Оригинальная статья / Original article УДК 620.9
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-1 -187-199
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ СРЕДИ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
© В.А. Стенников9, Т.В. Добровольскаяь, А.В. Пеньковскийе, И.В. Постниковd, П.А. Соколовf
Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук (ИСЭМ СО РАН),
664033, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 130.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Анализировалось состояние энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Иркутской области, как в разрезе Сибирского федерального округа, так и по муниципальным образованиям. С этой целью проводился мониторинг удельных показателей потребления топливно-энергетических ресурсов на основе официальной статистической информации Росстата. МЕТОДЫ. Для исследования состояния энергоэффективности была использована методика оценки целевых показателей. РЕЗУЛЬТАТЫ. Ситуация в Иркутской области с энергоэффективностью и сбережением энергии в целом содержит позитивный характер, но выявлены факторы и определены мероприятия, которые должны быть реализованы в ближайшее время. ВЫВОДЫ. По итогам 2016 г. Снижение энергоемкости по сравнению с уровнем 2007 г. составило 42%. Важным обстоятельством стало принятие Постановления Правительства от 7 марта 2017 г. № 275, устанавливающего первоочередные требования энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, которое вступает в силу с 1 января 2018 г. Введение в практику этих требований позволит в значительной степени систематизировать энергосберегающие мероприятия и будет содействовать реализации имеющегося потенциала повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе, ЖКХ и секторе услуг, составляющего более 20% от общего потенциала в экономике.
Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, приборы учета, энергоемкость, рейтинг, удельные показатели.
Информация о статье. Дата поступления 22 января 2018 г.; дата принятия к печати 07 февраля 2018 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2018 г.
Формат цитирования: Стенников В.А., Добровольская Т.В., Пеньковский А.В., По стников И.В., Соколов П.А. Позиционирование Иркутской области в сфере энергосбережения среди регионов Сибирского федерального округа // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8, № 1. С. 187-199. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-1-187-199
POSITIONING OF IRKUTSK REGION IN THE SPHERE OF ENERGY SAVING AMONG THE REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
V.A. Stennikov, T.V. Dobrovolskaya, A.V. Penkovsky, I.V. Postnikov, P.A. Sokolov
Melentiev Energy Systems Institute of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (ESI SB RAS), 130, Lermontov St., Irkutsk, 664033, Russian Federation
аСтенников Валерий Алексеевич, член-корреспондент РАН, директор ИСЭМ СО РАН, e-mail: [email protected]
Valery A. Stennikov, Corresponding Member of RAS, Director of ISEM SB RAS, e-mail: [email protected] ьДобровольская Татьяна Владимировна, ведущий инженер, e-mail: [email protected] Tatiana V. Dobrovolskaya, Management Engineer, e-mail: [email protected] сПеньковский Андрей Владимирович, научный сотрудник, e-mail: [email protected] Andrey V. Penkovsky, Researcher, e-mail: [email protected]
Постников Иван Викторович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, e-mail: [email protected]
Ivan V. Postnikov, Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, e-mail: [email protected] Соколов Павел Александрович, ведущий инженер, e-mail: [email protected]
Pavel A. Sokolov, Principal engineer, e-mail: [email protected]_
ABSTRACT. PURPOSE. We analysed the state of energy saving and increasing of energy efficiency in Irkutsk region, both in the context of Siberian Federal District, and in municipal locations. For this aim we monitored specific indicators of consumption of fuel and energy resources on the basis of official statistical information of the Federal State Statistics Service. METHODS. In order to investigate the state of energy efficiency, we used methodology to assess the target indicators. RESULTS. The situation in Irkutsk region with energy efficiency and energy conservation is generally positive, but we identified factors and activities to be implemented in the nearest future. CONCLUSIONS. At the end of 2016, reduction in energy intensity compared to 2007 was 42%. An important circumstance was the adoption of Government Declaration No. 275 dated on March 7, 2017, which established the prior requirements for energy efficiency for buildings, structures and constructions, which will become operational on January 1, 2018. The introduction of these requirements into practice will generally systematize energy-saving measures and will facilitate the implementation of existing potential for increasing energy efficiency in the budgetary sector, housing and utilities and the service sector, accounting more than 20% of the total potential in economics.
Keywords: energy saving, energy efficiency, metering devices, energy intensity, rating, specific indicators
Article info. Received January 22, 2018; accepted for publication February 07, 2018; available online March 29, 2018.
