УДК 378
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
© 2009 А. В. Гнездилова
аспирант кафедры теории и методики преподавания изобразительного
искусства аппёпегШоуа @ \andex. ги
Курский государственный университет
В статье рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по иллюстративному рисованию, а также особенности формирования специальных графических умений, необходимых для работы над иллюстрацией и оформлением книги. Раскрыта специфика иллюстрирования литературных произведений для детей.
Ключевые слова: иллюстративное рисование, специальные умения,
профессиональное мастерство, книжная графика.
Динамика современной жизни, изменяющиеся условия работы во всех сферах человеческой деятельности предъявляют высокие требования к уровню профессионализма специалиста, и в первую очередь к умению творчески подходить к решению социально значимых проблем.
Одной из важнейших проблем современной художественной педагогики в последние годы остается повышение уровня профессионального мастерства учителей изобразительного искусства.
Учитель изобразительного искусства должен воспитать в ребенке свободную, гуманную, духовную личность. Это предполагает решение следующих задач:
— формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
— воспитание и развитие творческих способностей и навыков практического решения художественных задач;
— обучение основам изобразительной грамоты, формирование навыков работы в различных видах художественной деятельности;
— развитие чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления;
— приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
— воспитание активного эстетического отношения к действительности.
Решая эти задачи, мы часто сталкиваемся с отсутствием у будущих учителей изобразительного искусства навыков использования различных техник и выразительных средств графики, недостаточным владением научными положениями графического мастерства и, как результат, низким уровнем сформированности специальных умений.
В процессе обучения студентов изобразительному искусству специальные умения выступают не только как основной показатель изобразительной грамотности, но и как показатель качества профессиональной подготовки, как инструмент творчества и как средство становления творческой личности.
Особое место в процессе совершенствования специальной подготовки учителя изобразительного искусства занимает иллюстративное рисование. Поэтому необходимо предъявлять высокие требования к подготовке художника-педагога и разработке вопросов преподавания основ книжной графики как части общехудожественной подготовки, так как иллюстрирование книги предполагает глубокое понимание личности писателя, стилевых особенностей его творчества и самой эпохи, эстетических требований сегодняшнего дня. Способность создать художественное изображение по словесному описанию, самостоятельное изучение особенностей эпохи, быта, национальной культуры, той среды, о которой идет речь в литературном произведении, поиски решения композиции - все это присуще работе художника-иллюстратора. При этом стимулирование активизации художественной деятельности, тренировки памяти и творческого воображения являются крайне необходимыми.
Организуя учебные занятия со студентами художественно-графических факультетов педагогических вузов, необходимо в рамках занятий по книжной графике ориентировать их на решение следующих задач:
- осознание студентами роли книги в эстетическом окружении ребенка, владение знаниями художественно-выразительных особенностей детской книжной графики;
- умение организовать книжное оформление в целостный пространственный образ при разработке макета книги;
- знание специфики выполнения книжного декора;
- умение дать оценку имеющимся достижениям, направлениям и перспективам развития иллюстрирования книги для детей;
- поиск стилистического языка оформляемого произведения.
В рамках занятий по книжной графике на ХГФ необходимо разработать специальную методику, в которую вошли бы вопросы изучения средств художественнообразной выразительности и принципы взаимодействия трех композиционных составляющих книги - литературной, изобразительной и архитектонической. Методы обучения должны быть направлены на решение проблемы формирования у студентов профессионального мастерства, поиск индивидуального стиля, оригинальные способы решения как художественных, так и педагогических задач.
Все это предусматривает комплексное, поэтапное развитие следующих специальных графических умений:
- применять знания теории графического изображения на практике (владение графическими материалами и выразительными средствами);
- организовать композицию графического листа (поиск композиционного центра, подчинение второстепенного главному);
- выполнять композиционные наброски, зарисовки и эскизы с натуры, по представлению и воображению;
- использовать наиболее выразительные графические техники с учетом их специфики и изобразительных возможностей;
- работать в различных жанрах (пейзаж, натюрморт, портрет) и на разнообразные темы;
- стилизовать предметы реального мира в соответствии со спецификой языка графики;
- использовать собственный творческий стиль в графической работе;
- с помощью различных графических приёмов и средств создать графический образ (организация среды);
- самостоятельно перерабатывать композиционный эскиз в графический лист;
- учитывать методическую последовательность при работе, комментировать каждый этап работы с указанием его основных задач.
