Научная статья на тему 'К юбилею профессора Александра Гермогеновича шестакова'

К юбилею профессора Александра Гермогеновича шестакова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваницкий Анатолий Тихонович, Липницкий Анатолий Владимирович, Шаранов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею профессора Александра Гермогеновича шестакова»

Юбилей

А.Т. Иваницкий*, А.В. Липницкий**, Ю.А. Шаранов***

К юбилею профессора Александра Гермогеновича Шестакова

1 января 2017 г. исполняется 70 лет со дня рождения профессора кафедры общей психологии, доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Александра Гермогеновича Шестакова.

Александр Гермогенович родился в деревне Битевичи Новогрудского района Гродненской области Республики Беларусь. Это было тяжёлое время, когда страна еще не справилась с послевоенной разрухой и голодом. Сложные испытания выпали на долю Александра: с января 1959 г. по август 1961 г. он являлся воспитанником Ивьевского сиротского детского дома Гродненской области и одновременно учился в средней школе, после окончания которой обучался в Мозырьском ремесленном училище. До призыва на службу в Военно-Морской Флот СССР в 1966 г. он успел приобрести разные профессии - в т.ч. киномеханика, слесаря-электрика, электросварщика, фотографа... Закалялся его характер, формировались такие черты, как трудолюбие, настойчивость, решительность, основательность, целеустремлённость. Он поставил перед собой чёткую цель - получить высшее образование.

После демобилизации с Северного флота (где он был электриком-подводником, главным старшиной) Александр поступил на службу

* Иваницкий, Анатолий Тихонович, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(905) 2697564. E-mail: [email protected].

** Липницкий, Анатолий Владимирович, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

*** Шаранов, Юрий Александрович, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(921) 9867567. E-mail: [email protected].

* Ivanitsky, Anatoly Tikhonovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, the Honored worker of the higher school of the Russian Federation, the Professor of the Department of legal psychology of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8 (905) 2697564, e-mail: [email protected].

** Lipnitsky, Anatoly Vladimirovich, Ph.D., Professor, Department of General Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail:. [email protected].

*** Sharanov, Yury Alexandrovich, the doctor of psychological sciences, professor, the Honored worker of the higher school of the Russian Federation, the Professor of the Department of legal psychology of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8(921) 9867567, e-mail: [email protected].

© Иваницкий А.Т., Липницкий А.В., Шаранов Ю.А., 2016

Юбилей

в правоохранительные органы оперуполномоченным, инженером по спецтехнике Черниговского городского отдела внутренних дел. Может быть, несправедливость, с которой он сталкивался в детстве, а может, жизненный опыт, полученный в ремесленном училище, а затем на флоте, привели молодого человека к решению посвятить себя службе в милиции, которую он начал в 1969 г.

И здесь снова проявилось доминирующее качество Александра Гермогеновича - его стремление к познанию. В период 1971-1975 гг. он проходил обучение в Ленинградском высшем политическом училище МВД СССР. Благотворное атмосфера Ленинграда (музеи, театры, архитектура), а самое главное, общение с ленинградцами оказали влияние на его профессиональное становление. Определяющую роль в его судьбе сыграли такие известные педагоги и учёные, как М. И. Царёв, И.А. Возгрин, Ф.И. Аржанов, И.И. Евсюнин, Е.Д. Гордеев, В.Е. Каплунов, Е.Е. Блажчук, А.И. Губарев, И.Т. Чуб и др. Благодаря им он начал активную работу в научных кружках, провёл свои первые исследования, выступил со своими первыми докладами. В это время и проявились интерес и стремление к научной работе.

Вернувшись после окончания училища на службу и поработав инструктором отдела политико-воспитательной работы УВД Черниговского облисполкома, Александр Гермогенович решил продолжить учёбу и поступил в адъюнктуру Академии МВД СССР на кафедру психологии управления. Его научным руководителем стал сам доктор психологических наук, профессор, академик А.В. Петровский, вице-президент Академии педагогических наук СССР. В 1979 г. в диссертационном совете Академии МВД СССР он блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Взаимоотношения в милицейских коллективах и их влияние на эффективность оперативность служебной деятельности».