For citation: Stennikov V.A., Dobrovolskaya T.V., Penkovsky A.V., Postnikov I.V., Sokolov P.A. Positioning of Irkutsk region in the sphere of energy saving among the regions of Siberian federal district. Izves-tiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate]. 2018, vol. 8, no. 1, pp. 187-199. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-1-187-199
Введение
Проблемы, связанные с энергоэффективностью и энергосбережением, становятся все более актуальными для России в связи с ростом стоимости энергоресурсов и их истощением. Полученные еще в Программе «Энергосбережение и повышение эффективности на территории Иркутской области на период до 2020 г.» оценки показали, что потенциал энергосбережения в России не менее 2,5 млн тонн условного топлива, что составляет не менее 30% от всего топлива, потребляемого в области. Безусловно, это большая величина, в то же время, в силу различных обстоятельств, характерных для нашей области, как и для страны в целом, государственная политика по энергоэффективности и энергосбережению фактически не реализуется из-за отсутствия нужной мотивации и должной поддержки.
Необходимая обширная нормативно-правовая база по реализации политики энергосбережения и энергоэффективности, включая федеральные законы, постановления, указы, методики и т.д., в регионе имеется. По своей сути документы в той или иной мере затрагивают многие направле-
ния в различных хозяйственных сферах: это тарифная политика; энергоэффективность и энергосбережение (сокращение потерь электрической и тепловой энергии, снижение удельных расходов топлива при производстве энергии и т.д.); формирование систем учета энергоресурсов; организационные вопросы; управление энергосбережением; контроль и надзор за исполнением [1].
Современные города должны быть интеллектуально ориентированными, включая высокий уровень эффективности (в том числе в части обмена информацией, технологической стрессоустойчивости, контроля всех систем жизнеобеспечения), устойчивое развитие (обеспечивающее снижение энергопотребления и выбросов CO2, эффективное управление издержками, снижением потребности в крупных инвестициях в инфраструктуру) и комфортные условия проживания (путем обеспечения роста качества жизни горожан, привлечения молодежи, роста конкурентоспособности) [2].
Энергетика Иркутской области
Иркутская область, с точки зрения энергетики, является уникальным
ISSN 2227-2917 (print) ISSN 2500-154X (online)
регионом в масштабе не только России, но и мира - на сравнительно небольшой территории сконцентрировались гигантские запасы различных видов энергоресурсов [3].
Гидроэлектростанции ангарского каскада обеспечивают стабильную выработку дешевой электроэнергии в течение всего года. На территории разрабатываются крупные месторождения угля, который используется для производства тепло- и электроэнергии. В регионе имеются очень большие запасы газа и нефти. Значительные объемы лесных ресурсов являются источником древесины, частично используемой в качестве топлива.
Энергетика - базовая отрасль экономики области, определившая направление развития региона. Большие и дешевые энергоресурсы привели к развитию мощных энергопроизводящих, энергопередающих и энергопотребляющих производств, но при этом в отдельных населенных пунктах существуют проблемы с отоплением, а в некоторых отдаленных районах отсутствует устойчивое электроснабжение. На фоне одновременного изобилия и дефицита энергоресурсов наблюдается крайне расточительное отношение к ним, что ведет к неоправданным колоссальным потерям на всех стадиях энергетического процесса: при производстве, передаче и потреблении энергии. Избыточное потребление ресурсов обусловливает дополнительное отрицательное техногенное воздействие на окружающую среду и существенную нагрузку на областной бюджет. Для формирования правовой среды и мотивации повышения эффективности деятельности производителей и потребителей энергии, снижения потерь ресурсов, улучшения экологической обстановки и экономии денежных средств на областном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие законодательные акты и целевые программы. Однако в силу наличия различных внутренних и внешних обстоятельств
процесс энергосбережения постепенно стагнирует. В области достаточно четко разделяются электросберегаю-щая и теплосберегающая политики. Все объясняется уровнем тарифов на электро- и теплоэнергию. Тарифы на электроэнергию относительно низкие, а электроэнергосберегающее оборудование стоит дорого. Из-за такого соотношения цен мероприятия по экономии электроэнергии окупаются в течение довольно длительного периода. В итоге получается, что с экономической точки зрения они бесприбыльны и заниматься электроэнергосбережением просто невыгодно. В связи с этим потребители в Иркутской области не стремятся к экономии электроэнергии. Затраты на производство единицы тепловой энергии и тарифы на нее в регионе более существенны [4]. Из-за продолжительного холодного периода года расходы на отопление достаточно высоки, поэтому мероприятия по теплосбережению обеспечивают быструю окупаемость и выражаются в виде экономии материальных ресурсов и денежных средств.
