Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по иллюстративному рисованию'

К вопросу совершенствования профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по иллюстративному рисованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иллюстративное рисование / специальные умения / профессиональное мастерство / книжная графика / illustrative drawing / specific skills / professional mastery / graphic bookish art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнездилова А. В.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по иллюстративному рисованию, а также особенности формирования специальных графических умений, необходимых для работы над иллюстрацией и оформлением книги. Раскрыта специфика иллюстрирования литературных произведений для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of MASTERING PROFESSIONAL TRAINING AT THE ILLUSTRATIVE DRAWING ART CLASSES OF DRAWING ART TEACHERS

The problems of mastering professional training Drawing Art teachers at the illustrative drawing classes are reseached in the article and the peculiarities of forming special graphic skills which are Some special points of illustrating of the literary works for children are also investigated properly. necessary for performing some illustrative and design work for books.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по иллюстративному рисованию»

УДК 378

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ

© 2009 А. В. Гнездилова

аспирант кафедры теории и методики преподавания изобразительного

искусства аппёпегШоуа @ \andex. ги

Курский государственный университет

В статье рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по иллюстративному рисованию, а также особенности формирования специальных графических умений, необходимых для работы над иллюстрацией и оформлением книги. Раскрыта специфика иллюстрирования литературных произведений для детей.

Ключевые слова: иллюстративное рисование, специальные умения,

профессиональное мастерство, книжная графика.

Динамика современной жизни, изменяющиеся условия работы во всех сферах человеческой деятельности предъявляют высокие требования к уровню профессионализма специалиста, и в первую очередь к умению творчески подходить к решению социально значимых проблем.

Одной из важнейших проблем современной художественной педагогики в последние годы остается повышение уровня профессионального мастерства учителей изобразительного искусства.

Учитель изобразительного искусства должен воспитать в ребенке свободную, гуманную, духовную личность. Это предполагает решение следующих задач:

— формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

— воспитание и развитие творческих способностей и навыков практического решения художественных задач;

— обучение основам изобразительной грамоты, формирование навыков работы в различных видах художественной деятельности;

— развитие чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления;

— приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

— воспитание активного эстетического отношения к действительности.

Решая эти задачи, мы часто сталкиваемся с отсутствием у будущих учителей изобразительного искусства навыков использования различных техник и выразительных средств графики, недостаточным владением научными положениями графического мастерства и, как результат, низким уровнем сформированности специальных умений.

В процессе обучения студентов изобразительному искусству специальные умения выступают не только как основной показатель изобразительной грамотности, но и как показатель качества профессиональной подготовки, как инструмент творчества и как средство становления творческой личности.

Особое место в процессе совершенствования специальной подготовки учителя изобразительного искусства занимает иллюстративное рисование. Поэтому необходимо предъявлять высокие требования к подготовке художника-педагога и разработке вопросов преподавания основ книжной графики как части общехудожественной подготовки, так как иллюстрирование книги предполагает глубокое понимание личности писателя, стилевых особенностей его творчества и самой эпохи, эстетических требований сегодняшнего дня. Способность создать художественное изображение по словесному описанию, самостоятельное изучение особенностей эпохи, быта, национальной культуры, той среды, о которой идет речь в литературном произведении, поиски решения композиции - все это присуще работе художника-иллюстратора. При этом стимулирование активизации художественной деятельности, тренировки памяти и творческого воображения являются крайне необходимыми.

Организуя учебные занятия со студентами художественно-графических факультетов педагогических вузов, необходимо в рамках занятий по книжной графике ориентировать их на решение следующих задач:

- осознание студентами роли книги в эстетическом окружении ребенка, владение знаниями художественно-выразительных особенностей детской книжной графики;

- умение организовать книжное оформление в целостный пространственный образ при разработке макета книги;

- знание специфики выполнения книжного декора;

- умение дать оценку имеющимся достижениям, направлениям и перспективам развития иллюстрирования книги для детей;

- поиск стилистического языка оформляемого произведения.

В рамках занятий по книжной графике на ХГФ необходимо разработать специальную методику, в которую вошли бы вопросы изучения средств художественнообразной выразительности и принципы взаимодействия трех композиционных составляющих книги - литературной, изобразительной и архитектонической. Методы обучения должны быть направлены на решение проблемы формирования у студентов профессионального мастерства, поиск индивидуального стиля, оригинальные способы решения как художественных, так и педагогических задач.

Все это предусматривает комплексное, поэтапное развитие следующих специальных графических умений:

- применять знания теории графического изображения на практике (владение графическими материалами и выразительными средствами);

- организовать композицию графического листа (поиск композиционного центра, подчинение второстепенного главному);

- выполнять композиционные наброски, зарисовки и эскизы с натуры, по представлению и воображению;

- использовать наиболее выразительные графические техники с учетом их специфики и изобразительных возможностей;

- работать в различных жанрах (пейзаж, натюрморт, портрет) и на разнообразные темы;

- стилизовать предметы реального мира в соответствии со спецификой языка графики;

- использовать собственный творческий стиль в графической работе;

- с помощью различных графических приёмов и средств создать графический образ (организация среды);

- самостоятельно перерабатывать композиционный эскиз в графический лист;

- учитывать методическую последовательность при работе, комментировать каждый этап работы с указанием его основных задач.

