целей может строиться на использовании инструментов системы измерения качества, заложенных в стандарт ISO 9001:2000. Вместе с тем целый ряд индикаторов, критериев и показателей качества, присущих описанным выше иным моделям, отражает реалии, условия и тенденции современного мира. Представляется целесообразным включить их в поле зрения организаций повышения квалификации для обсуждения вопроса о возможности их использования/ внедрения как дополнительных инструментов развития качества, которые развивают, уточняют и конкретизируют стандарты качества, присущие процессному подходу (ISO 9001). При этом в развитии экономики и культуры все большее значение приобретает образование взрослых, или иначе «обучение на протяжение всей жизни» (Lifelong Learning). Принцип, названный ор-
ганизацией ЮНЕСКО «Ключом в XXI век», отражает современные представления о способах организации учебного процесса, скажем шире -о современной культуре образования. В существующих системах оценки качества образовательных учреждений он отражается, если можно выразиться, лишь «по касательной». Обсуждение базовых принципов LLL в качестве источника представлений о методах совершенствования качества учебного процесса в таких аспектах, как организация учебного пространства, организация учебного процесса, включение интерактивных методик не только в процесс обучения, но и в качестве инструмента получения обратной связи на всех уровнях функционирования учреждения, способствует продвижению организации в сторону соответствия европейским стандартам качества.
КАЧЕСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ -ИМПЕРАТИВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ
Р. Ш. Ахмадиева, канд. пед. наук, директор ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей», г. Казань
В настоящее время безопасность жизнедеятельности личности на дорогах приобретает значение как одна из глобальных ценностей человечества. Это обусловлено потенциальной опасностью дорожного движения и процесса его интенсификации для человека и общества. В ноябре 2009 года в г. Москве по инициативе ООН проведена Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения «Время действовать!». Главным итоговым документом конференции стало подписание Московской декларации, согласно которой период с 2010 по 2020 год объявлен «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Это обуславливает потребность формирования у граждан знаний, умений, навыков и опыта безопасного поведения на дорогах. Выполнение данной задачи востребовало подготовку специалистов по обеспе-
чению безопасности жизнедеятельности на дорогах в системе педагогического образования: сформировать у выпускников по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности», получивших квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности, компетенцию безопасности жизнедеятельности на дорогах. В действующих нормативно-законодательных актах установлено, что подготовка будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности осуществляется по основным образовательным программам, утвержденным Министерством образования и науки по согласованию с МВД и МЧС РФ. Обучение студентов по таким программам обеспечивает интеграцию знаний, умений и навыков в единую систему, которая обуславливает формирование новых, важнейших для сохранения жизни в XXI веке, компетенций, одна из которых - компетенция безопасности жизнедеятельности на дорогах. В структуру этой компетенции должны войти теоретические знания о факторах, сущности и структуре безопасности на дороге; умения и навыки выявления и предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека, а также обе-
спечения на дороге собственной безопасности и безопасности других людей.
Безопасность как философская категория представляет собой форму выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. С одной стороны, безопасность -одно из важнейших условий существования и развития личности, выступающее гарантом реализации конституционных прав и свобод и обеспечивающее защищенность жизненно важных интересов от внешних угроз. С другой стороны, безопасность - одна из основных потребностей личности, которая, однако, выступает как активная сила только в критических, экстремальных ситуациях, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. В публикациях А. Маслоу безопасность рассматривается как приоритетная жизненно важная потребность человека. А. Маслоу ввел в научный оборот понятие «потребность в безопасности». В известной классификации другого социального психолога Х. Меррея эта потребность обозначена через антитезу безопасности как потребность избегания опасности. Таким образом, безопасность -это состояние защищенности жизненно важных интересов личности.
Безопасность жизнедеятельности представляет собой динамичное образование, своевременно и адекватно реагирующее на меняющиеся опасности и угрозы в процессе деятельности человека, обуславливающее формирование основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, а также приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.
Один из структурообразующих компонентов безопасности жизнедеятельности - безопасность дорожного движения. По данным официальной статистики, на дорогах мира каждый год гибнет более одного миллиона человек, еще более 50 миллионов получают травмы. Такой уровень дорожного травматизма дорого обходится экономике, в большинстве стран поглощая от 1 до 3 процентов ВВП. Европейский совет министров транспорта (ЕСМТ) установил общую задачу для всех своих стран-членов: снизить число смертных случаев на дорогах на 50 % к 2012 по сравнению с 2000 г.