Методика оценки целевых показателей энергоэффективности
Целевые установки Программы «Энергосбережение и повышение эффективности на территории Иркутской области на период до 2020 г.» направлены на превращение энергетики в эффективную отрасль экономики, а социальной и экономической сферы - в активно развиваемые виды деятельности. Ее важнейшими задачами являются:
1. Организация приборного учета потребляемых (применяемых) энергетических ресурсов.
2. Сокращение потребления (использования) энергетических ресурсов, уменьшение потерь при их производстве, передаче и потреблении.
3. Формирование организационных основ и информационного пространства по распространению положительного опыта по энергосбереже-
нию и повышению энергетической эффективности.
4. Снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП).
Мониторинг выполнения поставленных в Программе задач осуществляется с помощью целевых показателей. Методика оценки ситуации с энергоэффективностью в Иркутской области и ее муниципальных образованиях на основе использования целевых показателей, включает следующие основные положения:
1. Анализ существующей ситуации
в энергетике области.
2. Определение энергетической
эффективности экономики области.
3. Оценка целевых индикаторов
Программы, реализации программных мероприятий и мониторинг их выполнения.
Вместе с тем, в связи с неблагоприятной ситуацией по энергосбережению в Сибирском федеральном округе в целом, по основному показателю - энергоемкости экономики (ВРП) Иркутская область превосходит среднее его значение по СФО на 13%, что отражает рис. 1. Только 3 субъекта СФО имеют более высокий
4. Оценка эффективности ожидаемых результатов. В соответствии с предложенной методикой были выполнены исследования вопросов энергосбережения, основные результаты которых прилагаются далее.
Энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) Иркутской области
Анализ ситуации показывает, что в настоящее время темпы реализации государственной программы по энергосбережению отстают от планируемых. Недостаточное выделение финансовых средств не позволяет достигнуть плановых показателей энергосбережения, особенно из-за недостатка внебюджетных средств. Так, если в 2015 г. было привлечено 260 млн руб., то в 2016 г. внебюджетные средства в этой сфере вообще отсутствовали [5].
показатель энергоемкости ВРП. Во многом превышение среднего показателя по СФО стало возможным вследствие того, что за период с 2012 по 2016 годы энергоемкость ВРП в Иркутской области значительно сократилась (на 42%), как это видно из графика, представленного на рис. 2.
Рис. 1. Энергоемкость ВРП по Сибирскому федеральному округу Fig. 1. Energy intensity of GRP in Siberian Federal District
Рис. 2. Снижение энергоемкости ВРП Иркутской области за период с 2012 по 2016 годы Fig. 2. Decrease in energy intensity of GRP of Irkutsk region for the period from 2012 to 2016
Рейтинг энергоэффективности Иркутской области
Несмотря на то, что в России были введены единые показатели энергоэффективности, субъекты статистического учета не перестроились и осуществляют сбор информации по значительной части индикаторов энергоэффективности в рамках Подпрограмм «Энергосбережения ...». Официальная статистическая информация по целому
ряду показателей отсутствует или недостаточно детализирована. Данные табл. 1 [5] свидетельствуют, что из 12 регионов Сибирского федерального округа лишь половина предоставила отчет о состоянии энергосбережения и всего 4 региона имеют на сегодня план мероприятий в виде «дорожной карты». Иркутская область имеет «дорожную карту», но не подготовила доклад по энергосбережению.
