УДК 34 ББК 67
© Б.Н.Комахин, И.В.Большов, 2018
Научная специальность 12.00.09 — Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-разыскная деятельность
К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Б.Н. Комахин, профессор кафедры административного права Московского Университета МВД России имени В.Я.Кикотя, доктор юридических наук.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
И.В. Большов, доцен кафедры ОРДиСТ Московского Университета МВД России имени В.Я.Кикотя, к.ю.н, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Аннотация. Рассмотрены базовые научные и прикладные аспекты взаимодействия различных подразделений органов внутренних дел, занимающихся правоохранительной деятельностью. На основании проведенного исследования, обращено внимание на необходимость более полного учета общих принципов организации взаимодействия при осуществлении правоохранительной и оперативно-разыскной деятельности.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, оперативные подразделения, взаимодействие, принципы, сотрудничество, ответственность, нормативные акты.
TO THE QUESTION OF INTERACTION OF DIVISIONS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN FIGHT AGAINST CRIME IN THE COURSE OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES IN MODERN SOCIETY
B.N. Komakhin, Professor of administrative law at Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, doctor of juridical Sciences.
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: [email protected]
V.I. Bolshov, associate professor of artist the Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, K. Yu.Sciences, associate professor fbstract.
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)
Annotation. The basic scientific and applied aspects of the interaction between different departments of the internal Affairs bodies involved in law enforcement. On the basis of the conducted research, attention is drawn to the need for a more complete account of the General principles of the organization of interaction in the implementation of law enforcement and investigative activities. Keywords: law enforcement, operational units, interaction, principles, cooperation, responsibility, regulations.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Б.Н.Комахин, И.В.Большов. К вопросу взаимодействия подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью в процессе раскрытия и расследования преступлений в современном обществе. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):245-9
«Дающему и два много, берущему и пять мало» Восточная мудрость
В настоящее время сложность борьбы с преступностью определяется тем, что преступность приобретает все более разносторонний характер. Характеристика современной преступности показывает наличие таких тенденций, как перетекание ее в новые органи-
зованные формы, развитие межрегиональных, межгосударственных и международных преступных связей, диверсификация (в отличие от экономики) преступных интересов в самых различных направлениях.
Наличие указанных тенденций предполагает не-
возможность эффективной борьбы с современной преступностью отдельными специализированными оперативными подразделениями, различными службами и правоохранительными ведомствами.
Исходя из этого, эффективная борьба с преступностью во многом зависит от непрерывного и четко налаженного взаимодействия различных подразделений с государственными органами, общественными организациями в целях решения основных задач противодействия преступным элементам.
Задачи, стоящие в современных условиях перед различными подразделениями органов внутренних дел, требуют для своего успешного разрешения полного использования всех сил в их совместной деятельности. Но совместная деятельность служб еще не означает успешного разрешения стоящих перед ними задач. Необходимо, чтобы их действия были слаженными и согласованными, то есть, чтобы между ними было достигнуто взаимодействие. Взаимодействие структурных подразделений ОВД не является каким-то особым состоянием, возникающим лишь при возникновении одних обстоятельств или прекращающимся при наступлении других. Наоборот, взаимодействие это постоянное и необходимое условие существования и успешного функционирования органов внутренних дел.
Именно от качественного взаимодействия всех подразделений зависят успехи в противодействии таким видам преступных проявлений как терроризм, экстремизм, коррупция, незаконный оборот наркотиков и многие другие.
Безусловно, на уровне теоретических рассуждений существует понимание всеми субъектами правоохранительной деятельности необходимости, нужности и значимости организации взаимодействия со всеми правоохранительными органами в борьбе с преступностью. Однако, как только дело доходит до практической деятельности по организации взаимодействия, возникает множество проблем и вопросов, разрешить которые в разумные сроки, необходимые для решения стоящих перед оперативными подразделениями задач, не представляется возможным.
Положение усугубляется тем, что, на настоящий момент, существует достаточно небольшое количество научных работ, исследующих вопросы взаимодействия оперативных подразделений между собой, с иными службами правоохранительных органов, с иными государственными органами и организациями, соприкасающимися с деятельностью по противодействию преступности, актуальных для сегодняшнего времени [1].
