2. Одишария Г.Э, Сафонов B.C., Тарабрин В.А. Тепловые процессы в низкотемпературных изотермических хранилищах сжиженных газов// Газовая промышленность. - 1982. - № 11. - С. 43-46. - 132 с.
3. Саруев А.Л. Прочность оборудования газонефтепроводов и хранилищ. Конспект лекций. ГОУ ВПО Томский политехнический университет. - Томск.: ТПУ. - 2009. - 51 С.
4. СП 61.13330.2012. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. - М.: Изд-во стандартов. - 2012. - 56 с.
5. Рахманин А.И. Обеспечение безопасности резервуаров для хранения сжиженного природного газа с учетом негативных эксплуатационных факторов, дисс. к.т.н., М, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина. - 2014. - 137 с.
УДК 355.7:621.316. 97
Отходы и их переработка. Вторичное сырье. Ресурсосбережение
УДК 355.7
Сухарь Г.А., Бондарев А. В.
Suchar G.A., Bondarev A. V.
К вопросу выбора показателей энергоэффективности объектов военной инфраструктуры On the choice of the energy performance of military infrastructure facilities
Аннотация:
В настоящей статье производится анализ нормативно-методического обеспечения энергетической паспортизации с позиции выбора показателей энергетической эффективности в энергетическом паспорте объектов военной инфраструктуры.
Abstract :
This article deals with normative and methodical provision analysis of electrical equipment certification in terms of energy efficiency indicators in energy performance certificate of military infrastructure objects.
Ключевые слова: показатели энергетической эффективности, энергетические ресурсы, удельные показатели энергопотребления, энергетический паспорт.
Keywords: indicators of energy efficiency, energy resources, specific energy consumption, electrical equipment certification.
Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», информацию о показателях энергетической эффективности организации необходимо включать в энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования. Однако конкретного описания показателей в законе не приводится. В ст. 14 закона приведены требования к значениям целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В настоящее время, существует методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, используемая для расчета целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 г. № 2734.
Вопрос заключается в том, что в Требованиях к энергетическому паспорту, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 1825, не устанавливаются расчетные формулы для показателей энергетической эффективности. В стандартный бланк энергетического паспорта «Сведения о показателях энергетической эффективности» (Приложение № 13 Требований к энергетическому паспорту [5 НД] необходимо вносить следующие фактические и расчетно-нормативные значения показателей энергетической эффективности:
1) по номенклатуре основной и дополнительной продукции;
2) по видам проводимых работ;
3) по видам оказываемых услуг;
4) по основным энергоемким технологическим процессам;
5) по основному технологическому оборудованию.
Объекты военных городков, представленные административными, жилыми, лечебными, зданиями и зданиями образовательных учреждений, не имеют энергоемкого оборудования для выпуска продукции и не осуществляют производство и транспортировку топливно-энергетических ресурсов и воды. Следовательно, при выборе показателей энергетической эффективности необходимо сосредоточить внимание на следующих видах расхода энергетических ресурсов и воды объектами организаций:
1) тепла;
2) электрической энергии;
3) горячей воды;
4) холодной воды;
5) топлива (газа, угля, мазута, печного топлива, дизельного топлива, дров), при наличии на балансе организации собственного источника теплоснабжения или жилищного фонда с газоснабжением.
В Правилах установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 186, к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе:
- нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей;
- показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды.
Показатели энергетической эффективности, определенные в Правилах [6 НД], указываются в относительных данных на единицу площади или единицу объема отапливаемого здания, строения, сооружения в единицах учета энергии в зависимости от характеристик архитектурно-строительного решения и категории здания, строения, сооружения и вносятся в энергетический паспорт здания.
Таким образом, показатели энергетической эффективности объектов военной инфраструктуры:
1) должны характеризовать годовые величины расхода энергетических ресурсов;
2) должны быть удельными, рассчитанными на единицу площади и объема здания;
3) должны включать, по крайней мере, суммарный удельный расход тепловой энергии и удельный расход электрической энергии.
Энергоэффективность здания, по СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», характеризуется показателем тепловой эффективности, который численно равен удельному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период [1 ЖС]. Главным показателем является класс энергетической эффективности здания.
Согласно СНиП 23-02-2003 и Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 2627, класс энергетической эффективности здания определяется исходя из величины отклонения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, кДж/(м2 °С*сут) или кДж/(м3 °С*сут), от нормируемого значения.
Таким образом, одними из главных показателей энергетической эффективности здания являются класс его энергетической эффективности и сведения о нормативном и фактическом удельном расходе тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период [1 ЖС, 3 ЖС], и эти показатели, безусловно, необходимо вносить в энергетический паспорт рассматриваемого объекта.
В Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [8 НД] целевые показатели региональных и муниципальных программ разбиты на группы. В группе C представлены целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе; в группе D - целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде. Для выбора показателей энергетической эффективности объектов военной инфраструктуры интерес представляют следующие расчетные и фактические значения целевых показателей [8 НД]:
- удельный расход тепловой энергии здания на 1кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, Гкал/м2;
- удельный расход воды на обеспечение здания, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, на 1чел., м3/чел.;
- удельный расход электрической энергии на обеспечении здания, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, на 1 чел., кВтч/чел.;
- удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), (в расчете на 1 кв. метр общей площади), кВтч/м2;
- удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), (в расчете на 1 кв. метр общей площади), тыс.м3/м2;
- удельный расход тепловой энергии здания на 1кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, Гкал/м2;
- удельный расход воды на снабжение бюджетного учреждения, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, на 1 чел., м3/чел.;
- удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетного учреждения, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, на 1 чел., кВтч/чел.;
- удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади), кВтч/м2;
- удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов- с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета), (в расчете на 1 кв. метр общей площади), тыс. м3/м2.