Таблица 1
Регионы, предоставившие доклады о состоянии энергосбережения и имеющие план
мероприятий «дорожная карта»
Table 1
Regions that provided reports on the state of energy conservation and have
an event calendar "road map"_
Наименование / Name Региональный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности / Regional report on the condition of energy efficiency and increase of energy effectiveness План мероприятий «дорожная карта» - повышения энергетической эффективности на 2018-2025 гг. / Plan of measures «road map» - increases in energy for2018-2025/
Алтайский край / Altai Krai - -
Забайкальский край / Zabaykalsky Krai + +
Иркутская область / Irkutsk region - +
Кемеровская область/ Kemerovo region + +
Красноярский край / Krasnoyarsk Krai - -
Новосибирская область/ Novosibirsk region + -
Наименование / Name Региональный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности / Regional report on the condition of energy efficiency and increase of energy effectiveness План мероприятий «дорожная карта» - повышения энергетической эффективности на 2018-2025 гг. / Plan of measures «road map» - increases in energy for 2018-2025/
Омская область / Omsk region - -
Республика Алтай / Altai Republic + -
Республика Бурятия / Republic of Buryatia + +
Республика Тыва / Republic of Tyva + -
Республика Хакасия / Republic of Khakassia - -
Томская область / Tomsk region - -
Ключевые параметры, характеризующие результаты по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по СФО и Иркутской области представлены в виде радиальной диаграммы, приведенной на рис. 3. Представленная на рис. 3 диаграмма отражает сравнительную оценку основных показателей реализации мероприятий по энергоэффективности в Иркутской области относительно их средних значений по СФО. Из нее вид-
но, что по многим позициям Иркутская область значительно отстает. Рейтинг энергоэффективности муниципальных образований Иркутской области представлен на рис. 4. Как видно из диаграммы, среднее значение показателя энергоэффективности по области чуть больше 50%, это свидетельствует о том, что в регионе еще достаточно много нерешенных задач в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Рис. 3. Рейтинг энергоэффективности области в сравнении с федеральным округом Fig. 3. Rating of energy efficiency of the region in comparison with Federal district
Рис. 4. Рейтинг муниципальных образований Иркутской области по энергоэффективности Fig. 4. Rating of municipal entities of Irkutsk region according to energy effectiveness
Вывод подтверждается целым рядом системных показателей, которые охватывают различные сферы коммунальной энергетики.
Проблемы потребления
энергоресурсов в Иркутской области
Удельные показатели потребления топливно-энергетических ресурсов Иркутской области в жилищно-
коммунальном хозяйстве (за 2016 год) входят в тройку самых высоких и превышают средний показатель по округу (табл. 2). При этом только показатели по потреблению электроэнергии находятся в пределах среднего значения по СФО, по расходу воды и теплоэнергии они их превышают.
Таблица 2
Удельные показатели потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве СФО
Table 2
Specific indicators of consumption of fuel and energy resources in the housing and utility
services of Siberian Federal District
Наименование/ Name Удельный расход воды, м3/ч / Specific water flow, m3/h Удельный расход ЭЭ на ОДН в МКД, кВтч/м2 / Specific EE expenditure on ODN in MKD, kWh/m2 Удельный расход ТЭ в МКД, Гкал/м2 / Specific consumption of electricity in the MKD, Gcal/m2
Россия / Russia 48,2 26,4 0,22
СФО / SFD 37,5 22 0,3
Алтайский край / Altai Krai 35,4 14 0,18
Забайкальский
край / Zabaykalsky Krai 39,5 9,9 0,31
Иркутская область / Irkutsk 50,3 22,9 0,43
region
Наименование/ Name Удельный расход воды, м3/ч / Specific water flow, m3/h Удельный расход ЭЭ на ОДН в МКД, кВтч/м2 / Specific EE expenditure on ODN in MKD, kWh/m2 Удельный расход ТЭ в МКД, Гкал/м2 / Specific consumption of electricity in the MKD, Gcal/m2
Кемеровская область / Kemerovo 47 24,2 0,22
region
Красноярский край / Krasnoyarsk Krai 50,8 38,7 0,45
Новосибирская область/ 61 32,1 0,18
Novosibirsk region
Омская область / 41,1 20,4 0,22
Omsk region
Республика Алтай / Altai Republic 13,3 12,2 0,16
Республика Бурятия / Republic of Buryatia 22,8 19,7 0,29
РеспубликаТыва / Republic of Tyva 14 0 0,25
Республика Хакасия / Republic of Khakassia 34,8 26,2 0,25
Томская область / 39,6 43,9 0,25
Tomsk region
Удельное потребление тепловой и электрической энергии по муниципальным образованиям Иркутской области (рис. 5 и 6) находится в очень широком диапазоне. По уровню теп-лопотребления зданиями показатели
изменяются от 0,06 до 0,41 Гкал/м2, а по электропотреблению - от 23 до 182 кВт.ч/чел. Значительное число МО превышают средние по области величины тепло- и электропотребления.
