Научная статья на тему 'К вопросу о творчестве и творческой деятельности в трудах аль-Фараби'

К вопросу о творчестве и творческой деятельности в трудах аль-Фараби Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1011
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬ-ФАРАБИ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ТАЛАНТ / AL-FARABI / CULTURE / ART / CREATIVE ACTIVITY / PERSONALITY / CREATIVE ABILITIES / TALENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юлдашева М. Б.

В статье представлены авторские размышления на тему взглядов философа, ма-тематика, музыковеда, учёного Востока Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммад аль-Фараби (827-951 гг.) на процесс творческого развития человеческой личности, проанализированы представле-ния средневекового философа о феномене творческой способности, существе таланта, творческой деятельности одарённого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON AL-FARABI’S VIEWS ON CREATIVITY AND CREATIVE WORK

The author’s thoughts about Al-Farabi’s (827-951) views on a process of a personality’s creative growth are outlined. The paper analyses the Eastern medieval philosopher’s, mathematician’s, theorist’s of music and scientist’s understanding of phenomenon of a creative ability, a talent, creative activities of a gifted person.

Текст научной работы на тему «К вопросу о творчестве и творческой деятельности в трудах аль-Фараби»

official authorities of Tatarstan Republic (Russia) in the context of restoration of historical "Zaisanaf which is a council of Zaisans who were heads of Altaians genuses that had power to solve various intra-ethnic issued. The article outlines some the author's assumptions concerning factors that determine popularization of the Altaians' hypothesis on origin of ancient Turkic peoples, and also, concerning reasons of forming a peculiar image of the Republic of Altai title ethnos of which, the Altaians, is considered as the descendant of the ancient Turkic peoples who lived in the geographical center of the Eurasian continent in the past Millennium.

"Altai is a Centre of Eurasia", the memorial sign, is considered in relation with the traditional Altaian culture's sacral object which is a ritual stone called "Bay Tash" from the Ukok plateau that famous for sensational findings in Kosh-Agach district (the Republic of Altai, Russia). These findings belong to Pazyryk culture, an archaeological culture of the Iron Age (6th-3rd centuries before Christ). These memorial objects, in the author's opinion, play important role in constructing an image of the today's Republic of Altai as a place of resurrection of the ancient Turkic peoples' culture in mass consciousness.

Keywords: Altai, the center of Eurasia, memorial sign, Altaians, the Republic of Altai, culture.

УДК 159.924.23:1(091)-051аль-Фараби(5 -011)(=411.21)

М. Б. Юлдашева, доцент

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана (Ташкент, Узбекистан)

manzura 15@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСТВЕ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ АЛЬ-ФАРАБИ

Аннотация. В статье представлены авторские размышления на тему взглядов философа, математика, музыковеда, учёного Востока Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммад аль-Фараби (827951 гг.) на процесс творческого развития человеческой личности, проанализированы представления средневекового философа о феномене творческой способности, существе таланта, творческой деятельности одарённого человека.

Ключевые слова: аль-Фараби, культура, искусство, творчество, личность, способности, талант.

Творческая деятельность не только создает определенные ценности, но и является условием и способом самовыражения и саморазвития личности, то есть творчество само по себе является ценностью. Вместе с тем оно оказывает значительное влияние на изменение системы ценностей человека, ибо в новых условиях общественного развития человек и создает новые ценности, и творчески осваивает «чужие» ценности, и трансформирует «старые» достижения. Результат творческого процесса - не только определенный продукт, но и изменение творческого потенциала самой личности, его развитие. А задатками к творческой, преобразовательной деятельности обладает каждая личность как представитель рода человеческого. Если в основе становления «собственно человеческих», личностных качеств рассматривать выделение человека из природы в процессе её преобразования посредством орудийной деятельности, то оказывается, что именно способность (или изначально её задатки) к осознанному, целенаправленному изменению реальной действительности и отражает его сущностную характеристику. Учитывая значимость роли сознания в процессе становления человека, познающего, осознанно воспринимающего и преобразующего окружающий мир, следует обратить внимание на то, что, именно познавая, осваивая мир, человек видит его несовершенство (чем оправдывает свое человеческое назначение) и пытается изменить его, творит мир и выражает тем самым свою сущность. Гегель отмечал: «Если познавание есть орудие для овладения абсолютной сущностью, то сразу же бросается в глаза, что применение орудия к какой-нибудь вещи не оставляет её в том виде, в каком она есть для себя, а напротив, формирует и изменяет ее» [1]. Следовательно, создание чего-то нового и познание его, а значит, и восприятие «по-своему» в зависимости от личностных качеств - процесс творческий. И то, что