Нами выявлены социальные (конституционное право человека на охрану жизни и здоровья; негативное влияние дорожно-транспортных происшествий на человека, общество и финансово-экономическое развитие государства; вариатив-
ные модели взаимодействия объектов и субъектов дорожного движения («человек - транспортное средство», «человек - дорога», «человек -транспортное средство - дорога», «пешеход
- водитель», «пассажир - водитель», «водитель
- водитель»); мониторинг общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения; создание информационно-образовательных сайтов в Интернете по безопасности дорожного движения, рассчитанных на разные аудитории пользователей; организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде безопасности жизнедеятельности в условиях дорожного движения; обсуждение проблем безопасности жизнедеятельности на научных конференциях, симпозиумах и семинарах регионального, и всероссийского и международного уровней) и психолого-педагогические (потребность личности в безопасности и защищенности жизненно важных интересов от внешних угроз; изучение основ безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях разного уровня; включение в перечень направлений подготовки и специальностей профессионального образования безопасности жизнедеятельности; проведение специальных акций («Внимание - дети!», «Внимание - пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра», «Безопасное колесо», автопробеги по местам боевой славы и др.); создание концепции образовательной политики в области безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан) предпосылки формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах.
Анализ зарубежного опыта безопасности дорожного движения показал, что для формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах реализуются следующие условия: управление скоростью; полная недопустимость вождения в нетрезвом виде; использование ремней безопасности; улучшение качества дорог; повышение безопасности транспортных средств; снижение рисков для начинающих водителей; страхование автомобиля и здоровья водителя и пассажиров; разработка профилактических программ (по безопасности перевозки детей в школу и из школы, безопасности работы общественного транспорта и дорожных грузовых перевозок); создание информационной программы NCAP («Программа оценки новых автомобилей»); по решению ООН в странах участниках проходят международные Недели безопасности дорожного движения.
В России число нарушений правил дорожного движения примерно в полтора раза превысило количество транспортных средств. На дорогах прослеживается тенденция повышения агрессивности автоводителей. Превышение скорости,
выезд на полосу встречного движения, управление транспортным средством в нетрезвом виде стали причиной почти 70 % дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Ежегодный ущерб по оценкам Минэкономразвития РФ составляет порядка 2,5 % ВВП. Количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 2009 г. составило одну треть от всех погибших в Европе. Анализ отечественного опыта безопасности дорожного движения позволил выявить следующие условия формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах: разработка нормативно-правового обеспечения, включающего федеральные и региональные законы, постановления, указы президента РФ, федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»; активизация деятельности ведомств и комиссий, ответственных за безопасность дорожного движения, по всей «управленческой вертикали»; организация информационно-пропагандистской работы с целью повышения правового сознания, концентрации внимания населения на безопасности дорожного движения, усвоения основных понятий об опасных ситуациях на дороге, их последствиях для здоровья и жизни человека; усиление работы с детьми и подростками по обучению правилам безопасного поведения на дорогах; совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения [1,3].
Анализ зарубежного и отечественного опыта безопасности дорожного движения показал, что условия формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах взаимосвязаны с предупреждением опасного поведения участников дорожного движения; совершенствованием организации движения транспортных средств и пешеходов; развитием системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Педагогический процесс безопасности дорожного движения направлен на профессиональную подготовку будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности и формированию компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах на основе модульно-компетентностного подхода [4].
Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция будущего специалиста представляет собой интегративное качество личности, влияющее на формирование мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности; усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения и психологических знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к
безопасному поведению на дороге; приобретение способности выявления и предотвращения опасности и обеспечения личной безопасности на дороге. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция будущего специалиста включает следующие интегральные характеристики личности [2]:
- когнитивные - позитивное мышление; целостное представление о безопасности жизнедеятельности на дорогах; осознание приоритетности соблюдения правил дорожного движения; понимание необходимости предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека;
- диспозиционные (от лат. dispositio - расположение) - устойчивая направленность личности на безопасное поведение на дороге; ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; психологическая устойчивость в условиях опасности или угрозы, возникающий на дороге;
- ассептивные (от лат. Aseptivno - открытость) - умения и навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей.