Рис. 5. Удельное потребление тепловой энергии на квадратный метр площади
учреждениями МО
Fig. 5. Specific consumption of heat energy per square meter of area by MO institutions
Рис. 6. Удельное потребление электрической энергии на квадратный метр площади
учреждениями МО
Fig. 6. Specific consumption of electric energy per square meter of area by MO institutions
С другой стороны, уровень энергопотребления целого ряда МО еще очень низок и требует принятия соответствующих решений по его повышению, поскольку этот показатель определяет уровень комфортного проживания населения и его социальный статус.
Оценка уровня реализации энергосберегающих мероприятий
Сравнительная оценка оснащения зданий системами общедомового учета, автоматизированными тепловыми пунктами и светодиодными светильниками бюджетных учреждений, наличия энергоэффективного уличного освещения и зданий повышенной энергоэффективности в Иркутской области относительно СФО приведена в табл. 3. Это ключевые энергоэффективные технологии, которые сегодня находят широкое применение в бюджетном секторе и жилищно-коммунального сфере страны. Показатели их реализации в целом для СФО очень низки в сравнении со средними значениями по России, а
ISSN 2227-2917 (print) ISSN 2500-154X (online)
для Иркутской области большинство из них даже ниже среднеокружных. Иркутская область занимает первое место в СФО по установке ИТП в бюджетных зданиях, третье место -по приборам общедомового учета тепловой энергии, шестое - по установке светильников освещения в бюджетных зданиях, восьмое - по энергоэффективному наружному, уличному освещению, девятое - по энергоэффективным зданиям. Оснащенность бюджетных учреждений МО области приборами учета электрической и тепловой энергией приведена на рис. 7. Счетчики электрической энергии установлены в среднем по области в 75% зданий, что касается счетчиков тепловой энергии, то они имеются в менее чем 50% зданий. В некоторых МО они вообще отсутствуют. Как видно из рис. 7, показатели по данным мероприятиям выше по электрическим приборам учета и намного хуже по приборам учета тепловой энергии - по обоим мероприятиям имеется огромный потенциал.
Таблица 3
Ключевые энергоэффективные технологии
Table 3
Key energy effective technologies
Доля
зданий
Общая доля с предва-
светодиодных светильников в ос- Доля энергоэффективного Процент наличия ИТП рительным классом энергоэф- Доля МКД, оснащенных приборами
Наименование/ Name вещении зданий бюджетного сектора, % / Total share of LED lighting in the lighting of public sector buildings, % освещения в наружном освещении, % / Share of energy-efficient lighting in outdoor lighting, % в зданиях бюджетного сектора, % / Percentage of ITP availability in public sector buildings, % фективности не ниже D, % / Share of buildings with a preliminary energy efficiency class is not lower D, % учета тепловой энергии, % / Share of MCD, equipped with heat energy meters, %
СФО / SFD 7 15 9 14 54
Алтайский край / Altai Krai 15 30 5 14 66
Забайкальский
край / Zabaykalsky Krai 9 41 6 7 18
Иркутская область / Irkutsk 6 4 15 11 71
region
Кемеровская область / Kemerovo 5 13 8 19 59
region
Красноярский край / Krasnoyarsk Krai 5 6 7 14 57
Новосибирская область/ 9 49 8 18 82
Novosibirsk region
Омская область / 4 14 11 10 47
Omsk region
Республика Алтай / Altai 13 0 7 17 96
Republic
Республика Бурятия / Republic of Buryatia 9 1 7 13 28
Республика Тыва / 6 1 7 8 1
Republic ofTyva
Республика Хакасия / Republic of Khakassia 6 1 14 15 63
Томская область / Tomsk 9 21 11 21 70
region
Рис. 7. Оснащенность приборами учета электрической и тепловой энергии бюджетных учреждений в муниципальных образованиях Иркутской области Fig. 7. Provision with electricity and heat meters for budgetary institutions in the municipal
entities in Irkutsk region
Обеспеченность энергоэффективным уличным освещением также оставляет желать лучшего, это отражает ее уровень, ранжированный по муниципалитетам (рис. 8). Только 10 МО из 43 имеют показатель выполнения данного мероприятия больше
среднего по области, и без того не отличающийся высоким уровнем. Внедрение светодиодного освещения улиц осуществляется очень мед-ленн+о, на сегодняшний день только 23% (в среднем по области) улиц освещаются светодиодными лампами.
