Юбилей
УДК 159.923
К 80-летию профессора кафедры юридической психологии, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ
Анатолия Тихоновича ИВАНИЦКОГО
А.Г. Шестаков*
Юбилейный портретный очерк как форма презентации личности
Статья посвящена рассмотрению проблемы и методики исследования личности юбиляра в контексте коммеморативной и организационной культуры вуза.
Ключевые слова: биографический метод исследования личности, портретный очерк, пятифакторная модель описания личности.
A.G. Shestakov*. Jubilee portrait sketch of the person as a form of presentation. The article is devoted to the problems and methods of research in the context of the individual jubilee commemorative and organizational culture of the university.
Keywords: biographical method of personality research, portrait sketch, five-factor model of personality descriptions.
Постановка проблемы
Юбилейным событиям в жизни университета и его сотрудников свойственно пристальное внимание к прошлому, однако торжествам по этому случаю иногда недостает разнообразия, оригинальности и глубины анализа личности участников. Печатная продукция и средства массовой коммуникации могут увековечить событие для потомков, представив личность и организацию, в которой она трудится, во всём совершенстве, а юбилейные тексты руководителей, профессоров, сотрудников и гостей поспособствуют историоописанию образовательной организации, сформируют коммеморативную и организационную культуру университета в лучших европейских традициях [2].
По мнению Г. Оллпорта, имеются два подхода к изучению личности и её представлению: литературный и психологический. Нельзя сказать, чтобы они принципиально различались и вступали в совсем уж непримиримую конфронтацию. Литературный подход проявился первым, на донаучной стадии развития психологии, когда исследователи не владели ещё экспериментом и другими надёжными и валидными методами. Главным достижением на этом этапе явилось накопление, систематизация знаний и доказательство того, что личность является доступным объектом для научного исследования. Позже, в XX столетии, с появлением стандартизированных личностных тестов и математической статистики возникла иллюзия полного выявления и измерения личностных свойств. А когда такие черты и диспозиции были выделены, выяснилось, что психологи мало что могут сказать
* Шестаков, Александр Гермогенович, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Shestakov, Alexander Germogenovich, Doctor of Psychology, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Professor, Department of General Psychology of the St. Petersburg University of the Min-istry of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, ul. L. Pilyutova, etc. 1. E-mail: [email protected].
© Шестаков А.Г., 2016
Шестаков А.Г. Юбилейный портретный очерк как форма презентации личности (к 80 летию А.Т. Иваницкого)
о природе существенных и устойчивых свойств, из которых состоит личность, что существует она в формах строго единичных и индивидуальных, и что проблема черт личности трактовалась более последовательно и целостно всё же в литературе, а не в психологии [3].
Чтобы разрешить противоречие, мы предлагаем в определенных жизненных и учебных ситуациях органично соединять достижения науки психологии с лучшими произведениями художественной литературы и журналистики. Примером глубокого анализа личности могут служить произведения выдающихся отечественных и зарубежных писателей: Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, О. де Бальзака, историка Н.М. Костомарова и др. К сожалению, в настоящее время почти утрачена традиция составления качественных служебных характеристик. Доходит до того, что сотрудникам предлагается самим на себя написать характеристику, аттестацию или представление.
В связи с этим мы предлагаем по-новому взглянуть на такой жанр представления личности, как очерк. Очерк в литературе и в журналистике - одна из разновидностей рассказа и один из художественно-публицистических жанров журналистики, в котором описываются реальные люди и события в их жизни, излагаются и анализируются реальные факты и явления психики с прямым истолкованием их автором. Типизация личности в очерке достигается отбором присущих данному человеку черт. В очерке имеют значение демографические данные, биографические сведения, наблюдения, результаты деятельности, отношения, мнения, рассуждения и научные обобщения.
Биографический или портретный очерк известен, но недостаточно используется в психологических исследованиях. Он может дополнять исследовательские средства на первых этапах поиска, когда затруднено или невозможно применение более совершенных диагностических методов. В публикации авторы, используя очерковый портретный метод, могут прибегнуть к изложению жизненного пути респондента, перечислить черты личности, указать некоторые подробности отношений, события и людей, которые повлияли на формирование этой личности, изобразить характер этой личности уникальным или драматичным, возвысить её над всеми другими людьми. Тогда через это описание читатель, возможно, догадается о социально-психологической детерминации совершённых поступков [1]. Хорошо, если личность изображается в контексте коммеморативной или организационной культуры - среды, в которой существует, трудится и развивается человек.
Существуют и другие способы психологического портретирования [5].