Нами определены и научно обоснованы принципы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста:
- партисипативности, предусматривающий вариативные формы социального партнерства образовательных учреждений с ГИБДД в процессе формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста и регулирующей обновление содержания формирования данной компетенции с учетом изменений правил безопасного поведения на дорогах;
- непрерывности, обуславливающий системную целостность специальных акций («Зеленый огонек», «Школа дорожных наук», «Школьный автобус», «Автосессия», «Автоледи» и др.) и образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности на дороге в вертикальной и горизонтальной структуре образовательного процесса; формирование у обучаемых готовности обучаться всю жизнь («long life education»);
- кластерности, направленный на интеграцию целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов педагогического
процесса формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста;
- продуктивности, обеспечивающий формирование у будущего специалиста готовности к безопасному поведению на дороге посредством участия в разработке и реализации научно-образовательных и научно-производственных проектов по безопасности жизнедеятельности на дорогах (слеты юных инспекторов движения; создание и внедрение системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения; развитие транспортной инфраструктуры; помощь лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий; создание информационно-образовательных сайтов по безопасности дорожного движения; деятельность картклуба и др.);
- персонификации, обуславливающий интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие свойств субъектности; формирование устойчивого, осознанного и позитивного отношения к безопасности дорожного движения; определение у каждого студента траектории развития компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах;
- превентивности, заключающийся в предупреждении опасного поведения участников дорожного движения; разработке профилактиче-
ских программ и организации информационно-пропагандистской работы, с целью обеспечения безопасной жизнедеятельности на дороге.
Совокупность данных принципов обеспечивает системную целостность содержания, форм, методов, условий процесса формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста.
Разработана и обоснована модель региональной системы формирования безопасной жизнедеятельности (БЖД) на дорогах (см. рис.1). Качественное отличие данной модели состоит в том, что она включает разные блоки деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (взаимодействие между всеми заинтересованными министерствами и ведомствами; создание условий для безопасности дорожного движения; организация агитационно-пропагандистской работы; организация непрерывной системы образования по основам безопасности жизнедеятельности на дорогах с учетом изменяющихся условий дорожного движения; совершенствование материально-технической базы), охватывает все социально-возрастные группы населения и направлена на формирование в регионе единого информационно-технологического пространства по формированию безопасной жизнедеятельности на дорогах.
Принципы:
партисипативности; непрерывности; кластерности; продуктивности; персонификации; превентивности
Цель: создание региональной системы формирования БЖД на дорогах
Задачи:
• разработать концепцию региональной образовательной политики в области БЖД на дорогах, научно-методическое обеспечение;
• создать системы профилактики дорожно-транспортного травматизма, предупреждения опасного поведения участников дорожного движения и повышения надежности водителей транспортных средств;
• усовершенствовать требования, касающиеся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и механизмов их реализации и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность;
• повысить эффективность аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП
Вариативные формы организации безопасности жизнедеятельности на дорогах по социально-возрастным группам (См. таб. 1) Методы: гностические; дистанционные; проектно-кейсовые; автоприкладные; мотивационные; диагностические; коррекционные; самостоятельного приобретения знаний
Критерии
- продуктивное взаимодействие между всеми структурными составляющими системы формирования БЖД на дорогах;
- признание субъектами дорожного движения безопасности как глобальной ценности человечества;
- готовность участников дорожного движения к безопасному поведению на дороге;
- теоретические знания о безопасности жизнедеятельности на дорогах с учетом изменяющихся условий дорожного движения
Условия:
• социальное партнерство ГИБДД, учреждений образования, заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций;