Рис. 8. Рейтинг внедрения светодиодной продукции в уличном освещении
муниципальных образований Fig. 8. Rating of introduction of LED products in street lighting of municipal entities
Во многом реализация энергоэффективных мероприятий сдерживается из-за развитых энергосервисных услуг, оказываемых на основе энергосервисных контрактов. Высокая кредитная ставка (20% годовых), даже несмотря на готовность ее компенсации из бюджета области, не стимулирует заключения и реализации таких контрактов из-за высоких экономических и технических рисков. Кредитоваться не выгодно, так как окупаемость энергоэффективных проектов растягивается на длительный период, а получаемая экономия вся уходит на погашение процентной ставки.
Неразвитость механизмов государственного регулирования энергоэффективности, отсутствие ответственности за невыполнение целевых установок, трудности статистического учета, отсутствие мониторинга в сфере энергоэффективности, осложнение экономической ситуации в стране и области сдерживают реализацию программы энергосбережения.
Выводы
Ситуация в сфере энергосбережения и энергоэффективности Иркутской области в целом имеет позитивную тенденцию, однако здесь еще существует значительный потенциал, который должен быть дифференцирован по приоритетным мероприятиям для получения наилучшего ре-
зультата при их реализации. В первую очередь необходимо завершить оснащение приборами учета тепловой и электрической энергии всех потребителей, предусмотренных ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»; установить на вводах в здания автоматизированные ИТП с погодным регулированием согласно ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; организовать мониторинг показателей энергоэффективности и в соответствии с его результатами скорректировать Программу по энергосбережению на территории Иркутской области и дорожную карту по ее выполнению.
В статье предложена методика оценки целевых показателей эффективности, в рамках которой рассматриваются основные индикаторы энергоэффективности. Целевые установки по достижению этих индикаторов определяют вектор развития, с одной стороны, производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов, с другой - внедрение инновационного оборудования и технологий в энергетических системах.
Исследования выполнены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 17-48-380010 р_а).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стенников В.А., Паламарчук С.И., Головщиков В.О. Направления повышения эффективности электроэнергетики // Энергосовет. 2018, №1 (51). С. 31-37.
2. Jenks M. Dimensions of the Sustainable City / Springer, 2010, 288 p.
3. Белобородов А. Энергосберегающая политика Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.energosovet.ru/stat440.html (05.10.2017).
4. О концепции развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/469413219 (05.10.2017).
5. О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/node/ 5197 (05.10.2017).
REFERENCES
1. Stennikov V.A., Palamarchuk S.I., Golovshchikov V.O. Napravleniy apovysheniya effektivnost ielektroenergetiki [Directions for in-
creasing the efficiency of electric power industry]. Energosovet [Energosvet]. 2018, vol. 51, no. 1, pp. 31-37. (In Russian).
2. Jenks M. Dimensions of the Sustainable City / Springer, 2010, 288 p.
3. Beloborodov A. Energosberega-yushchaya politika Irkutskoi oblasti [Energy saving politics in Irkutsk region]. Available at: http://www.energosovet.ru/stat440.html (accessed on 05 October 2017).
4. O kontseptsii razvitiya i reformiro-vaniya kommunal'noi teploenergetiki Irkutskoi oblasti [About the concept of development and reforming in municipal heat energy in Irkutsk
region]. Available at:
http://docs.cntd.ru/document/469413219 (accessed on 05 October 2017).
5. O sostoyanii energosberezheniyai I povyshenii energeticheskoi effektivnosti v Ros-siiskoi Federatsii v 2016 g. [About the condition of energy saving and increase of energy effectiveness in Russian Federation in 2016]. Available at: https://minenergo.gov.ru/node/5197 (accessed on 05 October 2017).
Критерии авторства
Стенников В.А., Добровольская Т.В., Пеньков-ский А.В., Постников И.В., Соколов П.А. имеют равные авторские права. Соколов П.А. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Stennikov V.A., Dobrovolskaya T.V., Penkovsky A.V., Postnikov I.V., Sokolov P.A. have equal author's rights. Sokolov P.A. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.