Библиографический список
1. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М., 1992.
2. Атутов, П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1999.
3. Кузнецова, А.Г Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: моногр. / А.Г Кузнецова. - Хабаровск, 2001.
4. Юцавичене, П.А. Создание модульных программ // Педагогика. - 1999.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 316.3/.4
А.В. Абрамова, соискатель ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-mail:[email protected]
К ВОПРОСУ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
В статье рассматривается адаптация личности как социальная проблема современного общества, представлена характеристика и специфика социокультурной адаптации личности, сделан акцент на проблеме адаптации женщин группы социального риска, определены основные пути решения проблемы социокультурной адаптации женщин группы социального риска.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социокультурная адаптация, социокультурная адаптация женщин.
Становление современного российского общества в последние десятилетия привело к изменению его социокультурной стратификации, появлению новых социокультурных ролей. В этой связи проблемы социокультурной адаптации личности начинают приобретать одно из центральных мест в педагогических исследованиях, как процесс и результат сознательного приспособления индивида к условиям новой социально-культурной ситуации, осуществлению эффективной коммуникации в нем, что в наибольшей степени относится к женщине, чей социокультурный статус существенно меняется.
В период кризиса женщина поставлена в неравные условия с мужчиной. Дискри-минационные явления усиливались с ростом инфляции, безработицы, отсутствием нормативно-правового регулирования в решении женского вопроса и т.д. Сущностные изменения социально-экономических, политических и духовно-культурных условий жизни женщины предполагают новые адаптационные механизмы.
Кроме объективных оснований социокультурной адаптации женщин группы риска в условиях трансформирующейся России, существуют и другие предпосылки необходимости разрешения данной проблемы.
Первой из них выступает отсутствие внимания со стороны общества и государства к разрешению гендерных проблем. Наличие в обществе механизмов открытого или скрытого социального угнетения женщины, тяжелые условия жизни без надежды на их улучшение, отсутствие социальных перспектив для творческой самореализации, низкий культурный уровень женщины группы социального риска.
Значимой предпосылкой выступает ролевая дезадаптация женщины в современной социокультурной ситуации, отсутствие в сфере культуры и образования системы подготовки женщины к браку, семейной жизни, материнству Традиционные социальные институты (семья, культура, образование, власть) подвергаются значительным позитивным и негативным трансформациям, которые должны учитываться при построении данной системы и обеспечении её фукционирования.
Еще одной предпосылкой в настоящий период становятся этнокультурные стереотипы. По утверждению М.С. Бережной [1] несмотря на то, что большая их часть утрачена, независимо от социокультурной ситуации в стране, женщина по-прежнему должна нести груз хозяйственных семейных забот и отвечать за благополучие детей, т.е. выполнять роли матери и хозяйки. Соответственно в значительной степени отсутствует её активная гражданская позиция, социальная активность, самореализация в досуговой сфере и карьероориентированность.
В современном обществе образование является одной из основных ценностей и рассматривается как один их путей восходящей мобильности личности. Образовательная дезадаптация женщин группы социального риска обусловливается ранним ма-
теринством, отсутствием стимула к обучению со стороны семьи, социальной изоляцией, что сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному совершенствованию.
Следует отметить, что к женщины группы социального риска это разновидность социальной номинальной группы, включающая женщин различного возраста, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям социокультурной среды. В силу сказанного не может быть осуществлена их нормальная жизнедеятельность в обществе. Относительно традиционно к женщинам группы социального риска относятся: склонные к алкоголизму, освобожденные из мест лишения свободы, матери-одиночки, "маленькие" мамы, проститутки, женщины находящиеся за гранью или у черты бедности, безработные и др.
В педагогических исследованиях предпринимаются попытки выстроить систему социально-психологической работы с наиболее уязвимыми категориями женщин - безработными (А.А. Гончарова, И.Ю. Налимова и др.), беременными (Г.Г. Филиппова, Е.Г. Ветчанина, Н.П. Коваленко, О.А. Урусова и др.), жертвами насилия (Ю.В. Градскова, Н.Г. Осухова, С.В. Фролова, И.А. Школьников и др.).