• развитие транспортной инфраструктуры;
• формирование обществ енного мнения по проблемам безопасности дорожного движения;
• комплексное обеспечение формирования БЖД н а дорогах;
• организация агитационно-пропагандистской работы;
• разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения
Рис. 1. Модель региональной системы формирования безопасной жизнедеятельности на дорогах
- ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 1
Вариативные формы организации безопасности жизнедеятельности на дорогах
по социально-возрастным группам
Социально-возрастные группы
Дошкольники Младшие школьники и подростки Молодежь Взрослое население
приобретение умений управления велосипедом; уголок ПДД; дидактическая игра «Азбука дорожного движения» изучение устройства карта и освоение навыков вождения; автоклассы; конкурсы («Безопасное колесо», «Помоги первокласснику безопасно перейти дорогу в школу» и др.); детско-юношеская автошкола (ДЮАШ) профильные классы по подготовке водителей; конкурс «Автосессия»; круглый стол «Безопасность глазами молодежи»; акции памяти жертв ДТП; Российское оборонное спортивно-техническое общество (РОСТО) ДОСААФ; направление профессиональной подготовки «Безопасность жизнедеятельности» конкурсы-семинары («Зеленый огонек», «Школа дорожных наук»); конференции; круглые столы; автопробеги по местам боевой славы; повышение квалификации педагогов «Инновационно-педагогические технологии обучения ПДД»
Игры, ЮИД
Включение в содержание образования знаний по основам безопасности жизнедеятельности; освоение навыков вождения, технического обслуживания автомототехники; карт-клубы
Картинг; автошколы
Изучение правил дорожного движения; конкурсы и акции («Внимание - дети!», «Внимание - пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра» и т.д.); мониторинг общественного мнения по безопасности дорожного движения; компьютерные игры; научно-методические материалы и создание тематических теле и радиопередач по пропаганде безопасного поведения на дорогах для разных возрастных категорий; музей ГИБДД; формирование компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах
Установлено, что проектирование и реализация технологии формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах наиболее актуальны на базе интеграционных процессов учебно-образовательной вузовской системы, академической и отраслевой науки, ГИБДД, заинтересованных министерств и ведомств с обеспечением высокой согласованности и прозрачности действий каждого участника проекта.
Цель драйв-тренажерной технологии формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах -усвоение и развитие знаний, умений, навыков, опыта по решению задач, связанных с проявлением данной компетенции в области безопасного поведения на дорогах, на основе взаимосвязи всех компонентов учебно-образовательного процесса: мотивационного, целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного. Данная технология направлена не только на определение и обоснование
содержания подготовки по безопасности жизнедеятельности на дорогах и как системы, и на уровне отдельных учебных дисциплин, но и на его единство с процессуальными (формы, методы) компонентами. Вследствие этого, содержательная и процессуальная части технологии диалектично взаимосвязаны и адекватно отражают друг друга (см. рис. 2).
Качественное отличие драйв-тренажерной технологии состоит в том, что она представляет собой целеустремленную систему, способную к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельностью студентов. Драйв-тренажерная технология позволяет не только сформировать у студентов целостное представление о безопасности жизнедеятельности на дорогах и осознать приоритетность соблюдения правил дорожного движения, но и усвоить умения и навыки обеспечения безопасного поведения на дороге, приобрести опыт упреждающих действий по предотвращению опасностей и угроз, возникающий на дороге, с учетом своих возможностей.
Задачи
Принципы
Методы
Формы
Критерии
1) разработать требования к отбору и структурированию содержания
современного учебного материала по основам безопасности жизнедеятельности на дорогах;
2) создать научно-методическое обеспечение опережающей подготовки будущего специалиста по направлению «Безопасность жизнедеятельности» в области безопасного поведения на дорогах;
3) разработать механизм интеграции формирования профессионально-личностных компетенций и компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах
- партисипативности,
- непрерывности,
- кластерности,
- продуктивности,
- персонификации,
- превентивности
гностические
дистанционные
проектно-кейсовые,
автоприкладные
мотив ационные
диагностические
самостоятельного приобретения знаний
а 5?