создано человеком и является для него определенной ценностью, в процессе творческого освоения в измененных или изменяющихся условиях также изменяется. Создание информационно-коммуникативной среды как результат творчества людей является новой ценностью, которая порождает как положительные, так и отрицательные результаты.

Результатом Возрождения в Центральной Азии являются величайшие достижения в политической, экономической, культурной и духовной жизни общества. В этот период, по существу, были созданы политические, юридические науки, новая литература и искусство, медицина и философия, новое эстетическое сознание. Проблема человека впервые так остро была поставлена деятелями Возрождения, и всё, что было достигнуто, служило развитию самого человека. Эта эпоха нуждалась в своих творцах, и история дала их. Научный подвиг, который совершили Фергани, Фараби, Фирдауси, Абу Али ибн Сина, Беруни, Улугбек, Джами до сих пор удивляет людей и их научные открытия составляют гордость нашей национальной культуры. Своими естественнонаучными и философскими открытиями они совершили переворот в человеческом сознании. Идея совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. Впитав философию Ислама, она значительно расширила свое содержание в произведениях великих мыслителей Востока: Абу Наср-аль-Фараби, Абу Рейхан Беруни, Абу Али Ибн Сина, Юсуф Хос-Хожиб, Ахмад Югнаки, Джалалиддин Давани, Алишер Навои и мн. др., которые внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения.

Академик М. Хайруллаев делит центрально-азиатское Возрождение на два этапа. Первый этап охватывает 1Х-Х11 века. В этот период жили и творили такие энциклопедисты как Мусо аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абурайхан Беруни, Абу Наср Фараби, Абу Абдуллох Рудаки, Фирдауси, Авиценна, основатель нового направления суфизма А. Яссави, выдающиеся литераторы Махмуд Кашгари, Юсуф Хас Хаджиб, Ахмад Югнаки и многие другие. Второй этап называют зрелым Возрождением (ХШ-ХУ вв.) и связывают с именами великого астронома Улугбека, знаменитыми учёным Коши и Али Кушчи, поэтов-философов Джами и Навои, художника Бехзада, историка Хондамира и др. Этот этап называют также эпохой Темура и темуридов [6, с. 57].

Внутренняя сущность человека, со всеми её изгибами и неожиданностями, до сих пор остаётся самой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой тайны - сложнейшая задача. Даже если только чуть-чуть удастся приоткрыть дверь в необъятные глубины человеческой сущности, то это будет значить выйти на дорогу понимания процесса становления человека, его исторического предназначения, его предыстории, и, соответственно, его будущего. «Духовное возрождение - это появление нового поколения творческой интеллигенции, мышление которой определяет дух независимости» [2].

Рассматривая вопрос о врожденных и приобретенных способностях, Фараби высказывает мнение, что существуют и те, и другие: «Музыкальное искусство может родиться в форме природного дарования, и с помощью обучения можно приобрести музыкальный талант». Начинающий музыкант-исполнитель вначале подражает, стремится воспроизвести все, что видит, и все, что слышит. Когда он оказывается способным сохранить в памяти музыку, которую слышит, он приобретает определенную способность, позволяющую ему воспроизводить ее, при этом он освобождается от модели. Далее он упражняется в скорости и становится совершенным музыкантом. Сочинению музыки можно учиться и надо учиться. Согласно Фараби, нужно много слушать музыку различных жанров; необходимо также уметь сравнивать различные жанры, анализировать мелодии и т. д. Эти занятия должны проводиться до тех пор, пока музыкант не будет в состоянии сочинять собственные мелодии, беря за образец те, которые он выучил. В зависимости от действия музыки на человеческую психику Фараби различает три вида музыки: первый производит удовольствие, второй выражает (и вызывает) страсти, третий обращается к воображению. Соответственно они и применяются: музыка, которая порождает в нас приятные чувства, применяется в момент отдыха, она доставляет нам отдохновение. Музыка, которая возбуждает в нас страсти, исполняется, когда человек стремится воздействовать на определенную страсть или вызвать специальное состояние души под действием данной страсти. Музыка, которая возбуждает воображение, связана с чтением стихов и ораторским искусством. Она сопровождает слова, чтобы усилить их действие. Наиболее совершенной и превосходной признается музыка, которую производит человеческий голос. В свой работе «Большая книга о музыке» аль-Фараби подробно анализирует