Большая часть профессиональной деятельности Александра Гермогеновича неразрывно связана со становлением и развитием нашей образовательной организации. Начиная с 1979 года, он прошёл долгий и плодотворный путь от преподавателя кафедры педагогики и психологии Высшего политического училища МВД СССР до начальника кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургской академии МВД России (1997-1998 гг.) и затем - начальника кафедры психологии Санкт-Петербургского университета МВД России (1998-2002 гг.).

Следует отметить, что на кафедре с самого начала создания кафедры в 1976 г. её первым начальником полковником Н.Я. Михайловым были заложены хорошие традиции - здоровый морально психологический климат, деловая атмосфера, нацеленность на совершенствование учебно-материальной базы и методики преподавания. Уже тогда, кроме разработки учебных программ и пособий, много внимания уделялось внедрению технических средств обучения, были созданы учебно-исследовательская лаборатория, учебные классы педагогики и психологии, оборудованные ТСО. Имея хорошую техническую подготовку, Александр Гермогенович активно включился в этот процесс. Им была создана система автоматизированного контроля знаний «Ритм-2М» и разработано методическое пособие по её использованию. Тогда же была создана библиотека микрофильмов редких книг по психологии и приобретены микрофоты для их чтения, что, несомненно, стало гордостью кафедры. В данном проекте участвовали все члены кафедры. Александр Гермогенович на Ленинградском телерадиоцентре и Ленинградской областной конторе кинопроката сформировал видеотеку всех известных тогда отечественных научно-популярных фильмов по психологии: «Я и другие», «Если не я, то, кто же?», «Дерзайте, вы талантливы!», «Семь шагов за горизонт», «Когда исчезают барьеры», «Попутного ветра капитаны!» и др., которые широко использовались в учебном процессе.

Следующим важным этапом в развитии кафедры и университета стало открытие новой специальности высшего профессионального образования - психологии. Александр Гермогенович возглавлял кафедру на этом, самом сложном этапе её развития. Главной задачей, стоявшей перед ним, стало комплектование кафедры высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Несмотря на материальные и организационные трудности, удалось добиться благоприятного социально-психологического климата в коллективе и высокой научной активности сотрудников. Как руководитель подразделения и учёный Александр Гермогенович всячески стимулировал научную работу на кафедре. Несмотря на трудности и сложные условия, за 5 лет (1997-2002 гг.) сотрудниками кафедры были подготовлены и защищены 16 кандидатских и докторских диссертаций. Докторами наук в то время стали В.Д. Балин, С.П. Безносов, А.Т. Иваницкий, Г.А. Станчинский, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков; профессором - С.П. Яцевич; кандидатами наук - Г.А. Витольник, Л.А. Галибина, Т.Л. Журавлёва, В.Р. Келих, В.А. Корчмарюк, В.И. Меденцев, М.В. Пряхина, Н.Ю. Самарин, Т.Ф. Фомина, М.Г. Явник.

Имея хорошую техническую подготовку как начальник кафедры, профессор Шестаков активно внедрял новые образовательные технологии с использованием вычислительной и видеосъёмочной техники. Видеозаписи телепередач использовались при проведении занятий с применением

Иваницкий А.Т., Липницкий А.В., Шаранов Ю.А. К юбилею профессора А.Г. Шестакова

активных методов обучения: моделирование проблемных ситуаций, мозговой штурм, анализ ситуаций, видеотренинг, балинтовские группы, тренинги общения и управления конфликтами. Компьютерные технологии начали использовать для психологического тестирования, разработки учебно-методических материалов, обработки результатов исследований методами математической статистики, подготовки дипломных работ и диссертаций. Значительная часть профессорско-преподавательского состава в тот период повысила квалификацию в ведущих вузах и активно использовала эти технологии в своей работе.