Биографический очерк профессора А.Т. Иваницкого
Я часть всего, что повстречал в пути.
Но пережитый опыт - только арка, Через неё непройденное светит, И край того нетронутого мира, Чем дальше путь держу, тем дальше тает.
Альфред Теннисон (1809-1892). Улисс.
Перевод К.Д. Бальмонта
Анатолий Тихонович Иваницкий родился 30 июня 1936 года в г. Сталино (Донецк). Отец трудился на заводе начальником цеха. В 1941 году он эвакуировался с родителями в г. Челябинск. Через год отца забрали на фронт, а сын пошел в 1944 году в первый класс. После войны в 1946 г. вернулся с матерью на Донбасс, куда с фронта вскоре вернулся и отец. В 1954 г. закончил школу и поступил в Орджоникидзевское военное училище МВД СССР имени С.М. Кирова, которое закончил с отличием в 1957 г. Позже образование было продолжено в Донецком государственном университете, который Анатолий Иваницкий закончил в 1971 г.
Местом службы молодой лейтенант выбрал Воркуту. Служил командиром группы конвойной охраны МВД СССР. В связи с масштабным сокращением вооруженных сил в СССР 1960 г. был уволен по сокращению штатов. По его словам, именно тогда, работая с солдатами, впервые почувствовал тягу к педагогической деятельности. Тогда же получил и первую в своей жизни почетную грамоту как лучший руководитель группы политзанятий.
Приехал в Донецк, работал год слесарем на оборонном заводе и снова поступил на военную службу. С 1961 по 1969 гг. служил командиром взвода, помощником начальника штаба 74-го отдельного отряда Конвойной охраны МВД УССР, пропагандистом батальона 468-го полка МВД СССР.
С октября 1969 г. служба и профессиональный рост А.Т. Иваницкого тесно связаны с нашим учебным заведением:
- заместитель командира 2-го батальона по политической части Высшего политического училища МВД СССР (1969-1976);
- преподаватель, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Высшего политического училища МВД СССР (1976-1990);
- старший преподаватель кафедры общественно-политических дисциплин Ленинградского филиала Высшей юридической заочной школы МВД СССР (1990-1991);
- доцент, профессор кафедры криминологии и психологии Санкт-Петербургской высшей школы МВД России (1991-1994);
Юбилей
- начальник кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургской высшей школы МВД России (1994-1997);
- начальник отдела психологического обеспечения Санкт-Петербургской академии МВД России (1997-1998);
- профессор кафедр психологии и юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России (1998- наст. вр.).
Значимым достижением и выдающимся результатом воспитательной деятельности А.Т. Иваницкого в этот период явился выпуск 2-го батальона в 1976 г. В тесном сотрудничестве с командиром батальона, впоследствии начальником военно-политического факультета, полковником Б.Д. Герасимовым, ему удалось вырастить офицеров, которые в дальнейшем заняли важные должности и прославили родной вуз: действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса В.Я. Кикотя - начальника Московского университета МВД России (2002-2005), начальника Департамента кадрового обеспечения МВД России (2005-2010), члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2010-2012), начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров (2012-2013); генерал-майора полиции Л.Т. Бородавко - начальника Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России; полковника А.В. Коровникова - члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; полковника В.Н. Устюжанина -профессора кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России и др. Следует добавить, что теплые отношения выпускников 2-го батальона со своим замполитом продолжаются до сих пор.
Впервые с Анатолием Тихоновичем Иваницким мы встретились на кафедре педагогики и психологии ВПУ МВД СССР в июне 1979 г. В ту жаркую пору государственных экзаменов я приехал из Москвы на собеседование с командованием училища по поводу возможного назначения на преподавательскую работу в связи с завершением обучения в адъюнктуре Академии МВД СССР. На кафедре меня встретил улыбчивый и общительный подполковник, секретарь парторганизации и исполняющий обязанности начальника кафедры. Показал кафедру, которая находилась в стадии становления. Поразили масштабы и площади начинаний. Кафедра педагогики и психологии ВПУ, состоящая из 6 человек, занимала половину 50-метрового по протяженности этажа пристройки 9-го корпуса, имела два учебных кабинета, оборудованные средствами программированного контроля знаний, и психофизиологическую лабораторию. На кафедре чувствовался хороший психологический климат, коллективизм, творчество.
