 9) правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.
В соответствии с деятельностным критерием кандидат в водители должен уметь: 1) управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; 2) обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов; 3) совершать уверенные действия в нештатных ситуациях; 4) принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке.
Показатели адекватности составляют:1) безопасное управление транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдение правил дорожного движения; 2) выполнение контрольного осмотра транспортного средства перед выездом и при
выполнении поездки; 3) заправка транспортного средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований; 4) устранение возникших во время эксплуатации транспортного средства мелких неисправностей, не требующих разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; 5) своевременное обращение к специалистам за устранением выявленных технических неисправностей; 6) совершенствование своих навыков управления транспортным средством.
Характеристика уровней следующая. Императивный (от лат. Imperativus - требование, закон, долженствование) уровень - законопослушное поведение на дороге; осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения; установка на безопасное поведение на дороге; целостное представление о безопасности дорожного движения; устойчивая направленность личности на безопасное поведение на дороге; ответственность за безопасное управление транспортным средством (без ДТП); способность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, возникающим на дороге; адекватная реакция на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей; психологическая устойчивость к любым условиям дорожного движения; умения и навыки предотвращения опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения; объективная самооценка готовности к обеспечению безопасности дорожного движения.
Диатактический (от греч. diataksis - предрасположение, предрасположенность) уровень -осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения; способность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, возникающим на дороге; психологическая устойчивость к любым условиям дорожного движения; умения и навыки предотвращения опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения. Однако не сформированы целостное представ-
ление о безопасности дорожного движения, установка на безопасное поведение на дороге и ответственность за безопасное управление транспортным средством (без ДТП); направленность личности на безопасное поведение на дороге -неустойчива; имеет место неадекватная реакция на различные опасные ситуации из-за отсутствия объективной оценки своих возможностей.
Виктимный (от лат. victima — жертва) уровень - не осознана необходимость соблюдения правил дорожного движения; не сформированы целостное представление о безопасности дорожного движения, установка на безопасное поведение на дороге, ответственность за безопасное управление транспортным средством (без ДТП) и способность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, возникающим на дороге; не освоены умения и навыки предотвращения опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам личным и участников дорожного движения; психологическая неустойчивость к изменению условий дорожного движения; имеет место неадекватная реакция на различные опасные ситуации из-за отсутствия объективной оценки своих возможностей; нет устойчивой направленности личности на безопасное поведение на дороге.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что качественное отличие представленной модели состоит в том, что она имеет не только сетевой, знаниево-деятельностный, но и персонализированный характер, что обусловливает повышение надежности кандидатов в водители.
Литература
1. Майборода О. В. Кто он безопасный водитель? Для повышения безопасности необходимо изменить поведение водителей // Автомобильный транспорт. - 2003. - № 11 - С. 25
- 26.
2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». - Казань, 2007. - 163 с.
3. Цыганков Э. С. Профессиональная подготовка водителей. - М.: Альдина, Эксмо, 2006. - 336 с.
4. Шухман Ю. И. Учебник водителя. Основы управления автомобилем и безопасность движения. - М.: 2007.