Справедливости ради необходимо сказать, что в учебно-методической литературе вопросы взаимодействия, как правило, присутствуют. Однако в соответствующих разделах рассматриваются, в основном, понятийные вопросы взаимодействия и его формы [2].
Однако, как показывает проведенное исследование, основные недостатки организации взаимодействия относятся к базовым, сущностным вопросам,
отходу от основных принципов организации взаимодействия, недоучету требований, предъявляемых к взаимодействию.
К сожалению, именно эти вопросы не рассматриваются в учебно-методических источниках.
В настоящей статье мы постараемся рассмотреть влияние базовых, принципиальных положений на практику организации взаимодействия оперативных подразделений с различными правоохранительными организациям и государственными структурами.
Итак, в настоящее время под взаимодействием оперативных подразделений понимается осуществляемая на основе действующего законодательства совместная, согласованная по цели, месту и времени деятельность оперативных подразделений в интересах успешного выполнения общих для всех задач по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников [3].
Как видно из приведенного определения взаимодействия, о его сущности и принципах там не упоминается.
Постараемся восполнить этот пробел.
Исходя из базовых философских законов сущностью взаимодействия, по мнению многих авторов, является единство и борьба противоположностей. Взаимодействие в этом случае представляется как противоречие, отношение сторон в виде единства и борьбы. В ходе взаимодействия происходит изменение взаимодействующих сторон как противоположностей и, тем самым, преобразование противоречия, ведущее к их развитию.
Таким образом, сущностью взаимодействия является обменный процесс, в ходе которого разрешается противоречие между взаимодействующими сторонами. При этом содержанием взаимодействия являются взаимодействующие элементы и механизм взаимодействия.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в основе взаимодействия лежит противоречие, о чем зачастую забывают при его организации, представляя субъекты взаимодействия арифметическими единицами, сложение которых удваивает прикладываемые усилия, что на практике не редко приводит к появлению отрицательных величин.
Тем не менее, теорией и практикой правоохранительной деятельности на основе исследования закономерностей взаимодействия выработаны определенные правила, позволяющие нейтрализовать или нивелировать существующие противоречия. Указанные правила относятся к числу принципов, являющихся основой для организации взаимодействия.
К числу основных принципов взаимодействия различных подразделений органов внутренних дел, по нашему мнению, можно отнести следующие:
• законность;
• основанность на анализе и оценке оперативной обстановки;
• единоначалие;
• единство взглядов субъектов взаимодействия на содержание, роль и место взаимодействия;
• заблаговременность организации взаимодействия;
• соблюдение конспирации;
• устойчивость управления;
• всестороннее обеспечение взаимодействия;
• непрерывный контроль выполнения совместных задач и оценка эффективности взаимодействия.
Список принципов взаимодействия можно и продолжить, но по нашему мнению рассмотрим более подробно вышеназванные основные.
Законность является основным принципом правоохранительной и оперативно-разыскной деятельности в том числе, и предполагает базирование на строгом и неуклонном соблюдении законов и подзаконных нормативных актов. В полной мере это относится и к взаимодействию всех подразделений органов внутренних дел.
Не смотря на то, что ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» не использует термин «взаимодействие», там закреплено положение, согласно которому органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обязаны «информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь» [4].
Как мы видим, в ФЗ «Об ОРД» закреплена декларация необходимости оказания помощи оперативными подразделениями друг другу, без рассмотрения того, в чем она может заключаться. Из форм взаимодействия в законе предусмотрен только информационный обмен. Кроме того, п.4 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» предусмотрел возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий по запросам других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В нормативном акте, регламентирующем организацию и тактику оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, в отличие от федерального закона, термин «взаимодействие» встречается более часто. Однако использование указанного термина относится преимущественно к вопросам пересылки дел оперативного учета. Формы и вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений в указанном нормативном акте не рассматриваются.