В ту первую нашу встречу случился забавный случай, который часто любит вспоминать наш юбиляр. В шестом часу вечера нас пригласили на собеседование к начальнику училища генерал-майору Б.К. Смыслову. Присутствовал при этом представитель Главного управления внутренних войск МВД СССР и председатель государственной комиссии по военно-политическому факультету полковник И.Н. Изотов. В завершение беседы генерал спросил меня: «Каково ваше впечатление о кафедре?» Я ответил, что впечатление сложилось хорошее, но мне, к сожалению, не удалось ознакомиться с концепцией кафедры, на что московский полковник резко заметил: «У нас нет концепций, а есть указания Политуправления внутренних войск!»
Анатолий Тихонович принадлежит к поколению сотрудников нашего университета, которые сформировали облик прикладной науки. Кандидатская диссертация его была посвящена проблеме совершенствования психологической подготовки курсантов ввузов МВД СССР к службе во внутренних войсках и была защищена в Военно-политической академии им. В.И. Ленина в 1987 г.
Докторская диссертация на тему «Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России» защищалась в диссертационном совете нашего университета в 2000 г. В ней он показал себя и зрелым исследователем, имеющим опыт создания и организации психологической службы вуза, и искусным преподавателем.
В 1997 г. при поддержке В.Я. Кикотя он создал первую полноценную вузовскую психологическую службу в системе МВД России и организовал её работу. Впервые среди вузов МВД России был создан отдел психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса численностью 13 человек. В штаты отдела были подобраны профессиональные психологи, имеющие опыт работы в ОВД и психологических службах других учреждений (Е.Н. Арбузова, Д.С. Безносов, Б.Б. Ершов, В.Л. Жиров, Е.Б. Пашечко, С.П. Хвеженко, В.А. Юренкова), а также молодые специалисты - выпускники психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (П. Кочешков, Е. Михайлова, И. Пономарев).
Молодой коллектив дружно взялся за разработку правовых основ и процедуры психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Были подготовлены «Концепция психологического обеспечения образовательного процесса» и «Комплексный план психологического обеспечения на весь период обучения курсантов и слушателей». Эти документы были потом положены в основу психологического обеспечения в других вузах МВД России.
Все годы своего существования кафедры психологии, руководителем или сотрудником которых был Анатолий Тихонович, динамично развивались и были интегрированы в научное сообщество. Учебные пособия «Психология высшей школы» (2009) и «Психологическая культура труда преподавателя высшей школы» (2011), монография «Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России» (1998) стали востребованными книгами у педагогов и обучающихся,
Шестаков А.Г. Юбилейный портретный очерк как форма презентации личности (к 80 летию А.Т. Иваницкого)
поскольку содержат осмысление нового для отечественной педагогической психологии предметного поля.
За высокие достижения в научно-исследовательской и педагогической деятельности А.Т. Иваницкий удостоен 26 наград, среди которых Орден Почёта, медаль «За боевые заслуги», почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», медаль ООН «За благие дела».
До 2016 г. А.Т. Иваницкий был заместителем председателя диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогике и психологии, членом редакционных коллегий журналов «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» и «Психопедагогика в правоохранительных органах» Омской академии МВД России.
Анатолий Тихонович - любимый преподаватель многих поколений курсантов, слушателей и адъюнктов университета. До настоящего времени он читает авторские курсы по учебным дисциплинам «Педагогика и психология высшей школы», «Психологическая культура труда преподавателя высшей школы».
Яркие и содержательные лекции, научные доклады, деловые игры, социально-психологические тренинги Анатолия Тихоновича неизменно вызывают у курсантов, слушателей и адъюнктов глубокий и устойчивый интерес к психологии - науке, становлению которой в нашем вузе А.Т. Иваницкий посвятил многие годы жизни, вкладывая в этот трудный процесс свой блестящий интеллект, силы и душу.
Психологический портрет юбиляра
С позиций теории черт и пятифакторной модели личности [6] у А.Т. Иваницкого наиболее ярко обнаруживается интегральное свойство или фактор экстраверсии. Как типичный экстраверт он отличается общительностью, любит развлечения и коллективные мероприятия, имеет большой круг друзей и знакомых, ощущает потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремится к развлечениям, тяготеет к острым, возбуждающим впечатлениям. Нередко бывает оптимистичным и беззаботным. Любит перемены и не любит утруждать себя рутинной работой. Контроль над чувствами и поступками бывает ослаблен. Иногда рискует и может действовать импульсивно, необдуманно, по первому побуждению.
В работе, как правило, ориентирован на скорость выполнения задания, избегает монотонности и единообразия. Предпочитает работать с людьми, а не с неодушевленными предметами. Быстро извлекает информацию из памяти. Лучше выполняет трудные задания в ситуации дефицита времени или не выполняет их вообще. Чувствует себя бодрее утром, поэтому утренние занятия в аудитории для него не проблема. Чувствителен к поощрению.