п ё
8 с
а г г ы
конкурсы и акции; участие в деятельности РОСТО ДОСААФ; карт-клубы; автошколы; мониторинг общественного мнения по безопасности дорожного движения; дидактические игры; вариативные тест-да^шы; предметные олимпиады; занятия-практикумы на тренажерах; подготовка кейсов по проблемам безопасности жизнедеятельности на дорогах; разработка и реализация научно-обрвдоват^ных и научно-производственных проектов по безопасности жизнедеятельности на дорогах; модульно-комп^нтностное построение учебных курсов «Безопасность жизнедеятельности» и «Безопасность на дороге и в общественном транспорте»
разработка и внедрение инновационного научно-методического обеспечения; построение системы профессиональной подготовки на интегративной основе; организация в вузе информационно-событийной среды; создание интерактивной социальной инфраструктуры с учетам педагогических требований
когнитивностъ
аксиологичность
конативность
Рис. 2. Драйв-тренажерная технология формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах
Определено, что в совокупность педагогических условий реализации драйв-тренажерной технологии входят разработка и внедрение инновационного научно-методического обеспечения; построение системы профессиональной подготовки на интегративной основе; организация в вузе информационно-событийной среды; создание интерактивной социальной инфраструктуры с учетом педагогических требований.
Выяснено, что инновационное научно-методическое обеспечение формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах представляет собой систему специально организованного взаимодействия субъектов педагогического процесса и научно-методических разработок, определяющих задачи, этапы, формы, методы и критерии подготовки студентов к решению задач, связанных с проявлением данной компетенции в области безопасности
дорожного движения. Качество инновационного научно-методического обеспечения является показателем методологической культуры преподавателей и их педагогического творчества. С одной стороны, преподаватели высшей школы -практикоориентированные специалисты, воздействующие на студента личностными качествами, научными достижениями, сочетающие организацию учебно-образовательного процесса с научными исследованиями. С другой стороны, преподаватель - ведущий субъект учебно-образовательного процесса, взаимодействующий со студентами на основе гуманистических принципов образования с целью подготовки конкурентоспособных специалистов и становления личности обучающихся. В качестве компонентов методологической культуры можно выделить освоение методологических (общенаучных и психолого-педагогических) знаний и способностей их активного применения в профессиональной деятельности, социально-ценностные ориентации и аутопсихологи-ческую направленность.
Установлено, что построение системы профессиональной подготовки на интегра-тивной основе (интеграция образовательного учреждения с наукой и производством; интеграция форм и методов обучения; общего и профессионального знания; теории и практики; дидактических концепций; проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и профессионального циклов; субъектная интеграция; интеграция формирования профессионально-личностных компетенций и компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах) обуславливает формирование у студентов целостного представления о безопасности жизнедеятельности на дороге, осознание приоритетности соблюдения правил дорожного движения, устойчивую направленность личности на безопасное поведение на дороге, формирование готовности к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз.
Информационно-событийная среда определяется как многомерное и полифункциональное окружение субъектов педагогического процесса, влияющее на формирование у студентов мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности, ответственного, уважительного отношения к собственной безопасности и безопасности других людей, психологической устойчивости в условиях опасности или угрозы, возникающих на дороге, а также приобретение умений, навыков и опыта обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах. Информационная составляющая среды формирует предметную область знания по безопасности жизнедеятельности на дорогах. Событийная составляющая обуславливает организацию динамической сети взаимосвязанных событий, оказывающих регулирующее воздействие на понимание необходимости предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей. События, попадающие в поле восприятия студентов, служат предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов.
Создание интерактивной социальной инфраструктуры с учетом педагогических требований предполагает организацию системы продуктивного взаимодействия институтов социально-педагогической деятельности вуза с ГИБДД, общественными организациями, министерствами и ведомствами, заинтересованными в формировании у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах, с целью интеграции учебной, профессиональной, проектной и внеучебной деятельности студентов. Интерактивный (от англ. Interaction - взаимодействие) характер социальной инфраструктуры обусловлен применением в процессе формирования безопасного поведения на дороге таких форм, как вариативные тест-драйвы, занятия-практикумы на тренажерах, участие в деятельности РОСТО ДОСААФ и карт-клубов, мониторинг общественного мнения по безопасности дорожного движения, конкурсы и акции.
Нами выявлены уровни компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах (компетентный, знаниевый, нигилистский) на основании следующих критериев: 1) когнитивность -целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения с учетом изменяющихся условий дорожного движения; устойчивая направленность личности на безопасное поведение на дороге; 2) аксиологич-
ность - признание безопасности дорожного движения как глобальной ценности человечества; осознание приоритетности соблюдения правил дорожного движения; ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; психологическая устойчивость в условиях опасности или угрозы, возникающих на дороге; 3) конативность - умения и навыки выявления и предотвращения опасности и обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей. Характеристика уровней следующая.
