НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
247
УДК 37.032
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ТИПОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
В.Ю. Туранин
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В данной статье анализируется понятие «качества личности», выделяются общегражданские, духовно-нравственные, профессиональные, интеллектуальные, деловые и организационно-волевые качества личности современного выпускника российского высшего учебного заведения, предлагается типология. Исследуются механизмы формирования названных качеств личности в учебном, научном и воспитательном процессах вуза в контексте применения современных педагогических технологий.
Ключевые слова: личность, типология, качества личности, высшая школа, выпускник высшего учебного заведения, педагогические технологии.
В настоящее время одной из основных целей образовательной деятельности является формирование всесторонне развитого человека, полноценной личности, обладающей определенной совокупностью общегражданских, духовно-нравственных, профессиональных, интеллектуальных, деловых и организационно-волевых качеств. По мнению А.В. Пономарева и О.Я. Пономаревой, «качества личности - это совокупность индивидуально-своеобразных и социально-типичных черт, устойчивых состояний и свойств, определяющих поведение личности в социокультурной и профессиональной сфере и обуславливающих продуктивность многоплановых видов деятельности человека как субъекта самоизменения и конструктора социальных отношений»1. Соглашаясь, в целом, с данной точкой зрения, отметим, что качества личности - это стабильные внутренние особенности человека, которые оцениваются исключительно позитивно. Иными словами, это позитивные черты характера, знания, умения и навыки.
Для определения необходимых качеств личности современного выпускника высшего учебного заведения необходимо, прежде всего, обозначить те целевые ориентиры в формировании личности обучающегося, которые отражены в основных российских правовых актах, регулирующих отношения в сфере образования. Так, в статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в образовательной сфере определен гуманистический характер российского образования. Он основан на приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитании взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
1 Пономарев А.В., Пономарева О.Я. Формирование модели социально-личностных компетенций выпускника вуза. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2008. С.12
248
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
2
окружающей среде, рациональном природопользовании . В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, в частности, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов . В свою очередь, Президент Российской Федерации в послании Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года главный акцент сделал на формировании нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина. В.В. Путин подчеркнул, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические
4
делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» .
Проблема формирования личности современного выпускника вуза достаточно активно исследуется в педагогической науке. Так, например, В.И.Андреев выделяет десять приоритетных качеств личности, которые обеспечивают конкурентоспобность выпускника высшего учебного заведения: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, непрерывное саморазвитие, стрессоустойчивость, стремление к
постоянному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда5. А.И. Половинкин полагает, что современный выпускник высшей школы должен быть, прежде всего, интеллигентом, человеком высокой культуры, образованности и воспитанности. Соответственно, ему должны быть присущи такие важнейшие качества, как порядочность, честность, способность к критическому
мышлению, духовная свобода, гуманизм, чувство собственного достоинства,
6
уважение к личности другого человека .
С нашей точки зрения, все качества выпускника высшего учебного заведения условно можно представить в виде следующей типологии:
1. Общегражданские качества: патриотизм, выражающийся в любви к Родине, осознании российской и этнической идентичности; гражданственность, определяемая активной жизненной позицией, гражданским самосознанием, законопослушностью, пониманием своих гражданских прав, свобод и обязанностей.
2. Духовно-нравственные качества: гуманность, честность, совестливость, толерантность, порядочность, милосердие.
3. Профессиональные качества: знание своей специальности, желание работать по специальности, первичные навыки работы по специальности.
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
3 Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2000 г., № 11.
4 Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012 г. // URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения: 30.12.2014).
5 Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философскометодологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С.12
6 Половинкин А.И. Стратегия перестройки инженерного образования // Современная высшая школа. 1998. № 3. С. 23.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
249
4. Интеллектуальные качества: эрудированность, умение логически мыслить, умение отстаивать собственное мнение.
5. Деловые качества: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность.
6. Организационно-волевые качества: целеустремлённость, требовательность к себе, самокритичность, организованность, коммуникабельность, наличие общей культуры, воля, способность к достижению намеченной цели.
При этом важно отметить, что выделенные качества личности имеют сложный интегративный характер, каждое из них включает в себя целый ряд черт, способностей и свойств, обеспечивающих в своей совокупности всестороннее развитие личностного потенциала выпускника вуза, его востребованность государством, обществом и работодателями.
Механизмы формирования необходимых качеств личности будущего профессионала заложены в учебной, научной и воспитательной деятельности высшего учебного заведения. Формирование системы перечисленных качеств - это длительный и многогранный процесс. Отметим, что в современных условиях развития общества и государства важно соблюдать преемственность на различных ступенях образования: бакалавриат - магистратура. Так, в учебном процессе необходимо использовать сочетание традиционных и новейших разработок педагогической науки, внедрять систему дуального обучения, больше внимания уделять дисциплинам, посвященным основам делового общения, этикета, культуры. На первой ступени, в бакалавриате, в процессе освоения общеобразовательных дисциплин (философия, педагогика, русский язык и культура речи) важно сделать особый акцент на формировании общегражданских и духовно-нравственных качеств. С этой целью наиболее эффективным будет внедрение таких новых педагогических технологий, как лекция-дискуссия, лекция-беседа, «жужжащие» группы, которые способствуют поэтапному становлению необходимых качеств личности будущего профессионала. На старших курсах особое внимание следует уделять формированию профессиональных, интеллектуальных и деловых качеств. В этой связи особенно эффективным является применение следующих технологий: case-study, деловые игры, тренинги, которые востребованы при изучении специальных дисциплин. Как мы уже отмечали ранее, «над каждой изучаемой темой должна работать творческая группа, которая периодически отчитывается перед преподавателем о проделанной работе,
7
получает консультацию» .
