Научная статья на тему 'К вопросу уточнения маркетингового понимания природы современного обмена на основе ценностного единства сторон'

К вопросу уточнения маркетингового понимания природы современного обмена на основе ценностного единства сторон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / PARADIGM / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ОБМЕН / EXCHANGE / ПОТРЕБНОСТЬ / NECESSITY / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ДОСУГ / LEISURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федько В. П., Кирьянова Л. Г., Мирозизьян М. И.

В статье рассматриваются положения формирующейся в нашей стране эволюционной парадигмы смещения фокуса внимания маркетинга с потребностей на создание ценностей и удовлетворение интересов разных групп людей. Этот процесс обусловлен различными факторами, в том числе ростом городов, развитием их инфраструктуры, достижения более высокого уровня жизни и досуга и др. Эта парадигма маркетинга актуализирует желание людей не просто выживать, а стремиться к полноценной и гармоничной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article is about the creation of evolutional concept concerning shifting marketing attention in the sphere of demands to values and interest of different groups of people. This process is connected with the growth of cities, infrastructure development, higher living standards and leisure time. The marketing concept stimulates people not only to survive but look forward to harmonized life.

Текст научной работы на тему «К вопросу уточнения маркетингового понимания природы современного обмена на основе ценностного единства сторон»

Федько В.П.,

д.э.н., профессор кафедры маркетинга и рекламы, Кирьянова Л.Г., к.филос.н., докторант кафедры маркетинга и рекламы, Мирозизьян М.И.,

ст. преп. кафедры иностранных языков

К ВОПРОСУ УТОЧНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОНИМАНИЯ

ПРИРОДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБМЕНА НА ОСНОВЕ

ЦЕННОСТНОГО ЕДИНСТВА СТОРОН

В статье рассматриваются положения формирующейся в нашей стране эволюционной парадигмы смещения фокуса внимания маркетинга с потребностей на создание ценностей и удовлетворение интересов разных групп людей. Этот процесс обусловлен различными факторами, в том числе ростом городов, развитием их инфраструктуры, достижения более высокого уровня жизни и досуга и др. Эта парадигма маркетинга актуализирует желание людей не просто выживать, а стремиться к полноценной и гармоничной жизни.

Ключевые слова: парадигма, маркетинг, обмен, потребность, ценность, досуг.

Fedko V.P., Kir'yanova L.G., Marozsan M.I.

TO DISCUSS MARKETING UNDERSTANDING THE NATURE OF A MODERN EXCHANGE ON THE BASIS OF THE VALUE OF THE UNITY OF THE PARTIES

The given article is about the creation of evolutional concept concerning shifting marketing attention in the sphere of demands to values and interest of different groups of people. This process is connected with the growth of cities, infrastructure development, higher living standards and leisure time. The marketing concept stimulates people not only to survive but look forward to harmonized life.

Keywords: paradigm, marketing, exchange, necessity, value, leisure.

Маркетинг за относительно небольшой срок активного развития как самостоятельной теоретической и прикладной дисциплины, начиная с XIX века, прошел значительную эволюцию и рассматривается в настоящее время как «сложное социально-экономическое явление» [3]. Маркетинг сочетает как систему практических действий, так и способ осмысления не только рыночных механизмов, но и процессов функционирования общества. Не случайно, что отдельные ученые рассматривают маркетинг как очень многомерный общественный феномен, одновременно сочетающий [70]:

- деятельность по продвижению товаров посредством обмена;

- систему взглядов на рыночное общественное производство;

- научную дисциплину, систему знаний;

- концепцию управления предприятием;

- приемы разработки на уровне предприятий комплексных программ производства и реализации товаров.

Отмечая высокое теоретическое значение маркетинга, указанные исследователи рассматривают его как «философию» рыночной деятельности как очень многообразный комплекс, включающий: «Концепцию управления; средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде; метод поиска решений» [3]. Можно привести много определений маркетинга различных авторов, но следует важно подчеркнуть замечание М. Дж. Бейкера, который указывает, что общим в разных определениях маркетинга будет выделение обмена как ключевого аспекта: «Маркетинг состоит в определении, создании и поддержании взаимовыгодных отношений обмена», что является традиционной формулой понимания сущности маркетинга [13].