вопрос о подражании человеческому голосу звуков различных музыкальных инструментов. Человеческий голос рассматривается им как эстетический идеал для всех музыкальных инструментов, ибо он «объединяет в себе все свойства звуков и является самым совершенным и превосходным. Тона, порождаемые всеми инструментами, имеют более низкое звучание, если сравнивать их с тонами человеческого голоса. Ничто не является таким совершенным, как человеческий голос [6, с. 114].

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности у подрастающего поколения. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Вот что об этом говорит Фараби: Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Искусство сообща представляет собой дарование, способность, подготовленность. Оно не лишено разумного элемента. Дарование, способность - это в сущности одно понятие, означающее «подготовленность к восприятию слуховых ощущений». Эта «подготовленность», эта способность связана с «воображающей силой». Для правильного понимания рассуждений Фараби следует иметь в виду его характеристику душевных способностей человека, которые разъясняются в трактатах «О началах существования форм и акциденций», «Сущность мудрости», «О взглядах жителей добродетельного города», «Существо вопросов», «Комментарии к «Категориям» Аристотеля», а также в медицинских сочинениях. Из пяти рассматриваемых «душевных сил» человека нас интересует «воображающая сила». Под ней Фараби понимает способность человека удерживать и восстанавливать в памяти образы чувственно-воспринимаемых предметов, «силу», посредством которой он сохраняет образы ощущаемых им вещей после того, как эти вещи ушли из поля деятельности чувств. «Воображающая сила» выполняет функцию комбинирования воспринятых образов. Часть данных комбинаций бывает правдивой, часть - ложной. На основе создаваемых воображением комбинаций возникает «разумная сила», посредством которой человек мыслит абстрактно, отличает прекрасное от безобразного, приобретает знания, овладевает искусством и наукой.

Искусство предполагает, согласно Фараби, наличие способности (дарования) к «комбинированию воспринятых образов» и разумного элемента, т. е. искусство представляет собой «предрасположение с разумным элементом», «разумное дарование». Представления (комбинации), возникающие в результате действия «воображающей силы», могут быть, как уже говорилось, «правдивыми», «истинными» либо «ложными». Для искусства как разумного дарования имеют ценность только истинные представления [4].

Счастье для творческого человека, по аль-Фараби, - это достижение совершенного знания и высоких нравственных норм, которые и после смерти отдельного человека или исчезновения данного поколения могут служить человечеству. Эти блага духовной культуры, переходя от поколения к поколению, постепенно накапливаются, и лучшие интеллектуальные и нравственные достижения, выработанные каждым поколением, развиваются и совершенствуются их потомками. И все хорошее, светлое, доброе - есть своеобразный вклад в дальнейшее развитие и усовершенствование общечеловеческой духовной культуры. Всякий человек может достичь счастья только сам при помощи свершения добрых дел, и лучшие деяния его будут бессмертны. Что такое способность к творчеству - свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать?

Исследование, проведенное Центром по изучению творческих способностей и Фондом творческого образования в городе Буффало, штат Нью-Йорк 3], показало, что большинство людей могут научиться развивать свои умения и творческий потенциал. Для этого необходимо узнать, что делает человека творческим, а затем развивать эти умения.