Для осуществления процесса адаптации женщин группы социального риска необходимо терминологическое определение основных категорий, а именно "адаптация", "социальная адаптация", "социокультурная адаптация", "социокультурная адаптация женщин группы социального риска".
Наиболее наукоемким понятием выступает понятие "адаптация", которое в настоящий период содержит более ста различных трактовок, представленных следующими направлениями:
- понимание адаптации как процесса, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения (Г.М. Андреева, Н.А. Агаджанян, Ю.В. Колесникова, В.С. Олейников и др.);
- адаптация рассматривается как процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем - социальной среды и личности (Л.П. Буева, Б.З. Вульфов);
- адаптация предусматривает определенную деятельность, взаимодействие личности с окружающей средой (М.С. Каган, А.В. Мудрик, Я.А. Пономарев и др.);
- адаптация как реализация индивидуальных особенностей и потребностей личности (И.К. Кряжева, А.А. Реан, Я.Л. Коло-минский и др.);
- адаптация как процесс, направленный на взаимодействие системы помощи, ориентирующий на гармонизацию отношений, формирующий его социальный статус, способствующий освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы (РА. Литвак, В.Я. Осенников и др.).
В исследованиях наиболее часто выделяются следующие этапы адаптации: преадаптация (приспособление к будущим ситуациям, установление психологической установки на адаптацию), дезадаптация (отвыкание от привычных условий жизни), деадаптация (неадаптированность, неспособность приспособиться к новым условиям социальной среды); естественно-культурный, социально-культурный, личностный [2].
В настоящее время философами, социологами, психологами, педагогами достаточно активно ведутся исследования социальной адаптации, раскрывающие сущность данной категории, механизмы, факторы, повышающие адаптационный потенциал личности (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, В.И. Загвя-зинский, В.Т. Лисовский, Г.М. Фило-нов и др.). Социальная адаптация личности в данном случае определяется степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий для свободного проявления сущностных сил в коммуникации. Социальная адаптация выступает механизмом социализации, формирует социальный статус личности, способствует освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы в адаптационной среде.
Среда адаптации, будучи детерминирована всеми социоэ-кономическими условиями общества, связанными с социальным и научно-техническим прогрессом в обществе, как указывают Л.Б. Волынская и С.И. Журавлева в каждом конкретном случае подразделяется на предметную и личностную, где под предметной средой понимаются виды деятельности, которая должна освоить личность, а под личностной - состав членов данной группы, преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат, что важно учитывать при адаптации женщин группы социального риска [3, 4].
В качестве разновидности социальной адаптации выделяется также социокультурная адаптация. В психологии разработка проблемы социокультурной адаптации связана с именами А.Н. Леонтьева, А.А. Налчаджяна, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Ж. Пиаже.
Под социокультурной адаптацией, в широком смысле, понимается процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса.
Из анализа работы Н.А. Цветковой и др. следует, что социокультурная адаптация, отличается от других видов адаптации аксиологическим назначением, ценностно-ориентационным содержанием, соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности [5].
В основании социокультурной адаптации лежат социокультурные различия, то есть различия в распределении и доступности духовных благ и услуг, в уровне их потребления, в характере и содержании культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии [2].
Под факторами социокультурной адаптации понимается совокупность условий или обстоятельств, определяющих темп, уровень, устойчивость и результат социокультурной адаптации. Мы считаем, что факторы это и причины, и движущие силы явления. Факторы социокультурной адаптации можно разделить на следующие группы, положив в основу этого деления два основных компонента процесса адаптации:
а) факторы, относящиеся к адаптирующемуся элементу (уровень культуры, наличие социокультурных ценностей, система мотивов аккультурации, самопозиционирование, творческая составляющая и др.);
б) факторы, относящиеся к среде адаптации (социально-экономические, социально-психологические, организационно-педагогические, культурные, личностные факторы, обусловленные видами деятельности).