Суть обмена - удовлетворение сторонами своих интересов: «Маркетинг можно рассматривать как социальный процесс обретения индивидуумами и

группами необходимого и желаемого посредством создания и обмена продуктов и полезных ценностей с другими индивидуумами и группами» [2]. Обмен является следствием глобальной специализации и общественного разделения труда, в результате которого каждый из производителей обладает одним или несколькими видами ценностей, в то время как для существования ему необходим весь комплекс средств удовлетворения собственных потребностей и он меняет имеющиеся ценности на иные товары и услуги. Данный подход вполне очевиден и не требует комментариев, поскольку закреплен в базовых положениях маркетинга, множестве различных схем визуализации механизмов обмена (например, рис. 1), которые раскрывают

механизмы формирования процессов обмена для удовлетворения потребностей сторон.

Рассматривая процессы обмена, маркетинг концентрирует внимание собственно на удовлетворении потребностей, что является основой постоянного возобновления отношений обмена и как следствия -производственной деятельности по предоставлению потребителю требуемого ему продукта или услуги: «Удовлетворение потребителя происходит в процессе обмена. Процесс обмена соединяет потребителя с маркетерами организациями и лицами, ведущими маркетинг, практиками маркетинга). Обмен - основной элемент функции маркетинг» [2], [18].

Рисунок 1 - Маркетинговая модель отношений обмена [ 16]

Данные положения можно назвать аксиоматичными: они очевидны, как и традиционная иерархия материальных и духовных потребностей, которые удовлетворяются в ходе обмена.

Однако на современном этапе развития техники и общества все более очевидным становятся процессы постоянного усложнения потребностей, определяемые

физической и социальной природой потребителя, его интересов, формируемых под влиянием культуры и духовного развития.

Данные аспекты представляются значимыми, так как в современном обществе материальные потребности, безусловно, являющиеся базовыми, удовлетворяются во все большем объеме и в силу нахождения индивида в самом обществе, а основное

внимание потребителя сосредоточивается на потребностях эмоционального и духовного свойства. Не случайно исследователи обозначают современную цивилизацию как до-суговую [17], актуализируя категорию «интерес», где внимание приковано к удовлетворению сложных эмоциональных и физических запросов, которые становятся движущей силой активности покупателей в значительно большей степени, чем удовлетворение простых базовых нужд, то есть базовая потребность в пище, безусловно, удовлетворяется, но в настоящее время это уже все больше реализуется в виде следования определенным диетам, выбору специальных продуктов, способов приготовления, а также сопровождается приобретением сложной бытовой техники, посещением специальных заведений и даже может реализовываться в ходе специальных поездок - гастрономический туризм.

Как отмечают отдельные ученые [15], в социологической мысли уже раскрыто, что изменение межличностных отношений и системы ценностей, персонали-зация и высокий уровень инновативности являются отличительными чертами культуры современной исторической фазы цивилизации [14]. Поэтому усложнение запросов покупателей представляется более уместным рассматривать не как потребности, обусловленные природой и обществом постоянные нужды в товарах и услугах, а как собственные интересы - сложные и вариативные желания потребителей.

Категория «интерес» широко используется в экономической мысли, обозначая субъективно-эмоциональный источник активности экономического субъекта [4], [8], [10], [11]. В маркетинге интерес потребителя анализируется детально как эмоциональное состояние, которое может привести к покупке - различные внешние факторы проявления интереса к товару на полке (перемещение взгляда, выражение лица, способность упаковки привлечь внимание и пр.) являются постоянным предметом маркетинговых исследований в части оценки поведения потребителей при продажах.

Интересы проявляются в обмене - и как указывал А. Смит: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах» [1]. Поэтому традиционно механизм достижения интересов посредством обмена рассматривался как получением желаемого товара за деньги. Однако для культурных, интеллектуальных и духовых интересов сложным является как материализация того, что способно их удовлетворить, так и соответствующая денежная компенсация. Поэтому для определенной группы интересов можно рассматривать процессы обмена не столько с точки зрения товарно-денежных отношений, сколько с позиции движения к достижению определенных ценностей - как в материальном, так и нематериальном выражении. Несмотря на столь сложное понимание обмена в отдельных сферах, в маркетинге уже представлены разработки, связанные с преобладанием важности формирования общих ценностей сторон обмена, чем совершением собственно коммерческих операций.

Прежде всего это формулирование Ф. Котлером концепции «Маркетинга 3.0» - ценностной ориентации маркетинга, которая рассматривается как современная эволюционная стадия развития (табл. 1). Ключевые ориентиры ценностной ориентации: сотрудничество сторон обмена на основе единства ценностей и стремлений.

