Научная статья на тему 'К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией'

К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / СЕССИЯ / ГРУППОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономаренко Ирина Валерьевна

В статье рассматривается один из возможных вариантов улучшения эмоционального состояния студентов-первокурсников проведение занятия, на котором с помощью действий фассилитации и групповой творческой деятельности преодолевается негативное отношение к предстоящим экзаменам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines one of the possible options to improve the state of emotional first-year students conduct a class, which acts via fassilitatsii and group creativity to overcome the negative relative-solution for the upcoming exams

Текст научной работы на тему «К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией»

4. Холина, О.А. Проблемы эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 277-282.

УДК 159.99 ББК 88.8

И.В. Пономаренко

К ВОПРОСУ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕРЕД СЕССИЕЙ

Аннтотация. В статье рассматривается один из возможных вариантов улучшения эмоционального состояния студентов-первокурсников - проведение занятия, на котором с помощью действий фассилитации и групповой творческой деятельности преодолевается негативное отношение к предстоящим экзаменам.

Ключевые слова: психо-эмоциональное состояние, студенты-первокурсники, сессия, групповая творческая деятельность, положительные эмоции.

I.V. Ponomarenko

IMPROVEMENT OF PSYCHOLOGICAL STATE OF FIRST-YEAR STUDENTS BEFORE THE SESSION

Abstract. This article examines one of the possible options to improve the state of emotional first-year students conduct a class, which acts via fassilitatsii and group creativity to overcome the negative relative-solution for the upcoming exams.

Key words: the psycho-emotional state, first-year students, the session, group creative activity, positive emotions.

Самым важным и значимым событием жизни первокурсников становится первая сессия. Экзамен является зоной риска, неопределенности. Как следствие, это событие всегда связано с множеством эмоциональных переживаний, которые оказывают влияние на весь результат сессии.

«Правильное волнение» дает возможность мобилизовать силы и успешно сдать все экзамены. А излишнее эмоциональное возбуждение, даже для успешных студентов, оказывается непреодолимым препятствием к успеху [1, 145].

Отрицательные переживания приводят к негативным физиологическим последствиям. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48 % юношей и 60 % девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба. Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не только своих, но и чужих).

У экзаменационного стресса есть четкие симптомы - это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.

Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка. Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам [2, 112].

Экзамены - это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.

Российские психологи провели интересный эксперимент. Они замеряли у школьников перед экзаменом различные физиологические параметры, на основании которых можно судить об эмоциональном состоянии человека (например, частоту пульса и уровень артериального давления), и обнаружили, что двоечники и отличники волнуются одинаково сильно.

Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно.

На наш взгляд, помочь преодолеть предэкзаменационное волнение помогает смех. Малазийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс; улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. Во время тренинга добровольцы смеялись по

несколько часов в день. В итоге сдали экзамены все без проблем. И совсем не нервничали. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно.

Исследователи отмечают, что просмотр смешной комедии или юмористической передачи может оказать положительное влияние на эмоции студентов перед экзаменами. В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей [3, 4].

Как один из возможных вариантов улучшения психо-эмоционального состояния студентов первокурсников перед экзаменом может стать специально разработанное занятие. Такое занятие можно провести в группе студентов, которым в недалеком будущем предстоит сдавать экзамен. Занятие рассчитано на 45 минут, состоит из 8 блоков. Для проведения занятия необходимо муль-тимидийное оборудование.

Примерный сценарий проведения занятия:

Сессия. «Страшное» через смешное

1. Сегодня мы поговорим о том, что нам предстоит в скором времени. Скоро наступит время сдачи экзаменов!

Подготовка к экзамену - волнительный этап в жизни каждого студента, вызывающий множество эмоций и переживаний...

2. Давайте посмотрим, как подготовка студента к этому волнительному событию выглядит со стороны.

(На экране идет демонстрация отрывка фильма А. Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла 2 «Экзамен», эпизод подготовки к экзамену.)

Примечание: после просмотра отрывка фильма, в аудитории остается музыкальное сопровождение - музыка А. Зацепина «Экзамен» и все дальнейшие действия в аудитории сопровождаются музыкой.

3. Эмоционально-напряженная ситуация, на наш взгляд, способствует развитию и полету философской мысли у студентов.

На экране демонстрируются студенческие афоризмы (все материалы взяты на студенческих сайтах вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Режим доступа: www.spbgu.ru,www.krasgu.ru,

www.5ballov.ru,[email protected]):

***

Сессия - тысяча книг и одна ночь! ***

Профессора принимали экзамены и валерьянку. Сдавали студенты и нервы. ***

Ради зачета студент пойдет на все - даже на зачет! ***

Чем ближе сессия - тем ближе студент к сверхчеловеку, он перестает нуждаться в еде, сне и прочих развлечениях, а лишь стремится к знаниям.