В нашем исследовании мы предполагаем, что социокультурная адаптация женщин группы социального риска представляет собой действенный фактор, влияющий на повышение социального статуса женщин группы социального риска, побуждает к изменению социокультурной среды и проектированию перспектив жизнедеятельности, если:
Необходимость социокультурной адаптации женщин группы социального риска обусловлена социальным запросом об-
щества, обеспечивающих нормативно-правовую базу, позволяющим осуществить данный вид деятельности. Социокультурная адаптация должна стать особой отраслью в деятельности социальных педагогов, социальных служб, бирж труда, реабилитационных центров.
В качестве теоретико-методологической основы решения проблемы будет использована совокупность амбивалентного, гендерного и ситуационного подходов, которые обладают значительным теоретико-методологическим потенциалом для отбора содержания и организации социально-педагогической деятельности в центрах по реабилитации женщин группы социального риска. При этом амбивалентный подход выступает общенаучной основой исследования, позволяет рассматривать явления педагогической практики полинаправленно, многовекторно, использовать большое количество альтернатив при описании процесса социокультурной адаптации женщин группы социального риска. Гендерный подход выступает теоретико-методической стратегией исследования социального взаимодействия женщин в социокультрном пространстве, ориентирует на личностно-развивающую парадигму, характерными особенностями которой является учет многообразия индивидуальных особенностей женщин группы социального риска при обеспечении и поддержке адаптивных процессов самопознания, самоактуализации и самореализации. Ситуационный подход представляет собой практико-ориентированную тактику исследования направленную на генерацию образа ситуации, позволяющую достичь цели социокультурной адаптации.
Педагогическому обеспечению предшествует процесс педагогического прогнозирования и конструирование модели социокультурной адаптации женщин группы социального риска, состоящей из следующих подсистем: концептуальной, организационной, методической и эмпирической, отражающих совокупность цели, содержания, критериев, этапов, которая является теоретико-технологическим основанием прогнозирования результатов социально-педагогической деятельности, эффективность функционирования системы заключается в разрешении основных противоречий исследования социокультурной адаптации женщин группы социального риска.
Педагогическое обеспечение осуществляется на основе прогнозирования процесса социокультурной адаптации женщин группы социального риска, включающего комплекс педагогических условий:
- учет психолого-педагогических и социально-профессиональных особенностей женщин группы социального риска в процессе социокультурной адаптации;
- системообразующий характер деятельности реабилитационных центров по социокультурной адаптации женщин группы социального риска;
- разработка вариативных стратегии социокультурной адаптации женщин в регионе, с последующей апробацией.
Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации женщин группы социального риска осуществляется в Центре защиты женщин, что предполагает предварительное создание необходимых для работы условий и комплексное обеспечение всех направлений его деятельности: подбор кадров для работы в Центре; организация службы телефона доверия по вопросам кризисной ситуации; заключение необходимых договорных отношений; подготовка необходимой материально-технической базы для работы Центра и для обеспечения подопечных Центра. При этом в центре осуществляется: телефонное психологическое консультирование; очное психологическое консультирование; распространение информации о работе службы телефона доверия в СМИ, сети Интернет, районных управах и т.д.; ведение учета обращаемости и эффективности работы с женщинами; социальное сопровождение подопечных Центра; работа с окружением женщин, оказавшихся в кризисной ситуации; проведение обучающего консультирования; проведение благотворительных акций; организация групп взаимопомощи и взаимоподдержки среди женщин, оказавшихся в кризисной ситуации; проведение встреч, тренингов, мастер-классов, семинаров и прочих необходимых мероприятий с пред-
ставителями региональных инициативных групп и обществен- методики; коррекционные игры и тренинги по разрешению конных организаций, проводящих данную деятельность, либо фликтов, снятию страхов, навыков уверенного поведения, эф-
желающих ее начать: обмен положительным опытом, выработка фективных коммуникаций, достижению целей, лидерства и др.
совместной рабочей стратегии; фандрайзинг; диагностические Библиографический список
1. Бережная, М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М. , 2008.
2. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: дис. ...д-ра социол. Наук. - Кемерово, 1992.
3. Волынская, Л.Б. Динамика социокультурной адаптации личности: дис. ... д-ра культурологии. - М. , 2009.