Хотя цель маркетинга в рамках данной концепции указывается в виде участия потребителей в разработке компанией продуктов и маркетинговых коммуникаций, но это представляется только начальным подходом при понимании того, что речь идет о ценностном единстве [18]. «Участие» потребителя в сервисных или коммуникационных процессах свидетельствует о наличии у него интереса к реализации имеющихся ценностей, к их продвижению, что представляет собой иную направленность активности, чем стремление к насыщению нужды или потребности.

Таблица 1 - Сравнение трех эволюционных стадий маркетинга [12]

Маркетинг 1.0 Маркетинг 2.0 Маркетинг 3.0

Ориентация На продукты На потребителя На ценности

Ключевая маркетинговая концепция Разработка товаров Дифференциация Ценности

Принципы маркетинга Акцент на ценности продуктов Позиционирование компании и продукта Миссия, видение и ценности компании

Потребительная стоимость Функциональная Функциональная, эмоциональная, Функциональная, эмоциональная, духовная

Можно констатировать, что в последние годы в социуме имеется достаточно устойчивый тренд смещения ценностей - от «царства нужды» к «досуговой цивилизации» - от удовлетворения «потребностей» к «интересам».

Столь очевидное смещение фокуса внимания маркетинга с потребностей на интересы можно объяснить тем, что в развитом современном обществе базовые потребности работающего человека удовлетворяются в ходе социально-естественного процесса получения и расходования заработной платы, эволюция которой в XIX-XX веках в ходе революционных потрясений с формированием социалистических стран и в ходе встречных движений бизнеса (например, минимальная почасовая ставка оплаты труда на заводах Г. Форда, которая должна была позволить купить выпускаемый автомобиль самому рабочему) стала действительно способом не просто выживания, а полноценной жизни и развития. Также необходимо обратить внимание и на рост городов, в которых проживает все больше населения и инфраструктура которых также является условием полноценной жизни при получении средней или минимальной заработной платы: проживание, базовые социальные услуги, включая медицинские, коммуникации, проезд - все эти системы жизнеобеспечения формируются исходя из доступности для всех проживающих в городе. Причем получить доступ к источникам заработной платы в крупном городе существует всегда даже в условиях безработицы (и в основном сохраняются в период кризиса) - только эти источники могут обеспечиваться неквалифицированным трудом (обслуживающий персонал, разнорабочие, охрана и пр.), который может

восприниматься как недостойный для различных социальных слоев, но при этом все равно гарантировать удовлетворение базовых потребностей. Кроме того, условия городской инфраструктуры распространяются на все места постоянного проживания, которые оснащаются системами тепло-, водо-, электроснабжения, дорогами, связью и иными коммуникациями, повышая уровень комфортности проживания и предоставляя возможность удовлетворить ряд базовых потребностей просто самим фактом проживания в благоустроенном населенном пункте.

Безусловно, данная социальная констатация - это значительное обобщение и упрощение условий существование ведущей части человечества, которую принято выделять в рамках «золотого миллиарда», куда стремятся попасть многие обездоленные из значительного числа стран, что может вызвать сложные миграционные процессы. Однако маркетинг пока сфокусирован на процессы развития рынков именно в ведущих экономических странах, для которых выход из гегелевского «царства нужды» [6] уже является пройденным этапов эволюции и теперь потребители ориентированы не столько на удовлетворение нужд и потребностей, что происходит в рамках естественного образа жизни и уже сводится к пресыщению, а на утоление интересов к различным сферам деятельности и областям жизни - поэтому и не случайно понимание современного общества трактуется как «досуговой цивилизации».

Представленная трансформация источников обмена позволяет предложить уточнение его механизмов с акцентированием внимания на движущей силе интересов, которые выступают мотивирующей силой для достижения индивида своих

определенных ценностей. Под ценностями понимается широкий спектр явлений - материальных, информационных, эмоциональных - всего того, что является притягательным для индивида - это может быть мода, стремление путешествовать, тяга к познанию, к развитию своей физической природы, и даже такие страсти, как азарт, коллекционирование и пр.