Наиболее полно вопросы организации и механизмов взаимодействия отражены в приказе, регламентирующем организацию совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел. В указанном нормативном акте достаточно подробно рассмотрены вопросы взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в рамках деятельности следственно-оперативных групп. Однако, хотелось бы заметить, что следственно-оперативные группы это, хотя и важная, но не единственная форма взаимодействия различных служб органов внутренних дел и оперативных
подразделений.
Основанность на анализе и оценке оперативной обстановки. Анализ и оценка оперативной обстановки является важнейшим принципом организации правоохранительной деятельности. Именно оперативная обстановка определяет необходимость планирования и проведения организационных мер и оперативно-розыскных мероприятий. Помимо этого учет особенностей оперативной обстановки предполагает выбор субъектов взаимодействия и форм взаимодействия различных подразделений органов внутренних дел с оперативно-розыскными подразделениями, что, в свою очередь, позволяет рационально использовать имеющиеся силы и средства. К сожалению, в теории и практике этот принцип зачастую учитывается не в полном объеме.
В криминалистике существует такая категория, как «следственная ситуация», наличие которой предполагает организацию, последовательность и порядок проведения тех или иных действий, в том числе и следственных [5].
В теории оперативно-разыскной деятельности учение об оперативно-разыскной ситуации находится только на стадии разработки. Тем не менее, можно предположить, что оперативно-разыскная ситуация это тот срез оперативной обстановки, существующей либо возникшей в настоящий момент времени и требующий проведения определенных действий, в том числе связанных с организацией взаимодействия.
Исходя из предмета настоящей статьи и учитывая заложенное в основу взаимодействия противоречие, ситуации, обусловливающие организацию взаимодействие можно условно разделить на три группы.
1. Ситуации, при возникновении которых взаимодействие выгодно всем взаимодействующим субъектам. Такие ситуации возникают, когда в ходе совместной работы раскрываются различные группы преступлений, отнесенные к компетенции взаимодействующих субъектов, в результате чего каждое подразделение получает свои бонусы от взаимодействия.
2. Ситуации, при возникновении которых взаимодействие выгодно только одной из взаимодействующих сторон. Это наиболее распространенная ситуация, при которой заложенное в основу взаимодействия противоречие реализуется наиболее полно. Тем не менее, у стороны, не получающей в настоящий момент преференций, остается надежда на то, что в следующий раз совместная работа будет осуществляться в ее интересах.
3. Ситуация, при возникновении которой организующееся взаимодействие не выгодно ни одной из взаимодействующих сторон. В данном случае взаимодействие организуется исходя из имеющихся нормативных предписаний, не учитывающих динамику развития оперативной обстановки, или из существующей традиции.
Таким образом, постоянный и качественный анализ и оценка оперативной обстановки позволяет не
только выбрать наиболее актуальные для данной ситуации формы взаимодействия, но и исключить необоснованный и не оправданный расход сил и средств различных подразделений органов внутренних дел.
Единоначалие. В практической деятельности органов внутренних дел, указанный принцип реализуется не всегда и не везде, так как в системе МВД существуют в частности и коллегиальные органы, а также учитываются специфические задачи различных подразделений органов внутренних дел. Как правило, указанный принцип действует там, где взаимодействие необходимо для противодействия наиболее опасным видам преступлений, таким, например, как терроризм, экстремизм или незаконный оборот наркотиков. В указанных случаях, вступает в действие закон, предписывающий руководящую роль той или иной службе, либо создается надведомственный орган, руководящий взаимодействием и снимающий имеющиеся противоречия. В большинстве остальных случаев руководство взаимодействием формально осуществляет руководитель органа, в подчинении которого находятся все субъекты взаимодействия. Практически же организация и осуществление взаимодействия отдается на откуп руководителям взаимодействующих оперативных подразделений, каждый из которых стремится извлечь из взаимодействия максимальную выгоду для своей организации, порой в ущерб интересам другой стороны. На наш взгляд, разрешению имеющейся проблемы способствовало бы создание при руководстве компи-тентных и полноценно действующих оперативных штабов, планирующих, руководящих и контролирующих деятельность различных подразделений.