Полагаем, что в течение всего периода обучения в вузе необходимо формировать у студентов навыки научно-исследовательской деятельности. Л.М. Курганская отмечает, что «следует активнее привлекать студентов к выполнению работ по грантам, государственным заданиям и иным творческим проектам»7 8. Кроме этого, важно формировать у студента способности к творческому, креативному мышлению. Здесь важно обеспечивать участие студентов в научных семинарах, конференциях, чтениях, клубах.
В сфере воспитательной деятельности важно прививать будущему выпускнику уважение к себе и окружающим, раскрывать для него систему духовно-нравственных ценностей через приобщение к национальной культуре и ее традициям. Отметим, что реализация воспитательной функции вуза должна осуществляться в единстве учебной и
7 Курганская Л.М. Современные технологии подготовки бакалавра педагогики к организации внеклассного чтения в школе // Интеграция образования, 2011 № 4. С. 110.
8 Туранин В.Ю. Новые подходы в российском высшем образовании: взгляд юриста // Право и образование. 2011, № 2. С.5.
250
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
внеучебной воспитательной работы. В этой связи, в учебном процессе необходимо воспитывать студентов в контексте целей, задач и содержания профессионального образования, а также формировать личностные качества будущих выпускников собственным примером, личностью преподавателя. Процесс воспитания студента через внеучебную воспитательную деятельность может осуществляться по двум направлениям:
- воспитание в контексте изучаемых дисциплин;
- воспитание в контексте формирования необходимого представления об основных векторах развития общества и государства.
При реализации первого направления вполне возможно применять самые разные формы. Например, тематические вечера, конкурсы, участие студентов в предметных объединениях, проведение недель кафедр, встреч с практическими работниками. Отметим, что внеучебная воспитательная деятельность, организуемая преподавателями и кафедрами, открывает широкие возможности для использования междисциплинарных связей, при которых некоторые мероприятия могут проводиться сразу несколькими преподавателями родственных дисциплин.
Реализация второго направления также может быть осуществлена путем использования различных форм интеграции: через взаимодействие администрации вуза и студенческих сообществ, а также, к примеру, через творческие союзы преподавателей, кураторов и студентов.
Важнейшей задачей внеучебной воспитательной деятельности является создание необходимых условий для активной жизнедеятельности студента, его гражданского самоопределения и самореализации, а также для максимального удовлетворения потребностей обучающегося в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии.
Справедливо отмечается, что на формирование необходимых качеств личности выпускника вуза нацелены следующие направления воспитательной деятельности:
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- правовое воспитание;
- профессиональное и трудовое воспитание;
- культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала обучающихся;
- физическое воспитание и формирование здорового образа жизни;
- профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
- развитие органов студенческого самоуправления;
- обеспечение участия студентов в работе различных общественных организаций, спортивных, творческих, интеллектуальных клубов, научных студенческих обществ9.
Отметим, что в условиях реального формирования личностного потенциала выпускника вуза данные направления тесно взаимосвязаны, переплетены и даже обуславливают друг друга.
В целом же, качества личности выпускника формируются через призму стиля самого учебного заведения. Они напрямую зависят от создания в вузе
9 Концепция модели личности выпускника НИУ «БелГУ», утверждена Постановлением Ученого совета НИУ «БелГУ» от 25 ноября 2013 года, протокол № 4 // URL: http://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.php?ID=150 (дата обращения: 14.01.2015).
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
251
социокультурной развивающей среды; внедрения механизма эффективного взаимодействия администрации, преподавателей и студентов; соблюдения культуры и этики взаимоотношений всеми членами коллектива; поддержания благоприятного морально-психологического климата. Отметим, что формирование полноценной личности выпускника, которая могла бы гармонично сочетать в себе как профессиональные интересы, так и духовные устремления, должно являться одной из важнейших задач каждого российского высшего учебного заведения, нацеленного на дальнейшее развитие.
Список литературы
1. Пономарев А.В., Пономарева О.Я. Формирование модели социально-личностных компетенций выпускника вуза [Текст] / А.В. Пономарев, О.Я. Пономарева. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2008.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2000 г., № 11.
4. Послание Президента Российской Федерации В.В .Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012 г. // URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения: 30.12.2014).
5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философскометодологического анализа [Текст] / А.Л. Андреев // Педагогика. 2005. № 4.
6. Половинкин А.И. Стратегия перестройки инженерного образования [Текст] / А.И. Половинкин // Современная высшая школа. 1998. № 3.
7. Курганская Л.М. Современные технологии подготовки бакалавра педагогики к организации внеклассного чтения в школе [Текст] / Л.М.Курганская (в соавт.) // Интеграция образования, 2011 № 4.
8. Туранин В.Ю. Новые подходы в российском высшем образовании: взгляд юриста [Текст] / В.Ю.Туранин // Право и образование. 2011, № 2.
9. Концепция модели личности выпускника НИУ «БелГУ», утверждена Постановлением Ученого
совета НИУ «БелГУ» от 25 ноября 2013 года, протокол № 4 // URL:
http://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.php?ID=150 (дата обращения: 14.01.2015).
personality traits of the modern university graduates: typology and mechanisms of formation
V.Y.Turanin
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
This article analyzes the concept of "personality traits" are highlighted general civil, spiritual, moral, professional, intellectual, business and organizational-willed personality traits of modern Russian graduate institution of higher education, it is proposed typology. The mechanism of formation of these personality traits in the educational, scientific and educational process of the university in the context of the application of modern educational technologies.
Keywords: personality, typology, personality traits, high school, university graduates, educational technology