Индивид стремится преумножить данные ценности, для чего он вступает во взаимодействие с другими субъектами, способными или предоставить их, или предоставить условия для их расширения. Безусловно, материальная и финансовая составляющая присутствуют в данном взаимодействии, которое также воплощается в большинстве случае в форме обмена (иной вариант - безвозмездная передача ценностей и/или условий их роста, что также развивается в современном обществе в виде различных форм помощи со стороны государства и спонсоров). Движущей силой данного обмена также является интерес сторон, но он уже не сводится к традиционной финансовой или материальной выгоде. Выгода - это увеличение ценности, значимость которой воспринимают обе стороны обмена - это расширение знаний, культурного пространства, эмоционального состояния индивида или группы лиц. Даже удовлетворенность клиентов становится уже общей ценностью -не только для самого потребителя, что естественно, но и для производителя услуги, так как ему становится важнее не только как можно больше заработать на контактах с клиентами, но и сделать эти контакты постоянными, для чего надо поставить удовлетворенность клиентов в центр внимания сервисной деятельности - и именно на это ориентирует маркетинг услуг.

Можно отметить, что природа обмена сторон, преследующих свои интересы, заложена в схеме традиционного обмена -на приведенном выше рисунке 1 отмечена «Целевая функция» каждой из сторон обмена. Однако при удовлетворении потребностей данные целевые функции достаточно сильно предопределены природой

данной потребности - это способ ее насыщения.

Если же стороны обмена преследуют интересы в развитии ценностей, которые являются общими для них, то и результат обмена - это увеличение ценностей, которые воспринимаются сторонами обмена как значимые, как требующие увеличения и расширения. Соответственно, рассмотренная схема обмена может быть уточнена следующим образом (рис. 2).

Поясняя представленную схему, необходимо обратить внимание на выделение отдельного блока, отражающего инфраструктурные и иные внешние условия обмена. Данный блок отражает отличие от традиционного обмена, где две стороны индивидуально обменивают интересующие только их вещи, когда происходит изменение некой общей ценности, которая разделяется двумя и более лицами и для которых создаются условия для развития, что вызвано постоянным характером данных ценностей, их включенности в циви-лизационное развитие обществе, а не просто сиюминутное увлечение нескольких лиц. Например, в спортивных увлечениях спортсмены объединены ценностями привязанности к виду спорта, болельщики - к команде, а существующая спортивная инфраструктура - это условие потребления и развития данных ценностей, база для обмена ценностями, которыми обладает каждый из участников спортивной сферы.

Следует отметить, что спортивная инфраструктура - это сложные технические сооружения, требующие значительных капитальных затрат, возводящиеся и функционирующие десятилетия, то есть ценности увлечения спортом уже формируют устойчивую базу обмена соответствующими сервисами и интересами в современном обществе.

Перечень интересов, которые рассматриваются как формирующие современные ценности, крайне широк, и они уже достаточно полно анализируются в маркетинге в рамках поведения потребителей, особенно когда это касается инновационного или демонстративного потребления [2], [9], [16].

Рисунок 2 - Модель отношений обмена общими ценностями (схема разработана авторами)

Более того, на исследование потребителей, на выяснение их интересов и побудительных мотивов к совершению покупки маркетинг сосредоточен больше всех иных видов гуманитарного знания. Однако традиционная точка зрения маркетинга - это выяснение интереса потребителей к товарам и услугам, в то время как эти интересы все больше смещаются к вершине иерархии потребностей, предложенной еще в середине прошлого века А. Маслоу.

Причем данные человеческие потребности относятся как к индивидуальным потребителям, так и к их группам, семьям, организациям. Вершина пирамиды -самореализация, понимаемая как реализация человеческого потенциала, воплощается в интересах развития - в познании, в новых свершениях. Следовательно, в маркетинге данные потребности должны анализироваться и изучаться, разрабатывать подходы, обеспечивающие деятельность субъектов хозяйствования по наибольшему их удовлетворению.

С естественнонаучной и социальной точки зрения развитие в виде совершенствования форм и способов действий присуще различным биологическим и социальным системам, так же как и их рост. Однако развитие субъекта рынка (это относится и к организации, и к отдельному потребителю) - это более сложный процесс, определяемый в том числе и его индивидуальными ориентирами и устремлениями, а также качеством маркетинговых усилий.

Понимание процессов развития является предметом философских исследований, но для экономических процессов поступательное движение и совершенствование собственной деятельности выступают условием выживания в рыночной конкурентной среде. Целенаправленное выражение данной потребности проявляется как интерес в развитии собственной деятельности - в количественном и качественном аспектах, в том числе - в инновационной активности.

Для реализации интересов развития субъекты также вступают в отношения обмена, но они более сложны, чем рассматриваемые выше операции по обмену благами между сторонами обмена при получении выгоды каждой из них и относятся к предложенной схеме обмена ценностями. Обмен при реализации интересов развития позволяет перераспределить ресурсы таким образом, чтобы стороны обмена приблизились к тем ценностям, обладание которыми обеспечивает им удовлетворение собственных интересов в развитии.