С рассмотренным выше принципом единоначалия тесно связан принцип единства взглядов субъектов взаимодействия на содержание, роль и место взаимодействия. Указанное единство взглядов достигается четким определением цели, для достижения которой организуется и осуществляется взаимодействие. Так как взаимодействие включает комплекс мероприятий, проводимых по определенному замыслу и плану, то в целях повышения их эффективности необходимо четко распределить задачи между взаимодействующими подразделениями и определить ответственных за их выполнение, а также разделить функции между различными звеньями управления на основе единой цели взаимодействия и установленного порядка ее достижения. Все это позволяет нивелировать существующие между взаимодействующими подразделениями противоречия и эффективно решать поставленные задачи. В свою очередь, отсутствие конкретики позволяет каждому подразделению трактовать цели и задачи взаимодействия в собственных интересах.
Заблаговременность организации взаимодействия. Для того чтобы взаимодействие различных подразделений в решении тех или иных задач было эффективным, чрезвычайно важно, чтобы оно было своевременным. Поскольку различные подразделения органов внутренних дел не могут постоянно находиться в ре-
жиме активного взаимодействия, ввиду множества стоящих перед ними собственных задач, необходимо проводить ряд мероприятий, обеспечивающих возможность немедленной организации взаимодействия. К таковым, на наш взгляд, относится постоянный информационный обмен между субъектами взаимодействия в части их касающейся и совместное планирование мероприятий по возможному взаимодействию. Следует заметить, что при реализации указанных мероприятий возникает ряд проблем, не всегда успешно решаемых в практической деятельности. В первую очередь это относится к нежеланию делиться полученной информацией. Причин тому достаточно много и о части из них мы скажем ниже. На данном этапе констатируем, что такая проблема существует. Во-вторых, необходимо учитывать, что при ожидании проведения мероприятия, от своей основной работы отвлекаются немалые силы, которые могли бы быть использованы для решения собственных задач. Поэтому, мероприятиям, обеспечивающим немедленную организацию взаимодействия, не всегда уделяется достаточное внимание. В третьих, чем сложнее задачи стоящие перед взаимодействующими подразделениями, тем больше сил и средств требуется задействовать для их решения и тем более громоздкими и труднопонимаемыми становятся подготовленные планы и другие документы касающиеся взаимодействия. Таким образом, задача упрощения и обеспечения доступности для понимания документов по взаимодействию является не менее важной, чем остальные.
Соблюдение конспирации. Выше мы уже упоминали о том, что подразделения неохотно делятся полученной информацией. Во многом это связано с тем, что при передаче информации возникает угроза расшифровки как источников ее получения, так и методов, с помощью которых она получена. В связи с этим именно при взаимодействии возникает необходимость строгого и неуклонного соблюдения конспирации. Так как без информационного обмена при взаимодействии обойтись невозможно, необходимо соблюдать некоторые правила. Во-первых, передаваться должна только информация, которая действительно необходима субъекту взаимодействия. Во-вторых, источники получения информации во всех случаях должны тщательно зашифровываться. Соблюдение указанных правил позволит обеспечить не только бесперебойный информационный обмен, но и соблюсти режим конспирации.
Устойчивость управления. Говоря об устойчивости управления необходимо отметить, что деятельность подразделений органов внутренних дел отличается высокой динамичностью, исключительной сложностью и напряженностью. Постоянно изменяющаяся оперативная обстановка, возникновение и необходимость оперативного решения новых, на данный момент более приоритетных задач зачастую приводит к тому, что эффективность управления взаимодействующих подразделений утрачивается, это, в свою очередь, приводит к нарастанию имеющихся между подразделениями про-
тиворечий, подмене целей. Поэтому, уже на этапе подготовки и планировании взаимодействия, необходимо предусмотреть ряд мер, обеспечивающих устойчивость управления и, тем самым, его эффективность.
