PEDAGOGICAL SCIENCES
Quality to personalities of the prominent people as a facility in pedagogical education Vafaeva D.1, Ahatova B.2 (Republic of Uzbekistan) Качества личности выдающихся людей как средство в педагогическом воспитании Вафаева Д. Б.1, Ахатова Б. М.2 (Республика Узбекистан)
'Вафаева Джамиля Бакиевна / Vafaeva Djamilya - кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и практики строительства демократического общества, Самаркандский государственный университет;
2Ахатова Бахора Матлабовна /Ahatova Bahora - преподаватель, кафедра общественных наук, Самаркандский государственный сельскохозяйственный институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: перечисляются имена выдающихся личностей Центральной Азии, анализируются некоторые им присущие качества, которые позволили им стать великими и кторые можноиспользовать в воспитании подрастающего поколения.
Abstract: name of the prominent personalities to Central Asia are enumerated, we analyzed some him inherent quality, which have allowed him to become great and which possible use in education growing generations.
Ключевые слова: выдающиеся личности, смысл жизни, целеполагание, многообразие деятельности, творчество, воспитание.
Keywords: prominent personalities, sense to lifes, goals, variety to activity, creative activity, education.
Изучение особенностей восхождения великих или выдающихся людей на высшую для них ступень в их личностном и субъективно - деятельностном развитии и выявление общего и особенного в этом развитии могут помочь лучше увидеть просчеты в системе обучения и воспитания, которые характерны для массовой школы, а также для высших учебных заведений и которые сдерживают формирование у учащихся качеств социально активной личности и характеристик субъекта, образующих основы формирования в будущем профессионалов высокого качества.
«История становится подлинным воспитателем нации», - отмечает Президент Узбекистана И. Каримов [1, 34]. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания».
Осуществляемое по многим параметрам сравнение психических свойств личности, которое, несмотря на индивидуально - неповторимое своеобразие проявления этих свойств у великих или выдающихся людей, в своей сути оказываются схожими и от человека к человеку повторяющимися, даёт нам возможность эти свойства назвать [2, 6]. Первенствует среди них такое сложное и часто неординарное образование во внутреннем мире людей, каким является сформировавшийся у каждого смысл жизни, определяющий основной вектор поступков и деяний, которые они совершают, проходя жизненный путь. Для великих или выдающихся людей смыслом жизни, как свидетельствуют изученные многочисленные источники, дающие обобщенные оценки основным детерминантам поведения этих людей, обычно выступают общечеловеческие ценности, ставшие их собственными личностно значимыми ценностями. Для одних, такой ценностью, доминирующей в содержании их смысла жизни, оказывается патриотизм, для других - проникновение в непознанные еще законы развития природы и общества, для третьих - милосердие и гуманизм, для четвертых -развитие духовности и нравственности и т.д.
Эти нравственно-высокие смыслы у великих и выдающихся людей, как правило, конкретизируются в крупномасштабных целях, последующему достижению которых они подчиняют свою жизнедеятельность.
Успешно осуществляя одну цель, они формируют для себя другую, часто более сложную, трудную в ее реализации, чем предыдущая. Затем после достижения ее ставят перед собой новую цель, но по-прежнему в области главной для них профессиональной деятельности и т. д.
Таких выдающихся личностей в истории человечества было много. Их можно найти во все времена и у всех народов.
В данном материале хотелось бы привести жизнь и деятельность выдающихся ученых Центральной Азии эпохи Восточного Возрождения (X -Х^ вв.), мастерство которых может служить образцом подражания для молодого поколения.
Конкретной иллюстрацией высказанного утверждения может служить истории восхождения к вершинам творческого мастерства отдельных выдающихся личностей. Для них было характерно последовательное выдвижение все новых целей в области деятельности, которой они посвятили себя: в науке — выдающийся ученый Абу Райхон Аль Беруни, работавший в более чем 15 сферах науки. Перечень трудов Беруни, написанных мелким подчерком, по словам его современников с трудом умещался на 60 страницах бумаги. К сожалению, до нас дошли далеко не все, но и их достаточно, чтобы составить представление о величине Беруни, главными трудами которого были труды по географии, геодезии, астрономии и др.; или другой выдающийся ученый Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) -прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист; в философии - Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, употребительное сокращение имени — аль-Фараби (в латинизированной форме — А1ркагаЬшя) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока [3].
У других великих или выдающихся людей, сменяющие друг друга более или менее масштабные для их творчества цели, тоже всегда есть, но содержательно они оказываются относящимися разным областям деятельности. И, добиваясь в результате концентрации физических и душевных сил осуществления объективно и субъективно важной цели в одной области, эти люди параллельно или последовательно с такой же самоотдачей совершают деяния результатом которых оказывается достижение ими крупномасштабной цели в содержательно иной сфере деятельности.
Например, аль - Фаробий неординарные целеполагание, если можно так сказать, целеосуществление были характерны для области философии, в которой он проявил себя как великий философ, и для области музыки, в которой он создал ряд выдающихся трактовок.