На всех этапах для нашего университета было важно создать и поддерживать научные и творческие связи и взаимодействовать с различными образовательными организациями России и зарубежных стран. Александр Гермогенович принимал активное участие в конференциях с ведущими университетами, академиями и институтами Москвы и Санкт-Петербурга, инициировал проведение совместных заседаний кафедр и тренингов, организовывал переподготовку и повышение квалификации сотрудников, стимулировал подготовку диссертационных исследований, разрабатывал авторские курсы для проведения занятий по психологии, привлекая к ним крупных учёных (профессор Е.С. Кузьмин, академик Г.С. Никифоров, профессор Б.Д. Парыгин, профессор В.Я. Слепов и др.).

Эту открытость и широту взаимодействия иллюстрирует такой факт: в 2002 г., когда он передавал руководство структурным подразделением полковнику милиции В.В. Гоголевой, на кафедре работали 14 докторов наук («остепенённость» составляла более 50 %), в т.ч. 11 ведущих учёных из других образовательных организаций Санкт-Петербурга. Занятия с курсантами и слушателями проводили известные академики А.А. Реан и Н.Н. Обозов, доктора психологических наук В.Л. Васильев, О.С. Дейнека, Е.П. Ильин, Э.С. Чугунова, Г.С. Никифоров, В.Д. Балин, В.А. Худик, И.А. Мироненко, В.А. Якунин. Всё это способствовало повышению качества образовательного процесса и укрепляло авторитет кафедры и нашего университета.

Сам Александр Гермогенович защитил докторскую диссертацию на тему «Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел» в Санкт-Петербургском государственном университете. В 1998 г. ему была присуждена учёная степень доктора психологических наук по специальности 19.00.05 - социальная психология.

В настоящее время Александр Гермогенович работает профессором кафедры общей психологии. Он проводит занятия с адъюнктами по дисциплинам «Психология человека», «Актуальные проблемы психологии развития, акмеологии», принимает участие в работе комиссий по приёму вступительных, кандидатских экзаменов и проведению итоговой аттестации, в научной и методической работе кафедры, является научным руководителем по подготовке дипломных работ и кандидатских диссертаций. Под его руководством подготовлены и защищены пять диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Им опубликованы 116 научных и методических работ по психологии и педагогике общим объёмов свыше 300 печатных листов.

Интеллект, эрудиция, профессиональная компетентность Александра Гермогеновича востребованы научно-педагогическим сообществом Санкт-Петербурга.

С 2000 г. по настоящее время профессор Шестаков является членом советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском университете МВД России и при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, более десяти лет возглавляет государственную аттестационную комиссию по специальности «Психология» в ведущих образовательных организациях Санкт-Петербурга (Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургском институте внешнеэкономических связей, права и экономики и в Санкт-Петербургском институте психологии и акмеологии).

Профессор Шестаков пользуется заслуженным авторитетом, уважением и любовью как сотрудников нашего университета, так и обучающихся университета.

Ряд его работ - учебные пособия «Психология человека» (2012), «Юридическая конфликтология» (2013), монография «Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности» (2015) широко используются в учебном процессе и востребованы и обучающимися, и педагогами, и практическими работниками. Для проведения занятий с иностранными специалистами Александр Гермогенович подготовил и издал «Словарь психологических терминов» на пяти языках (русском, испанском, монгольском, арабском и дари) [4].

Профессор А.Г, Шестаков награжден семью медалями («За безупречную службу» трех степеней), «70 лет Вооруженных Сил СССР», «200 лет МВД России», «В память 300-летия Санкт-Петербурга») и ведомственными знаками «Отличник милиции», «За отличие в службе» II и I степени, «200 лет МВД России», имеет звание «Ветеран труда». Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2010 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Юбилей

О человеке принято судить по его делам. Вся профессиональная деятельность Александра Гермогеновича говорит о том, что он честно, добросовестно и качественно выполняет своё дело и служит для многих примером, прежде всего, своим детям. Его сын Владимир и дочь Татьяна пошли по стопам своего отца. Они оба учились в стенах нашей образовательной организации и успешно ее закончили, а после обучения поступили на службу в правоохранительные органы. Сейчас они уже вышли на пенсию.