Наиболее показательные формы подобного обмена формируются в образовательной сфере, которую можно рассматривать и как сбыт соответствующих услуг, но в большей степени - как совместную деятельность заинтересованных лиц: современные вузы предлагают слушателям, которые являются не просто покупателями, а квалифицируются посредством экзаменов как способные к получению услуг, уже не просто набор образовательных программ, а комплексные условия, которые способны удовлетворить их интересы в личностном и профессиональном развитии.

Выгоды, которые получают стороны обмена при удовлетворении интересов развития - это обретение нового качества деятельности, новых способностей сторон обмена, представляющих для них ценности. Поэтому и обменные действия трансформируются в процессы формирования ценностей - как указывают Ф. Котлер и К.Л. Келлер - что посредством маркетинга производится «представление ценности» и «продвижение ценности» [12].

Актуализация маркетинга интересов, нацеливание его на реализацию широкого спектра интересов развития сторон обмена представляются важным направлением маркетинговой мысли, исходящей из нового понимания обмена как процессов расширения общих ценностей. Важность выделения данного маркетингового направления обусловлена тем, что развитие становится все более важным фактором современной экономической жизни - именно на поддержание экономического развития нацелены

усилия государственного регулирования, а само развитие рассматривается как инновационное обновление как производственно-технологической, так и социальной сферы. Для стимулирования процессов развития создаются специальные хозяйственные формирования - технопарки, инновационные кластеры и пр. организации, в рамках которых должны удовлетворяться как интересы развития отдельных субъектов, так и общества в целом.

Использование маркетинга в этой сфере является важным условием достижения успеха и следствием современного развития маркетинга, который уже не ограничивается коммерческой активностью: «Концепция маркетинга может быть применена в различном объеме: в качестве всеобщего маркетинга она охватывает все виды деятельности, направленные на подчинение себе бытия других людей (так, например, речь политического деятеля может быть интерпретирована как средство его маркетинговой политики)» [7].

Новое направление маркетинговой мысли позволяет раскрыть потенциал развития субъектов хозяйствования как со стороны совершенствования форм обмена ценностями между ними, так и с точки зрения понимания требуемых условий для такого обмена, которые активно формируются, в том числе и в отечественной экономической жизни. В частности, инфраструктурными условиями интересов развития выступают кластерные образования, активное продвижение которых было инициировано государством в целях стимулирования развития отдельных отраслей и видов деятельности.

Анализируя изменение современного обмена, ставящего перед маркетингом новые исследовательские задачи, необходимо отметить и развитие самого маркетинга - тесное взаимодействие сторон обмена уже трансформирует одностороннюю направленность маркетинговых усилий от продавца на покупателя в новые формы долгосрочного взаимодействия. Уже в современной практике предприниматели, объединенные в рамках единой цепи образования стоимости, координируют свои

маркетинговые усилия для эффективного продвижения товара покупателю. С развитием и усложнением обмена эти механизмы координации становятся все более развитыми и создают условия для формирования коллективного маркетинга - интегрированного механизма реализации маркетинговой активности, которая в полной мере отвечает задачам удовлетворения интересов сторон обмена.

Изучение конкретных форм и теоретических аспектов маркетинга интересов и его реализации в коллективных механизмах маркетинговой работы позволяет уточнить процессы образования и развития интегрированных хозяйственных структур, особенно в инновационной сфере, к которым относятся территориальные кластеры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Т.1.- М.: ОГИЗ, 1935.

2. Алешина И.В. Поведение потребителей. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 384 с.

3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999. -703 с.

4. Вишневский Д.Д. Эволюция системы экономических интересов в отношениях собственности (рус.) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. -2004.

5. Гапоненко А.Л. Интеллектуальный капитал // http://www.koism.rags.ru/publ/ articles/25.php

6. Гегель. Философия права. - М.: «Мысль», 1990.

7. Герасименко В.В. Основы маркетинга. - М.: ТЕИС, 1999.

8. Гоцкая Н.Р. Динамизм системы экономических интересов и структурные сдвиги в экономике (рус.) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - 2006.

9. Ильин В. И. Поведение потребителей. - СПб: Питер, 2000. - 200 с.

10. Карапетян С.Т. Теория экономического интереса как системно - интегральная альтернатива неоклассики и ин-

ституционализма // Микроэкономика. - № 3.-2017.-С.60-69.