4. Журавлева, С.И. Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. - Ставрополь, 2005.
5. Цветкова, Н.А. Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2009.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 373.1
Н.В. Войниленко, ст. преп. ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье приводятся аргументы для доказательства проблемы повышения эффективности управления качеством начального общего образования. Раскрываются функции руководителя образовательного учреждения, педагогические условия совершенствования руководителем оценивания образовательной системы начальной школы.
Ключевые слова: контрольно-оценочныепроцессы, функции: диагностическая, прогностическая, корректирующая, оценочная, развивающая, обучающая, мотивирующая, информационная, педагогические условия.
В процессе осуществления изменений системы образования России перед работ-никами образования, а также политиками, государственными деятелями, работодателями, родителями обучающихся и воспитанников отчетливо обозначилась проблема оценивания качества образования, в том числе в связи с активно внедряемыми ориентированными на потребителя методами и механизмами управления качеством образования. Соответствующие задачи были поставлены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Концепции общероссийской системы оценки качества образования, Национальной доктрине российского образования до 2025 года и других стратегических документах. На социально-педагогическом уровне актуальность исследования заключается в поиске оснований для комплексной оценки образовательной системы, в формировании научных представлений о контрольнооценочных процессах как механизме управления качеством образования на начальной ступени школы, представляющей собой целостную совокупность образовательных компонентов и взаимосвязей между ними. Исследуемая модель управления совершенствованием контрольно-оценочных процессов является важнейшим элементом внед-ряемой в систему образования системы менеджмента качества.
Исследователями, не оставившими без внимания эту проблему, осуществлены попытки описания объектов, подлежащих оцениванию, определения признаков (показателей, индикаторов) этих объектов, в том числе результативной, процессуальной, системной составляющих образовательной системы, а также соответствующих им критериев и измерителей [1; 2; 3]. Выявлены закономерности управления образовательной системой на разных уровнях, в том числе на уровне руководителя школы [4; 5]. Предложены подходы к определению понятия "качество образования" и факторов, его определяющих, в том числе соответствующих характеристик управляющей системы [6; 7]. Разрабатываются такие направления совершенствования конт-рольно-оце-ночных процессов в школе, как обеспечение их уров-невости и многопозиционности [8], системное рассмотрение объектов образования при учете приоритетов использования полученной информации [9], устранение факторов, снижающих эффективность выработки управленческих решений [10]. По-
явился ряд теоретико-методологических исследований в области оценки состояния, изменений и тенденций в образовании, базирующихся на теории педагогических измерений. Предприняты попытки концептуализации аппарата педагогических измерений. Однако на научно-теоретическом уровне актуальным остается исследование содержания деятельности первого руководителя образовательного учреждения по совершенствованию контрольно-оценочных процессов, выявление методов его воздействия на управляемую систему в этом аспекте.
Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что практические работники формируют методическое знание по разным направлениям совершенствования контрольно-оценочных процессов в управлении обучением и воспитанием младших школьников, в том числе создают многочисленные пакеты инструментария. Однако, зачастую эти разработки, оставаясь без методологического обоснования, нуждаются в критическом анализе и апробации. Актуальность проблемы совершенствования содержания и методов контрольно-оценочных процессов в школе на научно-методическом уровне связана с формированием обоснованного алгоритма построения руководителем образовательного учреждения модели управления качеством, с методическим оснащением оценочных процедур, а также с отбором содержания и средств трансляции научного знания в образовательную практику.
Таким образом, можно выделить некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы содержания и методов деятельности руководителя по совершенствованию контрольно-оценочных процедур. Это противоречия между:
- большой социальной востребованностью объективной информации, помогающей выстраивать управление качеством обучения и воспитания младших школьников и отсутствием соответствующего современным социально-экономическим требованиям научного представления как о качественных характеристиках образования, соответствующих современным социально-экономическим требованиям, так и об адекватном этим характеристикам и эффективном инструментарии и контрольнооценочных процедурах (отсутствием однозначного понимания термина "качество образовательной услуги", отсутствием четких критериев и показателей её качественных характеристик; не-