Некая биографичность описания достоинств юбиляра требует добавить психологических красок к его портрету. Думается, что можно воспользоваться рекомендациями выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, который отмечал, что изучение личности и её характеристика включает три основных вопроса. «Первый вопрос.. .гласит: чего он хочет, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. .Второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности - это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок. закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека» [3].

Основы формирования личности закладываются в детстве. Александра Гермогеновича можно отнести к той категории людей, которую называют «дети войны». На их долю выпали, с одной стороны, сиротство, голод, тяжёлый труд, а с другой стороны, сострадание, любовь и забота окружающих людей. Александр Гермогенович с благодарностью вспоминает и находит своих воспитателей и однокашников по детскому дому и школе. В Петербурге он создал маленькое землячество вместе бывшей воспитательницей Надеждой Михайловной Стафеевой (Шлюковой), ведёт переписку с директором Ивьевской районной библиотеки Светланой Абриевной Мирончик, участвует в сборе исторических материалов об Ивьевском детском доме в послевоенный период.

Всё это наложило глубокий отпечаток на его личность, сформировало направленность -стремление преодолеть обстоятельства, добиться успеха в жизни (чего он хочет?), и это стремление реализуется в настойчивом непрерывном труде и учёбе. Он с большим энтузиазмом овладевает профессиями, развивает свои способности (что он может?), ищет себя и находит своё призвание, со свойственным его натуре трудолюбием реализует себя в науке.

О нём можно сказать: «Он сам создал себя». Постоянная работа над собой - стержневая особенность его личности, его характера. У него сохранилась крестьянская любовь к земле. Он всё умеет делать. Дом, в котором живёт его семья, и вся территория вокруг обихожены его руками. Радушие и гостеприимство - в традициях этого дома. Вместе с супругой Екатериной Александровной, Александр Гермогенович старательно ухаживает за огородом, а потом садится за компьютер и пишет статьи, пособия, готовится к занятиям. Как у В. Маяковского шутливо сказано о человеке, который умудряется справляться со многими, самыми разными по своему характеру делами: «Землю попашет, попишет стихи.» [2].

Александр Гермогенович размерен и нетороплив, но настойчив и самоорганизован. Он проявляет внимательность к близким и коллегам, может с присущим ему юмором поздравить с самыми неожиданными праздниками. Мы поздравляем Александра Гермогеновича с юбилеем, а также с другими знаменательными датами (Новым годом, Всемирным днём мира, Днём банковских и финансовых работников Беларуси, Праздником Марии - Царицы Мира, Днём независимости Камеруна, Днём освобождения Кубы и Днём Ильи Муромца).

Хороший семьянин, отзывчивый человек, подлинный учёный - таким знают Александра Гермогеновича Шестакова многочисленные друзья, ученики и коллеги.

Желаем юбиляру крепкого здоровья, долгих лет жизни, новых научных достижений, сохранять присущую ему молодость души и неугасаемый интерес к жизни.

Список литературы

1. Иваницкий, А. Т., Шаранов, Ю. А., Шестаков, А. Г. Как подготовить «понимающие кадры» для органов внутренних дел: риторико-герменевтический подход // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 210 - 219.

2. Маяковский, Владимир. Полное собрание сочинений : в 13 т. - Т. 8. 1927 / подготовка текста и примечания В.А. Катаняна. - М.: ГИХЛ,1958. - С. 3120.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - 2-е изд. (1946 г.) - СПб. : Питер, 2002. -720 с. (Серия «Мастера психологии»).

4. Шестаков, А. Г. Словарь психологических терминов (на русском, испанском, монгольском, арабском и дари языках) : учебное пособие. - Л.: ВПУ МВД СССР, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.