Формирование творческой активности рассматривается как процесс приобщения индивида к творческому характеру мышления и деятельности. Он состоит из диалогичности мышления, готовности и способности ставить вопросы, умения самостоятельно исследовать проблемную ситуацию, актуализации «духовных состояний», интуитивных и рефлексивных механизмов для решения проблем, самодеятельности в реализации замысла, идеи в конкретные дела, отличающиеся продуктивностью и эффективностью.

Для того чтобы с уверенностью судить о каком-либо явлении, Фараби считает необходимым привлекать опыт. Он различает понятия «опыт» и «эмпиризм». По Фараби, эмпиризм есть лишь сочетание ощущений, а опыт включает активность разума. В соответствии с таким пониманием опыта Фараби считает, что только искусственно создаваемые музыкальные явления дают возможность судить о музыке, ибо естественные очень редки, а ощущения, которые мы получаем от них, слишком нестойки, чтобы мы могли на их основании приобрести какой-либо опыт [5, 6]. Гармонические сущности, созданные искусственно, не имеют ничего скрытого для человека, так как в них можно проникнуть на основе опыта. Только воспринимая то, что производится искусственно, можно приобрести основательный, полный, совершенный опыт, в который входит то, что является естественным для человека.

Многие годы было принято считать, что вы либо рождаетесь творческим человеком, как Эйнштейн, либо нет. В наше время исследования показали, что почти все могут развить в себе творческое начало. Творчество - это не талант, а способ действия, модель поведения. Каждый может научиться действовать более творчески.

Исследования также показывают, что обширный жизненный опыт является предпосылкой к творчеству. Творческим людям необходимо большое количество материала, с которым можно было бы работать. Все, что идет в копилку жизненного опыта, потом может оказаться полезным. Работа в окружении, отличном от привычной среды, позволит пообщаться с людьми, чья жизнь и заботы отличаются друг от друга. Путешествия дадут возможность пожить среди людей, которые по-другому смотрят на мир, и расширить свой жизненный опыт.

Задавая вопрос - «В чем тайна творчества?», - академик А. Б. Мигдал отвечал: «Есть удивительная область человеческой психики - подсознание. Здесь хранится накопленный опыт, опыт не только одного человека, но многих поколений, здесь рождается интуиция. И бывает, что образ подсказывает решение». И далее: - «Наука не может двигаться без внезапных скачков мысли, озарения, интуиции, но неожиданные идеи, выдерживающие проверку, возникают только на основе профессионализма. Внезапное озарение приносит успех, но не забывайте, что озарение рождается упорным трудом».

Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».

Понимание механизма творческого процесса - самый важный шаг в становлении творческой личности. Большинство людей, которые думают, что они не творческие, просто недостаточно над этим работают. Процесс умственного переваривания требует времени и усилий. Творческие люди часто пишут или рисуют в блокнотах то, что на первый взгляд кажется бессмысленным. Они даже спят, имея под рукой блокнот. В действительности же все эти наброски мыслей и фраз являются сырьем для идей. Этот процесс может привести к тому, что покажется тупиком.

Список литературы

1. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения : в 9 т. - Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1930-1959. - Т. 9 : Лекции по истории философии : сб. науч. тр. - Кн. 1. - 1932. - XXVIII, 313 с.

2. Каримов, И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Москва : Дрофа, 1997. - 315 с.

3. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. - Алма-Ата : Наука, 1985. - 624 с.

4. Нысанбаев, А. Н. - Духовное наследие Аль-Фараби: диалог культур Востока и Запада // Наследие аль-Фараби и мировая культура : матер. междунар. конгресса (г. Алматы, 28-29 сент. 2000 г.). - Алматы : КИЦ ИФП МОН РК, 2001. - С. 47-66.

5. Касымжанов, А. Х. - Пространство и время великих традиций. - Алматы : Изд-во Казахского науч. -исслед. ин-та культуры, 2001. - 365 с.

6. Касымжанова, А. А. Аль-Фараби о врожденных и приобретенных качествах. - Алматы : [б. и.], 1998. - [Б. с.].

7. Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока : сб. ст. - Ташкент : Фан, 1972. -264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.