Высокие показатели прослеживаются у А.Т. Иваницкого и по второму фактору «Привязанность», что определяет его позитивное отношение к людям. Известно, что он испытывает постоянную потребность быть рядом с другими людьми. Это добрый, отзывчивый человек, хорошо понимающий других людей. Чувствует личную ответственность за их благополучие, терпимо относится к их недостаткам и пытается даже объяснить их причины. Склонен к эмпатии, умеет сочувствовать, сопереживать, оказывать помощь, проявлять инициативу и поддерживать коллективные мероприятия. Взаимодействуя с другими, старается избегать разногласий, не любит конкуренции, больше предпочитает сотрудничать с людьми, чем соперничать. Склонен ходить по начальству, заступаясь или предлагая чью-то кандидатуру на поощрение или продвижение по службе, конечно же, из альтруистических побуждений. В группе, коллективе всегда пользуется уважением. Впрочем, такая привязанность не всегда бывает постоянной и при отсутствии поддерживающих со стороны партнера контактов может охладеть к человеку и не вспоминать о нём.
Третий фактор «Самоконтроль», главным признаком которого является волевая регуляция поведения, проявляется не столь ярко и значимо. Такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность, в делах у А.Т. Иваницкого проявляются в диапазоне служебной дисциплины и не являются уникальными и устойчивыми диспозициями личности. Да, он настойчив в деятельности и обычно достигает в ней высоких результатов, но не потому, что строго придерживается норм, а благодаря высоким показателям по переменным, объединяемым I и II фактором. Поэтому его поведение не всегда сочетается с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей в ущерб личным. Он чувствует себя раскованным настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам. Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность иногда к недостаточно обдуманным поступкам в неслужебное время. Это проявление качества противоположного самоконтролю - импульсивности. К счастью, в силу возраста оно проявляется не так часто.
Четвертый фактор «Эмоциональная устойчивость». Признаки или черты личности, относящиеся к эмоциональной устойчивости, у А.Т. Иваницкого, безусловно, обнаруживаются. На жизнь он смотрит не всегда серьёзно, но реалистично, осознаёт требования действительности, не скрывает от себя собственных недостатков, не расстраивается из-за пустяков, чувствует себя хорошо приспособленным к жизни. Чаще пребывает в хорошем настроении.
Пятый фактор «Экспрессивность». Для Анатолия Тихоновича характерно лёгкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного человека, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни
он относится как к игре, совершает поступки, за которыми окружающие видят иногда проявление легкомыслия.
Он удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к науке, театру, музыке и кино, но вряд ли склонен к чтению объёмистых книг. Легко обучается, но не всегда усидчив и склонен к систематической научной деятельности и глубинным эмпирическим исследованиям. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.
Таким мы увидели Анатолия Тихоновича в канун 80-летия и нисколько не приукрасили его юбилейный портрет. Как яркая, оригинальная личность он заслужил наше признание.
Поздравляем с юбилеем и желаем физического и творческого долголетия!
Список литературы
1. Григорьева, Л. М. Биографический очерк в современной российской журнальной периодике : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Григорьева Людмила Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики]. - М., 2010. - 161 с.
2. Морозов, О. В. Историческое прошлое Тюбингенского университета в юбилейном контексте 1927 года [Текст] : препринт WP6/2013/06 / О.В. Морозов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 28 с.
3. Олпорт, Г. Личность: Проблема науки или искусства // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 228-230.
4. Пикулева, О. А. Психология самопрезентации личности : монография. - М.: Инфра-М, 2013.
- 320 с.
5. Хабибулин, Р. К. Дистантное психологическое портретирование субъектов политической власти // Вестник СПбГУ. - Сер. 12. - Вып. 3. - 2011. - С. 57-63.
6.Хромов, А. Б. Пятифакторный опросник личности : учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
7. Иваницкий, А. Т. Качество преподавания и личностно-профессиональный потенциал преподавателя высшей школы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014.
- № 2 (62). - С. 220-226.
8. Иваницкий, А. Т. Психология высшей школы МВД России : учебное пособие / под. ред. В.Я. Кикотя. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. - 348 с.
9. Иваницкий, А. Т. Психологическая культура труда преподавателя высшей школы : курс лекций. - Ч. I. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010.
10. Иваницкий, А. Т. Психологическая культура труда преподавателя высшей школы : курс лекций. - Ч. II. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011.