Всестороннее обеспечение взаимодействия. Говоря об оперативно-розыскном обеспечении необходимо отметить, что данная форма правоохранительной деятельности в настоящее время находится в стадии теоретического осмысления. Тем не менее, уже сейчас можно констатировать, что существуют различные виды оперативно-розыскного обеспечения, такие как правовое, организационное, разведывательное, информационно-аналитическое, специальное техническое, кадровое, финансовое и др. Следует заметить, что взаимодействие только тогда будет эффективным, когда оно всесторонне обеспечено. Между тем, анализ практики показывает, что именно в вопросах обеспечения наиболее ярко проявляется заложенное в основу взаимодействия противоречие. Как правило, взаимодействующие структурно выделенные части различных подразделений органов внутренних дел обеспечиваются по остаточному принципу, особенно если взаимодействие осуществляется не в собственных интересах. В первую очередь это касается кадрового наполнения, материального, финансового, специального технического обеспечения. О проблемах информационно-разведывательного обеспечения мы уже говорили выше. Поэтому, вопросы оперативно-розыскного обеспечения взаимодействия должны рассматриваться на этапе подготовки, отдельным блоком, с разделением ответственности по направлениям обеспечения.
Непрерывный контроль выполнения совместных задач и оценка эффективности взаимодействия. Многие обозначенные нами выше проблемы могут быть устранены в ходе непрерывного контроля за взаимодействием и своевременного оказания управляющего воздействия на взаимодействующие субъекты. Утрата контроля, как и утрата устойчивости управления, приводит к актуализации противоречий и нарастанию преобладания узковедомственных интересов в ущерб достижению целей взаимодействия. Непрерывный контроль позволяет своевременно выявлять негативные тенденции и принимать оперативные меры по их устранению. Говоря об оценке эффективности взаимодействия, следует заметить, что она должна учитывать не только скорость достижения цели, но и вклад взаимодействующих подразделений в решение стоящей перед ними задачи. Кроме того, в ходе оценки взаимодействия происходит выделение и закрепление наиболее позитивно проявивших себя форм и методов взаимодействия
Безусловно, в рамках настоящей статьи, учитывая ее ограниченный объем, нами рассмотрены не все базовые аспекты взаимодействие. Тем не менее, мы полагаем, что правильное понимание обозначенных
нами сущности и основных принципов взаимодействия различных подразделений органов внутренних дел не только повысит его эффективность, но и позволит совершенствовать организацию правоохранительной деятельности в целом.
Литература
1. Атмажитов В.М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами гор-райорганов внутренних дел при раскрытии преступлений и пути его совершенствования. Автореф. ... канд. юрид. наук. — М., Академия МВД СССР, 1981.
2. Теория оперативно-разыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяйнова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. Учебник. — М., «Инфра-М», 2006.
3. Оперативно-разыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. И.А. Климова. — 3-е изд., п. — М., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017- с.156.
4. п.4 ст. 14 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от06.07.2016) «Об оперативно-разыскной деятельности» «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, N 33, ст. 3349, http://www.pravo.gov.ru
5. Криминалистика. Учебник. Под ред. проф.
A.Г. Филиппова. — М., ДГСК МВД России, 2012. — с. 372; Криминалистика для дознавателей. Учебник. Под ред. А.Г. Филиппова и
B.В. Агафонова. — М., ДГСК МВД России, 2011. — с. 289.
6. Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. — М., «Щит — М». 1999г.
7. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н.Хазов, И.А.Горшенева, С.А.Егоров, Е.Ю.Зинченко, Б.Н.Комахин, А.И.Богданов, И.И.Ильинский. М.: Мос у МВД России имени В.Я.Кикотя, 2017-62с.
8. Куракин А.В., Костенников М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции // NB: Российское полицейское право. -2013. — 2. — С. 22-49. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_799.html
9. Туманов Г. А. Организация исполнения управленческих решений в сфере охраны общественного порядка / Г.А. Туманов. М., 1972
10. Переверзев Е.А. Правовые и организационные формы взаимодействия ОВД и местного населения: дис. ... канд. юрид. наук / Е.А. Переверзев. М., 2001