***

Амбиции - это когда идёшь на экзамен, думаешь, что знаешь на 2, а когда ставят 4, удивляешься,

почему не 5? ***

До экзаменов считают дни, после экзаменов - стипендию, а весной - студентов.

***

Помните: все сказанное вами на экзамене может быть использовано против вас!

***

Сессия началась, И все живые позавидовали мертвым.

***

Сессия - почувствуй магию ночи.

***

Почему фраза "Преподаватель завалил студента на сессии" звучит достаточно приемлемо, а вот

"Студент завалил преподавателя после сессии" вызывает бурную реакцию? ***

Если полчаса сидишь, тупо уставившись на чистый белый лист - значит ты на экзамене. ***

Удивительная вещь экзамен! Одних удивляют вопросы, других - ответы. ***

Студент Петров, выучив статусы друзей "Вконтакте" сдал философию на «отлично»...

***

Наступила пора зачетов. Молодёжь потянулась в церкви.

***

Сессия сдана, профессора в восторге - просят повторить осенью.

***

Сессия не волк, в лес не убежит.

***

Сессия - вот чем нужно пугать детей в детстве, а не всякими там бабаями.

***

Что за дивное время сессия - есть возможность встретить рассвет...

***

После того, что между нами было, ДИПЛОМ обязан на мне жениться!

***

Сессия - это время, когда ты, наконец, узнаешь имена преподавателей.

***

Чем ближе экзамен, тем громче студенты здороваются с преподавателем ... [2].

4. Давайте попробуем наглядно продемонстрировать то, что подготовка к экзамену может вызывать очень позитивные эмоции, стимулировать всплеск творческой активности. Выбираются добровольцы 6-8 человек для работы в 2-х командах. Каждая команда получает задание. Команде дается три картинки юмористического содержания, относящиеся к сессии студентов или о подготовке к сдаче экзаменов и три текста юмористических стихотворений, с несколькими пропущенными словами (картинки, демонстрирующие смешные моменты подготовки к сессии можно найти на сайтах: www.spbgu.ru,www.krasgu.ru,www.5ballov.ru,[email protected]). Задание состоит в том, что нужно вставить пропущенные слова в стихотворениях и соотнести каждое стихотворение с картинкой, которая наилучшим способом, на взгляд команды, иллюстрирует стихотворение.

Например, стихотворения для первой команды:

1.

Вот и сессия, приятель, Незаметно подошла. На тебя преподаватель Точит зуб из-за угла. Всё-то он, профессор, знает -Что ему ещё учить? Потому нас и мечтает На зачёте завалить. Нам теперь одна дорога: Прямиком в читальный зал. Поднатужишься немного -И глядишь, экзамен сдал. А потом - гуляй, студенты! -Если всё пошло на лад, Жизни лучшие моменты Между сессий пролетят. 2.

Ночь. Комната. Курсач. Методы. Пять ложек кофе на стакан. Шальные нервы, словно годы, Сгорают быстро как пропан Не сдашь - тебя постигнет кара, Глаза похожи на рубин. Ночь. Комната. Курсач. Запара. И вместо крови - кофеин. 3.

Студенту, не сдавшему экзамен Бывает, в жизни нет альтернативы. Экзамен покидаешь налегке... И сессии несданной перспективы, Увы! - уже маячат вдалеке. Смотри на жизнь с упорным оптимизмом. Махни рукой - и с музыкой вперёд! В сравнении с глобальным катаклизмом Что значит, блин, какой-то незачёт! И, в общем, всё не так уж плохо, братцы.

И главное во всём - не унывать, Легко и бодро жизнью наслаждаться, А сессию.. .успешно пересдать. Для второй команды:

1.

Сегодня у меня опять экзамен, Я на него почти не опоздал, Я так стараюсь шевелить мозгами, Что вспоминаю то, чего не знал. Я написал уже довольно много, Ответ готов на листике моём, Но только подскажите, ради Бога, Какой предмет сегодня мы сдаём?! 2.

Студент, об отдыхе забудь, Коль сессии пришла пора, Учебник нужный раздобудь, И изучай его с утра. Чтоб мысли в голове теснились, А по ночам конспекты снились. С утра до вечера зубри, Шпаргалок гору заготовь, Не ешь, не пей, почти умри, Экзамен сдашь - воскреснешь вновь! 3.

Когда-нибудь мы станем старше, Но, как бы ни прошли года, Студенческая юность наша Нас не покинет никогда! Всех ухищрений лучших в курсе, С учёбой слиться не спешим. Нам желторотый первокурсник Смешон усердием своим. Ещё, бедняга, он не знает, Как жизнь студента весела, Как он удачно успевает «Забить» на срочные дела. И без учёбы дел немало: Театр, концерты, танцы, клуб. Какие, к чёрту, интегралы, Когда друзья с гитарой ждут! Когда с тобой мы старше станем, И годы мудрость принесут -Добром ответным мы помянем Всё, что нам отдал институт [2].