То же можно увидеть и в жизнетворчестве Ибн Сино, отслеживая в нем целеполагание и целеосуществление, фиксируя их в его деятельности как анатома, хирурга, педагога, философа.
Еще более ярко рассматриваемая, закономерность проявилась в жизнедеятельности Абу Райхон Аль Беруни, который трудился в разных областях, но наибольших успехов достиг в астрономии, этнографии и математике. Наиболее популярным этнографическим трудом Абу Райхон Аль Беруни, считается «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Сам Беруни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом и хинди. Астрономии Беруни посвятил свыше 45 трудов.
Далее обнаруживается, что у великих и выдающихся людей всегда дает себя знать высокая мотивационная включенность и вовлеченность в ту деятельность (или деятельности), осуществление которой — главный и единственный способ достижения цели, которую они перед собой ставят.
Создание нового, еще не бывшего и вместе с тем качественно превосходящего то, что было достигнуто прежде в технике, науке, искусстве и в других областях деятельности, требует от творцов этого нового, часто оказывающихся в роли первопроходцев, максимально глубокого и устойчивого сосредоточения ума, чувств, воли, общих и специальных способностей на решаемой задаче, неважно, имеет ли она теоретический или практический характер.
Непременным качеством великих или выдающихся людей является креативность — выраженная потребность и способность решая задачи, через которые осуществляются цели, властно влекущие их, не идти проторенными дорогами, не следовать одним и тем же стереотипным ходом мысли и в изменившихся условиях, не прибегать к шаблонным способам действования.
Вышеназванные качества, доминирующие в личностной структуре великих или выдающихся людей, необходимо использовать как один из ориентиров, на достижение, которого должна быть направлена воспитательная работа с молодежью педагогических коллективов всех уровней. Верно утверждение А. Эйнштейна, что «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать» [4, 11].
Литература
1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.»Узбекистан». С. 34.
2. Бодалев А. А. Мир образования. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентире для воспитания молодежи. Журнал мир образования - образование в мире. 2004. № 1. С. 6.
3. ХайруллаевМ. М. Абу Наср ал-Фараби: 873—950. М., 1982.
4. Бодалев А. А. Мир образования. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентире для воспитания молодежи. Журнал мир образования - образование в мире.2004 № 1. С. 11.
The modern methods of assessment of the pupil's knowledge Zhetepova Zh.1, Nurmuhambet G.2 (Republic of Kazakhstan) Современные методы оценивания знаний учащихся Жетепова Ж. Р.1, Нурмухамбет Г. А.2 (Республика Казахстан)
'Жетепова Жанна Рамазановна / Zhetepova Zhanna - преподаватель английского языка; 2Нурмухамбет Гаухар Алибековна /Nurmuhambet Gaukhar - студент, Педагогический колледж им. Ж. Мусина, г. Кокшетау, Республика Казахстан
Abstract: one of the greatest problems found in using simulation in education is assessment. In the field of language learning, oral skills assessment is particularly arduous because of facilitator subjectivity in rating. The lack of standardized criteria for assessing speaking is another obstacle.
Аннотация: одна из самых больших проблем, обнаруженных при помощи моделирования в образовании, является оценка. В области изучения языка оценка устных навыков особенно трудна из-за субъективности оценки. Отсутствие стандартизированных критериев оценки выступлений является еще одним препятствием.
Keywords: assessment, assess, actuality, scale, pupils, criteria, fairness.
Ключевые слова: оценивание, оценивать, актуальность, шкала, учащиеся, критерии, справедливость.
Education is one of the tools to be approved by the harmonious development of mankind, progress, social stability and national security factor. Therefore, the process of education of a person's natural ability to open each one's own «self» supplement contributing feel, to find their place in the social relations with the outside world, should lead to a change in creative activity [1, 18].
Assessment of student achievements for many years was carried out by comparing the results of other students, and that the assessment has a number of disadvantages:
- teachers, parents and students to understand the lack of clear criteria to assess the achievements of education;
- teacher for each student based on the achievement of pre-defined measurements estimate the average education level of the class as a whole;
- grades awarded to students from certain sections of the curriculum, highly qualified and lack of ability to identify each student's individual educational trajectory;
- set the final price of the current prices are taken into account, but it is not a fair assessment of the outcome of training;
The modern methods of assessment of the pupils' knowledge.
Is important to consider the assessment of pupils' knowledge up-to-date. Moving time does not reside in its own place in the field of education. For example, 5-point system for the evaluation of pupils' knowledge at the moment became a 4-point system has reached a level that can not play. Its assessment of the evidence of knowledge of pupils in schools manifestation of formalism [2, 99].
This feature of the system of teaching activity and educational activity of students in the educational process contributes to the improvement of the quality of education at all stages of their education, knowledge, skills increases the efficiency of verification, monitoring and evaluation of the results [7, 22].
«Nazarbayev Intellectual Schools» educational concept of the introduction of the system of assessment of student achievements criteria of the Organization of November 29, 2011 (4 minutes), the decision of the Board of Trustees approved consolidated pre-2020, «Nazarbayev Intellectual Schools» will be carried out in accordance with the development strategy [4, 59-60].