11. Коновалова А.В. Взаимодействие экономических интересов субъектов глобализации : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 : Саратов, 2003. - 163 c.

12. Котлер Ф. Сетиаван Ф., Карта-джайя Х. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. - М.: ЭКСМО, 2011. - 240 с.

13. Маркетинг - философия или функция? / Сб. Теория маркетинга. Под ред. М. Бейкера. - СПб.: Питер, 2002. - 446 с.

14. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. Е. Руднева и др. Москва, 2002. - 557 с.

15. Ушкарев А.А. Цивилизация досуга и смыслы досугового поведения // Обсерватория культуры. Т. 13. - 2016. - № 4. - С. 429-435.

16. Минаев Д.В. Маркетинг в схемах и моделях / Д.В. Минаев. - Ростовн/Д: Феникс, 2004. - 480 с.

17. Дюмазедье Ж.Р. Эмпирическая социология досуга. - М.: 1974. - 46 с.

18. Федько Н.Г., Федько В.П. Поведение потребителей. Уч.пос.Гриф МО -Ростов - на- Дону: Издательство "Феникс", 2001 - 32.0 п.л.

19. Федько В.П. Формирование маркетингового мышления как предтеча парадигмы создания ценностей в ходе современной эволюции концепций маркетинга. Маркетинг в России на рубеже веков: реалии, проблемы, перспективы : монография / Выпуск 7 // Под научной ред. д.э.н., профессора Федько В.П. М.: ИНФРА-М, АКАДЕМЦЕНТР, 2016. - 165 с.

BIBLIOGRAPHICAL LIST

1. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of Nations. Vol.1.-Moscow: ogiz, 1935.

2. Aleshina I.V. consumer Behavior. -Moscow: fair-PRESS, 1999. - 384 p.

3. Bagiev G.L., Tarasevich V.M., Ann H. Marketing. - Moscow: Economics, 1999. - 703 p.

4. Vishnevsky D.D. Evolution of the system of economic interests in property relations (Rus.) / / / Author of the dissertation for the degree of candidate of economic Sciences. - 2004.

5. Gaponenko A.L. a Source-limited capital // http://www.koism.rags.ru/publ/articles/25.php

6. Hegel. Philosophy of law. - M.: "Thought", 1990.

7. Gerasimenko V.V. fundamentals of mark-ting. - Moscow: TEIs, 1999.

8. Gotskaya N.P. Dynamism of the system of economic interests and structural changes in the economy (Rus.) / / / Author of the thesis for the degree of candidate of economic Sciences. - 2006.

9. Ilyin V.I. Behaviour of consumers. -St. Petersburg: Peter, 2000. - 200 p.

10. Karapetyan, S.T. Theory of economic interest as a system - integrated alternative to the neoclassical and in stitutionalism // Microeconomics. - No. 3.-2017.-P. 60-69.

11. Konovalova A.V. Interaction of economic interests of subjects of globalization : Dis. ... kand. Ekon. Sciences: 08.00.01: Saratov, 2003. - 163 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kotler F. Setiawan F., Map-Jaya H. marketing 3.0: from products to users and further - to the human soul. - Moscow: EKSMO, 2011. - 240 p.

13. Marketing-philosophy or function? / Sat. Marketing theory. Edited by M. Baker. -SPb.: Peter, 2002. - 446 p.

14. Toffler A. future Shock / per.from English. E. Rudneva et al. Moscow, 2002. -557 p.

15. Oskari A.A. Civilization Dosu-ha and meanings of leisure behavior // About-servatory culture. Vol.13. - 2016. - No. 4. -S. 429-435.

16. Minaev D.V. the Marketing schemes and models / D.V. Minaev. -Rostov/D: Feniks, 2004. - 480 p.

17. Dumazedier J.R. Empirical sociology of leisure. - Moscow: 1974. - 46 p.

18. Fedko N.G., Fedko V.P. consumer Behavior. Uch.POS.Grif MO-Rostov-on-don: Feniks Publishing house, 2001 - 32.0 p. l.

19. Fedko V.P. the formation of the Mar-market thinking as the forerunner of the steam-Digma value creation in today's evolution of marketing concepts. Marketing in Russia at the turn of the century: Rea-LII, problems, prospects. /A Monograph / Issue 7. // Under the scientific editorship of doctor of Economics, Professor Fedko V. P. M.: INFRA-M, AKADEMTSENTR, 2016. -165 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.