5. Пока добровольцы выполняют свою работу, аудитории предлагается поговорить о приметах, связанных со сдачей экзаменов.

На экране показываются приметы, наиболее известные и популярные среди студентов. Если аудитории примета знакома и вызывает доверие, ее предлагается сопровождать аплодисментами. На экране демонстрируются студенческие приметы: Голову мыть перед экзаменом - плохая примета.

Чтобы сдать на «отлично» - в полночь нужно подойти к раскрытому окну с зачеткой, раскрыть на нужной странице, дунуть по ветру и сказать три раза: «Халява, заходи!». Чтобы сдать на «отлично» - положите на ночь зачетку под подушку.

Если в транспорте достался «счастливый» билетик - загадать желание на удачную сдачу экзаменов и съесть его. Писать шпоры.

При выборе билета использовать считалочку: «Стакан-лимон - это он!». В зачетке нельзя первой ставить физкультуру. Перед экзаменом не делают в квартире уборку. На экзамен положить пятак под правую пятку.

Прицепить к левому ботинку рыболовный крючок - чтобы удачу поймать. Тот, кто болеет за сдающего, должен держать на протяжении всего экзамена кулаки, или скрестить указательный и средний пальцы.

Перед экзаменом провожающие и соболезнующие желают отправляющемуся на экзамен: "Ни пуха, ни пера!". На что и так уже изнервничавшийся студент должен ответить: "К черту!". И с гордо поднятой головой направляться в место сдачи экзамена.

Во время сдачи сессии не показывайте никому свою зачетку, чтобы не сглазили. Не открывать зачетку самому - это должен делать только преподаватель. Заходить на экзамен в первой пятерке.

Не рассказывать приметы, которыми пользуешься перед экзаменами, иначе "работать" не будут.

В ночь перед экзаменом, если предполагается лечь спать, то нужно положить под подушку конспект лекций или парочку учебников по предмету.

Говорят, ещё есть хорошая примета - положить сто долларов в зачётку прямо перед экзаменом.

В заключении на экране демонстрируется самая верная примета:

Как сказал один из великих "экзамен последняя возможность получить хоть какие-то знания по предмету", а то ведь всегда не хватает времени прочитать все лекции во время сессии. Для того чтобы успешно сдать экзамен, студенту нужно иметь знания и нужно находиться в хорошей психологической форме, чтобы все изложить грамотно и по делу. Поэтому отсюда вывод: знания - самая лучшая примета! [2]

6. Затем аудитории предлагается проверить, как справились команды с заданием. Аплодисментами определяется более удачный вариант подбора пропущенных слов и соотнесения стихотворения с картинкой.

7. Критерием изменения психо-эмоционального состояния аудитории становится выбор смайлика определенного цвета. Аудитории предлагается выбрать заранее приготовленные зеленые и желтые смайлики. Настроение стало лучше - зеленый, если осталось прежним - желтый.

Как правило, выбирают больше зеленые смайлики.

8. Подводится итог занятия. В заключительном слайде дается методическое обоснование занятия.

Тема: Сессия. «Страшное» через смешное

Цель: улучшение психо-эмоционального состояния студентов-первокурсников перед сессией.

Задачи:

- в юмористической форме выявить возможные психологические трудности перед экзаменами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- показать один из возможных вариантов преодоления страха перед экзаменами.

Действия: фассилитация, групповая творческая работа. Результат - улыбки на лицах будущих экзаменующихся.

Давно известна формула преодоления негативных реакций - четко сформулируй то, что тебя пугает. Это имеет несомненный положительный «терапевтический» эффект, студент начнет по-другому воспринимать объекты действительности, вызывающие отрицательные эмоции. Если преодоление негативных эмоций происходит в совместной групповой деятельности, то это не только улучшает эмоциональное состояние, но и усиливает сплоченность группы.

Занятие подобного рода может помочь преподавателям наилучшим образом организовывать учебную деятельность первокурсников в преддверии сессии. Важным моментом такой работы преподавателя, на наш взгляд, является снятие излишнего эмоционального напряжения у студентов [1, 151].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пономаренко, И.В. Языковая личность. Речевые жанры. Текст: сб. науч. ст. / под ред. д-ра филол. наук, проф. И.В. Голубевой, 2014.- С.145-151

2. Щербатых, Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 111-115.

3. Малышева, О.А. (врач-невролог высшей категории, канд. мед. наук) Почему полезно смеяться? // Доска объявлений. - 2014. - № 10. - С. 4.

4. Материалы студенческих сайтах вузов Москвы и Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.spbgu.ru,www.krasgu.ru,www.5ballov.ru,[email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.