Помимо низкого уровня сформированности специальных графических умений, необходимых для работы над иллюстрацией и оформлением книги, мы наблюдаем непонимание студентами специфики иллюстрирования литературных произведений для детей. Часто в студенческих работах по книжной графике наблюдается некоторый схематизм и деформация образов, их упрощение в изобразительной трактовке. И хотя главное требование к иллюстрации детской книги— ясность, простота и выразительность, под простотой следует понимать не какое-то нарочитое упрощение предмета, а упрощение приемов его графического воспроизведения.

Восприятие ребенка предполагает, чтобы предмет был изображен просто и ясно: никаких нагромождений, ничего затемняющего образ. Детский глаз должен охватить все необходимые признаки предметов, но ни в коем случае — не изображение, искаженное перспективой, которое будет принято за деформацию, а перспективное уменьшение предмета будет восприниматься как уменьшение действительное. Тот же подход к использованию цвета. Предмет должен быть окрашен своим локальным цветом. Организация графической композиции детской иллюстрации должна быть простой и вытекающей из самого действия, заключенного в тексте. Так будет достигнута необходимая ясность, поскольку ребенок с первого взгляда должен понимать изображенное на ней событие. Вместе с тем иллюстрация должна заключать в себе много подробностей и иметь максимум содержания.

Раскрывая специфику иллюстрирования детской книги, нельзя не сказать о современной проблеме низкого уровня книжного оформления в результате снижения этических и эстетических критериев. При небывалом развитии и совершенствовании способов печати, рост качества самих иллюстраций как произведений искусства как никогда низкий. Несмотря на совершенные способы воспроизведения, часто можно встретить посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству. Упрощение зрительноиллюстративного ряда детской книги - одна из важнейших причин, повлекших за собой нежелание детей читать.

Детская книга - первый учитель и воспитатель ребенка. Именно книга первой открывает ребенку многообразие и сложность мира, в котором мы живем, будит воображение, учит понимать прекрасное, познавать неведомое. Недолог век детской книги, но рисунки иллюстратора навсегда остаются в сознании и памяти ребенка. Первая встреча с книгой во многом определяет эстетические вкусы юного читателя. Поэтому не может не вселять тревогу засилье китча и рыночной безвкусицы в детском книгоиздании. А мы, взрослые, родители и учителя, мирясь с этим, обкрадываем своих детей, обрекая их пусть и на яркое, но однообразие, лишая их жизнь подлинной радости общения с прекрасным.

Необходимо отметить, что преподавание книжной графики на ХГФ должно строиться с учетом важности изучения студентами психологических особенностей детей: восприятия, понимания, запоминания. А особенность природы сказочной литературы влияет на характер изобразительно-выразительных средств и на художественную форму иллюстраций. Их содержание соответствует выбранному студентом сюжету сказки или загадки и т.д.

Книжная иллюстрация, являясь искусством синтетическим, не только предполагает освоение взаимосвязи изображения и слова, соединение в архитектоническое книжное пространство литературной и графической систем, но и способствует освоению стилистических приемов смежных искусств.

Эту специфику должен учитывать в своей работе будущий учитель изобразительного искусства при организации занятий по иллюстративному рисованию. Знакомство детей с иллюстрированной книгой происходит ещё в дошкольном возрасте. А начиная с первого класса иллюстрирование вызывает живейший интерес у детей. Дети, увлеченные домашним чтением, часто стремятся выразить свое отношение к героям и событиям понравившегося им произведения в рисунке.

Возможности работы со словом на занятиях изобразительным искусством поистине неисчерпаемы, но те немногие часы, которые отводятся в современных программах по изобразительному искусству на иллюстративное рисование, не дают им реализоваться.

Можно назвать несколько серьезных причин введения иллюстрирования в школьную программу. К 6-7 годам у ребенка формируется способность к изображению сложных сюжетов. Он изображает уже не отдельные предметы - людей, животных, дома, транспорт, деревья, а связные картины, при этом сначала черпая сюжеты из окружающей жизни, а позже и из литературных произведений. Основную идею он выражает достаточно легко при помощи схемы. Преобладание картинки в свободных детских рисунках и является первым основанием. Вторая причина - возможность дать учащимся упражнения творческого характера, которые заставят ярче представить прочитанное, выделить в нем главное, существенное, при этом вырабатывая у них навыки комбинирования форм и красок для выражения той или иной мысли. Наконец, чрезвычайно важно то, что иллюстрирование свяжет преподавание изобразительного искусства с такими дисциплинами, как русский язык, история, география и др.

Учебные программы школы, учитывая психологию ребенка, его интерес к сказкам, приключениям и другим литературным жанрам, отводят иллюстрированию книги примерно третью часть учебного времени на занятиях изобразительным искусством. Поэтому необходимо признать значение иллюстрирования детской литературы в плане подготовки учителя изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.