- Компетентный уровень - сформированы целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения и психологические знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к безопасному поведению на дороге; осознана приоритетность соблюдения правил дорожного движения и необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; имеет место ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; приобретены способности и опыт, как выявления и предотвращения опасностей и угроз, так и обеспечения личной безопасности на дороге.
-Знаниевый уровень - сформировано целостное представление о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения; имеет место ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; приобретены способности и опыт как выявления и предотвращения опасностей и угроз, так и обеспечения личной безопасности на дороге. Однако не осознаны приоритетность соблюдения правил дорожного движения и необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; не сформированы в необходимом объеме психологические знания, обеспечивающие готовность личности к безопасному поведению на дороге; отсутствует готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; имеет место неадекватная реакция на различные опасные ситуации из-за отсутствия объективной оценки своих возможностей.
- Нигилистский уровень - игнорируется как соблюдение правил дорожного движения, так и усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения; безразличие к собственной безопасности и безопасности других людей; не осознана
необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизненно важным интересам человека; не сформированы психологические знания, обеспечивающие готовность личности к безопасному поведению на дороге; отсутствует готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; имеет место неадекватная реакция на различные опасные ситуации из-за отсутствия объективной оценки своих возможностей; не сформированы умения и навыки, как выявления и предотвращения опасностей и угроз, так и обеспечения личной безопасности на дороге.
Таким образом, включение в профессиональную подготовку будущего специалиста по направлению «Безопасность жизнедеятельности» основ безопасности жизнедеятельности личности на дорогах обусловлено как ростом дорожно-транспортных происшествий, так и ролью в них человеческого фактора, доля которого среди причин дорожно-транспортных происшествий достигает более 90 %. Сущность безопасности жизнедеятельности личности на дорогах состоит в защищенности от опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека. Структура безопасности жизнедеятельности личности на дорогах включает целостное представление о безопасности жизнедеятельности на дорогах;
ответственное, уважительное отношение к собственной безопасности и безопасности других людей; готовность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз; умения и навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности на дорогах с учетом своих возможностей. Содержание безопасности жизнедеятельности личности на дорогах направлено на усвоение и развитие компетенции студентов в данной области, отражающей когнитивные, диспозици-онные и ассептивные характеристики личности и обуславливающей не только формирование готовности к безопасному поведению на дороге, но и влияющей на их гражданскую, нравственную направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни.
Литература
1. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения. / Всемирная организация здравоохранения, 2009. - 164 с.
2. Пугачева Н. Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода / Вестник НЦ БЖД. - Казань. - № 1 (3). - 2010. - С. 36-44.
3. Повышение безопасности дорожного движения в России. Федеральная целевая программа на 2006-2012 годы. - 23 с.
4. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. - 2009. - 292 с.
ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИСРЕДОВОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ И СОЦИОЛОГИИ
О. А. Козырева, канд. пед. наук, доцент, ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк М. Е. Гайко, заместитель директора ГОУ СПО «Новокузнецкое училище олимпийского резерва»,
г. Новокузнецк
Современная система научного знания имеет общие корни философско-методологического генеза. В общепринятом (этимологическом) толковании термина «методология» - это наука о путях и способах познания объективной действительности. Другими словами, методология - это наука о специфических особенностях познания объективного в системе социокультурных отношений (явления, процессы и т. д.), совокупность средств и методов которой обеспечивает получение достоверных результатов (теории, концепции, законы, закономерности, средства, принципы и т. д.) определенной науки или системы наук.
Методология в педагогической науке, как и в любой другой науке, имеет в своей основе философские положения и подходы, позволяющие изучать объективную действительность, а именно человека в процессе различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, социальнопеда-гогического, социально-психологического, психолого-педагогического и пр.) согласно рамкам, нормам, моделям научного исследования, способствующих планомерно, объективно, качественно выявлять противоречия и решать проблемы современной педагогики в спектре ее дисциплин. Тем самым методология в системе педагогической науки позволяет определять, находить, детализировать,