Помимо низкого уровня сформированности специальных графических умений, необходимых для работы над иллюстрацией и оформлением книги, мы наблюдаем непонимание студентами специфики иллюстрирования литературных произведений для детей. Часто в студенческих работах по книжной графике наблюдается некоторый схематизм и деформация образов, их упрощение в изобразительной трактовке. И хотя главное требование к иллюстрации детской книги— ясность, простота и выразительность, под простотой следует понимать не какое-то нарочитое упрощение предмета, а упрощение приемов его графического воспроизведения.
Восприятие ребенка предполагает, чтобы предмет был изображен просто и ясно: никаких нагромождений, ничего затемняющего образ. Детский глаз должен охватить все необходимые признаки предметов, но ни в коем случае — не изображение, искаженное перспективой, которое будет принято за деформацию, а перспективное уменьшение предмета будет восприниматься как уменьшение действительное. Тот же подход к использованию цвета. Предмет должен быть окрашен своим локальным цветом. Организация графической композиции детской иллюстрации должна быть простой и вытекающей из самого действия, заключенного в тексте. Так будет достигнута необходимая ясность, поскольку ребенок с первого взгляда должен понимать изображенное на ней событие. Вместе с тем иллюстрация должна заключать в себе много подробностей и иметь максимум содержания.
Раскрывая специфику иллюстрирования детской книги, нельзя не сказать о современной проблеме низкого уровня книжного оформления в результате снижения этических и эстетических критериев. При небывалом развитии и совершенствовании способов печати, рост качества самих иллюстраций как произведений искусства как никогда низкий. Несмотря на совершенные способы воспроизведения, часто можно встретить посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству. Упрощение зрительноиллюстративного ряда детской книги - одна из важнейших причин, повлекших за собой нежелание детей читать.
Детская книга - первый учитель и воспитатель ребенка. Именно книга первой открывает ребенку многообразие и сложность мира, в котором мы живем, будит воображение, учит понимать прекрасное, познавать неведомое. Недолог век детской книги, но рисунки иллюстратора навсегда остаются в сознании и памяти ребенка. Первая встреча с книгой во многом определяет эстетические вкусы юного читателя. Поэтому не может не вселять тревогу засилье китча и рыночной безвкусицы в детском книгоиздании. А мы, взрослые, родители и учителя, мирясь с этим, обкрадываем своих детей, обрекая их пусть и на яркое, но однообразие, лишая их жизнь подлинной радости общения с прекрасным.
Необходимо отметить, что преподавание книжной графики на ХГФ должно строиться с учетом важности изучения студентами психологических особенностей детей: восприятия, понимания, запоминания. А особенность природы сказочной литературы влияет на характер изобразительно-выразительных средств и на художественную форму иллюстраций. Их содержание соответствует выбранному студентом сюжету сказки или загадки и т.д.
Книжная иллюстрация, являясь искусством синтетическим, не только предполагает освоение взаимосвязи изображения и слова, соединение в архитектоническое книжное пространство литературной и графической систем, но и способствует освоению стилистических приемов смежных искусств.
Эту специфику должен учитывать в своей работе будущий учитель изобразительного искусства при организации занятий по иллюстративному рисованию. Знакомство детей с иллюстрированной книгой происходит ещё в дошкольном возрасте. А начиная с первого класса иллюстрирование вызывает живейший интерес у детей. Дети, увлеченные домашним чтением, часто стремятся выразить свое отношение к героям и событиям понравившегося им произведения в рисунке.
Возможности работы со словом на занятиях изобразительным искусством поистине неисчерпаемы, но те немногие часы, которые отводятся в современных программах по изобразительному искусству на иллюстративное рисование, не дают им реализоваться.
Можно назвать несколько серьезных причин введения иллюстрирования в школьную программу. К 6-7 годам у ребенка формируется способность к изображению сложных сюжетов. Он изображает уже не отдельные предметы - людей, животных, дома, транспорт, деревья, а связные картины, при этом сначала черпая сюжеты из окружающей жизни, а позже и из литературных произведений. Основную идею он выражает достаточно легко при помощи схемы. Преобладание картинки в свободных детских рисунках и является первым основанием. Вторая причина - возможность дать учащимся упражнения творческого характера, которые заставят ярче представить прочитанное, выделить в нем главное, существенное, при этом вырабатывая у них навыки комбинирования форм и красок для выражения той или иной мысли. Наконец, чрезвычайно важно то, что иллюстрирование свяжет преподавание изобразительного искусства с такими дисциплинами, как русский язык, история, география и др.
Учебные программы школы, учитывая психологию ребенка, его интерес к сказкам, приключениям и другим литературным жанрам, отводят иллюстрированию книги примерно третью часть учебного времени на занятиях изобразительным искусством. Поэтому необходимо признать значение иллюстрирования детской литературы в плане подготовки учителя изобразительного искусства.