Представленные целевые показатели являются фактическими и расчетно-нормативными годовыми величинами
[8 НД]:
1) суммарного удельного расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, рассчитанного на 1 кв. метр общей площади;
2) удельного расхода воды, рассчитанного на 1 человека;
3) удельного расхода электрической энергии, рассчитанного на 1 человека для бюджетного учреждения и на 1 кв. метр для жилищного фонда;
4) удельного расхода природного газа в жилищном фонде, рассчитанного на 1 кв. метр общей площади.
Эти показатели отражают основные виды потребления ресурсов бюджетными объектами и, следовательно, подходят для использования в энергетическом паспорте зданий военной инфраструктуры, несмотря на имеющийся с этими показателями ряд проблем [1 ЭР].
Опыт работы организаций в области энергетического обследования показывает, что именно целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в административном секторе и жилищном фонде выбираются в качестве показателей энергетической эффективности в энергетических паспортах зданий. Использование целевых показателей в энергетическом паспорте обеспечивает связь энергетических паспортов государственных организаций с государственными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Выводы:
1. Показатели энергетической эффективности объектов военной инфраструктуры, внесенные в энергетический паспорт, должны соответствовать здравому смыслу (в части производственной деятельности предприятия) [1 ЭР] и отражать специфику потребления ресурсов объектами.
2. В качестве показателей энергетической эффективности необходимо использовать годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов и воды объектами, рассчитанные на единицу площади, объема, присутствующих человек.
3. Главными показателями энергетической эффективности объектов военной инфраструктуры должны являться классы энергетической эффективности и величины нормативных и фактических удельных расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий за отопительный период, кДж/(м2 °С*сут) или кДж/(м3 °С*сут) [4, 5]. В формах энергетического паспорта такие показатели отсутствуют. (В Приложении № 12 Требований к энергетическому паспорту [5 НД] приводятся нормативные и фактические удельные тепловые характеристики зданий, Вт/(м3 °С); в Приложении № 24 приводится расчетная удельная тепловая характеристика здания, Вт/(м3 °С); графы для классов энергетической эффективности зданий в энергетическом паспорте не существует).
4. Показатели энергетической эффективности должны соответствовать вышедшим нормативным документам федерального и регионального уровней, предписывающим организациям иметь в программах энергосбережения вполне конкретные показатели энергетической эффективности [1 ЭР]. Так, в ст. 25 федерального закона об энергосбережении указано, что организации с участием государства или муниципального образования, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения, содержащие целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5. При отсутствии иных нормативных документов в качестве показателей энергетической эффективности объектов военной инфраструктуры целесообразно выбирать целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащиеся в Методике [8 НД].
6. Расчетно--нормативные значения целевых показателей в области энергосбережения и энергоэффективности определяются по нормативным документам (СНиП). Методика расчета представлена, например, в работе [9 НД].
29
7. При наличии на балансе военной организации котельной можно рекомендовать учитывать в энергетическом паспорте, например, такой показатель как удельный расход условного топлива на выработку тепловой энергии, кгу.т./Гкал.
8. В энергетическом паспорте военной организации можно было бы рекомендовать использовать в качестве показателя энергетической эффективности годовой удельный расход конечных видов энергоносителей, определяемый суммированием расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение, охлаждение, технологические и бытовые нужды, энергии сетевого газа (при наличии). Однако в Российской Федерации, в отличие от стран Европейского союза, отсутствует нормативная база для установления такого обобщающего показателя [2 ЖС].
9. Ответственным органам Министерства обороны РФ, необходимо рекомендовать разработать методические указания по заполнению энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, что снимет многие проблемы, связанные с энергетической паспортизацией, и в частности проблему выбора показателей энергетической эффективности.
Список литературы
Журнальные статьи
1. Ливчак В.И. Энергетический паспорт проекта здания - инструмент повышения его энергоэффективности / В.И. Ливчак // Энергосбережение. - 2010 г. - № 8. - С.38-43.
2. Ливчак В.И. О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России / В.И. Ливчак // Энергосбережение. - 2010 г. - № 5. - С.10-14.
3. Филиппов А.М. Класс энергоэффективности жилых зданий: теория и практика / А.М. Филиппов // Энергосбережение. - 2011 г. - № 4. - С.23-28.
Электронный ресурс
1. Башмаков, И.А. Анализ целевых показателей энергоэффективности, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 / И.А. Башмаков // Электронный журнал «ЭНЕРГОСОВЕТ». -2011 г. - № 1 (14). - С. 19-26. - http://www.energosovet.ru.
2. Злобин А.А., Медведева И.Ю., Мальцев А.П., Романов Г.А. «Особенности и проблемы методического обеспечения при заполнении форм энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» // Электронный журнал «ЭНЕРГОСОВЕТ». - 2011 г. - № 1 (14). - С. 40-42. -http://www.energosovet.ru/bul_stat.phpidd=138.
Нормативные документы
1. ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения» http://www.energosovet.ru/npb 13 .html
2. ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей» http://www.energosovet.ru/npb 15.html
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережение и повышения энергетической эффективности».
4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 г. № 273.
5. Требования к энергетическому паспорту, утвержденные Приказом Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. № 182.
6. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18.
7. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 262.
8. Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях. Утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 г. № 273.
9. Методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) бюджетных организаций. Утверждена приказом Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 13 сентября 2010 г. № 85.